Рестайлинговый прототип ВАЗ-2107М, так и не вышедший в серию
1 485

Рестайлинговый прототип ВАЗ-2107М, так и не вышедший в серию

Для советской страны в целом, и для наших автомобилистов – в частности, продукция Волжского завода была одновременно и гордостью, и отдушиной. Пусть далеко не каждый из них мог владеть таким транспортным средством, зато мог с уверенностью сказать: в СССР тоже есть хорошие машины.


Такой подход и приоритетное финансирование со стороны государства позволили местным инженерам хорошо развернуться. И хотя первичный модельный ряд состоял из итальянских копий, наши специалисты постарались их максимально адаптировать для отечественных условий эксплуатации.

Рестайлинговый прототип ВАЗ-2107М, так и не вышедший в сериюВАЗ-2107М получил кардинальные перемены в передней части. Фото: youtube.com

А ведь и правда, все мы так привыкли к «Жигулям», что не воспринимаем их иначе, как своими и родными. А когда смотришь на «Фиат», с которого их скопировали, то он напоминает иностранца, пусть и говорящего по-русски, но с явным акцентом.

Седьмая модель как вершина развития отечественной классики


С такой солидной базой и поддержкой не удивительно, что еще во времена правления Брежнева «вазовцы» смогли проделать достойный путь. Да, за десять с небольшим лет они вывели на советский рынок целых семь моделей «Жигулей».

И в это число вошли как варианты с одинарными фарами, так и двойными или прямоугольными. Менялись радиаторные решетки и другие элементы конструкции, но основа оставалась неизменный. А кроме серийных моделей, существовало еще и немало экспериментальных прототипов, так и не увидевших заводского конвейера.

К примеру, высшей точкой развития заднеприводных версий марки ВАЗ общепринято считать «семерку». Этот автомобиль вобрал в себя весь накопленный до 1982 года опыт и самые последние технические наработки. Неудивительно, что именно на этой модели стали ездить в первой половине 80-х мелкие советские партийные чиновники и другие граждане страны, чья «жизнь удалась».

Классический ВАЗ-2107. Фото: youtube.com

Он стал настолько популярным и высококотируемым, что его авторитет признан даже в массовой культуре. В тот период появляется сразу несколько отечественных картин с похожим элементом. Некоторым героям фильмов создатели (чтобы подчеркнуть их статус или общественное положение) «предоставили» в личное владение последнюю модель завода в Тольятти – ВАЗ-2107.

Заводские инженеры, видя такой повсеместный ажиотаж вокруг этого автомобиля, постарались заметно доработать его конструкцию. Конечно, в тот момент они еще не предполагали, как кардинально изменится модельный ряд предприятия, а переднеприводные «Самары» буквально положат своих предшественников на лопатки.

Поэтому все усилия со второй половины 80-х сосредоточили вокруг переднеприводных хэтчбеков. Сначала он трехдверный, позже уже пятидверный. А все завершает ВАЗ-21099, который получает кузов седан, но заметно отличавшийся от советской классики с подобной компоновкой.

С такого ракурса его невозможно отличить от обычного ВАЗ-2107. Фото: youtube.com

А что же «семерка»? когда первый ажиотаж прошел, а страница истории советской страны была перевернута, многие спохватились. Появилась ностальгия по «старым добрым временам» и одной из ее составляющих стал легендарный ВАЗ-2107.

По этой причине он за три десятилетия на конвейере оброс более чем десятком различных модификаций. В основном они отличались установленными силовыми агрегатами и их характеристиками. Имелись в этом ряду и пару экспортных вариантов, к оформлению которых отнеслись особенно тщательно.

Прототип, которому не удалось выйти в серию


В начале нового тысячелетия стало понятно, что только такими доработками потребителя уже не возьмешь. А автомобиль 20-летней давности (конструктивно уходящий не менее чем на три с половиной десятилетия вглубь истории) очень нуждается в срочной омологации.

