Автомобили SBARRO: голландский сюр, швейцарский сыр, итальянская пицца
Загадка, однако… Какое отношение имеют эти разрозненные понятия к автомобильной компании Sbarro? Где косвенное, где в переносном смысле, а то и непосредственное. Но перечисленное точно касается личности дизайнера и конструктора по имени Франко Сбарро.
Великий ли безумец, гений (что, впрочем, часто одно и то же) или просто фантазер-авангардист – трудно судить. Главное, ни одно из его более 200 произведений – колесных транспортных средств – не оставляет равнодушным.
Уже пять десятилетий швейцарец итальянского происхождения выставляет свои творения на автошоу во Франкфурте. Модели-стопперы неизменно вызывают восхищение или негодование посетителей оригинальностью. На смотринах автор находит заказчиков – богатейших людей планеты. Разве он не заслуживает внимания?
Пахать, чтобы достичь успеха, Франческо Дзефферино Сбарро (1939 г. р.) пришлось в буквальном смысле. Правда, юнцом на родине в Италии он работал токарем. В деревушке Презичче односельчане наверняка повесили памятную доску на доме, где появился на свет талантливый художник.
И, забегая вперед, пока о художниках: сюрреалистическое творчество Франко эксперты сравнивают с работами нидерландского мастера кисти Маурица Эшера. Этот прославился орнаментальными гравюрами, в которых геометрические фигуры превращал в произведения искусства. Вот вам «голландский сюр» – первая отгадка.
Однако вернемся к биографии нашего героя. Парень 18-летним уехал из глухомани в Швейцарию, где два года работал трактористом. Распахивал и засеивал Альпийские склоны. Скопил денег, купил гараж и начал «сочинять» машины. Далее последовала счастливая череда встреч и знакомств с известными фигурами. Сначала это был немецкий конструктор Карл Боргвард: в его одноименной фирме молодой человек оттачивал навыки автосборщика.
Затем трудолюбивого, упорного, целеустремленного Франческо приметил Жорж Филипинетти – основатель гоночной команды Scuderia Filipinetti. Итальянец, назначенный главным механиком, отвечал за подготовку болидов к соревнованиям. Тут, в 1965-ом, создал и посвятил своему учителю и наставнику 1,6-литровую модель Coupe Filipinetti I. Скоростная для своего времени вышла машина – 160 км/ч.
Бесценный опыт, полученный в «конюшнях» Филипинетти, молодое дарование применило в собственной компании. Открыл инженерное бюро и студию дизайна Atelier de Construction Automobile (ACA). Шел 1968 год.
Предприятие, где впоследствии рождались единичные или малосерийные автомобильные шедевры, разместил в помещении бывшей табачной фабрики. Нормально. Помнится, великолепному суперкару Gumpert Apollo выпало появиться на швейной фабрике.
Основной род занятий стилиста в 60-х – реплики популярных моделей. Ничего зазорного. Копии великих классических автомобилей делают, как правило, качественными, и в разы дешевле оригиналов. Вставляют свои фишечки, получается абсолютный эксклюзив. Да мы рассказывали недавно о Clenet Coachworks, который тоже грешил этим делом. Итальянцем был, к слову. Невольно задумываешься: чем они там дышат на Апеннинах, что утонченность и вкус у них в крови?
Несколько моделей мастера, не соблюдая хронологического порядка, рассмотрим подробнее. В 1987-ом из ворот предприятия выходит футуристический суперкар «Челлендж». Проект профинансировал арабский нефтяной магнат.
Стремясь к аэродинамике, Ф. Сбарро построил машину в виде клина с коэффициентом лобового сопротивления 0,25. Геометрическая форма напомнила публике кусок сыра Грюйер. Это вторая отгадка – «швейцарский сыр».
Машина, построенная на пространственной раме, занимала относительно немного места:
✅ Длина – 4110 мм
✅ Ширина – 1830 мм
✅ Высота – 1160 мм
✅ Между мостами – 2271 мм
Расположенный сзади продольно 6-цилиндровый оппозитный мотор отдавал 380- 400 л. с. С наддувом, конечно. Тираж выполненных вручную Sbarro Challenge III со сдвоенными задними колесами составил 10 единиц. Владельцы могли наслаждаться скоростью 320 км/ч. А до «ста» разгоняли 1,2-тонную конструкцию за 4,8 сек.
