Экранопланы: вчера и сегодня
Транспорт, который способен перемещаться над водной или другой поверхностью, не касаясь ее, получил название экраноплан. Такое явление, как экранный эффект, проявляется между крылом летательного аппарата и водной или ледяной поверхностью, путем их взаимодействия через воздушные потоки. Обычно он хорошо проявляется на очень малых высотах. Экраноплан также способен двигаться над поверхностью земли или снежным покровом в зимнее время.
За столетний период своей истории, экраноплан пережил период бурной популярности и забвения. А сегодня приходит понимание его уникальности. Давайте вместе вспомним, как все начиналось и посмотрим, что мы имеем на сегодняшний день.
100 лет назад летчики, во время затяжной посадки воздушного судна, обратили внимание на резкое увеличение подъемной силы крыла, которая сохранялась именно на сверхмалой высоте. Подобная же причина была названа виновницей нескольких аварий во время посадки. Это происходило с самолетами, имеющими слишком низкую эффективность горизонтального оперения.
Первоначальные наблюдения были подтверждены несколько лет спустя, в 1932 году. Тогда 12-моторный «Dornier Do X», имевший увеличенную хорду крыла, продемонстрировал удивительную экономию топлива и снижение аэродинамического сопротивления. Примерно в то же время проводились исследования советских ученых В. В. Голубева, Я. М. Серебрийского и др.
Их результатом в 1932 году стал 2-х моторный экраноплан-амфибия авиаконструктора Гроховского. Эффект был замечен и зарубежными учеными. Так, 3 года спустя, появились сани-экраноплан Каарио, названные по фамилии своего финского создателя.
Но, технические возможности того времени не позволили создать экземпляр, пригодный для серийного производства. Недостаток устойчивости во время полета на сверхнизкой высоте мог привести к высокой аварийности амфибии. А высокие скорости и близость агрессивной среды требовали такой высокой антикоррозионной стойкости, которую промышленность пока была не способна обеспечить.
Большинство стран отказали в дальнейшем финансировании проектов, а прекрасные разработки сохранились лишь в виде чертежей. Так впервые экраноплан вошел в период забвения. Но, его время еще было впереди!
Сейчас в это трудно поверить, но на второй день после того, как разгорелась битва за сердце нашей родины, выпускник Горьковского авиационного института Алексеев приступил к защите дипломной работы по теме: «Глиссер на подводных крыльях». Как вы уже догадались, это и был прототип современного экраноплана. Через 10 лет именно он и его КБ за подготовку документации для создания морского транспорта на подводных крыльях, были удостоены высшей советской награды – Сталинской премии.
Но золотая эра сверхскоростных морских амфибий была еще впереди. И наступила она уже при следующем советском вожде, в то время, когда страна смогла немного оправиться от последствий страшной войны. Для глубоких и системных исследовательских работ была построена испытательная станция на Горьковском в/х (ИС-2). В ее комплекс вошли специальные сооружения для исследования экранного эффекта, проявляющего при разных условиях эксплуатации. В последующее время советские разработки двигались в трех основных направлениях:
✅ ЦКБ Ростислава Алексеева
✅ КБ им. Бериева (Таганрог)
✅ малые образцы совместного производства нескольких КБ
Хотя перспективный транспорт мог иметь безусловную пользу от применения в народном хозяйстве, времена были все же не те. Карибский кризис и дальнейшее нагнетание «холодной войны» побуждали все новое ставить, в первую очередь, на военные рельсы.
Поэтому в 1962 году стартовали работы по созданию КМ для военных моряков. Двумя годами позже – Т-1, предназначенный для воздушно-десантных войск. Причем второй уже не был классическим экранопланом, потому что мог набирать высоту до 7,5 км, транспортируя десантников к месту назначения.
