
Советский «Восход» в Нидерландах
В Советском Союзе было развито производство судов на подводных крыльях для обеспечения пассажирского сообщения на водных артериях и прибрежных зонах. Ранее мы уже рассказывали про уникальные корабли серии «Комета», которые производились с 1962 года. Модель оказалась настолько удачной, что на ее основе уже в наши дни стали выпускать суда «Комета-120М».
Но сегодня подробнее поговорим про тип 352 и 03521 – судно на подводных крыльях «Восход», который разрабатывался в начале 70-х годов и должен был прийти на смену уже «устаревшим» к тому моменту «Ракетам» и «Метеорам».
Разработка и производство нового судна была поручена судостроительному предприятию «Море» в Феодосии. Здесь же выпускались и другие подобные машины.
Судно на подводных крыльях «Восход». Фото: YouTube.com
Основной силовой установкой стал двигатель М-401, который до сих пор производится на заводе «Звезда» в Петербурге. Дизельный агрегат имеет 12 цилиндров диметром 180 мм. Объем – более 61 тыс см3. Максимальная мощность – 1000 л. с. Стоит отметить, что эти двигатели ставились на большинство советских судов на подводных крыльях. Отдельные узлы для «Восхода» собирались на предприятии «Барнаултрансмаш».
С таким двигателем «Восход» может набирать 60-65 км/ч, что является оптимальным средним показателем для судов такого класса. Объем баков позволяет обеспечивать автономность плавания до 500 км.
Теплоход «Восход» на Волге. Фото: YouTube.com
Габариты судна составляют 27,6 метров в длину и 6,4 метра в ширину. На борт помещается 71 пассажир. Водоизмещение – 28 тонн. Высота при ходе на крыльях может достигать 4 метров.
Производство «Восходов» остановилось в 90-е из-за плачевного положения предприятия «Море». Всего с 1973 года на заводе собрали более 150 моделей, которые активно применялись по всей стране и даже за рубежом.
Место капитана на теплоходе «Восход». Фото: YouTube.com
Эти суда до сих пор можно встретить на разных водных артериях России и сегодня. Работают регулярные и туристические маршруты на Волге, на Байкале, Лене, Оби, Неве и на других водоемах. Несмотря на почетный возраст, большинство моделей находятся в исправном техническом состоянии и продолжают выполнять свои прямые функции. Суда регулярно проходят модернизацию и плановый ремонт, но о возрождении серии говорить пока не приходится.
Советским инженерам удалось создать настолько удачную модель, что «Восход» поставляли еще в 18 стран. Среди них – Китай, Вьетнам, Таиланд, государства «Соцлагеря», Турция и даже Нидерланды.
Модернизированные модели «Восход-2М FFF» курсировали в Голландии до 2014 года по маршруту «Амстердам – Велсен». Первый «Восход» и еще одно судно на крыльях «Полесье» голландцы купили в начале нулевых у Украины. Завод «Море» получил спецзаказ на производство новых моделей. До 2008 года оператор приобрел еще 3 таких теплохода.
«Восход» в Санкт-Петербурге. Фото: YouTube.com
Судоходный маршрут № 419 «Амстердам – Велсен» обслуживался «Восходами» до 2014 года. Время в пути составляло 30 минут. В 2010 году билет в одну сторону стоил €6,5.
Оператору пришлось отказаться от советских машин из-за вступления в силу нового законодательства, которое ограничивало скорость передвижения по водным артериям страны. Использовать быстрые «Восходы» стало нерентабельно.
Еще два «Восхода» модернизировали на Украине в 2016 году по заказу местного агрохолдинга. Так на Днепре возродилось пассажирское движение на судах на подводных крыльях. Но дальнейшее развитие направления не предполагалось.
Суда на подводных крыльях очень востребованы и сегодня. Раз уж в России начали впускать новые «Кометы» и «Метеоры», будем надеяться, что и серия «Восход» получит свое дальнейшее развитие.
Но сегодня подробнее поговорим про тип 352 и 03521 – судно на подводных крыльях «Восход», который разрабатывался в начале 70-х годов и должен был прийти на смену уже «устаревшим» к тому моменту «Ракетам» и «Метеорам».
Технические характеристики
Разработка и производство нового судна была поручена судостроительному предприятию «Море» в Феодосии. Здесь же выпускались и другие подобные машины.

Основной силовой установкой стал двигатель М-401, который до сих пор производится на заводе «Звезда» в Петербурге. Дизельный агрегат имеет 12 цилиндров диметром 180 мм. Объем – более 61 тыс см3. Максимальная мощность – 1000 л. с. Стоит отметить, что эти двигатели ставились на большинство советских судов на подводных крыльях. Отдельные узлы для «Восхода» собирались на предприятии «Барнаултрансмаш».
С таким двигателем «Восход» может набирать 60-65 км/ч, что является оптимальным средним показателем для судов такого класса. Объем баков позволяет обеспечивать автономность плавания до 500 км.

Габариты судна составляют 27,6 метров в длину и 6,4 метра в ширину. На борт помещается 71 пассажир. Водоизмещение – 28 тонн. Высота при ходе на крыльях может достигать 4 метров.
«Восходы» в России
Производство «Восходов» остановилось в 90-е из-за плачевного положения предприятия «Море». Всего с 1973 года на заводе собрали более 150 моделей, которые активно применялись по всей стране и даже за рубежом.

