
Поезда особого назначения: как тушат пожары на железной дороге
Мы привыкли видеть на наших железных дорогах поезда дальнего следования, электрички или товарники. Но иногда на глаза попадается и специализированная ж/д техника, которая выполняет очень важные функции и поддерживает магистрали в работоспособном состоянии. Это различная ремонтная и диагностирующая техника, мотодреизны и другое.
Существуют и специальные пожарные поезда. Их расчеты занимаются ликвидацией возгораний на железных дорогах, в портовых и промышленных зонах. Иногда такие поезда привлекают для тушения лесных пожаров. Они могут защищать полотно от огня или подвозить воду для специального наземного транспорта. Нередко их применяют для ликвидации загрязнений окружающей среды в случае аварий на железной дороге.
Прототипы пожарных поездов были еще в Российской империи. Например, сохранились свидетельства существования оборудованных платформ с резервуарами для воды и насосами в Нижегородской губернии. Состав даже участвовал на Всероссийском пожарном съезде в Петербурге в 1892 года. Но о массовом применении таких поездов говорить не приходится. В России того времени вообще не было централизованного управления по ликвидации чрезвычайных ситуаций.
Пожарная железнодорожная цистерна. Фото: YouTube.com
Только в 1921 году на государственном уровне утвердили службу, в задачи которой входила борьба с огнем на объектах ж/д инфраструктуры. До этого был приказ от 1918 года об организации пожарных частей или о хранении средств для тушения на станциях и крупных узлах.
Первые пожарные поезда состояли из 3-4 вагонов и локомотива на паровой тяге. Один вагон предполагался для личного состава, на другом устанавливалось насосное оборудования и пожарные рукава. На двух платформах располагали цистерны с водой. В некоторые составы включали так называемые приемные баки для сбора опасных веществ.
Пожарные поезда играли большую роль в годы Великой Отечественной войны. Часто они были целью номер один для немецкой авиации, поскольку такие составы могли быстро ликвидировать последствия налетов и бомбардировок. Вагоны специально маскировали и перекрашивали в зеленый или коричневый цвет, чтобы их труднее было отличать от обычных грузовых платформ.
Мотодрезина ПМД-3. Фото: YouTube.com
В советские годы для узкоколейных дорог также создали пожарные команды. Их часто использовали для тушения возгораний на торфяных болотах и для подвоза воды на добывающие предприятия. Как правило, в состав входили 1-2 цистерны ВЦ-10 или ВЦ-20, разработанные специально для узкоколеек. Также предусматривался вагон для установки мотопомпы и всего необходимого инвентаря. На некоторых узкоколейках работали мотодрезины ПМД-3 с установленным баком для воды.
Пожарные поезда применялись на протяжении всего 20-го века. Техническое развитие и опыт огнеборцев помогли выработать слаженную систему тушения и ликвидации чрезвычайных ситуаций на железной дороге.
На сегодняшний день на балансе числится 313 пожарных составов по всей стране. Они окрашиваются в красный цвет, на борта наносят дополнительные белые полосы. Почти все вагоны принадлежат РЖД. Есть исключения в виде пожарных ж/д команд на крупных комбинатах и производствах, где используется внутренняя маневровая сеть. То есть, в случае пожара на заводе, первыми в дело вступают штатные огнеборцы, а уже после в случае необходимости пребывают дополнительные расчеты МЧС.
Учения пожарной железнодорожной команды. Фото: YouTube.com
Существует два типа составов. Первый предполагает наличие платформы со специальным оборудованием, а также цистерны для сбора химикатов и ГСМ. Поезда второй категории включают цистерны с водой, вагон для личного состава и оборудования, а также пенообразователь.
Современные пожарные поезда, как правило, состоят из трех вагонов и локомотива. Подвижной состав может быть как на тепловой, так и на электрической тяге. Интересно, что диспетчер РЖД может взять локомотив с любого другого состава в случае острой необходимости.
В центральном вагоне располагается личный состав. Эта же платформа служит и насосной станцией. Штат команды – до 32 человек. В вагоне предусмотрен запас еды и воды на три дня, есть душ, кондиционер и устройство очистки воздуха. Здесь же находятся аптечки для оказания первой медицинской помощи и компрессор для заправки кислородных баллонов.
