В СССР был собственный двухэтажный троллейбус
Наверняка все знают о двухэтажном Лондонском автобусе, который наряду с «кэбом» является своеобразным символом Великобритании. Но вряд ли многим известен тот факт, что в Советском Союзе также был свой собственный (почти) двухуровневый городской транспорт, и было это еще в 30-х годах прошлого столетия.
Речь идет о троллейбусе Ярославского автомобильного завода, который курсировал по маршруту Лубянская площадь – Всесоюзная сельскохозяйственная выставка (ВСХВ) в Москве. Автором, а точнее «одобрителем», этой замечательной идеи, как, впрочем, и многих других, выступил Никита Хрущев, который тогда был первым секретарем Московского областного комитета ВКП(б). Именно при нем был оформлен заказ на приобретение двух трехосных троллейбусов у компании British Electric Company.
И вот, летом 1937 года, новый городской электрический транспорт, одна модель из которого была двухуровневой, на сухогрузе «Луга» был доставлен в Советский Союз. Оригинальный троллейбус был поставлен на экспериментальный маршрут вдоль Ленинградского шоссе, для чего пришлось проложить новую, более высокую контактную сеть. Испытания начались 22 июля 1937 года, а 11 сентября того же года электровоз официально поступил в эксплуатацию.
Идея со вторым уровнем, на фоне перегруженности и нехватки в столице пассажирского транспорта, показалась московским транспортниками очень удачной. Надо сказать, не только им – в то время подобный транспорт появился во многих европейских городах. Так что уже в октябре британский троллейбус был отбуксирован на Ярославский автомобильный завод, где в дальнейшем и были собраны «по образу и подобию» уже свои, советские модели – ЯТБ-3. Правда, есть мнение, что шасси у них были все же импортными. Всего же на российском автозаводе было выпущено 10 таких экземпляров, первый из которых вышел на новый маршрут летом 1938 года.
В ходе производства в конструкцию прототипа были внесены определенные изменения: руль и входную пассажирскую дверь перенесли на противоположные стороны. Причем последняя, как и у оригинала, сначала была одна – трехстворчатая сзади. Но позже стало понятно, что одного входа\выхода недостаточно и ярославские специалисты в 1940 году добавили еще одну дверь – переднюю.
При этом в советском варианте немного пострадала высота потолков. Если в оригинале этот показатель был более 1,9 метра, то в ЯТБ-3 высота салона на первом этаже составляла 1,79 метра, а на втором и вовсе 1,77 м.
Корпус двухуровневого троллейбуса был изготовлен цельнометаллическим способом и имел следующие габариты:
✅ длина – 9,4 м
✅ высота – 4,7 м
Общая масса составляла 10,7 тонн. Пассажировместимость данного транспорта была порядка 100 человек, из расчета 40 сидячих мест на первом ярусе, 32 – на втором, и 28 стоячих мест. Модель оснащалась электромотором мощностью 101 л. с. (75 кВт), что позволяло ей набирать скорость до 55 км/ч.
Кроме того двухэтажный троллейбус демонстрировал целый ряд инновационных решений, которые до того момента не использовались в общественном транспорте. В нем были предусмотрены и отопление, и вентиляция. Имелось табло для выведения информации о наличии свободных мест. Впервые были использованы аккумуляторы резервного питания и двухконтурная тормозная система. И, в целом, салон был гораздо более нарядным, в сравнении с другими представителями отрасли того времени.
Но, к сожалению, в этой большой ложке меда была выявлена и довольно приличная ложка дегтя. Транспорт оказался не таким удобным и эффективным, как это казалось изначально. Немаловажным фактором оказалась очередность распределения пассажиров – сначала должны были заниматься все сидячие места внизу, затем на втором этаже, и только после этого вход ограниченного количества стоячих пассажиров. Несоблюдение этих правил вело к потере устойчивости троллейбуса и сопутствующим рискам. Но, понятное дело, что в часы пик отследить этот момент было практически нереально.
Плюс особенно проблематичным оказался суровый осенне-зимний период. В связи с погодными условиями сильно усложнялось и управление высоким автобусом, и доступ в него пассажиров. Лестница на второй этаж постоянно покрывалась наледью и снегом, что делало подъем опасным, а порою и невозможным.
