Российский самолет Су-38 – пока несостоявшаяся замена Ан-2 на полях
Уж так повелось, что на сельскохозяйственных работах в СССР использовали самолет Ан-2, больше известный в «народе» как «Кукурузник». Этот летательный аппарат действительно разрабатывался с учетом подобного применения. Но по факту, Ан-2 – это типичный универсал. Он пригоден для выполнения широкого спектра задач.
Вот только универсал – это не совсем то, что можно использовать для сельскохозяйственных работ на постоянной основе в современных реалиях. Ан-2 слишком дорог в эксплуатации. И проблема даже не в деталях или обслуживании. Просто расход топлива нередко делает авиахимические работы нецелесообразными. Тем более, что «Кукурузник» для этого еще и великоват.
Поэтому ближе к концу 1990-х в России начали разрабатывать новую модель специфического сельскохозяйственного самолета. Его назвали Су-38. Вот только судьба летательного аппарата как-то до сих пор не складывается.
После того как сельское хозяйство в России перешло на полную самоокупаемость, стало ясно, что использовать Ан-2 стало слишком дорого. В начале 90-х о самолетах на полях вообще не задумывались. Не до того было – выживали как могли. А если удавалось с кем-то договориться об опылении авиацией, то обходилось это в принципе недорого – расплачивались бартером или личными услугами.
Ближе к середине 90-х стало ясно – «бесплатное» топливо закончилось, никакой халявы больше не будет. Тот же Ан-2 приходилось оплачивать официально – это оказалось дорого. А купить такой неэкономный самолет было вообще не под силу.
А вот в США подобные летательные аппараты использовались широко. Более того – их даже разрабатывали специально. Яркий пример – Piper PA-25.
Опираясь на опыт сельскохозяйственной авиации в СССР и США, отталкиваясь от современных реалий, в конце 90-х начали разрабатывать свою модель, которую назвали Су-38.
Новый самолет должен был соответствовать ряду требований:
✅ Топливная экономичность
✅ Условная дешевизна производства
✅ Компактность
✅ Надежность и ремонтопригодность
За проект взялись специалисты опытно-конструкторского бюро П. О. Сухого.
Прежде чем приступить к проектированию первого сельскохозяйственного самолета, было решено разобраться с подобными моделями из США. Начали с анализа катастроф. Выяснили, что работают эти летательные аппараты на высоте от одного до пятнадцати метров. В подобных условиях нередко происходили столкновения со столбами, деревьями и линиями высоковольтных передач.
Поэтому к разработке кабины пилота подошли с учетом этих обстоятельств. Понятно, что технику безопасности никто не отменял, но всякое бывает. Это все-таки не трактор, а самолет.
Итак, кабина Су-38 оборудована:
✅ Специальным креслом для пилота, снижающим нагрузки на последнего при ударах
✅ Жестким каркасом
✅ Металлическим отбойником спереди, способным перебросить возникший на пути провод
А еще пилот защищен от ядохимикатов. Специально для этого кабина герметизирована. Плюс предусмотрена система фильтрации внешнего воздуха со встроенным испарителем влаги.
Су-38 изначально рассчитан на 10 лет эксплуатации. Это примерно три тысячи часов налета. Подобных параметров удалось достичь за счет использования композитных материалов.
Хотя, сложно это подтвердить или опровергнуть. Су-38 существует пока только в трех опытных экземплярах. Ни один из самолетов так и не отработал свой ресурс – модель не пошла в серию. Главная причина – отсутствие финансирования.
Су-38 – это типичный моноплан. Он рассчитан только на одного человека – пилота. Это и понятно, модель задумывалась именно для работы на полях – это не универсальный самолет.
На крыльях снизу размещено специальное оборудование, предназначенное для распыления химикатов. Изначально предполагалось ставить систему опрыскивания от американского производителя. Первый Су-38 именно такую и получил.
Но уже в 2002 году специально для самолета разработали оборудование российского производства. Занимались этим инженеры конструкторского бюро Сухого. Причин для этого несколько. Во-первых, нехватка финансирования. Во-вторых, именно производителю нужен был новый самолет, а помогать ему никто не собирался бесплатно.
Су-38 изначально создавался с расчетом на использование композитных материалов. Это в первую очередь должно было решить главную проблему подобных самолетов – защитить его от ржавчины.
Хотя Су-38 разрабатывался именно для сельского хозяйства, данная конструкция достаточно перспективная. На базе самолета можно выпускать учебные и частные модели. В США, например, такие пользуются спросом.
