
В СССР был собственный двухэтажный троллейбус
Наверняка все знают о двухэтажном Лондонском автобусе, который наряду с «кэбом» является своеобразным символом Великобритании. Но вряд ли многим известен тот факт, что в Советском Союзе также был свой собственный (почти) двухуровневый городской транспорт, и было это еще в 30-х годах прошлого столетия.
Речь идет о троллейбусе Ярославского автомобильного завода, который курсировал по маршруту Лубянская площадь – Всесоюзная сельскохозяйственная выставка (ВСХВ) в Москве. Автором, а точнее «одобрителем», этой замечательной идеи, как, впрочем, и многих других, выступил Никита Хрущев, который тогда был первым секретарем Московского областного комитета ВКП(б). Именно при нем был оформлен заказ на приобретение двух трехосных троллейбусов у компании British Electric Company.
Двухэтажные троллейбусы встречались и в других европейских странах. Фото: YouTube.com
И вот, летом 1937 года, новый городской электрический транспорт, одна модель из которого была двухуровневой, на сухогрузе «Луга» был доставлен в Советский Союз. Оригинальный троллейбус был поставлен на экспериментальный маршрут вдоль Ленинградского шоссе, для чего пришлось проложить новую, более высокую контактную сеть. Испытания начались 22 июля 1937 года, а 11 сентября того же года электровоз официально поступил в эксплуатацию.
Идея со вторым уровнем, на фоне перегруженности и нехватки в столице пассажирского транспорта, показалась московским транспортниками очень удачной. Надо сказать, не только им – в то время подобный транспорт появился во многих европейских городах. Так что уже в октябре британский троллейбус был отбуксирован на Ярославский автомобильный завод, где в дальнейшем и были собраны «по образу и подобию» уже свои, советские модели – ЯТБ-3. Правда, есть мнение, что шасси у них были все же импортными. Всего же на российском автозаводе было выпущено 10 таких экземпляров, первый из которых вышел на новый маршрут летом 1938 года.
В ходе производства в конструкцию прототипа были внесены определенные изменения: руль и входную пассажирскую дверь перенесли на противоположные стороны. Причем последняя, как и у оригинала, сначала была одна – трехстворчатая сзади. Но позже стало понятно, что одного входа\выхода недостаточно и ярославские специалисты в 1940 году добавили еще одну дверь – переднюю.
ЯТБ-3 явно вызывал интерес у жителей столицы. Фото: YouTube.com
При этом в советском варианте немного пострадала высота потолков. Если в оригинале этот показатель был более 1,9 метра, то в ЯТБ-3 высота салона на первом этаже составляла 1,79 метра, а на втором и вовсе 1,77 м.
Корпус двухуровневого троллейбуса был изготовлен цельнометаллическим способом и имел следующие габариты:
✅ длина – 9,4 м
✅ высота – 4,7 м
Общая масса составляла 10,7 тонн. Пассажировместимость данного транспорта была порядка 100 человек, из расчета 40 сидячих мест на первом ярусе, 32 – на втором, и 28 стоячих мест. Модель оснащалась электромотором мощностью 101 л. с. (75 кВт), что позволяло ей набирать скорость до 55 км/ч.
Кроме того двухэтажный троллейбус демонстрировал целый ряд инновационных решений, которые до того момента не использовались в общественном транспорте. В нем были предусмотрены и отопление, и вентиляция. Имелось табло для выведения информации о наличии свободных мест. Впервые были использованы аккумуляторы резервного питания и двухконтурная тормозная система. И, в целом, салон был гораздо более нарядным, в сравнении с другими представителями отрасли того времени.
Но, к сожалению, в этой большой ложке меда была выявлена и довольно приличная ложка дегтя. Транспорт оказался не таким удобным и эффективным, как это казалось изначально. Немаловажным фактором оказалась очередность распределения пассажиров – сначала должны были заниматься все сидячие места внизу, затем на втором этаже, и только после этого вход ограниченного количества стоячих пассажиров. Несоблюдение этих правил вело к потере устойчивости троллейбуса и сопутствующим рискам. Но, понятное дело, что в часы пик отследить этот момент было практически нереально.
Наш герой ЯТБ-3 успел засветиться в художественной киноленте 1947 года – «Весна». Фото: YouTube.com
Плюс особенно проблематичным оказался суровый осенне-зимний период. В связи с погодными условиями сильно усложнялось и управление высоким автобусом, и доступ в него пассажиров. Лестница на второй этаж постоянно покрывалась наледью и снегом, что делало подъем опасным, а порою и невозможным.
В итоге в 1941 году было принято решение о полном прекращении производства ЯТБ-3, а действующие экземпляры должны были отправится на металлолом. Но Великая Отечественная война внесла свои коррективы, и данный транспорт оставался на линии вплоть до 1948 года. К сожалению, до сегодняшнего дня ни одного целого экземпляра не сохранилось.
Речь идет о троллейбусе Ярославского автомобильного завода, который курсировал по маршруту Лубянская площадь – Всесоюзная сельскохозяйственная выставка (ВСХВ) в Москве. Автором, а точнее «одобрителем», этой замечательной идеи, как, впрочем, и многих других, выступил Никита Хрущев, который тогда был первым секретарем Московского областного комитета ВКП(б). Именно при нем был оформлен заказ на приобретение двух трехосных троллейбусов у компании British Electric Company.