Любопытно, что колесам инженер придавал особое значение. Покрышки стали просто фетишем производителя. Вот и на необычном вездеходе, чтобы подчеркнуть зверскую его сторону, установили колеса от «Боинга 727». Облегчили, правда, до 200 кг каждое.
Полноприводное шасси взяли от Land Rover. Мотор позаимствовали у Mercedes:
✅ Объем – 6,3 л
✅ Мощность – 350 «лошадей»
✅ Количество цилиндров – 8 с архитектурой V8
В надежности внедорожника Sbarro Monster G производитель не сомневался. Но в багажник поместил мотоцикл на случай поломки. Восемь выхлопных труб выступают из крышки двигателя. Выглядит агрессивно, изготовлен в единственном экземпляре.
Имя самого ядовитого аспида на земле для багги придумали ученики новатора и конструктора. Франко открыл 3 школы в Европе, где обучает талантливую молодежь инженерно-дизайнерскому делу.
Мускулистый компакт с крышей, но без дверей и окон несет под капотом двигатель Ford V6. Сведений о машине крайне мало, т. к. она была показана в мае этого года в Бонне. Заглянувшие внутрь посетители выставки заметили педаль сцепления. Видимо, багги оснащен механической трансмиссией.
Гонка на французских дорогах общего пользования «Милле Милья» («Тысяча миль») окончилась в 1957-ом трагически. Тогда под деревней Гуидиццоло погиб экипаж Ferrari 335S и 11 зрителей.
В память о событии Франко создал репликар незадачливого болида. Может, копия 2-местного родстера с композитным кузовом и не точна. Светотехника, например, соответствует современным стандартам, ездокам предоставлены 4-точечные ремни безопасности. Но звучание мотора с шестью карбюраторами Weber не спутаешь ни с каким другим.
Параметры двигателя V12:
✅ Объем – 4823 см3
✅ Мощность – 340 л. с. при 6,5 тыс. об/мин
✅ Момент силы – 422 Н*м при 4,6 об/мин
Комфорта в салоне минимум, что соответствует духу времени 50-х. Всего 4 пользователя могли ощутить наслаждение от вождения на скорости 240 км/ч. Трансмиссия – 3-скоростная автоматическая, подвеска независимая на пружинах. В тормозной системе разработчики использовали диски. Но на замедление работало и огромное антикрыло на корме.
Итальянец не только сооружал диковинные кузова. На его счету ряд запатентованных изобретений. О неравнодушии к колесам мы уже упоминали. Бесступичную конструкцию придумал Франко. Ну, или «довел до ума» в соавторстве с земляком Домиником Моттой.
Орбитальное колесо (хаблесс), устроенное как шарикоподшипник, только на первый взгляд кажется сумасшедшей идеей. На деле, это жизнеспособная альтернатива обычным мотоциклетным и автомобильным «каткам». Осмос-колесо дает ряд преимуществ: лучшее торможение, возможность регулировать вылет вилки мотоцикла. Но подобные скаты безумно дорогие в изготовлении, поэтому не скоро станут массовыми.
Еще конструктор разработал двухрамное шасси. «Пирог» включает нижнюю часть с динамическими структурными функциями и верхний слой с задачами комфорта и безопасности. Между модулями располагают воздушные сферы, которые сдуваются или накачиваются, регулируя дорожный просвет в соответствии с дорожной обстановкой.
Всякая модель щеголяет новинками: телевизоры в дверях, вентиляторы на месте заднего стекла, мусорная емкость в заднем свесе. Преломляющийся для доступа к моторному отсеку кузов – из той же серии. Неожиданностей много. Неизменным остается одно – традиция дарить каждому покупателю игрушечную заводную или радиоуправляемую копию автомобиля. На нее у нас, пожалуй, денег хватило бы…
Да! А что же там с третьей отгадкой? Про культовое блюдо с сырной корочкой. Так Sbarro – знаменитая сеть пиццерий в Америке. Похоже, в Италии в воробья стрельнешь, в Сбарро попадешь…
Великий ли безумец, гений (что, впрочем, часто одно и то же) или просто фантазер-авангардист – трудно судить. Главное, ни одно из его более 200 произведений – колесных транспортных средств – не оставляет равнодушным.
