Трактор БТЗ-243К – российский аналог советского Т-150К в современной «обертке»
1 190

Трактор БТЗ-243К – российский аналог советского Т-150К в современной «обертке»

Тракторы БТЗ-243К выпускаются в России, на брянском заводе. Это модель шарнирно-сочлененной конструкции, похожая на Т-150К. Кстати, разрабатывали трактор на основе харьковского ХТЗ-243К, который является аналогом советской модели.


Примерно до начала 2000-х годов Харьковский тракторный завод ориентировался в первую очередь на Россию. Техника выпускалась массово, тем более, что на нее ставились моторы ЯМЗ.

Но напряженные отношения между странами привели сначала к сокращению поставок, а потом и к полной их остановке. Хорошо, что в России к тому времени успели построить Брянский тракторный завод, который стал выпускать копии ХТЗ-243К – модель БТЗ-243К.

Трактор БТЗ-243К – российский аналог советского Т-150К в современной «обертке»Тот самый советский Т-150К. Фото: youtube.com

Интересно, что изначально БТЗ рассматривался как сборочная площадка ХТЗ. Но сейчас это давно уже полноценный завод, совершенно независящий от некогда огромного советского предприятия. ХТЗ же успел с тех пор дважды обанкротиться – в 2017 и 2021 годах.

А вот трактор удалось сохранить, пускай и под другим названием. Теперь потомок советского Т-150К российский и этим можно гордиться.

Немного о БТЗ


Брянский тракторный завод – это одно из самых новых предприятий подобного плана в России. Он начал полноценно работать с 2018 года. Именно тогда с конвейера стали сходить первые тракторы.

Хотя, если разбираться, то компания была основана значительно раньше – в 2006 году. Тогда она считалась филиалом Харьковского завода и в первую очередь собирала технику этого производителя, постепенно занимаясь импортозамещением.

Использовать БТЗ-243К выгоднее всего на больших полях. Фото: youtube.com

Полный разрыв с ХТЗ произошел в 2014 году. Несколько лет понадобилось российскому предприятию, чтобы стать независимым.

В этом ему помогли:

✅ Петербургский тракторный завод
✅ Челябинские строительно-дорожные машины
✅ ОАО ЧМЗ
✅ «Автосвет»
✅ «Волтайр»

Это далеко не полный список, в котором нашлось место даже для китайских производителей.

Какую еще технику выпускают на БТЗ?


Кроме трактора БТЗ-243К, производитель собирает еще ряд интересных машин для строителей, сельскохозяйственной и других отраслей.

Например, БТЗ-400 – это мощная десятитонная машина с мотором ЯМЗ-236. Это в первую очередь сельскохозяйственный трактор, предназначенный для обработки почвы. Но если нужно, техника может использоваться на стройках и даже коммунальными службами.

На Брянском тракторном заводе выпускают и гусеничные БТЗ-190П. Фото: youtube.com

Есть линейка тракторов БТЗ с индексами 246К, 253К и 254К. Все это усовершенствованные модели, созданные на основе героя нашей статьи – БТЗ-243К. Соответственно, чем выше индекс, тем современней и дороже техника. БТЗ-246К и 253К оснащаются двигателями ЯМЗ-65655 и ЯМЗ-65654 соответственно.

Следующий трактор в линейке – это БТЗ-254К. Он комплектуется двигателем ЯМЗ-53645 на 250 л. с. При этом он самый легкий в семействе.

Выпускают на Брянском заводе и БТЗ-190П. Модель предлагается как на армированных резиной, так и на простых стальных гусеницах.

БТЗ выпускает и ряд специфических машин для строителей, дорожников, лесных хозяйств. Есть техника для бурения скважин, в том числе и для монтажа опор ЛЭП. Специально для железнодорожников выпускаются тракторы, способные передвигаться по рельсам.

Кабина БТЗ-243К


Хотя внешне БТЗ-243К похож на Т-150К, это куда более современный трактор. В первую очередь почувствует это механизатор попав внутрь. Кабина имеет каркас безопасности, хотя сложно представить, что БТЗ-243К опрокинется. Чтобы такое сделать, нужно очень постараться, ведь техника имеет низкий центр тяжести и грамотно спроектирована.

Приборная панель достаточно аскетичная, но все необходимое есть. Фото: youtube.com

В кабине стекла с легкой тонировкой, что спасает от солнца, но не ухудшает видимость. Имеется система отопления и кондиционер даже в базовой комплектации.

Рулевая колонка трактора регулируется. Это помогает удобно устроиться в кабине механизатору почти любых габаритов. Кресло внутри одно – оно подрессоренное.

