Crosley Super Sport 1951: владельцам спорткаров завидовать молча
Лучше быстро ехать на медленном авто, чем медленно на быстром. Американская пословица. С нашей «тише едешь…» не имеет ничего общего. Мы-то про безопасность, а они про драйв – приподнятое психологическое состояние, удовольствие от вождения. Именно таким описывают ощущение за рулем симпатичного компактного автомобильчика с крутым названием «Кросли Супер Спорт» 1951.
Получить впечатления на практике не вариант, поэтому поверим слову немногих гордых владельцев миникаров. Это они на хайвеях от души давят «гашетку» в пол, максимально разгоняя табун в 28 коняшек. Получают колоссальное удовлетворение в то время, как на соседней полосе хозяин конюшни в 300 лошадей сдерживает заложенную под капотом силу: скоростные ограничения одинаковы для всех.
Слышь, чувак, не злись: тебе на шикарном кроссовере, джипе и т. д. не собрать столько приветливых улыбок, как этому доброму чуду на крохотных колесиках. Ты при круиз-контроле не сообразишь, куда повернуть, пока баба противным голосом не подскажет. А тут едет властелин дорог и техники: сам крепко держит и вертит огромную трехспицевую баранку, ворочает монументальный рычаг КПП с крупным набалдашником. Поджарый на вид автомобиль, собранный, как кулак. Кто создал этого, с позволения, «спортсмена»?
При его богатстве и происхождении он мог бы стать заносчивым снобом, высокомерным аристократом. Он имел возможность осуществлять любые мечты с размахом. Мог бы потакать своим вкусам и желаниям.
Но ничего подобного. Соотечественники помнят Пауэла Кросли-младшего (1886-1961 гг.) как человека скромного, благородного, с демократичными взглядами. Иначе зачем бы ему думать о серой массе, которая зовется народом?
Природные рационализаторские способности, подкрепленные блестящим образованием, позволили «Младшему» сколотить приличное состояние на выпуске радиоприемников. В 1925 году П. Кросли стал самым крупным в мире производителем аппаратуры. Попутно изготавливал холодильники и прочую бытовую технику. Создал радиостанцию WLW, владел бейсбольной командой Cincinnati Reds.
Первую действующую машину построил 12-летним пацаном. Далее мечта о собственном имени на автомобильном капоте не покидала. Вплотную к реализации приступил только в 1939-ом.
Компания Crosley Motors просуществовала с 1939 по 1952 год. Производитель надеялся осчастливить сограждан, предложив им сверхбюджетную малолитражку. За что и получил звание первого американского компакта. Эта рыночная ниша не интересовала крупных машиностроителей. Благодарный народ, по прогнозам Кросли, кинется скупать доступные авто.
«Автомобиль будущего», как назвал его «Младший», весил 450 кг. Под капотом урчал живучий и надежный 2-цилиндровый 12,5-сильный двигатель Waukesha. На маховике для охлаждения крутился вентилятор. Тормоза стояли барабанные с механическим приводом.
Никаких декоративных финтифлюшек, дорогой отделки. Задний привод, неразрезные мосты: спереди на полуэллиптических, сзади на двух четверть эллиптических рессорах. Свое суперэкономичное транспортное средство Пауэл показал сначала на автодроме в Индианаполисе, а затем и на Всемирной выставке.
Реакция публики была бурная, но не та, что ожидал производитель. Сильно упрощенный ради удешевления автомобиль с индексом Series 1A назвали «американским примитивом». Машины с ценниками 325-350 долларов (в два раза ниже базового «Форда»-купе) продавали в обычных магазинах рядом с холодильниками. Из-за чего получили еще одно обидное – «моторизованная тележка для покупок».
Мизерная продажа за первый год серии 1А – 2017 единиц – не обескуражила энтузиаста. Он упорно продолжал гнуть линию на субкомпакты. И в какой-то момент оказался в дамках.
Началась Вторая мировая, американцы столкнулись с невиданным – талонами на бензин. Тут вспомнили про малокубатурный Crosley. Игрушечная 3-метровая машина с расходом меньше 5 л/100 км заметно разбавила автомобильный пейзаж США.
Кузовная гамма для не столь массового авто радовала разнообразием:
✅ 3-дверные универсалы с мягким и жестким верхом
✅ пикапы
✅ седаны
✅ кабриолеты с улучшенной отделкой
Кросли последним из коллег-автостроителей остановил конвейер гражданских авто и перешел на военные государственные заказы. К 1942 году фирма продала 5757 экземпляров.
Послевоенную деятельность компания возобновила в 1946-ом, упрямо оставаясь в секторе «крошечные и медленные». Глава предприятия не смог (или не хотел) оценить автомобильный рынок. Промышленник не заметил, что спрос к 50-ым опережал предложение; что не сильно обедневшие во время войны граждане истосковались по роскошным автомобилям.
