Автомобиль-амфибия «Емеля»: когда -60°C – не проблема
Машины-амфибии – особенные транспортные средства, которые используются там, где обычная техника не пройдет. Главным отличием от простого автомобиля является возможность передвижения в нескольких средах: по земле, воде и даже, в некоторых случаях, по воздуху.
Большое развитие амфибии получили в Советском Союзе. В разные годы конструкторские бюро представляли модели ГАЗ-46, ЗИС-485, УАЗ-3907 и другие. В первую очередь их производили для нужд армии. Некоторые модели попадали к геологам или энергетикам, числились на балансе у лесных хозяйств. За годы эксплуатации такие машины доказали свою незаменимость.
Но время идет, появляются новые технические и инженерные решения. Сегодня созданием машин-амфибий для гражданского сектора занимаются десятки энтузиастов и небольшие производства. Вездеходы выпускаются штучно или небольшими сериями.
Прорывом последних лет стало появление автомобиля-амфибии «Емеля». Первая машина создавалась строго под задачи покорения Северного полюса. Главный конструктор и изобретатель Василий Елагин не стремился создать универсальную технику под все условия. Он понимал, что для Арктики нужен именно колесный, а не гусеничный транспорт.
Первые прототипы разрабатывались еще в конце 2000-х. В 2008 и 2009 годах на «Емеле» совершили первые морские ледовые экспедиции. Испытания проходили в Северном Ледовитом океане. Машины несколько раз пересекали Полярный круг, достигли Северного полюса и даже передвигались по плавающим льдинам.
Еще одним важным достижением стало пересечение океана из России в Канаду и обратно. Экспедиция проходила с 2011 по 2015 годы. Последним серьезным испытанием для машин «Емеля» стала антарктическая экспедиция, протяженностью в 28 дней. За это время вездеходы проехали 5570 км по льдам и снегам Антарктиды.
Автомобиль-амфибия имеет трехосную формулу 6х6. Предусмотрена механическая 5-ти ступенчатая коробка передач. Дорожный просвет равен 60 см, что позволяет преодолевать высокие природные препятствия. На «Емелю» устанавливают дизельные двигатели объемом 2 литра от Toyota с мощностью 75 л. с. Доступ к силовой установке и коробке передач есть и в салоне.
Вездеходы «Емеля» имеют двойное днище. Там проходит утепленная топливная магистраль, спрятаны узлы трансмиссии. При работе узлов последней вырабатывается некоторое количество тепла, которое прогревает пол салона. К тому же, в пространстве есть много дополнительного места для инструментов и оборудования.
Важно, что под всеми агрегатами располагают специальные поддоны накопления ГСМ. В случае протечек или ремонта масло не попадает на снег и лед, что особенно важно, например, в Антарктиде, где действует особое международное природоохранное законодательство.
Объем топливного бака – 90 л. «Емеля» может перевозить до 600 кг грузов на борту и рассчитан на проживание до 6 человек. Всего было выпущено 6 модификаций. Последние версии автомобилей имеют независимую подвеску с поперечными рычагами и пружинно-амортизаторными стойками. Передний и средний мост – постоянно ведущие, а задний подключается отдельно. Средняя скорость движения по ровной ледовой поверхности 18-20 км/ч.
Каждая модель, по сути, уникальна. При доработках учитывались выявленные в ходе испытаний и эксплуатации недостатки. Улучшались как технические характеристики, так и эргономика салона.
На моделях использовались разные технологии производства рамы. Например, на машине «Емеля 1» применяли аргоновую сварку. На второй модели и последующих уже использовали клепки. Кузов на всех машинах выполнен из стальных листов, которые соединяются заклепками и специальным морозостойким герметиком. Цельный корпус не пропускает внутрь влагу и воду, поэтому «Емеля» может спокойно преодолевать водные преграды.
Давление в шинах регулируется в зависимости от рельефа местности и грунта. Если снег мягкий, давление приходится сбрасывать, чтобы машины не проваливались и не зарывались. Иногда показатель манометра равен 0,1 атм. При этом значительно снижается и средняя скорость хода, и увеличивается расход топлива. На твердом основании шины, наоборот, подкачивают. Давление регулируется вручную.
Важно упомянуть и высокую автономность амфибий «Емеля». Так как машины рассчитаны на длительные экспедиции, инженеры продумали систему жизнеобеспечения. В машинах располагаются баки для чистой воды, условные кухонные и обеденные зоны с небольшими столиками, спальные места и автономные системы отопления салона. Команды могут не покидать автомобиль на протяжении нескольких дней, тем самым, сохраняя драгоценное тепло.
