Трактор БТЗ-243К – российский аналог советского Т-150К в современной «обертке»
Тракторы БТЗ-243К выпускаются в России, на брянском заводе. Это модель шарнирно-сочлененной конструкции, похожая на Т-150К. Кстати, разрабатывали трактор на основе харьковского ХТЗ-243К, который является аналогом советской модели.
Примерно до начала 2000-х годов Харьковский тракторный завод ориентировался в первую очередь на Россию. Техника выпускалась массово, тем более, что на нее ставились моторы ЯМЗ.
Но напряженные отношения между странами привели сначала к сокращению поставок, а потом и к полной их остановке. Хорошо, что в России к тому времени успели построить Брянский тракторный завод, который стал выпускать копии ХТЗ-243К – модель БТЗ-243К.
Интересно, что изначально БТЗ рассматривался как сборочная площадка ХТЗ. Но сейчас это давно уже полноценный завод, совершенно независящий от некогда огромного советского предприятия. ХТЗ же успел с тех пор дважды обанкротиться – в 2017 и 2021 годах.
А вот трактор удалось сохранить, пускай и под другим названием. Теперь потомок советского Т-150К российский и этим можно гордиться.
Брянский тракторный завод – это одно из самых новых предприятий подобного плана в России. Он начал полноценно работать с 2018 года. Именно тогда с конвейера стали сходить первые тракторы.
Хотя, если разбираться, то компания была основана значительно раньше – в 2006 году. Тогда она считалась филиалом Харьковского завода и в первую очередь собирала технику этого производителя, постепенно занимаясь импортозамещением.
Полный разрыв с ХТЗ произошел в 2014 году. Несколько лет понадобилось российскому предприятию, чтобы стать независимым.
В этом ему помогли:
✅ Петербургский тракторный завод
✅ Челябинские строительно-дорожные машины
✅ ОАО ЧМЗ
✅ «Автосвет»
✅ «Волтайр»
Это далеко не полный список, в котором нашлось место даже для китайских производителей.
Кроме трактора БТЗ-243К, производитель собирает еще ряд интересных машин для строителей, сельскохозяйственной и других отраслей.
Например, БТЗ-400 – это мощная десятитонная машина с мотором ЯМЗ-236. Это в первую очередь сельскохозяйственный трактор, предназначенный для обработки почвы. Но если нужно, техника может использоваться на стройках и даже коммунальными службами.
Есть линейка тракторов БТЗ с индексами 246К, 253К и 254К. Все это усовершенствованные модели, созданные на основе героя нашей статьи – БТЗ-243К. Соответственно, чем выше индекс, тем современней и дороже техника. БТЗ-246К и 253К оснащаются двигателями ЯМЗ-65655 и ЯМЗ-65654 соответственно.
Следующий трактор в линейке – это БТЗ-254К. Он комплектуется двигателем ЯМЗ-53645 на 250 л. с. При этом он самый легкий в семействе.
Выпускают на Брянском заводе и БТЗ-190П. Модель предлагается как на армированных резиной, так и на простых стальных гусеницах.
БТЗ выпускает и ряд специфических машин для строителей, дорожников, лесных хозяйств. Есть техника для бурения скважин, в том числе и для монтажа опор ЛЭП. Специально для железнодорожников выпускаются тракторы, способные передвигаться по рельсам.
Хотя внешне БТЗ-243К похож на Т-150К, это куда более современный трактор. В первую очередь почувствует это механизатор попав внутрь. Кабина имеет каркас безопасности, хотя сложно представить, что БТЗ-243К опрокинется. Чтобы такое сделать, нужно очень постараться, ведь техника имеет низкий центр тяжести и грамотно спроектирована.
В кабине стекла с легкой тонировкой, что спасает от солнца, но не ухудшает видимость. Имеется система отопления и кондиционер даже в базовой комплектации.
Рулевая колонка трактора регулируется. Это помогает удобно устроиться в кабине механизатору почти любых габаритов. Кресло внутри одно – оно подрессоренное.
