Маневровый тепловоз ТГМ6 для карьеров и промпредприятий
Магистральные локомотивы в СССР всегда были в приоритете. Ведь считалось, что именно эта надежная техника обеспечивает огромный объем грузоперевозок, поддерживая хозяйственную деятельность и принося значительную прибыль экономике нашей страны.
На этом фоне маневровые тепловозы выглядели гораздо скромнее. Но это только на первый взгляд. Ведь если провести параллель с человеческим обществом, то они похожи на таких воспитателей или учителей, которыми закладывается базис знаний у будущих «энштейнов» или «кулибиных».
Подобным образом, именно с надежных маневровых локомотивов начинается формирование перспективных составов, которые поведут их магистральные коллеги в разные уголки страны и даже за границу. Поэтому тепловозы, усердно трудящиеся день за днем на грузовых станциях и подъездных путях промышленных предприятий, играют свою скромную, но очень важную роль.
Хотя советское хозяйство и производило закупки венгерских и чехословацких маневровых тепловозов, хватало у нас и своих достойных моделей. Да и наши конструкторы постоянно находились в творческом поиске, стараясь улучшить характеристики уже имеющейся техники или создать что-то совершенно новое.
Локомотив наделили капотной конструкцией, установив кабину машиниста в задней ее части. Его поэтапное развитие можно продемонстрировать при помощи такого графика:
✅ 1964 – стартовал процесс проектирования модели
✅ 1966 – представление первого опытного образца
✅ 1967 – начало серийного производства ТГМ6
✅ 1970 – завершение сборки основной версии
При создании модели заводские конструкторы опирались на свой предыдущий опыт. В качестве базового варианта выступил маневровый ТГМ3, выпускаемый Людиновским тепловозостроительным заводом с 1959 года. Он также имел четырехосную конструкцию. Правда, мощность предшественника, составлявшую всего 750 л. с, увеличили более чем в полтора раза.
А вот надежную гидравлическую передачу УГП-1200 оставили неизменной. Также сохранился и принцип установки на корпусе кабины машиниста. Как по внешнему дизайну, так и по набору внутренних элементов, она соответствовала критериям своего времени.
По техническим требованиям и из соображения безопасности эксплуатация ТГМ6 проводилась бригадой из двух человек. Кроме, собственно, самого машиниста в нее также входил его помощник. Такая концепция имела свои основания, ведь в середине 60-х автоматизация систем находилась в самом зародыше.
Поэтому большинство статистических данных приходилось снимать вручную. Именно на второго человека в кабине и ложилась задача составления полного графика работы тепловоза, с отчетом о его текущем техническом состоянии. Вся эта информация отображалась на перфоленте.
Именно эти замеры и стали основным подтверждением того, что у создателей получилось сконструировать надежный и долговечный тепловоз. В эксплуатации он проявил недюжинную выносливость, особенно учитывая специфику длительной работы в низком скоростном режиме. Так, при средних 10 км/ч маневровый локомотив мог долго эксплуатироваться даже без мелких поломок. А вот и другие его характеристики:
✅ вес – 90 тонн
✅ длина – 13,5 м
✅ конструктивная скорость – 36,3 км/ч (маневровая) и 74 км/ч (магистральная)
Все это обеспечило технике максимальный срок службы и уважение со стороны железнодорожников. И хотя базовую модель перестали выпускать более полувека назад, она еще встречается на некоторых промпредприятиях. И не в самом худшем техническом состоянии. Востребованность машины также подтверждает факт комплектации ее колесными тележками, рассчитанными на разную ширину колеи:
✅ 1520 мм
✅ 1435 мм
✅ 1676 мм
В то время советские станции с маневровой работой уже опробовали чехословацкую технику. И если к ЧМЭ2 имелись претензии по мощностным характеристикам, то его последователь стал идеальной «рабочей лошадкой». В этом можно убедиться хотя бы отметив тот факт, что и сегодня, шесть десятилетий спустя, для ЧМЭ3 так и не нашли достойной замены.
И, как говорится, от добра добра не ищут. Поэтому, несмотря на прекрасные характеристики и долговечность ТГМ6, использование маневрового локомотива подразумевало довольно узкую нишу. Ею стала эксплуатация в условиях открытых карьеров или подъездных путей промышленных предприятий Советского Союза. Думаю, самое время обратить внимание и на характеристики примененного в нем привода.
