
Автомобили SBARRO: голландский сюр, швейцарский сыр, итальянская пицца
Загадка, однако… Какое отношение имеют эти разрозненные понятия к автомобильной компании Sbarro? Где косвенное, где в переносном смысле, а то и непосредственное. Но перечисленное точно касается личности дизайнера и конструктора по имени Франко Сбарро.
Великий ли безумец, гений (что, впрочем, часто одно и то же) или просто фантазер-авангардист – трудно судить. Главное, ни одно из его более 200 произведений – колесных транспортных средств – не оставляет равнодушным.
Уже пять десятилетий швейцарец итальянского происхождения выставляет свои творения на автошоу во Франкфурте. Модели-стопперы неизменно вызывают восхищение или негодование посетителей оригинальностью. На смотринах автор находит заказчиков – богатейших людей планеты. Разве он не заслуживает внимания?
Пахать, чтобы достичь успеха, Франческо Дзефферино Сбарро (1939 г. р.) пришлось в буквальном смысле. Правда, юнцом на родине в Италии он работал токарем. В деревушке Презичче односельчане наверняка повесили памятную доску на доме, где появился на свет талантливый художник.
Barro Event – одна из первых работ мастера. Фото: YouTube.com
И, забегая вперед, пока о художниках: сюрреалистическое творчество Франко эксперты сравнивают с работами нидерландского мастера кисти Маурица Эшера. Этот прославился орнаментальными гравюрами, в которых геометрические фигуры превращал в произведения искусства. Вот вам «голландский сюр» – первая отгадка.
Однако вернемся к биографии нашего героя. Парень 18-летним уехал из глухомани в Швейцарию, где два года работал трактористом. Распахивал и засеивал Альпийские склоны. Скопил денег, купил гараж и начал «сочинять» машины. Далее последовала счастливая череда встреч и знакомств с известными фигурами. Сначала это был немецкий конструктор Карл Боргвард: в его одноименной фирме молодой человек оттачивал навыки автосборщика.
Мотоцикл на бесступичных колесах. Фото: YouTube.com
Затем трудолюбивого, упорного, целеустремленного Франческо приметил Жорж Филипинетти – основатель гоночной команды Scuderia Filipinetti. Итальянец, назначенный главным механиком, отвечал за подготовку болидов к соревнованиям. Тут, в 1965-ом, создал и посвятил своему учителю и наставнику 1,6-литровую модель Coupe Filipinetti I. Скоростная для своего времени вышла машина – 160 км/ч.
Бесценный опыт, полученный в «конюшнях» Филипинетти, молодое дарование применило в собственной компании. Открыл инженерное бюро и студию дизайна Atelier de Construction Automobile (ACA). Шел 1968 год.
Кастомный «Мерседес 500» для шейха Халифа ибн Заида ибн Султана Аль Нахайяна. Фото: YouTube.com
Предприятие, где впоследствии рождались единичные или малосерийные автомобильные шедевры, разместил в помещении бывшей табачной фабрики. Нормально. Помнится, великолепному суперкару Gumpert Apollo выпало появиться на швейной фабрике.
Основной род занятий стилиста в 60-х – реплики популярных моделей. Ничего зазорного. Копии великих классических автомобилей делают, как правило, качественными, и в разы дешевле оригиналов. Вставляют свои фишечки, получается абсолютный эксклюзив. Да мы рассказывали недавно о Clenet Coachworks, который тоже грешил этим делом. Итальянцем был, к слову. Невольно задумываешься: чем они там дышат на Апеннинах, что утонченность и вкус у них в крови?
Несколько моделей мастера, не соблюдая хронологического порядка, рассмотрим подробнее. В 1987-ом из ворот предприятия выходит футуристический суперкар «Челлендж». Проект профинансировал арабский нефтяной магнат.
Sbarro Challenge III напоминает формами кусок швейцарского сыра. Фото: YouTube.com
Стремясь к аэродинамике, Ф. Сбарро построил машину в виде клина с коэффициентом лобового сопротивления 0,25. Геометрическая форма напомнила публике кусок сыра Грюйер. Это вторая отгадка – «швейцарский сыр».
«Челендж» построен по заказу арабского магната. Фото: сайт Sbarro.phcalvet.fr
Машина, построенная на пространственной раме, занимала относительно немного места:
✅ Длина – 4110 мм
✅ Ширина – 1830 мм
✅ Высота – 1160 мм
✅ Между мостами – 2271 мм
Расположенный сзади продольно 6-цилиндровый оппозитный мотор отдавал 380- 400 л. с. С наддувом, конечно. Тираж выполненных вручную Sbarro Challenge III со сдвоенными задними колесами составил 10 единиц. Владельцы могли наслаждаться скоростью 320 км/ч. А до «ста» разгоняли 1,2-тонную конструкцию за 4,8 сек.
Любопытно, что колесам инженер придавал особое значение. Покрышки стали просто фетишем производителя. Вот и на необычном вездеходе, чтобы подчеркнуть зверскую его сторону, установили колеса от «Боинга 727». Облегчили, правда, до 200 кг каждое.