Так как БТЗ-243К является доработанной версией советского трактора Т-150К, моторы там по сути одинаковые. Изначально под капот российской модели ставили силовые агрегаты ЯМЗ-236 и 238. Первым из вышеперечисленных моторов как раз и оснащали Т-150К, когда выпуск двигателя СМД-60 был прекращен.
ЯМЗ-236 – это шестицилиндровый V-образный мотор с объемом 11,1 литра. Мощность – от 150 до 230 л. с., в зависимости от модификации.
ЯМЗ-238 – это более производительный силовой агрегат V8. Объем его составляет 14,8 литра при мощности от 180 до 330 л. с. Оба двигателя производятся на Ярославском заводе с 1958 года, периодически дорабатываясь. Моторы надежные и ремонтопригодные. Основной минус серии – высокий расход топлива, особенно у V8. Но это плата за тягу на низких оборотах.
С 2017 года двигатели данной серии начали устанавливать на «Кировцы». Специально для них и разработали модификацию ЯМЗ-53625.
Примерно с 2020 года получил новый силовой агрегат и брянский трактор БТЗ-243К. Мотор, оборудованный топливной аппаратурой Bosch, успел зарекомендовать себя надежным и экономичным. Его мощность – 250 л. с.
В 2022 году, после ввода санкций против Российской Федерации, поставки импортных комплектующих прекратились. Но тракторы БТЗ-243К до сих пор предлагаются с двигателями ЯМЗ-53625. Сложно сказать, откуда они. Может производитель успел закупить партию деталей, или нашел способ покупки топливной аппаратуры через китайских партнеров.
В любом случае, переживать не стоит. На основе ЯМЗ-536 уже разработана новая серия двигателей – ЯМЗ-537. Эти моторы «антисанкционные» и импортонезависимые. Топливная аппаратура Bosch там заменена на отечественную.
Двигатели ЯМЗ-537 серийно выпускаются с начала 2024 года. Так что можно не беспокоиться, что трактор БТЗ-243К останется без современного дизеля. В любом случае, в качестве эрзац варианта можно вернуться к ЯМЗ-236/238.
КПП у БТЗ-243К трехдиапазонная. Передних передач 3/12, задних – 1/4. Максимальная скорость – 40 км/ч. Задним ходом трактор может разогнаться до 29 км/ч.
Вал отбора мощности у БТЗ-243К находится в кормовой части. Он независимый и способен вращаться на двух скоростях – 540 или 1 000 оборотов в минуту.
Трактор базируется на шарнирно-сочлененной раме, точнее, двух полурамах. Привод полный, соответственно, оба моста ведущие. Кроме сельскохозяйственных работ, трактор может использоваться на стройках и в качестве тягача. В последнем случае вес буксируемого прицепа будет достигать 20 тонн.
Но основное предназначение БТЗ-243К – сельскохозяйственное. Колесный трактор универсален. Он способен не только обрабатывать почву, но и заниматься посевом, уборкой и кормозаготовками. В случае необходимости, техника еще и отвезет урожай до места промежуточного хранения.
БТЗ-243К – это надежная универсальная техника, проверенная десятилетиями эксплуатации. Ведь по сути, это модернизированный Т-150К, а он в представлении не нуждается. Кстати, пластиковый обвес БТЗ-243К, на который сетуют некоторые критики, способен выдержать вес механизатора, вставшего на крыло для обслуживания двигателя.
Радует, что в России смогли сохранить легенду, да еще и улучшили ее. А спрос на трактор доказывает, что модель до сих пор актуальна.
Примерно до начала 2000-х годов Харьковский тракторный завод ориентировался в первую очередь на Россию. Техника выпускалась массово, тем более, что на нее ставились моторы ЯМЗ.
Но напряженные отношения между странами привели сначала к сокращению поставок, а потом и к полной их остановке. Хорошо, что в России к тому времени успели построить Брянский тракторный завод, который стал выпускать копии ХТЗ-243К – модель БТЗ-243К.
