Бизнес-класс прошлого, который актуален и сегодня: история и особенности Cessna 421A
Cessna – американская компания, которая завоевала популярность в сегменте легких и средних самолетов. Более 50 лет назад бренд выпустил модель 421. Она в течение десятилетий оставалась эталоном бизнес-класса. Впрочем, даже сейчас этот самолет по уровню комфорта может дать фору некоторым современным воздушным судам. Более того, активная эксплуатация этих самолетов продолжается и сегодня.
Cessna 421 появилась в 1967 году. Модель базировалась на 411-й серии, но также имела общие черты с 310-й. Целевой аудиторией самолета являлся бизнес-класс без использования турбовинтового двигателя. Стоимость последнего в то время отпугивала потенциальных покупателей.
В своем сегменте «Сессна» стартовала с завидным успехом. Только в первый год было продано 200 экземпляров. Модель подкупала продуманным интерьером, большим запасом топлива и хорошей надежностью.
Последнее подтверждается и по сей день. Cessna 412 до сих пор можно встретить во многих уголках мира даже в коммерческой авиации. Спустя два года вышло первое обновление, которое получило индекс «A». В нем был усовершенствован фюзеляж, увеличена емкость топливных баков. Помимо этого поднялся максимальный взлетный вес.
Модификация с приставкой «B» вышла в 1971 году. Из весомых изменений выделялись размеры размаха крыльев и носовой части, которые «выросли» на 60 см. Это еще больше подняло стабильность воздушного судна.
Последней версией из широко известных принято считать 421C. Она получила систему «мокрых» крыльев и лишилась топливных баков на законцовках. На 1901-м экземпляре в 1985 году закончилась серийная, но не «народная» история этой модели.
Самолет стал толчком для создания еще одного известного воздушного судна – Cessna 425. По сути, этот та же 421-ая модель, но адаптированная для эксплуатации с турбовинтовыми двигателями.
Первые модификации «Цессны» 421 выделялись на фоне завершающих чуть более коротким размахом крыльев и наличием законцовок на них. Последние выполняли роль основных топливных баков.
На версии «С» от их использования отказались в пользу технологии Wet Wing, где полость крыла выступала резервуаром для топлива. Собственно, только по этим нюансам и можно визуально отличить поколения и модификации 421-й модели.
Этот самолет также выделяется неплохим объемом багажных отделений в носовой и задней части. В качестве опций были доступны дополнительные отсеки хранения, расположенные в мотогондолах.
Несмотря на то, что самолет перестали выпускать в 1985 году, его салон и по сей день воспринимается комфортнным. В особенности, это утверждение касается пассажиров, ведь модель изначально нацелена на бизнес-сегмент.
В свое время «Цессна» могла похвастаться одним из самых тихих салонов. В большей степени это объясняется особенностями двигателей. Они достигают рабочей мощности на относительно низких оборотах винтов, тем самым снижая уровень шума.
Cessna 421 встречает пилота полноценным трапом, хоть и на три ступени. Внутри с комфортом могут разместиться четыре пассажира. Помимо этого, в хвостовой части находятся два оборудованных резервных места.
Принадлежность к бизнес-классу прослеживается и в отделке салона. Материалы солидного качества, преобладают светлые тона. За креслами пилотов находится интерфейс с 8-дюймовым дисплеем. Последний снабжает и спутниковой связью, и телевидением.
Два ряда сидений расположены друг напротив друга. Между ними в боковых консолях предусмотрены складные столики. Из опций можно отметить наличие холодильника и емкости для льда.
Кабина пилота выглядит не настолько премиально как салон, но не лишена комфорта и информативности. На борту установлена система «автопилота» и навигационный прибор Aspen Evolution Pro.
Слева от штурвала расположен резервный «горизонт» и радиовысотомер. Справа находится Stormscope, который в реальном времени фиксирует локализацию гроз на пути. В центральной консоли установлено два GPS – 430 и 530. Там же представлена система контроля, которая показывает параметры двигателя.
