Бизнес-класс прошлого, который актуален и сегодня: история и особенности Cessna 421A
Cessna – американская компания, которая завоевала популярность в сегменте легких и средних самолетов. Более 50 лет назад бренд выпустил модель 421. Она в течение десятилетий оставалась эталоном бизнес-класса. Впрочем, даже сейчас этот самолет по уровню комфорта может дать фору некоторым современным воздушным судам. Более того, активная эксплуатация этих самолетов продолжается и сегодня.
Cessna 421 появилась в 1967 году. Модель базировалась на 411-й серии, но также имела общие черты с 310-й. Целевой аудиторией самолета являлся бизнес-класс без использования турбовинтового двигателя. Стоимость последнего в то время отпугивала потенциальных покупателей.
В своем сегменте «Сессна» стартовала с завидным успехом. Только в первый год было продано 200 экземпляров. Модель подкупала продуманным интерьером, большим запасом топлива и хорошей надежностью.
Последнее подтверждается и по сей день. Cessna 412 до сих пор можно встретить во многих уголках мира даже в коммерческой авиации. Спустя два года вышло первое обновление, которое получило индекс «A». В нем был усовершенствован фюзеляж, увеличена емкость топливных баков. Помимо этого поднялся максимальный взлетный вес.
Модификация с приставкой «B» вышла в 1971 году. Из весомых изменений выделялись размеры размаха крыльев и носовой части, которые «выросли» на 60 см. Это еще больше подняло стабильность воздушного судна.
Последней версией из широко известных принято считать 421C. Она получила систему «мокрых» крыльев и лишилась топливных баков на законцовках. На 1901-м экземпляре в 1985 году закончилась серийная, но не «народная» история этой модели.
Самолет стал толчком для создания еще одного известного воздушного судна – Cessna 425. По сути, этот та же 421-ая модель, но адаптированная для эксплуатации с турбовинтовыми двигателями.
Первые модификации «Цессны» 421 выделялись на фоне завершающих чуть более коротким размахом крыльев и наличием законцовок на них. Последние выполняли роль основных топливных баков.
На версии «С» от их использования отказались в пользу технологии Wet Wing, где полость крыла выступала резервуаром для топлива. Собственно, только по этим нюансам и можно визуально отличить поколения и модификации 421-й модели.
Этот самолет также выделяется неплохим объемом багажных отделений в носовой и задней части. В качестве опций были доступны дополнительные отсеки хранения, расположенные в мотогондолах.
Несмотря на то, что самолет перестали выпускать в 1985 году, его салон и по сей день воспринимается комфортнным. В особенности, это утверждение касается пассажиров, ведь модель изначально нацелена на бизнес-сегмент.
В свое время «Цессна» могла похвастаться одним из самых тихих салонов. В большей степени это объясняется особенностями двигателей. Они достигают рабочей мощности на относительно низких оборотах винтов, тем самым снижая уровень шума.
Cessna 421 встречает пилота полноценным трапом, хоть и на три ступени. Внутри с комфортом могут разместиться четыре пассажира. Помимо этого, в хвостовой части находятся два оборудованных резервных места.
Принадлежность к бизнес-классу прослеживается и в отделке салона. Материалы солидного качества, преобладают светлые тона. За креслами пилотов находится интерфейс с 8-дюймовым дисплеем. Последний снабжает и спутниковой связью, и телевидением.
Два ряда сидений расположены друг напротив друга. Между ними в боковых консолях предусмотрены складные столики. Из опций можно отметить наличие холодильника и емкости для льда.
Кабина пилота выглядит не настолько премиально как салон, но не лишена комфорта и информативности. На борту установлена система «автопилота» и навигационный прибор Aspen Evolution Pro.
Слева от штурвала расположен резервный «горизонт» и радиовысотомер. Справа находится Stormscope, который в реальном времени фиксирует локализацию гроз на пути. В центральной консоли установлено два GPS – 430 и 530. Там же представлена система контроля, которая показывает параметры двигателя.
