СТЗ(СХТЗ)-НАТИ – первый советский трактор оригинальной конструкции
История советского тракторостроения сложна и многогранна. Особенно интересна она на ранних этапах развития, до начала 1940-х годов. Тогда инженеры и простые заводские рабочие буквально творили историю. Страну нужно было сначала восстанавливать, а потом строить, делая из отсталой аграрной современную индустриальную.
Важнейшую роль в этом играли тракторы, особенно мощные гусеничные модели. Сегодня мы расскажем про СТЗ(СХТЗ)-НАТИ и его модификациях.
Для начала нужно понять, почему данный трактор называется как СТЗ, так и СХТЗ. А также зачем в любом случае в наименовании присутствует аббревиатура НАТИ.
Итак, СТЗ – это Сталинградский тракторный завод. СХТЗ – такое же предприятие в Харькове. По факту, это одна модель. Отличаются они незначительными нюансами по кабинам.
Что касается НАТИ, то это Научный автотракторный институт. Именно его специалисты сыграли важную роль в разработке нового трактора. Отсюда и название – СТЗ-НАТИ или СХТЗ-НАТИ.
Ближе к концу 1920-х годов стало ясно, что советские тракторы нужно срочно модернизировать, выпускать новые, более производительные модели. Тогда основную часть советского аграрного парка составляли колесные машины.
Типичные тракторы тех лет:
✅ Гном
✅ Запорожец
✅ Фордзон-Путиловец
Первые в списке были маломощными, а последняя модель создана на основе зарубежных образцов. Для Советского Союза они не совсем подходили.
В 1929 году правительство СССР закупило несколько десятков моделей тракторов зарубежного производства. Их решили сравнить между собой и выбрать лучший. Но в процессе испытаний оказалось, что нужна собственная модель. Ведь ни один из купленных тракторов не был идеальным.
После испытаний специалисты НАТИ выпустили несколько технических статей, в которых перечислили, какими характеристиками должен обладать «русский трактор».
Первый прототип был разработан универсальной гусеничной машиной. Кабину сделали полузакрытого типа.
В 1935 году решили собрать руководителей всех тракторных заводов. Главный вопрос, стоявший на повестке дня – это переход на гусеничные машины.
Готовы были сделать глобальную модернизацию директора заводов в Харькове и Сталинграде. Уже через два месяца они обещали выпустить первые образцы.
Начались так любимые в СССР социалистические соревнования. Для инженеров обоих заводов было делом чести разработать лучшую модель трактора, чтобы ее выбрали в качестве серийной.
А вот СТЗ подготовил целых три машины. Чьи тракторы были лучше – сказать сложно. Есть информация о том, что инженеры из Сталинграда сжульничали – они использовали эластичную подвеску вместо полужесткой. Хотя по техническому заданию должна была быть последняя.
В результате тракторы СТЗ признали победителями. Они пошли в серию, причем не только на Сталинградском, но и на Харьковском заводе.
Первые 25 тракторов изготовили на СТЗ в качестве опытной партии в 1936 году. Летом их отправили на поля, для испытаний, приближенных к реальности.
До того, как СТЗ(СХТЗ)-НАТИ стал производиться серийно, его ставили на одну «линейку» с предыдущей моделью. Это колесный трактор СТЗ-1. Но новинка обошла предшественника почти по всем параметрам.
СТЗ-НАТИ имел следующие преимущества:
✅ Полузакрытая кабина
✅ Эластичная подвеска
✅ Трехходовая коробка передач
✅ Керосиновый мощный двигатель
✅ Расход горючего в два раза меньше
И при этом новый трактор обрабатывал до 0,9 гектара в час. У СТЗ-1 этот параметр доходил максимум до 0,4 га. В отличие от колесной модели, гусеничный трактор имел повышенную проходимость. Для СССР середины 1930-х, когда асфальтированных дорог было маловато, этот параметр играл значительную роль.
Но имелись минусы и у СТЗ-НАТИ. Новый трактор оказался куда более сложным в производстве. Если брать в среднем, то для гусеничной модели приходилось обрабатывать в два раза больше деталей во всех цехах. Начиная от слесарного, заканчивая кузнечным и прессовом.
Ясное дело, переоснастить Сталинградский тракторный завод для выпуска новой модели быстро не получилось бы. А стране требовались новые сельскохозяйственные машины. Пришлось не снижая темпы выпуска устаревшего СТЗ-1 проводить реконструкцию.
Новые цеха строились ударными темпами. Удвоилось количество станков. Более того – разрабатывались новые технологии. «Перепало» кое-что и СТЗ-1 – к станкам американского и немецкого производство добавились отечественные.
