Трактор БТЗ-243К – российский аналог советского Т-150К в современной «обертке»
Тракторы БТЗ-243К выпускаются в России, на брянском заводе. Это модель шарнирно-сочлененной конструкции, похожая на Т-150К. Кстати, разрабатывали трактор на основе харьковского ХТЗ-243К, который является аналогом советской модели.
Примерно до начала 2000-х годов Харьковский тракторный завод ориентировался в первую очередь на Россию. Техника выпускалась массово, тем более, что на нее ставились моторы ЯМЗ.
Но напряженные отношения между странами привели сначала к сокращению поставок, а потом и к полной их остановке. Хорошо, что в России к тому времени успели построить Брянский тракторный завод, который стал выпускать копии ХТЗ-243К – модель БТЗ-243К.
Интересно, что изначально БТЗ рассматривался как сборочная площадка ХТЗ. Но сейчас это давно уже полноценный завод, совершенно независящий от некогда огромного советского предприятия. ХТЗ же успел с тех пор дважды обанкротиться – в 2017 и 2021 годах.
А вот трактор удалось сохранить, пускай и под другим названием. Теперь потомок советского Т-150К российский и этим можно гордиться.
Брянский тракторный завод – это одно из самых новых предприятий подобного плана в России. Он начал полноценно работать с 2018 года. Именно тогда с конвейера стали сходить первые тракторы.
Хотя, если разбираться, то компания была основана значительно раньше – в 2006 году. Тогда она считалась филиалом Харьковского завода и в первую очередь собирала технику этого производителя, постепенно занимаясь импортозамещением.
Полный разрыв с ХТЗ произошел в 2014 году. Несколько лет понадобилось российскому предприятию, чтобы стать независимым.
В этом ему помогли:
✅ Петербургский тракторный завод
✅ Челябинские строительно-дорожные машины
✅ ОАО ЧМЗ
✅ «Автосвет»
✅ «Волтайр»
Это далеко не полный список, в котором нашлось место даже для китайских производителей.
Кроме трактора БТЗ-243К, производитель собирает еще ряд интересных машин для строителей, сельскохозяйственной и других отраслей.
Например, БТЗ-400 – это мощная десятитонная машина с мотором ЯМЗ-236. Это в первую очередь сельскохозяйственный трактор, предназначенный для обработки почвы. Но если нужно, техника может использоваться на стройках и даже коммунальными службами.
Есть линейка тракторов БТЗ с индексами 246К, 253К и 254К. Все это усовершенствованные модели, созданные на основе героя нашей статьи – БТЗ-243К. Соответственно, чем выше индекс, тем современней и дороже техника. БТЗ-246К и 253К оснащаются двигателями ЯМЗ-65655 и ЯМЗ-65654 соответственно.
Следующий трактор в линейке – это БТЗ-254К. Он комплектуется двигателем ЯМЗ-53645 на 250 л. с. При этом он самый легкий в семействе.
Выпускают на Брянском заводе и БТЗ-190П. Модель предлагается как на армированных резиной, так и на простых стальных гусеницах.
БТЗ выпускает и ряд специфических машин для строителей, дорожников, лесных хозяйств. Есть техника для бурения скважин, в том числе и для монтажа опор ЛЭП. Специально для железнодорожников выпускаются тракторы, способные передвигаться по рельсам.
Хотя внешне БТЗ-243К похож на Т-150К, это куда более современный трактор. В первую очередь почувствует это механизатор попав внутрь. Кабина имеет каркас безопасности, хотя сложно представить, что БТЗ-243К опрокинется. Чтобы такое сделать, нужно очень постараться, ведь техника имеет низкий центр тяжести и грамотно спроектирована.
В кабине стекла с легкой тонировкой, что спасает от солнца, но не ухудшает видимость. Имеется система отопления и кондиционер даже в базовой комплектации.