Для длительных полетов или непредвиденных ситуаций, в этой «Цессне» есть туалет. Он расположен под шестым пассажирским креслом, а приватность создает специальная шторка. Условия, конечно, «спартанские», но хорошо, что Cessna предусмотрела решение для этого «аварийного» случая.
В качестве движущей силы самолета выступает пара моторов с турбонаддувом Continental GTSIO-520. Каждый из них выдает до 375 л. с. мощности.
Летно-технические характеристики следующие:
✅ максимальная скорость – 430 км/час
✅ крейсерская скорость – 400 км/час
✅ суммарный объем топливных баков – 482 кг
✅ поддерживаемое горючее – авиационный бензин 100LL
✅ дальность полета – до 1500 км
✅ скороподъемность – 8,6 м/с
✅ потолок – 8 км
На этих моторах присутствует занятная технологическая деталь. Из-за своей мощности в диапазоне оборотов от 3 до 3,5 тыс. двигатели входят в «оверспид». В этом состоянии ощутимо снижается КПД всей системы.
Чтобы сохранить тягу в этой ситуации, инженеры «Континенталь» приняли решение установить на пропеллеры понижающие редукторы. Их можно заметить по характерным «горбам» на капотах двигателей.
В плане электроники, помимо вышеуказанного, также стоит выделить наличие метеорадара и системы антиобледенения. Последняя представляет собой своего рода «подушки», которые встроены в передней части крыльев и на хвосте. При необходимости они «раздуваются», чтобы сбросить наледь.
Отдельно стоит выделить безопасность Cessna 421. Основные узлы самолета дублируются. Это касается приемников воздушного давления и гидросистем. При отказе одной из них, вторая продолжит свое функционирование.
Еще интересной особенностью является аварийный выброс шасси. Даже если две гидросистемы отказали, на борту присутствует баллон со сжатым азотом. В нештатных ситуациях он позволяет буквально «вытолкнуть» шасси под действием большого давления.
Покупка самолета заметно отличается от приобретения, например, автомобиля. Чтобы стать обладателем Cessna 421A, недостаточно просто зайти на популярный сайт-агрегатор с объявлениями. На подобных площадках можно найти лишь минимально возможное количество запасных частей, или макет этого самолета. Только в редких случаях встречаются предложения о продаже.
Чтобы найти варианты для рассмотрения, необходимо потратить много времени на тематических форумах и нередко это зарубежные площадки. Не лишним будет обзвонить всех знакомых пилотов, механиков, провести ряд длительных манипуляций и переговоров. Впрочем, действительно заинтересованным соискателям всегда удается достичь желаемого.
В среднем на вторичном рынке Cessna 421 можно найти за 150-250 тыс. долларов (18 млн рублей). И это речь идет о первых модификациях без буквы или с индексами «A» и «B». Несколько более продвинутая версия с приставкой «C» встречается чаще, но стоит еще дороже – от 350 тыс. долларов (35 млн рублей).
Касательно расходов на содержание, в этом плане не все так однозначно. Напомним, эта Cessna в качестве топлива использует специальный авиационный бензин. Стоит он дороже более современных видов горючего, да и «достать» его немного, но сложнее.
С другой стороны, расход вышеуказанного 100LL меньше. В итоге, если не использовать Cessna 421 в коммерческих целях, «неизбежная» цена содержания в год будет сравнительно ниже. В особенности, если проводить аналогию с вариантами на турбовинтовых двигателях.
Cessna 421 – это комфорт и скорость бизнес-класса за относительно небольшие деньги. Ближайшим конкурентом является линейка Piper Cheyenne 1 и 2. При всех возможных преимуществах последних, «Сессна» будет дешевле в приобретении, давая сходный уровень ощущений от полета и эксплуатации.
Ключевым отличием этих двух самолетов является двигатель. В «Пайпере» установлен турбовинтовой, а в Cessna – поршневой. В той цене, за которую можно купить вполне «живой» экземпляр 421-й модели, более современный тип двигателя не представлен от слова «совсем».
Как правило, турбовинтовые агрегаты умножают ценник самолета в два, а то и три раза. При этом скорость полета не сильно отличается, как и степень комфорта. С другой стороны, поршневые двигатели требуют от механика большей внимательности к деталям. В особенности, когда речь идет о технике такого возраста.