Тот самый советский Т-150К. Фото: youtube.com
Интересно, что изначально БТЗ рассматривался как сборочная площадка ХТЗ. Но сейчас это давно уже полноценный завод, совершенно независящий от некогда огромного советского предприятия. ХТЗ же успел с тех пор дважды обанкротиться – в 2017 и 2021 годах.
А вот трактор удалось сохранить, пускай и под другим названием. Теперь потомок советского Т-150К российский и этим можно гордиться.
Немного о БТЗ
Брянский тракторный завод – это одно из самых новых предприятий подобного плана в России. Он начал полноценно работать с 2018 года. Именно тогда с конвейера стали сходить первые тракторы.
Хотя, если разбираться, то компания была основана значительно раньше – в 2006 году. Тогда она считалась филиалом Харьковского завода и в первую очередь собирала технику этого производителя, постепенно занимаясь импортозамещением.
Использовать БТЗ-243К выгоднее всего на больших полях. Фото: youtube.com
Полный разрыв с ХТЗ произошел в 2014 году. Несколько лет понадобилось российскому предприятию, чтобы стать независимым.
В этом ему помогли:
✅ Петербургский тракторный завод
✅ Челябинские строительно-дорожные машины
✅ ОАО ЧМЗ
✅ «Автосвет»
✅ «Волтайр»
Это далеко не полный список, в котором нашлось место даже для китайских производителей.
Какую еще технику выпускают на БТЗ?
Кроме трактора БТЗ-243К, производитель собирает еще ряд интересных машин для строителей, сельскохозяйственной и других отраслей.
Например, БТЗ-400 – это мощная десятитонная машина с мотором ЯМЗ-236. Это в первую очередь сельскохозяйственный трактор, предназначенный для обработки почвы. Но если нужно, техника может использоваться на стройках и даже коммунальными службами.
На Брянском тракторном заводе выпускают и гусеничные БТЗ-190П. Фото: youtube.com
Есть линейка тракторов БТЗ с индексами 246К, 253К и 254К. Все это усовершенствованные модели, созданные на основе героя нашей статьи – БТЗ-243К. Соответственно, чем выше индекс, тем современней и дороже техника. БТЗ-246К и 253К оснащаются двигателями ЯМЗ-65655 и ЯМЗ-65654 соответственно.
Следующий трактор в линейке – это БТЗ-254К. Он комплектуется двигателем ЯМЗ-53645 на 250 л. с. При этом он самый легкий в семействе.
Выпускают на Брянском заводе и БТЗ-190П. Модель предлагается как на армированных резиной, так и на простых стальных гусеницах.
БТЗ выпускает и ряд специфических машин для строителей, дорожников, лесных хозяйств. Есть техника для бурения скважин, в том числе и для монтажа опор ЛЭП. Специально для железнодорожников выпускаются тракторы, способные передвигаться по рельсам.
Кабина БТЗ-243К
Хотя внешне БТЗ-243К похож на Т-150К, это куда более современный трактор. В первую очередь почувствует это механизатор попав внутрь. Кабина имеет каркас безопасности, хотя сложно представить, что БТЗ-243К опрокинется. Чтобы такое сделать, нужно очень постараться, ведь техника имеет низкий центр тяжести и грамотно спроектирована.
Приборная панель достаточно аскетичная, но все необходимое есть. Фото: youtube.com
В кабине стекла с легкой тонировкой, что спасает от солнца, но не ухудшает видимость. Имеется система отопления и кондиционер даже в базовой комплектации.
Рулевая колонка трактора регулируется. Это помогает удобно устроиться в кабине механизатору почти любых габаритов. Кресло внутри одно – оно подрессоренное.
