Маневровый ТГМ7 для узкоколейки
Хотя никто не станет отрицать огромной роли и важности магистральных тепловозов, но не будем забывать и об их «младших братьях». Я сейчас говорю о маневровой технике, которая неустанно трудиться на пристанционных и подъездных путях промышленных предприятий.
Скажем прямо, отсутствие маневровых тепловозов сделало бы бессмысленным и существование магистральных. Ведь формирование составов, перевозимых последними на сотни и тысячи километров, происходит как раз благодаря неусыпному труду первых.
Сегодня у нас появилась возможность отдать дань этим скромным трудягам, которых многие из нас (живущие вблизи станций с грузовой работой) могут наблюдать в деле каждый день. И одним из основных советских заводов, выпускавших технику данного типа, являлся Людиновский тепловозостроительный.
Уже к началу 70-х на его мощностях освоили сборку взвешенной и довольно надежной конструкции – маневрового тепловоза с гидропередачей ТГМ4. Он предназначался для работы на колеи классической ширины и выпускался почти до конца советской эпохи. За неполных два десятилетия локомотивостроители смогли отправить на дороги страны около трех с половиной тысяч единиц данной техники.
Кроме того, что модель обросла множеством модификаций, она еще и стала базовой для одной спецверсии. Все дело в том, что удаленный остров Сахалин являлся эдаким «отдельным государством». Ну, не в смысле политического устройства, а относительно типа местных железнодорожных магистралей. Они унаследовали «японскую» ширину в 1067 мм на всей территории, составляющей более чем 76 тысячах квадратных километров.
После того как советское руководство решило больше не закупать японские локомотивы, а обходиться своими силами, встал вопрос: а кто же возьмет на себя груз решения этой проблемы? Выбор пал на опытных специалистов Людиновского тепловозостроительного завода.
В течение нескольких лет шли конструкторские разработки, вылившиеся к середине 70-х в реальный проект. Постепенно усилия инженеров привели к тому, что в 1974 году на сборочные мощности предприятия встала новая модель.
Модель конструировалась для использования на т. н. «капской дороге» острова Сахалин. Применять тепловоз где-то в другом месте не планировалось, как и изготавливать какие-то его модификации для работы на обычных магистралях. Поэтому технику ждали скромная лимитированная серия в 48 единиц, которые предприятие собирало в течение девяти лет. Вот его основные характерные особенности:
✅ для маневровых работ
✅ четырехосная конструкция
✅ применение гидромеханической передачи
Уже первые образцы ТГМ7 были очень тепло встречены сахалинскими железнодорожниками. Тепловозы нашли свое применение в различных типах маневровых работ на всей территории острова, а их эксплуатация растянулась на долгие четыре с половиной десятилетия.
Их надежная конструкция позже позволила расширить специфику использования ТГМ7. В редких случаях эта техника служила в качестве локомотивов, буксирующих малотоннажные составы на короткие расстояния. При том, что сахалинское хозяйство всегда ощущало заметную нехватку магистральной техники, такой выход из ситуации оказался очень кстати.
Учитывая то, что весь остров Сахалин имеет умеренно-муссонный климат с высокой степенью влажности, этот фактор учли при проектировке тепловоза и выборе силового агрегата для него. Вот основные характеристики привода ТГМ7:
✅ дизель М7568
✅ мощность – 680 л. с (500 кВт)
✅ частота вращения – 1400 об/мин
✅ масса привода – 2 т
После представления силового агрегата, можем больше обратить внимание и на некоторые особенности самого тепловоза. Он имел привычную для всего советского маневрового хозяйства конструкцию капотного типа. Кабина машиниста была одна и располагалась в задней части кузова, со смещением от центра. Вот физические параметры техники:
✅ высота – 4,05 м
✅ длина – 12,6 м
✅ ширина – 3,13 м
✅ служебная масса – 68 т
✅ конструкционная скорость – 62 км/ч
Учитывая скромную специфику предназначения локомотива, рабочее место машиниста не могло похвастаться особым комфортом. Обслуживался тепловоз в одно лицо, поэтому во внутреннем пространстве имелось всего лишь одно аскетичное посадочное место, без любого намека на какой-либо комфорт. Это круглая «вертушка» с мягким сиденьем и небольшой спинкой.
Внутреннее пространство также создавало впечатление полного аскетизма и классического советского фундаментализма. Все приборы имели грубый (но практичный) дизайн, превращая работу сахалинских машинистов в реально суровые будни.
