
Российские аэротакси обещают в 2025 году – с водородными и гибридными двигателями
Специалисты Московского авиационного института (МАИ) рассказали подробности о своей новой глобальной разработке – аэротакси. Как оказалось, работы активно идут, проектирование уже завершается. Теперь на очереди изготовление опытных экземпляров и проведение масштабных летных испытаний.
Главная особенность аэротакси от МАИ – это использование водородного двигателя. Если вдаваться в подробности, то это все же электрический мотор. Только он работает за счет водородного топлива.
Кроме Московского авиационного института, свой проект готовит и другая организация. Конструкторское бюро «АвиаНовации» работает над своим аэротакси. Разработка уже получила собственное название – «Гепард». Это намекает на то, что летательный аппарат будет как минимум быстрым.
Это аэромотоцикл от российской компании Hoversurf. Фото: youtube.com
Беспилотник от КБ «АвиаНовации» тоже имеет свою «фишку». Он оснащен гибридной силовой установкой. Сразу не совсем понятно, как это связано, но производитель утверждает, что подобная схема обеспечит максимально высокий уровень безопасности.
Пока у МАИ нет даже демонстратора для проверки технических решений. Но это временные трудности – работы идут по плану, еще и с опережением.
В начале 2025 года проектирование летательного аппарата завершится. Сейчас инженеры занимаются опытным образцом. Он нужен для ряда проверок:
✅ Мотора
✅ Электроники
✅ Конструктивных элементов
Скорее всего, до конца 2025 года опытное аэротакси будет готово. Именно его и называют демонстратором в МАИ. Конечно, внешне это окажется далеко не предсерийный образец, но по техническим характеристикам и шасси – вполне.
Отечественные разработки уже в воздухе. Фото: youtube.com
Что касается «Гепарда» от КБ «АвиаНовации», то данный проект разрабатывается как минимум с 2017 года. Именно тогда было заявлено, что беспилотник почти готов. Когда сделают прототип – пока неизвестно. Возможно, в том же 2025 году, чтобы не отставать от основного конкурента в лице МАИ.
Аэротакси – это типичный VTOL. Если расшифровать аббревиатуру, получится летательный аппарат с вертикальным взлетом и посадкой.
Обещают беспилотник с водородным двигателем. Точнее, силовой агрегат электрический. Просто работать он будет на водороде.
Почему специалисты МАИ выбрали именно такой мотор? Все просто – обычный электрический двигатель в сочетании с аккумулятором окажется слишком тяжелым. Если же уменьшить емкость АКБ, то запаса хода, точнее, дальности, будет явно недостаточно для выполнения транспортных задач и пассажирских полетов.
Есть подобные проекты аэротакси и у компании Boeing. Фото: youtube.com
А вот использование водородного топлива позволит снизить вес силовой установки. Плюс это даст необходимую дальность полета.
Московский авиационный институт надеется на финансовую помощь от государства. Плюс в стране требуется развивать соответствующую инфраструктуру заправочных водородных станций. Если этого не сделать, то смысла в серийном выпуске подобных аэротакси не будет. Впрочем, как и автомобилей с такими моторами.
Далеко не все поддерживают МАИ в их стремлении развивать и использовать именно водородные моторы. Например, такой маститый игрок на рынке, как «Ростех», предлагает собственную альтернативу. Это гибридная силовая установка с мощностью 680 л. с.
Гибридный двигатель базируется на основе ВК-650В. Фото: youtube.com
Пока такая серийно не выпускается, но наладить ее конвейерное производство несложно. Ведь в основе будет новый авиадвигатель ВК-650В. Главное найти потенциального партнера, который сможет наладить серийное производство аэротакси и подобных летательных аппаратов. Иначе смысла вкладывать деньги в разработку нет – она просто не окупится.
