Автомобили SBARRO: голландский сюр, швейцарский сыр, итальянская пицца
Загадка, однако… Какое отношение имеют эти разрозненные понятия к автомобильной компании Sbarro? Где косвенное, где в переносном смысле, а то и непосредственное. Но перечисленное точно касается личности дизайнера и конструктора по имени Франко Сбарро.
Великий ли безумец, гений (что, впрочем, часто одно и то же) или просто фантазер-авангардист – трудно судить. Главное, ни одно из его более 200 произведений – колесных транспортных средств – не оставляет равнодушным.
Уже пять десятилетий швейцарец итальянского происхождения выставляет свои творения на автошоу во Франкфурте. Модели-стопперы неизменно вызывают восхищение или негодование посетителей оригинальностью. На смотринах автор находит заказчиков – богатейших людей планеты. Разве он не заслуживает внимания?
Пахать, чтобы достичь успеха, Франческо Дзефферино Сбарро (1939 г. р.) пришлось в буквальном смысле. Правда, юнцом на родине в Италии он работал токарем. В деревушке Презичче односельчане наверняка повесили памятную доску на доме, где появился на свет талантливый художник.
И, забегая вперед, пока о художниках: сюрреалистическое творчество Франко эксперты сравнивают с работами нидерландского мастера кисти Маурица Эшера. Этот прославился орнаментальными гравюрами, в которых геометрические фигуры превращал в произведения искусства. Вот вам «голландский сюр» – первая отгадка.
Однако вернемся к биографии нашего героя. Парень 18-летним уехал из глухомани в Швейцарию, где два года работал трактористом. Распахивал и засеивал Альпийские склоны. Скопил денег, купил гараж и начал «сочинять» машины. Далее последовала счастливая череда встреч и знакомств с известными фигурами. Сначала это был немецкий конструктор Карл Боргвард: в его одноименной фирме молодой человек оттачивал навыки автосборщика.
Затем трудолюбивого, упорного, целеустремленного Франческо приметил Жорж Филипинетти – основатель гоночной команды Scuderia Filipinetti. Итальянец, назначенный главным механиком, отвечал за подготовку болидов к соревнованиям. Тут, в 1965-ом, создал и посвятил своему учителю и наставнику 1,6-литровую модель Coupe Filipinetti I. Скоростная для своего времени вышла машина – 160 км/ч.
Бесценный опыт, полученный в «конюшнях» Филипинетти, молодое дарование применило в собственной компании. Открыл инженерное бюро и студию дизайна Atelier de Construction Automobile (ACA). Шел 1968 год.
Предприятие, где впоследствии рождались единичные или малосерийные автомобильные шедевры, разместил в помещении бывшей табачной фабрики. Нормально. Помнится, великолепному суперкару Gumpert Apollo выпало появиться на швейной фабрике.
Основной род занятий стилиста в 60-х – реплики популярных моделей. Ничего зазорного. Копии великих классических автомобилей делают, как правило, качественными, и в разы дешевле оригиналов. Вставляют свои фишечки, получается абсолютный эксклюзив. Да мы рассказывали недавно о Clenet Coachworks, который тоже грешил этим делом. Итальянцем был, к слову. Невольно задумываешься: чем они там дышат на Апеннинах, что утонченность и вкус у них в крови?
Несколько моделей мастера, не соблюдая хронологического порядка, рассмотрим подробнее. В 1987-ом из ворот предприятия выходит футуристический суперкар «Челлендж». Проект профинансировал арабский нефтяной магнат.
Стремясь к аэродинамике, Ф. Сбарро построил машину в виде клина с коэффициентом лобового сопротивления 0,25. Геометрическая форма напомнила публике кусок сыра Грюйер. Это вторая отгадка – «швейцарский сыр».
Машина, построенная на пространственной раме, занимала относительно немного места:
✅ Длина – 4110 мм
✅ Ширина – 1830 мм
✅ Высота – 1160 мм
✅ Между мостами – 2271 мм
Расположенный сзади продольно 6-цилиндровый оппозитный мотор отдавал 380- 400 л. с. С наддувом, конечно. Тираж выполненных вручную Sbarro Challenge III со сдвоенными задними колесами составил 10 единиц. Владельцы могли наслаждаться скоростью 320 км/ч. А до «ста» разгоняли 1,2-тонную конструкцию за 4,8 сек.
