СТЗ(СХТЗ)-НАТИ – первый советский трактор оригинальной конструкции
История советского тракторостроения сложна и многогранна. Особенно интересна она на ранних этапах развития, до начала 1940-х годов. Тогда инженеры и простые заводские рабочие буквально творили историю. Страну нужно было сначала восстанавливать, а потом строить, делая из отсталой аграрной современную индустриальную.
Важнейшую роль в этом играли тракторы, особенно мощные гусеничные модели. Сегодня мы расскажем про СТЗ(СХТЗ)-НАТИ и его модификациях.
Для начала нужно понять, почему данный трактор называется как СТЗ, так и СХТЗ. А также зачем в любом случае в наименовании присутствует аббревиатура НАТИ.
Итак, СТЗ – это Сталинградский тракторный завод. СХТЗ – такое же предприятие в Харькове. По факту, это одна модель. Отличаются они незначительными нюансами по кабинам.
Что касается НАТИ, то это Научный автотракторный институт. Именно его специалисты сыграли важную роль в разработке нового трактора. Отсюда и название – СТЗ-НАТИ или СХТЗ-НАТИ.
Ближе к концу 1920-х годов стало ясно, что советские тракторы нужно срочно модернизировать, выпускать новые, более производительные модели. Тогда основную часть советского аграрного парка составляли колесные машины.
Типичные тракторы тех лет:
✅ Гном
✅ Запорожец
✅ Фордзон-Путиловец
Первые в списке были маломощными, а последняя модель создана на основе зарубежных образцов. Для Советского Союза они не совсем подходили.
В 1929 году правительство СССР закупило несколько десятков моделей тракторов зарубежного производства. Их решили сравнить между собой и выбрать лучший. Но в процессе испытаний оказалось, что нужна собственная модель. Ведь ни один из купленных тракторов не был идеальным.
После испытаний специалисты НАТИ выпустили несколько технических статей, в которых перечислили, какими характеристиками должен обладать «русский трактор».
Первый прототип был разработан универсальной гусеничной машиной. Кабину сделали полузакрытого типа.
В 1935 году решили собрать руководителей всех тракторных заводов. Главный вопрос, стоявший на повестке дня – это переход на гусеничные машины.
Готовы были сделать глобальную модернизацию директора заводов в Харькове и Сталинграде. Уже через два месяца они обещали выпустить первые образцы.
Начались так любимые в СССР социалистические соревнования. Для инженеров обоих заводов было делом чести разработать лучшую модель трактора, чтобы ее выбрали в качестве серийной.
А вот СТЗ подготовил целых три машины. Чьи тракторы были лучше – сказать сложно. Есть информация о том, что инженеры из Сталинграда сжульничали – они использовали эластичную подвеску вместо полужесткой. Хотя по техническому заданию должна была быть последняя.
В результате тракторы СТЗ признали победителями. Они пошли в серию, причем не только на Сталинградском, но и на Харьковском заводе.
Первые 25 тракторов изготовили на СТЗ в качестве опытной партии в 1936 году. Летом их отправили на поля, для испытаний, приближенных к реальности.
До того, как СТЗ(СХТЗ)-НАТИ стал производиться серийно, его ставили на одну «линейку» с предыдущей моделью. Это колесный трактор СТЗ-1. Но новинка обошла предшественника почти по всем параметрам.
СТЗ-НАТИ имел следующие преимущества:
✅ Полузакрытая кабина
✅ Эластичная подвеска
✅ Трехходовая коробка передач
✅ Керосиновый мощный двигатель
✅ Расход горючего в два раза меньше
И при этом новый трактор обрабатывал до 0,9 гектара в час. У СТЗ-1 этот параметр доходил максимум до 0,4 га. В отличие от колесной модели, гусеничный трактор имел повышенную проходимость. Для СССР середины 1930-х, когда асфальтированных дорог было маловато, этот параметр играл значительную роль.
Но имелись минусы и у СТЗ-НАТИ. Новый трактор оказался куда более сложным в производстве. Если брать в среднем, то для гусеничной модели приходилось обрабатывать в два раза больше деталей во всех цехах. Начиная от слесарного, заканчивая кузнечным и прессовом.
Ясное дело, переоснастить Сталинградский тракторный завод для выпуска новой модели быстро не получилось бы. А стране требовались новые сельскохозяйственные машины. Пришлось не снижая темпы выпуска устаревшего СТЗ-1 проводить реконструкцию.
Новые цеха строились ударными темпами. Удвоилось количество станков. Более того – разрабатывались новые технологии. «Перепало» кое-что и СТЗ-1 – к станкам американского и немецкого производство добавились отечественные.