350-сильный «Монстр Джи». Фото: сайт Sbarro.phcalvet.fr
Полноприводное шасси взяли от Land Rover. Мотор позаимствовали у Mercedes:
✅ Объем – 6,3 л
✅ Мощность – 350 «лошадей»
✅ Количество цилиндров – 8 с архитектурой V8
В надежности внедорожника Sbarro Monster G производитель не сомневался. Но в багажник поместил мотоцикл на случай поломки. Восемь выхлопных труб выступают из крышки двигателя. Выглядит агрессивно, изготовлен в единственном экземпляре.
Имя самого ядовитого аспида на земле для багги придумали ученики новатора и конструктора. Франко открыл 3 школы в Европе, где обучает талантливую молодежь инженерно-дизайнерскому делу.
Багги «Тайпан» (2024). Фото: Антуан Пейрон для UTBM/Espera
Мускулистый компакт с крышей, но без дверей и окон несет под капотом двигатель Ford V6. Сведений о машине крайне мало, т. к. она была показана в мае этого года в Бонне. Заглянувшие внутрь посетители выставки заметили педаль сцепления. Видимо, багги оснащен механической трансмиссией.
Гонка на французских дорогах общего пользования «Милле Милья» («Тысяча миль») окончилась в 1957-ом трагически. Тогда под деревней Гуидиццоло погиб экипаж Ferrari 335S и 11 зрителей.
Модель Sbarro Mille Miglia (2005-2006) – реплика Ferrari 335S. Фото: YouTube.com
В память о событии Франко создал репликар незадачливого болида. Может, копия 2-местного родстера с композитным кузовом и не точна. Светотехника, например, соответствует современным стандартам, ездокам предоставлены 4-точечные ремни безопасности. Но звучание мотора с шестью карбюраторами Weber не спутаешь ни с каким другим.
Параметры двигателя V12:
✅ Объем – 4823 см3
✅ Мощность – 340 л. с. при 6,5 тыс. об/мин
✅ Момент силы – 422 Н*м при 4,6 об/мин
Комфорта в салоне минимум, что соответствует духу времени 50-х. Всего 4 пользователя могли ощутить наслаждение от вождения на скорости 240 км/ч. Трансмиссия – 3-скоростная автоматическая, подвеска независимая на пружинах. В тормозной системе разработчики использовали диски. Но на замедление работало и огромное антикрыло на корме.
Итальянец не только сооружал диковинные кузова. На его счету ряд запатентованных изобретений. О неравнодушии к колесам мы уже упоминали. Бесступичную конструкцию придумал Франко. Ну, или «довел до ума» в соавторстве с земляком Домиником Моттой.
Мотоцикл Sbarro Aero (2000) с осмос-колесом: главная опасность – байкеру трудно выбраться при аварии. Фото: YouTube.com
Орбитальное колесо (хаблесс), устроенное как шарикоподшипник, только на первый взгляд кажется сумасшедшей идеей. На деле, это жизнеспособная альтернатива обычным мотоциклетным и автомобильным «каткам». Осмос-колесо дает ряд преимуществ: лучшее торможение, возможность регулировать вылет вилки мотоцикла. Но подобные скаты безумно дорогие в изготовлении, поэтому не скоро станут массовыми.
Еще конструктор разработал двухрамное шасси. «Пирог» включает нижнюю часть с динамическими структурными функциями и верхний слой с задачами комфорта и безопасности. Между модулями располагают воздушные сферы, которые сдуваются или накачиваются, регулируя дорожный просвет в соответствии с дорожной обстановкой.
Всякая модель щеголяет новинками: телевизоры в дверях, вентиляторы на месте заднего стекла, мусорная емкость в заднем свесе. Преломляющийся для доступа к моторному отсеку кузов – из той же серии. Неожиданностей много. Неизменным остается одно – традиция дарить каждому покупателю игрушечную заводную или радиоуправляемую копию автомобиля. На нее у нас, пожалуй, денег хватило бы…
Да! А что же там с третьей отгадкой? Про культовое блюдо с сырной корочкой. Так Sbarro – знаменитая сеть пиццерий в Америке. Похоже, в Италии в воробья стрельнешь, в Сбарро попадешь…
Великий ли безумец, гений (что, впрочем, часто одно и то же) или просто фантазер-авангардист – трудно судить. Главное, ни одно из его более 200 произведений – колесных транспортных средств – не оставляет равнодушным.
Уже пять десятилетий швейцарец итальянского происхождения выставляет свои творения на автошоу во Франкфурте. Модели-стопперы неизменно вызывают восхищение или негодование посетителей оригинальностью. На смотринах автор находит заказчиков – богатейших людей планеты. Разве он не заслуживает внимания?
«Пашите, и будет вам счастье»
Пахать, чтобы достичь успеха, Франческо Дзефферино Сбарро (1939 г. р.) пришлось в буквальном смысле. Правда, юнцом на родине в Италии он работал токарем. В деревушке Презичче односельчане наверняка повесили памятную доску на доме, где появился на свет талантливый художник.

