РД-180: космический трудяга уходит в отставку?
В августе минувшего года глава United Launch Alliance (ULA –компания, объединяющая Lockheed и Boeing) Тони Бруно выдал радостную весть: двигатели РД-180, производимые РФ, которыми комплектуются ракеты-носители (РН) «Атлас» закупаться больше не будут. Заявление принесло «чувство глубокого удовлетворения» членам Конгресса США, гнущим четкую политическую линию по отказу от силовых установок, выпускаемых предприятием «Энергомаш» (последние 6 штук приобретены в апреле). В реальности американцы просто закупили достаточное количество российский «движков» заранее. А к середине 2020-х планируют отказаться от РН Atlas V и перейти на Vulcan, которые будут комплектоваться агрегатами BE-4, разработанными компанией Blue Origin (ее главой является Джеффу Безос).
В 70-е годы СССР разработал и запустил в производство керосиновую силовую ракетную установку РД-170, имевший солидную тягу в 740 тс (тонно-сил). Во времена перестройки, когда у нас с американцами была «дружба-мир-жвачка», США заказали «половинку» этой установки, получившей индекс «180», для своих нужд.
У NASA имелся свой RS-68, но его цена была в 2 раза выше, чем у российского агрегата. Здесь не стоит забывать о гигантских отличиях зарплат конструкторов и рабочих космических предприятий США и РФ в то время (да и сейчас). Двигатель был спроектирован в середине 90-х и выпускается предприятием «Энергомаш», относящемся к «Роскосмосу». Силовая установка этого типа специально разрабатывалась под американские «Атласы» и в 1992 году она стала успешно использоваться. Причем «Энергомаш» не просто так получил заказ – он победил в конкурсе, организованным компанией Lockheed. К середине 2021-го было совершено 92 успешных (!) пуска. После введения в 2014 году санкций против России американцы прекратили покупать двигатели. Однако запрет практически сразу же был снят. Тогда американские СМИ писали, что у США нет двигателей для ракет легкого класса и Пентагон вместе с NASA не смогут обойтись без российской техники до 2025 года.
Его дебют должен был состояться в самом начале 2022 года. Но увы – компания Blue Origin, взявшаяся за производство двигателя, явно не ожидала со стороны заказчика, сотрудничающего с Пентагоном, таких жестких требований. Вообще, процесс создания американского космического силового агрегата покрыт мраком. Известно лишь, что отношения между Blue Origin и ULA становятся все более натянутыми. Проблема в том, что МО США уже потратили на программу создания «своего» двигателя 255,5 млн. долларов, а «воз и ныне там». К тому же Пентагон требовал разработать многоразовый силовой агрегат: просто так жечь миллионы долларов в земной атмосфере – не «по-американски».
ULA рассматривает возможность частично переложить разработку ракетного двигателя на SpaseX. Только вряд ли такая одиозная личность, как Илон Маск сможет гарантировать положительный результат: так считают и сами американцы. Любопытно: конкурс на разработку ракеты для поставки грузов к МКС глава частной компании SpaseX выиграл. А вот сделать ракету-носитель для запуска военных спутников не получилось. Здесь уже совсем иные требования к конструкции и импульсу, мощности, надежности и т. д.
Предполагается, что этот двигатель тягой 250 тс, сейчас проходящий стадию испытаний, заменит РД-180 для первой ступени Atlas 5. Ранее был заключен контракт с ВВС на 800 млн. долларов, которые потратят на запуск в серию, тестирование и сертификацию силовой установки. Однако после того, как ULA переключила все внимание на ВЕ-4, финансирование Aerojet Rocketdyne урезали до 350 млн. долларов. Несколько ранее компания заключила соглашение с американо-украинским проектом Firefly Aerospace, подразумевающим разработку перспективной ракеты. Также двигатель AR1 может быть установлен на создаваемые носители Firefly Alpha и Firefly Beta.
У «Рокетдайн» имеется обширный (с 60-х годов) опыт в разработке ракетных двигателей. Компания поставляла ЖРД для всех РН Saturn. На первой модели использовалась силовая установка Н-1, на последующих – F-1, J-2, J-2X. Для космического челнока был разработан двигатель SSME, а на первую ступень Delta-4 монтировался RS-68. Предполагается, что этой же силовой установкой будет комплектоваться носитель Ares-5. Кстати, водородно-кислородный двигатель RL-10 устанавливался и на «Атласы» вместо российских РД-180.
