Автомобиль-амфибия «Емеля»: когда -60°C – не проблема
Машины-амфибии – особенные транспортные средства, которые используются там, где обычная техника не пройдет. Главным отличием от простого автомобиля является возможность передвижения в нескольких средах: по земле, воде и даже, в некоторых случаях, по воздуху.
Большое развитие амфибии получили в Советском Союзе. В разные годы конструкторские бюро представляли модели ГАЗ-46, ЗИС-485, УАЗ-3907 и другие. В первую очередь их производили для нужд армии. Некоторые модели попадали к геологам или энергетикам, числились на балансе у лесных хозяйств. За годы эксплуатации такие машины доказали свою незаменимость.
Но время идет, появляются новые технические и инженерные решения. Сегодня созданием машин-амфибий для гражданского сектора занимаются десятки энтузиастов и небольшие производства. Вездеходы выпускаются штучно или небольшими сериями.
Прорывом последних лет стало появление автомобиля-амфибии «Емеля». Первая машина создавалась строго под задачи покорения Северного полюса. Главный конструктор и изобретатель Василий Елагин не стремился создать универсальную технику под все условия. Он понимал, что для Арктики нужен именно колесный, а не гусеничный транспорт.
Первые прототипы разрабатывались еще в конце 2000-х. В 2008 и 2009 годах на «Емеле» совершили первые морские ледовые экспедиции. Испытания проходили в Северном Ледовитом океане. Машины несколько раз пересекали Полярный круг, достигли Северного полюса и даже передвигались по плавающим льдинам.
Еще одним важным достижением стало пересечение океана из России в Канаду и обратно. Экспедиция проходила с 2011 по 2015 годы. Последним серьезным испытанием для машин «Емеля» стала антарктическая экспедиция, протяженностью в 28 дней. За это время вездеходы проехали 5570 км по льдам и снегам Антарктиды.
Автомобиль-амфибия имеет трехосную формулу 6х6. Предусмотрена механическая 5-ти ступенчатая коробка передач. Дорожный просвет равен 60 см, что позволяет преодолевать высокие природные препятствия. На «Емелю» устанавливают дизельные двигатели объемом 2 литра от Toyota с мощностью 75 л. с. Доступ к силовой установке и коробке передач есть и в салоне.
Вездеходы «Емеля» имеют двойное днище. Там проходит утепленная топливная магистраль, спрятаны узлы трансмиссии. При работе узлов последней вырабатывается некоторое количество тепла, которое прогревает пол салона. К тому же, в пространстве есть много дополнительного места для инструментов и оборудования.
Важно, что под всеми агрегатами располагают специальные поддоны накопления ГСМ. В случае протечек или ремонта масло не попадает на снег и лед, что особенно важно, например, в Антарктиде, где действует особое международное природоохранное законодательство.
Объем топливного бака – 90 л. «Емеля» может перевозить до 600 кг грузов на борту и рассчитан на проживание до 6 человек. Всего было выпущено 6 модификаций. Последние версии автомобилей имеют независимую подвеску с поперечными рычагами и пружинно-амортизаторными стойками. Передний и средний мост – постоянно ведущие, а задний подключается отдельно. Средняя скорость движения по ровной ледовой поверхности 18-20 км/ч.
Каждая модель, по сути, уникальна. При доработках учитывались выявленные в ходе испытаний и эксплуатации недостатки. Улучшались как технические характеристики, так и эргономика салона.
На моделях использовались разные технологии производства рамы. Например, на машине «Емеля 1» применяли аргоновую сварку. На второй модели и последующих уже использовали клепки. Кузов на всех машинах выполнен из стальных листов, которые соединяются заклепками и специальным морозостойким герметиком. Цельный корпус не пропускает внутрь влагу и воду, поэтому «Емеля» может спокойно преодолевать водные преграды.
Давление в шинах регулируется в зависимости от рельефа местности и грунта. Если снег мягкий, давление приходится сбрасывать, чтобы машины не проваливались и не зарывались. Иногда показатель манометра равен 0,1 атм. При этом значительно снижается и средняя скорость хода, и увеличивается расход топлива. На твердом основании шины, наоборот, подкачивают. Давление регулируется вручную.
