Трактор БТЗ-243К – российский аналог советского Т-150К в современной «обертке»
Тракторы БТЗ-243К выпускаются в России, на брянском заводе. Это модель шарнирно-сочлененной конструкции, похожая на Т-150К. Кстати, разрабатывали трактор на основе харьковского ХТЗ-243К, который является аналогом советской модели.
Примерно до начала 2000-х годов Харьковский тракторный завод ориентировался в первую очередь на Россию. Техника выпускалась массово, тем более, что на нее ставились моторы ЯМЗ.
Но напряженные отношения между странами привели сначала к сокращению поставок, а потом и к полной их остановке. Хорошо, что в России к тому времени успели построить Брянский тракторный завод, который стал выпускать копии ХТЗ-243К – модель БТЗ-243К.
Интересно, что изначально БТЗ рассматривался как сборочная площадка ХТЗ. Но сейчас это давно уже полноценный завод, совершенно независящий от некогда огромного советского предприятия. ХТЗ же успел с тех пор дважды обанкротиться – в 2017 и 2021 годах.
А вот трактор удалось сохранить, пускай и под другим названием. Теперь потомок советского Т-150К российский и этим можно гордиться.
Брянский тракторный завод – это одно из самых новых предприятий подобного плана в России. Он начал полноценно работать с 2018 года. Именно тогда с конвейера стали сходить первые тракторы.
Хотя, если разбираться, то компания была основана значительно раньше – в 2006 году. Тогда она считалась филиалом Харьковского завода и в первую очередь собирала технику этого производителя, постепенно занимаясь импортозамещением.
Полный разрыв с ХТЗ произошел в 2014 году. Несколько лет понадобилось российскому предприятию, чтобы стать независимым.
В этом ему помогли:
✅ Петербургский тракторный завод
✅ Челябинские строительно-дорожные машины
✅ ОАО ЧМЗ
✅ «Автосвет»
✅ «Волтайр»
Это далеко не полный список, в котором нашлось место даже для китайских производителей.
Кроме трактора БТЗ-243К, производитель собирает еще ряд интересных машин для строителей, сельскохозяйственной и других отраслей.
Например, БТЗ-400 – это мощная десятитонная машина с мотором ЯМЗ-236. Это в первую очередь сельскохозяйственный трактор, предназначенный для обработки почвы. Но если нужно, техника может использоваться на стройках и даже коммунальными службами.
Есть линейка тракторов БТЗ с индексами 246К, 253К и 254К. Все это усовершенствованные модели, созданные на основе героя нашей статьи – БТЗ-243К. Соответственно, чем выше индекс, тем современней и дороже техника. БТЗ-246К и 253К оснащаются двигателями ЯМЗ-65655 и ЯМЗ-65654 соответственно.
Следующий трактор в линейке – это БТЗ-254К. Он комплектуется двигателем ЯМЗ-53645 на 250 л. с. При этом он самый легкий в семействе.
Выпускают на Брянском заводе и БТЗ-190П. Модель предлагается как на армированных резиной, так и на простых стальных гусеницах.
БТЗ выпускает и ряд специфических машин для строителей, дорожников, лесных хозяйств. Есть техника для бурения скважин, в том числе и для монтажа опор ЛЭП. Специально для железнодорожников выпускаются тракторы, способные передвигаться по рельсам.
Хотя внешне БТЗ-243К похож на Т-150К, это куда более современный трактор. В первую очередь почувствует это механизатор попав внутрь. Кабина имеет каркас безопасности, хотя сложно представить, что БТЗ-243К опрокинется. Чтобы такое сделать, нужно очень постараться, ведь техника имеет низкий центр тяжести и грамотно спроектирована.
В кабине стекла с легкой тонировкой, что спасает от солнца, но не ухудшает видимость. Имеется система отопления и кондиционер даже в базовой комплектации.
Рулевая колонка трактора регулируется. Это помогает удобно устроиться в кабине механизатору почти любых габаритов. Кресло внутри одно – оно подрессоренное.
Так как БТЗ-243К является доработанной версией советского трактора Т-150К, моторы там по сути одинаковые. Изначально под капот российской модели ставили силовые агрегаты ЯМЗ-236 и 238. Первым из вышеперечисленных моторов как раз и оснащали Т-150К, когда выпуск двигателя СМД-60 был прекращен.
ЯМЗ-236 – это шестицилиндровый V-образный мотор с объемом 11,1 литра. Мощность – от 150 до 230 л. с., в зависимости от модификации.
ЯМЗ-238 – это более производительный силовой агрегат V8. Объем его составляет 14,8 литра при мощности от 180 до 330 л. с. Оба двигателя производятся на Ярославском заводе с 1958 года, периодически дорабатываясь. Моторы надежные и ремонтопригодные. Основной минус серии – высокий расход топлива, особенно у V8. Но это плата за тягу на низких оборотах.