Есть еще один вариант – наладить собственное производство РД-180 по купленной у РФ лицензии. По соглашению американцы могут ей пользоваться вплоть до 2030 года. Но это совсем небольшой срок и вкладывать в подобный проект деньги не имеет смысла: целесообразнее за 8 лет наладить выпуск собственного двигателя.
По мнению издания The Verge, сегодня на складах ULA хранится, как минимум 30 штук РД-180. Если учесть, что США запускают свои «Атласы» примерно 5 раз в год, станет ясно, что российских агрегатов хватит еще на несколько лет. За это время вполне можно «довести до ума» собственный ВЕ-4. Желание американцев не зависеть от поставок «потенциального врага» вполне естественно и закономерно.
В России понимают, что эра этих «рабочих лошадок» подходит к концу. Сегодня новейший двигатель РД-171МВ прошел все необходимые испытания и в октябре 2021 года поступил в РКЦ «Прогресс» для установки в первую ступень РН «Союз-5». В ракетно-космическом центре (г. Самара) будет продолжено тестирование агрегата в «полевых условиях».
Мощность силовой установки сопоставима с крупной электростанцией или пятью атомными ледоколами «Ленин». Неофициально агрегату, работающему на керосине, дали прозвище «царь-двигатель». Это первое «детище» «Энергомаша», разработанное не на бумажных чертежах, а при помощи 3D-моделей.
Разработка двигателя началась в 2017 году, через пару лет прошли первые испытания, закончившиеся к сентябрю 2021-му. Некоторые параметры РД-171МВ:
Двигатель многоразовый, примерная стоимость 1 млрд 200 млн. рублей. Глава «Энергомаш» Игорь Арбузов отметил, что зарубежных аналогов у РД-171МВ не существует. Ближайшие конкуренты имеют тягу в несколько раз меньше. Новый двигатель будет устанавливаться на сверхтяжелые ракеты-носители, способные выводить в космос грузы массой до 100 тонн.
На текущий момент в США поставлено 122 двигателя РД-180. «По мнению экспертов» (цена не публикуется) стоимость одного – в диапазоне от 11 до 15 млн. долларов.
Из истории РД-180
В 70-е годы СССР разработал и запустил в производство керосиновую силовую ракетную установку РД-170, имевший солидную тягу в 740 тс (тонно-сил). Во времена перестройки, когда у нас с американцами была «дружба-мир-жвачка», США заказали «половинку» этой установки, получившей индекс «180», для своих нужд.
У NASA имелся свой RS-68, но его цена была в 2 раза выше, чем у российского агрегата. Здесь не стоит забывать о гигантских отличиях зарплат конструкторов и рабочих космических предприятий США и РФ в то время (да и сейчас). Двигатель был спроектирован в середине 90-х и выпускается предприятием «Энергомаш», относящемся к «Роскосмосу». Силовая установка этого типа специально разрабатывалась под американские «Атласы» и в 1992 году она стала успешно использоваться. Причем «Энергомаш» не просто так получил заказ – он победил в конкурсе, организованным компанией Lockheed. К середине 2021-го было совершено 92 успешных (!) пуска. После введения в 2014 году санкций против России американцы прекратили покупать двигатели. Однако запрет практически сразу же был снят. Тогда американские СМИ писали, что у США нет двигателей для ракет легкого класса и Пентагон вместе с NASA не смогут обойтись без российской техники до 2025 года.
Фрэнк Кендалл, занимающий пост министра ВВС США дал понять: всего лишь один звонок в Капитолий и сроки отказа от РД-180 могут быть сдвинуты на какое угодно время.
А что с американским двигателем BE-4?
