Экранопланы: вчера и сегодня
Транспорт, который способен перемещаться над водной или другой поверхностью, не касаясь ее, получил название экраноплан. Такое явление, как экранный эффект, проявляется между крылом летательного аппарата и водной или ледяной поверхностью, путем их взаимодействия через воздушные потоки. Обычно он хорошо проявляется на очень малых высотах. Экраноплан также способен двигаться над поверхностью земли или снежным покровом в зимнее время.
За столетний период своей истории, экраноплан пережил период бурной популярности и забвения. А сегодня приходит понимание его уникальности. Давайте вместе вспомним, как все начиналось и посмотрим, что мы имеем на сегодняшний день.
100 лет назад летчики, во время затяжной посадки воздушного судна, обратили внимание на резкое увеличение подъемной силы крыла, которая сохранялась именно на сверхмалой высоте. Подобная же причина была названа виновницей нескольких аварий во время посадки. Это происходило с самолетами, имеющими слишком низкую эффективность горизонтального оперения.
Первоначальные наблюдения были подтверждены несколько лет спустя, в 1932 году. Тогда 12-моторный «Dornier Do X», имевший увеличенную хорду крыла, продемонстрировал удивительную экономию топлива и снижение аэродинамического сопротивления. Примерно в то же время проводились исследования советских ученых В. В. Голубева, Я. М. Серебрийского и др.
Их результатом в 1932 году стал 2-х моторный экраноплан-амфибия авиаконструктора Гроховского. Эффект был замечен и зарубежными учеными. Так, 3 года спустя, появились сани-экраноплан Каарио, названные по фамилии своего финского создателя.
Но, технические возможности того времени не позволили создать экземпляр, пригодный для серийного производства. Недостаток устойчивости во время полета на сверхнизкой высоте мог привести к высокой аварийности амфибии. А высокие скорости и близость агрессивной среды требовали такой высокой антикоррозионной стойкости, которую промышленность пока была не способна обеспечить.
Большинство стран отказали в дальнейшем финансировании проектов, а прекрасные разработки сохранились лишь в виде чертежей. Так впервые экраноплан вошел в период забвения. Но, его время еще было впереди!
Сейчас в это трудно поверить, но на второй день после того, как разгорелась битва за сердце нашей родины, выпускник Горьковского авиационного института Алексеев приступил к защите дипломной работы по теме: «Глиссер на подводных крыльях». Как вы уже догадались, это и был прототип современного экраноплана. Через 10 лет именно он и его КБ за подготовку документации для создания морского транспорта на подводных крыльях, были удостоены высшей советской награды – Сталинской премии.
Но золотая эра сверхскоростных морских амфибий была еще впереди. И наступила она уже при следующем советском вожде, в то время, когда страна смогла немного оправиться от последствий страшной войны. Для глубоких и системных исследовательских работ была построена испытательная станция на Горьковском в/х (ИС-2). В ее комплекс вошли специальные сооружения для исследования экранного эффекта, проявляющего при разных условиях эксплуатации. В последующее время советские разработки двигались в трех основных направлениях:
✅ ЦКБ Ростислава Алексеева
✅ КБ им. Бериева (Таганрог)
✅ малые образцы совместного производства нескольких КБ
Хотя перспективный транспорт мог иметь безусловную пользу от применения в народном хозяйстве, времена были все же не те. Карибский кризис и дальнейшее нагнетание «холодной войны» побуждали все новое ставить, в первую очередь, на военные рельсы.
Поэтому в 1962 году стартовали работы по созданию КМ для военных моряков. Двумя годами позже – Т-1, предназначенный для воздушно-десантных войск. Причем второй уже не был классическим экранопланом, потому что мог набирать высоту до 7,5 км, транспортируя десантников к месту назначения.
