В СССР был собственный двухэтажный троллейбус
Наверняка все знают о двухэтажном Лондонском автобусе, который наряду с «кэбом» является своеобразным символом Великобритании. Но вряд ли многим известен тот факт, что в Советском Союзе также был свой собственный (почти) двухуровневый городской транспорт, и было это еще в 30-х годах прошлого столетия.
Речь идет о троллейбусе Ярославского автомобильного завода, который курсировал по маршруту Лубянская площадь – Всесоюзная сельскохозяйственная выставка (ВСХВ) в Москве. Автором, а точнее «одобрителем», этой замечательной идеи, как, впрочем, и многих других, выступил Никита Хрущев, который тогда был первым секретарем Московского областного комитета ВКП(б). Именно при нем был оформлен заказ на приобретение двух трехосных троллейбусов у компании British Electric Company.
И вот, летом 1937 года, новый городской электрический транспорт, одна модель из которого была двухуровневой, на сухогрузе «Луга» был доставлен в Советский Союз. Оригинальный троллейбус был поставлен на экспериментальный маршрут вдоль Ленинградского шоссе, для чего пришлось проложить новую, более высокую контактную сеть. Испытания начались 22 июля 1937 года, а 11 сентября того же года электровоз официально поступил в эксплуатацию.
Идея со вторым уровнем, на фоне перегруженности и нехватки в столице пассажирского транспорта, показалась московским транспортниками очень удачной. Надо сказать, не только им – в то время подобный транспорт появился во многих европейских городах. Так что уже в октябре британский троллейбус был отбуксирован на Ярославский автомобильный завод, где в дальнейшем и были собраны «по образу и подобию» уже свои, советские модели – ЯТБ-3. Правда, есть мнение, что шасси у них были все же импортными. Всего же на российском автозаводе было выпущено 10 таких экземпляров, первый из которых вышел на новый маршрут летом 1938 года.
В ходе производства в конструкцию прототипа были внесены определенные изменения: руль и входную пассажирскую дверь перенесли на противоположные стороны. Причем последняя, как и у оригинала, сначала была одна – трехстворчатая сзади. Но позже стало понятно, что одного входа\выхода недостаточно и ярославские специалисты в 1940 году добавили еще одну дверь – переднюю.
При этом в советском варианте немного пострадала высота потолков. Если в оригинале этот показатель был более 1,9 метра, то в ЯТБ-3 высота салона на первом этаже составляла 1,79 метра, а на втором и вовсе 1,77 м.
Корпус двухуровневого троллейбуса был изготовлен цельнометаллическим способом и имел следующие габариты:
✅ длина – 9,4 м
✅ высота – 4,7 м
Общая масса составляла 10,7 тонн. Пассажировместимость данного транспорта была порядка 100 человек, из расчета 40 сидячих мест на первом ярусе, 32 – на втором, и 28 стоячих мест. Модель оснащалась электромотором мощностью 101 л. с. (75 кВт), что позволяло ей набирать скорость до 55 км/ч.
Кроме того двухэтажный троллейбус демонстрировал целый ряд инновационных решений, которые до того момента не использовались в общественном транспорте. В нем были предусмотрены и отопление, и вентиляция. Имелось табло для выведения информации о наличии свободных мест. Впервые были использованы аккумуляторы резервного питания и двухконтурная тормозная система. И, в целом, салон был гораздо более нарядным, в сравнении с другими представителями отрасли того времени.
Но, к сожалению, в этой большой ложке меда была выявлена и довольно приличная ложка дегтя. Транспорт оказался не таким удобным и эффективным, как это казалось изначально. Немаловажным фактором оказалась очередность распределения пассажиров – сначала должны были заниматься все сидячие места внизу, затем на втором этаже, и только после этого вход ограниченного количества стоячих пассажиров. Несоблюдение этих правил вело к потере устойчивости троллейбуса и сопутствующим рискам. Но, понятное дело, что в часы пик отследить этот момент было практически нереально.
Плюс особенно проблематичным оказался суровый осенне-зимний период. В связи с погодными условиями сильно усложнялось и управление высоким автобусом, и доступ в него пассажиров. Лестница на второй этаж постоянно покрывалась наледью и снегом, что делало подъем опасным, а порою и невозможным.