Для длительных полетов или непредвиденных ситуаций, в этой «Цессне» есть туалет. Он расположен под шестым пассажирским креслом, а приватность создает специальная шторка. Условия, конечно, «спартанские», но хорошо, что Cessna предусмотрела решение для этого «аварийного» случая.
В качестве движущей силы самолета выступает пара моторов с турбонаддувом Continental GTSIO-520. Каждый из них выдает до 375 л. с. мощности.
Летно-технические характеристики следующие:
✅ максимальная скорость – 430 км/час
✅ крейсерская скорость – 400 км/час
✅ суммарный объем топливных баков – 482 кг
✅ поддерживаемое горючее – авиационный бензин 100LL
✅ дальность полета – до 1500 км
✅ скороподъемность – 8,6 м/с
✅ потолок – 8 км
На этих моторах присутствует занятная технологическая деталь. Из-за своей мощности в диапазоне оборотов от 3 до 3,5 тыс. двигатели входят в «оверспид». В этом состоянии ощутимо снижается КПД всей системы.
Чтобы сохранить тягу в этой ситуации, инженеры «Континенталь» приняли решение установить на пропеллеры понижающие редукторы. Их можно заметить по характерным «горбам» на капотах двигателей.
В плане электроники, помимо вышеуказанного, также стоит выделить наличие метеорадара и системы антиобледенения. Последняя представляет собой своего рода «подушки», которые встроены в передней части крыльев и на хвосте. При необходимости они «раздуваются», чтобы сбросить наледь.
Отдельно стоит выделить безопасность Cessna 421. Основные узлы самолета дублируются. Это касается приемников воздушного давления и гидросистем. При отказе одной из них, вторая продолжит свое функционирование.
Еще интересной особенностью является аварийный выброс шасси. Даже если две гидросистемы отказали, на борту присутствует баллон со сжатым азотом. В нештатных ситуациях он позволяет буквально «вытолкнуть» шасси под действием большого давления.
Покупка самолета заметно отличается от приобретения, например, автомобиля. Чтобы стать обладателем Cessna 421A, недостаточно просто зайти на популярный сайт-агрегатор с объявлениями. На подобных площадках можно найти лишь минимально возможное количество запасных частей, или макет этого самолета. Только в редких случаях встречаются предложения о продаже.
Чтобы найти варианты для рассмотрения, необходимо потратить много времени на тематических форумах и нередко это зарубежные площадки. Не лишним будет обзвонить всех знакомых пилотов, механиков, провести ряд длительных манипуляций и переговоров. Впрочем, действительно заинтересованным соискателям всегда удается достичь желаемого.
В среднем на вторичном рынке Cessna 421 можно найти за 150-250 тыс. долларов (18 млн рублей). И это речь идет о первых модификациях без буквы или с индексами «A» и «B». Несколько более продвинутая версия с приставкой «C» встречается чаще, но стоит еще дороже – от 350 тыс. долларов (35 млн рублей).
Касательно расходов на содержание, в этом плане не все так однозначно. Напомним, эта Cessna в качестве топлива использует специальный авиационный бензин. Стоит он дороже более современных видов горючего, да и «достать» его немного, но сложнее.
С другой стороны, расход вышеуказанного 100LL меньше. В итоге, если не использовать Cessna 421 в коммерческих целях, «неизбежная» цена содержания в год будет сравнительно ниже. В особенности, если проводить аналогию с вариантами на турбовинтовых двигателях.
Cessna 421 – это комфорт и скорость бизнес-класса за относительно небольшие деньги. Ближайшим конкурентом является линейка Piper Cheyenne 1 и 2. При всех возможных преимуществах последних, «Сессна» будет дешевле в приобретении, давая сходный уровень ощущений от полета и эксплуатации.
Ключевым отличием этих двух самолетов является двигатель. В «Пайпере» установлен турбовинтовой, а в Cessna – поршневой. В той цене, за которую можно купить вполне «живой» экземпляр 421-й модели, более современный тип двигателя не представлен от слова «совсем».