Рулевая колонка трактора регулируется. Это помогает удобно устроиться в кабине механизатору почти любых габаритов. Кресло внутри одно – оно подрессоренное.
Так как БТЗ-243К является доработанной версией советского трактора Т-150К, моторы там по сути одинаковые. Изначально под капот российской модели ставили силовые агрегаты ЯМЗ-236 и 238. Первым из вышеперечисленных моторов как раз и оснащали Т-150К, когда выпуск двигателя СМД-60 был прекращен.
ЯМЗ-236 – это шестицилиндровый V-образный мотор с объемом 11,1 литра. Мощность – от 150 до 230 л. с., в зависимости от модификации.
ЯМЗ-238 – это более производительный силовой агрегат V8. Объем его составляет 14,8 литра при мощности от 180 до 330 л. с. Оба двигателя производятся на Ярославском заводе с 1958 года, периодически дорабатываясь. Моторы надежные и ремонтопригодные. Основной минус серии – высокий расход топлива, особенно у V8. Но это плата за тягу на низких оборотах.
С 2017 года двигатели данной серии начали устанавливать на «Кировцы». Специально для них и разработали модификацию ЯМЗ-53625.
Примерно с 2020 года получил новый силовой агрегат и брянский трактор БТЗ-243К. Мотор, оборудованный топливной аппаратурой Bosch, успел зарекомендовать себя надежным и экономичным. Его мощность – 250 л. с.
В 2022 году, после ввода санкций против Российской Федерации, поставки импортных комплектующих прекратились. Но тракторы БТЗ-243К до сих пор предлагаются с двигателями ЯМЗ-53625. Сложно сказать, откуда они. Может производитель успел закупить партию деталей, или нашел способ покупки топливной аппаратуры через китайских партнеров.
В любом случае, переживать не стоит. На основе ЯМЗ-536 уже разработана новая серия двигателей – ЯМЗ-537. Эти моторы «антисанкционные» и импортонезависимые. Топливная аппаратура Bosch там заменена на отечественную.
Двигатели ЯМЗ-537 серийно выпускаются с начала 2024 года. Так что можно не беспокоиться, что трактор БТЗ-243К останется без современного дизеля. В любом случае, в качестве эрзац варианта можно вернуться к ЯМЗ-236/238.
КПП у БТЗ-243К трехдиапазонная. Передних передач 3/12, задних – 1/4. Максимальная скорость – 40 км/ч. Задним ходом трактор может разогнаться до 29 км/ч.
Вал отбора мощности у БТЗ-243К находится в кормовой части. Он независимый и способен вращаться на двух скоростях – 540 или 1 000 оборотов в минуту.
Трактор базируется на шарнирно-сочлененной раме, точнее, двух полурамах. Привод полный, соответственно, оба моста ведущие. Кроме сельскохозяйственных работ, трактор может использоваться на стройках и в качестве тягача. В последнем случае вес буксируемого прицепа будет достигать 20 тонн.
Но основное предназначение БТЗ-243К – сельскохозяйственное. Колесный трактор универсален. Он способен не только обрабатывать почву, но и заниматься посевом, уборкой и кормозаготовками. В случае необходимости, техника еще и отвезет урожай до места промежуточного хранения.
БТЗ-243К – это надежная универсальная техника, проверенная десятилетиями эксплуатации. Ведь по сути, это модернизированный Т-150К, а он в представлении не нуждается. Кстати, пластиковый обвес БТЗ-243К, на который сетуют некоторые критики, способен выдержать вес механизатора, вставшего на крыло для обслуживания двигателя.
Радует, что в России смогли сохранить легенду, да еще и улучшили ее. А спрос на трактор доказывает, что модель до сих пор актуальна.
Примерно до начала 2000-х годов Харьковский тракторный завод ориентировался в первую очередь на Россию. Техника выпускалась массово, тем более, что на нее ставились моторы ЯМЗ.
