
Советский «Восход» в Нидерландах
В Советском Союзе было развито производство судов на подводных крыльях для обеспечения пассажирского сообщения на водных артериях и прибрежных зонах. Ранее мы уже рассказывали про уникальные корабли серии «Комета», которые производились с 1962 года. Модель оказалась настолько удачной, что на ее основе уже в наши дни стали выпускать суда «Комета-120М».
Но сегодня подробнее поговорим про тип 352 и 03521 – судно на подводных крыльях «Восход», который разрабатывался в начале 70-х годов и должен был прийти на смену уже «устаревшим» к тому моменту «Ракетам» и «Метеорам».
Разработка и производство нового судна была поручена судостроительному предприятию «Море» в Феодосии. Здесь же выпускались и другие подобные машины.
Судно на подводных крыльях «Восход». Фото: YouTube.com
Основной силовой установкой стал двигатель М-401, который до сих пор производится на заводе «Звезда» в Петербурге. Дизельный агрегат имеет 12 цилиндров диметром 180 мм. Объем – более 61 тыс см3. Максимальная мощность – 1000 л. с. Стоит отметить, что эти двигатели ставились на большинство советских судов на подводных крыльях. Отдельные узлы для «Восхода» собирались на предприятии «Барнаултрансмаш».
С таким двигателем «Восход» может набирать 60-65 км/ч, что является оптимальным средним показателем для судов такого класса. Объем баков позволяет обеспечивать автономность плавания до 500 км.
Теплоход «Восход» на Волге. Фото: YouTube.com
Габариты судна составляют 27,6 метров в длину и 6,4 метра в ширину. На борт помещается 71 пассажир. Водоизмещение – 28 тонн. Высота при ходе на крыльях может достигать 4 метров.
Производство «Восходов» остановилось в 90-е из-за плачевного положения предприятия «Море». Всего с 1973 года на заводе собрали более 150 моделей, которые активно применялись по всей стране и даже за рубежом.
Место капитана на теплоходе «Восход». Фото: YouTube.com
Эти суда до сих пор можно встретить на разных водных артериях России и сегодня. Работают регулярные и туристические маршруты на Волге, на Байкале, Лене, Оби, Неве и на других водоемах. Несмотря на почетный возраст, большинство моделей находятся в исправном техническом состоянии и продолжают выполнять свои прямые функции. Суда регулярно проходят модернизацию и плановый ремонт, но о возрождении серии говорить пока не приходится.
Советским инженерам удалось создать настолько удачную модель, что «Восход» поставляли еще в 18 стран. Среди них – Китай, Вьетнам, Таиланд, государства «Соцлагеря», Турция и даже Нидерланды.
Модернизированные модели «Восход-2М FFF» курсировали в Голландии до 2014 года по маршруту «Амстердам – Велсен». Первый «Восход» и еще одно судно на крыльях «Полесье» голландцы купили в начале нулевых у Украины. Завод «Море» получил спецзаказ на производство новых моделей. До 2008 года оператор приобрел еще 3 таких теплохода.
«Восход» в Санкт-Петербурге. Фото: YouTube.com
Судоходный маршрут № 419 «Амстердам – Велсен» обслуживался «Восходами» до 2014 года. Время в пути составляло 30 минут. В 2010 году билет в одну сторону стоил €6,5.
Оператору пришлось отказаться от советских машин из-за вступления в силу нового законодательства, которое ограничивало скорость передвижения по водным артериям страны. Использовать быстрые «Восходы» стало нерентабельно.
Еще два «Восхода» модернизировали на Украине в 2016 году по заказу местного агрохолдинга. Так на Днепре возродилось пассажирское движение на судах на подводных крыльях. Но дальнейшее развитие направления не предполагалось.
Суда на подводных крыльях очень востребованы и сегодня. Раз уж в России начали впускать новые «Кометы» и «Метеоры», будем надеяться, что и серия «Восход» получит свое дальнейшее развитие.
Но сегодня подробнее поговорим про тип 352 и 03521 – судно на подводных крыльях «Восход», который разрабатывался в начале 70-х годов и должен был прийти на смену уже «устаревшим» к тому моменту «Ракетам» и «Метеорам».
Технические характеристики
Разработка и производство нового судна была поручена судостроительному предприятию «Море» в Феодосии. Здесь же выпускались и другие подобные машины.

Основной силовой установкой стал двигатель М-401, который до сих пор производится на заводе «Звезда» в Петербурге. Дизельный агрегат имеет 12 цилиндров диметром 180 мм. Объем – более 61 тыс см3. Максимальная мощность – 1000 л. с. Стоит отметить, что эти двигатели ставились на большинство советских судов на подводных крыльях. Отдельные узлы для «Восхода» собирались на предприятии «Барнаултрансмаш».
С таким двигателем «Восход» может набирать 60-65 км/ч, что является оптимальным средним показателем для судов такого класса. Объем баков позволяет обеспечивать автономность плавания до 500 км.

Габариты судна составляют 27,6 метров в длину и 6,4 метра в ширину. На борт помещается 71 пассажир. Водоизмещение – 28 тонн. Высота при ходе на крыльях может достигать 4 метров.
«Восходы» в России
Производство «Восходов» остановилось в 90-е из-за плачевного положения предприятия «Море». Всего с 1973 года на заводе собрали более 150 моделей, которые активно применялись по всей стране и даже за рубежом.

Эти суда до сих пор можно встретить на разных водных артериях России и сегодня. Работают регулярные и туристические маршруты на Волге, на Байкале, Лене, Оби, Неве и на других водоемах. Несмотря на почетный возраст, большинство моделей находятся в исправном техническом состоянии и продолжают выполнять свои прямые функции. Суда регулярно проходят модернизацию и плановый ремонт, но о возрождении серии говорить пока не приходится.
Международное признание
Советским инженерам удалось создать настолько удачную модель, что «Восход» поставляли еще в 18 стран. Среди них – Китай, Вьетнам, Таиланд, государства «Соцлагеря», Турция и даже Нидерланды.
Модернизированные модели «Восход-2М FFF» курсировали в Голландии до 2014 года по маршруту «Амстердам – Велсен». Первый «Восход» и еще одно судно на крыльях «Полесье» голландцы купили в начале нулевых у Украины. Завод «Море» получил спецзаказ на производство новых моделей. До 2008 года оператор приобрел еще 3 таких теплохода.

Судоходный маршрут № 419 «Амстердам – Велсен» обслуживался «Восходами» до 2014 года. Время в пути составляло 30 минут. В 2010 году билет в одну сторону стоил €6,5.
Оператору пришлось отказаться от советских машин из-за вступления в силу нового законодательства, которое ограничивало скорость передвижения по водным артериям страны. Использовать быстрые «Восходы» стало нерентабельно.
Еще два «Восхода» модернизировали на Украине в 2016 году по заказу местного агрохолдинга. Так на Днепре возродилось пассажирское движение на судах на подводных крыльях. Но дальнейшее развитие направления не предполагалось.
Суда на подводных крыльях очень востребованы и сегодня. Раз уж в России начали впускать новые «Кометы» и «Метеоры», будем надеяться, что и серия «Восход» получит свое дальнейшее развитие.
- Карпов Андрей
- youtube.com
Рекомендуем для вас