Символично, что в канун 25-летия нападения фашистской Германии на СССР, на воду был спущен КМ. Это произошло в Каспийском море, поэтому, с подачи американцев, аббревиатуру стали расшифровывать как «каспийский монстр». Он стал самым крупным на то время летательным аппаратом на планете. В общем-то, и сейчас, более 55 лет спустя он внушает уважение своими огромными габаритами:
✅ длина более 92 метров
✅ размах крыла – 37,6 м
✅ рекорд подъемного веса – 544 т
Новый монстр произвел благоприятное впечатление и на Никиту Хрущева, приглашенного на испытания одного из опытных образцов (СМ-2). Видимо, это и стало основной причиной лояльного отношения к проектированию новых экранопланов, несмотря на немалые затраты государственных средств. Их производство включили в государственную программу.
1972 год стал одним из самых мирных. Было запрещено бактериологическое оружие и заключен мирный договор между СССР и ФРГ. В Союз впервые с официальным визитом приехал американский президент. Советские же военные руководители считали, что «думая о мире, готовься к войне». Поэтому в том же году появился первый работоспособный экранолет «Орленок». Его целью стал переброс морского десанта на расстояние до полторы тысячи километров.
Впоследствии, на протяжении 11 лет, было изготовлено ещё 5 экземпляров военной техники подобного типа. Они сформировали 11-ю отдельную авиагруппу в подчинении Главного штаба морской авиации. Если бы советские планы осуществились в полной мере, то количество экранолетов, выпущенных в Горьком и Феодосии, довели до 24 штук. Экраноплан-ракетоноситель «Лунь» стал «лебединой песней» проекта. После 3-летних испытаний он был допущен к опытной эксплуатации. Это произошло в 1990 году. До распада СССР оставалось совсем чуть-чуть. Вспомним о положительных моментах экранопланов:
✅ повышенная безопасность (несколько двигателей, способность посадки на воду)
✅ высокая скорость движения
✅ экономичность
✅ не нуждаются в наземной инфраструктуре
✅ обходятся без взлетной полосы
Но у модели вполне естественно присутствуют и слабые стороны. Что примечательно, связано это больше с внешней средой, чем с техническими недостатками:
✅ движутся в местах большого скопления птиц
✅ низкая маневренность
✅ невозможность полета над слишком неровной поверхностью
✅ специфика управления
✅ полет на низкой высоте, в плотной атмосфере
В постсовесткий период производство и разработка экранопланов были заморожены в нашей стране, но другие проявили к ним интерес. Например, Соединенные Штаты, получив значительное потепление и раскрытость отношений со стороны России в 1990-е годы, решили воспользоваться благоприятной ситуацией.
Американский конгресс не только признал перспективность проекта, но и инициировал создание специальной комиссии по разработке и внедрению экранопланов. Чтобы развитие отрасли, в которой недоставало собственного опыта, шло более живо, обратились за помощью к российской стороне. Так американские инженеры-конструкторы побывали в Каспийске, что позволило им начать разработку экранолетов собственной конструкции. Известны также южнокорейские и китайские разработки подобной техники.
Российские военные обеспокоены тем, что армии некоторых стран в будущем могут быть оснащены новыми, более мощными экранопланами. Остро встал вопрос, а сможет ли российская сторона предложить что-то взамен? Если не появится федеральная спецпрограмма, включающая госзаказ и полноценное финансирование, то время может быть утеряно. Россия потеряет приоритет в производстве экранопланов.
Не менее важная роль отводится данной технике и в мирных целях. Она может стать новым звеном мировой транспортной системы и снизить себестоимость перевозимых из страны в страну товаров. Что, в свою очередь, значительно оживит торговлю. Могут стать и незаменимым звеном во время спасательных операций на море.
Разработчиками новых образцов техники в современной истории России стали «Амфибийные Транспортные Технологии» и «Арктическая Торгово-Транспортная Компания». Так появились проекты «Амфистар» и «Акваглайд». КБ «Небо плюс» стало создателем небольшого экранолета «Буревестник-24». Его полезная нагрузка составила 3,5 тонны, а вместимость – 24 человека. По всему видно, что отечественные конструкторы готовы встретить будущий бум экранопланостроения с поднятой головой.