Важно упомянуть и высокую автономность амфибий «Емеля». Так как машины рассчитаны на длительные экспедиции, инженеры продумали систему жизнеобеспечения. В машинах располагаются баки для чистой воды, условные кухонные и обеденные зоны с небольшими столиками, спальные места и автономные системы отопления салона. Команды могут не покидать автомобиль на протяжении нескольких дней, тем самым, сохраняя драгоценное тепло.
Душ в «Емелях» не предусмотрен. Во-первых, это связано с экономией места в салоне и воды. Во-вторых, проблемой может оказаться высыхание тела. Оказаться на морозе с мокрой головой – гарантированное заболевание, которое в условиях автономной экспедиции может стать летальным.
Кабина вездехода имеет очень аскетичный вид. Дизайну и красоте уделяется минимум внимания. Во главе стоит функциональность и эргономика. Внутри располагается только самое нужное. Со стороны салона стены дополнительно обшиваются теплоизолирующими материалами. Инструменты и бытовые приборы прочно закрепляются на полках. Опционально в каждую амфибию можно установить средства спутниковой и радио связи.
Для управления вездеходом используется классический руль, есть приборная панель и все ключевые элементы управления. Датчики запаса топлива в баке, напряжения сети, температуры и уровня масла в двигателе позволяют контролировать эти параметры. Освещение и система обогрева включается и регулируется отдельными тумблерами.
Для перевозки грузов и топлива во время продолжительных экспедиций используются дополнительные прицепы и сани-волокуши. Каждый «Емеля» может тащить за собой до 5 тонн груза. Это было доказано во время антарктической экспедиции в 2018-2019 годах.
Автомобили-амфибии создаются для передвижения по самым труднопроходимым местам с экстремальными погодными условиями. Такие машины, в первую очередь, нужны для научных исследований. Их также применяют для снабжения отдаленных арктических и антарктических станций. Каждая новая полярная экспедиция автомобилей-амфибий или гусеничного транспорта – это очередной прорыв науки и техники.
Аналогичные машины широко применяются в Сибири и на Дальнем Востоке России. Их используют как для зимних, так и для летних экспедиций. Нередко можно встретить и самодельные амфибии охотников и рыбаков. Важно понимать, что каждый подобный вездеход – это конструктор, который можно собрать у себя в гараже. Были бы навыки и желание. У создателей «Емели» было и то, и другое.
Пример развития автомобиля-амфибии «Емеля» – доказательство востребованности такой техники в наши дни. Пожалуй, это один из самых удачных проектов последних лет.
Со своей стороны хотим пожелать успехов конструкторам и исследователям в создании таких интересных и уникальных машин, которые приносят пользу, без малого, всему человечеству.
Большое развитие амфибии получили в Советском Союзе. В разные годы конструкторские бюро представляли модели ГАЗ-46, ЗИС-485, УАЗ-3907 и другие. В первую очередь их производили для нужд армии. Некоторые модели попадали к геологам или энергетикам, числились на балансе у лесных хозяйств. За годы эксплуатации такие машины доказали свою незаменимость.
Но время идет, появляются новые технические и инженерные решения. Сегодня созданием машин-амфибий для гражданского сектора занимаются десятки энтузиастов и небольшие производства. Вездеходы выпускаются штучно или небольшими сериями.
Создание и успехи «Емели»
Прорывом последних лет стало появление автомобиля-амфибии «Емеля». Первая машина создавалась строго под задачи покорения Северного полюса. Главный конструктор и изобретатель Василий Елагин не стремился создать универсальную технику под все условия. Он понимал, что для Арктики нужен именно колесный, а не гусеничный транспорт.
Полярные вездеходы «Емеля». Фото: YouTube.com
Первые прототипы разрабатывались еще в конце 2000-х. В 2008 и 2009 годах на «Емеле» совершили первые морские ледовые экспедиции. Испытания проходили в Северном Ледовитом океане. Машины несколько раз пересекали Полярный круг, достигли Северного полюса и даже передвигались по плавающим льдинам.
Еще одним важным достижением стало пересечение океана из России в Канаду и обратно. Экспедиция проходила с 2011 по 2015 годы. Последним серьезным испытанием для машин «Емеля» стала антарктическая экспедиция, протяженностью в 28 дней. За это время вездеходы проехали 5570 км по льдам и снегам Антарктиды.
Технические характеристики «Емели»
Автомобиль-амфибия имеет трехосную формулу 6х6. Предусмотрена механическая 5-ти ступенчатая коробка передач. Дорожный просвет равен 60 см, что позволяет преодолевать высокие природные препятствия. На «Емелю» устанавливают дизельные двигатели объемом 2 литра от Toyota с мощностью 75 л. с. Доступ к силовой установке и коробке передач есть и в салоне.