В итоге в 1941 году было принято решение о полном прекращении производства ЯТБ-3, а действующие экземпляры должны были отправится на металлолом. Но Великая Отечественная война внесла свои коррективы, и данный транспорт оставался на линии вплоть до 1948 года. К сожалению, до сегодняшнего дня ни одного целого экземпляра не сохранилось.
Речь идет о троллейбусе Ярославского автомобильного завода, который курсировал по маршруту Лубянская площадь – Всесоюзная сельскохозяйственная выставка (ВСХВ) в Москве. Автором, а точнее «одобрителем», этой замечательной идеи, как, впрочем, и многих других, выступил Никита Хрущев, который тогда был первым секретарем Московского областного комитета ВКП(б). Именно при нем был оформлен заказ на приобретение двух трехосных троллейбусов у компании British Electric Company.
Двухэтажные троллейбусы встречались и в других европейских странах. Фото: YouTube.com
И вот, летом 1937 года, новый городской электрический транспорт, одна модель из которого была двухуровневой, на сухогрузе «Луга» был доставлен в Советский Союз. Оригинальный троллейбус был поставлен на экспериментальный маршрут вдоль Ленинградского шоссе, для чего пришлось проложить новую, более высокую контактную сеть. Испытания начались 22 июля 1937 года, а 11 сентября того же года электровоз официально поступил в эксплуатацию.
Идея со вторым уровнем, на фоне перегруженности и нехватки в столице пассажирского транспорта, показалась московским транспортниками очень удачной. Надо сказать, не только им – в то время подобный транспорт появился во многих европейских городах. Так что уже в октябре британский троллейбус был отбуксирован на Ярославский автомобильный завод, где в дальнейшем и были собраны «по образу и подобию» уже свои, советские модели – ЯТБ-3. Правда, есть мнение, что шасси у них были все же импортными. Всего же на российском автозаводе было выпущено 10 таких экземпляров, первый из которых вышел на новый маршрут летом 1938 года.
В ходе производства в конструкцию прототипа были внесены определенные изменения: руль и входную пассажирскую дверь перенесли на противоположные стороны. Причем последняя, как и у оригинала, сначала была одна – трехстворчатая сзади. Но позже стало понятно, что одного входа\выхода недостаточно и ярославские специалисты в 1940 году добавили еще одну дверь – переднюю.
ЯТБ-3 явно вызывал интерес у жителей столицы. Фото: YouTube.com
При этом в советском варианте немного пострадала высота потолков. Если в оригинале этот показатель был более 1,9 метра, то в ЯТБ-3 высота салона на первом этаже составляла 1,79 метра, а на втором и вовсе 1,77 м.
Корпус двухуровневого троллейбуса был изготовлен цельнометаллическим способом и имел следующие габариты:
✅ длина – 9,4 м
✅ высота – 4,7 м
Общая масса составляла 10,7 тонн. Пассажировместимость данного транспорта была порядка 100 человек, из расчета 40 сидячих мест на первом ярусе, 32 – на втором, и 28 стоячих мест. Модель оснащалась электромотором мощностью 101 л. с. (75 кВт), что позволяло ей набирать скорость до 55 км/ч.
Кроме того двухэтажный троллейбус демонстрировал целый ряд инновационных решений, которые до того момента не использовались в общественном транспорте. В нем были предусмотрены и отопление, и вентиляция. Имелось табло для выведения информации о наличии свободных мест. Впервые были использованы аккумуляторы резервного питания и двухконтурная тормозная система. И, в целом, салон был гораздо более нарядным, в сравнении с другими представителями отрасли того времени.
Но, к сожалению, в этой большой ложке меда была выявлена и довольно приличная ложка дегтя. Транспорт оказался не таким удобным и эффективным, как это казалось изначально. Немаловажным фактором оказалась очередность распределения пассажиров – сначала должны были заниматься все сидячие места внизу, затем на втором этаже, и только после этого вход ограниченного количества стоячих пассажиров. Несоблюдение этих правил вело к потере устойчивости троллейбуса и сопутствующим рискам. Но, понятное дело, что в часы пик отследить этот момент было практически нереально.
