Cord Westchester 810/812 1936-1937: если ты родился не Фордом, а Кордом, или зачем покойнику бронеавтомобиль
522

Cord Westchester 810/812 1936-1937: если ты родился не Фордом, а Кордом, или зачем покойнику бронеавтомобиль

Не пытайтесь узнать, сколько автокомпаний было за всю историю США. Интернет начнет юлить, скулить, рассказывать, что «автомобилестроение – важная отрасль». Из чего следует четкий ответ: много!


Во всяком случае, начиная от царя Гороха по 30-ые прошлого столетия, 1800 предпринимателей пробовали себя в роли машиностроителей. Более поздний срок не берем во внимание, т. к. герой нашего обзора – «Корд Вестчестер» – из прошлых лет.

Сколько тогда гениев, умников, энтузиастов и романтиков переломала безжалостная «перспективная» отрасль. От большинства не осталось и воспоминаний. Наш-то хоть наследил. Да еще как! С него и начнем, с производителя.

Человек, сделавший себя сам


Эрретт Лоббен Корд (1894-1974 гг.) – типичный представитель обожаемой американцами категории граждан Self made man. Сын бакалейщика и учительницы стал миллиардером. Как он осуществил «американскую мечту»?

Cord Westchester 810/812 1936-1937: если ты родился не Фордом, а Кордом, или зачем покойнику бронеавтомобиль Cord Westchester 810/812 1936-1937, вобравший лучшие технические достижения машиностроительной отрасли. Фото: YouTube.com

Голова была на плечах, неуемная энергия, цель и трудоголизм. А ловкий торгаш всплыл, видимо, откуда-то из недр генетики. В отрочестве продавал подержанные машины. В юности занимался кастомом и продолжал торговать. Получил образование в политехе, стал механиком, автогонщиком и… Да, что-то перепродавал, вкладывал деньги в подвернувшиеся проекты.

Порядочного, хваткого, экономного и расчетливого менеджера скоро заметили в крупном автомобильном дилерском центре марки Moon. Молодой человек оценил свой труд в четверть от прибыли предприятия. Круто и нагло, но ему платили. К 30-ти годам Э.Л. Корд был при деньгах (говорят, $100 тыс. подкопил) и с отличным пониманием автомобильной кухни.

В 1924-ом бизнесмена пригласили реанимировать умирающую компанию Auburn Automobile Company. Взялся, да так энергично, что через 4 года полностью прибрал к рукам чужое дело, начатое еще в 1900 году.

Почему не получился «второй Форд»


«Автомобильная эпопея» Эрретта Лоббена продолжалась с 1929 по 1932 год и в 1936-1937 гг. Не испугался Великую депрессию, выходит.

Обтекаемые формы, понтонные крылья, поперечная решетка радиатора – невиданный для 30-х стайлинг. Фото: YouTube.com

Вторым Фордом промышленник не стал. Хотя задатки были: в 1929-ом впервые в отрасли выпустил прогрессивную переднеприводную модель Cord L-29 с независимой передней подвеской. Помнится, как же сопротивлялись машиностроители и публика приводу на переднюю пару колес! По-настоящему массовым явление стало только в 60-х. Мы давали материал о Oldsmobile Toronado, где подробно касались этой темы.

Модель L-29. Фото: YouTube.com

Успех L-29 предрекал большое будущее Эрретту как машиностроителю. Но, когда после Депрессии бизнесмен продолжил конструировать машины, наделал кучу ошибок. К разработке новой модели Westchester 810 привлек лучших стилистов того времени: Гордона Бьюрига, молодого Винса Гарднера и Алекса Тремулиса.

На ноябрьские смотрины 1935 года Корд привез в Нью-Йорк совершенно неординарную вещь – «Вестчестер 810». Машина потрясла присутствующих свежим дизайном. Квадратный граненный нос, полностью закрытый цельный капот с поперечными жалюзи радиаторной решетки народ еще не видел. Форма капота напоминала крышку гроба: машину так и прозвали – гробообразная.

На автошоу 1935 года присутствующие вставали на подножки ближайших машин, чтобы рассмотреть эту красоту. Фото: YouTube.com

Тут уместно сказать о размерах машины:

✅ Длина – 4801 мм
✅ Ширина – 1956 мм
✅ Высота – 1440 мм
✅ Между мостами – 3175 мм

Задуманная разработчиками полуавтоматическая 4-скоростная преселективная трансмиссия была сырой, не испытанной. Поэтому 11 экспонатов на автовыставке стояли обездвиженными. Но производитель собрал 7 тыс. предзаказов с частичной оплатой и пообещал потенциальным покупателям 1000 машины к Рождеству.

Ошибки и последствия


Будем снисходительными, не станем употреблять слово «обманул». Но обет Э. Корд выполнил с опозданием в 4 месяца. И поставил дилерам далеко не тысячу «Вестчестеров». К этому моменту большинство клиентов уже отозвали заявки: подобных промахов американцы не прощают.

Корма Cord Westchester 810/812 1936-1937 указывает на стремление разработчиков к аэродинамике. Фото: YouTube.com

Следующий поступок Э.Л. Корда выглядел вообще аферой. После модели 1936-го под индексом 810 на заводе запустили очередной вариант – Westchester 812. Прошлогодних 150 экземпляров еще не распродали. Недолго думая, с машин сняли старые шильдики, навесили новые и реализовали как более дорогие, усовершенствованные 812-ые.