Чтобы создать долговечную конструкцию мало лишь хорошо проработать ее техническую часть. Без надежного силового привода ценность такой «коробки» окажется слишком уж сомнительной. Поэтому людиновцы решили использовать дизель 3А-6Д49.
«Сердце» для тепловоза изготовили на Коломенском заводе, славившемся опытными специалистами. Его хорошие характеристики подтверждает тот факт, что и позже дизельный мотор неоднократно устанавливался на других моделях советских и российских тепловозов. А модифицированные (спаренные, 16-цилиндровые) даже засветились на некоторых единицах речного и морского транспорта. Вот показатели привода:
✅ V-образный, восьмицилиндровый
✅ мощность – 1200 л. с
✅ управление дистанционное, электрическое
✅ карданный привод от гидропередачи к колесным парам
Запуск двигателя производился посредством электростартера ЭС-2. При этом напряжение на борту составляло 75 В. При работающем моторе оно обеспечивалось вспомогательным генератором КГ-12, базирующемся на гидропередаче. В другое время – аккумуляторной батареей 32ТН-450.
В базовой версии тепловоз ТГМ6 выпускался в период до 1970 года. За несколько лет локомотивостроители обеспечили выход на линию 62 единиц техники. После того как она начала успешно использоваться рядом отечественных предприятий, находящихся в разных уголках страны, назрела модернизация и создание новых модификаций.
Уже в начале 70-х инженеры предприятия представили первую улучшенную версию тепловоза – ТГМ6А. Она стала и самой массовой, получив тираж до 1989 года в 2435 единиц. Новый локомотив имел несколько отличий от базовой модели:
✅ больший общий вес
✅ отсутствие малого капота
✅ незначительные косметические доработки
Когда счет готовых модифицированных машин приближался к четырем сотням, конструкторы решили поэкспериментировать, создав тепловоз с бесчелюстными тележками. Он получил обозначение ТГМ6Б, но так и остался в единственном экземпляре.
А вот появившийся в конце 80-х ТГМ6В ожидал тираж в 236 единиц (с 1988 по 1990 гг.). Его основным отличием стала установка улучшенного привода 7-6Д49 и несколько косметических доработок, позже примененных также и на ТГМ6Д. Из серии «В» выросла и экспортная история в виде поставок маневровых тепловозов (с уменьшенным до 78 тонн весом) на остров Куба.
ТГМ6Д стал завершением истории модели. Большинство из 411 машин этой серии (выпускалась с 1991 по 2016-й) создано уже в условиях современного российского производства. Так общий тираж популярной людиновской маневровой модели составил 3148 единиц.
На этом фоне маневровые тепловозы выглядели гораздо скромнее. Но это только на первый взгляд. Ведь если провести параллель с человеческим обществом, то они похожи на таких воспитателей или учителей, которыми закладывается базис знаний у будущих «энштейнов» или «кулибиных».
Четырехосный маневровый тепловоз ТГМ6. Фото: youtube.com
Подобным образом, именно с надежных маневровых локомотивов начинается формирование перспективных составов, которые поведут их магистральные коллеги в разные уголки страны и даже за границу. Поэтому тепловозы, усердно трудящиеся день за днем на грузовых станциях и подъездных путях промышленных предприятий, играют свою скромную, но очень важную роль.
Новинка от Людиновского завода
Хотя советское хозяйство и производило закупки венгерских и чехословацких маневровых тепловозов, хватало у нас и своих достойных моделей. Да и наши конструкторы постоянно находились в творческом поиске, стараясь улучшить характеристики уже имеющейся техники или создать что-то совершенно новое.
Так к середине 60-х появился проект маневрового тепловоза ТГМ6. Он получил гидромеханическую передачу и четырехосную комплектацию.
Локомотив наделили капотной конструкцией, установив кабину машиниста в задней ее части. Его поэтапное развитие можно продемонстрировать при помощи такого графика:
✅ 1964 – стартовал процесс проектирования модели
✅ 1966 – представление первого опытного образца
✅ 1967 – начало серийного производства ТГМ6
✅ 1970 – завершение сборки основной версии
При создании модели заводские конструкторы опирались на свой предыдущий опыт. В качестве базового варианта выступил маневровый ТГМ3, выпускаемый Людиновским тепловозостроительным заводом с 1959 года. Он также имел четырехосную конструкцию. Правда, мощность предшественника, составлявшую всего 750 л. с, увеличили более чем в полтора раза.