ЗИЛ-130 АЦ-40 на памятнике пожарным-железнодорожникам в Туле. Фото: YouTube.com
Существуют и специализированные вагоны для перевозки пожарной техники. В вагонах-гаражах можно доставить автомобили в труднопроходимые места. Но сейчас их почти не используют, поскольку в большинстве регионов Росси вдоль железнодорожных путей есть автомобильные трассы.
Сегодня специализированную платформу можно увидеть в Туле. В 2021 году на территории Московского вокзала установили памятник в честь 100-летия создания железнодорожной пожарной охраны. ЗИЛ-130 АЦ-40, выезжающий из вагона-гаража, стал частью экспозиции.
У пожарных всегда есть доступ к оборудованию, поэтому еще до прибытия к месту ликвидации, дополнительно проверяется работоспособность всех агрегатов и инструментов – мотопомп, пожарных рукавов, защитных костюмов и другого. Под вагоном расположены топливные баки для насосов.
Учения с применением пенообразователя. Фото: YouTube.com
Цистерны располагаются в начале и конце состава. В каждую «бочку» помещается до 50 м³ воды. Есть дополнительные резервуары для пенообразователя. Средний запас вещества на пожарных поездах – 5-10 тонн. Для тушения спасатели использует пенообразователь «Пурга» отечественной разработки. Рукава можно развернуть на 1,5 км.
Зона ответственности таких поездов – железные дороги и прилегающие территории. Помощь спасателей часто нужна там, где необходимо тушить большие объемы или где есть риск воспламенения отравляющих жидкостей. Резервуары пожарных поездов можно также использовать для откачки химикатов и ГСМ из других железнодорожных цистерн.
Как правило, дежурные составы расположены на крупных сортировочных и узловых станциях. Для них выделяется отдельный путь. Решение о задействовании пожарного поезда принимается сотрудниками МЧС в том случае, если сил наземных спасательных служб не хватает.
После этого соответствующий запрос отправляется диспетчеру РЖД, который прорабатывает кратчайший маршрут и отдает приказ на выдвижение к месту возгорания. Среднее время подготовки и отправки состава – до 30 минут.
В качестве локомотива чаще всего выступают тепловозы. Это могут быть тягачи серии ТЭ, ТЭМ, ЧМЭ или другие. Выбор в пользу тепловозов объясняется возможным повреждением контактной сети в случае чрезвычайной ситуации. Таким поездам дается «зеленая улица», то есть состав имеет право приоритетного проезда на определенном участке.
Несмотря на то, что обычные граждане почти никогда не видят работу железнодорожных пожарных, их труд очень востребован. На одной только Московской железной дороге в 2024 году было совершено 108 выездов. Спасатели принимали участие в тушении пожаров, ликвидации чрезвычайных ситуаций и помогали сотрудникам МЧС. В регионе ежесуточно дежурит 135 огнеборцев.
Пожарный поезд тушит огонь в районе села Найстенъярви в Карелии, 2021 год. Фото: YouTube.com
В 2022 году железнодорожные пожарные по всей стране совершили 995 выездов. Всего в период с 2012 по 2022 на объектах железной дороги силами огнеборцев было спасено 214 человек и сохранено материальных ценностей на 13 млрд рублей.
Работа железнодорожных пожарных очень важна и востребована. К сожалению, чрезвычайные ситуации, в том числе и на железных дорогах, случаются регулярно. В многих случаях без специальных пожарных команд не обойтись.
Существуют и специальные пожарные поезда. Их расчеты занимаются ликвидацией возгораний на железных дорогах, в портовых и промышленных зонах. Иногда такие поезда привлекают для тушения лесных пожаров. Они могут защищать полотно от огня или подвозить воду для специального наземного транспорта. Нередко их применяют для ликвидации загрязнений окружающей среды в случае аварий на железной дороге.
Огнеборцы на железной дороге
Прототипы пожарных поездов были еще в Российской империи. Например, сохранились свидетельства существования оборудованных платформ с резервуарами для воды и насосами в Нижегородской губернии. Состав даже участвовал на Всероссийском пожарном съезде в Петербурге в 1892 года. Но о массовом применении таких поездов говорить не приходится. В России того времени вообще не было централизованного управления по ликвидации чрезвычайных ситуаций.