И вот, летом 1937 года, новый городской электрический транспорт, одна модель из которого была двухуровневой, на сухогрузе «Луга» был доставлен в Советский Союз. Оригинальный троллейбус был поставлен на экспериментальный маршрут вдоль Ленинградского шоссе, для чего пришлось проложить новую, более высокую контактную сеть. Испытания начались 22 июля 1937 года, а 11 сентября того же года электровоз официально поступил в эксплуатацию.
Идея со вторым уровнем, на фоне перегруженности и нехватки в столице пассажирского транспорта, показалась московским транспортниками очень удачной. Надо сказать, не только им – в то время подобный транспорт появился во многих европейских городах. Так что уже в октябре британский троллейбус был отбуксирован на Ярославский автомобильный завод, где в дальнейшем и были собраны «по образу и подобию» уже свои, советские модели – ЯТБ-3. Правда, есть мнение, что шасси у них были все же импортными. Всего же на российском автозаводе было выпущено 10 таких экземпляров, первый из которых вышел на новый маршрут летом 1938 года.
В ходе производства в конструкцию прототипа были внесены определенные изменения: руль и входную пассажирскую дверь перенесли на противоположные стороны. Причем последняя, как и у оригинала, сначала была одна – трехстворчатая сзади. Но позже стало понятно, что одного входа\выхода недостаточно и ярославские специалисты в 1940 году добавили еще одну дверь – переднюю.

При этом в советском варианте немного пострадала высота потолков. Если в оригинале этот показатель был более 1,9 метра, то в ЯТБ-3 высота салона на первом этаже составляла 1,79 метра, а на втором и вовсе 1,77 м.
Корпус двухуровневого троллейбуса был изготовлен цельнометаллическим способом и имел следующие габариты:
✅ длина – 9,4 м
✅ высота – 4,7 м
Общая масса составляла 10,7 тонн. Пассажировместимость данного транспорта была порядка 100 человек, из расчета 40 сидячих мест на первом ярусе, 32 – на втором, и 28 стоячих мест. Модель оснащалась электромотором мощностью 101 л. с. (75 кВт), что позволяло ей набирать скорость до 55 км/ч.
Кроме того двухэтажный троллейбус демонстрировал целый ряд инновационных решений, которые до того момента не использовались в общественном транспорте. В нем были предусмотрены и отопление, и вентиляция. Имелось табло для выведения информации о наличии свободных мест. Впервые были использованы аккумуляторы резервного питания и двухконтурная тормозная система. И, в целом, салон был гораздо более нарядным, в сравнении с другими представителями отрасли того времени.
Но, к сожалению, в этой большой ложке меда была выявлена и довольно приличная ложка дегтя. Транспорт оказался не таким удобным и эффективным, как это казалось изначально. Немаловажным фактором оказалась очередность распределения пассажиров – сначала должны были заниматься все сидячие места внизу, затем на втором этаже, и только после этого вход ограниченного количества стоячих пассажиров. Несоблюдение этих правил вело к потере устойчивости троллейбуса и сопутствующим рискам. Но, понятное дело, что в часы пик отследить этот момент было практически нереально.