Наш герой ЯТБ-3 успел засветиться в художественной киноленте 1947 года – «Весна». Фото: YouTube.com
Плюс особенно проблематичным оказался суровый осенне-зимний период. В связи с погодными условиями сильно усложнялось и управление высоким автобусом, и доступ в него пассажиров. Лестница на второй этаж постоянно покрывалась наледью и снегом, что делало подъем опасным, а порою и невозможным.
В итоге в 1941 году было принято решение о полном прекращении производства ЯТБ-3, а действующие экземпляры должны были отправится на металлолом. Но Великая Отечественная война внесла свои коррективы, и данный транспорт оставался на линии вплоть до 1948 года. К сожалению, до сегодняшнего дня ни одного целого экземпляра не сохранилось.
- Lilu
- www.youtube.com
Рекомендуем для вас
Состоялся дебютный полет полностью отечественного вертолета
Это серийный образец отечественного Ка-32А11М, прошедший глубокую модернизацию. О том, какие комплексные улучшения получила модель и как прошел первый подъем в...
Европейские автопроизводители терпят убытки: «евро-Детройт» уже не за горами
С каждым годом европейским концернам все труднее производить и реализовывать новые автомобили. Главные причины в нашем новом материале....
Личный автомобиль Жириновского – что случилось с самым редким «Ё-мобилем»
«Ё-мобиль» был амбициозным проектом в российской истории автомобилестроения. Отечественная разработка должна была получить передовые технологии, не имеющие...
Беларус 82.3 – самая современная и доработанная версия легендарного трактора
Некогда популярный в СССР трактор в очередной раз обновился как внешне, так и технически. Рассказываем, что конкретно изменилось....
АвтоВАЗ поддержал резкое повышение утильсбора – вот что говорят наши водители
Опять в России грядет резкое подорожание зарубежных автомобилей. Зато отечественный производитель доволен....
Maybach Exelero: роялю место не в кустах, а на капоте автомобиля
Как мы выбираем автомобили? Кто-то (в основном, женщины) глазами: лишь бы красивый. Другим нужен мотор или проходимость. Нас же зацепило имя. Майбах!...
ВАЗ-21109 или «Лада Консул» для российских чиновников
К концу 90-х АвтоВАЗ остался единственным полностью работоспособным профильным предприятием России. Поэтому именно его специалистам поручили сборку...
Обновленный Toyota 4Runner стал самым мощным в истории модели
На выбор доступно 9 комплектаций. Есть 2,4-литровый бензиновый турбомотор и гибридная силовая установка....
Обеспеченные китайцы все чаще выбирают Zeekr 009 Glory Edition
Он не только премиальный в плане оснащения и количества опций, но и быстрый. Мощность силовой установки 777 л. с., а разгон до «сотни» – 3,9 секунды...
Volvo 850 – привет из 90-х, способный еще послужить
Когда-то этот автомобиль поражал своей строгой и стремительной внешностью. Сейчас это классика, причем неплохо сохранившаяся....
Почему дорожают машины в России и что будет дальше
Рассказали об основных причинах подорожания машин в России. Через 5 лет стоимость новых авто может быть в 2 раза выше сегодняшних цен....
Спасение Ауди 200 – весь процесс восстановления от начала до конца кратко
Российские водители считают, что восстанавливают старые автомобили только у нас и в других странах, некогда входящих в состав СССР. Дескать, делать это...
Многопрофильные джипы из ЮАР – URI Desert Runner/Mining Vehicle
Намибийско-южноафриканские джипы URI сначала появились как раллийная техника. Позже их специализация значительно расширилась, охватив целый ряд направлений....
Представлены обновленные версии моделей Skoda – Fabia, Kamiq и Scala
Автомобили получат большее количество опций, за которые придется заплатить около 8% от их стоимости. Так производитель хочет поднять продажи....
Что случится с машиной, если накачать 60 бар в колесо
Чем опасен автомобиль? Первой на ум приходит топливная система, в особенности если в машине используется газобаллонное оборудование. Кроме того далеко не все...
Старая Шкода не поехала даже после 500000 рублей вложений
Увы, вложения в ремонт машины оправдываются далеко не всегда. Герою одного из выпусков на YouTube-канале «Ильдар Live» не повезло. До обращения к команде...