Моторный отсек на везедходе «Емеля». Фото: YouTube.com
Вездеходы «Емеля» имеют двойное днище. Там проходит утепленная топливная магистраль, спрятаны узлы трансмиссии. При работе узлов последней вырабатывается некоторое количество тепла, которое прогревает пол салона. К тому же, в пространстве есть много дополнительного места для инструментов и оборудования.
Важно, что под всеми агрегатами располагают специальные поддоны накопления ГСМ. В случае протечек или ремонта масло не попадает на снег и лед, что особенно важно, например, в Антарктиде, где действует особое международное природоохранное законодательство.
Объем топливного бака – 90 л. «Емеля» может перевозить до 600 кг грузов на борту и рассчитан на проживание до 6 человек. Всего было выпущено 6 модификаций. Последние версии автомобилей имеют независимую подвеску с поперечными рычагами и пружинно-амортизаторными стойками. Передний и средний мост – постоянно ведущие, а задний подключается отдельно. Средняя скорость движения по ровной ледовой поверхности 18-20 км/ч.
Приборная панель вездехода «Емеля». Фото: YouTube.com
Каждая модель, по сути, уникальна. При доработках учитывались выявленные в ходе испытаний и эксплуатации недостатки. Улучшались как технические характеристики, так и эргономика салона.
На моделях использовались разные технологии производства рамы. Например, на машине «Емеля 1» применяли аргоновую сварку. На второй модели и последующих уже использовали клепки. Кузов на всех машинах выполнен из стальных листов, которые соединяются заклепками и специальным морозостойким герметиком. Цельный корпус не пропускает внутрь влагу и воду, поэтому «Емеля» может спокойно преодолевать водные преграды.
Система подвески вездехода «Емеля». Фото: YouTube.com
Давление в шинах регулируется в зависимости от рельефа местности и грунта. Если снег мягкий, давление приходится сбрасывать, чтобы машины не проваливались и не зарывались. Иногда показатель манометра равен 0,1 атм. При этом значительно снижается и средняя скорость хода, и увеличивается расход топлива. На твердом основании шины, наоборот, подкачивают. Давление регулируется вручную.
Дом на колесах для экстремальных путешествий
Важно упомянуть и высокую автономность амфибий «Емеля». Так как машины рассчитаны на длительные экспедиции, инженеры продумали систему жизнеобеспечения. В машинах располагаются баки для чистой воды, условные кухонные и обеденные зоны с небольшими столиками, спальные места и автономные системы отопления салона. Команды могут не покидать автомобиль на протяжении нескольких дней, тем самым, сохраняя драгоценное тепло.
Вездеходы «Емеля» с прицепом и санями. Фото: YouTube.com
Душ в «Емелях» не предусмотрен. Во-первых, это связано с экономией места в салоне и воды. Во-вторых, проблемой может оказаться высыхание тела. Оказаться на морозе с мокрой головой – гарантированное заболевание, которое в условиях автономной экспедиции может стать летальным.
Кабина вездехода имеет очень аскетичный вид. Дизайну и красоте уделяется минимум внимания. Во главе стоит функциональность и эргономика. Внутри располагается только самое нужное. Со стороны салона стены дополнительно обшиваются теплоизолирующими материалами. Инструменты и бытовые приборы прочно закрепляются на полках. Опционально в каждую амфибию можно установить средства спутниковой и радио связи.
Место водителя на вездеходе «Емеля». Фото: YouTube.com
Для управления вездеходом используется классический руль, есть приборная панель и все ключевые элементы управления. Датчики запаса топлива в баке, напряжения сети, температуры и уровня масла в двигателе позволяют контролировать эти параметры. Освещение и система обогрева включается и регулируется отдельными тумблерами.
Для перевозки грузов и топлива во время продолжительных экспедиций используются дополнительные прицепы и сани-волокуши. Каждый «Емеля» может тащить за собой до 5 тонн груза. Это было доказано во время антарктической экспедиции в 2018-2019 годах.
Применение вездеходов «Емеля»
Автомобили-амфибии создаются для передвижения по самым труднопроходимым местам с экстремальными погодными условиями. Такие машины, в первую очередь, нужны для научных исследований. Их также применяют для снабжения отдаленных арктических и антарктических станций. Каждая новая полярная экспедиция автомобилей-амфибий или гусеничного транспорта – это очередной прорыв науки и техники.
