
Автомобиль-амфибия «Емеля»: когда -60°C – не проблема
Машины-амфибии – особенные транспортные средства, которые используются там, где обычная техника не пройдет. Главным отличием от простого автомобиля является возможность передвижения в нескольких средах: по земле, воде и даже, в некоторых случаях, по воздуху.
Большое развитие амфибии получили в Советском Союзе. В разные годы конструкторские бюро представляли модели ГАЗ-46, ЗИС-485, УАЗ-3907 и другие. В первую очередь их производили для нужд армии. Некоторые модели попадали к геологам или энергетикам, числились на балансе у лесных хозяйств. За годы эксплуатации такие машины доказали свою незаменимость.
Но время идет, появляются новые технические и инженерные решения. Сегодня созданием машин-амфибий для гражданского сектора занимаются десятки энтузиастов и небольшие производства. Вездеходы выпускаются штучно или небольшими сериями.
Прорывом последних лет стало появление автомобиля-амфибии «Емеля». Первая машина создавалась строго под задачи покорения Северного полюса. Главный конструктор и изобретатель Василий Елагин не стремился создать универсальную технику под все условия. Он понимал, что для Арктики нужен именно колесный, а не гусеничный транспорт.
Полярные вездеходы «Емеля». Фото: YouTube.com
Первые прототипы разрабатывались еще в конце 2000-х. В 2008 и 2009 годах на «Емеле» совершили первые морские ледовые экспедиции. Испытания проходили в Северном Ледовитом океане. Машины несколько раз пересекали Полярный круг, достигли Северного полюса и даже передвигались по плавающим льдинам.
Еще одним важным достижением стало пересечение океана из России в Канаду и обратно. Экспедиция проходила с 2011 по 2015 годы. Последним серьезным испытанием для машин «Емеля» стала антарктическая экспедиция, протяженностью в 28 дней. За это время вездеходы проехали 5570 км по льдам и снегам Антарктиды.
Автомобиль-амфибия имеет трехосную формулу 6х6. Предусмотрена механическая 5-ти ступенчатая коробка передач. Дорожный просвет равен 60 см, что позволяет преодолевать высокие природные препятствия. На «Емелю» устанавливают дизельные двигатели объемом 2 литра от Toyota с мощностью 75 л. с. Доступ к силовой установке и коробке передач есть и в салоне.
Моторный отсек на везедходе «Емеля». Фото: YouTube.com
Вездеходы «Емеля» имеют двойное днище. Там проходит утепленная топливная магистраль, спрятаны узлы трансмиссии. При работе узлов последней вырабатывается некоторое количество тепла, которое прогревает пол салона. К тому же, в пространстве есть много дополнительного места для инструментов и оборудования.
Важно, что под всеми агрегатами располагают специальные поддоны накопления ГСМ. В случае протечек или ремонта масло не попадает на снег и лед, что особенно важно, например, в Антарктиде, где действует особое международное природоохранное законодательство.
Объем топливного бака – 90 л. «Емеля» может перевозить до 600 кг грузов на борту и рассчитан на проживание до 6 человек. Всего было выпущено 6 модификаций. Последние версии автомобилей имеют независимую подвеску с поперечными рычагами и пружинно-амортизаторными стойками. Передний и средний мост – постоянно ведущие, а задний подключается отдельно. Средняя скорость движения по ровной ледовой поверхности 18-20 км/ч.
Приборная панель вездехода «Емеля». Фото: YouTube.com
Каждая модель, по сути, уникальна. При доработках учитывались выявленные в ходе испытаний и эксплуатации недостатки. Улучшались как технические характеристики, так и эргономика салона.
На моделях использовались разные технологии производства рамы. Например, на машине «Емеля 1» применяли аргоновую сварку. На второй модели и последующих уже использовали клепки. Кузов на всех машинах выполнен из стальных листов, которые соединяются заклепками и специальным морозостойким герметиком. Цельный корпус не пропускает внутрь влагу и воду, поэтому «Емеля» может спокойно преодолевать водные преграды.
Система подвески вездехода «Емеля». Фото: YouTube.com
