
Crosley Super Sport 1951: владельцам спорткаров завидовать молча
Лучше быстро ехать на медленном авто, чем медленно на быстром. Американская пословица. С нашей «тише едешь…» не имеет ничего общего. Мы-то про безопасность, а они про драйв – приподнятое психологическое состояние, удовольствие от вождения. Именно таким описывают ощущение за рулем симпатичного компактного автомобильчика с крутым названием «Кросли Супер Спорт» 1951.
Получить впечатления на практике не вариант, поэтому поверим слову немногих гордых владельцев миникаров. Это они на хайвеях от души давят «гашетку» в пол, максимально разгоняя табун в 28 коняшек. Получают колоссальное удовлетворение в то время, как на соседней полосе хозяин конюшни в 300 лошадей сдерживает заложенную под капотом силу: скоростные ограничения одинаковы для всех.
Слышь, чувак, не злись: тебе на шикарном кроссовере, джипе и т. д. не собрать столько приветливых улыбок, как этому доброму чуду на крохотных колесиках. Ты при круиз-контроле не сообразишь, куда повернуть, пока баба противным голосом не подскажет. А тут едет властелин дорог и техники: сам крепко держит и вертит огромную трехспицевую баранку, ворочает монументальный рычаг КПП с крупным набалдашником. Поджарый на вид автомобиль, собранный, как кулак. Кто создал этого, с позволения, «спортсмена»?
При его богатстве и происхождении он мог бы стать заносчивым снобом, высокомерным аристократом. Он имел возможность осуществлять любые мечты с размахом. Мог бы потакать своим вкусам и желаниям.
Crosley Super Sport 1951 – первый американский спортивный автомобиль. Фото: YouTube.com
Но ничего подобного. Соотечественники помнят Пауэла Кросли-младшего (1886-1961 гг.) как человека скромного, благородного, с демократичными взглядами. Иначе зачем бы ему думать о серой массе, которая зовется народом?
Природные рационализаторские способности, подкрепленные блестящим образованием, позволили «Младшему» сколотить приличное состояние на выпуске радиоприемников. В 1925 году П. Кросли стал самым крупным в мире производителем аппаратуры. Попутно изготавливал холодильники и прочую бытовую технику. Создал радиостанцию WLW, владел бейсбольной командой Cincinnati Reds.
Первую действующую машину построил 12-летним пацаном. Далее мечта о собственном имени на автомобильном капоте не покидала. Вплотную к реализации приступил только в 1939-ом.
Компания Crosley Motors просуществовала с 1939 по 1952 год. Производитель надеялся осчастливить сограждан, предложив им сверхбюджетную малолитражку. За что и получил звание первого американского компакта. Эта рыночная ниша не интересовала крупных машиностроителей. Благодарный народ, по прогнозам Кросли, кинется скупать доступные авто.
Crosley Super Sport 1951 – двухместный родстер. Фото: YouTube.com
«Автомобиль будущего», как назвал его «Младший», весил 450 кг. Под капотом урчал живучий и надежный 2-цилиндровый 12,5-сильный двигатель Waukesha. На маховике для охлаждения крутился вентилятор. Тормоза стояли барабанные с механическим приводом.
Никаких декоративных финтифлюшек, дорогой отделки. Задний привод, неразрезные мосты: спереди на полуэллиптических, сзади на двух четверть эллиптических рессорах. Свое суперэкономичное транспортное средство Пауэл показал сначала на автодроме в Индианаполисе, а затем и на Всемирной выставке.
Не удивительно ли, один экземпляр послевоенного «Кросли» обнаружен в нашем музее «Камышмаш». Фото: YouTube.com
Реакция публики была бурная, но не та, что ожидал производитель. Сильно упрощенный ради удешевления автомобиль с индексом Series 1A назвали «американским примитивом». Машины с ценниками 325-350 долларов (в два раза ниже базового «Форда»-купе) продавали в обычных магазинах рядом с холодильниками. Из-за чего получили еще одно обидное – «моторизованная тележка для покупок».
Мизерная продажа за первый год серии 1А – 2017 единиц – не обескуражила энтузиаста. Он упорно продолжал гнуть линию на субкомпакты. И в какой-то момент оказался в дамках.
Модель Hot Shot 1949 предшествовала «Кросли Супер Спорт». Фото: YouTube.com
Началась Вторая мировая, американцы столкнулись с невиданным – талонами на бензин. Тут вспомнили про малокубатурный Crosley. Игрушечная 3-метровая машина с расходом меньше 5 л/100 км заметно разбавила автомобильный пейзаж США.
Кузовная гамма для не столь массового авто радовала разнообразием:
✅ 3-дверные универсалы с мягким и жестким верхом
✅ пикапы
✅ седаны
✅ кабриолеты с улучшенной отделкой