Уже пять десятилетий швейцарец итальянского происхождения выставляет свои творения на автошоу во Франкфурте. Модели-стопперы неизменно вызывают восхищение или негодование посетителей оригинальностью. На смотринах автор находит заказчиков – богатейших людей планеты. Разве он не заслуживает внимания?
«Пашите, и будет вам счастье»
Пахать, чтобы достичь успеха, Франческо Дзефферино Сбарро (1939 г. р.) пришлось в буквальном смысле. Правда, юнцом на родине в Италии он работал токарем. В деревушке Презичче односельчане наверняка повесили памятную доску на доме, где появился на свет талантливый художник.
Barro Event – одна из первых работ мастера. Фото: YouTube.com
И, забегая вперед, пока о художниках: сюрреалистическое творчество Франко эксперты сравнивают с работами нидерландского мастера кисти Маурица Эшера. Этот прославился орнаментальными гравюрами, в которых геометрические фигуры превращал в произведения искусства. Вот вам «голландский сюр» – первая отгадка.
Однако вернемся к биографии нашего героя. Парень 18-летним уехал из глухомани в Швейцарию, где два года работал трактористом. Распахивал и засеивал Альпийские склоны. Скопил денег, купил гараж и начал «сочинять» машины. Далее последовала счастливая череда встреч и знакомств с известными фигурами. Сначала это был немецкий конструктор Карл Боргвард: в его одноименной фирме молодой человек оттачивал навыки автосборщика.
Мотоцикл на бесступичных колесах. Фото: YouTube.com
Затем трудолюбивого, упорного, целеустремленного Франческо приметил Жорж Филипинетти – основатель гоночной команды Scuderia Filipinetti. Итальянец, назначенный главным механиком, отвечал за подготовку болидов к соревнованиям. Тут, в 1965-ом, создал и посвятил своему учителю и наставнику 1,6-литровую модель Coupe Filipinetti I. Скоростная для своего времени вышла машина – 160 км/ч.
Самостоятельная деятельность
Бесценный опыт, полученный в «конюшнях» Филипинетти, молодое дарование применило в собственной компании. Открыл инженерное бюро и студию дизайна Atelier de Construction Automobile (ACA). Шел 1968 год.
Кастомный «Мерседес 500» для шейха Халифа ибн Заида ибн Султана Аль Нахайяна. Фото: YouTube.com
Предприятие, где впоследствии рождались единичные или малосерийные автомобильные шедевры, разместил в помещении бывшей табачной фабрики. Нормально. Помнится, великолепному суперкару Gumpert Apollo выпало появиться на швейной фабрике.
Основной род занятий стилиста в 60-х – реплики популярных моделей. Ничего зазорного. Копии великих классических автомобилей делают, как правило, качественными, и в разы дешевле оригиналов. Вставляют свои фишечки, получается абсолютный эксклюзив. Да мы рассказывали недавно о Clenet Coachworks, который тоже грешил этим делом. Итальянцем был, к слову. Невольно задумываешься: чем они там дышат на Апеннинах, что утонченность и вкус у них в крови?
Sbarro Challenge III
Несколько моделей мастера, не соблюдая хронологического порядка, рассмотрим подробнее. В 1987-ом из ворот предприятия выходит футуристический суперкар «Челлендж». Проект профинансировал арабский нефтяной магнат.
Sbarro Challenge III напоминает формами кусок швейцарского сыра. Фото: YouTube.com
Стремясь к аэродинамике, Ф. Сбарро построил машину в виде клина с коэффициентом лобового сопротивления 0,25. Геометрическая форма напомнила публике кусок сыра Грюйер. Это вторая отгадка – «швейцарский сыр».
«Челендж» построен по заказу арабского магната. Фото: сайт Sbarro.phcalvet.fr
Машина, построенная на пространственной раме, занимала относительно немного места:
✅ Длина – 4110 мм
✅ Ширина – 1830 мм
✅ Высота – 1160 мм
✅ Между мостами – 2271 мм
Расположенный сзади продольно 6-цилиндровый оппозитный мотор отдавал 380- 400 л. с. С наддувом, конечно. Тираж выполненных вручную Sbarro Challenge III со сдвоенными задними колесами составил 10 единиц. Владельцы могли наслаждаться скоростью 320 км/ч. А до «ста» разгоняли 1,2-тонную конструкцию за 4,8 сек.