Вот только на запланированные объемы вышли не сразу. Особенно отставал Харьковский тракторный завод. Но в итоге, благодаря социалистическим соревнованиям и энтузиазму рабочих, план удалось даже перевыполнить.
На одном конвейере с СТЗ-НАТИ выпускали и другую модификацию. Это транспортный трактор СТЗ-5. Его предназначение – использование в качестве тягача. Изначально модель называлась СТЗ-НАТИ-2ТВ.
В первую очередь новый трактор предназначался для военных. Но использовалась модель и для работы в сложных условиях на гражданском поприще.
Отличалась у СТЗ-5 и коробка передач. Ее переделали для работы в сложных условиях и ради увеличения тяги. Передаточные числа изменили, добавилась понижающая ступень.
Ходовая часть трактора тоже усовершенствована. Это сделали ради возможности передвижения на высоких скоростях. Под платформой установили кабестан с 40-метровым тросом.
Харьковский завод эвакуировали после начала войны. Его отправили в Рубцовск, где было заложено новое предприятие в Алтайском крае.
Первые копии СХТЗ-НАТИ, названные АСХТЗ-НАТИ, выпущены в 1942 году. Это предприятие дольше всех собирало трактор – до 1952 года. Сталинградский и Харьковский заводы уже несколько лет как выпускали ДТ-54 к тому времени.
«Сердцем» сельскохозяйственного трактора стал четырехцилиндровый карбюраторный мотор с мощностью 52 л. с. Охлаждение жидкостное – водой. Часто деревенские трактористы бегали с ведром к ближайшему пруду – техника терпела.
Изначально планировали оснащать СТЗ-НАТИ дизельным двигателем. К сожалению, уровень производства не позволил освоить массовый выпуск топливной аппаратуры. Поэтому поставили мотор, работающий на керосине. Разгонялся СТЗ-НАТИ до 8 км/ч.
В процессе производства трактор постоянно дорабатывали. Особенно активно делали это после 1945 года. Модель к тому времени уже устарела и уступала зарубежным аналогам.
Решения, реализованные на СТЗ-НАТИ, использовались в процессе разработки новой модели – ДТ-75. Что касается первого крупносерийного гусеничного трактора из СССР, то он по праву занял место в истории.
Важнейшую роль в этом играли тракторы, особенно мощные гусеничные модели. Сегодня мы расскажем про СТЗ(СХТЗ)-НАТИ и его модификациях.
Разбираемся с названием
Для начала нужно понять, почему данный трактор называется как СТЗ, так и СХТЗ. А также зачем в любом случае в наименовании присутствует аббревиатура НАТИ.
СТЗ-НАТИ сейчас сохранились только в музеях. Фото: problembo.com
Итак, СТЗ – это Сталинградский тракторный завод. СХТЗ – такое же предприятие в Харькове. По факту, это одна модель. Отличаются они незначительными нюансами по кабинам.
Что касается НАТИ, то это Научный автотракторный институт. Именно его специалисты сыграли важную роль в разработке нового трактора. Отсюда и название – СТЗ-НАТИ или СХТЗ-НАТИ.
Предпосылки и соревнования
Ближе к концу 1920-х годов стало ясно, что советские тракторы нужно срочно модернизировать, выпускать новые, более производительные модели. Тогда основную часть советского аграрного парка составляли колесные машины.
Типичные тракторы тех лет:
✅ Гном
✅ Запорожец
✅ Фордзон-Путиловец
Первые в списке были маломощными, а последняя модель создана на основе зарубежных образцов. Для Советского Союза они не совсем подходили.
Трактор Фордзон в СССР считался перспективной моделью. Фото: Youtube.com
В 1929 году правительство СССР закупило несколько десятков моделей тракторов зарубежного производства. Их решили сравнить между собой и выбрать лучший. Но в процессе испытаний оказалось, что нужна собственная модель. Ведь ни один из купленных тракторов не был идеальным.
После испытаний специалисты НАТИ выпустили несколько технических статей, в которых перечислили, какими характеристиками должен обладать «русский трактор».
Опытные модели
Первый прототип был разработан универсальной гусеничной машиной. Кабину сделали полузакрытого типа.
В 1935 году решили собрать руководителей всех тракторных заводов. Главный вопрос, стоявший на повестке дня – это переход на гусеничные машины.
Один из первых опытных СТЗ-НАТИ. Фото: problembo.com
Готовы были сделать глобальную модернизацию директора заводов в Харькове и Сталинграде. Уже через два месяца они обещали выпустить первые образцы.