История модели
Cessna 421 появилась в 1967 году. Модель базировалась на 411-й серии, но также имела общие черты с 310-й. Целевой аудиторией самолета являлся бизнес-класс без использования турбовинтового двигателя. Стоимость последнего в то время отпугивала потенциальных покупателей.
В своем сегменте «Сессна» стартовала с завидным успехом. Только в первый год было продано 200 экземпляров. Модель подкупала продуманным интерьером, большим запасом топлива и хорошей надежностью.
Cessna 421A оснащена двумя поршневыми двигателями на 375 л. с. каждый. Фото: YouTube.com
Последнее подтверждается и по сей день. Cessna 412 до сих пор можно встретить во многих уголках мира даже в коммерческой авиации. Спустя два года вышло первое обновление, которое получило индекс «A». В нем был усовершенствован фюзеляж, увеличена емкость топливных баков. Помимо этого поднялся максимальный взлетный вес.
Модификация с приставкой «B» вышла в 1971 году. Из весомых изменений выделялись размеры размаха крыльев и носовой части, которые «выросли» на 60 см. Это еще больше подняло стабильность воздушного судна.
Последней версией из широко известных принято считать 421C. Она получила систему «мокрых» крыльев и лишилась топливных баков на законцовках. На 1901-м экземпляре в 1985 году закончилась серийная, но не «народная» история этой модели.
Самолет стал толчком для создания еще одного известного воздушного судна – Cessna 425. По сути, этот та же 421-ая модель, но адаптированная для эксплуатации с турбовинтовыми двигателями.
Внешний вид
Первые модификации «Цессны» 421 выделялись на фоне завершающих чуть более коротким размахом крыльев и наличием законцовок на них. Последние выполняли роль основных топливных баков.
У Cessna 421 есть небольшой трап. Фото: YouTube.com
На версии «С» от их использования отказались в пользу технологии Wet Wing, где полость крыла выступала резервуаром для топлива. Собственно, только по этим нюансам и можно визуально отличить поколения и модификации 421-й модели.
Этот самолет также выделяется неплохим объемом багажных отделений в носовой и задней части. В качестве опций были доступны дополнительные отсеки хранения, расположенные в мотогондолах.
Салон
Несмотря на то, что самолет перестали выпускать в 1985 году, его салон и по сей день воспринимается комфортнным. В особенности, это утверждение касается пассажиров, ведь модель изначально нацелена на бизнес-сегмент.
В свое время «Цессна» могла похвастаться одним из самых тихих салонов. В большей степени это объясняется особенностями двигателей. Они достигают рабочей мощности на относительно низких оборотах винтов, тем самым снижая уровень шума.
Cessna 421 встречает пилота полноценным трапом, хоть и на три ступени. Внутри с комфортом могут разместиться четыре пассажира. Помимо этого, в хвостовой части находятся два оборудованных резервных места.
Вот так выглядит кабина пилота Cessna 421A. Фото: YouTube.com
Принадлежность к бизнес-классу прослеживается и в отделке салона. Материалы солидного качества, преобладают светлые тона. За креслами пилотов находится интерфейс с 8-дюймовым дисплеем. Последний снабжает и спутниковой связью, и телевидением.
Два ряда сидений расположены друг напротив друга. Между ними в боковых консолях предусмотрены складные столики. Из опций можно отметить наличие холодильника и емкости для льда.
Кабина пилота выглядит не настолько премиально как салон, но не лишена комфорта и информативности. На борту установлена система «автопилота» и навигационный прибор Aspen Evolution Pro.
Слева от штурвала расположен резервный «горизонт» и радиовысотомер. Справа находится Stormscope, который в реальном времени фиксирует локализацию гроз на пути. В центральной консоли установлено два GPS – 430 и 530. Там же представлена система контроля, которая показывает параметры двигателя.
Для длительных полетов или непредвиденных ситуаций, в этой «Цессне» есть туалет. Он расположен под шестым пассажирским креслом, а приватность создает специальная шторка. Условия, конечно, «спартанские», но хорошо, что Cessna предусмотрела решение для этого «аварийного» случая.
