Российский самолет Су-38 – пока несостоявшаяся замена Ан-2 на полях
Уж так повелось, что на сельскохозяйственных работах в СССР использовали самолет Ан-2, больше известный в «народе» как «Кукурузник». Этот летательный аппарат действительно разрабатывался с учетом подобного применения. Но по факту, Ан-2 – это типичный универсал. Он пригоден для выполнения широкого спектра задач.
Вот только универсал – это не совсем то, что можно использовать для сельскохозяйственных работ на постоянной основе в современных реалиях. Ан-2 слишком дорог в эксплуатации. И проблема даже не в деталях или обслуживании. Просто расход топлива нередко делает авиахимические работы нецелесообразными. Тем более, что «Кукурузник» для этого еще и великоват.
Поэтому ближе к концу 1990-х в России начали разрабатывать новую модель специфического сельскохозяйственного самолета. Его назвали Су-38. Вот только судьба летательного аппарата как-то до сих пор не складывается.
После того как сельское хозяйство в России перешло на полную самоокупаемость, стало ясно, что использовать Ан-2 стало слишком дорого. В начале 90-х о самолетах на полях вообще не задумывались. Не до того было – выживали как могли. А если удавалось с кем-то договориться об опылении авиацией, то обходилось это в принципе недорого – расплачивались бартером или личными услугами.
Ближе к середине 90-х стало ясно – «бесплатное» топливо закончилось, никакой халявы больше не будет. Тот же Ан-2 приходилось оплачивать официально – это оказалось дорого. А купить такой неэкономный самолет было вообще не под силу.
А вот в США подобные летательные аппараты использовались широко. Более того – их даже разрабатывали специально. Яркий пример – Piper PA-25.
Опираясь на опыт сельскохозяйственной авиации в СССР и США, отталкиваясь от современных реалий, в конце 90-х начали разрабатывать свою модель, которую назвали Су-38.
Новый самолет должен был соответствовать ряду требований:
✅ Топливная экономичность
✅ Условная дешевизна производства
✅ Компактность
✅ Надежность и ремонтопригодность
За проект взялись специалисты опытно-конструкторского бюро П. О. Сухого.
Прежде чем приступить к проектированию первого сельскохозяйственного самолета, было решено разобраться с подобными моделями из США. Начали с анализа катастроф. Выяснили, что работают эти летательные аппараты на высоте от одного до пятнадцати метров. В подобных условиях нередко происходили столкновения со столбами, деревьями и линиями высоковольтных передач.
Поэтому к разработке кабины пилота подошли с учетом этих обстоятельств. Понятно, что технику безопасности никто не отменял, но всякое бывает. Это все-таки не трактор, а самолет.
Итак, кабина Су-38 оборудована:
✅ Специальным креслом для пилота, снижающим нагрузки на последнего при ударах
✅ Жестким каркасом
✅ Металлическим отбойником спереди, способным перебросить возникший на пути провод
А еще пилот защищен от ядохимикатов. Специально для этого кабина герметизирована. Плюс предусмотрена система фильтрации внешнего воздуха со встроенным испарителем влаги.
Су-38 изначально рассчитан на 10 лет эксплуатации. Это примерно три тысячи часов налета. Подобных параметров удалось достичь за счет использования композитных материалов.
Хотя, сложно это подтвердить или опровергнуть. Су-38 существует пока только в трех опытных экземплярах. Ни один из самолетов так и не отработал свой ресурс – модель не пошла в серию. Главная причина – отсутствие финансирования.
Су-38 – это типичный моноплан. Он рассчитан только на одного человека – пилота. Это и понятно, модель задумывалась именно для работы на полях – это не универсальный самолет.
На крыльях снизу размещено специальное оборудование, предназначенное для распыления химикатов. Изначально предполагалось ставить систему опрыскивания от американского производителя. Первый Су-38 именно такую и получил.
Но уже в 2002 году специально для самолета разработали оборудование российского производства. Занимались этим инженеры конструкторского бюро Сухого. Причин для этого несколько. Во-первых, нехватка финансирования. Во-вторых, именно производителю нужен был новый самолет, а помогать ему никто не собирался бесплатно.
Су-38 изначально создавался с расчетом на использование композитных материалов. Это в первую очередь должно было решить главную проблему подобных самолетов – защитить его от ржавчины.
Хотя Су-38 разрабатывался именно для сельского хозяйства, данная конструкция достаточно перспективная. На базе самолета можно выпускать учебные и частные модели. В США, например, такие пользуются спросом.