У государственной корпорации уже есть опытные образцы. Сейчас они завершают стендовые испытания. То есть, продукт по сути готов и ждет заказчиков.
Конечно, силовые агрегаты на водороде легче. Но там еще работы непочатый край, плюс полностью отсутствует инфраструктура.
Пока данная сфера никак не регулируется законодательством. Поэтому перед началом серийного производства придется разрабатывать соответствующие акты.
Первые аэротакси будут, скорее всего, компактными. Фото: youtube.com
Сейчас же специалисты считают, что для коротких рейсов аэротакси будет подниматься на высоту 150 метров. Что касается маршрутов от 100 км и далее, то в этих случаях называют цифры от 0,5 до 2 километров.
Сейчас ведущим разработчиком аэротакси является Китай. В этой стране есть несколько компаний, которые тестируют готовые летательные аппараты. Запустить их в серийное производство мешает несовершенство местного законодательства. Но данный вопрос решится оперативно, как только производители будут полностью готовы к запуску своих проектов в крупную серию.
Китайский опыт поможет российским компаниям сориентироваться. Планируется скопировать внешность, технические решения, требования к безопасности. При этом модели будут собственными. Схема рабочая – ее часто использовали в СССР. Да и Поднебесная не смущается это делать даже сейчас.
Китайские аэротакси не боятся даже вьюги. Фото: youtube.com
Пример развития аэротакси в Китае доказывает, что это коммерческая ниша. Если сделать подобный транспорт массовым и условно доступным для пассажиров и грузоперевозчиков – это сулит прибыль всем.
Что касается «Гепарда», то «АвиаНовации» в первую очередь заботятся о безопасности. Производителя можно понять – это коммерческая организация, которая не имеет права на ошибки. Любая недоработка – это крах проекта и потерянные финансы.
Поэтому в «Гепарде» планируют использовать несколько двигателей. При отказе одного или даже пары из них, оставшиеся силовые агрегаты не дадут аэротакси упасть на землю.
Многие считают, что электронику и системы безопасности подобных летательных аппаратов, особенно беспилотных, нужно страховать надежными методами. Например, оснащать летательные аппараты парашютами.
В 2025 году подобные аэротакси начнут летать и в России. Фото: youtube.com
Но это не так просто, как кажется. Во-первых, даже прыгать с парашютом сложно. Его нужно контролировать. Как это сделать для аэротакси, да еще в условиях чрезвычайной ситуации?
Куда надежнее изначально создать систему с распределенной архитектурой и дублирующими элементами.
В первую очередь летательный аппарат станет конкурентом и заменой легким коммерческим вертолетам. Обещают, что он будет доступнее последних.
Некоторые модели внешне похожи на компактные самолеты. Фото: youtube.com
Аэротакси изначально начнут эксплуатировать в туристической отрасли. Как только к подобным летательным аппаратам привыкнут, они начнут пользоваться спросом у бизнесменов. Ведь перемещаться по мегаполису с его «пробками» в воздухе получится в разы быстрее.
Специалисты считают, что аэротакси по мере роста популярности можно использовать в качестве «маршруток». Они будут останавливаться в определенных точках, собирая и выгружая пассажиров. Там же можно оборудовать и зарядные или водородные станции.
Перспектив много, хоть это и звучит фантастически. Но страна развивается, так что в ближайшие годы аэротакси из диковинки может стать обыденностью.
Главная особенность аэротакси от МАИ – это использование водородного двигателя. Если вдаваться в подробности, то это все же электрический мотор. Только он работает за счет водородного топлива.
Кроме Московского авиационного института, свой проект готовит и другая организация. Конструкторское бюро «АвиаНовации» работает над своим аэротакси. Разработка уже получила собственное название – «Гепард». Это намекает на то, что летательный аппарат будет как минимум быстрым.