Душ в «Емелях» не предусмотрен. Во-первых, это связано с экономией места в салоне и воды. Во-вторых, проблемой может оказаться высыхание тела. Оказаться на морозе с мокрой головой – гарантированное заболевание, которое в условиях автономной экспедиции может стать летальным.
Кабина вездехода имеет очень аскетичный вид. Дизайну и красоте уделяется минимум внимания. Во главе стоит функциональность и эргономика. Внутри располагается только самое нужное. Со стороны салона стены дополнительно обшиваются теплоизолирующими материалами. Инструменты и бытовые приборы прочно закрепляются на полках. Опционально в каждую амфибию можно установить средства спутниковой и радио связи.
Для управления вездеходом используется классический руль, есть приборная панель и все ключевые элементы управления. Датчики запаса топлива в баке, напряжения сети, температуры и уровня масла в двигателе позволяют контролировать эти параметры. Освещение и система обогрева включается и регулируется отдельными тумблерами.
Для перевозки грузов и топлива во время продолжительных экспедиций используются дополнительные прицепы и сани-волокуши. Каждый «Емеля» может тащить за собой до 5 тонн груза. Это было доказано во время антарктической экспедиции в 2018-2019 годах.
Автомобили-амфибии создаются для передвижения по самым труднопроходимым местам с экстремальными погодными условиями. Такие машины, в первую очередь, нужны для научных исследований. Их также применяют для снабжения отдаленных арктических и антарктических станций. Каждая новая полярная экспедиция автомобилей-амфибий или гусеничного транспорта – это очередной прорыв науки и техники.
Аналогичные машины широко применяются в Сибири и на Дальнем Востоке России. Их используют как для зимних, так и для летних экспедиций. Нередко можно встретить и самодельные амфибии охотников и рыбаков. Важно понимать, что каждый подобный вездеход – это конструктор, который можно собрать у себя в гараже. Были бы навыки и желание. У создателей «Емели» было и то, и другое.
Пример развития автомобиля-амфибии «Емеля» – доказательство востребованности такой техники в наши дни. Пожалуй, это один из самых удачных проектов последних лет.
Со своей стороны хотим пожелать успехов конструкторам и исследователям в создании таких интересных и уникальных машин, которые приносят пользу, без малого, всему человечеству.
Большое развитие амфибии получили в Советском Союзе. В разные годы конструкторские бюро представляли модели ГАЗ-46, ЗИС-485, УАЗ-3907 и другие. В первую очередь их производили для нужд армии. Некоторые модели попадали к геологам или энергетикам, числились на балансе у лесных хозяйств. За годы эксплуатации такие машины доказали свою незаменимость.
Но время идет, появляются новые технические и инженерные решения. Сегодня созданием машин-амфибий для гражданского сектора занимаются десятки энтузиастов и небольшие производства. Вездеходы выпускаются штучно или небольшими сериями.
Создание и успехи «Емели»
Прорывом последних лет стало появление автомобиля-амфибии «Емеля». Первая машина создавалась строго под задачи покорения Северного полюса. Главный конструктор и изобретатель Василий Елагин не стремился создать универсальную технику под все условия. Он понимал, что для Арктики нужен именно колесный, а не гусеничный транспорт.
Полярные вездеходы «Емеля». Фото: YouTube.com
Первые прототипы разрабатывались еще в конце 2000-х. В 2008 и 2009 годах на «Емеле» совершили первые морские ледовые экспедиции. Испытания проходили в Северном Ледовитом океане. Машины несколько раз пересекали Полярный круг, достигли Северного полюса и даже передвигались по плавающим льдинам.
Еще одним важным достижением стало пересечение океана из России в Канаду и обратно. Экспедиция проходила с 2011 по 2015 годы. Последним серьезным испытанием для машин «Емеля» стала антарктическая экспедиция, протяженностью в 28 дней. За это время вездеходы проехали 5570 км по льдам и снегам Антарктиды.
Технические характеристики «Емели»
Автомобиль-амфибия имеет трехосную формулу 6х6. Предусмотрена механическая 5-ти ступенчатая коробка передач. Дорожный просвет равен 60 см, что позволяет преодолевать высокие природные препятствия. На «Емелю» устанавливают дизельные двигатели объемом 2 литра от Toyota с мощностью 75 л. с. Доступ к силовой установке и коробке передач есть и в салоне.