Двигатели
Так как БТЗ-243К является доработанной версией советского трактора Т-150К, моторы там по сути одинаковые. Изначально под капот российской модели ставили силовые агрегаты ЯМЗ-236 и 238. Первым из вышеперечисленных моторов как раз и оснащали Т-150К, когда выпуск двигателя СМД-60 был прекращен.
Топливный бак у БТЗ-243К расположен за кабиной. Фото: youtube.com
ЯМЗ-236 – это шестицилиндровый V-образный мотор с объемом 11,1 литра. Мощность – от 150 до 230 л. с., в зависимости от модификации.
ЯМЗ-238 – это более производительный силовой агрегат V8. Объем его составляет 14,8 литра при мощности от 180 до 330 л. с. Оба двигателя производятся на Ярославском заводе с 1958 года, периодически дорабатываясь. Моторы надежные и ремонтопригодные. Основной минус серии – высокий расход топлива, особенно у V8. Но это плата за тягу на низких оборотах.
В 2016 году Ярославский моторный завод разработал семейство новых, более экономичных двигателей – это ЯМЗ-536. Силовые агрегаты шестицилиндровые, с объемом 6,7 литра, предназначенные для установки на отечественные тракторы и комбайны.
С 2017 года двигатели данной серии начали устанавливать на «Кировцы». Специально для них и разработали модификацию ЯМЗ-53625.
Примерно с 2020 года получил новый силовой агрегат и брянский трактор БТЗ-243К. Мотор, оборудованный топливной аппаратурой Bosch, успел зарекомендовать себя надежным и экономичным. Его мощность – 250 л. с.
В 2022 году, после ввода санкций против Российской Федерации, поставки импортных комплектующих прекратились. Но тракторы БТЗ-243К до сих пор предлагаются с двигателями ЯМЗ-53625. Сложно сказать, откуда они. Может производитель успел закупить партию деталей, или нашел способ покупки топливной аппаратуры через китайских партнеров.
Двигатель ЯМЗ 536 серии в моторном отсеке БТЗ-243К. Фото: youtube.com
В любом случае, переживать не стоит. На основе ЯМЗ-536 уже разработана новая серия двигателей – ЯМЗ-537. Эти моторы «антисанкционные» и импортонезависимые. Топливная аппаратура Bosch там заменена на отечественную.
Двигатели ЯМЗ-537 серийно выпускаются с начала 2024 года. Так что можно не беспокоиться, что трактор БТЗ-243К останется без современного дизеля. В любом случае, в качестве эрзац варианта можно вернуться к ЯМЗ-236/238.
Другие технические особенности
КПП у БТЗ-243К трехдиапазонная. Передних передач 3/12, задних – 1/4. Максимальная скорость – 40 км/ч. Задним ходом трактор может разогнаться до 29 км/ч.
Вал отбора мощности у БТЗ-243К находится в кормовой части. Он независимый и способен вращаться на двух скоростях – 540 или 1 000 оборотов в минуту.
Топливный бак у трактора один, но его объем впечатляет – 430 литров. Эксплуатационная масса БТЗ-243К – от 8,45 до 8,98 тонны, в зависимости от модификации.
Трактор базируется на шарнирно-сочлененной раме, точнее, двух полурамах. Привод полный, соответственно, оба моста ведущие. Кроме сельскохозяйственных работ, трактор может использоваться на стройках и в качестве тягача. В последнем случае вес буксируемого прицепа будет достигать 20 тонн.
Мощные полурамы БТЗ-243К надежно соединены шарниром. Фото: youtube.com
Но основное предназначение БТЗ-243К – сельскохозяйственное. Колесный трактор универсален. Он способен не только обрабатывать почву, но и заниматься посевом, уборкой и кормозаготовками. В случае необходимости, техника еще и отвезет урожай до места промежуточного хранения.
БТЗ-243К – это надежная универсальная техника, проверенная десятилетиями эксплуатации. Ведь по сути, это модернизированный Т-150К, а он в представлении не нуждается. Кстати, пластиковый обвес БТЗ-243К, на который сетуют некоторые критики, способен выдержать вес механизатора, вставшего на крыло для обслуживания двигателя.
