
РД-180: космический трудяга уходит в отставку?
В августе минувшего года глава United Launch Alliance (ULA –компания, объединяющая Lockheed и Boeing) Тони Бруно выдал радостную весть: двигатели РД-180, производимые РФ, которыми комплектуются ракеты-носители (РН) «Атлас» закупаться больше не будут. Заявление принесло «чувство глубокого удовлетворения» членам Конгресса США, гнущим четкую политическую линию по отказу от силовых установок, выпускаемых предприятием «Энергомаш» (последние 6 штук приобретены в апреле). В реальности американцы просто закупили достаточное количество российский «движков» заранее. А к середине 2020-х планируют отказаться от РН Atlas V и перейти на Vulcan, которые будут комплектоваться агрегатами BE-4, разработанными компанией Blue Origin (ее главой является Джеффу Безос).
В 70-е годы СССР разработал и запустил в производство керосиновую силовую ракетную установку РД-170, имевший солидную тягу в 740 тс (тонно-сил). Во времена перестройки, когда у нас с американцами была «дружба-мир-жвачка», США заказали «половинку» этой установки, получившей индекс «180», для своих нужд.
У NASA имелся свой RS-68, но его цена была в 2 раза выше, чем у российского агрегата. Здесь не стоит забывать о гигантских отличиях зарплат конструкторов и рабочих космических предприятий США и РФ в то время (да и сейчас). Двигатель был спроектирован в середине 90-х и выпускается предприятием «Энергомаш», относящемся к «Роскосмосу». Силовая установка этого типа специально разрабатывалась под американские «Атласы» и в 1992 году она стала успешно использоваться. Причем «Энергомаш» не просто так получил заказ – он победил в конкурсе, организованным компанией Lockheed. К середине 2021-го было совершено 92 успешных (!) пуска. После введения в 2014 году санкций против России американцы прекратили покупать двигатели. Однако запрет практически сразу же был снят. Тогда американские СМИ писали, что у США нет двигателей для ракет легкого класса и Пентагон вместе с NASA не смогут обойтись без российской техники до 2025 года.
Его дебют должен был состояться в самом начале 2022 года. Но увы – компания Blue Origin, взявшаяся за производство двигателя, явно не ожидала со стороны заказчика, сотрудничающего с Пентагоном, таких жестких требований. Вообще, процесс создания американского космического силового агрегата покрыт мраком. Известно лишь, что отношения между Blue Origin и ULA становятся все более натянутыми. Проблема в том, что МО США уже потратили на программу создания «своего» двигателя 255,5 млн. долларов, а «воз и ныне там». К тому же Пентагон требовал разработать многоразовый силовой агрегат: просто так жечь миллионы долларов в земной атмосфере – не «по-американски».
ULA рассматривает возможность частично переложить разработку ракетного двигателя на SpaseX. Только вряд ли такая одиозная личность, как Илон Маск сможет гарантировать положительный результат: так считают и сами американцы. Любопытно: конкурс на разработку ракеты для поставки грузов к МКС глава частной компании SpaseX выиграл. А вот сделать ракету-носитель для запуска военных спутников не получилось. Здесь уже совсем иные требования к конструкции и импульсу, мощности, надежности и т. д.
Предполагается, что этот двигатель тягой 250 тс, сейчас проходящий стадию испытаний, заменит РД-180 для первой ступени Atlas 5. Ранее был заключен контракт с ВВС на 800 млн. долларов, которые потратят на запуск в серию, тестирование и сертификацию силовой установки. Однако после того, как ULA переключила все внимание на ВЕ-4, финансирование Aerojet Rocketdyne урезали до 350 млн. долларов. Несколько ранее компания заключила соглашение с американо-украинским проектом Firefly Aerospace, подразумевающим разработку перспективной ракеты. Также двигатель AR1 может быть установлен на создаваемые носители Firefly Alpha и Firefly Beta.
У «Рокетдайн» имеется обширный (с 60-х годов) опыт в разработке ракетных двигателей. Компания поставляла ЖРД для всех РН Saturn. На первой модели использовалась силовая установка Н-1, на последующих – F-1, J-2, J-2X. Для космического челнока был разработан двигатель SSME, а на первую ступень Delta-4 монтировался RS-68. Предполагается, что этой же силовой установкой будет комплектоваться носитель Ares-5. Кстати, водородно-кислородный двигатель RL-10 устанавливался и на «Атласы» вместо российских РД-180.
