
Аэро Л-29 «Дельфин» – наследие несуществующей страны
В истории авиации есть такие воздушные судна, о которых с теплотой вспоминают даже спустя годы после завершения их эксплуатации. К таким относится герой нашей сегодняшней статьи – реактивный самолет Л-29 «Дельфин». Он был впервые представлен в 1959 году и стал результатом трудов специалистов из Чехословакии.
Этот летательный аппарат был разработан для учебно-тренировочных целей и предназначался для подготовки специалистов летных училищ. С его помощью будущие пилоты изучали основы управления в различных метеорологических условиях, как днем, так и ночью, а также осваивали элементы боевого применения. Летный состав училищ проходил интенсивные тренировки с использованием этого воздушного судна.
Aero L-29 Delfin – первый реактивный самолет из Чехословакии, выпущенный в серийное производство. Он был разработан и поставлен на массовое изготовление в свете переосмысления концепции летному обучению, а также из-за повсеместного перехода на сверхзвуковые реактивные самолеты после завершения Второй мировой войны.
Реактивный самолет Aero L-29 Delfin производства Чехословакии. Фото: YouTube.com
В 1950-е годы не было летательных аппаратов для обучения и тренировок, которые подходили бы для знакомства начинающих летчиков с поведением реактивной техники в воздухе. В ответ на этот вызов команда известных авиаинструкторов стала работать в исследовательском и испытательном летном институте Чехословакии, чтобы в кратчайшие сроки сделать подобное воздушное судно.
Результатом изысканий стал Aero L-29 Delfin с прямым трапециевидным крылом. Основной проблемой при проектировании была разработка надежного турбореактивного двигателя со взлетной тягой около 1000 кгС. На момент работы над учебным летательным аппаратом на предприятиях тех лет подобные силовые агрегаты не производились.
Весной 1959 года был построен первый прототип Дельфина, который совершил пробный полет. Уже в 1961 году эта модель стала основным тренировочным самолетом в странах-участницах ОВД. Студенты летных училищ самостоятельно впервые садились за штурвал этой «птички» всего спустя 13 часов занятий с инструктором. С этим и связано народное название «летающая парта».
Серийное производство самолета Aero L-29 Delfin продолжалось с 1963 по 1973 год. За это время было выпущено 3665 единиц данной модели. Позже ее заменил Aero L-39 Albatros. Этот летательный аппарат использовался не только для обучения: он стоял на вооружении более чем 15 стран, включая Румынию, ГДР, Египет, Ирак, Болгарию и Китай, помимо СССР.
Низкий полет Aero L-29 Delfin над землей. Фото: YouTube.com
После того, как эти реактивные самолеты больше не использовались для целей вооружения, часть из них была куплена частными лицами. До сегодняшнего дня сохранилось достаточно много таких моделей в летном состоянии. Также значительное количество летательных аппаратов используется в качестве авиационных памятников и музейных экспонатов.
Первый реактивный самолет, созданный в Чехословакии, по своим возможностям и характеристикам уступал учебно-тренировочному самолету ЯК-30 из СССР. Его принятие на вооружение странами социалистического блока во многом было обусловлено политическими причинами. Тем не менее Л-29 «Дельфин» оказался весьма удачной разработкой.
Модель даже удостоилась знаков отличия. Например, в 1964 году в Брно (Чехия) он получил золотую медаль за совершенство конструкции и функций. В 1965 году на Международном Парижском авиасалоне самолет отметили и в дальнейшем посвятили ему ряд публикаций в специализированных изданиях. В статьях подчеркивался высокий технический уровень Дельфина.
Кабина самолет Aero L-29 Delfin рассчитана на два пилота. Фото: YouTube.com
Эксперты отметили не только достоинства, но и недостатки модели. К последним отнесли не слишком мощный и «скучноватый» двигатель, который не позволил этому реактивному самолету достичь уровня спортивно-пилотажных машин.
Техника имеет такие характеристики:
✅ скорость – до 655 км/ч
✅ дальность полета – 600 км
✅ потолок высоты – 11000 м
✅ скорость подъема – 14 м/с
✅ вместимость – 2 места
Что касается конструкции, то чехословацкий Дельфин представляет собой реактивный среднеплан с одним турбореактивным мотором, прямым крылом, однокилевым хвостовым оперением и двухместной кабиной. Он включал инновационные для того времени элементы. Были здесь и решения, заимствованные от других самолетов, уже производившихся в тот момент на авиационных предприятиях ЧССР (CS-102).
Фюзеляж летательного аппарата составной: его можно расстыковать за крылом и убрать заднюю часть, поместив на грузовую тележку. Простое и экономичное крыло трапециевидной формы обеспечило снижение индуктивного сопротивления, а также равномерное распределение аэродинамической нагрузки. Дополнительно его оснастили щелевыми закрылками, которые повысили взлетные и посадочные характеристики модели.
Хвостовая часть Aero L-29 Delfin. Фото: YouTube.com
Аэродинамика машины также была повышена за счет хвостового оперения Т-образной формы. Подвесное вооружение Дельфина включает 200 кг боевой нагрузки.
Aero L-29 Delfin – базовая модификация. На смену ей пришел самолет Л-29А «Акробат» - спортивный одноместный вариант. Было построено всего 2 единицы этого типа. Они участвовали в выставках и ряде показательных выступлений.
Следующей ступенью стало производство самолета Л-29Р. Это тактический разведывательный аппарат с фотооборудованием. Была выпущена небольшая партия Л-29Р специально для вооруженных сил Египта и ЧССР.
Не стоит думать, что чехословацкий Дельфин устарел – как морально, так и физически. Эта машина и сегодня остается воплощением силы, скорости и элегантности. Модель надежна и безотказна в эксплуатации, проста и недорога в обслуживании.
Советский летчик Юрий Комаров, который управлял Aero L-29 Delfin, подчеркнул такую конструктивную особенность, как вынесенный за пределы фюзеляжа стабилизатор. Элемент расположен в хвостовой части, что способствует хорошим летным характеристикам при выполнении вертикальных фигур. Такое решение также улучшает управляемость аппаратом в штопоре.
Aero L-29 Delfin при выполнении вертикальных фигур. Фото: YouTube.com
Продолжительность полета – 2,3 часа, чего вполне достаточно для одного занятия в воздухе. Все характеристики этого самолета создают хорошие условия для эффективного обучения летного состава. Конечно, сегодня такую машину поднимают в воздух для удовольствия. Речь идет о любителях авиационного дела. Модель радует пилотов управляемостью, скоростью и отличными впечатлениями от полета.
Желающие приобрести Аэро Л-29 «Дельфин» вполне могут это сделать: на досках объявлений можно найти предложения о продаже этого чехословацкого реактивного самолета. Цены – от 3,5 до 5 миллионов рублей.
Реактивный самолет Aero L-29 Delfin на взлетной полосе. Фото: YouTube.com
Многочисленные положительные отзывы о Л-29 подтверждают, что это настоящая летная школа, позволяющая освоить множество маневров и техник. В конечном итоге, Аэро Л-29 «Дельфин» стал не просто учебным самолетом, а культовым представителем своей эпохи, оставаясь символом вдохновения и страсти к авиации.
Этот летательный аппарат был разработан для учебно-тренировочных целей и предназначался для подготовки специалистов летных училищ. С его помощью будущие пилоты изучали основы управления в различных метеорологических условиях, как днем, так и ночью, а также осваивали элементы боевого применения. Летный состав училищ проходил интенсивные тренировки с использованием этого воздушного судна.
История создания самолета
Aero L-29 Delfin – первый реактивный самолет из Чехословакии, выпущенный в серийное производство. Он был разработан и поставлен на массовое изготовление в свете переосмысления концепции летному обучению, а также из-за повсеместного перехода на сверхзвуковые реактивные самолеты после завершения Второй мировой войны.