И, забегая вперед, пока о художниках: сюрреалистическое творчество Франко эксперты сравнивают с работами нидерландского мастера кисти Маурица Эшера. Этот прославился орнаментальными гравюрами, в которых геометрические фигуры превращал в произведения искусства. Вот вам «голландский сюр» – первая отгадка.
Однако вернемся к биографии нашего героя. Парень 18-летним уехал из глухомани в Швейцарию, где два года работал трактористом. Распахивал и засеивал Альпийские склоны. Скопил денег, купил гараж и начал «сочинять» машины. Далее последовала счастливая череда встреч и знакомств с известными фигурами. Сначала это был немецкий конструктор Карл Боргвард: в его одноименной фирме молодой человек оттачивал навыки автосборщика.

Затем трудолюбивого, упорного, целеустремленного Франческо приметил Жорж Филипинетти – основатель гоночной команды Scuderia Filipinetti. Итальянец, назначенный главным механиком, отвечал за подготовку болидов к соревнованиям. Тут, в 1965-ом, создал и посвятил своему учителю и наставнику 1,6-литровую модель Coupe Filipinetti I. Скоростная для своего времени вышла машина – 160 км/ч.
Самостоятельная деятельность
Бесценный опыт, полученный в «конюшнях» Филипинетти, молодое дарование применило в собственной компании. Открыл инженерное бюро и студию дизайна Atelier de Construction Automobile (ACA). Шел 1968 год.

Предприятие, где впоследствии рождались единичные или малосерийные автомобильные шедевры, разместил в помещении бывшей табачной фабрики. Нормально. Помнится, великолепному суперкару Gumpert Apollo выпало появиться на швейной фабрике.
Основной род занятий стилиста в 60-х – реплики популярных моделей. Ничего зазорного. Копии великих классических автомобилей делают, как правило, качественными, и в разы дешевле оригиналов. Вставляют свои фишечки, получается абсолютный эксклюзив. Да мы рассказывали недавно о Clenet Coachworks, который тоже грешил этим делом. Итальянцем был, к слову. Невольно задумываешься: чем они там дышат на Апеннинах, что утонченность и вкус у них в крови?
Sbarro Challenge III
Несколько моделей мастера, не соблюдая хронологического порядка, рассмотрим подробнее. В 1987-ом из ворот предприятия выходит футуристический суперкар «Челлендж». Проект профинансировал арабский нефтяной магнат.