Только в 1921 году на государственном уровне утвердили службу, в задачи которой входила борьба с огнем на объектах ж/д инфраструктуры. До этого был приказ от 1918 года об организации пожарных частей или о хранении средств для тушения на станциях и крупных узлах.
Первые пожарные поезда состояли из 3-4 вагонов и локомотива на паровой тяге. Один вагон предполагался для личного состава, на другом устанавливалось насосное оборудования и пожарные рукава. На двух платформах располагали цистерны с водой. В некоторые составы включали так называемые приемные баки для сбора опасных веществ.
Пожарные поезда играли большую роль в годы Великой Отечественной войны. Часто они были целью номер один для немецкой авиации, поскольку такие составы могли быстро ликвидировать последствия налетов и бомбардировок. Вагоны специально маскировали и перекрашивали в зеленый или коричневый цвет, чтобы их труднее было отличать от обычных грузовых платформ.

В советские годы для узкоколейных дорог также создали пожарные команды. Их часто использовали для тушения возгораний на торфяных болотах и для подвоза воды на добывающие предприятия. Как правило, в состав входили 1-2 цистерны ВЦ-10 или ВЦ-20, разработанные специально для узкоколеек. Также предусматривался вагон для установки мотопомпы и всего необходимого инвентаря. На некоторых узкоколейках работали мотодрезины ПМД-3 с установленным баком для воды.
Пожарные поезда применялись на протяжении всего 20-го века. Техническое развитие и опыт огнеборцев помогли выработать слаженную систему тушения и ликвидации чрезвычайных ситуаций на железной дороге.
Пожарные поезда в современной России
На сегодняшний день на балансе числится 313 пожарных составов по всей стране. Они окрашиваются в красный цвет, на борта наносят дополнительные белые полосы. Почти все вагоны принадлежат РЖД. Есть исключения в виде пожарных ж/д команд на крупных комбинатах и производствах, где используется внутренняя маневровая сеть. То есть, в случае пожара на заводе, первыми в дело вступают штатные огнеборцы, а уже после в случае необходимости пребывают дополнительные расчеты МЧС.

Существует два типа составов. Первый предполагает наличие платформы со специальным оборудованием, а также цистерны для сбора химикатов и ГСМ. Поезда второй категории включают цистерны с водой, вагон для личного состава и оборудования, а также пенообразователь.
Комплектация пожарного поезда
Современные пожарные поезда, как правило, состоят из трех вагонов и локомотива. Подвижной состав может быть как на тепловой, так и на электрической тяге. Интересно, что диспетчер РЖД может взять локомотив с любого другого состава в случае острой необходимости.
В центральном вагоне располагается личный состав. Эта же платформа служит и насосной станцией. Штат команды – до 32 человек. В вагоне предусмотрен запас еды и воды на три дня, есть душ, кондиционер и устройство очистки воздуха. Здесь же находятся аптечки для оказания первой медицинской помощи и компрессор для заправки кислородных баллонов.

Существуют и специализированные вагоны для перевозки пожарной техники. В вагонах-гаражах можно доставить автомобили в труднопроходимые места. Но сейчас их почти не используют, поскольку в большинстве регионов Росси вдоль железнодорожных путей есть автомобильные трассы.
Сегодня специализированную платформу можно увидеть в Туле. В 2021 году на территории Московского вокзала установили памятник в честь 100-летия создания железнодорожной пожарной охраны. ЗИЛ-130 АЦ-40, выезжающий из вагона-гаража, стал частью экспозиции.
У пожарных всегда есть доступ к оборудованию, поэтому еще до прибытия к месту ликвидации, дополнительно проверяется работоспособность всех агрегатов и инструментов – мотопомп, пожарных рукавов, защитных костюмов и другого. Под вагоном расположены топливные баки для насосов.

Цистерны располагаются в начале и конце состава. В каждую «бочку» помещается до 50 м³ воды. Есть дополнительные резервуары для пенообразователя. Средний запас вещества на пожарных поездах – 5-10 тонн. Для тушения спасатели использует пенообразователь «Пурга» отечественной разработки. Рукава можно развернуть на 1,5 км.
Зона ответственности таких поездов – железные дороги и прилегающие территории. Помощь спасателей часто нужна там, где необходимо тушить большие объемы или где есть риск воспламенения отравляющих жидкостей. Резервуары пожарных поездов можно также использовать для откачки химикатов и ГСМ из других железнодорожных цистерн.
Как правило, дежурные составы расположены на крупных сортировочных и узловых станциях. Для них выделяется отдельный путь. Решение о задействовании пожарного поезда принимается сотрудниками МЧС в том случае, если сил наземных спасательных служб не хватает.
После этого соответствующий запрос отправляется диспетчеру РЖД, который прорабатывает кратчайший маршрут и отдает приказ на выдвижение к месту возгорания. Среднее время подготовки и отправки состава – до 30 минут.
В качестве локомотива чаще всего выступают тепловозы. Это могут быть тягачи серии ТЭ, ТЭМ, ЧМЭ или другие. Выбор в пользу тепловозов объясняется возможным повреждением контактной сети в случае чрезвычайной ситуации. Таким поездам дается «зеленая улица», то есть состав имеет право приоритетного проезда на определенном участке.
Применение пожарных поездов
Несмотря на то, что обычные граждане почти никогда не видят работу железнодорожных пожарных, их труд очень востребован. На одной только Московской железной дороге в 2024 году было совершено 108 выездов. Спасатели принимали участие в тушении пожаров, ликвидации чрезвычайных ситуаций и помогали сотрудникам МЧС. В регионе ежесуточно дежурит 135 огнеборцев.