Его дебют должен был состояться в самом начале 2022 года. Но увы – компания Blue Origin, взявшаяся за производство двигателя, явно не ожидала со стороны заказчика, сотрудничающего с Пентагоном, таких жестких требований. Вообще, процесс создания американского космического силового агрегата покрыт мраком. Известно лишь, что отношения между Blue Origin и ULA становятся все более натянутыми. Проблема в том, что МО США уже потратили на программу создания «своего» двигателя 255,5 млн. долларов, а «воз и ныне там». К тому же Пентагон требовал разработать многоразовый силовой агрегат: просто так жечь миллионы долларов в земной атмосфере – не «по-американски».
Илон Маск и другие варианты
ULA рассматривает возможность частично переложить разработку ракетного двигателя на SpaseX. Только вряд ли такая одиозная личность, как Илон Маск сможет гарантировать положительный результат: так считают и сами американцы. Любопытно: конкурс на разработку ракеты для поставки грузов к МКС глава частной компании SpaseX выиграл. А вот сделать ракету-носитель для запуска военных спутников не получилось. Здесь уже совсем иные требования к конструкции и импульсу, мощности, надежности и т. д.
AR1 от Aerojet Rocketdyne
Предполагается, что этот двигатель тягой 250 тс, сейчас проходящий стадию испытаний, заменит РД-180 для первой ступени Atlas 5. Ранее был заключен контракт с ВВС на 800 млн. долларов, которые потратят на запуск в серию, тестирование и сертификацию силовой установки. Однако после того, как ULA переключила все внимание на ВЕ-4, финансирование Aerojet Rocketdyne урезали до 350 млн. долларов. Несколько ранее компания заключила соглашение с американо-украинским проектом Firefly Aerospace, подразумевающим разработку перспективной ракеты. Также двигатель AR1 может быть установлен на создаваемые носители Firefly Alpha и Firefly Beta.
У «Рокетдайн» имеется обширный (с 60-х годов) опыт в разработке ракетных двигателей. Компания поставляла ЖРД для всех РН Saturn. На первой модели использовалась силовая установка Н-1, на последующих – F-1, J-2, J-2X. Для космического челнока был разработан двигатель SSME, а на первую ступень Delta-4 монтировался RS-68. Предполагается, что этой же силовой установкой будет комплектоваться носитель Ares-5. Кстати, водородно-кислородный двигатель RL-10 устанавливался и на «Атласы» вместо российских РД-180.
На сегодняшний день Aerojet Rocketdyne фактически находится на этапе покупки Lockheed Martin, что обеими компаниями никак не комментируется.
Есть еще один вариант – наладить собственное производство РД-180 по купленной у РФ лицензии. По соглашению американцы могут ей пользоваться вплоть до 2030 года. Но это совсем небольшой срок и вкладывать в подобный проект деньги не имеет смысла: целесообразнее за 8 лет наладить выпуск собственного двигателя.
По мнению издания The Verge, сегодня на складах ULA хранится, как минимум 30 штук РД-180. Если учесть, что США запускают свои «Атласы» примерно 5 раз в год, станет ясно, что российских агрегатов хватит еще на несколько лет. За это время вполне можно «довести до ума» собственный ВЕ-4. Желание американцев не зависеть от поставок «потенциального врага» вполне естественно и закономерно.
Российское предприятие «Энергомаш» после прекращения сотрудничества с США по ракетным двигателям может потерять от 10 до 12 млрд. рублей прибыли в год.
Замена РД-180
В России понимают, что эра этих «рабочих лошадок» подходит к концу. Сегодня новейший двигатель РД-171МВ прошел все необходимые испытания и в октябре 2021 года поступил в РКЦ «Прогресс» для установки в первую ступень РН «Союз-5». В ракетно-космическом центре (г. Самара) будет продолжено тестирование агрегата в «полевых условиях».
Мощность силовой установки сопоставима с крупной электростанцией или пятью атомными ледоколами «Ленин». Неофициально агрегату, работающему на керосине, дали прозвище «царь-двигатель». Это первое «детище» «Энергомаша», разработанное не на бумажных чертежах, а при помощи 3D-моделей.