Не лыком шитые сограждане распознали подлог. Бизнесмен был дискредитирован. Банкротство последовало уже осенью 1937-го. Однако не стоит жалеть несчастного Корда. Очень скоро он стал медиамагнатом, владельцем сотен предприятий разных отраслей, почетным гражданином Америки. Умер в богатстве, завещав государству огромные деньги на развитие науки и поощрение талантливых студентов.

Особенности Westchester 810/812


В своем детище директор Cord Corporation радикально отошел от стереотипов, внедрил передовые технологии, лучшие достижения автоиндустрии. Эксперты насчитывают 18 инноваций, которые были незнакомы другим производителям.

Всплывающие фары «Вестчестера» работали на механическом приводе. Фото: YouTube.com

Что нового находили пользователи в автомобиле:

✅ Скрытые петли дверей и капота
✅ Встроенную в крышку багажника горловину бензобака
✅ Авиационные фары, всплывающие из понтонных крыльев под действием независимых торсионных механизмов
✅ Капот, откидывающийся назад, а не в сторону
✅ Приборную панель с полным набором шкал и индикаторов, включающихся одновременно с мотором
✅ Штатное радио и тахометр

Стеклоочистители работали с переменной скоростью, номерной знак подсвечивался маленькой лампочкой. В новинку были: кузов с пространственным несущим каркасом и передним подрамником, аэродинамический профиль с лобовым стеклом, установленным под 45°. Собственно, сам передний ведущий мост и отсутствие трансмиссионного тоннеля. А также независимая передняя подвеска на двух продольных рычагах, опиравшихся на переднюю рессору. Задний мост, подвешенный на полуэллиптических рессорах, получил стабилизатор поперечной устойчивости.

Рычажок полуавтоматической КПП находился под рукой водителя. Фото: YouTube.com

Под капотом моделей размещали V-образный 8-цилиндровый нижнеклапанный двигатель Lycoming. Объем агрегата – 4729 см3, мощность – 125 л. с. Автомобиль весом 1656 кг разгонялся на 16-дюймовых колесах до 145 км/ч. А ведь еще придумали и установили нагнетатель, с которым скорость возрастала до 170 км/ч. Такие машины узнаваемы по выведенным наружу выпускным трубам в гофрированных чехлах. Алюминиевые блестящие детали проходят по бокам капота.

Общий тираж седанов, 2-местных кабриолетов и 4-местных фаэтонов составил 2992 единицы. Из них 688 авто имели нагнетатели. Но один автомобиль был особенным…

«Вестчестер» для покойника


Невероятно технологичная модель несостоявшегося автомобилестроителя Э. Корда оставалась бы одной из тысяч в длинном ряду американской классики. Заслуги стилистов и механиков за давностью лет потихоньку забывались.

Приборная доска Cord Westchester 810/812 1936-1937 загоралась в момент запуска двигателя. Фото: YouTube.com

Но событие 2017 года на ванкуверском международном автосалоне всколыхнуло человеческую память. Посетителям представили бронированный Cord Westchester 810. Оказалось, у автомобиля занимательная история, связанная с политиком Хьюи Лонгом.

Красноречивый, высокоинтеллектуальный сенатор-демократ штата Луизиана выступал за доступное образование. Политик добивался бесплатного здравоохранения для бедной части общества. Чистый коммунист. Кому такой нужен в США? Не соображал, что темными, необразованными массами управлять легче.

У оппозиции разговор короткий: кто тут за народ, пролетариев и цветных, стреляй его! Чувствуя угрозу жизни, Х. Лонг заказал в 1935 году у Cord Corporation бронированный автомобиль. Тогда модель 810 была еще на стадии прототипа. Тем не менее, компания выполнила ответственное задание. Транспортное средство, обшитое толстыми пуленепробиваемыми кузовными панелями, было тяжелым, тихоходным, плохо управляемым.

Так выглядел бронированный автомобиль для сенатора. Фото: YouTube.com

Машина, однако, не спасла 42-летнего приверженца президента Рузвельта. По той причине, что застрелили государственного деятеля не едущим в бронеавтомобиле, а перед заседанием в палате представителей штата. Некто доктор Карл Вайс выпустил сенатору пулю в живот из маленького пистолета. Телохранители сработали молниеносно: изрешетили нападавшего крупнокалиберными. Правда, позднее выяснилось, что Хьюи Лонг погиб не от докторской руки, а от пули секьюрити. Как уж там замяли дело, подробности власти держат в секрете.

Про «Вестчестер» после происшествия забыли. Заброшенный, он простоял в одном из гаражей Луизианы до 1985 года. Тут его обнаружил фанат марки Cord, коллекционер Гэри Морган. Добывая чертежи, эскизы и рисунки модели, канадец упорно трудился над реставрацией авто. Завершить работу помогла команда мастерской 360 Fabrication из города Абботсфорд, Канада.

«Проектом мечты» назвали на фабрике седан Э. Корда. Будет ли автомобиль выставлен на аукцион, неизвестно. Но машина на ходу. Вот бы порулить!..
Какую из инноваций Cord Westchester 810/812 1936-1937 вы считаете наиболее существенной?
Наши новостные каналы

Подписывайтесь и будьте в курсе свежих новостей и важнейших событиях дня.

Рекомендуем для вас