С 2017 года двигатели данной серии начали устанавливать на «Кировцы». Специально для них и разработали модификацию ЯМЗ-53625.
Примерно с 2020 года получил новый силовой агрегат и брянский трактор БТЗ-243К. Мотор, оборудованный топливной аппаратурой Bosch, успел зарекомендовать себя надежным и экономичным. Его мощность – 250 л. с.
В 2022 году, после ввода санкций против Российской Федерации, поставки импортных комплектующих прекратились. Но тракторы БТЗ-243К до сих пор предлагаются с двигателями ЯМЗ-53625. Сложно сказать, откуда они. Может производитель успел закупить партию деталей, или нашел способ покупки топливной аппаратуры через китайских партнеров.
В любом случае, переживать не стоит. На основе ЯМЗ-536 уже разработана новая серия двигателей – ЯМЗ-537. Эти моторы «антисанкционные» и импортонезависимые. Топливная аппаратура Bosch там заменена на отечественную.
Двигатели ЯМЗ-537 серийно выпускаются с начала 2024 года. Так что можно не беспокоиться, что трактор БТЗ-243К останется без современного дизеля. В любом случае, в качестве эрзац варианта можно вернуться к ЯМЗ-236/238.
КПП у БТЗ-243К трехдиапазонная. Передних передач 3/12, задних – 1/4. Максимальная скорость – 40 км/ч. Задним ходом трактор может разогнаться до 29 км/ч.
Вал отбора мощности у БТЗ-243К находится в кормовой части. Он независимый и способен вращаться на двух скоростях – 540 или 1 000 оборотов в минуту.
Трактор базируется на шарнирно-сочлененной раме, точнее, двух полурамах. Привод полный, соответственно, оба моста ведущие. Кроме сельскохозяйственных работ, трактор может использоваться на стройках и в качестве тягача. В последнем случае вес буксируемого прицепа будет достигать 20 тонн.
Но основное предназначение БТЗ-243К – сельскохозяйственное. Колесный трактор универсален. Он способен не только обрабатывать почву, но и заниматься посевом, уборкой и кормозаготовками. В случае необходимости, техника еще и отвезет урожай до места промежуточного хранения.
БТЗ-243К – это надежная универсальная техника, проверенная десятилетиями эксплуатации. Ведь по сути, это модернизированный Т-150К, а он в представлении не нуждается. Кстати, пластиковый обвес БТЗ-243К, на который сетуют некоторые критики, способен выдержать вес механизатора, вставшего на крыло для обслуживания двигателя.
Радует, что в России смогли сохранить легенду, да еще и улучшили ее. А спрос на трактор доказывает, что модель до сих пор актуальна.
Примерно до начала 2000-х годов Харьковский тракторный завод ориентировался в первую очередь на Россию. Техника выпускалась массово, тем более, что на нее ставились моторы ЯМЗ.
Но напряженные отношения между странами привели сначала к сокращению поставок, а потом и к полной их остановке. Хорошо, что в России к тому времени успели построить Брянский тракторный завод, который стал выпускать копии ХТЗ-243К – модель БТЗ-243К.
Тот самый советский Т-150К. Фото: youtube.com
Интересно, что изначально БТЗ рассматривался как сборочная площадка ХТЗ. Но сейчас это давно уже полноценный завод, совершенно независящий от некогда огромного советского предприятия. ХТЗ же успел с тех пор дважды обанкротиться – в 2017 и 2021 годах.
А вот трактор удалось сохранить, пускай и под другим названием. Теперь потомок советского Т-150К российский и этим можно гордиться.
Немного о БТЗ
Брянский тракторный завод – это одно из самых новых предприятий подобного плана в России. Он начал полноценно работать с 2018 года. Именно тогда с конвейера стали сходить первые тракторы.
Хотя, если разбираться, то компания была основана значительно раньше – в 2006 году. Тогда она считалась филиалом Харьковского завода и в первую очередь собирала технику этого производителя, постепенно занимаясь импортозамещением.
Использовать БТЗ-243К выгоднее всего на больших полях. Фото: youtube.com
Полный разрыв с ХТЗ произошел в 2014 году. Несколько лет понадобилось российскому предприятию, чтобы стать независимым.
В этом ему помогли:
✅ Петербургский тракторный завод
✅ Челябинские строительно-дорожные машины
✅ ОАО ЧМЗ
✅ «Автосвет»
✅ «Волтайр»
Это далеко не полный список, в котором нашлось место даже для китайских производителей.
Какую еще технику выпускают на БТЗ?
Кроме трактора БТЗ-243К, производитель собирает еще ряд интересных машин для строителей, сельскохозяйственной и других отраслей.