Уже к 2002 году заводские конструкторы представили свое новое видение легендарной «семерки». Понадобилось еще около четырех лет, чтобы предприятии смогло предложить на суд общественности ходовой прототип под рабочим названием ВАЗ-2107М.


Первое впечатление от показанного автомобиля оказалось двояким. С одной стороны, изменения во внешнем дизайне были довольно заметными. А с другой, омологация явно запоздала и для начала XXI века модель выглядела слишком уж уныло. Вот основные доработки дизайнеров:

✅ новая форма капота
✅ передние фары другой конструкции
✅ более современные задние фонари

По причине того, что автомобиль так и не пошел в серийное производство, сложно судить каким приводом планировалось его компоновать. Некоторые предполагают, что это мог быть инжекторный ВАЗ-2106. Учитывая, что до конца истории советской классики именно этот мотор был в приоритете, такое умозаключение не лишено логического основания. А вот и другие обновления, примененные в модернизированном прототипе:

✅ новый козырек приборной панели
✅ увеличенное лобовое стекло
✅ современная радиаторная решетка
✅ округлые передние бамперы
✅ подобные же – в задней части авто

Как передний, так и задний элементы выполнили из темно-серого поливинилхлорида. Скорее всего, их основной ролью являлось повышение уровня пассивной безопасности автомобиля. Если говорить об эстетической стороне вопроса, то скажем так – на любителя.

Заокругленные формы автомобиля сделали его заметно отличавшимся от всех «коллег» советского периода. Даже немного напомнили мне последние версии восточногерманского «Вартбурга». Но, может быть, это лишь мое личное восприятие. А вот если рассмотреть то, что осталось без изменений, то мы тоже получим неплохую подборку:

✅ оформление салона
✅ формы всех дверей
✅ дверные ручки и др.

Так что, несмотря на заметные внешние изменения, преемственность моделей была на лицо. Большинство фанатов классики ВАЗ очень ждали рестайлинговых версий, надеясь что последние будут выглядеть максимально современно. Кажется, они заметно разочаровались.

Поэтому прозвучало немало негативных отзывов и насмешек. Наиболее ярые критики даже отметили, что за эти конструктивные изменения кто-то получил хорошие зарплаты и премии, а результат оказался почти никаким.

Концепт ВАЗ-2107М: пластиковые бамперы и рельефное лобовое стекло. Фото: youtube.com

Ввиду такого резонанса и других объективных причин первоначально запланированное серийное производство ВАЗ-2107М с сентября 2006 года решили перенести на более поздний срок. Волна отрицательных оценок продолжала расти и в итоге дату установки автомобиля на заводской конвейер и вовсе отложили на неопределенный срок.

Сегодня – как экспонат музея


Те, кто хорошо знакомы с нашей бюрократией, прекрасно знают, что в переводе с чиновничьего языка на человеческий это означает одно – никогда. Все так и получилось. ВАЗ-2107 продолжили выпускать до 2012 года в неизменном виде. После чего он перешел в разряд советской и российской истории транспортных средств.

А неудачный концепт так и остался в единственном экземпляре. Позже (для сохранения истории марки) его решили передать в заводской музей – ангар экспериментальных моделей ВАЗ. Здесь он обозначен как ВАЗ-2107М «Classic 2».

В задней части ВАЗ-2107М фонари обновленной конструкции. Фото: youtube.com

Сейчас можно сказать, что, к сожалению (или счастью), эта новинка не дошла до своего клиента. Она оказалась заметно устаревшей для нулевых, да и выглядела слишком уж бледно на фоне других современников. Зато стала одним из важных экспонатов заводского музея, где автомобиль может увидеть каждый желающий. Похоже это и явилось основным смыслом создания прототипа ВАЗ-2107М.
А каково ваше мнение о советских марках?
Наши новостные каналы

Подписывайтесь и будьте в курсе свежих новостей и важнейших событиях дня.

Рекомендуем для вас