Кросли последним из коллег-автостроителей остановил конвейер гражданских авто и перешел на военные государственные заказы. К 1942 году фирма продала 5757 экземпляров.
Crosley Super Sport 1951 – экзотический «фрукт» на современных дорогах. Фото: YouTube.com
Послевоенную деятельность компания возобновила в 1946-ом, упрямо оставаясь в секторе «крошечные и медленные». Глава предприятия не смог (или не хотел) оценить автомобильный рынок. Промышленник не заметил, что спрос к 50-ым опережал предложение; что не сильно обедневшие во время войны граждане истосковались по роскошным автомобилям.
Не имеем права умолчать о ляпе, который допустил Кросли-младший в первых моделях мирного времени. Речь о двигателе CoBra собственной разработки. Фирма выпускала для оборонной промышленности легкие моторы из спрессованных листов, спаянных медным припоем. Двигатели шли на катера и амфибии.
Салон родстера Crosley Super Sport 1951. Фото: YouTube.com
Установленные на автомобили агрегаты гнили под действием влаги и антифриза. Дорогостоящие гарантийные претензии подорвали как репутацию, так и материальное положение производителя. К герою нашего обзора «Кросли Супер Спорт» скандальные моторы отношения не имеют. Как, впрочем, и первые в истории отрасли (очередная табличка производителю!) дисковые тормоза.
Автомобиль, который мы рассматриваем и любуемся, базировался на довоенной «тележке». Шасси состояло из двух штампованных лонжеронов-швеллеров и нескольких поперечин. До умиления простенькая рама покоилась на неразрезных мостах. Тип металлического кузова – двухместный родстер с понтонными крыльями и интегрированными фарами.
Crosley Super Sport 1951 на автовыставке. Фото: YouTube.com
Размеры миникара, как заметил один владелец, позволяли «затащить его на заднее сиденье пикапа»:
✅ длина – 3683 мм
✅ ширина – 1245 мм
✅ высота – 1340 мм
В качестве силовой установки родстер получил усовершенствованный двигатель CIBA с водяным охлаждением.
Характеристики мотора с чугунным блоком и верхним (!) распредвалом:
✅ объем – 724 см3
✅ мощность – 28 л. с.
✅ количество цилиндров – 4 с рядной архитектурой
Компоновка переднеморная, ведущая ось задняя. Крутящий момент подавался через 3-скоростную трансмиссию. В подвеске использовали те же листовые рессоры. Тормоза барабанные гидравлические.
Моторный отсек миникара. Фото: YouTube.com
Двигатель оказался на удивление производительным, даже выиграл соответствующий сертификат в Себринге. До 1960-го наш спортсмен лидировал в ежегодном национальном чемпионате по клубным гонкам SCCA.
Тираж модели Crosley Super Sport 1951 невелик – 400 единиц. Всего же производитель оставил наследство из 61 256 шт. авто прежде, чем продал бизнес фирме General Tire and Rubber Co в 1952 году. Вынужденная мера была вызвана упавшим покупательским спросом.
Модель 1947 года – воплощение минимализма. Фото: YouTube.com
Марку упразднили. К счастью, осталось еще много машин, которые выставляют на аукционах. Цена лотов начинается с 7,5 тыс. долларов. Диковинные экземпляры собирают толпы зрителей на автошоу, в музеях и коллекциях. Действующие машины находятся в частных гаражах.
Владельцы дорожат своими сокровищами. Ведь дело не лошадиных силах, ускорении и прочем. «Кросли Супер Спорт» с плоскими боками и гладким капотом – это другой мир, особая душа, характер мужественного борца. Завидуйте молча…
Получить впечатления на практике не вариант, поэтому поверим слову немногих гордых владельцев миникаров. Это они на хайвеях от души давят «гашетку» в пол, максимально разгоняя табун в 28 коняшек. Получают колоссальное удовлетворение в то время, как на соседней полосе хозяин конюшни в 300 лошадей сдерживает заложенную под капотом силу: скоростные ограничения одинаковы для всех.
Слышь, чувак, не злись: тебе на шикарном кроссовере, джипе и т. д. не собрать столько приветливых улыбок, как этому доброму чуду на крохотных колесиках. Ты при круиз-контроле не сообразишь, куда повернуть, пока баба противным голосом не подскажет. А тут едет властелин дорог и техники: сам крепко держит и вертит огромную трехспицевую баранку, ворочает монументальный рычаг КПП с крупным набалдашником. Поджарый на вид автомобиль, собранный, как кулак. Кто создал этого, с позволения, «спортсмена»?
Человек высокого благородства
При его богатстве и происхождении он мог бы стать заносчивым снобом, высокомерным аристократом. Он имел возможность осуществлять любые мечты с размахом. Мог бы потакать своим вкусам и желаниям.