Любопытно, что колесам инженер придавал особое значение. Покрышки стали просто фетишем производителя. Вот и на необычном вездеходе, чтобы подчеркнуть зверскую его сторону, установили колеса от «Боинга 727». Облегчили, правда, до 200 кг каждое.
Полноприводное шасси взяли от Land Rover. Мотор позаимствовали у Mercedes:
✅ Объем – 6,3 л
✅ Мощность – 350 «лошадей»
✅ Количество цилиндров – 8 с архитектурой V8
В надежности внедорожника Sbarro Monster G производитель не сомневался. Но в багажник поместил мотоцикл на случай поломки. Восемь выхлопных труб выступают из крышки двигателя. Выглядит агрессивно, изготовлен в единственном экземпляре.
Имя самого ядовитого аспида на земле для багги придумали ученики новатора и конструктора. Франко открыл 3 школы в Европе, где обучает талантливую молодежь инженерно-дизайнерскому делу.
Мускулистый компакт с крышей, но без дверей и окон несет под капотом двигатель Ford V6. Сведений о машине крайне мало, т. к. она была показана в мае этого года в Бонне. Заглянувшие внутрь посетители выставки заметили педаль сцепления. Видимо, багги оснащен механической трансмиссией.
Гонка на французских дорогах общего пользования «Милле Милья» («Тысяча миль») окончилась в 1957-ом трагически. Тогда под деревней Гуидиццоло погиб экипаж Ferrari 335S и 11 зрителей.
В память о событии Франко создал репликар незадачливого болида. Может, копия 2-местного родстера с композитным кузовом и не точна. Светотехника, например, соответствует современным стандартам, ездокам предоставлены 4-точечные ремни безопасности. Но звучание мотора с шестью карбюраторами Weber не спутаешь ни с каким другим.
Параметры двигателя V12:
✅ Объем – 4823 см3
✅ Мощность – 340 л. с. при 6,5 тыс. об/мин
✅ Момент силы – 422 Н*м при 4,6 об/мин
Комфорта в салоне минимум, что соответствует духу времени 50-х. Всего 4 пользователя могли ощутить наслаждение от вождения на скорости 240 км/ч. Трансмиссия – 3-скоростная автоматическая, подвеска независимая на пружинах. В тормозной системе разработчики использовали диски. Но на замедление работало и огромное антикрыло на корме.
Итальянец не только сооружал диковинные кузова. На его счету ряд запатентованных изобретений. О неравнодушии к колесам мы уже упоминали. Бесступичную конструкцию придумал Франко. Ну, или «довел до ума» в соавторстве с земляком Домиником Моттой.
Орбитальное колесо (хаблесс), устроенное как шарикоподшипник, только на первый взгляд кажется сумасшедшей идеей. На деле, это жизнеспособная альтернатива обычным мотоциклетным и автомобильным «каткам». Осмос-колесо дает ряд преимуществ: лучшее торможение, возможность регулировать вылет вилки мотоцикла. Но подобные скаты безумно дорогие в изготовлении, поэтому не скоро станут массовыми.
Еще конструктор разработал двухрамное шасси. «Пирог» включает нижнюю часть с динамическими структурными функциями и верхний слой с задачами комфорта и безопасности. Между модулями располагают воздушные сферы, которые сдуваются или накачиваются, регулируя дорожный просвет в соответствии с дорожной обстановкой.
Всякая модель щеголяет новинками: телевизоры в дверях, вентиляторы на месте заднего стекла, мусорная емкость в заднем свесе. Преломляющийся для доступа к моторному отсеку кузов – из той же серии. Неожиданностей много. Неизменным остается одно – традиция дарить каждому покупателю игрушечную заводную или радиоуправляемую копию автомобиля. На нее у нас, пожалуй, денег хватило бы…
Да! А что же там с третьей отгадкой? Про культовое блюдо с сырной корочкой. Так Sbarro – знаменитая сеть пиццерий в Америке. Похоже, в Италии в воробья стрельнешь, в Сбарро попадешь…
Великий ли безумец, гений (что, впрочем, часто одно и то же) или просто фантазер-авангардист – трудно судить. Главное, ни одно из его более 200 произведений – колесных транспортных средств – не оставляет равнодушным.