Есть еще один вариант – наладить собственное производство РД-180 по купленной у РФ лицензии. По соглашению американцы могут ей пользоваться вплоть до 2030 года. Но это совсем небольшой срок и вкладывать в подобный проект деньги не имеет смысла: целесообразнее за 8 лет наладить выпуск собственного двигателя.
По мнению издания The Verge, сегодня на складах ULA хранится, как минимум 30 штук РД-180. Если учесть, что США запускают свои «Атласы» примерно 5 раз в год, станет ясно, что российских агрегатов хватит еще на несколько лет. За это время вполне можно «довести до ума» собственный ВЕ-4. Желание американцев не зависеть от поставок «потенциального врага» вполне естественно и закономерно.
В России понимают, что эра этих «рабочих лошадок» подходит к концу. Сегодня новейший двигатель РД-171МВ прошел все необходимые испытания и в октябре 2021 года поступил в РКЦ «Прогресс» для установки в первую ступень РН «Союз-5». В ракетно-космическом центре (г. Самара) будет продолжено тестирование агрегата в «полевых условиях».
Мощность силовой установки сопоставима с крупной электростанцией или пятью атомными ледоколами «Ленин». Неофициально агрегату, работающему на керосине, дали прозвище «царь-двигатель». Это первое «детище» «Энергомаша», разработанное не на бумажных чертежах, а при помощи 3D-моделей.
Разработка двигателя началась в 2017 году, через пару лет прошли первые испытания, закончившиеся к сентябрю 2021-му. Некоторые параметры РД-171МВ:
Двигатель многоразовый, примерная стоимость 1 млрд 200 млн. рублей. Глава «Энергомаш» Игорь Арбузов отметил, что зарубежных аналогов у РД-171МВ не существует. Ближайшие конкуренты имеют тягу в несколько раз меньше. Новый двигатель будет устанавливаться на сверхтяжелые ракеты-носители, способные выводить в космос грузы массой до 100 тонн.
На текущий момент в США поставлено 122 двигателя РД-180. «По мнению экспертов» (цена не публикуется) стоимость одного – в диапазоне от 11 до 15 млн. долларов.
Из истории РД-180
В 70-е годы СССР разработал и запустил в производство керосиновую силовую ракетную установку РД-170, имевший солидную тягу в 740 тс (тонно-сил). Во времена перестройки, когда у нас с американцами была «дружба-мир-жвачка», США заказали «половинку» этой установки, получившей индекс «180», для своих нужд.
У NASA имелся свой RS-68, но его цена была в 2 раза выше, чем у российского агрегата. Здесь не стоит забывать о гигантских отличиях зарплат конструкторов и рабочих космических предприятий США и РФ в то время (да и сейчас). Двигатель был спроектирован в середине 90-х и выпускается предприятием «Энергомаш», относящемся к «Роскосмосу». Силовая установка этого типа специально разрабатывалась под американские «Атласы» и в 1992 году она стала успешно использоваться. Причем «Энергомаш» не просто так получил заказ – он победил в конкурсе, организованным компанией Lockheed. К середине 2021-го было совершено 92 успешных (!) пуска. После введения в 2014 году санкций против России американцы прекратили покупать двигатели. Однако запрет практически сразу же был снят. Тогда американские СМИ писали, что у США нет двигателей для ракет легкого класса и Пентагон вместе с NASA не смогут обойтись без российской техники до 2025 года.
Фрэнк Кендалл, занимающий пост министра ВВС США дал понять: всего лишь один звонок в Капитолий и сроки отказа от РД-180 могут быть сдвинуты на какое угодно время.
А что с американским двигателем BE-4?
Его дебют должен был состояться в самом начале 2022 года. Но увы – компания Blue Origin, взявшаяся за производство двигателя, явно не ожидала со стороны заказчика, сотрудничающего с Пентагоном, таких жестких требований. Вообще, процесс создания американского космического силового агрегата покрыт мраком. Известно лишь, что отношения между Blue Origin и ULA становятся все более натянутыми. Проблема в том, что МО США уже потратили на программу создания «своего» двигателя 255,5 млн. долларов, а «воз и ныне там». К тому же Пентагон требовал разработать многоразовый силовой агрегат: просто так жечь миллионы долларов в земной атмосфере – не «по-американски».