Моторный отсек на везедходе «Емеля». Фото: YouTube.com
Вездеходы «Емеля» имеют двойное днище. Там проходит утепленная топливная магистраль, спрятаны узлы трансмиссии. При работе узлов последней вырабатывается некоторое количество тепла, которое прогревает пол салона. К тому же, в пространстве есть много дополнительного места для инструментов и оборудования.
Важно, что под всеми агрегатами располагают специальные поддоны накопления ГСМ. В случае протечек или ремонта масло не попадает на снег и лед, что особенно важно, например, в Антарктиде, где действует особое международное природоохранное законодательство.
Объем топливного бака – 90 л. «Емеля» может перевозить до 600 кг грузов на борту и рассчитан на проживание до 6 человек. Всего было выпущено 6 модификаций. Последние версии автомобилей имеют независимую подвеску с поперечными рычагами и пружинно-амортизаторными стойками. Передний и средний мост – постоянно ведущие, а задний подключается отдельно. Средняя скорость движения по ровной ледовой поверхности 18-20 км/ч.
Приборная панель вездехода «Емеля». Фото: YouTube.com
Каждая модель, по сути, уникальна. При доработках учитывались выявленные в ходе испытаний и эксплуатации недостатки. Улучшались как технические характеристики, так и эргономика салона.
На моделях использовались разные технологии производства рамы. Например, на машине «Емеля 1» применяли аргоновую сварку. На второй модели и последующих уже использовали клепки. Кузов на всех машинах выполнен из стальных листов, которые соединяются заклепками и специальным морозостойким герметиком. Цельный корпус не пропускает внутрь влагу и воду, поэтому «Емеля» может спокойно преодолевать водные преграды.
Система подвески вездехода «Емеля». Фото: YouTube.com
Давление в шинах регулируется в зависимости от рельефа местности и грунта. Если снег мягкий, давление приходится сбрасывать, чтобы машины не проваливались и не зарывались. Иногда показатель манометра равен 0,1 атм. При этом значительно снижается и средняя скорость хода, и увеличивается расход топлива. На твердом основании шины, наоборот, подкачивают. Давление регулируется вручную.
Дом на колесах для экстремальных путешествий
Важно упомянуть и высокую автономность амфибий «Емеля». Так как машины рассчитаны на длительные экспедиции, инженеры продумали систему жизнеобеспечения. В машинах располагаются баки для чистой воды, условные кухонные и обеденные зоны с небольшими столиками, спальные места и автономные системы отопления салона. Команды могут не покидать автомобиль на протяжении нескольких дней, тем самым, сохраняя драгоценное тепло.
Вездеходы «Емеля» с прицепом и санями. Фото: YouTube.com
Душ в «Емелях» не предусмотрен. Во-первых, это связано с экономией места в салоне и воды. Во-вторых, проблемой может оказаться высыхание тела. Оказаться на морозе с мокрой головой – гарантированное заболевание, которое в условиях автономной экспедиции может стать летальным.
Кабина вездехода имеет очень аскетичный вид. Дизайну и красоте уделяется минимум внимания. Во главе стоит функциональность и эргономика. Внутри располагается только самое нужное. Со стороны салона стены дополнительно обшиваются теплоизолирующими материалами. Инструменты и бытовые приборы прочно закрепляются на полках. Опционально в каждую амфибию можно установить средства спутниковой и радио связи.
Место водителя на вездеходе «Емеля». Фото: YouTube.com
Для управления вездеходом используется классический руль, есть приборная панель и все ключевые элементы управления. Датчики запаса топлива в баке, напряжения сети, температуры и уровня масла в двигателе позволяют контролировать эти параметры. Освещение и система обогрева включается и регулируется отдельными тумблерами.
Для перевозки грузов и топлива во время продолжительных экспедиций используются дополнительные прицепы и сани-волокуши. Каждый «Емеля» может тащить за собой до 5 тонн груза. Это было доказано во время антарктической экспедиции в 2018-2019 годах.
Применение вездеходов «Емеля»
Автомобили-амфибии создаются для передвижения по самым труднопроходимым местам с экстремальными погодными условиями. Такие машины, в первую очередь, нужны для научных исследований. Их также применяют для снабжения отдаленных арктических и антарктических станций. Каждая новая полярная экспедиция автомобилей-амфибий или гусеничного транспорта – это очередной прорыв науки и техники.