В 2022 году железнодорожные пожарные по всей стране совершили 995 выездов. Всего в период с 2012 по 2022 на объектах железной дороги силами огнеборцев было спасено 214 человек и сохранено материальных ценностей на 13 млрд рублей.
Работа железнодорожных пожарных очень важна и востребована. К сожалению, чрезвычайные ситуации, в том числе и на железных дорогах, случаются регулярно. В многих случаях без специальных пожарных команд не обойтись.
- Карпов Андрей
- youtube.com
Рекомендуем для вас

В России возрождают советский порт и железную дорогу к нему – есть ли перспективы?
Город должен был стать энергетическим и судоходным центром региона, но совокупность факторов не позволила этому случиться. Теперь о порте заговорили вновь и...

Второй Ил-96-400Т начал выполнять коммерческие полеты
Теперь важные грузы можно оперативно доставлять в отдаленные от центра регионы. Осталось наладить постоянные маршруты....

Tugella – все: в Белорусии начнут выпускать новый Belgee S50
Это глубоко локализованная версия Geely Emgrand. Планируют выйти на 5000 автомобилей в год....

Ан-12 против Airbus A400 – соревнования по красоте посадки
Современные крупные самолеты давно уже турбовентиляторные. Конечно, у большинства из них не реактивные силовые агрегаты. Но многие в этом все равно не...

Поставки российских двигателей ТВ7-117СТ-01 для Ил-114-300 начнутся уже в этом году
Первые 6-7 экземпляров отгрузят для статических и летных экземпляров. Ждать осталось немного....

Зачем в Мурманской области построили новый морской порт
Несмотря на то, что порт Мурманска считается недозагруженным, на противоположном берегу построили новую гавань для перевалки угля....

Одномоторный самолет E1000 AX демонстрирует впечатляющую производительность и может сесть без помощи человека
Даже место для посадки модель способна выбрать сама. Подробнее о новом проекте читайте в нашем материале....

«МотоВелоЗавод» начал выпускать патрульные мотоциклы для ГАИ
Теперь у МВД появилась отечественная модель для нужд мотобата. Правда, она имеет китайское происхождение....

Впервые в истории удалось обслужить спутник на орбите захоронения
Аппарат компании Northrop Grumman стал спасителем спутниковых устройств. Планируется запуск целой серии....

Новый российский серийный бульдозер Б11 Электро – превосходство технологий
Все давно привыкли, что бульдозеры, в том числе российские, оснащаются только дизельными двигателями. Гибридные модели если и делают, то это место явно...

Автобус КАВЗ-3976 – последняя советская «барбухайка»
Эта модель создана на шасси грузовика ГАЗ-3307. Несмотря на простоту конструкции, они выпускались 20 лет....

ЛиАЗ-677: тяжелое восстановление спустя 25 лет простоя
Спустя почти полвека с момента выпуска легендарного ЛиАЗ-677 1976 года автор видео на YouTube-канале «Автобусная мастерская VegaBus» решается вдохнуть в него...

«Скучать не будем» – десяток китайских брендов покинет рынок России
Не каждый покупатель готов довериться «безымянному» китайскому бренду. Некоторые из них не смогли продать и 20 машин за последние три месяца....

На Камчатке достраивают первую в истории региона серию рыболовных судов
Два корабля введут в эксплуатацию уже в мае. Они займутся рыболовным промыслом....

Верховина 7 Спорт – самый «крутой» львовский мопед для советских пацанов
Мопеды в позднем СССР были представлены в основном двух заводов – львовского и рижского. Одни считались похуже, другие получше, но в продаже последние...

«Машина времени» – Mercedes-Benz выпустил ретро-версию G-Class
Она призвана погрузить водителя в 80-е годы. В салоне будет уютно как дома, ведь, кроме прочего, там есть «плед». Впрочем, ценник тоже как за хорошие...