Этот транспорт, который можно смело отнести к числу гибридов или амфибий, впитал в себя все лучшее и от самолетов, и от кораблей. Поэтому его использовали в таких условиях эксплуатации, которые недоступны для обычных судов.
За столетний период своей истории, экраноплан пережил период бурной популярности и забвения. А сегодня приходит понимание его уникальности. Давайте вместе вспомним, как все начиналось и посмотрим, что мы имеем на сегодняшний день.
Экранный эффект на предельно низких высотах стал отправной точкой
100 лет назад летчики, во время затяжной посадки воздушного судна, обратили внимание на резкое увеличение подъемной силы крыла, которая сохранялась именно на сверхмалой высоте. Подобная же причина была названа виновницей нескольких аварий во время посадки. Это происходило с самолетами, имеющими слишком низкую эффективность горизонтального оперения.
Так возникает экранный эффект.youtube.com
Первоначальные наблюдения были подтверждены несколько лет спустя, в 1932 году. Тогда 12-моторный «Dornier Do X», имевший увеличенную хорду крыла, продемонстрировал удивительную экономию топлива и снижение аэродинамического сопротивления. Примерно в то же время проводились исследования советских ученых В. В. Голубева, Я. М. Серебрийского и др.
Их результатом в 1932 году стал 2-х моторный экраноплан-амфибия авиаконструктора Гроховского. Эффект был замечен и зарубежными учеными. Так, 3 года спустя, появились сани-экраноплан Каарио, названные по фамилии своего финского создателя.
Но, технические возможности того времени не позволили создать экземпляр, пригодный для серийного производства. Недостаток устойчивости во время полета на сверхнизкой высоте мог привести к высокой аварийности амфибии. А высокие скорости и близость агрессивной среды требовали такой высокой антикоррозионной стойкости, которую промышленность пока была не способна обеспечить.
Большинство стран отказали в дальнейшем финансировании проектов, а прекрасные разработки сохранились лишь в виде чертежей. Так впервые экраноплан вошел в период забвения. Но, его время еще было впереди!
История советских экранопланов
Сейчас в это трудно поверить, но на второй день после того, как разгорелась битва за сердце нашей родины, выпускник Горьковского авиационного института Алексеев приступил к защите дипломной работы по теме: «Глиссер на подводных крыльях». Как вы уже догадались, это и был прототип современного экраноплана. Через 10 лет именно он и его КБ за подготовку документации для создания морского транспорта на подводных крыльях, были удостоены высшей советской награды – Сталинской премии.
Все начинается с кропотливого труда конструкторов.youtube.com
Но золотая эра сверхскоростных морских амфибий была еще впереди. И наступила она уже при следующем советском вожде, в то время, когда страна смогла немного оправиться от последствий страшной войны. Для глубоких и системных исследовательских работ была построена испытательная станция на Горьковском в/х (ИС-2). В ее комплекс вошли специальные сооружения для исследования экранного эффекта, проявляющего при разных условиях эксплуатации. В последующее время советские разработки двигались в трех основных направлениях:
✅ ЦКБ Ростислава Алексеева
✅ КБ им. Бериева (Таганрог)
✅ малые образцы совместного производства нескольких КБ
Экранопланы для советских военных
Хотя перспективный транспорт мог иметь безусловную пользу от применения в народном хозяйстве, времена были все же не те. Карибский кризис и дальнейшее нагнетание «холодной войны» побуждали все новое ставить, в первую очередь, на военные рельсы.
Поэтому в 1962 году стартовали работы по созданию КМ для военных моряков. Двумя годами позже – Т-1, предназначенный для воздушно-десантных войск. Причем второй уже не был классическим экранопланом, потому что мог набирать высоту до 7,5 км, транспортируя десантников к месту назначения.