Беспилотник от КБ «АвиаНовации» тоже имеет свою «фишку». Он оснащен гибридной силовой установкой. Сразу не совсем понятно, как это связано, но производитель утверждает, что подобная схема обеспечит максимально высокий уровень безопасности.
Что уже имеем
Пока у МАИ нет даже демонстратора для проверки технических решений. Но это временные трудности – работы идут по плану, еще и с опережением.
В начале 2025 года проектирование летательного аппарата завершится. Сейчас инженеры занимаются опытным образцом. Он нужен для ряда проверок:
✅ Мотора
✅ Электроники
✅ Конструктивных элементов
Скорее всего, до конца 2025 года опытное аэротакси будет готово. Именно его и называют демонстратором в МАИ. Конечно, внешне это окажется далеко не предсерийный образец, но по техническим характеристикам и шасси – вполне.

Что касается «Гепарда» от КБ «АвиаНовации», то данный проект разрабатывается как минимум с 2017 года. Именно тогда было заявлено, что беспилотник почти готов. Когда сделают прототип – пока неизвестно. Возможно, в том же 2025 году, чтобы не отставать от основного конкурента в лице МАИ.
Водородный двигатель
Аэротакси – это типичный VTOL. Если расшифровать аббревиатуру, получится летательный аппарат с вертикальным взлетом и посадкой.
Обещают беспилотник с водородным двигателем. Точнее, силовой агрегат электрический. Просто работать он будет на водороде.
Почему специалисты МАИ выбрали именно такой мотор? Все просто – обычный электрический двигатель в сочетании с аккумулятором окажется слишком тяжелым. Если же уменьшить емкость АКБ, то запаса хода, точнее, дальности, будет явно недостаточно для выполнения транспортных задач и пассажирских полетов.

А вот использование водородного топлива позволит снизить вес силовой установки. Плюс это даст необходимую дальность полета.
Сейчас главная задача МАИ – найти партнеров, которые смогут наладить массовый выпуск преобразователей энергии. Уже заявлено, что рассматриваются только отечественные компании, никакого Китая. Это намекает на изначальное импортозамещение.
Московский авиационный институт надеется на финансовую помощь от государства. Плюс в стране требуется развивать соответствующую инфраструктуру заправочных водородных станций. Если этого не сделать, то смысла в серийном выпуске подобных аэротакси не будет. Впрочем, как и автомобилей с такими моторами.
Иной двигатель
Далеко не все поддерживают МАИ в их стремлении развивать и использовать именно водородные моторы. Например, такой маститый игрок на рынке, как «Ростех», предлагает собственную альтернативу. Это гибридная силовая установка с мощностью 680 л. с.

Пока такая серийно не выпускается, но наладить ее конвейерное производство несложно. Ведь в основе будет новый авиадвигатель ВК-650В. Главное найти потенциального партнера, который сможет наладить серийное производство аэротакси и подобных летательных аппаратов. Иначе смысла вкладывать деньги в разработку нет – она просто не окупится.
У государственной корпорации уже есть опытные образцы. Сейчас они завершают стендовые испытания. То есть, продукт по сути готов и ждет заказчиков.
Использование ГСУ поможет снизить эксплуатационные расходы по сравнению с традиционными авиационными моторами. Обещают, что ресурс двигателей окажется на 25% в среднем выше.
Конечно, силовые агрегаты на водороде легче. Но там еще работы непочатый край, плюс полностью отсутствует инфраструктура.
Особенности аэротакси
Пока данная сфера никак не регулируется законодательством. Поэтому перед началом серийного производства придется разрабатывать соответствующие акты.

Сейчас же специалисты считают, что для коротких рейсов аэротакси будет подниматься на высоту 150 метров. Что касается маршрутов от 100 км и далее, то в этих случаях называют цифры от 0,5 до 2 километров.
Сейчас ведущим разработчиком аэротакси является Китай. В этой стране есть несколько компаний, которые тестируют готовые летательные аппараты. Запустить их в серийное производство мешает несовершенство местного законодательства. Но данный вопрос решится оперативно, как только производители будут полностью готовы к запуску своих проектов в крупную серию.
Китайский опыт поможет российским компаниям сориентироваться. Планируется скопировать внешность, технические решения, требования к безопасности. При этом модели будут собственными. Схема рабочая – ее часто использовали в СССР. Да и Поднебесная не смущается это делать даже сейчас.

Пример развития аэротакси в Китае доказывает, что это коммерческая ниша. Если сделать подобный транспорт массовым и условно доступным для пассажиров и грузоперевозчиков – это сулит прибыль всем.
Что касается «Гепарда», то «АвиаНовации» в первую очередь заботятся о безопасности. Производителя можно понять – это коммерческая организация, которая не имеет права на ошибки. Любая недоработка – это крах проекта и потерянные финансы.
Поэтому в «Гепарде» планируют использовать несколько двигателей. При отказе одного или даже пары из них, оставшиеся силовые агрегаты не дадут аэротакси упасть на землю.
Нужен ли парашют?
Многие считают, что электронику и системы безопасности подобных летательных аппаратов, особенно беспилотных, нужно страховать надежными методами. Например, оснащать летательные аппараты парашютами.