Но ничего подобного. Соотечественники помнят Пауэла Кросли-младшего (1886-1961 гг.) как человека скромного, благородного, с демократичными взглядами. Иначе зачем бы ему думать о серой массе, которая зовется народом?
Природные рационализаторские способности, подкрепленные блестящим образованием, позволили «Младшему» сколотить приличное состояние на выпуске радиоприемников. В 1925 году П. Кросли стал самым крупным в мире производителем аппаратуры. Попутно изготавливал холодильники и прочую бытовую технику. Создал радиостанцию WLW, владел бейсбольной командой Cincinnati Reds.
Первую действующую машину построил 12-летним пацаном. Далее мечта о собственном имени на автомобильном капоте не покидала. Вплотную к реализации приступил только в 1939-ом.
Хотел, как лучше…
Компания Crosley Motors просуществовала с 1939 по 1952 год. Производитель надеялся осчастливить сограждан, предложив им сверхбюджетную малолитражку. За что и получил звание первого американского компакта. Эта рыночная ниша не интересовала крупных машиностроителей. Благодарный народ, по прогнозам Кросли, кинется скупать доступные авто.

«Автомобиль будущего», как назвал его «Младший», весил 450 кг. Под капотом урчал живучий и надежный 2-цилиндровый 12,5-сильный двигатель Waukesha. На маховике для охлаждения крутился вентилятор. Тормоза стояли барабанные с механическим приводом.
Никаких декоративных финтифлюшек, дорогой отделки. Задний привод, неразрезные мосты: спереди на полуэллиптических, сзади на двух четверть эллиптических рессорах. Свое суперэкономичное транспортное средство Пауэл показал сначала на автодроме в Индианаполисе, а затем и на Всемирной выставке.

Реакция публики была бурная, но не та, что ожидал производитель. Сильно упрощенный ради удешевления автомобиль с индексом Series 1A назвали «американским примитивом». Машины с ценниками 325-350 долларов (в два раза ниже базового «Форда»-купе) продавали в обычных магазинах рядом с холодильниками. Из-за чего получили еще одно обидное – «моторизованная тележка для покупок».
Дальнейшее развитие истории компании
Мизерная продажа за первый год серии 1А – 2017 единиц – не обескуражила энтузиаста. Он упорно продолжал гнуть линию на субкомпакты. И в какой-то момент оказался в дамках.

Началась Вторая мировая, американцы столкнулись с невиданным – талонами на бензин. Тут вспомнили про малокубатурный Crosley. Игрушечная 3-метровая машина с расходом меньше 5 л/100 км заметно разбавила автомобильный пейзаж США.
Кузовная гамма для не столь массового авто радовала разнообразием:
✅ 3-дверные универсалы с мягким и жестким верхом
✅ пикапы
✅ седаны
✅ кабриолеты с улучшенной отделкой
Кросли последним из коллег-автостроителей остановил конвейер гражданских авто и перешел на военные государственные заказы. К 1942 году фирма продала 5757 экземпляров.

Послевоенную деятельность компания возобновила в 1946-ом, упрямо оставаясь в секторе «крошечные и медленные». Глава предприятия не смог (или не хотел) оценить автомобильный рынок. Промышленник не заметил, что спрос к 50-ым опережал предложение; что не сильно обедневшие во время войны граждане истосковались по роскошным автомобилям.
Обзор модели Crosley Super Sport 1951
Не имеем права умолчать о ляпе, который допустил Кросли-младший в первых моделях мирного времени. Речь о двигателе CoBra собственной разработки. Фирма выпускала для оборонной промышленности легкие моторы из спрессованных листов, спаянных медным припоем. Двигатели шли на катера и амфибии.

Установленные на автомобили агрегаты гнили под действием влаги и антифриза. Дорогостоящие гарантийные претензии подорвали как репутацию, так и материальное положение производителя. К герою нашего обзора «Кросли Супер Спорт» скандальные моторы отношения не имеют. Как, впрочем, и первые в истории отрасли (очередная табличка производителю!) дисковые тормоза.
Автомобиль, который мы рассматриваем и любуемся, базировался на довоенной «тележке». Шасси состояло из двух штампованных лонжеронов-швеллеров и нескольких поперечин. До умиления простенькая рама покоилась на неразрезных мостах. Тип металлического кузова – двухместный родстер с понтонными крыльями и интегрированными фарами.

Размеры миникара, как заметил один владелец, позволяли «затащить его на заднее сиденье пикапа»:
✅ длина – 3683 мм
✅ ширина – 1245 мм
✅ высота – 1340 мм
В качестве силовой установки родстер получил усовершенствованный двигатель CIBA с водяным охлаждением.
Характеристики мотора с чугунным блоком и верхним (!) распредвалом:
✅ объем – 724 см3
✅ мощность – 28 л. с.
✅ количество цилиндров – 4 с рядной архитектурой
Компоновка переднеморная, ведущая ось задняя. Крутящий момент подавался через 3-скоростную трансмиссию. В подвеске использовали те же листовые рессоры. Тормоза барабанные гидравлические.