ТГМ6 имеет кабину машиниста в хвостовой части. Фото: youtube.com
А вот надежную гидравлическую передачу УГП-1200 оставили неизменной. Также сохранился и принцип установки на корпусе кабины машиниста. Как по внешнему дизайну, так и по набору внутренних элементов, она соответствовала критериям своего времени.
Особенности создания и эксплуатации ТГМ6
По техническим требованиям и из соображения безопасности эксплуатация ТГМ6 проводилась бригадой из двух человек. Кроме, собственно, самого машиниста в нее также входил его помощник. Такая концепция имела свои основания, ведь в середине 60-х автоматизация систем находилась в самом зародыше.
Поэтому большинство статистических данных приходилось снимать вручную. Именно на второго человека в кабине и ложилась задача составления полного графика работы тепловоза, с отчетом о его текущем техническом состоянии. Вся эта информация отображалась на перфоленте.
Большую часть конструкции занимает машинный отдел. Фото: youtube.com
Именно эти замеры и стали основным подтверждением того, что у создателей получилось сконструировать надежный и долговечный тепловоз. В эксплуатации он проявил недюжинную выносливость, особенно учитывая специфику длительной работы в низком скоростном режиме. Так, при средних 10 км/ч маневровый локомотив мог долго эксплуатироваться даже без мелких поломок. А вот и другие его характеристики:
✅ вес – 90 тонн
✅ длина – 13,5 м
✅ конструктивная скорость – 36,3 км/ч (маневровая) и 74 км/ч (магистральная)
Все это обеспечило технике максимальный срок службы и уважение со стороны железнодорожников. И хотя базовую модель перестали выпускать более полувека назад, она еще встречается на некоторых промпредприятиях. И не в самом худшем техническом состоянии. Востребованность машины также подтверждает факт комплектации ее колесными тележками, рассчитанными на разную ширину колеи:
✅ 1520 мм
✅ 1435 мм
✅ 1676 мм
В то время советские станции с маневровой работой уже опробовали чехословацкую технику. И если к ЧМЭ2 имелись претензии по мощностным характеристикам, то его последователь стал идеальной «рабочей лошадкой». В этом можно убедиться хотя бы отметив тот факт, что и сегодня, шесть десятилетий спустя, для ЧМЭ3 так и не нашли достойной замены.
И, как говорится, от добра добра не ищут. Поэтому, несмотря на прекрасные характеристики и долговечность ТГМ6, использование маневрового локомотива подразумевало довольно узкую нишу. Ею стала эксплуатация в условиях открытых карьеров или подъездных путей промышленных предприятий Советского Союза. Думаю, самое время обратить внимание и на характеристики примененного в нем привода.
Двигатель для маневрового тепловоза
Чтобы создать долговечную конструкцию мало лишь хорошо проработать ее техническую часть. Без надежного силового привода ценность такой «коробки» окажется слишком уж сомнительной. Поэтому людиновцы решили использовать дизель 3А-6Д49.
Приборный пульт в ТГМ6. Фото: youtube.com
«Сердце» для тепловоза изготовили на Коломенском заводе, славившемся опытными специалистами. Его хорошие характеристики подтверждает тот факт, что и позже дизельный мотор неоднократно устанавливался на других моделях советских и российских тепловозов. А модифицированные (спаренные, 16-цилиндровые) даже засветились на некоторых единицах речного и морского транспорта. Вот показатели привода:
✅ V-образный, восьмицилиндровый
✅ мощность – 1200 л. с
✅ управление дистанционное, электрическое
✅ карданный привод от гидропередачи к колесным парам
Запуск двигателя производился посредством электростартера ЭС-2. При этом напряжение на борту составляло 75 В. При работающем моторе оно обеспечивалось вспомогательным генератором КГ-12, базирующемся на гидропередаче. В другое время – аккумуляторной батареей 32ТН-450.
В базовой версии тепловоз ТГМ6 выпускался в период до 1970 года. За несколько лет локомотивостроители обеспечили выход на линию 62 единиц техники. После того как она начала успешно использоваться рядом отечественных предприятий, находящихся в разных уголках страны, назрела модернизация и создание новых модификаций.
Обширный ряд модификаций и долгая жизнь на конвейере
Уже в начале 70-х инженеры предприятия представили первую улучшенную версию тепловоза – ТГМ6А. Она стала и самой массовой, получив тираж до 1989 года в 2435 единиц. Новый локомотив имел несколько отличий от базовой модели:
✅ больший общий вес
✅ отсутствие малого капота
✅ незначительные косметические доработки
Когда счет готовых модифицированных машин приближался к четырем сотням, конструкторы решили поэкспериментировать, создав тепловоз с бесчелюстными тележками. Он получил обозначение ТГМ6Б, но так и остался в единственном экземпляре.