Стремясь к аэродинамике, Ф. Сбарро построил машину в виде клина с коэффициентом лобового сопротивления 0,25. Геометрическая форма напомнила публике кусок сыра Грюйер. Это вторая отгадка – «швейцарский сыр».

Машина, построенная на пространственной раме, занимала относительно немного места:
✅ Длина – 4110 мм
✅ Ширина – 1830 мм
✅ Высота – 1160 мм
✅ Между мостами – 2271 мм
Расположенный сзади продольно 6-цилиндровый оппозитный мотор отдавал 380- 400 л. с. С наддувом, конечно. Тираж выполненных вручную Sbarro Challenge III со сдвоенными задними колесами составил 10 единиц. Владельцы могли наслаждаться скоростью 320 км/ч. А до «ста» разгоняли 1,2-тонную конструкцию за 4,8 сек.
«Сбарро Монстр Дж» (1987)
Любопытно, что колесам инженер придавал особое значение. Покрышки стали просто фетишем производителя. Вот и на необычном вездеходе, чтобы подчеркнуть зверскую его сторону, установили колеса от «Боинга 727». Облегчили, правда, до 200 кг каждое.

Полноприводное шасси взяли от Land Rover. Мотор позаимствовали у Mercedes:
✅ Объем – 6,3 л
✅ Мощность – 350 «лошадей»
✅ Количество цилиндров – 8 с архитектурой V8
В надежности внедорожника Sbarro Monster G производитель не сомневался. Но в багажник поместил мотоцикл на случай поломки. Восемь выхлопных труб выступают из крышки двигателя. Выглядит агрессивно, изготовлен в единственном экземпляре.
Багги «Тайпан»
Имя самого ядовитого аспида на земле для багги придумали ученики новатора и конструктора. Франко открыл 3 школы в Европе, где обучает талантливую молодежь инженерно-дизайнерскому делу.

Мускулистый компакт с крышей, но без дверей и окон несет под капотом двигатель Ford V6. Сведений о машине крайне мало, т. к. она была показана в мае этого года в Бонне. Заглянувшие внутрь посетители выставки заметили педаль сцепления. Видимо, багги оснащен механической трансмиссией.
Sbarro Mille Miglia (2005-2006)
Гонка на французских дорогах общего пользования «Милле Милья» («Тысяча миль») окончилась в 1957-ом трагически. Тогда под деревней Гуидиццоло погиб экипаж Ferrari 335S и 11 зрителей.

В память о событии Франко создал репликар незадачливого болида. Может, копия 2-местного родстера с композитным кузовом и не точна. Светотехника, например, соответствует современным стандартам, ездокам предоставлены 4-точечные ремни безопасности. Но звучание мотора с шестью карбюраторами Weber не спутаешь ни с каким другим.
Параметры двигателя V12:
✅ Объем – 4823 см3
✅ Мощность – 340 л. с. при 6,5 тыс. об/мин
✅ Момент силы – 422 Н*м при 4,6 об/мин
Комфорта в салоне минимум, что соответствует духу времени 50-х. Всего 4 пользователя могли ощутить наслаждение от вождения на скорости 240 км/ч. Трансмиссия – 3-скоростная автоматическая, подвеска независимая на пружинах. В тормозной системе разработчики использовали диски. Но на замедление работало и огромное антикрыло на корме.
Инновации производителя
Итальянец не только сооружал диковинные кузова. На его счету ряд запатентованных изобретений. О неравнодушии к колесам мы уже упоминали. Бесступичную конструкцию придумал Франко. Ну, или «довел до ума» в соавторстве с земляком Домиником Моттой.