Двигатель оказался на удивление производительным, даже выиграл соответствующий сертификат в Себринге. До 1960-го наш спортсмен лидировал в ежегодном национальном чемпионате по клубным гонкам SCCA.
Заключение
Тираж модели Crosley Super Sport 1951 невелик – 400 единиц. Всего же производитель оставил наследство из 61 256 шт. авто прежде, чем продал бизнес фирме General Tire and Rubber Co в 1952 году. Вынужденная мера была вызвана упавшим покупательским спросом.

Марку упразднили. К счастью, осталось еще много машин, которые выставляют на аукционах. Цена лотов начинается с 7,5 тыс. долларов. Диковинные экземпляры собирают толпы зрителей на автошоу, в музеях и коллекциях. Действующие машины находятся в частных гаражах.
Владельцы дорожат своими сокровищами. Ведь дело не лошадиных силах, ускорении и прочем. «Кросли Супер Спорт» с плоскими боками и гладким капотом – это другой мир, особая душа, характер мужественного борца. Завидуйте молча…
- Timofey
- youtube.com
Рекомендуем для вас

В России возрождают советский порт и железную дорогу к нему – есть ли перспективы?
Город должен был стать энергетическим и судоходным центром региона, но совокупность факторов не позволила этому случиться. Теперь о порте заговорили вновь и...

Scania и MAN не вернутся на российский завод – там готовятся к выпуску отечественных БАЗ
Российские грузовики идеальны для сложных условий эксплуатации. А серийная сборка моделей начнется уже этим летом....

Второй Ил-96-400Т начал выполнять коммерческие полеты
Теперь важные грузы можно оперативно доставлять в отдаленные от центра регионы. Осталось наладить постоянные маршруты....

Tugella – все: в Белорусии начнут выпускать новый Belgee S50
Это глубоко локализованная версия Geely Emgrand. Планируют выйти на 5000 автомобилей в год....

Ан-12 против Airbus A400 – соревнования по красоте посадки
Современные крупные самолеты давно уже турбовентиляторные. Конечно, у большинства из них не реактивные силовые агрегаты. Но многие в этом все равно не...

Поставки российских двигателей ТВ7-117СТ-01 для Ил-114-300 начнутся уже в этом году
Первые 6-7 экземпляров отгрузят для статических и летных экземпляров. Ждать осталось немного....

Зачем в Мурманской области построили новый морской порт
Несмотря на то, что порт Мурманска считается недозагруженным, на противоположном берегу построили новую гавань для перевалки угля....

Одномоторный самолет E1000 AX демонстрирует впечатляющую производительность и может сесть без помощи человека
Даже место для посадки модель способна выбрать сама. Подробнее о новом проекте читайте в нашем материале....

Впервые в истории удалось обслужить спутник на орбите захоронения
Аппарат компании Northrop Grumman стал спасителем спутниковых устройств. Планируется запуск целой серии....

Новый российский серийный бульдозер Б11 Электро – превосходство технологий
Все давно привыкли, что бульдозеры, в том числе российские, оснащаются только дизельными двигателями. Гибридные модели если и делают, то это место явно...

Автобус КАВЗ-3976 – последняя советская «барбухайка»
Эта модель создана на шасси грузовика ГАЗ-3307. Несмотря на простоту конструкции, они выпускались 20 лет....

«МотоВелоЗавод» начал выпускать патрульные мотоциклы для ГАИ
Теперь у МВД появилась отечественная модель для нужд мотобата. Правда, она имеет китайское происхождение....

ЛиАЗ-677: тяжелое восстановление спустя 25 лет простоя
Спустя почти полвека с момента выпуска легендарного ЛиАЗ-677 1976 года автор видео на YouTube-канале «Автобусная мастерская VegaBus» решается вдохнуть в него...

«Скучать не будем» – десяток китайских брендов покинет рынок России
Не каждый покупатель готов довериться «безымянному» китайскому бренду. Некоторые из них не смогли продать и 20 машин за последние три месяца....

«Машина времени» – Mercedes-Benz выпустил ретро-версию G-Class
Она призвана погрузить водителя в 80-е годы. В салоне будет уютно как дома, ведь, кроме прочего, там есть «плед». Впрочем, ценник тоже как за хорошие...

Два новых пикапа и внедорожник на шасси Nissan появятся в России официально
Эти автомобили даже собираются на одном заводе с Ниссан. У нас их предложат под брендом Oting....