Например, БТЗ-400 – это мощная десятитонная машина с мотором ЯМЗ-236. Это в первую очередь сельскохозяйственный трактор, предназначенный для обработки почвы. Но если нужно, техника может использоваться на стройках и даже коммунальными службами.
На Брянском тракторном заводе выпускают и гусеничные БТЗ-190П. Фото: youtube.com
Есть линейка тракторов БТЗ с индексами 246К, 253К и 254К. Все это усовершенствованные модели, созданные на основе героя нашей статьи – БТЗ-243К. Соответственно, чем выше индекс, тем современней и дороже техника. БТЗ-246К и 253К оснащаются двигателями ЯМЗ-65655 и ЯМЗ-65654 соответственно.
Следующий трактор в линейке – это БТЗ-254К. Он комплектуется двигателем ЯМЗ-53645 на 250 л. с. При этом он самый легкий в семействе.
Выпускают на Брянском заводе и БТЗ-190П. Модель предлагается как на армированных резиной, так и на простых стальных гусеницах.
БТЗ выпускает и ряд специфических машин для строителей, дорожников, лесных хозяйств. Есть техника для бурения скважин, в том числе и для монтажа опор ЛЭП. Специально для железнодорожников выпускаются тракторы, способные передвигаться по рельсам.
Кабина БТЗ-243К
Хотя внешне БТЗ-243К похож на Т-150К, это куда более современный трактор. В первую очередь почувствует это механизатор попав внутрь. Кабина имеет каркас безопасности, хотя сложно представить, что БТЗ-243К опрокинется. Чтобы такое сделать, нужно очень постараться, ведь техника имеет низкий центр тяжести и грамотно спроектирована.
Приборная панель достаточно аскетичная, но все необходимое есть. Фото: youtube.com
В кабине стекла с легкой тонировкой, что спасает от солнца, но не ухудшает видимость. Имеется система отопления и кондиционер даже в базовой комплектации.
Рулевая колонка трактора регулируется. Это помогает удобно устроиться в кабине механизатору почти любых габаритов. Кресло внутри одно – оно подрессоренное.
Двигатели
Так как БТЗ-243К является доработанной версией советского трактора Т-150К, моторы там по сути одинаковые. Изначально под капот российской модели ставили силовые агрегаты ЯМЗ-236 и 238. Первым из вышеперечисленных моторов как раз и оснащали Т-150К, когда выпуск двигателя СМД-60 был прекращен.
Топливный бак у БТЗ-243К расположен за кабиной. Фото: youtube.com
ЯМЗ-236 – это шестицилиндровый V-образный мотор с объемом 11,1 литра. Мощность – от 150 до 230 л. с., в зависимости от модификации.
ЯМЗ-238 – это более производительный силовой агрегат V8. Объем его составляет 14,8 литра при мощности от 180 до 330 л. с. Оба двигателя производятся на Ярославском заводе с 1958 года, периодически дорабатываясь. Моторы надежные и ремонтопригодные. Основной минус серии – высокий расход топлива, особенно у V8. Но это плата за тягу на низких оборотах.
В 2016 году Ярославский моторный завод разработал семейство новых, более экономичных двигателей – это ЯМЗ-536. Силовые агрегаты шестицилиндровые, с объемом 6,7 литра, предназначенные для установки на отечественные тракторы и комбайны.
С 2017 года двигатели данной серии начали устанавливать на «Кировцы». Специально для них и разработали модификацию ЯМЗ-53625.
Примерно с 2020 года получил новый силовой агрегат и брянский трактор БТЗ-243К. Мотор, оборудованный топливной аппаратурой Bosch, успел зарекомендовать себя надежным и экономичным. Его мощность – 250 л. с.
В 2022 году, после ввода санкций против Российской Федерации, поставки импортных комплектующих прекратились. Но тракторы БТЗ-243К до сих пор предлагаются с двигателями ЯМЗ-53625. Сложно сказать, откуда они. Может производитель успел закупить партию деталей, или нашел способ покупки топливной аппаратуры через китайских партнеров.
Двигатель ЯМЗ 536 серии в моторном отсеке БТЗ-243К. Фото: youtube.com
В любом случае, переживать не стоит. На основе ЯМЗ-536 уже разработана новая серия двигателей – ЯМЗ-537. Эти моторы «антисанкционные» и импортонезависимые. Топливная аппаратура Bosch там заменена на отечественную.
Двигатели ЯМЗ-537 серийно выпускаются с начала 2024 года. Так что можно не беспокоиться, что трактор БТЗ-243К останется без современного дизеля. В любом случае, в качестве эрзац варианта можно вернуться к ЯМЗ-236/238.
Другие технические особенности
КПП у БТЗ-243К трехдиапазонная. Передних передач 3/12, задних – 1/4. Максимальная скорость – 40 км/ч. Задним ходом трактор может разогнаться до 29 км/ч.