А вот появившийся в конце 80-х ТГМ6В ожидал тираж в 236 единиц (с 1988 по 1990 гг.). Его основным отличием стала установка улучшенного привода 7-6Д49 и несколько косметических доработок, позже примененных также и на ТГМ6Д. Из серии «В» выросла и экспортная история в виде поставок маневровых тепловозов (с уменьшенным до 78 тонн весом) на остров Куба.
ТГМ6 «дает медведя». Фото: youtube.com
ТГМ6Д стал завершением истории модели. Большинство из 411 машин этой серии (выпускалась с 1991 по 2016-й) создано уже в условиях современного российского производства. Так общий тираж популярной людиновской маневровой модели составил 3148 единиц.
- Иван Гончаров
- youtube.com
Рекомендуем для вас
Ракетоплан «Аврора» совершил свой первый сверхзвуковой полет
Это первое подобное событие для гражданской авиации со времен «Конкорда». Подробнее обо всем читайте в нашем материале....
Революционный реактивный двигатель прошел первые огневые испытания и показал многообещающие результаты
Речь о новой турбоэлектрической установке, предназначенной для пассажирских реактивных самолетов. Подробнее о проекте читайте в нашем материале....
Стало известно, почему в России трудно строить самолеты
Существует несколько ключевых факторов, создающих проблемы. Но есть и положительная динамика. Все подробности читайте в нашем материале....
Импортозамещенный Ту-214 готов к первому полету
Казанский авиазавод установил отечественные навигационные системы, а также другое важное оборудование. Все подробности читайте в нашем материале....
Новый экземпляр Ил-114-300 проходит сертификационные испытания
Параллельно с этим собирают первый серийный образец. Как проходят тестирования прототипов, и на каком этапе находятся остальные машины, читайте в нашем...
Вот почему современные автомобили быстро ломаются – основная причина
Современные автомобили сделаны так, что водителю практически не нужно знать их устройство. Максимум запомнить, где бачок для стеклоомывающей жидкости. Впрочем,...
Российский самолет, оснащенный ПД-35 – появились новые подробности о проекте
Информацией о том, на каком этапе он находится и когда можно ожидать результат поделился Министр торговли и промышленности Российской Федерации. Подробности в...
Раскрыта стоимость флагманскоой модели «Москвич 8»
Также стала известна дата поступления в продажу. Все подробности и характеристики отечественного внедорожника читайте в нашем материале....
Илон Маск нашел революционную замену самолетам
Американский предприниматель хочет отправлять пассажиров на специально подготовленной ракете. Это позволит сократить время перелетов в 15 раз, опередив даже...
Дизельный УАЗ и дюжина новых моделей – компания Sollers провела грандиозную презентацию
Российская компания давно не проводила мероприятия таких масштабов. Бренд подготовил новые фургоны, пикапы, минивэн и внедорожник. Кроме того, улучшили и...
«Авиация Колымы» стала обладателем вертолетов-косаток
Уникальные машины вскоре отправятся в месте постоянной дислокации. По пути будет 11 остановок. Не исключено, что вам повезет их увидеть «вживую»....
Готовятся к серийному производству 13 моделей новых российских автомобилей
Компания Sollers еще пару лет назад обещала, что выпустит несколько новых моделей отечественных автомобилей. Не совсем российских, но зато в перспективе...
Россия построит новую железную дорогу до Персидского залива
Логистическое сообщение поможет обеспечить стабильные поставки с Урала, Сибири и Поволжья. Все подробности масштабного проекта читайте в нашем материале....
Брянский автомобильный завод готовит к выпуску уникальные грузовики
Это будет пожарный автомобиль для аэродромов. Он заявлен как на 100% отечественный, но есть нюансы....
К-750 – советский мотоцикл, восстановленный по современным технологиям
Некоторые россияне и жители СНГ любят советские мотоциклы. Для многих это не единственная и бюджетная возможность передвигаться на двух колесах, а отдушина....
Автодома из Китая – лучшие машины и дорогостоящая роскошь
Не сидится авторам канала «ПриветТачка» на месте. Они ищут интересные автомобили. В этот раз им удалось попасть в салон Armadillo. Не слышали про такую...