В итоге в 1941 году было принято решение о полном прекращении производства ЯТБ-3, а действующие экземпляры должны были отправится на металлолом. Но Великая Отечественная война внесла свои коррективы, и данный транспорт оставался на линии вплоть до 1948 года. К сожалению, до сегодняшнего дня ни одного целого экземпляра не сохранилось.
Речь идет о троллейбусе Ярославского автомобильного завода, который курсировал по маршруту Лубянская площадь – Всесоюзная сельскохозяйственная выставка (ВСХВ) в Москве. Автором, а точнее «одобрителем», этой замечательной идеи, как, впрочем, и многих других, выступил Никита Хрущев, который тогда был первым секретарем Московского областного комитета ВКП(б). Именно при нем был оформлен заказ на приобретение двух трехосных троллейбусов у компании British Electric Company.
Двухэтажные троллейбусы встречались и в других европейских странах. Фото: YouTube.com
И вот, летом 1937 года, новый городской электрический транспорт, одна модель из которого была двухуровневой, на сухогрузе «Луга» был доставлен в Советский Союз. Оригинальный троллейбус был поставлен на экспериментальный маршрут вдоль Ленинградского шоссе, для чего пришлось проложить новую, более высокую контактную сеть. Испытания начались 22 июля 1937 года, а 11 сентября того же года электровоз официально поступил в эксплуатацию.
Идея со вторым уровнем, на фоне перегруженности и нехватки в столице пассажирского транспорта, показалась московским транспортниками очень удачной. Надо сказать, не только им – в то время подобный транспорт появился во многих европейских городах. Так что уже в октябре британский троллейбус был отбуксирован на Ярославский автомобильный завод, где в дальнейшем и были собраны «по образу и подобию» уже свои, советские модели – ЯТБ-3. Правда, есть мнение, что шасси у них были все же импортными. Всего же на российском автозаводе было выпущено 10 таких экземпляров, первый из которых вышел на новый маршрут летом 1938 года.
В ходе производства в конструкцию прототипа были внесены определенные изменения: руль и входную пассажирскую дверь перенесли на противоположные стороны. Причем последняя, как и у оригинала, сначала была одна – трехстворчатая сзади. Но позже стало понятно, что одного входа\выхода недостаточно и ярославские специалисты в 1940 году добавили еще одну дверь – переднюю.
ЯТБ-3 явно вызывал интерес у жителей столицы. Фото: YouTube.com
При этом в советском варианте немного пострадала высота потолков. Если в оригинале этот показатель был более 1,9 метра, то в ЯТБ-3 высота салона на первом этаже составляла 1,79 метра, а на втором и вовсе 1,77 м.
Корпус двухуровневого троллейбуса был изготовлен цельнометаллическим способом и имел следующие габариты:
✅ длина – 9,4 м
✅ высота – 4,7 м
Общая масса составляла 10,7 тонн. Пассажировместимость данного транспорта была порядка 100 человек, из расчета 40 сидячих мест на первом ярусе, 32 – на втором, и 28 стоячих мест. Модель оснащалась электромотором мощностью 101 л. с. (75 кВт), что позволяло ей набирать скорость до 55 км/ч.
Кроме того двухэтажный троллейбус демонстрировал целый ряд инновационных решений, которые до того момента не использовались в общественном транспорте. В нем были предусмотрены и отопление, и вентиляция. Имелось табло для выведения информации о наличии свободных мест. Впервые были использованы аккумуляторы резервного питания и двухконтурная тормозная система. И, в целом, салон был гораздо более нарядным, в сравнении с другими представителями отрасли того времени.
Но, к сожалению, в этой большой ложке меда была выявлена и довольно приличная ложка дегтя. Транспорт оказался не таким удобным и эффективным, как это казалось изначально. Немаловажным фактором оказалась очередность распределения пассажиров – сначала должны были заниматься все сидячие места внизу, затем на втором этаже, и только после этого вход ограниченного количества стоячих пассажиров. Несоблюдение этих правил вело к потере устойчивости троллейбуса и сопутствующим рискам. Но, понятное дело, что в часы пик отследить этот момент было практически нереально.