Вездеходы «Емеля» во время антарктической экспедиции. Фото: YouTube.com
Аналогичные машины широко применяются в Сибири и на Дальнем Востоке России. Их используют как для зимних, так и для летних экспедиций. Нередко можно встретить и самодельные амфибии охотников и рыбаков. Важно понимать, что каждый подобный вездеход – это конструктор, который можно собрать у себя в гараже. Были бы навыки и желание. У создателей «Емели» было и то, и другое.
Пример развития автомобиля-амфибии «Емеля» – доказательство востребованности такой техники в наши дни. Пожалуй, это один из самых удачных проектов последних лет.
Со своей стороны хотим пожелать успехов конструкторам и исследователям в создании таких интересных и уникальных машин, которые приносят пользу, без малого, всему человечеству.
- Карпов Андрей
- youtube.com
Рекомендуем для вас
«Бетонки»: в России тоже хотят строить «вечные» дороги
Недавно из Краснодарского края пришло сообщение о введении в эксплуатацию опытного участки бетонной автодороги. Подобные покрытия в СССР и РФ почти не...
АВТОВАЗ выпустил партию карбюраторных двигателей – мнения водителей
Готовится глобальный «откат» к старым моделям? Или просто выпустят очень бюджетный автомобиль для страждущих?...
МС-21 получил еще одну важную деталь отечественного производства
Набор деталей успешно прошел тестирование на скорости свыше 600 км/час. До 2028 года ожидается увеличение поставок в 11 раз. Все подробности читайте в нашем...
С крыльями «назад» – странный и очень нестабильный самолет X-29
Речь о разработке NASA 1980-х годов – демонстраторе технологий обратного крыла EC90-039-4. Что это было – ошибка или большой скачок вперед? Попробуем...
Lada Niva получит новый мотор в 2025 году – более объемный и мощный, но простой и надежный
Этим двигателям планируют оснащать все модификации легендарного внедорожника. Похоже, от старого мотора решили отказаться....
Твердотельные аккумуляторы – 1200 км и 10 минут зарядки: когда будет массовое производство?
О производстве этих батарей говорят давно – а «воз и ныне там». Есть ли какие сдвиги в этом направлении сегодня?...
Boeing 737: посадки в исполнении современных пилотов или в СССР учили лучше
Авиалайнеры Boeing 737 считаются одними из самых массовых и удачных в мире. Выпускается семейство серийно с 1967 года. Неудивительно, что за это время...
Белорусский завод «Брестмаш» будет выпускать китайские семиместные минивэны
Стало известно, какую именно модель освоят. Она будет выпускаться под собственным брендом BMG....
Sollers Atlant – почти российский, но все еще недоработанный
Обзор нового легкого грузовика из Елабуги. Расскажем, почему его можно считать почти отечественным, и как отзываются о нем владельцы....
Отсоединять или нет клеммы АКБ при подзарядке
В холода многие подзаряжают аккумулятор: а нужно ли при этом снимать клеммы? Есть разные варианты ответа....
Audi 100 C2 против АЗЛК-2141 – модели бизнес-класса из разных стран и эпох
История автомобилей и их технические особенности. В итоге решим, какая модель лучше сейчас....
Ждем в электромобилях – в Великобритании создали «вечную» батарею
Похоже, будущее наступило. Первый экземпляр создан, осталось дождаться серийного производства, и можно будет забыть о зарядных устройствах....
КАМАЗ-54902 в сравнении с предшественником: подробности
Запущенный в серийное производство КАМАЗ-54902 очень похож на предшественника. Но отличия есть: они касаются двигателя, кабины, некоторых иных узлов и деталей...
Наконец, дождались: УАЗ дизель с 6-МКПП
Уж сколько раз твердили любители внедорожников – УАЗ должен быть дизельным, экономичным и при этом скоростным. Но Ульяновский автомобильный завод отмахивался,...
Стартовали продажи обновленного российского автобуса Вектор Next 8.8
Модель предлагают с двумя типами двигателей. А еще автобус получился бюджетным....
Самолет-телескоп Boeing 747SP: как навечно приземлили «звездолет Энтерпрайз»
Последняя в мире летающая обсерватория проекта SOFIA была закрыта в 2022 году. Что это за программа и почему ее не возобновляют?...