Вот только на запланированные объемы вышли не сразу. Особенно отставал Харьковский тракторный завод. Но в итоге, благодаря социалистическим соревнованиям и энтузиазму рабочих, план удалось даже перевыполнить.
На одном конвейере с СТЗ-НАТИ выпускали и другую модификацию. Это транспортный трактор СТЗ-5. Его предназначение – использование в качестве тягача. Изначально модель называлась СТЗ-НАТИ-2ТВ.
В первую очередь новый трактор предназначался для военных. Но использовалась модель и для работы в сложных условиях на гражданском поприще.
Отличалась у СТЗ-5 и коробка передач. Ее переделали для работы в сложных условиях и ради увеличения тяги. Передаточные числа изменили, добавилась понижающая ступень.
Ходовая часть трактора тоже усовершенствована. Это сделали ради возможности передвижения на высоких скоростях. Под платформой установили кабестан с 40-метровым тросом.
Харьковский завод эвакуировали после начала войны. Его отправили в Рубцовск, где было заложено новое предприятие в Алтайском крае.
Первые копии СХТЗ-НАТИ, названные АСХТЗ-НАТИ, выпущены в 1942 году. Это предприятие дольше всех собирало трактор – до 1952 года. Сталинградский и Харьковский заводы уже несколько лет как выпускали ДТ-54 к тому времени.
«Сердцем» сельскохозяйственного трактора стал четырехцилиндровый карбюраторный мотор с мощностью 52 л. с. Охлаждение жидкостное – водой. Часто деревенские трактористы бегали с ведром к ближайшему пруду – техника терпела.
Изначально планировали оснащать СТЗ-НАТИ дизельным двигателем. К сожалению, уровень производства не позволил освоить массовый выпуск топливной аппаратуры. Поэтому поставили мотор, работающий на керосине. Разгонялся СТЗ-НАТИ до 8 км/ч.
В процессе производства трактор постоянно дорабатывали. Особенно активно делали это после 1945 года. Модель к тому времени уже устарела и уступала зарубежным аналогам.
Решения, реализованные на СТЗ-НАТИ, использовались в процессе разработки новой модели – ДТ-75. Что касается первого крупносерийного гусеничного трактора из СССР, то он по праву занял место в истории.
Важнейшую роль в этом играли тракторы, особенно мощные гусеничные модели. Сегодня мы расскажем про СТЗ(СХТЗ)-НАТИ и его модификациях.
Разбираемся с названием
Для начала нужно понять, почему данный трактор называется как СТЗ, так и СХТЗ. А также зачем в любом случае в наименовании присутствует аббревиатура НАТИ.
СТЗ-НАТИ сейчас сохранились только в музеях. Фото: problembo.com
Итак, СТЗ – это Сталинградский тракторный завод. СХТЗ – такое же предприятие в Харькове. По факту, это одна модель. Отличаются они незначительными нюансами по кабинам.
Что касается НАТИ, то это Научный автотракторный институт. Именно его специалисты сыграли важную роль в разработке нового трактора. Отсюда и название – СТЗ-НАТИ или СХТЗ-НАТИ.
Предпосылки и соревнования
Ближе к концу 1920-х годов стало ясно, что советские тракторы нужно срочно модернизировать, выпускать новые, более производительные модели. Тогда основную часть советского аграрного парка составляли колесные машины.
Типичные тракторы тех лет:
✅ Гном
✅ Запорожец
✅ Фордзон-Путиловец
Первые в списке были маломощными, а последняя модель создана на основе зарубежных образцов. Для Советского Союза они не совсем подходили.
Трактор Фордзон в СССР считался перспективной моделью. Фото: Youtube.com
В 1929 году правительство СССР закупило несколько десятков моделей тракторов зарубежного производства. Их решили сравнить между собой и выбрать лучший. Но в процессе испытаний оказалось, что нужна собственная модель. Ведь ни один из купленных тракторов не был идеальным.
После испытаний специалисты НАТИ выпустили несколько технических статей, в которых перечислили, какими характеристиками должен обладать «русский трактор».
Опытные модели
Первый прототип был разработан универсальной гусеничной машиной. Кабину сделали полузакрытого типа.
В 1935 году решили собрать руководителей всех тракторных заводов. Главный вопрос, стоявший на повестке дня – это переход на гусеничные машины.
Один из первых опытных СТЗ-НАТИ. Фото: problembo.com
Готовы были сделать глобальную модернизацию директора заводов в Харькове и Сталинграде. Уже через два месяца они обещали выпустить первые образцы.