Как правило, турбовинтовые агрегаты умножают ценник самолета в два, а то и три раза. При этом скорость полета не сильно отличается, как и степень комфорта. С другой стороны, поршневые двигатели требуют от механика большей внимательности к деталям. В особенности, когда речь идет о технике такого возраста.
История модели
Cessna 421 появилась в 1967 году. Модель базировалась на 411-й серии, но также имела общие черты с 310-й. Целевой аудиторией самолета являлся бизнес-класс без использования турбовинтового двигателя. Стоимость последнего в то время отпугивала потенциальных покупателей.
В своем сегменте «Сессна» стартовала с завидным успехом. Только в первый год было продано 200 экземпляров. Модель подкупала продуманным интерьером, большим запасом топлива и хорошей надежностью.
Cessna 421A оснащена двумя поршневыми двигателями на 375 л. с. каждый. Фото: YouTube.com
Последнее подтверждается и по сей день. Cessna 412 до сих пор можно встретить во многих уголках мира даже в коммерческой авиации. Спустя два года вышло первое обновление, которое получило индекс «A». В нем был усовершенствован фюзеляж, увеличена емкость топливных баков. Помимо этого поднялся максимальный взлетный вес.
Модификация с приставкой «B» вышла в 1971 году. Из весомых изменений выделялись размеры размаха крыльев и носовой части, которые «выросли» на 60 см. Это еще больше подняло стабильность воздушного судна.
Последней версией из широко известных принято считать 421C. Она получила систему «мокрых» крыльев и лишилась топливных баков на законцовках. На 1901-м экземпляре в 1985 году закончилась серийная, но не «народная» история этой модели.
Самолет стал толчком для создания еще одного известного воздушного судна – Cessna 425. По сути, этот та же 421-ая модель, но адаптированная для эксплуатации с турбовинтовыми двигателями.
Внешний вид
Первые модификации «Цессны» 421 выделялись на фоне завершающих чуть более коротким размахом крыльев и наличием законцовок на них. Последние выполняли роль основных топливных баков.
У Cessna 421 есть небольшой трап. Фото: YouTube.com
На версии «С» от их использования отказались в пользу технологии Wet Wing, где полость крыла выступала резервуаром для топлива. Собственно, только по этим нюансам и можно визуально отличить поколения и модификации 421-й модели.
Этот самолет также выделяется неплохим объемом багажных отделений в носовой и задней части. В качестве опций были доступны дополнительные отсеки хранения, расположенные в мотогондолах.
Салон
Несмотря на то, что самолет перестали выпускать в 1985 году, его салон и по сей день воспринимается комфортнным. В особенности, это утверждение касается пассажиров, ведь модель изначально нацелена на бизнес-сегмент.
В свое время «Цессна» могла похвастаться одним из самых тихих салонов. В большей степени это объясняется особенностями двигателей. Они достигают рабочей мощности на относительно низких оборотах винтов, тем самым снижая уровень шума.
Cessna 421 встречает пилота полноценным трапом, хоть и на три ступени. Внутри с комфортом могут разместиться четыре пассажира. Помимо этого, в хвостовой части находятся два оборудованных резервных места.
Вот так выглядит кабина пилота Cessna 421A. Фото: YouTube.com
Принадлежность к бизнес-классу прослеживается и в отделке салона. Материалы солидного качества, преобладают светлые тона. За креслами пилотов находится интерфейс с 8-дюймовым дисплеем. Последний снабжает и спутниковой связью, и телевидением.
Два ряда сидений расположены друг напротив друга. Между ними в боковых консолях предусмотрены складные столики. Из опций можно отметить наличие холодильника и емкости для льда.
Кабина пилота выглядит не настолько премиально как салон, но не лишена комфорта и информативности. На борту установлена система «автопилота» и навигационный прибор Aspen Evolution Pro.
Слева от штурвала расположен резервный «горизонт» и радиовысотомер. Справа находится Stormscope, который в реальном времени фиксирует локализацию гроз на пути. В центральной консоли установлено два GPS – 430 и 530. Там же представлена система контроля, которая показывает параметры двигателя.