Не имеем права умолчать о ляпе, который допустил Кросли-младший в первых моделях мирного времени. Речь о двигателе CoBra собственной разработки. Фирма выпускала для оборонной промышленности легкие моторы из спрессованных листов, спаянных медным припоем. Двигатели шли на катера и амфибии.
Установленные на автомобили агрегаты гнили под действием влаги и антифриза. Дорогостоящие гарантийные претензии подорвали как репутацию, так и материальное положение производителя. К герою нашего обзора «Кросли Супер Спорт» скандальные моторы отношения не имеют. Как, впрочем, и первые в истории отрасли (очередная табличка производителю!) дисковые тормоза.
Автомобиль, который мы рассматриваем и любуемся, базировался на довоенной «тележке». Шасси состояло из двух штампованных лонжеронов-швеллеров и нескольких поперечин. До умиления простенькая рама покоилась на неразрезных мостах. Тип металлического кузова – двухместный родстер с понтонными крыльями и интегрированными фарами.
Размеры миникара, как заметил один владелец, позволяли «затащить его на заднее сиденье пикапа»:
✅ длина – 3683 мм
✅ ширина – 1245 мм
✅ высота – 1340 мм
В качестве силовой установки родстер получил усовершенствованный двигатель CIBA с водяным охлаждением.
Характеристики мотора с чугунным блоком и верхним (!) распредвалом:
✅ объем – 724 см3
✅ мощность – 28 л. с.
✅ количество цилиндров – 4 с рядной архитектурой
Компоновка переднеморная, ведущая ось задняя. Крутящий момент подавался через 3-скоростную трансмиссию. В подвеске использовали те же листовые рессоры. Тормоза барабанные гидравлические.
Двигатель оказался на удивление производительным, даже выиграл соответствующий сертификат в Себринге. До 1960-го наш спортсмен лидировал в ежегодном национальном чемпионате по клубным гонкам SCCA.
Тираж модели Crosley Super Sport 1951 невелик – 400 единиц. Всего же производитель оставил наследство из 61 256 шт. авто прежде, чем продал бизнес фирме General Tire and Rubber Co в 1952 году. Вынужденная мера была вызвана упавшим покупательским спросом.
Марку упразднили. К счастью, осталось еще много машин, которые выставляют на аукционах. Цена лотов начинается с 7,5 тыс. долларов. Диковинные экземпляры собирают толпы зрителей на автошоу, в музеях и коллекциях. Действующие машины находятся в частных гаражах.
Владельцы дорожат своими сокровищами. Ведь дело не лошадиных силах, ускорении и прочем. «Кросли Супер Спорт» с плоскими боками и гладким капотом – это другой мир, особая душа, характер мужественного борца. Завидуйте молча…
Получить впечатления на практике не вариант, поэтому поверим слову немногих гордых владельцев миникаров. Это они на хайвеях от души давят «гашетку» в пол, максимально разгоняя табун в 28 коняшек. Получают колоссальное удовлетворение в то время, как на соседней полосе хозяин конюшни в 300 лошадей сдерживает заложенную под капотом силу: скоростные ограничения одинаковы для всех.
Слышь, чувак, не злись: тебе на шикарном кроссовере, джипе и т. д. не собрать столько приветливых улыбок, как этому доброму чуду на крохотных колесиках. Ты при круиз-контроле не сообразишь, куда повернуть, пока баба противным голосом не подскажет. А тут едет властелин дорог и техники: сам крепко держит и вертит огромную трехспицевую баранку, ворочает монументальный рычаг КПП с крупным набалдашником. Поджарый на вид автомобиль, собранный, как кулак. Кто создал этого, с позволения, «спортсмена»?
Человек высокого благородства
При его богатстве и происхождении он мог бы стать заносчивым снобом, высокомерным аристократом. Он имел возможность осуществлять любые мечты с размахом. Мог бы потакать своим вкусам и желаниям.
Crosley Super Sport 1951 – первый американский спортивный автомобиль. Фото: YouTube.com
Но ничего подобного. Соотечественники помнят Пауэла Кросли-младшего (1886-1961 гг.) как человека скромного, благородного, с демократичными взглядами. Иначе зачем бы ему думать о серой массе, которая зовется народом?
Природные рационализаторские способности, подкрепленные блестящим образованием, позволили «Младшему» сколотить приличное состояние на выпуске радиоприемников. В 1925 году П. Кросли стал самым крупным в мире производителем аппаратуры. Попутно изготавливал холодильники и прочую бытовую технику. Создал радиостанцию WLW, владел бейсбольной командой Cincinnati Reds.