Давление в шинах регулируется в зависимости от рельефа местности и грунта. Если снег мягкий, давление приходится сбрасывать, чтобы машины не проваливались и не зарывались. Иногда показатель манометра равен 0,1 атм. При этом значительно снижается и средняя скорость хода, и увеличивается расход топлива. На твердом основании шины, наоборот, подкачивают. Давление регулируется вручную.
Важно упомянуть и высокую автономность амфибий «Емеля». Так как машины рассчитаны на длительные экспедиции, инженеры продумали систему жизнеобеспечения. В машинах располагаются баки для чистой воды, условные кухонные и обеденные зоны с небольшими столиками, спальные места и автономные системы отопления салона. Команды могут не покидать автомобиль на протяжении нескольких дней, тем самым, сохраняя драгоценное тепло.
Вездеходы «Емеля» с прицепом и санями. Фото: YouTube.com
Душ в «Емелях» не предусмотрен. Во-первых, это связано с экономией места в салоне и воды. Во-вторых, проблемой может оказаться высыхание тела. Оказаться на морозе с мокрой головой – гарантированное заболевание, которое в условиях автономной экспедиции может стать летальным.
Кабина вездехода имеет очень аскетичный вид. Дизайну и красоте уделяется минимум внимания. Во главе стоит функциональность и эргономика. Внутри располагается только самое нужное. Со стороны салона стены дополнительно обшиваются теплоизолирующими материалами. Инструменты и бытовые приборы прочно закрепляются на полках. Опционально в каждую амфибию можно установить средства спутниковой и радио связи.
Место водителя на вездеходе «Емеля». Фото: YouTube.com
Для управления вездеходом используется классический руль, есть приборная панель и все ключевые элементы управления. Датчики запаса топлива в баке, напряжения сети, температуры и уровня масла в двигателе позволяют контролировать эти параметры. Освещение и система обогрева включается и регулируется отдельными тумблерами.
Для перевозки грузов и топлива во время продолжительных экспедиций используются дополнительные прицепы и сани-волокуши. Каждый «Емеля» может тащить за собой до 5 тонн груза. Это было доказано во время антарктической экспедиции в 2018-2019 годах.
Автомобили-амфибии создаются для передвижения по самым труднопроходимым местам с экстремальными погодными условиями. Такие машины, в первую очередь, нужны для научных исследований. Их также применяют для снабжения отдаленных арктических и антарктических станций. Каждая новая полярная экспедиция автомобилей-амфибий или гусеничного транспорта – это очередной прорыв науки и техники.
Вездеходы «Емеля» во время антарктической экспедиции. Фото: YouTube.com
Аналогичные машины широко применяются в Сибири и на Дальнем Востоке России. Их используют как для зимних, так и для летних экспедиций. Нередко можно встретить и самодельные амфибии охотников и рыбаков. Важно понимать, что каждый подобный вездеход – это конструктор, который можно собрать у себя в гараже. Были бы навыки и желание. У создателей «Емели» было и то, и другое.
Пример развития автомобиля-амфибии «Емеля» – доказательство востребованности такой техники в наши дни. Пожалуй, это один из самых удачных проектов последних лет.
Со своей стороны хотим пожелать успехов конструкторам и исследователям в создании таких интересных и уникальных машин, которые приносят пользу, без малого, всему человечеству.
Большое развитие амфибии получили в Советском Союзе. В разные годы конструкторские бюро представляли модели ГАЗ-46, ЗИС-485, УАЗ-3907 и другие. В первую очередь их производили для нужд армии. Некоторые модели попадали к геологам или энергетикам, числились на балансе у лесных хозяйств. За годы эксплуатации такие машины доказали свою незаменимость.
Но время идет, появляются новые технические и инженерные решения. Сегодня созданием машин-амфибий для гражданского сектора занимаются десятки энтузиастов и небольшие производства. Вездеходы выпускаются штучно или небольшими сериями.
Создание и успехи «Емели»
Прорывом последних лет стало появление автомобиля-амфибии «Емеля». Первая машина создавалась строго под задачи покорения Северного полюса. Главный конструктор и изобретатель Василий Елагин не стремился создать универсальную технику под все условия. Он понимал, что для Арктики нужен именно колесный, а не гусеничный транспорт.