«Сбарро Монстр Дж» (1987)
Любопытно, что колесам инженер придавал особое значение. Покрышки стали просто фетишем производителя. Вот и на необычном вездеходе, чтобы подчеркнуть зверскую его сторону, установили колеса от «Боинга 727». Облегчили, правда, до 200 кг каждое.
350-сильный «Монстр Джи». Фото: сайт Sbarro.phcalvet.fr
Полноприводное шасси взяли от Land Rover. Мотор позаимствовали у Mercedes:
✅ Объем – 6,3 л
✅ Мощность – 350 «лошадей»
✅ Количество цилиндров – 8 с архитектурой V8
В надежности внедорожника Sbarro Monster G производитель не сомневался. Но в багажник поместил мотоцикл на случай поломки. Восемь выхлопных труб выступают из крышки двигателя. Выглядит агрессивно, изготовлен в единственном экземпляре.
Багги «Тайпан»
Имя самого ядовитого аспида на земле для багги придумали ученики новатора и конструктора. Франко открыл 3 школы в Европе, где обучает талантливую молодежь инженерно-дизайнерскому делу.
Багги «Тайпан» (2024). Фото: Антуан Пейрон для UTBM/Espera
Мускулистый компакт с крышей, но без дверей и окон несет под капотом двигатель Ford V6. Сведений о машине крайне мало, т. к. она была показана в мае этого года в Бонне. Заглянувшие внутрь посетители выставки заметили педаль сцепления. Видимо, багги оснащен механической трансмиссией.
Sbarro Mille Miglia (2005-2006)
Гонка на французских дорогах общего пользования «Милле Милья» («Тысяча миль») окончилась в 1957-ом трагически. Тогда под деревней Гуидиццоло погиб экипаж Ferrari 335S и 11 зрителей.
Модель Sbarro Mille Miglia (2005-2006) – реплика Ferrari 335S. Фото: YouTube.com
В память о событии Франко создал репликар незадачливого болида. Может, копия 2-местного родстера с композитным кузовом и не точна. Светотехника, например, соответствует современным стандартам, ездокам предоставлены 4-точечные ремни безопасности. Но звучание мотора с шестью карбюраторами Weber не спутаешь ни с каким другим.
Параметры двигателя V12:
✅ Объем – 4823 см3
✅ Мощность – 340 л. с. при 6,5 тыс. об/мин
✅ Момент силы – 422 Н*м при 4,6 об/мин
Комфорта в салоне минимум, что соответствует духу времени 50-х. Всего 4 пользователя могли ощутить наслаждение от вождения на скорости 240 км/ч. Трансмиссия – 3-скоростная автоматическая, подвеска независимая на пружинах. В тормозной системе разработчики использовали диски. Но на замедление работало и огромное антикрыло на корме.
Инновации производителя
Итальянец не только сооружал диковинные кузова. На его счету ряд запатентованных изобретений. О неравнодушии к колесам мы уже упоминали. Бесступичную конструкцию придумал Франко. Ну, или «довел до ума» в соавторстве с земляком Домиником Моттой.
Мотоцикл Sbarro Aero (2000) с осмос-колесом: главная опасность – байкеру трудно выбраться при аварии. Фото: YouTube.com
Орбитальное колесо (хаблесс), устроенное как шарикоподшипник, только на первый взгляд кажется сумасшедшей идеей. На деле, это жизнеспособная альтернатива обычным мотоциклетным и автомобильным «каткам». Осмос-колесо дает ряд преимуществ: лучшее торможение, возможность регулировать вылет вилки мотоцикла. Но подобные скаты безумно дорогие в изготовлении, поэтому не скоро станут массовыми.
Еще конструктор разработал двухрамное шасси. «Пирог» включает нижнюю часть с динамическими структурными функциями и верхний слой с задачами комфорта и безопасности. Между модулями располагают воздушные сферы, которые сдуваются или накачиваются, регулируя дорожный просвет в соответствии с дорожной обстановкой.