Напротив, грубый дизайн тепловоза сочетался с его крайне высокой степенью надежности. Даже после более чем 40-летней эксплуатации большинство единиц находились в хорошем техническом состоянии. Но без текущего ремонта и замены некоторых изношенных элементов все же было не обойтись.
А с этим как раз и возникли главные трудности. Мало того, что предприятие-изготовитель находилось за шесть с половиной тысяч километров. Так еще и сам ТГМ7 сняли с производства в далеком 1983 году. Поэтому эксплуатирующие организации столкнулись с крайним дефицитом запчастей, что стопорило даже небольшие ремонтные работы.
Дело доходило до смешного. Замены требовала малюсенькая деталь, а (из-за ее отсутствия) подолгу простаивал без работы огромный маневровый тепловоз. Именно такие проблемы и привели к тому, что на остров начали поступать более современные ТГМ11 или ТГМ11А. А «старичков» потихоньку отправляли на базу запаса в Тымовске.
Окончательная развязка наступила ближе к нашему десятилетию, когда на всей территории острова Сахалин провели перешивку магистралей на общепринятый в стране размер. В таких условиях ветераны ТГМ7 и вовсе оказались не у дел.
На их смену прибыли тепловозы ТЭМ18ДМ, выпуск которых освоен Брянским заводом уже в постсоветский период. Началом серии стал 1992 год, а сборкой данной модификации предприятие занимается с 2007-го. Локомотив имеет шесть осей и 1200-сильный дизельный привод. Он рассчитан для эксплуатации на магистралях с шириной колеи 1520 мм.
Самым большим долгожителем среди ТГМ7 оказался тепловоз № 017. Он использовался до ноября 2022 года для транспортировки различных путевых машин. Как можете видеть на сопровождающих фото, машина находилась в довольно печальном техническом состоянии и имела сильно изношенный внешний вид.
Поэтому в прошлом году было принято решение об ее утилизации. Тепловоз ТГМ7-017 попросту порезали на металлолом. А вот экземпляру № 019 повезло намного больше. Этот борт выбрали в качестве образца для железнодорожного музея.
После того как ему был придан первозданный вид, локомотив отправился на станцию Южно-Сахалинск. Здесь он, наряду с историческими паровозами и другой ж/д техникой, стал экспонатом местного музея. Сегодня на этот сахалинский маневровый тепловоз из прошлого может полюбоваться любой из посетителей хранилища.
Скажем прямо, отсутствие маневровых тепловозов сделало бы бессмысленным и существование магистральных. Ведь формирование составов, перевозимых последними на сотни и тысячи километров, происходит как раз благодаря неусыпному труду первых.
ТГМ7 долгое время верно служил сахалинской узкоколейке. Фото: youtube.com
Сегодня у нас появилась возможность отдать дань этим скромным трудягам, которых многие из нас (живущие вблизи станций с грузовой работой) могут наблюдать в деле каждый день. И одним из основных советских заводов, выпускавших технику данного типа, являлся Людиновский тепловозостроительный.
Маневровый тепловоз, послуживший базой
Уже к началу 70-х на его мощностях освоили сборку взвешенной и довольно надежной конструкции – маневрового тепловоза с гидропередачей ТГМ4. Он предназначался для работы на колеи классической ширины и выпускался почти до конца советской эпохи. За неполных два десятилетия локомотивостроители смогли отправить на дороги страны около трех с половиной тысяч единиц данной техники.
Кроме того, что модель обросла множеством модификаций, она еще и стала базовой для одной спецверсии. Все дело в том, что удаленный остров Сахалин являлся эдаким «отдельным государством». Ну, не в смысле политического устройства, а относительно типа местных железнодорожных магистралей. Они унаследовали «японскую» ширину в 1067 мм на всей территории, составляющей более чем 76 тысячах квадратных километров.
Вход в кабину ТГМ7. Фото: youtube.com
После того как советское руководство решило больше не закупать японские локомотивы, а обходиться своими силами, встал вопрос: а кто же возьмет на себя груз решения этой проблемы? Выбор пал на опытных специалистов Людиновского тепловозостроительного завода.
Спецмодель для Сахалина
В течение нескольких лет шли конструкторские разработки, вылившиеся к середине 70-х в реальный проект. Постепенно усилия инженеров привели к тому, что в 1974 году на сборочные мощности предприятия встала новая модель.