Но напряженные отношения между странами привели сначала к сокращению поставок, а потом и к полной их остановке. Хорошо, что в России к тому времени успели построить Брянский тракторный завод, который стал выпускать копии ХТЗ-243К – модель БТЗ-243К.
Тот самый советский Т-150К. Фото: youtube.com
Интересно, что изначально БТЗ рассматривался как сборочная площадка ХТЗ. Но сейчас это давно уже полноценный завод, совершенно независящий от некогда огромного советского предприятия. ХТЗ же успел с тех пор дважды обанкротиться – в 2017 и 2021 годах.
А вот трактор удалось сохранить, пускай и под другим названием. Теперь потомок советского Т-150К российский и этим можно гордиться.
Немного о БТЗ
Брянский тракторный завод – это одно из самых новых предприятий подобного плана в России. Он начал полноценно работать с 2018 года. Именно тогда с конвейера стали сходить первые тракторы.
Хотя, если разбираться, то компания была основана значительно раньше – в 2006 году. Тогда она считалась филиалом Харьковского завода и в первую очередь собирала технику этого производителя, постепенно занимаясь импортозамещением.
Использовать БТЗ-243К выгоднее всего на больших полях. Фото: youtube.com
Полный разрыв с ХТЗ произошел в 2014 году. Несколько лет понадобилось российскому предприятию, чтобы стать независимым.
В этом ему помогли:
✅ Петербургский тракторный завод
✅ Челябинские строительно-дорожные машины
✅ ОАО ЧМЗ
✅ «Автосвет»
✅ «Волтайр»
Это далеко не полный список, в котором нашлось место даже для китайских производителей.
Какую еще технику выпускают на БТЗ?
Кроме трактора БТЗ-243К, производитель собирает еще ряд интересных машин для строителей, сельскохозяйственной и других отраслей.
Например, БТЗ-400 – это мощная десятитонная машина с мотором ЯМЗ-236. Это в первую очередь сельскохозяйственный трактор, предназначенный для обработки почвы. Но если нужно, техника может использоваться на стройках и даже коммунальными службами.
На Брянском тракторном заводе выпускают и гусеничные БТЗ-190П. Фото: youtube.com
Есть линейка тракторов БТЗ с индексами 246К, 253К и 254К. Все это усовершенствованные модели, созданные на основе героя нашей статьи – БТЗ-243К. Соответственно, чем выше индекс, тем современней и дороже техника. БТЗ-246К и 253К оснащаются двигателями ЯМЗ-65655 и ЯМЗ-65654 соответственно.
Следующий трактор в линейке – это БТЗ-254К. Он комплектуется двигателем ЯМЗ-53645 на 250 л. с. При этом он самый легкий в семействе.
Выпускают на Брянском заводе и БТЗ-190П. Модель предлагается как на армированных резиной, так и на простых стальных гусеницах.
БТЗ выпускает и ряд специфических машин для строителей, дорожников, лесных хозяйств. Есть техника для бурения скважин, в том числе и для монтажа опор ЛЭП. Специально для железнодорожников выпускаются тракторы, способные передвигаться по рельсам.
Кабина БТЗ-243К
Хотя внешне БТЗ-243К похож на Т-150К, это куда более современный трактор. В первую очередь почувствует это механизатор попав внутрь. Кабина имеет каркас безопасности, хотя сложно представить, что БТЗ-243К опрокинется. Чтобы такое сделать, нужно очень постараться, ведь техника имеет низкий центр тяжести и грамотно спроектирована.
Приборная панель достаточно аскетичная, но все необходимое есть. Фото: youtube.com
В кабине стекла с легкой тонировкой, что спасает от солнца, но не ухудшает видимость. Имеется система отопления и кондиционер даже в базовой комплектации.
Рулевая колонка трактора регулируется. Это помогает удобно устроиться в кабине механизатору почти любых габаритов. Кресло внутри одно – оно подрессоренное.