Вездеходы «Емеля» во время антарктической экспедиции. Фото: YouTube.com
Аналогичные машины широко применяются в Сибири и на Дальнем Востоке России. Их используют как для зимних, так и для летних экспедиций. Нередко можно встретить и самодельные амфибии охотников и рыбаков. Важно понимать, что каждый подобный вездеход – это конструктор, который можно собрать у себя в гараже. Были бы навыки и желание. У создателей «Емели» было и то, и другое.
Пример развития автомобиля-амфибии «Емеля» – доказательство востребованности такой техники в наши дни. Пожалуй, это один из самых удачных проектов последних лет.
Со своей стороны хотим пожелать успехов конструкторам и исследователям в создании таких интересных и уникальных машин, которые приносят пользу, без малого, всему человечеству.
- Карпов Андрей
- youtube.com
Рекомендуем для вас
Подводный арктический газовоз «Пилигрим» заменит трубопроводы
Доставка углеводородов подводным газовозом, да еще под арктическими льдами – не фантастика ли? О проекте 2019-го года сегодня вспомнили не случайно. Реальная...
Lada Vesta в 2025 году станет не хуже иномарок – готовится глобальное обновление
Наконец дождемся? Или АвтоВАЗ просто вынужден модернизировать автомобили под напором китайских брендов?...
ПД-8 будут испытывать на летающей лаборатории
По сообщению главы Ростеха, ПД-8 проходит последние испытания на стенде и следующий этап – тестирование в полете на Ил-76ЛЛ. Затем двигатель установят на...
Зачем при взлете и посадке стюардессы просят открывать шторки иллюминаторов
Эта неожиданная просьба имеет под собой довольно веские основания, которые, возможно, помогут сберечь здоровье, а то и жизнь пассажиров. Неужели какие-то...
ЯМЗ-535: новая рядная «четверка», которая пестрит отечественными инновациями
В новом видео на YouTube-канале «Автомобильная Россия» представлен дизельный двигатель ЯМЗ-535, который стал улучшенной версией популярного мотора ЯМЗ-534. Это...
ОДК покажет прорывные технологии на примере авиадвигателей ПД-14 и ПД-35
Выставка пройдет в Москве с 23 по 25 декабря. Покажут лучшие достижения в авиастроении....
Новый комбайн от Ростсельмаш – революционное решение для полей
На выставке «Агросалон 2024» в подробностях продемонстрировали долгожданную новинку от завода Ростсельмаш. Ею стал кормоуборочный комбайн F-1500 с двигателем...
У экранопланов, похоже, открывается «второе дыхание»
И снова «в деле» фигурируют водородные технологии. О новых открывающихся перспективах этого надводного транспорта читайте в нашем материале....
Чиновники уточнили сроки производства МС-21-300 и SJ-100
Также стало известно, сколько уже готово единиц МС-21. А еще название лайнера SJ-100 хотят русифицировать. И его выход в серию напрямую зависит от ПД-8....
В России появятся «двойники» аэропортов
Система интерактивная и обеспечивает улучшенный мониторинг работы аэропорта и сопутствующей инфраструктуры. Также технология позволяет оптимизировать...
Hyundai объявляет «войну» мониторам в авто
Все уже привыкли к ярким экранам мультимедиа. Вот только немногие знают, как влияют на безопасность вождения эти устройства и есть ли им альтернатива....
Что будет, если с двигателя Жигулей «срезать» 8 кг запчастей?
Команда YouTube-канала «Гараж 54» пошла на очередной необычный эксперимент, до которого мало кто мог додуматься. Они продемонстрировали проект по созданию...
Первые подробности о красноярском вездеходе Visuva T8
Чтобы управлять этим «монстром» не нужно специальное обучение. В качестве руля – штурвал, а гусеницы изготовлены из композита, которые уменьшают давление на...
Многоосные шасси МЗКТ выходят на гражданский рынок – «Волат» для суровой эксплуатации
Минский завод колесных тягачей известен на просторах бывшего Советского Союза в первую очередь своими многоосными шасси для ракетовозов. Но уже давно...
Представлен «Чистогор» – грузовая новинка с логотипом «КАМАЗ»
Автомобиль создан при совместном сотрудничестве крупнейшего производителя грузовой техники и Центра водородных технологий АФК «Система». Подробнее о проекте...
КАМАЗ представил обновленное шасси К3: новый двигатель, кабина и не только
Благодаря изменениям серия К3 стала ближе к более дорогой линейке К5. Что именно улучшили?...