Ею оказался ТГМ7. Этот маневровый тепловоз специально предназначался для эксплуатации на узкоколейных линиях шириной 1067 мм.
Модель конструировалась для использования на т. н. «капской дороге» острова Сахалин. Применять тепловоз где-то в другом месте не планировалось, как и изготавливать какие-то его модификации для работы на обычных магистралях. Поэтому технику ждали скромная лимитированная серия в 48 единиц, которые предприятие собирало в течение девяти лет. Вот его основные характерные особенности:
✅ для маневровых работ
✅ четырехосная конструкция
✅ применение гидромеханической передачи
Уже первые образцы ТГМ7 были очень тепло встречены сахалинскими железнодорожниками. Тепловозы нашли свое применение в различных типах маневровых работ на всей территории острова, а их эксплуатация растянулась на долгие четыре с половиной десятилетия.
Их надежная конструкция позже позволила расширить специфику использования ТГМ7. В редких случаях эта техника служила в качестве локомотивов, буксирующих малотоннажные составы на короткие расстояния. При том, что сахалинское хозяйство всегда ощущало заметную нехватку магистральной техники, такой выход из ситуации оказался очень кстати.
Характеристики тепловоза и его привода
Учитывая то, что весь остров Сахалин имеет умеренно-муссонный климат с высокой степенью влажности, этот фактор учли при проектировке тепловоза и выборе силового агрегата для него. Вот основные характеристики привода ТГМ7:
✅ дизель М7568
✅ мощность – 680 л. с (500 кВт)
✅ частота вращения – 1400 об/мин
✅ масса привода – 2 т
После представления силового агрегата, можем больше обратить внимание и на некоторые особенности самого тепловоза. Он имел привычную для всего советского маневрового хозяйства конструкцию капотного типа. Кабина машиниста была одна и располагалась в задней части кузова, со смещением от центра. Вот физические параметры техники:
✅ высота – 4,05 м
✅ длина – 12,6 м
✅ ширина – 3,13 м
✅ служебная масса – 68 т
✅ конструкционная скорость – 62 км/ч
Учитывая скромную специфику предназначения локомотива, рабочее место машиниста не могло похвастаться особым комфортом. Обслуживался тепловоз в одно лицо, поэтому во внутреннем пространстве имелось всего лишь одно аскетичное посадочное место, без любого намека на какой-либо комфорт. Это круглая «вертушка» с мягким сиденьем и небольшой спинкой.
Внутреннее пространство также создавало впечатление полного аскетизма и классического советского фундаментализма. Все приборы имели грубый (но практичный) дизайн, превращая работу сахалинских машинистов в реально суровые будни.
Эксплуатация надежной техники и ее завершение
Напротив, грубый дизайн тепловоза сочетался с его крайне высокой степенью надежности. Даже после более чем 40-летней эксплуатации большинство единиц находились в хорошем техническом состоянии. Но без текущего ремонта и замены некоторых изношенных элементов все же было не обойтись.
Оборудование кабины. Фото: youtube.com
А с этим как раз и возникли главные трудности. Мало того, что предприятие-изготовитель находилось за шесть с половиной тысяч километров. Так еще и сам ТГМ7 сняли с производства в далеком 1983 году. Поэтому эксплуатирующие организации столкнулись с крайним дефицитом запчастей, что стопорило даже небольшие ремонтные работы.
Дело доходило до смешного. Замены требовала малюсенькая деталь, а (из-за ее отсутствия) подолгу простаивал без работы огромный маневровый тепловоз. Именно такие проблемы и привели к тому, что на остров начали поступать более современные ТГМ11 или ТГМ11А. А «старичков» потихоньку отправляли на базу запаса в Тымовске.
Окончательная развязка наступила ближе к нашему десятилетию, когда на всей территории острова Сахалин провели перешивку магистралей на общепринятый в стране размер. В таких условиях ветераны ТГМ7 и вовсе оказались не у дел.
Рабочее место машиниста. Фото: youtube.com
На их смену прибыли тепловозы ТЭМ18ДМ, выпуск которых освоен Брянским заводом уже в постсоветский период. Началом серии стал 1992 год, а сборкой данной модификации предприятие занимается с 2007-го. Локомотив имеет шесть осей и 1200-сильный дизельный привод. Он рассчитан для эксплуатации на магистралях с шириной колеи 1520 мм.