Плюс особенно проблематичным оказался суровый осенне-зимний период. В связи с погодными условиями сильно усложнялось и управление высоким автобусом, и доступ в него пассажиров. Лестница на второй этаж постоянно покрывалась наледью и снегом, что делало подъем опасным, а порою и невозможным.
В итоге в 1941 году было принято решение о полном прекращении производства ЯТБ-3, а действующие экземпляры должны были отправится на металлолом. Но Великая Отечественная война внесла свои коррективы, и данный транспорт оставался на линии вплоть до 1948 года. К сожалению, до сегодняшнего дня ни одного целого экземпляра не сохранилось.
- Lilu
- www.youtube.com
Рекомендуем для вас

Трансполярная магистраль: грандиозный проект СССР, который так и не удалось завершить
Железная дорога должна была протянуться от Баренцева моря до Чукотки. Но удалось построить лишь некоторые участки....

Самый большой и тихий «Тасманский» паром спущен на воду
Речь о Hull 096, созданном по заказу компании-оператора Buquebus. Теперь он не только самый крупный — смотрите подробности в нашем материале....

В России сместят предельный срок службы самолетов Як-40
Пока российская авиация ожидает появление Ил-114-300 или ТВРС-44 «Ладога», региональным рейсам приходится эксплуатировать самолеты, созданные в 60-х годах. Еще...

Поезд-отель: из Москвы в Санкт-Петербург за 350 000 рублей
Путешествия по железной дороге могут быть разными – от простого способа добраться из точки А в точку Б до роскошного приключения. Именно о таком исключительном...

Spartan EV – почему электро УАЗ так и не пошел в «массы»
На бездорожье в Подмосковье осенью 2021 года проходили испытания электрокара UAZ Spartan EV, событие освещалось в прессе, были ожидания… Однако российские...

Mooney M20 – некогда самый быстрый из серийных одномоторников
Бренд «Муни» не пользуется особой популярностью в России. Тем не менее в других странах эти легкие самолеты можно назвать в определенной степени...

«Валдай-18» официально поступил в продажу
Производитель предлагает гарантию без ограничений по пробегу. В список сильных сторон новинки однозначно стоит отнести пневматическую подвеску....

LADA Vesta Cross с «шестиступкой»: неожиданные итоги тест-драйва
Когда речь заходит о практичных, доступных, и при этом комфортных автомобилях для российских дорог, LADA Vesta Cross с 6-ступенчатой МКПП становится одним из...

В поисках альтернативы «Искре» — восстановление старой Subaru Impreza
Давайте начистоту: предположительные 1,6 миллиона «целковых» за автомобиль, сильно напоминающий «Весту», готов выложить далеко не каждый житель нашей страны....

Ford Expedition III – когда V8 дешевле, чем V6
Этот огромный рамный внедорожник мало того, что трехрядный – у него еще и большой багажник. Вот только покупать такой нужно с оглядкой....

Первый в мире серийный мотоцикл на метане – как едет и что умеет?
Когда думаешь, что мотоциклы – это два колеса и мотор, на сцене появляется Bajaj Freedom 125 и ломает шаблоны. Это первый в мире серийный мотоцикл, который...

Первый полностью российский МС-21 поднялся в небо
Самолет пробыл в воздухе 1 час 15 минут. У российского авиастроения есть светлое будущее....

Новая модель Genesis могла быть «круче» BMW М3
Есть небольшое «но»: седан не планируют запускать в серию, хотя авто адаптировано не только для трека, но и для дорог общего пользования...

Citroen обновил свой самый популярный внедорожник
На текущий момент известно о четырех конфигурациях силовых установок. Кроме технической части, автомобиль также заметно изменился в плане дизайна экстерьера и...

Nissan успешно конкурирует с китайскими электромобилями на их «поле»
В Поднебесной стартовали продажи нового седана от японского бренда. Модель, на удивление, оказалась востребованной. Как «Ниссан» это удалось?...

Новый Alfa Romeo Stelvio – когда отзывчивость важнее диагонали дисплеев
Этот внедорожник предназначен для тех, кому управляемость и уверенность на дороге важнее, чем информационно-развлекательная система. Дизайн экстерьера также...