В 1950-е годы не было летательных аппаратов для обучения и тренировок, которые подходили бы для знакомства начинающих летчиков с поведением реактивной техники в воздухе. В ответ на этот вызов команда известных авиаинструкторов стала работать в исследовательском и испытательном летном институте Чехословакии, чтобы в кратчайшие сроки сделать подобное воздушное судно.
Результатом изысканий стал Aero L-29 Delfin с прямым трапециевидным крылом. Основной проблемой при проектировании была разработка надежного турбореактивного двигателя со взлетной тягой около 1000 кгС. На момент работы над учебным летательным аппаратом на предприятиях тех лет подобные силовые агрегаты не производились.
Весной 1959 года был построен первый прототип Дельфина, который совершил пробный полет. Уже в 1961 году эта модель стала основным тренировочным самолетом в странах-участницах ОВД. Студенты летных училищ самостоятельно впервые садились за штурвал этой «птички» всего спустя 13 часов занятий с инструктором. С этим и связано народное название «летающая парта».
Серийное производство самолета Aero L-29 Delfin продолжалось с 1963 по 1973 год. За это время было выпущено 3665 единиц данной модели. Позже ее заменил Aero L-39 Albatros. Этот летательный аппарат использовался не только для обучения: он стоял на вооружении более чем 15 стран, включая Румынию, ГДР, Египет, Ирак, Болгарию и Китай, помимо СССР.