Символично, что в канун 25-летия нападения фашистской Германии на СССР, на воду был спущен КМ. Это произошло в Каспийском море, поэтому, с подачи американцев, аббревиатуру стали расшифровывать как «каспийский монстр». Он стал самым крупным на то время летательным аппаратом на планете. В общем-то, и сейчас, более 55 лет спустя он внушает уважение своими огромными габаритами:
✅ длина более 92 метров
✅ размах крыла – 37,6 м
✅ рекорд подъемного веса – 544 т
Новый монстр произвел благоприятное впечатление и на Никиту Хрущева, приглашенного на испытания одного из опытных образцов (СМ-2). Видимо, это и стало основной причиной лояльного отношения к проектированию новых экранопланов, несмотря на немалые затраты государственных средств. Их производство включили в государственную программу.
1972 год стал одним из самых мирных. Было запрещено бактериологическое оружие и заключен мирный договор между СССР и ФРГ. В Союз впервые с официальным визитом приехал американский президент. Советские же военные руководители считали, что «думая о мире, готовься к войне». Поэтому в том же году появился первый работоспособный экранолет «Орленок». Его целью стал переброс морского десанта на расстояние до полторы тысячи километров.
Впоследствии, на протяжении 11 лет, было изготовлено ещё 5 экземпляров военной техники подобного типа. Они сформировали 11-ю отдельную авиагруппу в подчинении Главного штаба морской авиации. Если бы советские планы осуществились в полной мере, то количество экранолетов, выпущенных в Горьком и Феодосии, довели до 24 штук. Экраноплан-ракетоноситель «Лунь» стал «лебединой песней» проекта. После 3-летних испытаний он был допущен к опытной эксплуатации. Это произошло в 1990 году. До распада СССР оставалось совсем чуть-чуть. Вспомним о положительных моментах экранопланов:
✅ повышенная безопасность (несколько двигателей, способность посадки на воду)
✅ высокая скорость движения
✅ экономичность
✅ не нуждаются в наземной инфраструктуре
✅ обходятся без взлетной полосы
Но у модели вполне естественно присутствуют и слабые стороны. Что примечательно, связано это больше с внешней средой, чем с техническими недостатками:
✅ движутся в местах большого скопления птиц
✅ низкая маневренность
✅ невозможность полета над слишком неровной поверхностью
✅ специфика управления
✅ полет на низкой высоте, в плотной атмосфере
В постсовесткий период производство и разработка экранопланов были заморожены в нашей стране, но другие проявили к ним интерес. Например, Соединенные Штаты, получив значительное потепление и раскрытость отношений со стороны России в 1990-е годы, решили воспользоваться благоприятной ситуацией.
Американский конгресс не только признал перспективность проекта, но и инициировал создание специальной комиссии по разработке и внедрению экранопланов. Чтобы развитие отрасли, в которой недоставало собственного опыта, шло более живо, обратились за помощью к российской стороне. Так американские инженеры-конструкторы побывали в Каспийске, что позволило им начать разработку экранолетов собственной конструкции. Известны также южнокорейские и китайские разработки подобной техники.
Российские военные обеспокоены тем, что армии некоторых стран в будущем могут быть оснащены новыми, более мощными экранопланами. Остро встал вопрос, а сможет ли российская сторона предложить что-то взамен? Если не появится федеральная спецпрограмма, включающая госзаказ и полноценное финансирование, то время может быть утеряно. Россия потеряет приоритет в производстве экранопланов.
Не менее важная роль отводится данной технике и в мирных целях. Она может стать новым звеном мировой транспортной системы и снизить себестоимость перевозимых из страны в страну товаров. Что, в свою очередь, значительно оживит торговлю. Могут стать и незаменимым звеном во время спасательных операций на море.
Разработчиками новых образцов техники в современной истории России стали «Амфибийные Транспортные Технологии» и «Арктическая Торгово-Транспортная Компания». Так появились проекты «Амфистар» и «Акваглайд». КБ «Небо плюс» стало создателем небольшого экранолета «Буревестник-24». Его полезная нагрузка составила 3,5 тонны, а вместимость – 24 человека. По всему видно, что отечественные конструкторы готовы встретить будущий бум экранопланостроения с поднятой головой.