Первые прототипы разрабатывались еще в конце 2000-х. В 2008 и 2009 годах на «Емеле» совершили первые морские ледовые экспедиции. Испытания проходили в Северном Ледовитом океане. Машины несколько раз пересекали Полярный круг, достигли Северного полюса и даже передвигались по плавающим льдинам.
Еще одним важным достижением стало пересечение океана из России в Канаду и обратно. Экспедиция проходила с 2011 по 2015 годы. Последним серьезным испытанием для машин «Емеля» стала антарктическая экспедиция, протяженностью в 28 дней. За это время вездеходы проехали 5570 км по льдам и снегам Антарктиды.
Технические характеристики «Емели»
Автомобиль-амфибия имеет трехосную формулу 6х6. Предусмотрена механическая 5-ти ступенчатая коробка передач. Дорожный просвет равен 60 см, что позволяет преодолевать высокие природные препятствия. На «Емелю» устанавливают дизельные двигатели объемом 2 литра от Toyota с мощностью 75 л. с. Доступ к силовой установке и коробке передач есть и в салоне.

Вездеходы «Емеля» имеют двойное днище. Там проходит утепленная топливная магистраль, спрятаны узлы трансмиссии. При работе узлов последней вырабатывается некоторое количество тепла, которое прогревает пол салона. К тому же, в пространстве есть много дополнительного места для инструментов и оборудования.
Важно, что под всеми агрегатами располагают специальные поддоны накопления ГСМ. В случае протечек или ремонта масло не попадает на снег и лед, что особенно важно, например, в Антарктиде, где действует особое международное природоохранное законодательство.
Объем топливного бака – 90 л. «Емеля» может перевозить до 600 кг грузов на борту и рассчитан на проживание до 6 человек. Всего было выпущено 6 модификаций. Последние версии автомобилей имеют независимую подвеску с поперечными рычагами и пружинно-амортизаторными стойками. Передний и средний мост – постоянно ведущие, а задний подключается отдельно. Средняя скорость движения по ровной ледовой поверхности 18-20 км/ч.

Каждая модель, по сути, уникальна. При доработках учитывались выявленные в ходе испытаний и эксплуатации недостатки. Улучшались как технические характеристики, так и эргономика салона.
На моделях использовались разные технологии производства рамы. Например, на машине «Емеля 1» применяли аргоновую сварку. На второй модели и последующих уже использовали клепки. Кузов на всех машинах выполнен из стальных листов, которые соединяются заклепками и специальным морозостойким герметиком. Цельный корпус не пропускает внутрь влагу и воду, поэтому «Емеля» может спокойно преодолевать водные преграды.

Давление в шинах регулируется в зависимости от рельефа местности и грунта. Если снег мягкий, давление приходится сбрасывать, чтобы машины не проваливались и не зарывались. Иногда показатель манометра равен 0,1 атм. При этом значительно снижается и средняя скорость хода, и увеличивается расход топлива. На твердом основании шины, наоборот, подкачивают. Давление регулируется вручную.
Дом на колесах для экстремальных путешествий
Важно упомянуть и высокую автономность амфибий «Емеля». Так как машины рассчитаны на длительные экспедиции, инженеры продумали систему жизнеобеспечения. В машинах располагаются баки для чистой воды, условные кухонные и обеденные зоны с небольшими столиками, спальные места и автономные системы отопления салона. Команды могут не покидать автомобиль на протяжении нескольких дней, тем самым, сохраняя драгоценное тепло.

Душ в «Емелях» не предусмотрен. Во-первых, это связано с экономией места в салоне и воды. Во-вторых, проблемой может оказаться высыхание тела. Оказаться на морозе с мокрой головой – гарантированное заболевание, которое в условиях автономной экспедиции может стать летальным.
Кабина вездехода имеет очень аскетичный вид. Дизайну и красоте уделяется минимум внимания. Во главе стоит функциональность и эргономика. Внутри располагается только самое нужное. Со стороны салона стены дополнительно обшиваются теплоизолирующими материалами. Инструменты и бытовые приборы прочно закрепляются на полках. Опционально в каждую амфибию можно установить средства спутниковой и радио связи.

Для управления вездеходом используется классический руль, есть приборная панель и все ключевые элементы управления. Датчики запаса топлива в баке, напряжения сети, температуры и уровня масла в двигателе позволяют контролировать эти параметры. Освещение и система обогрева включается и регулируется отдельными тумблерами.
Для перевозки грузов и топлива во время продолжительных экспедиций используются дополнительные прицепы и сани-волокуши. Каждый «Емеля» может тащить за собой до 5 тонн груза. Это было доказано во время антарктической экспедиции в 2018-2019 годах.
Применение вездеходов «Емеля»
Автомобили-амфибии создаются для передвижения по самым труднопроходимым местам с экстремальными погодными условиями. Такие машины, в первую очередь, нужны для научных исследований. Их также применяют для снабжения отдаленных арктических и антарктических станций. Каждая новая полярная экспедиция автомобилей-амфибий или гусеничного транспорта – это очередной прорыв науки и техники.