Первую действующую машину построил 12-летним пацаном. Далее мечта о собственном имени на автомобильном капоте не покидала. Вплотную к реализации приступил только в 1939-ом.
Хотел, как лучше…
Компания Crosley Motors просуществовала с 1939 по 1952 год. Производитель надеялся осчастливить сограждан, предложив им сверхбюджетную малолитражку. За что и получил звание первого американского компакта. Эта рыночная ниша не интересовала крупных машиностроителей. Благодарный народ, по прогнозам Кросли, кинется скупать доступные авто.
Crosley Super Sport 1951 – двухместный родстер. Фото: YouTube.com
«Автомобиль будущего», как назвал его «Младший», весил 450 кг. Под капотом урчал живучий и надежный 2-цилиндровый 12,5-сильный двигатель Waukesha. На маховике для охлаждения крутился вентилятор. Тормоза стояли барабанные с механическим приводом.
Никаких декоративных финтифлюшек, дорогой отделки. Задний привод, неразрезные мосты: спереди на полуэллиптических, сзади на двух четверть эллиптических рессорах. Свое суперэкономичное транспортное средство Пауэл показал сначала на автодроме в Индианаполисе, а затем и на Всемирной выставке.
Не удивительно ли, один экземпляр послевоенного «Кросли» обнаружен в нашем музее «Камышмаш». Фото: YouTube.com
Реакция публики была бурная, но не та, что ожидал производитель. Сильно упрощенный ради удешевления автомобиль с индексом Series 1A назвали «американским примитивом». Машины с ценниками 325-350 долларов (в два раза ниже базового «Форда»-купе) продавали в обычных магазинах рядом с холодильниками. Из-за чего получили еще одно обидное – «моторизованная тележка для покупок».
Дальнейшее развитие истории компании
Мизерная продажа за первый год серии 1А – 2017 единиц – не обескуражила энтузиаста. Он упорно продолжал гнуть линию на субкомпакты. И в какой-то момент оказался в дамках.
Модель Hot Shot 1949 предшествовала «Кросли Супер Спорт». Фото: YouTube.com
Началась Вторая мировая, американцы столкнулись с невиданным – талонами на бензин. Тут вспомнили про малокубатурный Crosley. Игрушечная 3-метровая машина с расходом меньше 5 л/100 км заметно разбавила автомобильный пейзаж США.
Кузовная гамма для не столь массового авто радовала разнообразием:
✅ 3-дверные универсалы с мягким и жестким верхом
✅ пикапы
✅ седаны
✅ кабриолеты с улучшенной отделкой
Кросли последним из коллег-автостроителей остановил конвейер гражданских авто и перешел на военные государственные заказы. К 1942 году фирма продала 5757 экземпляров.
Crosley Super Sport 1951 – экзотический «фрукт» на современных дорогах. Фото: YouTube.com
Послевоенную деятельность компания возобновила в 1946-ом, упрямо оставаясь в секторе «крошечные и медленные». Глава предприятия не смог (или не хотел) оценить автомобильный рынок. Промышленник не заметил, что спрос к 50-ым опережал предложение; что не сильно обедневшие во время войны граждане истосковались по роскошным автомобилям.
Обзор модели Crosley Super Sport 1951
Не имеем права умолчать о ляпе, который допустил Кросли-младший в первых моделях мирного времени. Речь о двигателе CoBra собственной разработки. Фирма выпускала для оборонной промышленности легкие моторы из спрессованных листов, спаянных медным припоем. Двигатели шли на катера и амфибии.
Салон родстера Crosley Super Sport 1951. Фото: YouTube.com
Установленные на автомобили агрегаты гнили под действием влаги и антифриза. Дорогостоящие гарантийные претензии подорвали как репутацию, так и материальное положение производителя. К герою нашего обзора «Кросли Супер Спорт» скандальные моторы отношения не имеют. Как, впрочем, и первые в истории отрасли (очередная табличка производителю!) дисковые тормоза.
Автомобиль, который мы рассматриваем и любуемся, базировался на довоенной «тележке». Шасси состояло из двух штампованных лонжеронов-швеллеров и нескольких поперечин. До умиления простенькая рама покоилась на неразрезных мостах. Тип металлического кузова – двухместный родстер с понтонными крыльями и интегрированными фарами.
Crosley Super Sport 1951 на автовыставке. Фото: YouTube.com
Размеры миникара, как заметил один владелец, позволяли «затащить его на заднее сиденье пикапа»:
✅ длина – 3683 мм
✅ ширина – 1245 мм
✅ высота – 1340 мм
В качестве силовой установки родстер получил усовершенствованный двигатель CIBA с водяным охлаждением.
Характеристики мотора с чугунным блоком и верхним (!) распредвалом:
✅ объем – 724 см3
✅ мощность – 28 л. с.