Самым большим долгожителем среди ТГМ7 оказался тепловоз № 017. Он использовался до ноября 2022 года для транспортировки различных путевых машин. Как можете видеть на сопровождающих фото, машина находилась в довольно печальном техническом состоянии и имела сильно изношенный внешний вид.
Поэтому в прошлом году было принято решение об ее утилизации. Тепловоз ТГМ7-017 попросту порезали на металлолом. А вот экземпляру № 019 повезло намного больше. Этот борт выбрали в качестве образца для железнодорожного музея.
Сегодня ТГМ7 сохранился только в качестве музейного экспоната. Фото: youtube.com
После того как ему был придан первозданный вид, локомотив отправился на станцию Южно-Сахалинск. Здесь он, наряду с историческими паровозами и другой ж/д техникой, стал экспонатом местного музея. Сегодня на этот сахалинский маневровый тепловоз из прошлого может полюбоваться любой из посетителей хранилища.
- Иван Гончаров
- youtube.com
Рекомендуем для вас
«Бетонки»: в России тоже хотят строить «вечные» дороги
Недавно из Краснодарского края пришло сообщение о введении в эксплуатацию опытного участки бетонной автодороги. Подобные покрытия в СССР и РФ почти не...
МС-21 получил еще одну важную деталь отечественного производства
Набор деталей успешно прошел тестирование на скорости свыше 600 км/час. До 2028 года ожидается увеличение поставок в 11 раз. Все подробности читайте в нашем...
Lada Niva получит новый мотор в 2025 году – более объемный и мощный, но простой и надежный
Этим двигателям планируют оснащать все модификации легендарного внедорожника. Похоже, от старого мотора решили отказаться....
Твердотельные аккумуляторы – 1200 км и 10 минут зарядки: когда будет массовое производство?
О производстве этих батарей говорят давно – а «воз и ныне там». Есть ли какие сдвиги в этом направлении сегодня?...
Boeing 737: посадки в исполнении современных пилотов или в СССР учили лучше
Авиалайнеры Boeing 737 считаются одними из самых массовых и удачных в мире. Выпускается семейство серийно с 1967 года. Неудивительно, что за это время...
Остров Свободы получил новых «Патриотов»
Они помогут справиться с последствиями природных катаклизмов, а затем перейдут на службу в администрации провинций. Все подробности читайте в нашем материале....
Четыре иномарки и одна «россиянка»: выбраны 5 лучших автомобилей 2024 года
В интересное время живем, товарищи! Кому не лень, или нужен масштабный пиар раздают Национальные премии «Автомобиль года России». Только «нацию», похоже,...
Российский завод наладил производство деталей для Airbus A321
Пока отечественные самолеты готовятся к выпуску, новые детали помогут продлить срок службы оставшихся зарубежных. Все подробности читайте в нашем материале....
Audi 100 C2 против АЗЛК-2141 – модели бизнес-класса из разных стран и эпох
История автомобилей и их технические особенности. В итоге решим, какая модель лучше сейчас....
Реконструкция «Чуйского тракта» завершилась раньше срока
Проект должны были сдать в 2026 году. Слаженная работа и современные методики позволили ускорить процесс. Все подробности читайте в нашем материале....
«Сапсаны» хотят ускорить
Технически это вполне выполнимая задача. В РЖД уже провели необходимые тесты, а все подробности в нашем материале....
Трактор Фордзон-Путиловец – корыстная помощь США раннему Советскому Союзу
В начале 1920-х годов Советский Союз стал восстанавливать экономику. Более того, планировалось не только выйти на прежний уровень развития, но и многократно...
Пристальный взгляд на самую «внедорожную» Газель
Российская автомобильная промышленность подготовила «ответ» китайским брендам в сегменте коммерческого и частного транспорта. Если быть более точным, то сразу...
Стартовало производство новых версий Lada Largus Cross
Купить такие автомобили у дилеров пока нельзя. Но скоро они появятся в продаже....
«Нива» не оставила шансов Tesla Cybertruck и «китайцу» на бездорожье
Вот такого соревнования мы долго ждали. «Кибертрак» позиционируется, как универсальный автомобиль, который и по трассе едет с комфортом и на бездорожье что-то...
План на следующую «пятилетку» – объявлен список трасс, которые построят и отремонтируют
Финансовые сметы уже одобрены Правительством. Также названы конкретные суммы под каждый проект. Все подробности читайте в нашем материале....