Двигатели
Так как БТЗ-243К является доработанной версией советского трактора Т-150К, моторы там по сути одинаковые. Изначально под капот российской модели ставили силовые агрегаты ЯМЗ-236 и 238. Первым из вышеперечисленных моторов как раз и оснащали Т-150К, когда выпуск двигателя СМД-60 был прекращен.
Топливный бак у БТЗ-243К расположен за кабиной. Фото: youtube.com
ЯМЗ-236 – это шестицилиндровый V-образный мотор с объемом 11,1 литра. Мощность – от 150 до 230 л. с., в зависимости от модификации.
ЯМЗ-238 – это более производительный силовой агрегат V8. Объем его составляет 14,8 литра при мощности от 180 до 330 л. с. Оба двигателя производятся на Ярославском заводе с 1958 года, периодически дорабатываясь. Моторы надежные и ремонтопригодные. Основной минус серии – высокий расход топлива, особенно у V8. Но это плата за тягу на низких оборотах.
В 2016 году Ярославский моторный завод разработал семейство новых, более экономичных двигателей – это ЯМЗ-536. Силовые агрегаты шестицилиндровые, с объемом 6,7 литра, предназначенные для установки на отечественные тракторы и комбайны.
С 2017 года двигатели данной серии начали устанавливать на «Кировцы». Специально для них и разработали модификацию ЯМЗ-53625.
Примерно с 2020 года получил новый силовой агрегат и брянский трактор БТЗ-243К. Мотор, оборудованный топливной аппаратурой Bosch, успел зарекомендовать себя надежным и экономичным. Его мощность – 250 л. с.
В 2022 году, после ввода санкций против Российской Федерации, поставки импортных комплектующих прекратились. Но тракторы БТЗ-243К до сих пор предлагаются с двигателями ЯМЗ-53625. Сложно сказать, откуда они. Может производитель успел закупить партию деталей, или нашел способ покупки топливной аппаратуры через китайских партнеров.
Двигатель ЯМЗ 536 серии в моторном отсеке БТЗ-243К. Фото: youtube.com
В любом случае, переживать не стоит. На основе ЯМЗ-536 уже разработана новая серия двигателей – ЯМЗ-537. Эти моторы «антисанкционные» и импортонезависимые. Топливная аппаратура Bosch там заменена на отечественную.
Двигатели ЯМЗ-537 серийно выпускаются с начала 2024 года. Так что можно не беспокоиться, что трактор БТЗ-243К останется без современного дизеля. В любом случае, в качестве эрзац варианта можно вернуться к ЯМЗ-236/238.
Другие технические особенности
КПП у БТЗ-243К трехдиапазонная. Передних передач 3/12, задних – 1/4. Максимальная скорость – 40 км/ч. Задним ходом трактор может разогнаться до 29 км/ч.
Вал отбора мощности у БТЗ-243К находится в кормовой части. Он независимый и способен вращаться на двух скоростях – 540 или 1 000 оборотов в минуту.
Топливный бак у трактора один, но его объем впечатляет – 430 литров. Эксплуатационная масса БТЗ-243К – от 8,45 до 8,98 тонны, в зависимости от модификации.
Трактор базируется на шарнирно-сочлененной раме, точнее, двух полурамах. Привод полный, соответственно, оба моста ведущие. Кроме сельскохозяйственных работ, трактор может использоваться на стройках и в качестве тягача. В последнем случае вес буксируемого прицепа будет достигать 20 тонн.
Мощные полурамы БТЗ-243К надежно соединены шарниром. Фото: youtube.com
Но основное предназначение БТЗ-243К – сельскохозяйственное. Колесный трактор универсален. Он способен не только обрабатывать почву, но и заниматься посевом, уборкой и кормозаготовками. В случае необходимости, техника еще и отвезет урожай до места промежуточного хранения.
БТЗ-243К – это надежная универсальная техника, проверенная десятилетиями эксплуатации. Ведь по сути, это модернизированный Т-150К, а он в представлении не нуждается. Кстати, пластиковый обвес БТЗ-243К, на который сетуют некоторые критики, способен выдержать вес механизатора, вставшего на крыло для обслуживания двигателя.