Начались так любимые в СССР социалистические соревнования. Для инженеров обоих заводов было делом чести разработать лучшую модель трактора, чтобы ее выбрали в качестве серийной.
Сотрудники СТЗ изначально уверились в победе. Ведь с их помощью инженеры НАТИ разрабатывали опытные тракторы. Но харьковские мастера не желали сдаваться. Поэтому в июле 1935 года они представили и свой опытный образец.
А вот СТЗ подготовил целых три машины. Чьи тракторы были лучше – сказать сложно. Есть информация о том, что инженеры из Сталинграда сжульничали – они использовали эластичную подвеску вместо полужесткой. Хотя по техническому заданию должна была быть последняя.
В результате тракторы СТЗ признали победителями. Они пошли в серию, причем не только на Сталинградском, но и на Харьковском заводе.
Первые 25 тракторов изготовили на СТЗ в качестве опытной партии в 1936 году. Летом их отправили на поля, для испытаний, приближенных к реальности.
Сравнение
До того, как СТЗ(СХТЗ)-НАТИ стал производиться серийно, его ставили на одну «линейку» с предыдущей моделью. Это колесный трактор СТЗ-1. Но новинка обошла предшественника почти по всем параметрам.
А этот опытный СТЗ-НАТИ уже с полукабиной. Фото: problembo.com
СТЗ-НАТИ имел следующие преимущества:
✅ Полузакрытая кабина
✅ Эластичная подвеска
✅ Трехходовая коробка передач
✅ Керосиновый мощный двигатель
✅ Расход горючего в два раза меньше
И при этом новый трактор обрабатывал до 0,9 гектара в час. У СТЗ-1 этот параметр доходил максимум до 0,4 га. В отличие от колесной модели, гусеничный трактор имел повышенную проходимость. Для СССР середины 1930-х, когда асфальтированных дорог было маловато, этот параметр играл значительную роль.
Но имелись минусы и у СТЗ-НАТИ. Новый трактор оказался куда более сложным в производстве. Если брать в среднем, то для гусеничной модели приходилось обрабатывать в два раза больше деталей во всех цехах. Начиная от слесарного, заканчивая кузнечным и прессовом.
Подготовка к серийному запуску
Ясное дело, переоснастить Сталинградский тракторный завод для выпуска новой модели быстро не получилось бы. А стране требовались новые сельскохозяйственные машины. Пришлось не снижая темпы выпуска устаревшего СТЗ-1 проводить реконструкцию.
СТЗ-НАТИ был известен во всех уголках СССР. Фото: problembo.com
Новые цеха строились ударными темпами. Удвоилось количество станков. Более того – разрабатывались новые технологии. «Перепало» кое-что и СТЗ-1 – к станкам американского и немецкого производство добавились отечественные.
Когда все было готово к крупносерийному запуску, Сталинградский тракторный завод остановили на два месяца. 11 июля 1937 года с конвейера по производству СТЗ-НАТИ сошел первый трактор.
Вот только на запланированные объемы вышли не сразу. Особенно отставал Харьковский тракторный завод. Но в итоге, благодаря социалистическим соревнованиям и энтузиазму рабочих, план удалось даже перевыполнить.
Транспортный СТЗ-5
На одном конвейере с СТЗ-НАТИ выпускали и другую модификацию. Это транспортный трактор СТЗ-5. Его предназначение – использование в качестве тягача. Изначально модель называлась СТЗ-НАТИ-2ТВ.
Транспортный СТЗ-5 мог буксировать сразу несколько прицепов. Фото: problembo.com
В первую очередь новый трактор предназначался для военных. Но использовалась модель и для работы в сложных условиях на гражданском поприще.
Одна из особенностей техники – это двигатель 1МА. Этот мотор заводился на бензине, но потом мог работать как на керосине, так и на лигроине.
Отличалась у СТЗ-5 и коробка передач. Ее переделали для работы в сложных условиях и ради увеличения тяги. Передаточные числа изменили, добавилась понижающая ступень.
Ходовая часть трактора тоже усовершенствована. Это сделали ради возможности передвижения на высоких скоростях. Под платформой установили кабестан с 40-метровым тросом.
Алтайская модификация
Харьковский завод эвакуировали после начала войны. Его отправили в Рубцовск, где было заложено новое предприятие в Алтайском крае.
Первые копии СХТЗ-НАТИ, названные АСХТЗ-НАТИ, выпущены в 1942 году. Это предприятие дольше всех собирало трактор – до 1952 года. Сталинградский и Харьковский заводы уже несколько лет как выпускали ДТ-54 к тому времени.