✅ количество цилиндров – 4 с рядной архитектурой
Компоновка переднеморная, ведущая ось задняя. Крутящий момент подавался через 3-скоростную трансмиссию. В подвеске использовали те же листовые рессоры. Тормоза барабанные гидравлические.
Моторный отсек миникара. Фото: YouTube.com
Двигатель оказался на удивление производительным, даже выиграл соответствующий сертификат в Себринге. До 1960-го наш спортсмен лидировал в ежегодном национальном чемпионате по клубным гонкам SCCA.
Заключение
Тираж модели Crosley Super Sport 1951 невелик – 400 единиц. Всего же производитель оставил наследство из 61 256 шт. авто прежде, чем продал бизнес фирме General Tire and Rubber Co в 1952 году. Вынужденная мера была вызвана упавшим покупательским спросом.
Модель 1947 года – воплощение минимализма. Фото: YouTube.com
Марку упразднили. К счастью, осталось еще много машин, которые выставляют на аукционах. Цена лотов начинается с 7,5 тыс. долларов. Диковинные экземпляры собирают толпы зрителей на автошоу, в музеях и коллекциях. Действующие машины находятся в частных гаражах.
Владельцы дорожат своими сокровищами. Ведь дело не лошадиных силах, ускорении и прочем. «Кросли Супер Спорт» с плоскими боками и гладким капотом – это другой мир, особая душа, характер мужественного борца. Завидуйте молча…
- Timofey
- youtube.com
Рекомендуем для вас
Российский самолет успешно прошел летные испытания и выходит «на работу»
Пока мы ждем ЛМС-901 «Байкал», эта машина легкого класса уже полностью готова к эксплуатации. Осталось только передать авиакомпании-заказчику....
«Бурану» быть — на Урале восстанавливают легендарный космический корабль
В России никогда не проводились реставрационные работы такого уровня. Задача сложная, но сдаваться не собираются....
Проблемы из-за ДУА на SSJ100 прекратятся – инженеры «Яковлев» нашли решение
В новых импортозамещающих лайнерах полностью переработали конструкцию. Также изменился подход к версиям с иностранными комплектующими....
Импортозамещение в авиастроении – идем к цели или меняем ее под возможности?
Запланированное соотношение российских и зарубежных деталей в наших самолетах изменилось. Есть некоторые трудности, но и находятся пути их решения....
Apal Jaeger: пластиковая «Нива» для немцев за 2,1 млн рублей
«Русский Гелендваген» уверенно прописался в Германии. Разбираемся, за что его любят немцы....
Серийный выпуск МС-21 снова перенесли
Производство начнется только после завершения сертификационных испытаний. Они продлятся весь 2025 год....
Советские тракторы, в которых зимой меньше мерзли
Советская сельскохозяйственная и строительная техника не отличалась комфортными кабинами. Более того – изначально последних не было вообще. Максимум тент над...
Старая Mitsubishi Delica 4х4 – таким должен был стать УАЗ «Буханка»
Японские автомобили считаются высокотехнологичными и современными. Но некоторые местные водители устают от этого совершенства. Им необходимо иметь машину...
Ждем в салонах – АВТОВАЗ вернулся к выпуску двух версий популярной модели
Автомобили уже собирают «полным ходом». Кроме того, стала известна причина задержки выпуска этой модели....
Большое зимнее испытание – какой из 13 «китайцев» выдержит русское бездорожье
Хотели сделать тест-драйв Jetour Dashing, а получился настоящий снежный «батл» самых популярных китайских внедорожников. На этой «сходке» собрались 13...
Автобусы RTS: почему они стали легендой американского городского транспорта?
Автобусы RTS стали знаковым элементом инфраструктуры мегаполисов США практически сразу же после своего появления, особенно в Нью-Йорке. Их история началась в...
Российский вертопорт проходит испытания
Аналогов в мире нет – так заявляют разработчики автоматизированной станции и уже принимают предварительные заказы. Подробнее об этом читайте в нашем материале....
Новый морской терминал в Калининграде принял первый паром из Санкт-Петербурга
Это важный шаг на пути к развитию морского сообщения с российским эксклавом. Паром будет ходить регулярно в оба направления....
Российский электромотоцикл Aurus Merlon остался «за бортом» президентского кортежа
Потенциальные заказчики забраковали отечественный мотоцикл. Но шансы вернуться у него остались....
Ил-96 и Boeing-747: мастера посадки – кто лучше?
О мастерстве пилота многое расскажет посадка: она беспристрастно продемонстрирует, на что способен летчик, как владеет вверенной машиной. При этом...
Железная дорога: у России – свой путь
В Европе принята более узкая, чем в РФ ширина ж/д колеи: почему не удалось сделать единым этот параметр и как сегодня решают проблему при переезде границ....