Радует, что в России смогли сохранить легенду, да еще и улучшили ее. А спрос на трактор доказывает, что модель до сих пор актуальна.
- Ульф
- youtube.com
Рекомендуем для вас
Российский авиалайнер Ту-214 обещают сделать идеальным – работы уже начались
Самолет обещают упростить, чтобы ускорить сборку. При этом дальность полета увеличится, как и общая надежность конструкции....
Flaris LAR 1 – польский реактивный самолет, который смог
В этом году началось серийное производство польских малых реактивных самолетов Flaris LAR 1. Производитель активно получает заказы на новые модели и уже...
АвтоВАЗ поддержал резкое повышение утильсбора – вот что говорят наши водители
Опять в России грядет резкое подорожание зарубежных автомобилей. Зато отечественный производитель доволен....
Обнародована дата поставки первой партии российских самолетов «Байкал»
Российский самолет использует отечественный двигатель ВК-800. В первой партии будет пять экземпляров «Байкала»...
Почему дорожают машины в России и что будет дальше
Рассказали об основных причинах подорожания машин в России. Через 5 лет стоимость новых авто может быть в 2 раза выше сегодняшних цен....
«Не прошло и полгода» – представлен первый опытный образец-демонстратор авиалайнера с гибридно-электрической силовой установкой
Разработка получила название Heart Experimental 1 и уже в следующем году она должна совершить свой первый полет. Подробнее о проекте читайте в нашем материале....
Рейды ГИБДД на усталых водителей и другие «свежие» изменения ПДД
Как бы не ругали российские водители ГИБДД, многие нововведения в правилах дорожного движения направлены в первую очередь для уменьшения количества ДТП. Вот,...
Первый российский двухсекционный магистральный тепловоз 2ТЭ25К «Пересвет»
Чтобы избавиться от иностранной зависимости, российские локомотивостроители создали грузовой тепловоз 2ТЭ25К. машина из Брянска позже получила ряд модификаций,...
Обеспеченные китайцы все чаще выбирают Zeekr 009 Glory Edition
Он не только премиальный в плане оснащения и количества опций, но и быстрый. Мощность силовой установки 777 л. с., а разгон до «сотни» – 3,9 секунды...
До конца 2024 года ожидается первый полет МС-21 с российским двигателем ПД-14
Летные испытания с частичным замещением уже проходят. Теперь настало время тестирования полностью импортозамещенной модификации....
Стало известно, когда SJ-100 с российскими моторами начнут полноценно летать
Это будут полноценно импортозамещенные авиалайнеры. Сейчас они ожидают разрешения на первые полеты....
Старая Шкода не поехала даже после 500000 рублей вложений
Увы, вложения в ремонт машины оправдываются далеко не всегда. Герою одного из выпусков на YouTube-канале «Ильдар Live» не повезло. До обращения к команде...
S7 планирует закупить 100 экземпляров Ту-214
Сначала компания S7 Airlines планировала закупить МС-21, но потом приняла решение в пользу Ту-214. Выбор обоснован большей надежностью и уже налаженным...
Он вернулся – Volkswagen представляет седьмое поколение своего культового Transporter Type 2
Он же Microbus, он же Bulli, он же Type 2, он же Kombi… Теперь автобус стал еще более вместительным и функциональным. Подробнее о новинке читайте в нашем...
«Запорожец» для бездорожья – осталось «оживить» и можно ехать
Автомобили марки ЗАЗ сейчас редкость. Их сохранилось еще немало, но в основном стоят эти машины в старых гаражах и сараях, как правило, в сельской местности....
Полноприводный Соболь NN уже в продаже – автомобиль предлагается в двух вариантах
Позже в модельном ряду появятся и другие версии полноприводного микроавтобуса. Обещают даже бортовой грузовик....