Начались так любимые в СССР социалистические соревнования. Для инженеров обоих заводов было делом чести разработать лучшую модель трактора, чтобы ее выбрали в качестве серийной.
Сотрудники СТЗ изначально уверились в победе. Ведь с их помощью инженеры НАТИ разрабатывали опытные тракторы. Но харьковские мастера не желали сдаваться. Поэтому в июле 1935 года они представили и свой опытный образец.
А вот СТЗ подготовил целых три машины. Чьи тракторы были лучше – сказать сложно. Есть информация о том, что инженеры из Сталинграда сжульничали – они использовали эластичную подвеску вместо полужесткой. Хотя по техническому заданию должна была быть последняя.
В результате тракторы СТЗ признали победителями. Они пошли в серию, причем не только на Сталинградском, но и на Харьковском заводе.
Первые 25 тракторов изготовили на СТЗ в качестве опытной партии в 1936 году. Летом их отправили на поля, для испытаний, приближенных к реальности.
Сравнение
До того, как СТЗ(СХТЗ)-НАТИ стал производиться серийно, его ставили на одну «линейку» с предыдущей моделью. Это колесный трактор СТЗ-1. Но новинка обошла предшественника почти по всем параметрам.
А этот опытный СТЗ-НАТИ уже с полукабиной. Фото: problembo.com
СТЗ-НАТИ имел следующие преимущества:
✅ Полузакрытая кабина
✅ Эластичная подвеска
✅ Трехходовая коробка передач
✅ Керосиновый мощный двигатель
✅ Расход горючего в два раза меньше
И при этом новый трактор обрабатывал до 0,9 гектара в час. У СТЗ-1 этот параметр доходил максимум до 0,4 га. В отличие от колесной модели, гусеничный трактор имел повышенную проходимость. Для СССР середины 1930-х, когда асфальтированных дорог было маловато, этот параметр играл значительную роль.
Но имелись минусы и у СТЗ-НАТИ. Новый трактор оказался куда более сложным в производстве. Если брать в среднем, то для гусеничной модели приходилось обрабатывать в два раза больше деталей во всех цехах. Начиная от слесарного, заканчивая кузнечным и прессовом.
Подготовка к серийному запуску
Ясное дело, переоснастить Сталинградский тракторный завод для выпуска новой модели быстро не получилось бы. А стране требовались новые сельскохозяйственные машины. Пришлось не снижая темпы выпуска устаревшего СТЗ-1 проводить реконструкцию.
СТЗ-НАТИ был известен во всех уголках СССР. Фото: problembo.com
Новые цеха строились ударными темпами. Удвоилось количество станков. Более того – разрабатывались новые технологии. «Перепало» кое-что и СТЗ-1 – к станкам американского и немецкого производство добавились отечественные.
Когда все было готово к крупносерийному запуску, Сталинградский тракторный завод остановили на два месяца. 11 июля 1937 года с конвейера по производству СТЗ-НАТИ сошел первый трактор.
Вот только на запланированные объемы вышли не сразу. Особенно отставал Харьковский тракторный завод. Но в итоге, благодаря социалистическим соревнованиям и энтузиазму рабочих, план удалось даже перевыполнить.
Транспортный СТЗ-5
На одном конвейере с СТЗ-НАТИ выпускали и другую модификацию. Это транспортный трактор СТЗ-5. Его предназначение – использование в качестве тягача. Изначально модель называлась СТЗ-НАТИ-2ТВ.
Транспортный СТЗ-5 мог буксировать сразу несколько прицепов. Фото: problembo.com
В первую очередь новый трактор предназначался для военных. Но использовалась модель и для работы в сложных условиях на гражданском поприще.
Одна из особенностей техники – это двигатель 1МА. Этот мотор заводился на бензине, но потом мог работать как на керосине, так и на лигроине.
Отличалась у СТЗ-5 и коробка передач. Ее переделали для работы в сложных условиях и ради увеличения тяги. Передаточные числа изменили, добавилась понижающая ступень.
Ходовая часть трактора тоже усовершенствована. Это сделали ради возможности передвижения на высоких скоростях. Под платформой установили кабестан с 40-метровым тросом.
Алтайская модификация
Харьковский завод эвакуировали после начала войны. Его отправили в Рубцовск, где было заложено новое предприятие в Алтайском крае.
Первые копии СХТЗ-НАТИ, названные АСХТЗ-НАТИ, выпущены в 1942 году. Это предприятие дольше всех собирало трактор – до 1952 года. Сталинградский и Харьковский заводы уже несколько лет как выпускали ДТ-54 к тому времени.