Орбитальное колесо (хаблесс), устроенное как шарикоподшипник, только на первый взгляд кажется сумасшедшей идеей. На деле, это жизнеспособная альтернатива обычным мотоциклетным и автомобильным «каткам». Осмос-колесо дает ряд преимуществ: лучшее торможение, возможность регулировать вылет вилки мотоцикла. Но подобные скаты безумно дорогие в изготовлении, поэтому не скоро станут массовыми.
Еще конструктор разработал двухрамное шасси. «Пирог» включает нижнюю часть с динамическими структурными функциями и верхний слой с задачами комфорта и безопасности. Между модулями располагают воздушные сферы, которые сдуваются или накачиваются, регулируя дорожный просвет в соответствии с дорожной обстановкой.
Всякая модель щеголяет новинками: телевизоры в дверях, вентиляторы на месте заднего стекла, мусорная емкость в заднем свесе. Преломляющийся для доступа к моторному отсеку кузов – из той же серии. Неожиданностей много. Неизменным остается одно – традиция дарить каждому покупателю игрушечную заводную или радиоуправляемую копию автомобиля. На нее у нас, пожалуй, денег хватило бы…
Да! А что же там с третьей отгадкой? Про культовое блюдо с сырной корочкой. Так Sbarro – знаменитая сеть пиццерий в Америке. Похоже, в Италии в воробья стрельнешь, в Сбарро попадешь…
- Timofey
- youtube.com, Антуан Пейрон для UTBM/Espera, сайт Sbarro.phcalvet.fr
Рекомендуем для вас

В России возрождают советский порт и железную дорогу к нему – есть ли перспективы?
Город должен был стать энергетическим и судоходным центром региона, но совокупность факторов не позволила этому случиться. Теперь о порте заговорили вновь и...

Scania и MAN не вернутся на российский завод – там готовятся к выпуску отечественных БАЗ
Российские грузовики идеальны для сложных условий эксплуатации. А серийная сборка моделей начнется уже этим летом....

РЖД начал работы по восстановлению значимых отрезков Транссибирской магистрали
Программа также затронет пути Свердловской и Тюменской областей, а также Пермского края. После сдачи объектов увеличится максимальная скорость грузовых и...

Второй Ил-96-400Т начал выполнять коммерческие полеты
Теперь важные грузы можно оперативно доставлять в отдаленные от центра регионы. Осталось наладить постоянные маршруты....

Tugella – все: в Белорусии начнут выпускать новый Belgee S50
Это глубоко локализованная версия Geely Emgrand. Планируют выйти на 5000 автомобилей в год....

«Днепры» против «Уралов» в грязи и на бездорожье – кто кого?
Когда в одной поездке сходятся «Днепры» и «Уралы», можно быть уверенным – легкой прогулки не будет. В этом видео на YouTube-канале «Oppozit moto Belarus»...

Ан-12 против Airbus A400 – соревнования по красоте посадки
Современные крупные самолеты давно уже турбовентиляторные. Конечно, у большинства из них не реактивные силовые агрегаты. Но многие в этом все равно не...

Зачем в Мурманской области построили новый морской порт
Несмотря на то, что порт Мурманска считается недозагруженным, на противоположном берегу построили новую гавань для перевалки угля....

Одномоторный самолет E1000 AX демонстрирует впечатляющую производительность и может сесть без помощи человека
Даже место для посадки модель способна выбрать сама. Подробнее о новом проекте читайте в нашем материале....

Впервые в истории удалось обслужить спутник на орбите захоронения
Аппарат компании Northrop Grumman стал спасителем спутниковых устройств. Планируется запуск целой серии....

«Машина времени» – Mercedes-Benz выпустил ретро-версию G-Class
Она призвана погрузить водителя в 80-е годы. В салоне будет уютно как дома, ведь, кроме прочего, там есть «плед». Впрочем, ценник тоже как за хорошие...

«Окская судоверфь» завершила постройку сухогруза «Леонид Багров»
Судно проекта RSD71 может курсировать и по рекам, и по морям. Оно стало развитием проекта RSD59....

«Скучать не будем» – десяток китайских брендов покинет рынок России
Не каждый покупатель готов довериться «безымянному» китайскому бренду. Некоторые из них не смогли продать и 20 машин за последние три месяца....

Российский авиамотор ПД-14 модернизируют на 14 млрд рублей
Сумма как-то подозрительно созвучна с индексом силового агрегата. Цель проекта – повышение конкурентоспособности двигателя....

Два новых пикапа и внедорожник на шасси Nissan появятся в России официально
Эти автомобили даже собираются на одном заводе с Ниссан. У нас их предложат под брендом Oting....

Стартовало мелкосерийное производство особой LADA Vesta
Вряд ли данная модификация будет пользоваться высоким спросом. Но некоторые с нетерпением ждали именно ее....