Но это не так просто, как кажется. Во-первых, даже прыгать с парашютом сложно. Его нужно контролировать. Как это сделать для аэротакси, да еще в условиях чрезвычайной ситуации?
Куда надежнее изначально создать систему с распределенной архитектурой и дублирующими элементами.
Для чего нужно аэротакси?
В первую очередь летательный аппарат станет конкурентом и заменой легким коммерческим вертолетам. Обещают, что он будет доступнее последних.

Аэротакси изначально начнут эксплуатировать в туристической отрасли. Как только к подобным летательным аппаратам привыкнут, они начнут пользоваться спросом у бизнесменов. Ведь перемещаться по мегаполису с его «пробками» в воздухе получится в разы быстрее.
Специалисты считают, что аэротакси по мере роста популярности можно использовать в качестве «маршруток». Они будут останавливаться в определенных точках, собирая и выгружая пассажиров. Там же можно оборудовать и зарядные или водородные станции.
Перспектив много, хоть это и звучит фантастически. Но страна развивается, так что в ближайшие годы аэротакси из диковинки может стать обыденностью.
- Ульф
- youtube.com
Рекомендуем для вас

В России возрождают советский порт и железную дорогу к нему – есть ли перспективы?
Город должен был стать энергетическим и судоходным центром региона, но совокупность факторов не позволила этому случиться. Теперь о порте заговорили вновь и...

Scania и MAN не вернутся на российский завод – там готовятся к выпуску отечественных БАЗ
Российские грузовики идеальны для сложных условий эксплуатации. А серийная сборка моделей начнется уже этим летом....

Второй Ил-96-400Т начал выполнять коммерческие полеты
Теперь важные грузы можно оперативно доставлять в отдаленные от центра регионы. Осталось наладить постоянные маршруты....

Tugella – все: в Белорусии начнут выпускать новый Belgee S50
Это глубоко локализованная версия Geely Emgrand. Планируют выйти на 5000 автомобилей в год....

Ан-12 против Airbus A400 – соревнования по красоте посадки
Современные крупные самолеты давно уже турбовентиляторные. Конечно, у большинства из них не реактивные силовые агрегаты. Но многие в этом все равно не...

Поставки российских двигателей ТВ7-117СТ-01 для Ил-114-300 начнутся уже в этом году
Первые 6-7 экземпляров отгрузят для статических и летных экземпляров. Ждать осталось немного....

Зачем в Мурманской области построили новый морской порт
Несмотря на то, что порт Мурманска считается недозагруженным, на противоположном берегу построили новую гавань для перевалки угля....

Одномоторный самолет E1000 AX демонстрирует впечатляющую производительность и может сесть без помощи человека
Даже место для посадки модель способна выбрать сама. Подробнее о новом проекте читайте в нашем материале....

Впервые в истории удалось обслужить спутник на орбите захоронения
Аппарат компании Northrop Grumman стал спасителем спутниковых устройств. Планируется запуск целой серии....

Новый российский серийный бульдозер Б11 Электро – превосходство технологий
Все давно привыкли, что бульдозеры, в том числе российские, оснащаются только дизельными двигателями. Гибридные модели если и делают, то это место явно...

Автобус КАВЗ-3976 – последняя советская «барбухайка»
Эта модель создана на шасси грузовика ГАЗ-3307. Несмотря на простоту конструкции, они выпускались 20 лет....

«Скучать не будем» – десяток китайских брендов покинет рынок России
Не каждый покупатель готов довериться «безымянному» китайскому бренду. Некоторые из них не смогли продать и 20 машин за последние три месяца....

«Машина времени» – Mercedes-Benz выпустил ретро-версию G-Class
Она призвана погрузить водителя в 80-е годы. В салоне будет уютно как дома, ведь, кроме прочего, там есть «плед». Впрочем, ценник тоже как за хорошие...

Два новых пикапа и внедорожник на шасси Nissan появятся в России официально
Эти автомобили даже собираются на одном заводе с Ниссан. У нас их предложат под брендом Oting....

ЛиАЗ-677: тяжелое восстановление спустя 25 лет простоя
Спустя почти полвека с момента выпуска легендарного ЛиАЗ-677 1976 года автор видео на YouTube-канале «Автобусная мастерская VegaBus» решается вдохнуть в него...

«Окская судоверфь» завершила постройку сухогруза «Леонид Багров»
Судно проекта RSD71 может курсировать и по рекам, и по морям. Оно стало развитием проекта RSD59....