Уже пять десятилетий швейцарец итальянского происхождения выставляет свои творения на автошоу во Франкфурте. Модели-стопперы неизменно вызывают восхищение или негодование посетителей оригинальностью. На смотринах автор находит заказчиков – богатейших людей планеты. Разве он не заслуживает внимания?
«Пашите, и будет вам счастье»
Пахать, чтобы достичь успеха, Франческо Дзефферино Сбарро (1939 г. р.) пришлось в буквальном смысле. Правда, юнцом на родине в Италии он работал токарем. В деревушке Презичче односельчане наверняка повесили памятную доску на доме, где появился на свет талантливый художник.
Barro Event – одна из первых работ мастера. Фото: YouTube.com
И, забегая вперед, пока о художниках: сюрреалистическое творчество Франко эксперты сравнивают с работами нидерландского мастера кисти Маурица Эшера. Этот прославился орнаментальными гравюрами, в которых геометрические фигуры превращал в произведения искусства. Вот вам «голландский сюр» – первая отгадка.
Однако вернемся к биографии нашего героя. Парень 18-летним уехал из глухомани в Швейцарию, где два года работал трактористом. Распахивал и засеивал Альпийские склоны. Скопил денег, купил гараж и начал «сочинять» машины. Далее последовала счастливая череда встреч и знакомств с известными фигурами. Сначала это был немецкий конструктор Карл Боргвард: в его одноименной фирме молодой человек оттачивал навыки автосборщика.
Мотоцикл на бесступичных колесах. Фото: YouTube.com
Затем трудолюбивого, упорного, целеустремленного Франческо приметил Жорж Филипинетти – основатель гоночной команды Scuderia Filipinetti. Итальянец, назначенный главным механиком, отвечал за подготовку болидов к соревнованиям. Тут, в 1965-ом, создал и посвятил своему учителю и наставнику 1,6-литровую модель Coupe Filipinetti I. Скоростная для своего времени вышла машина – 160 км/ч.
Самостоятельная деятельность
Бесценный опыт, полученный в «конюшнях» Филипинетти, молодое дарование применило в собственной компании. Открыл инженерное бюро и студию дизайна Atelier de Construction Automobile (ACA). Шел 1968 год.
Кастомный «Мерседес 500» для шейха Халифа ибн Заида ибн Султана Аль Нахайяна. Фото: YouTube.com
Предприятие, где впоследствии рождались единичные или малосерийные автомобильные шедевры, разместил в помещении бывшей табачной фабрики. Нормально. Помнится, великолепному суперкару Gumpert Apollo выпало появиться на швейной фабрике.
Основной род занятий стилиста в 60-х – реплики популярных моделей. Ничего зазорного. Копии великих классических автомобилей делают, как правило, качественными, и в разы дешевле оригиналов. Вставляют свои фишечки, получается абсолютный эксклюзив. Да мы рассказывали недавно о Clenet Coachworks, который тоже грешил этим делом. Итальянцем был, к слову. Невольно задумываешься: чем они там дышат на Апеннинах, что утонченность и вкус у них в крови?
Sbarro Challenge III
Несколько моделей мастера, не соблюдая хронологического порядка, рассмотрим подробнее. В 1987-ом из ворот предприятия выходит футуристический суперкар «Челлендж». Проект профинансировал арабский нефтяной магнат.
Sbarro Challenge III напоминает формами кусок швейцарского сыра. Фото: YouTube.com
Стремясь к аэродинамике, Ф. Сбарро построил машину в виде клина с коэффициентом лобового сопротивления 0,25. Геометрическая форма напомнила публике кусок сыра Грюйер. Это вторая отгадка – «швейцарский сыр».
«Челендж» построен по заказу арабского магната. Фото: сайт Sbarro.phcalvet.fr
Машина, построенная на пространственной раме, занимала относительно немного места:
✅ Длина – 4110 мм
✅ Ширина – 1830 мм
✅ Высота – 1160 мм
✅ Между мостами – 2271 мм
Расположенный сзади продольно 6-цилиндровый оппозитный мотор отдавал 380- 400 л. с. С наддувом, конечно. Тираж выполненных вручную Sbarro Challenge III со сдвоенными задними колесами составил 10 единиц. Владельцы могли наслаждаться скоростью 320 км/ч. А до «ста» разгоняли 1,2-тонную конструкцию за 4,8 сек.