Создание и характеристики РД-171МВ
Разработка двигателя началась в 2017 году, через пару лет прошли первые испытания, закончившиеся к сентябрю 2021-му. Некоторые параметры РД-171МВ:
- ✅ используемое топливо – керосин с кислородом
- ✅ предназначение – для ракет-носителей РН СТК и «Союз-5» («Иртыш»)
- ✅ тяга – данных нет, у предыдущей модели РД-171М составляет 740 тн
- ✅ удельный импульс – неизвестно, у предшественника 309 секунд
- ✅ размеры – высота 4,15 м и диаметр 3,565 м
Двигатель многоразовый, примерная стоимость 1 млрд 200 млн. рублей. Глава «Энергомаш» Игорь Арбузов отметил, что зарубежных аналогов у РД-171МВ не существует. Ближайшие конкуренты имеют тягу в несколько раз меньше. Новый двигатель будет устанавливаться на сверхтяжелые ракеты-носители, способные выводить в космос грузы массой до 100 тонн.
- Сергей М.
- https://youtube.com
Рекомендуем для вас
«Бетонки»: в России тоже хотят строить «вечные» дороги
Недавно из Краснодарского края пришло сообщение о введении в эксплуатацию опытного участки бетонной автодороги. Подобные покрытия в СССР и РФ почти не...
МС-21 получил еще одну важную деталь отечественного производства
Набор деталей успешно прошел тестирование на скорости свыше 600 км/час. До 2028 года ожидается увеличение поставок в 11 раз. Все подробности читайте в нашем...
Lada Niva получит новый мотор в 2025 году – более объемный и мощный, но простой и надежный
Этим двигателям планируют оснащать все модификации легендарного внедорожника. Похоже, от старого мотора решили отказаться....
Твердотельные аккумуляторы – 1200 км и 10 минут зарядки: когда будет массовое производство?
О производстве этих батарей говорят давно – а «воз и ныне там». Есть ли какие сдвиги в этом направлении сегодня?...
Boeing 737: посадки в исполнении современных пилотов или в СССР учили лучше
Авиалайнеры Boeing 737 считаются одними из самых массовых и удачных в мире. Выпускается семейство серийно с 1967 года. Неудивительно, что за это время...
Sollers Atlant – почти российский, но все еще недоработанный
Обзор нового легкого грузовика из Елабуги. Расскажем, почему его можно считать почти отечественным, и как отзываются о нем владельцы....
Остров Свободы получил новых «Патриотов»
Они помогут справиться с последствиями природных катаклизмов, а затем перейдут на службу в администрации провинций. Все подробности читайте в нашем материале....
Четыре иномарки и одна «россиянка»: выбраны 5 лучших автомобилей 2024 года
В интересное время живем, товарищи! Кому не лень, или нужен масштабный пиар раздают Национальные премии «Автомобиль года России». Только «нацию», похоже,...
Отсоединять или нет клеммы АКБ при подзарядке
В холода многие подзаряжают аккумулятор: а нужно ли при этом снимать клеммы? Есть разные варианты ответа....
Ждем в электромобилях – в Великобритании создали «вечную» батарею
Похоже, будущее наступило. Первый экземпляр создан, осталось дождаться серийного производства, и можно будет забыть о зарядных устройствах....
Audi 100 C2 против АЗЛК-2141 – модели бизнес-класса из разных стран и эпох
История автомобилей и их технические особенности. В итоге решим, какая модель лучше сейчас....
КАМАЗ-54902 в сравнении с предшественником: подробности
Запущенный в серийное производство КАМАЗ-54902 очень похож на предшественника. Но отличия есть: они касаются двигателя, кабины, некоторых иных узлов и деталей...
Реконструкция «Чуйского тракта» завершилась раньше срока
Проект должны были сдать в 2026 году. Слаженная работа и современные методики позволили ускорить процесс. Все подробности читайте в нашем материале....
Стартовало производство новых версий Lada Largus Cross
Купить такие автомобили у дилеров пока нельзя. Но скоро они появятся в продаже....
Российский завод наладил производство деталей для Airbus A321
Пока отечественные самолеты готовятся к выпуску, новые детали помогут продлить срок службы оставшихся зарубежных. Все подробности читайте в нашем материале....
Пристальный взгляд на самую «внедорожную» Газель
Российская автомобильная промышленность подготовила «ответ» китайским брендам в сегменте коммерческого и частного транспорта. Если быть более точным, то сразу...