Мотора для легкого сельскохозяйственного самолета в России к тому времени просто не было. Конструкторское бюро Сухого не собиралось разрабатывать силовой агрегат самостоятельно. В первую очередь это было невыгодно, тем более, что летательный аппарат и так делали в условиях минимального финансирования.
Поэтому первым мотором, который выбрали для Су-38, стал М-14П. К сожалению, производство двигателей в Воронеже к тому времени уже прекратилось, да и силовой агрегат был конструктивно устаревшим.
Начиная с 1999 года Су-38 стали дорабатывать под новый мотор. Российского не нашлось, поэтому выбрали чешский LOM М337 с мощностью в 210 л. с. Этот шестицилиндровый двигатель хорош в первую очередь тем, что способен работать на низкооктановом бензине. В качестве основного указывался Аи-92, но в случае необходимости, его можно было разбавлять Аи-80 в соотношении два к одному соответственно.
В 2002 году в КБ Сухого решили оснастить Су-38 более совершенным двигателем. Им стал модернизированный М337С. В данном исполнении силовой агрегат уже выдавал 250 л. с. А вот бензин нужно было лить АИ-95.
Мотор М337С выбран в первую очередь за возможность использования автомобильного бензина. А еще этот силовой агрегат прославился своей надежность. 3-4 года двигатель обычно работает без поломок, нуждаясь только в периодическом обслуживании и редкой регулировке.
Мотор шестицилиндровый, однорядный. Система охлаждения воздушная. Винт трехлопастной, меняющий шаг вращения во время полета.
Шасси у Су-38 трехопорное. Даже на хвостовой стойке установлено колесо, причем самоориентирующееся. Тормозная система гидравлическая. Бака у самолета два – они вмещают 130 литров бензина и расположены в кессоне.
Чтобы Су-38 можно было максимально эффективно использовать во время сельскохозяйственных работ и отслеживать пилота, самолет оснастили навигацией GPS.
Подвесное распылительное оборудование Су-38 съемное. Производитель утверждает, что демонтировать систему, включая бак для химикатов, можно всего за 30 минут. Конечно, это при условии, что резервуар пуст.
Для России Су-38 – это уникальная модель. Больше таких нет. К сожалению, самолет «пропал с радаров» в 2004 году. Чуть позже мелькали сообщения о том, что проект закрыли, сделав только три опытных экземпляра.
Но есть информация, что недавно работы по Су-38 возобновили. Остается только ждать и надеяться на лучшее. Ведь сфера применения для такой интересной модели в нашей стране найдется.
Вот только универсал – это не совсем то, что можно использовать для сельскохозяйственных работ на постоянной основе в современных реалиях. Ан-2 слишком дорог в эксплуатации. И проблема даже не в деталях или обслуживании. Просто расход топлива нередко делает авиахимические работы нецелесообразными. Тем более, что «Кукурузник» для этого еще и великоват.
Самолеты Ан-2 до сих пор используют на полях. Фото: youtube.com
Поэтому ближе к концу 1990-х в России начали разрабатывать новую модель специфического сельскохозяйственного самолета. Его назвали Су-38. Вот только судьба летательного аппарата как-то до сих пор не складывается.
Краткая история
После того как сельское хозяйство в России перешло на полную самоокупаемость, стало ясно, что использовать Ан-2 стало слишком дорого. В начале 90-х о самолетах на полях вообще не задумывались. Не до того было – выживали как могли. А если удавалось с кем-то договориться об опылении авиацией, то обходилось это в принципе недорого – расплачивались бартером или личными услугами.
Ближе к середине 90-х стало ясно – «бесплатное» топливо закончилось, никакой халявы больше не будет. Тот же Ан-2 приходилось оплачивать официально – это оказалось дорого. А купить такой неэкономный самолет было вообще не под силу.
Piper PA-25 стал той моделью, на которую равнялись. Фото: youtube.com
А вот в США подобные летательные аппараты использовались широко. Более того – их даже разрабатывали специально. Яркий пример – Piper PA-25.
Опираясь на опыт сельскохозяйственной авиации в СССР и США, отталкиваясь от современных реалий, в конце 90-х начали разрабатывать свою модель, которую назвали Су-38.
Новый самолет должен был соответствовать ряду требований:
✅ Топливная экономичность
✅ Условная дешевизна производства
✅ Компактность
✅ Надежность и ремонтопригодность
За проект взялись специалисты опытно-конструкторского бюро П. О. Сухого.
Процесс разработки
Прежде чем приступить к проектированию первого сельскохозяйственного самолета, было решено разобраться с подобными моделями из США. Начали с анализа катастроф. Выяснили, что работают эти летательные аппараты на высоте от одного до пятнадцати метров. В подобных условиях нередко происходили столкновения со столбами, деревьями и линиями высоковольтных передач.