Для длительных полетов или непредвиденных ситуаций, в этой «Цессне» есть туалет. Он расположен под шестым пассажирским креслом, а приватность создает специальная шторка. Условия, конечно, «спартанские», но хорошо, что Cessna предусмотрела решение для этого «аварийного» случая.
Технические характеристики
В качестве движущей силы самолета выступает пара моторов с турбонаддувом Continental GTSIO-520. Каждый из них выдает до 375 л. с. мощности.
Летно-технические характеристики следующие:
✅ максимальная скорость – 430 км/час
✅ крейсерская скорость – 400 км/час
✅ суммарный объем топливных баков – 482 кг
✅ поддерживаемое горючее – авиационный бензин 100LL
✅ дальность полета – до 1500 км
✅ скороподъемность – 8,6 м/с
✅ потолок – 8 км
На этих моторах присутствует занятная технологическая деталь. Из-за своей мощности в диапазоне оборотов от 3 до 3,5 тыс. двигатели входят в «оверспид». В этом состоянии ощутимо снижается КПД всей системы.
Чтобы сохранить тягу в этой ситуации, инженеры «Континенталь» приняли решение установить на пропеллеры понижающие редукторы. Их можно заметить по характерным «горбам» на капотах двигателей.
На капотах двигателей Cessna 421 присутствуют характерные «горбики» от редукторов. Фото: YouTube.com
В плане электроники, помимо вышеуказанного, также стоит выделить наличие метеорадара и системы антиобледенения. Последняя представляет собой своего рода «подушки», которые встроены в передней части крыльев и на хвосте. При необходимости они «раздуваются», чтобы сбросить наледь.
Отдельно стоит выделить безопасность Cessna 421. Основные узлы самолета дублируются. Это касается приемников воздушного давления и гидросистем. При отказе одной из них, вторая продолжит свое функционирование.
Еще интересной особенностью является аварийный выброс шасси. Даже если две гидросистемы отказали, на борту присутствует баллон со сжатым азотом. В нештатных ситуациях он позволяет буквально «вытолкнуть» шасси под действием большого давления.
Стоимость Cessna 421 и его содержания
Покупка самолета заметно отличается от приобретения, например, автомобиля. Чтобы стать обладателем Cessna 421A, недостаточно просто зайти на популярный сайт-агрегатор с объявлениями. На подобных площадках можно найти лишь минимально возможное количество запасных частей, или макет этого самолета. Только в редких случаях встречаются предложения о продаже.
Чтобы найти варианты для рассмотрения, необходимо потратить много времени на тематических форумах и нередко это зарубежные площадки. Не лишним будет обзвонить всех знакомых пилотов, механиков, провести ряд длительных манипуляций и переговоров. Впрочем, действительно заинтересованным соискателям всегда удается достичь желаемого.
В Cessna 421A установлено шесть оборудованных пассажирских кресел. Фото: YouTube.com
В среднем на вторичном рынке Cessna 421 можно найти за 150-250 тыс. долларов (18 млн рублей). И это речь идет о первых модификациях без буквы или с индексами «A» и «B». Несколько более продвинутая версия с приставкой «C» встречается чаще, но стоит еще дороже – от 350 тыс. долларов (35 млн рублей).
Касательно расходов на содержание, в этом плане не все так однозначно. Напомним, эта Cessna в качестве топлива использует специальный авиационный бензин. Стоит он дороже более современных видов горючего, да и «достать» его немного, но сложнее.
С другой стороны, расход вышеуказанного 100LL меньше. В итоге, если не использовать Cessna 421 в коммерческих целях, «неизбежная» цена содержания в год будет сравнительно ниже. В особенности, если проводить аналогию с вариантами на турбовинтовых двигателях.
Заключение
Cessna 421 – это комфорт и скорость бизнес-класса за относительно небольшие деньги. Ближайшим конкурентом является линейка Piper Cheyenne 1 и 2. При всех возможных преимуществах последних, «Сессна» будет дешевле в приобретении, давая сходный уровень ощущений от полета и эксплуатации.