Этот транспорт, который можно смело отнести к числу гибридов или амфибий, впитал в себя все лучшее и от самолетов, и от кораблей. Поэтому его использовали в таких условиях эксплуатации, которые недоступны для обычных судов.
За столетний период своей истории, экраноплан пережил период бурной популярности и забвения. А сегодня приходит понимание его уникальности. Давайте вместе вспомним, как все начиналось и посмотрим, что мы имеем на сегодняшний день.
Экранный эффект на предельно низких высотах стал отправной точкой
100 лет назад летчики, во время затяжной посадки воздушного судна, обратили внимание на резкое увеличение подъемной силы крыла, которая сохранялась именно на сверхмалой высоте. Подобная же причина была названа виновницей нескольких аварий во время посадки. Это происходило с самолетами, имеющими слишком низкую эффективность горизонтального оперения.
Так возникает экранный эффект.youtube.com
Первоначальные наблюдения были подтверждены несколько лет спустя, в 1932 году. Тогда 12-моторный «Dornier Do X», имевший увеличенную хорду крыла, продемонстрировал удивительную экономию топлива и снижение аэродинамического сопротивления. Примерно в то же время проводились исследования советских ученых В. В. Голубева, Я. М. Серебрийского и др.
Их результатом в 1932 году стал 2-х моторный экраноплан-амфибия авиаконструктора Гроховского. Эффект был замечен и зарубежными учеными. Так, 3 года спустя, появились сани-экраноплан Каарио, названные по фамилии своего финского создателя.
Но, технические возможности того времени не позволили создать экземпляр, пригодный для серийного производства. Недостаток устойчивости во время полета на сверхнизкой высоте мог привести к высокой аварийности амфибии. А высокие скорости и близость агрессивной среды требовали такой высокой антикоррозионной стойкости, которую промышленность пока была не способна обеспечить.
Большинство стран отказали в дальнейшем финансировании проектов, а прекрасные разработки сохранились лишь в виде чертежей. Так впервые экраноплан вошел в период забвения. Но, его время еще было впереди!
История советских экранопланов
Сейчас в это трудно поверить, но на второй день после того, как разгорелась битва за сердце нашей родины, выпускник Горьковского авиационного института Алексеев приступил к защите дипломной работы по теме: «Глиссер на подводных крыльях». Как вы уже догадались, это и был прототип современного экраноплана. Через 10 лет именно он и его КБ за подготовку документации для создания морского транспорта на подводных крыльях, были удостоены высшей советской награды – Сталинской премии.
Все начинается с кропотливого труда конструкторов.youtube.com
Но золотая эра сверхскоростных морских амфибий была еще впереди. И наступила она уже при следующем советском вожде, в то время, когда страна смогла немного оправиться от последствий страшной войны. Для глубоких и системных исследовательских работ была построена испытательная станция на Горьковском в/х (ИС-2). В ее комплекс вошли специальные сооружения для исследования экранного эффекта, проявляющего при разных условиях эксплуатации. В последующее время советские разработки двигались в трех основных направлениях:
✅ ЦКБ Ростислава Алексеева
✅ КБ им. Бериева (Таганрог)
✅ малые образцы совместного производства нескольких КБ
Экранопланы для советских военных
Хотя перспективный транспорт мог иметь безусловную пользу от применения в народном хозяйстве, времена были все же не те. Карибский кризис и дальнейшее нагнетание «холодной войны» побуждали все новое ставить, в первую очередь, на военные рельсы.
Поэтому в 1962 году стартовали работы по созданию КМ для военных моряков. Двумя годами позже – Т-1, предназначенный для воздушно-десантных войск. Причем второй уже не был классическим экранопланом, потому что мог набирать высоту до 7,5 км, транспортируя десантников к месту назначения.