Выглядит Су-38 неказисто, но внешность для такой модели не сильно важна. Фото: problembo.com
Поэтому к разработке кабины пилота подошли с учетом этих обстоятельств. Понятно, что технику безопасности никто не отменял, но всякое бывает. Это все-таки не трактор, а самолет.
Итак, кабина Су-38 оборудована:
✅ Специальным креслом для пилота, снижающим нагрузки на последнего при ударах
✅ Жестким каркасом
✅ Металлическим отбойником спереди, способным перебросить возникший на пути провод
А еще пилот защищен от ядохимикатов. Специально для этого кабина герметизирована. Плюс предусмотрена система фильтрации внешнего воздуха со встроенным испарителем влаги.
Су-38 изначально рассчитан на 10 лет эксплуатации. Это примерно три тысячи часов налета. Подобных параметров удалось достичь за счет использования композитных материалов.
Самый первый Су-38 с двигателем М-14П. Фото: problembo.com
Хотя, сложно это подтвердить или опровергнуть. Су-38 существует пока только в трех опытных экземплярах. Ни один из самолетов так и не отработал свой ресурс – модель не пошла в серию. Главная причина – отсутствие финансирования.
Конструкция
Су-38 – это типичный моноплан. Он рассчитан только на одного человека – пилота. Это и понятно, модель задумывалась именно для работы на полях – это не универсальный самолет.
На крыльях снизу размещено специальное оборудование, предназначенное для распыления химикатов. Изначально предполагалось ставить систему опрыскивания от американского производителя. Первый Су-38 именно такую и получил.
Су-38 можно было использовать и для частных полетов. Фото: problembo.com
Но уже в 2002 году специально для самолета разработали оборудование российского производства. Занимались этим инженеры конструкторского бюро Сухого. Причин для этого несколько. Во-первых, нехватка финансирования. Во-вторых, именно производителю нужен был новый самолет, а помогать ему никто не собирался бесплатно.
Еще в 2002 году утверждали, что отечественное оборудование не уступает аналогу из США. В это легко поверить – ничего сложного в системе опрыскивания нет.
Су-38 изначально создавался с расчетом на использование композитных материалов. Это в первую очередь должно было решить главную проблему подобных самолетов – защитить его от ржавчины.
Хотя Су-38 разрабатывался именно для сельского хозяйства, данная конструкция достаточно перспективная. На базе самолета можно выпускать учебные и частные модели. В США, например, такие пользуются спросом.
Двигатели
Мотора для легкого сельскохозяйственного самолета в России к тому времени просто не было. Конструкторское бюро Сухого не собиралось разрабатывать силовой агрегат самостоятельно. В первую очередь это было невыгодно, тем более, что летательный аппарат и так делали в условиях минимального финансирования.
Система опрыскивания Су-38 простейшая. Фото: problembo.com
Поэтому первым мотором, который выбрали для Су-38, стал М-14П. К сожалению, производство двигателей в Воронеже к тому времени уже прекратилось, да и силовой агрегат был конструктивно устаревшим.
Начиная с 1999 года Су-38 стали дорабатывать под новый мотор. Российского не нашлось, поэтому выбрали чешский LOM М337 с мощностью в 210 л. с. Этот шестицилиндровый двигатель хорош в первую очередь тем, что способен работать на низкооктановом бензине. В качестве основного указывался Аи-92, но в случае необходимости, его можно было разбавлять Аи-80 в соотношении два к одному соответственно.
В 2002 году в КБ Сухого решили оснастить Су-38 более совершенным двигателем. Им стал модернизированный М337С. В данном исполнении силовой агрегат уже выдавал 250 л. с. А вот бензин нужно было лить АИ-95.
Мотор М337С выбран в первую очередь за возможность использования автомобильного бензина. А еще этот силовой агрегат прославился своей надежность. 3-4 года двигатель обычно работает без поломок, нуждаясь только в периодическом обслуживании и редкой регулировке.
Подгонка обшивки Су-38, конечно, далека от идеальной. Фото: problembo.com
Мотор шестицилиндровый, однорядный. Система охлаждения воздушная. Винт трехлопастной, меняющий шаг вращения во время полета.
Особенности
Шасси у Су-38 трехопорное. Даже на хвостовой стойке установлено колесо, причем самоориентирующееся. Тормозная система гидравлическая. Бака у самолета два – они вмещают 130 литров бензина и расположены в кессоне.
Чтобы упростить и удешевить конструкцию, инженеры КБ Сухого сделали механическое управление. Единственный электропривод тут выделен для руля высоты.