Ключевым отличием этих двух самолетов является двигатель. В «Пайпере» установлен турбовинтовой, а в Cessna – поршневой. В той цене, за которую можно купить вполне «живой» экземпляр 421-й модели, более современный тип двигателя не представлен от слова «совсем».
Как правило, турбовинтовые агрегаты умножают ценник самолета в два, а то и три раза. При этом скорость полета не сильно отличается, как и степень комфорта. С другой стороны, поршневые двигатели требуют от механика большей внимательности к деталям. В особенности, когда речь идет о технике такого возраста.
- Vic Samoylik
- youtube.com
Рекомендуем для вас
«Бетонки»: в России тоже хотят строить «вечные» дороги
Недавно из Краснодарского края пришло сообщение о введении в эксплуатацию опытного участки бетонной автодороги. Подобные покрытия в СССР и РФ почти не...
МС-21 получил еще одну важную деталь отечественного производства
Набор деталей успешно прошел тестирование на скорости свыше 600 км/час. До 2028 года ожидается увеличение поставок в 11 раз. Все подробности читайте в нашем...
Lada Niva получит новый мотор в 2025 году – более объемный и мощный, но простой и надежный
Этим двигателям планируют оснащать все модификации легендарного внедорожника. Похоже, от старого мотора решили отказаться....
Твердотельные аккумуляторы – 1200 км и 10 минут зарядки: когда будет массовое производство?
О производстве этих батарей говорят давно – а «воз и ныне там». Есть ли какие сдвиги в этом направлении сегодня?...
Boeing 737: посадки в исполнении современных пилотов или в СССР учили лучше
Авиалайнеры Boeing 737 считаются одними из самых массовых и удачных в мире. Выпускается семейство серийно с 1967 года. Неудивительно, что за это время...
Sollers Atlant – почти российский, но все еще недоработанный
Обзор нового легкого грузовика из Елабуги. Расскажем, почему его можно считать почти отечественным, и как отзываются о нем владельцы....
Остров Свободы получил новых «Патриотов»
Они помогут справиться с последствиями природных катаклизмов, а затем перейдут на службу в администрации провинций. Все подробности читайте в нашем материале....
Четыре иномарки и одна «россиянка»: выбраны 5 лучших автомобилей 2024 года
В интересное время живем, товарищи! Кому не лень, или нужен масштабный пиар раздают Национальные премии «Автомобиль года России». Только «нацию», похоже,...
Отсоединять или нет клеммы АКБ при подзарядке
В холода многие подзаряжают аккумулятор: а нужно ли при этом снимать клеммы? Есть разные варианты ответа....
Ждем в электромобилях – в Великобритании создали «вечную» батарею
Похоже, будущее наступило. Первый экземпляр создан, осталось дождаться серийного производства, и можно будет забыть о зарядных устройствах....
Audi 100 C2 против АЗЛК-2141 – модели бизнес-класса из разных стран и эпох
История автомобилей и их технические особенности. В итоге решим, какая модель лучше сейчас....
КАМАЗ-54902 в сравнении с предшественником: подробности
Запущенный в серийное производство КАМАЗ-54902 очень похож на предшественника. Но отличия есть: они касаются двигателя, кабины, некоторых иных узлов и деталей...
Реконструкция «Чуйского тракта» завершилась раньше срока
Проект должны были сдать в 2026 году. Слаженная работа и современные методики позволили ускорить процесс. Все подробности читайте в нашем материале....
Стартовало производство новых версий Lada Largus Cross
Купить такие автомобили у дилеров пока нельзя. Но скоро они появятся в продаже....
Российский завод наладил производство деталей для Airbus A321
Пока отечественные самолеты готовятся к выпуску, новые детали помогут продлить срок службы оставшихся зарубежных. Все подробности читайте в нашем материале....
Пристальный взгляд на самую «внедорожную» Газель
Российская автомобильная промышленность подготовила «ответ» китайским брендам в сегменте коммерческого и частного транспорта. Если быть более точным, то сразу...