Вал отбора мощности у БТЗ-243К находится в кормовой части. Он независимый и способен вращаться на двух скоростях – 540 или 1 000 оборотов в минуту.
Топливный бак у трактора один, но его объем впечатляет – 430 литров. Эксплуатационная масса БТЗ-243К – от 8,45 до 8,98 тонны, в зависимости от модификации.
Трактор базируется на шарнирно-сочлененной раме, точнее, двух полурамах. Привод полный, соответственно, оба моста ведущие. Кроме сельскохозяйственных работ, трактор может использоваться на стройках и в качестве тягача. В последнем случае вес буксируемого прицепа будет достигать 20 тонн.
Мощные полурамы БТЗ-243К надежно соединены шарниром. Фото: youtube.com
Но основное предназначение БТЗ-243К – сельскохозяйственное. Колесный трактор универсален. Он способен не только обрабатывать почву, но и заниматься посевом, уборкой и кормозаготовками. В случае необходимости, техника еще и отвезет урожай до места промежуточного хранения.
БТЗ-243К – это надежная универсальная техника, проверенная десятилетиями эксплуатации. Ведь по сути, это модернизированный Т-150К, а он в представлении не нуждается. Кстати, пластиковый обвес БТЗ-243К, на который сетуют некоторые критики, способен выдержать вес механизатора, вставшего на крыло для обслуживания двигателя.
Радует, что в России смогли сохранить легенду, да еще и улучшили ее. А спрос на трактор доказывает, что модель до сих пор актуальна.
- Ульф
- youtube.com
Рекомендуем для вас
Российский самолет успешно прошел летные испытания и выходит «на работу»
Пока мы ждем ЛМС-901 «Байкал», эта машина легкого класса уже полностью готова к эксплуатации. Осталось только передать авиакомпании-заказчику....
«Бурану» быть — на Урале восстанавливают легендарный космический корабль
В России никогда не проводились реставрационные работы такого уровня. Задача сложная, но сдаваться не собираются....
Проблемы из-за ДУА на SSJ100 прекратятся – инженеры «Яковлев» нашли решение
В новых импортозамещающих лайнерах полностью переработали конструкцию. Также изменился подход к версиям с иностранными комплектующими....
Импортозамещение в авиастроении – идем к цели или меняем ее под возможности?
Запланированное соотношение российских и зарубежных деталей в наших самолетах изменилось. Есть некоторые трудности, но и находятся пути их решения....
Apal Jaeger: пластиковая «Нива» для немцев за 2,1 млн рублей
«Русский Гелендваген» уверенно прописался в Германии. Разбираемся, за что его любят немцы....
Советские тракторы, в которых зимой меньше мерзли
Советская сельскохозяйственная и строительная техника не отличалась комфортными кабинами. Более того – изначально последних не было вообще. Максимум тент над...
Старая Mitsubishi Delica 4х4 – таким должен был стать УАЗ «Буханка»
Японские автомобили считаются высокотехнологичными и современными. Но некоторые местные водители устают от этого совершенства. Им необходимо иметь машину...
Серийный выпуск МС-21 снова перенесли
Производство начнется только после завершения сертификационных испытаний. Они продлятся весь 2025 год....
Ждем в салонах – АВТОВАЗ вернулся к выпуску двух версий популярной модели
Автомобили уже собирают «полным ходом». Кроме того, стала известна причина задержки выпуска этой модели....
Большое зимнее испытание – какой из 13 «китайцев» выдержит русское бездорожье
Хотели сделать тест-драйв Jetour Dashing, а получился настоящий снежный «батл» самых популярных китайских внедорожников. На этой «сходке» собрались 13...
Автобусы RTS: почему они стали легендой американского городского транспорта?
Автобусы RTS стали знаковым элементом инфраструктуры мегаполисов США практически сразу же после своего появления, особенно в Нью-Йорке. Их история началась в...
Российский вертопорт проходит испытания
Аналогов в мире нет – так заявляют разработчики автоматизированной станции и уже принимают предварительные заказы. Подробнее об этом читайте в нашем материале....
Новый морской терминал в Калининграде принял первый паром из Санкт-Петербурга
Это важный шаг на пути к развитию морского сообщения с российским эксклавом. Паром будет ходить регулярно в оба направления....
Российский электромотоцикл Aurus Merlon остался «за бортом» президентского кортежа
Потенциальные заказчики забраковали отечественный мотоцикл. Но шансы вернуться у него остались....
Ил-96 и Boeing-747: мастера посадки – кто лучше?
О мастерстве пилота многое расскажет посадка: она беспристрастно продемонстрирует, на что способен летчик, как владеет вверенной машиной. При этом...
Железная дорога: у России – свой путь
В Европе принята более узкая, чем в РФ ширина ж/д колеи: почему не удалось сделать единым этот параметр и как сегодня решают проблему при переезде границ....