Печальное состояние былого величия.youtube.com
Символично, что в канун 25-летия нападения фашистской Германии на СССР, на воду был спущен КМ. Это произошло в Каспийском море, поэтому, с подачи американцев, аббревиатуру стали расшифровывать как «каспийский монстр». Он стал самым крупным на то время летательным аппаратом на планете. В общем-то, и сейчас, более 55 лет спустя он внушает уважение своими огромными габаритами:
✅ длина более 92 метров
✅ размах крыла – 37,6 м
✅ рекорд подъемного веса – 544 т
Новый монстр произвел благоприятное впечатление и на Никиту Хрущева, приглашенного на испытания одного из опытных образцов (СМ-2). Видимо, это и стало основной причиной лояльного отношения к проектированию новых экранопланов, несмотря на немалые затраты государственных средств. Их производство включили в государственную программу.
Первые экранолеты
1972 год стал одним из самых мирных. Было запрещено бактериологическое оружие и заключен мирный договор между СССР и ФРГ. В Союз впервые с официальным визитом приехал американский президент. Советские же военные руководители считали, что «думая о мире, готовься к войне». Поэтому в том же году появился первый работоспособный экранолет «Орленок». Его целью стал переброс морского десанта на расстояние до полторы тысячи километров.
Управление экранопланом требует особых навыков.youtube.com
Впоследствии, на протяжении 11 лет, было изготовлено ещё 5 экземпляров военной техники подобного типа. Они сформировали 11-ю отдельную авиагруппу в подчинении Главного штаба морской авиации. Если бы советские планы осуществились в полной мере, то количество экранолетов, выпущенных в Горьком и Феодосии, довели до 24 штук. Экраноплан-ракетоноситель «Лунь» стал «лебединой песней» проекта. После 3-летних испытаний он был допущен к опытной эксплуатации. Это произошло в 1990 году. До распада СССР оставалось совсем чуть-чуть. Вспомним о положительных моментах экранопланов:
✅ повышенная безопасность (несколько двигателей, способность посадки на воду)
✅ высокая скорость движения
✅ экономичность
✅ не нуждаются в наземной инфраструктуре
✅ обходятся без взлетной полосы
Но у модели вполне естественно присутствуют и слабые стороны. Что примечательно, связано это больше с внешней средой, чем с техническими недостатками:
✅ движутся в местах большого скопления птиц
✅ низкая маневренность
✅ невозможность полета над слишком неровной поверхностью
✅ специфика управления
✅ полет на низкой высоте, в плотной атмосфере
Заграничные проекты
В постсовесткий период производство и разработка экранопланов были заморожены в нашей стране, но другие проявили к ним интерес. Например, Соединенные Штаты, получив значительное потепление и раскрытость отношений со стороны России в 1990-е годы, решили воспользоваться благоприятной ситуацией.
Техника в действии.youtube.com
Американский конгресс не только признал перспективность проекта, но и инициировал создание специальной комиссии по разработке и внедрению экранопланов. Чтобы развитие отрасли, в которой недоставало собственного опыта, шло более живо, обратились за помощью к российской стороне. Так американские инженеры-конструкторы побывали в Каспийске, что позволило им начать разработку экранолетов собственной конструкции. Известны также южнокорейские и китайские разработки подобной техники.
Современная история российских экранопланов
Российские военные обеспокоены тем, что армии некоторых стран в будущем могут быть оснащены новыми, более мощными экранопланами. Остро встал вопрос, а сможет ли российская сторона предложить что-то взамен? Если не появится федеральная спецпрограмма, включающая госзаказ и полноценное финансирование, то время может быть утеряно. Россия потеряет приоритет в производстве экранопланов.
Не менее важная роль отводится данной технике и в мирных целях. Она может стать новым звеном мировой транспортной системы и снизить себестоимость перевозимых из страны в страну товаров. Что, в свою очередь, значительно оживит торговлю. Могут стать и незаменимым звеном во время спасательных операций на море.