Печальное состояние былого величия.youtube.com
Символично, что в канун 25-летия нападения фашистской Германии на СССР, на воду был спущен КМ. Это произошло в Каспийском море, поэтому, с подачи американцев, аббревиатуру стали расшифровывать как «каспийский монстр». Он стал самым крупным на то время летательным аппаратом на планете. В общем-то, и сейчас, более 55 лет спустя он внушает уважение своими огромными габаритами:
✅ длина более 92 метров
✅ размах крыла – 37,6 м
✅ рекорд подъемного веса – 544 т
Новый монстр произвел благоприятное впечатление и на Никиту Хрущева, приглашенного на испытания одного из опытных образцов (СМ-2). Видимо, это и стало основной причиной лояльного отношения к проектированию новых экранопланов, несмотря на немалые затраты государственных средств. Их производство включили в государственную программу.
Первые экранолеты
1972 год стал одним из самых мирных. Было запрещено бактериологическое оружие и заключен мирный договор между СССР и ФРГ. В Союз впервые с официальным визитом приехал американский президент. Советские же военные руководители считали, что «думая о мире, готовься к войне». Поэтому в том же году появился первый работоспособный экранолет «Орленок». Его целью стал переброс морского десанта на расстояние до полторы тысячи километров.
Управление экранопланом требует особых навыков.youtube.com
Впоследствии, на протяжении 11 лет, было изготовлено ещё 5 экземпляров военной техники подобного типа. Они сформировали 11-ю отдельную авиагруппу в подчинении Главного штаба морской авиации. Если бы советские планы осуществились в полной мере, то количество экранолетов, выпущенных в Горьком и Феодосии, довели до 24 штук. Экраноплан-ракетоноситель «Лунь» стал «лебединой песней» проекта. После 3-летних испытаний он был допущен к опытной эксплуатации. Это произошло в 1990 году. До распада СССР оставалось совсем чуть-чуть. Вспомним о положительных моментах экранопланов:
✅ повышенная безопасность (несколько двигателей, способность посадки на воду)
✅ высокая скорость движения
✅ экономичность
✅ не нуждаются в наземной инфраструктуре
✅ обходятся без взлетной полосы
Но у модели вполне естественно присутствуют и слабые стороны. Что примечательно, связано это больше с внешней средой, чем с техническими недостатками:
✅ движутся в местах большого скопления птиц
✅ низкая маневренность
✅ невозможность полета над слишком неровной поверхностью
✅ специфика управления
✅ полет на низкой высоте, в плотной атмосфере
Заграничные проекты
В постсовесткий период производство и разработка экранопланов были заморожены в нашей стране, но другие проявили к ним интерес. Например, Соединенные Штаты, получив значительное потепление и раскрытость отношений со стороны России в 1990-е годы, решили воспользоваться благоприятной ситуацией.
Техника в действии.youtube.com
Американский конгресс не только признал перспективность проекта, но и инициировал создание специальной комиссии по разработке и внедрению экранопланов. Чтобы развитие отрасли, в которой недоставало собственного опыта, шло более живо, обратились за помощью к российской стороне. Так американские инженеры-конструкторы побывали в Каспийске, что позволило им начать разработку экранолетов собственной конструкции. Известны также южнокорейские и китайские разработки подобной техники.
Современная история российских экранопланов
Российские военные обеспокоены тем, что армии некоторых стран в будущем могут быть оснащены новыми, более мощными экранопланами. Остро встал вопрос, а сможет ли российская сторона предложить что-то взамен? Если не появится федеральная спецпрограмма, включающая госзаказ и полноценное финансирование, то время может быть утеряно. Россия потеряет приоритет в производстве экранопланов.
Не менее важная роль отводится данной технике и в мирных целях. Она может стать новым звеном мировой транспортной системы и снизить себестоимость перевозимых из страны в страну товаров. Что, в свою очередь, значительно оживит торговлю. Могут стать и незаменимым звеном во время спасательных операций на море.