Чтобы Су-38 можно было максимально эффективно использовать во время сельскохозяйственных работ и отслеживать пилота, самолет оснастили навигацией GPS.
Будем надеяться, что Су-38 все же поднимется в небо над полями. Фото: problembo.com
Подвесное распылительное оборудование Су-38 съемное. Производитель утверждает, что демонтировать систему, включая бак для химикатов, можно всего за 30 минут. Конечно, это при условии, что резервуар пуст.
Для России Су-38 – это уникальная модель. Больше таких нет. К сожалению, самолет «пропал с радаров» в 2004 году. Чуть позже мелькали сообщения о том, что проект закрыли, сделав только три опытных экземпляра.
Но есть информация, что недавно работы по Су-38 возобновили. Остается только ждать и надеяться на лучшее. Ведь сфера применения для такой интересной модели в нашей стране найдется.
- Ульф
- problembo.com, youtube.com
Рекомендуем для вас
Подводный арктический газовоз «Пилигрим» заменит трубопроводы
Доставка углеводородов подводным газовозом, да еще под арктическими льдами – не фантастика ли? О проекте 2019-го года сегодня вспомнили не случайно. Реальная...
Lada Vesta в 2025 году станет не хуже иномарок – готовится глобальное обновление
Наконец дождемся? Или АвтоВАЗ просто вынужден модернизировать автомобили под напором китайских брендов?...
ПД-8 будут испытывать на летающей лаборатории
По сообщению главы Ростеха, ПД-8 проходит последние испытания на стенде и следующий этап – тестирование в полете на Ил-76ЛЛ. Затем двигатель установят на...
Зачем при взлете и посадке стюардессы просят открывать шторки иллюминаторов
Эта неожиданная просьба имеет под собой довольно веские основания, которые, возможно, помогут сберечь здоровье, а то и жизнь пассажиров. Неужели какие-то...
ЯМЗ-535: новая рядная «четверка», которая пестрит отечественными инновациями
В новом видео на YouTube-канале «Автомобильная Россия» представлен дизельный двигатель ЯМЗ-535, который стал улучшенной версией популярного мотора ЯМЗ-534. Это...
ОДК покажет прорывные технологии на примере авиадвигателей ПД-14 и ПД-35
Выставка пройдет в Москве с 23 по 25 декабря. Покажут лучшие достижения в авиастроении....
Новый комбайн от Ростсельмаш – революционное решение для полей
На выставке «Агросалон 2024» в подробностях продемонстрировали долгожданную новинку от завода Ростсельмаш. Ею стал кормоуборочный комбайн F-1500 с двигателем...
У экранопланов, похоже, открывается «второе дыхание»
И снова «в деле» фигурируют водородные технологии. О новых открывающихся перспективах этого надводного транспорта читайте в нашем материале....
Чиновники уточнили сроки производства МС-21-300 и SJ-100
Также стало известно, сколько уже готово единиц МС-21. А еще название лайнера SJ-100 хотят русифицировать. И его выход в серию напрямую зависит от ПД-8....
В России появятся «двойники» аэропортов
Система интерактивная и обеспечивает улучшенный мониторинг работы аэропорта и сопутствующей инфраструктуры. Также технология позволяет оптимизировать...
Hyundai объявляет «войну» мониторам в авто
Все уже привыкли к ярким экранам мультимедиа. Вот только немногие знают, как влияют на безопасность вождения эти устройства и есть ли им альтернатива....
Что будет, если с двигателя Жигулей «срезать» 8 кг запчастей?
Команда YouTube-канала «Гараж 54» пошла на очередной необычный эксперимент, до которого мало кто мог додуматься. Они продемонстрировали проект по созданию...
Первые подробности о красноярском вездеходе Visuva T8
Чтобы управлять этим «монстром» не нужно специальное обучение. В качестве руля – штурвал, а гусеницы изготовлены из композита, которые уменьшают давление на...
Многоосные шасси МЗКТ выходят на гражданский рынок – «Волат» для суровой эксплуатации
Минский завод колесных тягачей известен на просторах бывшего Советского Союза в первую очередь своими многоосными шасси для ракетовозов. Но уже давно...
Представлен «Чистогор» – грузовая новинка с логотипом «КАМАЗ»
Автомобиль создан при совместном сотрудничестве крупнейшего производителя грузовой техники и Центра водородных технологий АФК «Система». Подробнее о проекте...
КАМАЗ представил обновленное шасси К3: новый двигатель, кабина и не только
Благодаря изменениям серия К3 стала ближе к более дорогой линейке К5. Что именно улучшили?...