Современная история экранопланов.youtube.com
Разработчиками новых образцов техники в современной истории России стали «Амфибийные Транспортные Технологии» и «Арктическая Торгово-Транспортная Компания». Так появились проекты «Амфистар» и «Акваглайд». КБ «Небо плюс» стало создателем небольшого экранолета «Буревестник-24». Его полезная нагрузка составила 3,5 тонны, а вместимость – 24 человека. По всему видно, что отечественные конструкторы готовы встретить будущий бум экранопланостроения с поднятой головой.
- Иван Гончаров
- youtube.com
Рекомендуем для вас
«Бетонки»: в России тоже хотят строить «вечные» дороги
Недавно из Краснодарского края пришло сообщение о введении в эксплуатацию опытного участки бетонной автодороги. Подобные покрытия в СССР и РФ почти не...
АВТОВАЗ выпустил партию карбюраторных двигателей – мнения водителей
Готовится глобальный «откат» к старым моделям? Или просто выпустят очень бюджетный автомобиль для страждущих?...
МС-21 получил еще одну важную деталь отечественного производства
Набор деталей успешно прошел тестирование на скорости свыше 600 км/час. До 2028 года ожидается увеличение поставок в 11 раз. Все подробности читайте в нашем...
Lada Niva получит новый мотор в 2025 году – более объемный и мощный, но простой и надежный
Этим двигателям планируют оснащать все модификации легендарного внедорожника. Похоже, от старого мотора решили отказаться....
Твердотельные аккумуляторы – 1200 км и 10 минут зарядки: когда будет массовое производство?
О производстве этих батарей говорят давно – а «воз и ныне там». Есть ли какие сдвиги в этом направлении сегодня?...
Boeing 737: посадки в исполнении современных пилотов или в СССР учили лучше
Авиалайнеры Boeing 737 считаются одними из самых массовых и удачных в мире. Выпускается семейство серийно с 1967 года. Неудивительно, что за это время...
Sollers Atlant – почти российский, но все еще недоработанный
Обзор нового легкого грузовика из Елабуги. Расскажем, почему его можно считать почти отечественным, и как отзываются о нем владельцы....
Отсоединять или нет клеммы АКБ при подзарядке
В холода многие подзаряжают аккумулятор: а нужно ли при этом снимать клеммы? Есть разные варианты ответа....
Наконец, дождались: УАЗ дизель с 6-МКПП
Уж сколько раз твердили любители внедорожников – УАЗ должен быть дизельным, экономичным и при этом скоростным. Но Ульяновский автомобильный завод отмахивался,...
Ждем в электромобилях – в Великобритании создали «вечную» батарею
Похоже, будущее наступило. Первый экземпляр создан, осталось дождаться серийного производства, и можно будет забыть о зарядных устройствах....
Audi 100 C2 против АЗЛК-2141 – модели бизнес-класса из разных стран и эпох
История автомобилей и их технические особенности. В итоге решим, какая модель лучше сейчас....
КАМАЗ-54902 в сравнении с предшественником: подробности
Запущенный в серийное производство КАМАЗ-54902 очень похож на предшественника. Но отличия есть: они касаются двигателя, кабины, некоторых иных узлов и деталей...
Стартовали продажи обновленного российского автобуса Вектор Next 8.8
Модель предлагают с двумя типами двигателей. А еще автобус получился бюджетным....
Самолет-телескоп Boeing 747SP: как навечно приземлили «звездолет Энтерпрайз»
Последняя в мире летающая обсерватория проекта SOFIA была закрыта в 2022 году. Что это за программа и почему ее не возобновляют?...
Реконструкция «Чуйского тракта» завершилась раньше срока
Проект должны были сдать в 2026 году. Слаженная работа и современные методики позволили ускорить процесс. Все подробности читайте в нашем материале....
Стартовало производство новых версий Lada Largus Cross
Купить такие автомобили у дилеров пока нельзя. Но скоро они появятся в продаже....