Современная история экранопланов.youtube.com
Разработчиками новых образцов техники в современной истории России стали «Амфибийные Транспортные Технологии» и «Арктическая Торгово-Транспортная Компания». Так появились проекты «Амфистар» и «Акваглайд». КБ «Небо плюс» стало создателем небольшого экранолета «Буревестник-24». Его полезная нагрузка составила 3,5 тонны, а вместимость – 24 человека. По всему видно, что отечественные конструкторы готовы встретить будущий бум экранопланостроения с поднятой головой.
- Иван Гончаров
- youtube.com
Рекомендуем для вас
Ракетоплан «Аврора» совершил свой первый сверхзвуковой полет
Это первое подобное событие для гражданской авиации со времен «Конкорда». Подробнее обо всем читайте в нашем материале....
Революционный реактивный двигатель прошел первые огневые испытания и показал многообещающие результаты
Речь о новой турбоэлектрической установке, предназначенной для пассажирских реактивных самолетов. Подробнее о проекте читайте в нашем материале....
Стало известно, почему в России трудно строить самолеты
Существует несколько ключевых факторов, создающих проблемы. Но есть и положительная динамика. Все подробности читайте в нашем материале....
Из CR929 – С929: где Китай возьмет двигатели?
После выхода РФ из проекта CR929, китайцы продолжили строить самолет самостоятельно. Планер и электронное оборудование КНР по силам, но с двигателем –...
Импортозамещенный Ту-214 готов к первому полету
Казанский авиазавод установил отечественные навигационные системы, а также другое важное оборудование. Все подробности читайте в нашем материале....
Вот почему современные автомобили быстро ломаются – основная причина
Современные автомобили сделаны так, что водителю практически не нужно знать их устройство. Максимум запомнить, где бачок для стеклоомывающей жидкости. Впрочем,...
Новый экземпляр Ил-114-300 проходит сертификационные испытания
Параллельно с этим собирают первый серийный образец. Как проходят тестирования прототипов, и на каком этапе находятся остальные машины, читайте в нашем...
Российский самолет, оснащенный ПД-35 – появились новые подробности о проекте
Информацией о том, на каком этапе он находится и когда можно ожидать результат поделился Министр торговли и промышленности Российской Федерации. Подробности в...
Раскрыта стоимость флагманскоой модели «Москвич 8»
Также стала известна дата поступления в продажу. Все подробности и характеристики отечественного внедорожника читайте в нашем материале....
Илон Маск нашел революционную замену самолетам
Американский предприниматель хочет отправлять пассажиров на специально подготовленной ракете. Это позволит сократить время перелетов в 15 раз, опередив даже...
Дизельный УАЗ и дюжина новых моделей – компания Sollers провела грандиозную презентацию
Российская компания давно не проводила мероприятия таких масштабов. Бренд подготовил новые фургоны, пикапы, минивэн и внедорожник. Кроме того, улучшили и...
«Авиация Колымы» стала обладателем вертолетов-косаток
Уникальные машины вскоре отправятся в месте постоянной дислокации. По пути будет 11 остановок. Не исключено, что вам повезет их увидеть «вживую»....
Готовятся к серийному производству 13 моделей новых российских автомобилей
Компания Sollers еще пару лет назад обещала, что выпустит несколько новых моделей отечественных автомобилей. Не совсем российских, но зато в перспективе...
Россия построит новую железную дорогу до Персидского залива
Логистическое сообщение поможет обеспечить стабильные поставки с Урала, Сибири и Поволжья. Все подробности масштабного проекта читайте в нашем материале....
Брянский автомобильный завод готовит к выпуску уникальные грузовики
Это будет пожарный автомобиль для аэродромов. Он заявлен как на 100% отечественный, но есть нюансы....
К-750 – советский мотоцикл, восстановленный по современным технологиям
Некоторые россияне и жители СНГ любят советские мотоциклы. Для многих это не единственная и бюджетная возможность передвигаться на двух колесах, а отдушина....