Двигатели


Так как БТЗ-243К является доработанной версией советского трактора Т-150К, моторы там по сути одинаковые. Изначально под капот российской модели ставили силовые агрегаты ЯМЗ-236 и 238. Первым из вышеперечисленных моторов как раз и оснащали Т-150К, когда выпуск двигателя СМД-60 был прекращен.

Топливный бак у БТЗ-243К расположен за кабиной. Фото: youtube.com

ЯМЗ-236 – это шестицилиндровый V-образный мотор с объемом 11,1 литра. Мощность – от 150 до 230 л. с., в зависимости от модификации.

ЯМЗ-238 – это более производительный силовой агрегат V8. Объем его составляет 14,8 литра при мощности от 180 до 330 л. с. Оба двигателя производятся на Ярославском заводе с 1958 года, периодически дорабатываясь. Моторы надежные и ремонтопригодные. Основной минус серии – высокий расход топлива, особенно у V8. Но это плата за тягу на низких оборотах.

В 2016 году Ярославский моторный завод разработал семейство новых, более экономичных двигателей – это ЯМЗ-536. Силовые агрегаты шестицилиндровые, с объемом 6,7 литра, предназначенные для установки на отечественные тракторы и комбайны.

С 2017 года двигатели данной серии начали устанавливать на «Кировцы». Специально для них и разработали модификацию ЯМЗ-53625.

Примерно с 2020 года получил новый силовой агрегат и брянский трактор БТЗ-243К. Мотор, оборудованный топливной аппаратурой Bosch, успел зарекомендовать себя надежным и экономичным. Его мощность – 250 л. с.

В 2022 году, после ввода санкций против Российской Федерации, поставки импортных комплектующих прекратились. Но тракторы БТЗ-243К до сих пор предлагаются с двигателями ЯМЗ-53625. Сложно сказать, откуда они. Может производитель успел закупить партию деталей, или нашел способ покупки топливной аппаратуры через китайских партнеров.

Двигатель ЯМЗ 536 серии в моторном отсеке БТЗ-243К. Фото: youtube.com

В любом случае, переживать не стоит. На основе ЯМЗ-536 уже разработана новая серия двигателей – ЯМЗ-537. Эти моторы «антисанкционные» и импортонезависимые. Топливная аппаратура Bosch там заменена на отечественную.

Двигатели ЯМЗ-537 серийно выпускаются с начала 2024 года. Так что можно не беспокоиться, что трактор БТЗ-243К останется без современного дизеля. В любом случае, в качестве эрзац варианта можно вернуться к ЯМЗ-236/238.

Другие технические особенности


КПП у БТЗ-243К трехдиапазонная. Передних передач 3/12, задних – 1/4. Максимальная скорость – 40 км/ч. Задним ходом трактор может разогнаться до 29 км/ч.

Вал отбора мощности у БТЗ-243К находится в кормовой части. Он независимый и способен вращаться на двух скоростях – 540 или 1 000 оборотов в минуту.

Топливный бак у трактора один, но его объем впечатляет – 430 литров. Эксплуатационная масса БТЗ-243К – от 8,45 до 8,98 тонны, в зависимости от модификации.

Трактор базируется на шарнирно-сочлененной раме, точнее, двух полурамах. Привод полный, соответственно, оба моста ведущие. Кроме сельскохозяйственных работ, трактор может использоваться на стройках и в качестве тягача. В последнем случае вес буксируемого прицепа будет достигать 20 тонн.

Мощные полурамы БТЗ-243К надежно соединены шарниром. Фото: youtube.com

Но основное предназначение БТЗ-243К – сельскохозяйственное. Колесный трактор универсален. Он способен не только обрабатывать почву, но и заниматься посевом, уборкой и кормозаготовками. В случае необходимости, техника еще и отвезет урожай до места промежуточного хранения.

БТЗ-243К – это надежная универсальная техника, проверенная десятилетиями эксплуатации. Ведь по сути, это модернизированный Т-150К, а он в представлении не нуждается. Кстати, пластиковый обвес БТЗ-243К, на который сетуют некоторые критики, способен выдержать вес механизатора, вставшего на крыло для обслуживания двигателя.

Радует, что в России смогли сохранить легенду, да еще и улучшили ее. А спрос на трактор доказывает, что модель до сих пор актуальна.
Как вы считаете, БТЗ-243К до сих пор актуален?
Наши новостные каналы

Подписывайтесь и будьте в курсе свежих новостей и важнейших событиях дня.

Рекомендуем для вас
«Не прошло и полгода» – представлен первый опытный образец-демонстратор авиалайнера с гибридно-электрической силовой установкой

«Не прошло и полгода» – представлен первый опытный образец-демонстратор авиалайнера с гибридно-электрической силовой установкой

Разработка получила название Heart Experimental 1 и уже в следующем году она должна совершить свой первый полет. Подробнее о проекте читайте в нашем материале....