Технические особенности СТЗ-НАТИ
«Сердцем» сельскохозяйственного трактора стал четырехцилиндровый карбюраторный мотор с мощностью 52 л. с. Охлаждение жидкостное – водой. Часто деревенские трактористы бегали с ведром к ближайшему пруду – техника терпела.
А это уже более новая модель – ДТ-54. Фото: Youtube.com
Изначально планировали оснащать СТЗ-НАТИ дизельным двигателем. К сожалению, уровень производства не позволил освоить массовый выпуск топливной аппаратуры. Поэтому поставили мотор, работающий на керосине. Разгонялся СТЗ-НАТИ до 8 км/ч.
В процессе производства трактор постоянно дорабатывали. Особенно активно делали это после 1945 года. Модель к тому времени уже устарела и уступала зарубежным аналогам.
Решения, реализованные на СТЗ-НАТИ, использовались в процессе разработки новой модели – ДТ-75. Что касается первого крупносерийного гусеничного трактора из СССР, то он по праву занял место в истории.
- Ульф
- problembo.com, youtube.com
Рекомендуем для вас
В три раза быстрее «Конкорда» – представлен революционный двигатель для гиперзвукового самолета
Он позволит перелететь Атлантический океан всего за час на скорости 6 Мах. Самолет будет не только быстрее, но сможет летать выше Concorde в 2,5 раза....
Если у вас почти нет комплексов и денег, это ваш автомобиль
Это крохотный автомобиль длиной менее 3 метров, который удивляет своей вместимостью: в нем можно ездить вчетвером, хотя в это и сложно поверить, пока не...
Rolls-Royce и будущее авиации: как инновации UltraFan меняют игру в строении авиадвигателей
Бренд Rolls-Royce всегда был синонимом роскоши, инноваций и высоких технологий, но их достижения простираются далеко за пределы автомобилей. Мало кто знает,...
«Такого мотора никогда не было» – первый взгляд на «Ниву Спорт»
«Нива Спорт» вернулась с тестирований в условиях горной местности. Внедорожник сразу попал в руки к автомобильным обозревателям. Чем отличается эта «Нива» от...
В России представлен уникальный бульдозер
Новинка относится к десятому тяговому классу и работает на природном газе. Подробнее о проекте читайте в нашем материале....
В России появился флагманский вертолет «Аурус»
Все комплектующие произведены в России. Воздушное судно можно эксплуатировать в любых климатических и географических зонах....
Внедорожники УАЗ оперативно доработали на заводе – критика подействовала
Забеспокоившись из-за критики на правительственном уровне, руководство Sollers поспешило доработать автомобили. И это первый случай массовых переделок из-за...
Самолет SSJ-100 становится еще более российским
Проект локализации лайнера продолжается. Теперь еще один элемент фюзеляжа производится в России....
При «вскрытии» Гранта удивила автомеханика
Чем может похвастаться «Гранта», которую в столице продают за 1,6 млн рублей? Конечно же, кондиционером, шестнадцатиклапанным двигателем времен «Приоры»,...
«В условиях вечной мерзлоты» – на самой сложный трассе России сдали новые участки
Федеральная трасса считалась одной из самых сложных из-за климата, низкого качества покрытия, а также несоответствия стандартам на многих участках. Теперь...
«Ил» - ВАСО представил свой, полностью композитный воздухозаборник авиационного двигателя
С ним, как ожидается, эффективность сохранения тяги самолета улучшится до оптимальных показателей. Подробнее об этом читайте в нашем материале....
ВАЗ-2151 – неизвестный российский универсал
Заднеприводные автомобили марки ВАЗ до сих пор пользуются высокой популярностью в России. Более того, ВАЗ-2107 недавно стал самой распространенной моделью в...
УАЗ анонсировал скорое обновление «Хантера»
И не только. Сразу несколько модернизированных моделей выйдут на рынок с небольшим интервалом. Более подробно об этом читайте в нашем материале....
В Нижнем Новгороде наладят выпуск отсеков для отечественного лайнера
А именно для пассажирского МС-21. Для этого на авиастроительном предприятии «Сокол» откроют новый производственный участок. Подробнее об этом читайте в нашем...
Jawa против Иж Юпитера – какой из мотоциклов советских времен окажется быстрее?
Споры о том, какой мотоцикл лучше, в советское время возникали периодически. Как правило, велись они в легком и среднем классах. Например, считалось, что...
Как поступают владельцы электромобилей, подтопленных во время урагана Милтон
После затопления такие машины пожароопасны. А еще эти авто потом продают.... Риски значительно возросли из-за последствий урагана Милтон....