Технические характеристики
В качестве движущей силы самолета выступает пара моторов с турбонаддувом Continental GTSIO-520. Каждый из них выдает до 375 л. с. мощности.
Летно-технические характеристики следующие:
✅ максимальная скорость – 430 км/час
✅ крейсерская скорость – 400 км/час
✅ суммарный объем топливных баков – 482 кг
✅ поддерживаемое горючее – авиационный бензин 100LL
✅ дальность полета – до 1500 км
✅ скороподъемность – 8,6 м/с
✅ потолок – 8 км
На этих моторах присутствует занятная технологическая деталь. Из-за своей мощности в диапазоне оборотов от 3 до 3,5 тыс. двигатели входят в «оверспид». В этом состоянии ощутимо снижается КПД всей системы.
Чтобы сохранить тягу в этой ситуации, инженеры «Континенталь» приняли решение установить на пропеллеры понижающие редукторы. Их можно заметить по характерным «горбам» на капотах двигателей.
На капотах двигателей Cessna 421 присутствуют характерные «горбики» от редукторов. Фото: YouTube.com
В плане электроники, помимо вышеуказанного, также стоит выделить наличие метеорадара и системы антиобледенения. Последняя представляет собой своего рода «подушки», которые встроены в передней части крыльев и на хвосте. При необходимости они «раздуваются», чтобы сбросить наледь.
Отдельно стоит выделить безопасность Cessna 421. Основные узлы самолета дублируются. Это касается приемников воздушного давления и гидросистем. При отказе одной из них, вторая продолжит свое функционирование.
Еще интересной особенностью является аварийный выброс шасси. Даже если две гидросистемы отказали, на борту присутствует баллон со сжатым азотом. В нештатных ситуациях он позволяет буквально «вытолкнуть» шасси под действием большого давления.
Стоимость Cessna 421 и его содержания
Покупка самолета заметно отличается от приобретения, например, автомобиля. Чтобы стать обладателем Cessna 421A, недостаточно просто зайти на популярный сайт-агрегатор с объявлениями. На подобных площадках можно найти лишь минимально возможное количество запасных частей, или макет этого самолета. Только в редких случаях встречаются предложения о продаже.
Чтобы найти варианты для рассмотрения, необходимо потратить много времени на тематических форумах и нередко это зарубежные площадки. Не лишним будет обзвонить всех знакомых пилотов, механиков, провести ряд длительных манипуляций и переговоров. Впрочем, действительно заинтересованным соискателям всегда удается достичь желаемого.
В Cessna 421A установлено шесть оборудованных пассажирских кресел. Фото: YouTube.com
В среднем на вторичном рынке Cessna 421 можно найти за 150-250 тыс. долларов (18 млн рублей). И это речь идет о первых модификациях без буквы или с индексами «A» и «B». Несколько более продвинутая версия с приставкой «C» встречается чаще, но стоит еще дороже – от 350 тыс. долларов (35 млн рублей).
Касательно расходов на содержание, в этом плане не все так однозначно. Напомним, эта Cessna в качестве топлива использует специальный авиационный бензин. Стоит он дороже более современных видов горючего, да и «достать» его немного, но сложнее.
С другой стороны, расход вышеуказанного 100LL меньше. В итоге, если не использовать Cessna 421 в коммерческих целях, «неизбежная» цена содержания в год будет сравнительно ниже. В особенности, если проводить аналогию с вариантами на турбовинтовых двигателях.
Заключение
Cessna 421 – это комфорт и скорость бизнес-класса за относительно небольшие деньги. Ближайшим конкурентом является линейка Piper Cheyenne 1 и 2. При всех возможных преимуществах последних, «Сессна» будет дешевле в приобретении, давая сходный уровень ощущений от полета и эксплуатации.
Ключевым отличием этих двух самолетов является двигатель. В «Пайпере» установлен турбовинтовой, а в Cessna – поршневой. В той цене, за которую можно купить вполне «живой» экземпляр 421-й модели, более современный тип двигателя не представлен от слова «совсем».