Илон Маск и другие варианты
ULA рассматривает возможность частично переложить разработку ракетного двигателя на SpaseX. Только вряд ли такая одиозная личность, как Илон Маск сможет гарантировать положительный результат: так считают и сами американцы. Любопытно: конкурс на разработку ракеты для поставки грузов к МКС глава частной компании SpaseX выиграл. А вот сделать ракету-носитель для запуска военных спутников не получилось. Здесь уже совсем иные требования к конструкции и импульсу, мощности, надежности и т. д.
AR1 от Aerojet Rocketdyne
Предполагается, что этот двигатель тягой 250 тс, сейчас проходящий стадию испытаний, заменит РД-180 для первой ступени Atlas 5. Ранее был заключен контракт с ВВС на 800 млн. долларов, которые потратят на запуск в серию, тестирование и сертификацию силовой установки. Однако после того, как ULA переключила все внимание на ВЕ-4, финансирование Aerojet Rocketdyne урезали до 350 млн. долларов. Несколько ранее компания заключила соглашение с американо-украинским проектом Firefly Aerospace, подразумевающим разработку перспективной ракеты. Также двигатель AR1 может быть установлен на создаваемые носители Firefly Alpha и Firefly Beta.
У «Рокетдайн» имеется обширный (с 60-х годов) опыт в разработке ракетных двигателей. Компания поставляла ЖРД для всех РН Saturn. На первой модели использовалась силовая установка Н-1, на последующих – F-1, J-2, J-2X. Для космического челнока был разработан двигатель SSME, а на первую ступень Delta-4 монтировался RS-68. Предполагается, что этой же силовой установкой будет комплектоваться носитель Ares-5. Кстати, водородно-кислородный двигатель RL-10 устанавливался и на «Атласы» вместо российских РД-180.
На сегодняшний день Aerojet Rocketdyne фактически находится на этапе покупки Lockheed Martin, что обеими компаниями никак не комментируется.
Есть еще один вариант – наладить собственное производство РД-180 по купленной у РФ лицензии. По соглашению американцы могут ей пользоваться вплоть до 2030 года. Но это совсем небольшой срок и вкладывать в подобный проект деньги не имеет смысла: целесообразнее за 8 лет наладить выпуск собственного двигателя.
По мнению издания The Verge, сегодня на складах ULA хранится, как минимум 30 штук РД-180. Если учесть, что США запускают свои «Атласы» примерно 5 раз в год, станет ясно, что российских агрегатов хватит еще на несколько лет. За это время вполне можно «довести до ума» собственный ВЕ-4. Желание американцев не зависеть от поставок «потенциального врага» вполне естественно и закономерно.
Российское предприятие «Энергомаш» после прекращения сотрудничества с США по ракетным двигателям может потерять от 10 до 12 млрд. рублей прибыли в год.
Замена РД-180
В России понимают, что эра этих «рабочих лошадок» подходит к концу. Сегодня новейший двигатель РД-171МВ прошел все необходимые испытания и в октябре 2021 года поступил в РКЦ «Прогресс» для установки в первую ступень РН «Союз-5». В ракетно-космическом центре (г. Самара) будет продолжено тестирование агрегата в «полевых условиях».
Мощность силовой установки сопоставима с крупной электростанцией или пятью атомными ледоколами «Ленин». Неофициально агрегату, работающему на керосине, дали прозвище «царь-двигатель». Это первое «детище» «Энергомаша», разработанное не на бумажных чертежах, а при помощи 3D-моделей.
Создание и характеристики РД-171МВ
Разработка двигателя началась в 2017 году, через пару лет прошли первые испытания, закончившиеся к сентябрю 2021-му. Некоторые параметры РД-171МВ:
- ✅ используемое топливо – керосин с кислородом
- ✅ предназначение – для ракет-носителей РН СТК и «Союз-5» («Иртыш»)
- ✅ тяга – данных нет, у предыдущей модели РД-171М составляет 740 тн
- ✅ удельный импульс – неизвестно, у предшественника 309 секунд
- ✅ размеры – высота 4,15 м и диаметр 3,565 м
Двигатель многоразовый, примерная стоимость 1 млрд 200 млн. рублей. Глава «Энергомаш» Игорь Арбузов отметил, что зарубежных аналогов у РД-171МВ не существует. Ближайшие конкуренты имеют тягу в несколько раз меньше. Новый двигатель будет устанавливаться на сверхтяжелые ракеты-носители, способные выводить в космос грузы массой до 100 тонн.
- Сергей М.
- https://youtube.com
Рекомендуем для вас