Мотора для легкого сельскохозяйственного самолета в России к тому времени просто не было. Конструкторское бюро Сухого не собиралось разрабатывать силовой агрегат самостоятельно. В первую очередь это было невыгодно, тем более, что летательный аппарат и так делали в условиях минимального финансирования.
Поэтому первым мотором, который выбрали для Су-38, стал М-14П. К сожалению, производство двигателей в Воронеже к тому времени уже прекратилось, да и силовой агрегат был конструктивно устаревшим.
Начиная с 1999 года Су-38 стали дорабатывать под новый мотор. Российского не нашлось, поэтому выбрали чешский LOM М337 с мощностью в 210 л. с. Этот шестицилиндровый двигатель хорош в первую очередь тем, что способен работать на низкооктановом бензине. В качестве основного указывался Аи-92, но в случае необходимости, его можно было разбавлять Аи-80 в соотношении два к одному соответственно.
В 2002 году в КБ Сухого решили оснастить Су-38 более совершенным двигателем. Им стал модернизированный М337С. В данном исполнении силовой агрегат уже выдавал 250 л. с. А вот бензин нужно было лить АИ-95.
Мотор М337С выбран в первую очередь за возможность использования автомобильного бензина. А еще этот силовой агрегат прославился своей надежность. 3-4 года двигатель обычно работает без поломок, нуждаясь только в периодическом обслуживании и редкой регулировке.
Мотор шестицилиндровый, однорядный. Система охлаждения воздушная. Винт трехлопастной, меняющий шаг вращения во время полета.
Шасси у Су-38 трехопорное. Даже на хвостовой стойке установлено колесо, причем самоориентирующееся. Тормозная система гидравлическая. Бака у самолета два – они вмещают 130 литров бензина и расположены в кессоне.
Чтобы Су-38 можно было максимально эффективно использовать во время сельскохозяйственных работ и отслеживать пилота, самолет оснастили навигацией GPS.
Подвесное распылительное оборудование Су-38 съемное. Производитель утверждает, что демонтировать систему, включая бак для химикатов, можно всего за 30 минут. Конечно, это при условии, что резервуар пуст.
Для России Су-38 – это уникальная модель. Больше таких нет. К сожалению, самолет «пропал с радаров» в 2004 году. Чуть позже мелькали сообщения о том, что проект закрыли, сделав только три опытных экземпляра.
Но есть информация, что недавно работы по Су-38 возобновили. Остается только ждать и надеяться на лучшее. Ведь сфера применения для такой интересной модели в нашей стране найдется.
Вот только универсал – это не совсем то, что можно использовать для сельскохозяйственных работ на постоянной основе в современных реалиях. Ан-2 слишком дорог в эксплуатации. И проблема даже не в деталях или обслуживании. Просто расход топлива нередко делает авиахимические работы нецелесообразными. Тем более, что «Кукурузник» для этого еще и великоват.
Самолеты Ан-2 до сих пор используют на полях. Фото: youtube.com
Поэтому ближе к концу 1990-х в России начали разрабатывать новую модель специфического сельскохозяйственного самолета. Его назвали Су-38. Вот только судьба летательного аппарата как-то до сих пор не складывается.
Краткая история
После того как сельское хозяйство в России перешло на полную самоокупаемость, стало ясно, что использовать Ан-2 стало слишком дорого. В начале 90-х о самолетах на полях вообще не задумывались. Не до того было – выживали как могли. А если удавалось с кем-то договориться об опылении авиацией, то обходилось это в принципе недорого – расплачивались бартером или личными услугами.
Ближе к середине 90-х стало ясно – «бесплатное» топливо закончилось, никакой халявы больше не будет. Тот же Ан-2 приходилось оплачивать официально – это оказалось дорого. А купить такой неэкономный самолет было вообще не под силу.
Piper PA-25 стал той моделью, на которую равнялись. Фото: youtube.com
А вот в США подобные летательные аппараты использовались широко. Более того – их даже разрабатывали специально. Яркий пример – Piper PA-25.
Опираясь на опыт сельскохозяйственной авиации в СССР и США, отталкиваясь от современных реалий, в конце 90-х начали разрабатывать свою модель, которую назвали Су-38.
Новый самолет должен был соответствовать ряду требований:
✅ Топливная экономичность
✅ Условная дешевизна производства
✅ Компактность
✅ Надежность и ремонтопригодность
За проект взялись специалисты опытно-конструкторского бюро П. О. Сухого.