После того, как эти реактивные самолеты больше не использовались для целей вооружения, часть из них была куплена частными лицами. До сегодняшнего дня сохранилось достаточно много таких моделей в летном состоянии. Также значительное количество летательных аппаратов используется в качестве авиационных памятников и музейных экспонатов.
Технические характеристики и особенности Аэро Л-29 «Дельфин»
Первый реактивный самолет, созданный в Чехословакии, по своим возможностям и характеристикам уступал учебно-тренировочному самолету ЯК-30 из СССР. Его принятие на вооружение странами социалистического блока во многом было обусловлено политическими причинами. Тем не менее Л-29 «Дельфин» оказался весьма удачной разработкой.
Модель даже удостоилась знаков отличия. Например, в 1964 году в Брно (Чехия) он получил золотую медаль за совершенство конструкции и функций. В 1965 году на Международном Парижском авиасалоне самолет отметили и в дальнейшем посвятили ему ряд публикаций в специализированных изданиях. В статьях подчеркивался высокий технический уровень Дельфина.

Эксперты отметили не только достоинства, но и недостатки модели. К последним отнесли не слишком мощный и «скучноватый» двигатель, который не позволил этому реактивному самолету достичь уровня спортивно-пилотажных машин.
Техника имеет такие характеристики:
✅ скорость – до 655 км/ч
✅ дальность полета – 600 км
✅ потолок высоты – 11000 м
✅ скорость подъема – 14 м/с
✅ вместимость – 2 места
Что касается конструкции, то чехословацкий Дельфин представляет собой реактивный среднеплан с одним турбореактивным мотором, прямым крылом, однокилевым хвостовым оперением и двухместной кабиной. Он включал инновационные для того времени элементы. Были здесь и решения, заимствованные от других самолетов, уже производившихся в тот момент на авиационных предприятиях ЧССР (CS-102).
Фюзеляж летательного аппарата составной: его можно расстыковать за крылом и убрать заднюю часть, поместив на грузовую тележку. Простое и экономичное крыло трапециевидной формы обеспечило снижение индуктивного сопротивления, а также равномерное распределение аэродинамической нагрузки. Дополнительно его оснастили щелевыми закрылками, которые повысили взлетные и посадочные характеристики модели.

Аэродинамика машины также была повышена за счет хвостового оперения Т-образной формы. Подвесное вооружение Дельфина включает 200 кг боевой нагрузки.
Aero L-29 Delfin – базовая модификация. На смену ей пришел самолет Л-29А «Акробат» - спортивный одноместный вариант. Было построено всего 2 единицы этого типа. Они участвовали в выставках и ряде показательных выступлений.
Следующей ступенью стало производство самолета Л-29Р. Это тактический разведывательный аппарат с фотооборудованием. Была выпущена небольшая партия Л-29Р специально для вооруженных сил Египта и ЧССР.
Преимущества, реальный опыт полета
Не стоит думать, что чехословацкий Дельфин устарел – как морально, так и физически. Эта машина и сегодня остается воплощением силы, скорости и элегантности. Модель надежна и безотказна в эксплуатации, проста и недорога в обслуживании.
Советский летчик Юрий Комаров, который управлял Aero L-29 Delfin, подчеркнул такую конструктивную особенность, как вынесенный за пределы фюзеляжа стабилизатор. Элемент расположен в хвостовой части, что способствует хорошим летным характеристикам при выполнении вертикальных фигур. Такое решение также улучшает управляемость аппаратом в штопоре.