Наш герой ЯТБ-3 успел засветиться в художественной киноленте 1947 года – «Весна». Фото: YouTube.com
Плюс особенно проблематичным оказался суровый осенне-зимний период. В связи с погодными условиями сильно усложнялось и управление высоким автобусом, и доступ в него пассажиров. Лестница на второй этаж постоянно покрывалась наледью и снегом, что делало подъем опасным, а порою и невозможным.
В итоге в 1941 году было принято решение о полном прекращении производства ЯТБ-3, а действующие экземпляры должны были отправится на металлолом. Но Великая Отечественная война внесла свои коррективы, и данный транспорт оставался на линии вплоть до 1948 года. К сожалению, до сегодняшнего дня ни одного целого экземпляра не сохранилось.
- Lilu
- www.youtube.com
Рекомендуем для вас
Ракетоплан «Аврора» совершил свой первый сверхзвуковой полет
Это первое подобное событие для гражданской авиации со времен «Конкорда». Подробнее обо всем читайте в нашем материале....
Революционный реактивный двигатель прошел первые огневые испытания и показал многообещающие результаты
Речь о новой турбоэлектрической установке, предназначенной для пассажирских реактивных самолетов. Подробнее о проекте читайте в нашем материале....
Стало известно, почему в России трудно строить самолеты
Существует несколько ключевых факторов, создающих проблемы. Но есть и положительная динамика. Все подробности читайте в нашем материале....
Из CR929 – С929: где Китай возьмет двигатели?
После выхода РФ из проекта CR929, китайцы продолжили строить самолет самостоятельно. Планер и электронное оборудование КНР по силам, но с двигателем –...
Импортозамещенный Ту-214 готов к первому полету
Казанский авиазавод установил отечественные навигационные системы, а также другое важное оборудование. Все подробности читайте в нашем материале....
Вот почему современные автомобили быстро ломаются – основная причина
Современные автомобили сделаны так, что водителю практически не нужно знать их устройство. Максимум запомнить, где бачок для стеклоомывающей жидкости. Впрочем,...
Новый экземпляр Ил-114-300 проходит сертификационные испытания
Параллельно с этим собирают первый серийный образец. Как проходят тестирования прототипов, и на каком этапе находятся остальные машины, читайте в нашем...
Российский самолет, оснащенный ПД-35 – появились новые подробности о проекте
Информацией о том, на каком этапе он находится и когда можно ожидать результат поделился Министр торговли и промышленности Российской Федерации. Подробности в...
Раскрыта стоимость флагманскоой модели «Москвич 8»
Также стала известна дата поступления в продажу. Все подробности и характеристики отечественного внедорожника читайте в нашем материале....
Илон Маск нашел революционную замену самолетам
Американский предприниматель хочет отправлять пассажиров на специально подготовленной ракете. Это позволит сократить время перелетов в 15 раз, опередив даже...
Дизельный УАЗ и дюжина новых моделей – компания Sollers провела грандиозную презентацию
Российская компания давно не проводила мероприятия таких масштабов. Бренд подготовил новые фургоны, пикапы, минивэн и внедорожник. Кроме того, улучшили и...
«Авиация Колымы» стала обладателем вертолетов-косаток
Уникальные машины вскоре отправятся в месте постоянной дислокации. По пути будет 11 остановок. Не исключено, что вам повезет их увидеть «вживую»....
Готовятся к серийному производству 13 моделей новых российских автомобилей
Компания Sollers еще пару лет назад обещала, что выпустит несколько новых моделей отечественных автомобилей. Не совсем российских, но зато в перспективе...
Россия построит новую железную дорогу до Персидского залива
Логистическое сообщение поможет обеспечить стабильные поставки с Урала, Сибири и Поволжья. Все подробности масштабного проекта читайте в нашем материале....
Брянский автомобильный завод готовит к выпуску уникальные грузовики
Это будет пожарный автомобиль для аэродромов. Он заявлен как на 100% отечественный, но есть нюансы....
К-750 – советский мотоцикл, восстановленный по современным технологиям
Некоторые россияне и жители СНГ любят советские мотоциклы. Для многих это не единственная и бюджетная возможность передвигаться на двух колесах, а отдушина....