«Сбарро Монстр Дж» (1987)
Любопытно, что колесам инженер придавал особое значение. Покрышки стали просто фетишем производителя. Вот и на необычном вездеходе, чтобы подчеркнуть зверскую его сторону, установили колеса от «Боинга 727». Облегчили, правда, до 200 кг каждое.
350-сильный «Монстр Джи». Фото: сайт Sbarro.phcalvet.fr
Полноприводное шасси взяли от Land Rover. Мотор позаимствовали у Mercedes:
✅ Объем – 6,3 л
✅ Мощность – 350 «лошадей»
✅ Количество цилиндров – 8 с архитектурой V8
В надежности внедорожника Sbarro Monster G производитель не сомневался. Но в багажник поместил мотоцикл на случай поломки. Восемь выхлопных труб выступают из крышки двигателя. Выглядит агрессивно, изготовлен в единственном экземпляре.
Багги «Тайпан»
Имя самого ядовитого аспида на земле для багги придумали ученики новатора и конструктора. Франко открыл 3 школы в Европе, где обучает талантливую молодежь инженерно-дизайнерскому делу.
Багги «Тайпан» (2024). Фото: Антуан Пейрон для UTBM/Espera
Мускулистый компакт с крышей, но без дверей и окон несет под капотом двигатель Ford V6. Сведений о машине крайне мало, т. к. она была показана в мае этого года в Бонне. Заглянувшие внутрь посетители выставки заметили педаль сцепления. Видимо, багги оснащен механической трансмиссией.
Sbarro Mille Miglia (2005-2006)
Гонка на французских дорогах общего пользования «Милле Милья» («Тысяча миль») окончилась в 1957-ом трагически. Тогда под деревней Гуидиццоло погиб экипаж Ferrari 335S и 11 зрителей.
Модель Sbarro Mille Miglia (2005-2006) – реплика Ferrari 335S. Фото: YouTube.com
В память о событии Франко создал репликар незадачливого болида. Может, копия 2-местного родстера с композитным кузовом и не точна. Светотехника, например, соответствует современным стандартам, ездокам предоставлены 4-точечные ремни безопасности. Но звучание мотора с шестью карбюраторами Weber не спутаешь ни с каким другим.
Параметры двигателя V12:
✅ Объем – 4823 см3
✅ Мощность – 340 л. с. при 6,5 тыс. об/мин
✅ Момент силы – 422 Н*м при 4,6 об/мин
Комфорта в салоне минимум, что соответствует духу времени 50-х. Всего 4 пользователя могли ощутить наслаждение от вождения на скорости 240 км/ч. Трансмиссия – 3-скоростная автоматическая, подвеска независимая на пружинах. В тормозной системе разработчики использовали диски. Но на замедление работало и огромное антикрыло на корме.
Инновации производителя
Итальянец не только сооружал диковинные кузова. На его счету ряд запатентованных изобретений. О неравнодушии к колесам мы уже упоминали. Бесступичную конструкцию придумал Франко. Ну, или «довел до ума» в соавторстве с земляком Домиником Моттой.
Мотоцикл Sbarro Aero (2000) с осмос-колесом: главная опасность – байкеру трудно выбраться при аварии. Фото: YouTube.com
Орбитальное колесо (хаблесс), устроенное как шарикоподшипник, только на первый взгляд кажется сумасшедшей идеей. На деле, это жизнеспособная альтернатива обычным мотоциклетным и автомобильным «каткам». Осмос-колесо дает ряд преимуществ: лучшее торможение, возможность регулировать вылет вилки мотоцикла. Но подобные скаты безумно дорогие в изготовлении, поэтому не скоро станут массовыми.
Еще конструктор разработал двухрамное шасси. «Пирог» включает нижнюю часть с динамическими структурными функциями и верхний слой с задачами комфорта и безопасности. Между модулями располагают воздушные сферы, которые сдуваются или накачиваются, регулируя дорожный просвет в соответствии с дорожной обстановкой.