Процесс разработки
Прежде чем приступить к проектированию первого сельскохозяйственного самолета, было решено разобраться с подобными моделями из США. Начали с анализа катастроф. Выяснили, что работают эти летательные аппараты на высоте от одного до пятнадцати метров. В подобных условиях нередко происходили столкновения со столбами, деревьями и линиями высоковольтных передач.
Выглядит Су-38 неказисто, но внешность для такой модели не сильно важна. Фото: problembo.com
Поэтому к разработке кабины пилота подошли с учетом этих обстоятельств. Понятно, что технику безопасности никто не отменял, но всякое бывает. Это все-таки не трактор, а самолет.
Итак, кабина Су-38 оборудована:
✅ Специальным креслом для пилота, снижающим нагрузки на последнего при ударах
✅ Жестким каркасом
✅ Металлическим отбойником спереди, способным перебросить возникший на пути провод
А еще пилот защищен от ядохимикатов. Специально для этого кабина герметизирована. Плюс предусмотрена система фильтрации внешнего воздуха со встроенным испарителем влаги.
Су-38 изначально рассчитан на 10 лет эксплуатации. Это примерно три тысячи часов налета. Подобных параметров удалось достичь за счет использования композитных материалов.
Самый первый Су-38 с двигателем М-14П. Фото: problembo.com
Хотя, сложно это подтвердить или опровергнуть. Су-38 существует пока только в трех опытных экземплярах. Ни один из самолетов так и не отработал свой ресурс – модель не пошла в серию. Главная причина – отсутствие финансирования.
Конструкция
Су-38 – это типичный моноплан. Он рассчитан только на одного человека – пилота. Это и понятно, модель задумывалась именно для работы на полях – это не универсальный самолет.
На крыльях снизу размещено специальное оборудование, предназначенное для распыления химикатов. Изначально предполагалось ставить систему опрыскивания от американского производителя. Первый Су-38 именно такую и получил.
Су-38 можно было использовать и для частных полетов. Фото: problembo.com
Но уже в 2002 году специально для самолета разработали оборудование российского производства. Занимались этим инженеры конструкторского бюро Сухого. Причин для этого несколько. Во-первых, нехватка финансирования. Во-вторых, именно производителю нужен был новый самолет, а помогать ему никто не собирался бесплатно.
Еще в 2002 году утверждали, что отечественное оборудование не уступает аналогу из США. В это легко поверить – ничего сложного в системе опрыскивания нет.
Су-38 изначально создавался с расчетом на использование композитных материалов. Это в первую очередь должно было решить главную проблему подобных самолетов – защитить его от ржавчины.
Хотя Су-38 разрабатывался именно для сельского хозяйства, данная конструкция достаточно перспективная. На базе самолета можно выпускать учебные и частные модели. В США, например, такие пользуются спросом.
Двигатели
Мотора для легкого сельскохозяйственного самолета в России к тому времени просто не было. Конструкторское бюро Сухого не собиралось разрабатывать силовой агрегат самостоятельно. В первую очередь это было невыгодно, тем более, что летательный аппарат и так делали в условиях минимального финансирования.
Система опрыскивания Су-38 простейшая. Фото: problembo.com
Поэтому первым мотором, который выбрали для Су-38, стал М-14П. К сожалению, производство двигателей в Воронеже к тому времени уже прекратилось, да и силовой агрегат был конструктивно устаревшим.
Начиная с 1999 года Су-38 стали дорабатывать под новый мотор. Российского не нашлось, поэтому выбрали чешский LOM М337 с мощностью в 210 л. с. Этот шестицилиндровый двигатель хорош в первую очередь тем, что способен работать на низкооктановом бензине. В качестве основного указывался Аи-92, но в случае необходимости, его можно было разбавлять Аи-80 в соотношении два к одному соответственно.
В 2002 году в КБ Сухого решили оснастить Су-38 более совершенным двигателем. Им стал модернизированный М337С. В данном исполнении силовой агрегат уже выдавал 250 л. с. А вот бензин нужно было лить АИ-95.
Мотор М337С выбран в первую очередь за возможность использования автомобильного бензина. А еще этот силовой агрегат прославился своей надежность. 3-4 года двигатель обычно работает без поломок, нуждаясь только в периодическом обслуживании и редкой регулировке.
Подгонка обшивки Су-38, конечно, далека от идеальной. Фото: problembo.com
Мотор шестицилиндровый, однорядный. Система охлаждения воздушная. Винт трехлопастной, меняющий шаг вращения во время полета.
Особенности
Шасси у Су-38 трехопорное. Даже на хвостовой стойке установлено колесо, причем самоориентирующееся. Тормозная система гидравлическая. Бака у самолета два – они вмещают 130 литров бензина и расположены в кессоне.