Всякая модель щеголяет новинками: телевизоры в дверях, вентиляторы на месте заднего стекла, мусорная емкость в заднем свесе. Преломляющийся для доступа к моторному отсеку кузов – из той же серии. Неожиданностей много. Неизменным остается одно – традиция дарить каждому покупателю игрушечную заводную или радиоуправляемую копию автомобиля. На нее у нас, пожалуй, денег хватило бы…
Да! А что же там с третьей отгадкой? Про культовое блюдо с сырной корочкой. Так Sbarro – знаменитая сеть пиццерий в Америке. Похоже, в Италии в воробья стрельнешь, в Сбарро попадешь…
- Timofey
- youtube.com, Антуан Пейрон для UTBM/Espera, сайт Sbarro.phcalvet.fr
Рекомендуем для вас
Ракетоплан «Аврора» совершил свой первый сверхзвуковой полет
Это первое подобное событие для гражданской авиации со времен «Конкорда». Подробнее обо всем читайте в нашем материале....
Революционный реактивный двигатель прошел первые огневые испытания и показал многообещающие результаты
Речь о новой турбоэлектрической установке, предназначенной для пассажирских реактивных самолетов. Подробнее о проекте читайте в нашем материале....
Из CR929 – С929: где Китай возьмет двигатели?
После выхода РФ из проекта CR929, китайцы продолжили строить самолет самостоятельно. Планер и электронное оборудование КНР по силам, но с двигателем –...
Стало известно, почему в России трудно строить самолеты
Существует несколько ключевых факторов, создающих проблемы. Но есть и положительная динамика. Все подробности читайте в нашем материале....
Импортозамещенный Ту-214 готов к первому полету
Казанский авиазавод установил отечественные навигационные системы, а также другое важное оборудование. Все подробности читайте в нашем материале....
АВТОВАЗу грозит банкротство – что об этом думают российские автолюбители
При этом объемы производства растут. Да и цены на автомобили регулярно повышают....
Вот почему современные автомобили быстро ломаются – основная причина
Современные автомобили сделаны так, что водителю практически не нужно знать их устройство. Максимум запомнить, где бачок для стеклоомывающей жидкости. Впрочем,...
Раскрыта стоимость флагманскоой модели «Москвич 8»
Также стала известна дата поступления в продажу. Все подробности и характеристики отечественного внедорожника читайте в нашем материале....
Илон Маск нашел революционную замену самолетам
Американский предприниматель хочет отправлять пассажиров на специально подготовленной ракете. Это позволит сократить время перелетов в 15 раз, опередив даже...
Дизельный УАЗ и дюжина новых моделей – компания Sollers провела грандиозную презентацию
Российская компания давно не проводила мероприятия таких масштабов. Бренд подготовил новые фургоны, пикапы, минивэн и внедорожник. Кроме того, улучшили и...
Вертолетное шасси – полозья или колеса?
Почему-то у американских вертолетов в основном полозья, а у советских, российских – колеса. А что лучше и надежнее? Это и будем выяснять....
Готовятся к серийному производству 13 моделей новых российских автомобилей
Компания Sollers еще пару лет назад обещала, что выпустит несколько новых моделей отечественных автомобилей. Не совсем российских, но зато в перспективе...
«Авиация Колымы» стала обладателем вертолетов-косаток
Уникальные машины вскоре отправятся в месте постоянной дислокации. По пути будет 11 остановок. Не исключено, что вам повезет их увидеть «вживую»....
Китайские партнеры заинтересовались нашими вертолетами
Российские машины среднего класса доминируют в Азиатском регионе. В сегменте тяжелых двухдвигательных вертолетов наши разработки занимают 30%, и продолжают...
К-750 – советский мотоцикл, восстановленный по современным технологиям
Некоторые россияне и жители СНГ любят советские мотоциклы. Для многих это не единственная и бюджетная возможность передвигаться на двух колесах, а отдушина....
Брянский автомобильный завод готовит к выпуску уникальные грузовики
Это будет пожарный автомобиль для аэродромов. Он заявлен как на 100% отечественный, но есть нюансы....