Радует, что в России смогли сохранить легенду, да еще и улучшили ее. А спрос на трактор доказывает, что модель до сих пор актуальна.
- Ульф
- youtube.com
Рекомендуем для вас
Подводный арктический газовоз «Пилигрим» заменит трубопроводы
Доставка углеводородов подводным газовозом, да еще под арктическими льдами – не фантастика ли? О проекте 2019-го года сегодня вспомнили не случайно. Реальная...
Lada Vesta в 2025 году станет не хуже иномарок – готовится глобальное обновление
Наконец дождемся? Или АвтоВАЗ просто вынужден модернизировать автомобили под напором китайских брендов?...
ПД-8 будут испытывать на летающей лаборатории
По сообщению главы Ростеха, ПД-8 проходит последние испытания на стенде и следующий этап – тестирование в полете на Ил-76ЛЛ. Затем двигатель установят на...
Зачем при взлете и посадке стюардессы просят открывать шторки иллюминаторов
Эта неожиданная просьба имеет под собой довольно веские основания, которые, возможно, помогут сберечь здоровье, а то и жизнь пассажиров. Неужели какие-то...
ЯМЗ-535: новая рядная «четверка», которая пестрит отечественными инновациями
В новом видео на YouTube-канале «Автомобильная Россия» представлен дизельный двигатель ЯМЗ-535, который стал улучшенной версией популярного мотора ЯМЗ-534. Это...
ОДК покажет прорывные технологии на примере авиадвигателей ПД-14 и ПД-35
Выставка пройдет в Москве с 23 по 25 декабря. Покажут лучшие достижения в авиастроении....
Новый комбайн от Ростсельмаш – революционное решение для полей
На выставке «Агросалон 2024» в подробностях продемонстрировали долгожданную новинку от завода Ростсельмаш. Ею стал кормоуборочный комбайн F-1500 с двигателем...
У экранопланов, похоже, открывается «второе дыхание»
И снова «в деле» фигурируют водородные технологии. О новых открывающихся перспективах этого надводного транспорта читайте в нашем материале....
Чиновники уточнили сроки производства МС-21-300 и SJ-100
Также стало известно, сколько уже готово единиц МС-21. А еще название лайнера SJ-100 хотят русифицировать. И его выход в серию напрямую зависит от ПД-8....
В России появятся «двойники» аэропортов
Система интерактивная и обеспечивает улучшенный мониторинг работы аэропорта и сопутствующей инфраструктуры. Также технология позволяет оптимизировать...
Hyundai объявляет «войну» мониторам в авто
Все уже привыкли к ярким экранам мультимедиа. Вот только немногие знают, как влияют на безопасность вождения эти устройства и есть ли им альтернатива....
Что будет, если с двигателя Жигулей «срезать» 8 кг запчастей?
Команда YouTube-канала «Гараж 54» пошла на очередной необычный эксперимент, до которого мало кто мог додуматься. Они продемонстрировали проект по созданию...
Первые подробности о красноярском вездеходе Visuva T8
Чтобы управлять этим «монстром» не нужно специальное обучение. В качестве руля – штурвал, а гусеницы изготовлены из композита, которые уменьшают давление на...
Многоосные шасси МЗКТ выходят на гражданский рынок – «Волат» для суровой эксплуатации
Минский завод колесных тягачей известен на просторах бывшего Советского Союза в первую очередь своими многоосными шасси для ракетовозов. Но уже давно...
Представлен «Чистогор» – грузовая новинка с логотипом «КАМАЗ»
Автомобиль создан при совместном сотрудничестве крупнейшего производителя грузовой техники и Центра водородных технологий АФК «Система». Подробнее о проекте...
КАМАЗ представил обновленное шасси К3: новый двигатель, кабина и не только
Благодаря изменениям серия К3 стала ближе к более дорогой линейке К5. Что именно улучшили?...