Продолжительность полета – 2,3 часа, чего вполне достаточно для одного занятия в воздухе. Все характеристики этого самолета создают хорошие условия для эффективного обучения летного состава. Конечно, сегодня такую машину поднимают в воздух для удовольствия. Речь идет о любителях авиационного дела. Модель радует пилотов управляемостью, скоростью и отличными впечатлениями от полета.
Цена на вторичном рынке России
Желающие приобрести Аэро Л-29 «Дельфин» вполне могут это сделать: на досках объявлений можно найти предложения о продаже этого чехословацкого реактивного самолета. Цены – от 3,5 до 5 миллионов рублей.

Многочисленные положительные отзывы о Л-29 подтверждают, что это настоящая летная школа, позволяющая освоить множество маневров и техник. В конечном итоге, Аэро Л-29 «Дельфин» стал не просто учебным самолетом, а культовым представителем своей эпохи, оставаясь символом вдохновения и страсти к авиации.
- Lyvj
- YouTube.com
Рекомендуем для вас

В России возрождают советский порт и железную дорогу к нему – есть ли перспективы?
Город должен был стать энергетическим и судоходным центром региона, но совокупность факторов не позволила этому случиться. Теперь о порте заговорили вновь и...

Scania и MAN не вернутся на российский завод – там готовятся к выпуску отечественных БАЗ
Российские грузовики идеальны для сложных условий эксплуатации. А серийная сборка моделей начнется уже этим летом....

РЖД начал работы по восстановлению значимых отрезков Транссибирской магистрали
Программа также затронет пути Свердловской и Тюменской областей, а также Пермского края. После сдачи объектов увеличится максимальная скорость грузовых и...

Второй Ил-96-400Т начал выполнять коммерческие полеты
Теперь важные грузы можно оперативно доставлять в отдаленные от центра регионы. Осталось наладить постоянные маршруты....

Tugella – все: в Белорусии начнут выпускать новый Belgee S50
Это глубоко локализованная версия Geely Emgrand. Планируют выйти на 5000 автомобилей в год....

«Днепры» против «Уралов» в грязи и на бездорожье – кто кого?
Когда в одной поездке сходятся «Днепры» и «Уралы», можно быть уверенным – легкой прогулки не будет. В этом видео на YouTube-канале «Oppozit moto Belarus»...

Ан-12 против Airbus A400 – соревнования по красоте посадки
Современные крупные самолеты давно уже турбовентиляторные. Конечно, у большинства из них не реактивные силовые агрегаты. Но многие в этом все равно не...

Зачем в Мурманской области построили новый морской порт
Несмотря на то, что порт Мурманска считается недозагруженным, на противоположном берегу построили новую гавань для перевалки угля....

Одномоторный самолет E1000 AX демонстрирует впечатляющую производительность и может сесть без помощи человека
Даже место для посадки модель способна выбрать сама. Подробнее о новом проекте читайте в нашем материале....

Впервые в истории удалось обслужить спутник на орбите захоронения
Аппарат компании Northrop Grumman стал спасителем спутниковых устройств. Планируется запуск целой серии....

«Машина времени» – Mercedes-Benz выпустил ретро-версию G-Class
Она призвана погрузить водителя в 80-е годы. В салоне будет уютно как дома, ведь, кроме прочего, там есть «плед». Впрочем, ценник тоже как за хорошие...

«Окская судоверфь» завершила постройку сухогруза «Леонид Багров»
Судно проекта RSD71 может курсировать и по рекам, и по морям. Оно стало развитием проекта RSD59....

«Скучать не будем» – десяток китайских брендов покинет рынок России
Не каждый покупатель готов довериться «безымянному» китайскому бренду. Некоторые из них не смогли продать и 20 машин за последние три месяца....

Российский авиамотор ПД-14 модернизируют на 14 млрд рублей
Сумма как-то подозрительно созвучна с индексом силового агрегата. Цель проекта – повышение конкурентоспособности двигателя....

Два новых пикапа и внедорожник на шасси Nissan появятся в России официально
Эти автомобили даже собираются на одном заводе с Ниссан. У нас их предложат под брендом Oting....

Стартовало мелкосерийное производство особой LADA Vesta
Вряд ли данная модификация будет пользоваться высоким спросом. Но некоторые с нетерпением ждали именно ее....