Всякая модель щеголяет новинками: телевизоры в дверях, вентиляторы на месте заднего стекла, мусорная емкость в заднем свесе. Преломляющийся для доступа к моторному отсеку кузов – из той же серии. Неожиданностей много. Неизменным остается одно – традиция дарить каждому покупателю игрушечную заводную или радиоуправляемую копию автомобиля. На нее у нас, пожалуй, денег хватило бы…
Да! А что же там с третьей отгадкой? Про культовое блюдо с сырной корочкой. Так Sbarro – знаменитая сеть пиццерий в Америке. Похоже, в Италии в воробья стрельнешь, в Сбарро попадешь…
- Timofey
- youtube.com, Антуан Пейрон для UTBM/Espera, сайт Sbarro.phcalvet.fr
Рекомендуем для вас
«Бетонки»: в России тоже хотят строить «вечные» дороги
Недавно из Краснодарского края пришло сообщение о введении в эксплуатацию опытного участки бетонной автодороги. Подобные покрытия в СССР и РФ почти не...
МС-21 получил еще одну важную деталь отечественного производства
Набор деталей успешно прошел тестирование на скорости свыше 600 км/час. До 2028 года ожидается увеличение поставок в 11 раз. Все подробности читайте в нашем...
АВТОВАЗ выпустил партию карбюраторных двигателей – мнения водителей
Готовится глобальный «откат» к старым моделям? Или просто выпустят очень бюджетный автомобиль для страждущих?...
Lada Niva получит новый мотор в 2025 году – более объемный и мощный, но простой и надежный
Этим двигателям планируют оснащать все модификации легендарного внедорожника. Похоже, от старого мотора решили отказаться....
Твердотельные аккумуляторы – 1200 км и 10 минут зарядки: когда будет массовое производство?
О производстве этих батарей говорят давно – а «воз и ныне там». Есть ли какие сдвиги в этом направлении сегодня?...
Boeing 737: посадки в исполнении современных пилотов или в СССР учили лучше
Авиалайнеры Boeing 737 считаются одними из самых массовых и удачных в мире. Выпускается семейство серийно с 1967 года. Неудивительно, что за это время...
Sollers Atlant – почти российский, но все еще недоработанный
Обзор нового легкого грузовика из Елабуги. Расскажем, почему его можно считать почти отечественным, и как отзываются о нем владельцы....
Наконец, дождались: УАЗ дизель с 6-МКПП
Уж сколько раз твердили любители внедорожников – УАЗ должен быть дизельным, экономичным и при этом скоростным. Но Ульяновский автомобильный завод отмахивался,...
Остров Свободы получил новых «Патриотов»
Они помогут справиться с последствиями природных катаклизмов, а затем перейдут на службу в администрации провинций. Все подробности читайте в нашем материале....
Отсоединять или нет клеммы АКБ при подзарядке
В холода многие подзаряжают аккумулятор: а нужно ли при этом снимать клеммы? Есть разные варианты ответа....
Ждем в электромобилях – в Великобритании создали «вечную» батарею
Похоже, будущее наступило. Первый экземпляр создан, осталось дождаться серийного производства, и можно будет забыть о зарядных устройствах....
Четыре иномарки и одна «россиянка»: выбраны 5 лучших автомобилей 2024 года
В интересное время живем, товарищи! Кому не лень, или нужен масштабный пиар раздают Национальные премии «Автомобиль года России». Только «нацию», похоже,...
Audi 100 C2 против АЗЛК-2141 – модели бизнес-класса из разных стран и эпох
История автомобилей и их технические особенности. В итоге решим, какая модель лучше сейчас....
КАМАЗ-54902 в сравнении с предшественником: подробности
Запущенный в серийное производство КАМАЗ-54902 очень похож на предшественника. Но отличия есть: они касаются двигателя, кабины, некоторых иных узлов и деталей...
Стартовали продажи обновленного российского автобуса Вектор Next 8.8
Модель предлагают с двумя типами двигателей. А еще автобус получился бюджетным....
Самолет-телескоп Boeing 747SP: как навечно приземлили «звездолет Энтерпрайз»
Последняя в мире летающая обсерватория проекта SOFIA была закрыта в 2022 году. Что это за программа и почему ее не возобновляют?...