Теперь официально – первый взгляд на серийную «Искру» и вопросы к АВТОВАЗ
Последняя новинка отечественной компании АВТОВАЗ теперь официально перешла на стадию серийного производства. По случаю этого события было организовано...

«Грузинская солянка» или электровоз 4Е10
Грузинский завод ТЭВЗ в советское время собирал многие модели отечественных электровозов. В 2000 году его специалисты попытались создать грузопассажирский...

«Трансмашхолдинг» начал испытания нового дизельного поезда ДП2Д
Ему предстоит проехать 5000 км по кольцевой железной дороге. Однако на этом тесты вовсе не закончатся....

10 тракторов из СССР, о которых почти никто не знает, и зря
В советской истории тракторостроения осталось немало малоизвестных, но по-своему гениальных машин, которые могли бы изменить отрасль, будь у них шанс на...

Месяц владения LADA Aura – честный отзыв о плюсах и минусах
Порой даже самые скептические ожидания оказываются разбитыми о реальность, и именно с такой историей начинается этот обзор: автор YouTube-канала «AcademeG»...

Стартовало серийное производство нового российского фургона Sollers
Грузоподъемность 800 кг и экономичный двигатель. Новый фургон не имеет конкурентов на российском рынке....

Новый «Корвет» из США – во сколько обошлось «удовольствие»
«Нестандартные» и флагманские автомобили в нашей стране теперь приходится «доставать». Речь идет как о конкретных моделях, так и о некоторых марках. Даже если...

«Искра» уже в истории – АВТОВАЗ представил эксклюзивный экземпляр
Такая Lada Iskra будет существовать лишь в единичном экземпляре. Что скрывается под чехлом и какой символизм кроет в себе уникальная модификация, предлагаем...

Количество SJ-100 для летных испытаний растет – присоединился еще один борт
Вместе с тем стала известна точная дата тестового полета нового образца, а также ориентировочные сроки завершения испытательной программы. Следом за ним –...

В Москве открылась крупнейшая в России выставка техники
Сотни экспонатов – настоящий рай для поклонников технологий и механизмов. Более 40 брендов уже приняли участие....

В Саратове спустили на воду второй «Валдай» проекта 45Р
Судно получило название в честь известного российского реформатора. Прямо сейчас идет строительство еще нескольких таких кораблей....

Pontiac Banshee: за что его выгнали из автосалона в Нью-Йорке?
Поворотная точка для Pontiac и последний шанс обогнать Chevrolet. Почему все-таки не вышло?...

В чем 18-летний белорусский погрузчик лучше новых «китайцев»?
Насколько надежен погрузчик, способный проработать 18 лет и не терять формы? В этом выпуске – честный и подробный обзор белорусского «Амкодора» 332C4,...

Больше мощности, меньше расходов – Hyundai представила новую платформу
Она уже не «на бумаге», а вполне реализована. Первый автомобиль на этой технологии будет выпущен до конца текущего года....

«Первый среди флагманов»: Zeekr 9X удивил всех на Шанхайском автосалоне
Огромная мощность, отличная динамика и большой запас хода. Чем еще привлекает новинка?...

Nissan представил необычный и мощный пикап
Подобную концепцию японский бренд использует впервые за свою историю. Представительство говорит об отсылках к 80-м годам, но визуально в это сложно поверить....