Как правило, турбовинтовые агрегаты умножают ценник самолета в два, а то и три раза. При этом скорость полета не сильно отличается, как и степень комфорта. С другой стороны, поршневые двигатели требуют от механика большей внимательности к деталям. В особенности, когда речь идет о технике такого возраста.
- Vic Samoylik
- youtube.com
Рекомендуем для вас
Подводный арктический газовоз «Пилигрим» заменит трубопроводы
Доставка углеводородов подводным газовозом, да еще под арктическими льдами – не фантастика ли? О проекте 2019-го года сегодня вспомнили не случайно. Реальная...
Lada Vesta в 2025 году станет не хуже иномарок – готовится глобальное обновление
Наконец дождемся? Или АвтоВАЗ просто вынужден модернизировать автомобили под напором китайских брендов?...
ПД-8 будут испытывать на летающей лаборатории
По сообщению главы Ростеха, ПД-8 проходит последние испытания на стенде и следующий этап – тестирование в полете на Ил-76ЛЛ. Затем двигатель установят на...
Зачем при взлете и посадке стюардессы просят открывать шторки иллюминаторов
Эта неожиданная просьба имеет под собой довольно веские основания, которые, возможно, помогут сберечь здоровье, а то и жизнь пассажиров. Неужели какие-то...
ЯМЗ-535: новая рядная «четверка», которая пестрит отечественными инновациями
В новом видео на YouTube-канале «Автомобильная Россия» представлен дизельный двигатель ЯМЗ-535, который стал улучшенной версией популярного мотора ЯМЗ-534. Это...
ОДК покажет прорывные технологии на примере авиадвигателей ПД-14 и ПД-35
Выставка пройдет в Москве с 23 по 25 декабря. Покажут лучшие достижения в авиастроении....
Новый комбайн от Ростсельмаш – революционное решение для полей
На выставке «Агросалон 2024» в подробностях продемонстрировали долгожданную новинку от завода Ростсельмаш. Ею стал кормоуборочный комбайн F-1500 с двигателем...
У экранопланов, похоже, открывается «второе дыхание»
И снова «в деле» фигурируют водородные технологии. О новых открывающихся перспективах этого надводного транспорта читайте в нашем материале....
Чиновники уточнили сроки производства МС-21-300 и SJ-100
Также стало известно, сколько уже готово единиц МС-21. А еще название лайнера SJ-100 хотят русифицировать. И его выход в серию напрямую зависит от ПД-8....
В России появятся «двойники» аэропортов
Система интерактивная и обеспечивает улучшенный мониторинг работы аэропорта и сопутствующей инфраструктуры. Также технология позволяет оптимизировать...
Hyundai объявляет «войну» мониторам в авто
Все уже привыкли к ярким экранам мультимедиа. Вот только немногие знают, как влияют на безопасность вождения эти устройства и есть ли им альтернатива....
Что будет, если с двигателя Жигулей «срезать» 8 кг запчастей?
Команда YouTube-канала «Гараж 54» пошла на очередной необычный эксперимент, до которого мало кто мог додуматься. Они продемонстрировали проект по созданию...
Первые подробности о красноярском вездеходе Visuva T8
Чтобы управлять этим «монстром» не нужно специальное обучение. В качестве руля – штурвал, а гусеницы изготовлены из композита, которые уменьшают давление на...
Многоосные шасси МЗКТ выходят на гражданский рынок – «Волат» для суровой эксплуатации
Минский завод колесных тягачей известен на просторах бывшего Советского Союза в первую очередь своими многоосными шасси для ракетовозов. Но уже давно...
Представлен «Чистогор» – грузовая новинка с логотипом «КАМАЗ»
Автомобиль создан при совместном сотрудничестве крупнейшего производителя грузовой техники и Центра водородных технологий АФК «Система». Подробнее о проекте...
КАМАЗ представил обновленное шасси К3: новый двигатель, кабина и не только
Благодаря изменениям серия К3 стала ближе к более дорогой линейке К5. Что именно улучшили?...