Эти суда до сих пор можно встретить на разных водных артериях России и сегодня. Работают регулярные и туристические маршруты на Волге, на Байкале, Лене, Оби, Неве и на других водоемах. Несмотря на почетный возраст, большинство моделей находятся в исправном техническом состоянии и продолжают выполнять свои прямые функции. Суда регулярно проходят модернизацию и плановый ремонт, но о возрождении серии говорить пока не приходится.
Международное признание
Советским инженерам удалось создать настолько удачную модель, что «Восход» поставляли еще в 18 стран. Среди них – Китай, Вьетнам, Таиланд, государства «Соцлагеря», Турция и даже Нидерланды.
Модернизированные модели «Восход-2М FFF» курсировали в Голландии до 2014 года по маршруту «Амстердам – Велсен». Первый «Восход» и еще одно судно на крыльях «Полесье» голландцы купили в начале нулевых у Украины. Завод «Море» получил спецзаказ на производство новых моделей. До 2008 года оператор приобрел еще 3 таких теплохода.

Судоходный маршрут № 419 «Амстердам – Велсен» обслуживался «Восходами» до 2014 года. Время в пути составляло 30 минут. В 2010 году билет в одну сторону стоил €6,5.
Оператору пришлось отказаться от советских машин из-за вступления в силу нового законодательства, которое ограничивало скорость передвижения по водным артериям страны. Использовать быстрые «Восходы» стало нерентабельно.
Еще два «Восхода» модернизировали на Украине в 2016 году по заказу местного агрохолдинга. Так на Днепре возродилось пассажирское движение на судах на подводных крыльях. Но дальнейшее развитие направления не предполагалось.
Суда на подводных крыльях очень востребованы и сегодня. Раз уж в России начали впускать новые «Кометы» и «Метеоры», будем надеяться, что и серия «Восход» получит свое дальнейшее развитие.
- Карпов Андрей
- youtube.com
Рекомендуем для вас

В России возрождают советский порт и железную дорогу к нему – есть ли перспективы?
Город должен был стать энергетическим и судоходным центром региона, но совокупность факторов не позволила этому случиться. Теперь о порте заговорили вновь и...

Scania и MAN не вернутся на российский завод – там готовятся к выпуску отечественных БАЗ
Российские грузовики идеальны для сложных условий эксплуатации. А серийная сборка моделей начнется уже этим летом....

РЖД начал работы по восстановлению значимых отрезков Транссибирской магистрали
Программа также затронет пути Свердловской и Тюменской областей, а также Пермского края. После сдачи объектов увеличится максимальная скорость грузовых и...

Второй Ил-96-400Т начал выполнять коммерческие полеты
Теперь важные грузы можно оперативно доставлять в отдаленные от центра регионы. Осталось наладить постоянные маршруты....

Tugella – все: в Белорусии начнут выпускать новый Belgee S50
Это глубоко локализованная версия Geely Emgrand. Планируют выйти на 5000 автомобилей в год....

«Днепры» против «Уралов» в грязи и на бездорожье – кто кого?
Когда в одной поездке сходятся «Днепры» и «Уралы», можно быть уверенным – легкой прогулки не будет. В этом видео на YouTube-канале «Oppozit moto Belarus»...

Ан-12 против Airbus A400 – соревнования по красоте посадки
Современные крупные самолеты давно уже турбовентиляторные. Конечно, у большинства из них не реактивные силовые агрегаты. Но многие в этом все равно не...

Зачем в Мурманской области построили новый морской порт
Несмотря на то, что порт Мурманска считается недозагруженным, на противоположном берегу построили новую гавань для перевалки угля....

Одномоторный самолет E1000 AX демонстрирует впечатляющую производительность и может сесть без помощи человека
Даже место для посадки модель способна выбрать сама. Подробнее о новом проекте читайте в нашем материале....

Впервые в истории удалось обслужить спутник на орбите захоронения
Аппарат компании Northrop Grumman стал спасителем спутниковых устройств. Планируется запуск целой серии....

«Машина времени» – Mercedes-Benz выпустил ретро-версию G-Class
Она призвана погрузить водителя в 80-е годы. В салоне будет уютно как дома, ведь, кроме прочего, там есть «плед». Впрочем, ценник тоже как за хорошие...

«Окская судоверфь» завершила постройку сухогруза «Леонид Багров»
Судно проекта RSD71 может курсировать и по рекам, и по морям. Оно стало развитием проекта RSD59....

«Скучать не будем» – десяток китайских брендов покинет рынок России
Не каждый покупатель готов довериться «безымянному» китайскому бренду. Некоторые из них не смогли продать и 20 машин за последние три месяца....

Российский авиамотор ПД-14 модернизируют на 14 млрд рублей
Сумма как-то подозрительно созвучна с индексом силового агрегата. Цель проекта – повышение конкурентоспособности двигателя....

Два новых пикапа и внедорожник на шасси Nissan появятся в России официально
Эти автомобили даже собираются на одном заводе с Ниссан. У нас их предложат под брендом Oting....

Стартовало мелкосерийное производство особой LADA Vesta
Вряд ли данная модификация будет пользоваться высоким спросом. Но некоторые с нетерпением ждали именно ее....