Чтобы упростить и удешевить конструкцию, инженеры КБ Сухого сделали механическое управление. Единственный электропривод тут выделен для руля высоты.
Чтобы Су-38 можно было максимально эффективно использовать во время сельскохозяйственных работ и отслеживать пилота, самолет оснастили навигацией GPS.
Будем надеяться, что Су-38 все же поднимется в небо над полями. Фото: problembo.com
Подвесное распылительное оборудование Су-38 съемное. Производитель утверждает, что демонтировать систему, включая бак для химикатов, можно всего за 30 минут. Конечно, это при условии, что резервуар пуст.
Для России Су-38 – это уникальная модель. Больше таких нет. К сожалению, самолет «пропал с радаров» в 2004 году. Чуть позже мелькали сообщения о том, что проект закрыли, сделав только три опытных экземпляра.
Но есть информация, что недавно работы по Су-38 возобновили. Остается только ждать и надеяться на лучшее. Ведь сфера применения для такой интересной модели в нашей стране найдется.
- Ульф
- problembo.com, youtube.com
Рекомендуем для вас
«Бетонки»: в России тоже хотят строить «вечные» дороги
Недавно из Краснодарского края пришло сообщение о введении в эксплуатацию опытного участки бетонной автодороги. Подобные покрытия в СССР и РФ почти не...
АВТОВАЗ выпустил партию карбюраторных двигателей – мнения водителей
Готовится глобальный «откат» к старым моделям? Или просто выпустят очень бюджетный автомобиль для страждущих?...
МС-21 получил еще одну важную деталь отечественного производства
Набор деталей успешно прошел тестирование на скорости свыше 600 км/час. До 2028 года ожидается увеличение поставок в 11 раз. Все подробности читайте в нашем...
Lada Niva получит новый мотор в 2025 году – более объемный и мощный, но простой и надежный
Этим двигателям планируют оснащать все модификации легендарного внедорожника. Похоже, от старого мотора решили отказаться....
Твердотельные аккумуляторы – 1200 км и 10 минут зарядки: когда будет массовое производство?
О производстве этих батарей говорят давно – а «воз и ныне там». Есть ли какие сдвиги в этом направлении сегодня?...
Boeing 737: посадки в исполнении современных пилотов или в СССР учили лучше
Авиалайнеры Boeing 737 считаются одними из самых массовых и удачных в мире. Выпускается семейство серийно с 1967 года. Неудивительно, что за это время...
Sollers Atlant – почти российский, но все еще недоработанный
Обзор нового легкого грузовика из Елабуги. Расскажем, почему его можно считать почти отечественным, и как отзываются о нем владельцы....
Наконец, дождались: УАЗ дизель с 6-МКПП
Уж сколько раз твердили любители внедорожников – УАЗ должен быть дизельным, экономичным и при этом скоростным. Но Ульяновский автомобильный завод отмахивался,...
Отсоединять или нет клеммы АКБ при подзарядке
В холода многие подзаряжают аккумулятор: а нужно ли при этом снимать клеммы? Есть разные варианты ответа....
Остров Свободы получил новых «Патриотов»
Они помогут справиться с последствиями природных катаклизмов, а затем перейдут на службу в администрации провинций. Все подробности читайте в нашем материале....
Ждем в электромобилях – в Великобритании создали «вечную» батарею
Похоже, будущее наступило. Первый экземпляр создан, осталось дождаться серийного производства, и можно будет забыть о зарядных устройствах....
Audi 100 C2 против АЗЛК-2141 – модели бизнес-класса из разных стран и эпох
История автомобилей и их технические особенности. В итоге решим, какая модель лучше сейчас....
Четыре иномарки и одна «россиянка»: выбраны 5 лучших автомобилей 2024 года
В интересное время живем, товарищи! Кому не лень, или нужен масштабный пиар раздают Национальные премии «Автомобиль года России». Только «нацию», похоже,...
КАМАЗ-54902 в сравнении с предшественником: подробности
Запущенный в серийное производство КАМАЗ-54902 очень похож на предшественника. Но отличия есть: они касаются двигателя, кабины, некоторых иных узлов и деталей...
Стартовали продажи обновленного российского автобуса Вектор Next 8.8
Модель предлагают с двумя типами двигателей. А еще автобус получился бюджетным....
Самолет-телескоп Boeing 747SP: как навечно приземлили «звездолет Энтерпрайз»
Последняя в мире летающая обсерватория проекта SOFIA была закрыта в 2022 году. Что это за программа и почему ее не возобновляют?...