Технические особенности СТЗ-НАТИ
«Сердцем» сельскохозяйственного трактора стал четырехцилиндровый карбюраторный мотор с мощностью 52 л. с. Охлаждение жидкостное – водой. Часто деревенские трактористы бегали с ведром к ближайшему пруду – техника терпела.
А это уже более новая модель – ДТ-54. Фото: Youtube.com
Изначально планировали оснащать СТЗ-НАТИ дизельным двигателем. К сожалению, уровень производства не позволил освоить массовый выпуск топливной аппаратуры. Поэтому поставили мотор, работающий на керосине. Разгонялся СТЗ-НАТИ до 8 км/ч.
В процессе производства трактор постоянно дорабатывали. Особенно активно делали это после 1945 года. Модель к тому времени уже устарела и уступала зарубежным аналогам.
Решения, реализованные на СТЗ-НАТИ, использовались в процессе разработки новой модели – ДТ-75. Что касается первого крупносерийного гусеничного трактора из СССР, то он по праву занял место в истории.
- Ульф
- problembo.com, youtube.com
Рекомендуем для вас
«Бетонки»: в России тоже хотят строить «вечные» дороги
Недавно из Краснодарского края пришло сообщение о введении в эксплуатацию опытного участки бетонной автодороги. Подобные покрытия в СССР и РФ почти не...
МС-21 получил еще одну важную деталь отечественного производства
Набор деталей успешно прошел тестирование на скорости свыше 600 км/час. До 2028 года ожидается увеличение поставок в 11 раз. Все подробности читайте в нашем...
Lada Niva получит новый мотор в 2025 году – более объемный и мощный, но простой и надежный
Этим двигателям планируют оснащать все модификации легендарного внедорожника. Похоже, от старого мотора решили отказаться....
Boeing 737: посадки в исполнении современных пилотов или в СССР учили лучше
Авиалайнеры Boeing 737 считаются одними из самых массовых и удачных в мире. Выпускается семейство серийно с 1967 года. Неудивительно, что за это время...
Остров Свободы получил новых «Патриотов»
Они помогут справиться с последствиями природных катаклизмов, а затем перейдут на службу в администрации провинций. Все подробности читайте в нашем материале....
Четыре иномарки и одна «россиянка»: выбраны 5 лучших автомобилей 2024 года
В интересное время живем, товарищи! Кому не лень, или нужен масштабный пиар раздают Национальные премии «Автомобиль года России». Только «нацию», похоже,...
Российский завод наладил производство деталей для Airbus A321
Пока отечественные самолеты готовятся к выпуску, новые детали помогут продлить срок службы оставшихся зарубежных. Все подробности читайте в нашем материале....
«Нива» не оставила шансов Tesla Cybertruck и «китайцу» на бездорожье
Вот такого соревнования мы долго ждали. «Кибертрак» позиционируется, как универсальный автомобиль, который и по трассе едет с комфортом и на бездорожье что-то...
План на следующую «пятилетку» – объявлен список трасс, которые построят и отремонтируют
Финансовые сметы уже одобрены Правительством. Также названы конкретные суммы под каждый проект. Все подробности читайте в нашем материале....
Audi 100 C2 против АЗЛК-2141 – модели бизнес-класса из разных стран и эпох
История автомобилей и их технические особенности. В итоге решим, какая модель лучше сейчас....
Трактор Фордзон-Путиловец – корыстная помощь США раннему Советскому Союзу
В начале 1920-х годов Советский Союз стал восстанавливать экономику. Более того, планировалось не только выйти на прежний уровень развития, но и многократно...
Реконструкция «Чуйского тракта» завершилась раньше срока
Проект должны были сдать в 2026 году. Слаженная работа и современные методики позволили ускорить процесс. Все подробности читайте в нашем материале....
«Сапсаны» хотят ускорить
Технически это вполне выполнимая задача. В РЖД уже провели необходимые тесты, а все подробности в нашем материале....
Пристальный взгляд на самую «внедорожную» Газель
Российская автомобильная промышленность подготовила «ответ» китайским брендам в сегменте коммерческого и частного транспорта. Если быть более точным, то сразу...
Стартовало производство новых версий Lada Largus Cross
Купить такие автомобили у дилеров пока нельзя. Но скоро они появятся в продаже....
Стартовало серийное производство кроссовера Skoda Kylaq – он будет стоить меньше миллиона
Длина кузова кроссовера – меньше четырех метров. Зато багажник будет самым большим в классе....