Аналогичные машины широко применяются в Сибири и на Дальнем Востоке России. Их используют как для зимних, так и для летних экспедиций. Нередко можно встретить и самодельные амфибии охотников и рыбаков. Важно понимать, что каждый подобный вездеход – это конструктор, который можно собрать у себя в гараже. Были бы навыки и желание. У создателей «Емели» было и то, и другое.
Пример развития автомобиля-амфибии «Емеля» – доказательство востребованности такой техники в наши дни. Пожалуй, это один из самых удачных проектов последних лет.
Со своей стороны хотим пожелать успехов конструкторам и исследователям в создании таких интересных и уникальных машин, которые приносят пользу, без малого, всему человечеству.
- Карпов Андрей
- youtube.com
Рекомендуем для вас

Испытания нового Тутаевского двигателя завершились, впереди массовый выпуск
Мотор полгода тестировали в составе крупного бульдозера в сложных условиях Тюменской области. Как двигатель справился с поставленными задачами, узнайте из...

АН-2 с девятью двигателями – взлет всего за 7 секунд
Когда речь заходит о самолетах с вертикальным взлетом, на ум чаще всего приходят громоздкие военные машины или футуристические дроны. Но однажды на МАКС-2021...

Ту-154 в небе – еще много желающих полетать на советском реактивном авиалайнере
Можно часто встретить мнение, что советский самолет Ту-154 является самым опасным среди серийных авиалайнеров. Говорят, что даже пилоты боялись летать на нем,...

Сразу три американских автомобильных бренда откроют свои представительства в России
Речь о Ford, Chevrolet и Tesla. Причем первые двое даже не планируют поставки гибридных и электрических моделей — только ДВС!...

Верный курс – ЛиАЗ отказался от китайских двигателей в пользу российских
Наши моторы обходятся дешевле, да и проблем с поставками быть не должно. Какую силовую установку выбрали на замену китайской – читайте в нашем материале....

SpaceX придется подвинуться: главный конкурент прошел сертификацию
Ракета Vulcan Centaur устранила зависимость США от российских двигателей. Она сможет выводить нагрузку на любые орбиты....

Французы представили пассажирский самолет нового поколения
Техника получила комбинированную силовую установку и обещает запас хода более чем в 2000 км. И все это с нулевым уровнем выбросов. Подробнее о характеристиках...

Под Челябинском построят флагман российского тормозного машиностроения
Будут собирать тормозные диски и суппорты. Не исключено, что и для экспорта запчастей....

Символичное событие – третий Ил-114-300 подняли в небо
Дебютный полет провели в честь памятной даты, которая касается как самого ПАО «Ил», так и всей авиации России. Директор компании также поделился статусом...

Бывший завод VW в Калуге недорого распродает двигатели и АКПП – мнение водителей
Это полностью новые агрегаты, оставшиеся на складах. Цены ниже рыночных в разы, но есть нюансы....

Настоящая «дорога жизни»: в Николаевск-на-Амуре по деревянным мостам и грязи
Трассу постепенно реконструируют, но она по-прежнему очень опасна для водителей и пассажиров...

Запуск ракеты-носителя Spectrum завершился взрывом в прямом эфире
Конкуренция с Flacon 9 откладывается на потом. Инцидент запечатлели в прямой трансляции....

Успешно завершены тесты двигателя для тяжелой ракеты «Ангара-А5М»
Российская школа двигателестроения в очередной раз показала свои возможности. Поставки начнутся в ближайшие месяцы....

Новейший КАМАЗ 6х6 испытывают на крупнейшем газовом месторождении России
Тестирования машины займут месяц. Итоги прохождения предопределят дальнейшую «судьбу» модели и, в особенности, ее серийного производства....

Почти собран современный и импортозамещенный Ан-2 «Кукурузник» – ТР-301/117
Этот самолет оснащается двигателем от Ми-8. Он окажется в три раза дешевле зарубежных аналогов....

В США создали первого в мире робота, который работает без электричества
Все, что ему нужно – сжатый газ. Никакая радиация и прочие факторы на него не влияют....