
История испанских мопедов Derbi, лидировавших в гонках начала 70-х
Марка, которая пять десятилетий спустя стала безусловным лидером соревнований класса 50 куб. см, начинала свою деятельность довольно скромно. Более 100 лет назад рядом с каталонской Барселоной (городок Мольет-дель-Вальенс) появилась небольшая велосипедная мастерская.
Ее создателем стал Симеон Рабаса Сингла. В последующие два десятилетия компания практически не выполняла больше ничего, кроме текущего ремонта двухколесной техники и выдачи ее в прокат. Все изменилось ближе к лету 1944-го, ведь именно тогда Сингла решил, что пора выходить на новые рубежи.
Derbi torch 49 1965 года. Фото: youtube.com
Им было зарегистрировано ООО Bicicletas Rabasa. Основной деятельностью которого определялась сборка велосипедной техники собственного производства. Коммерсанту понадобилось всего лишь пару лет, чтобы понять, что будущее – за моторизованными вариантами двухколесных аппаратов.
Успешный старт производства и дополнительные средства, которые приносили довольно динамичные продажи, позволили в 1946 году приступить к конструированию SRS с небольшим ДВС. Аббревиатура названия моделей происходила от имени хозяина (Simeon Rabasa Singla).
После представления своего первого мопеда бизнесмен понял, что попал в нужную струю. Его мотоцикл продавался гораздо активнее и спрос постоянно рос. Это привело к пониманию, что настало время (спустя почти три десятилетия) подкорректировать бизнес-план и немного изменить направление деятельности руководимой им компании.
49-кубовый двигатель Derbi Rabasa. Фото: youtube.com
Уже в начале ноября 1950 года смена вектора отразилась в новом названии предприятия – Nacional Motor SA. Еще одним немаловажным маркетинговым шагом стало переименование самой готовой продукции. Чтобы избегать прямых параллелей с велосипедами SRS, моторизованная техника получила одиозное имя.
Полноценный мотоцикл получил дизайн, напоминающий немецкий или советский того же периода. Он также выпускался с боковым прицепом, специально изготовленным для данной модели. В целом Derbi 250 имел следующие элементы:
✅ вместительный каплевидный бак
✅ одно посадочное место
✅ силовой агрегат с внушительным цилиндром
✅ небольшой багажник на заднем крыле
Кроме того, мотоцикл снабдили не совсем удобным (но распространенным в то время) коротким и прямым рулем. Низко посаженная выхлопная труба («акулий плавник»), соседствовала с подножкой и бардачком. Последний оказался очень стильным и расположился так близко к земле, что напоминал современный байкерский стиль.
Его классический окрас – двухцветный (черный/грязно-белый), имелся спидометр и архаичный задний фонарь. Техника оказалась очень кстати для десятилетия, когда многим автомобиль был еще явно не по карману. Поэтому продажи почти сразу пошли в гору. Несмотря на это, основная слава марки Derbi оказалась связанной с силовыми агрегатами гораздо меньшего объема.
Все же время показало, что стойкий спрос на 250-кубовую технику сохранить совсем непросто. Этому содействовало сразу несколько факторов, среди которых основным можно назвать довольно жесткую конкуренцию среди европейских производителей. Ведь там обитали более успешные и известные немецкие, итальянские, чешские и французские компании.
Второй причиной можно считать то, что к тому времени конструкторы уже смогли добиться от 50-кубовых двигателей достойных характеристик. Это открыло возможность сборки техники, имевшей для пользователя сразу несколько плюсов:
✅ более легкая в управлении
✅ ниже по стоимости
✅ экономичная
Кроме того, в большинстве европейских стран на мопеды не требовалось получения специальных прав. Думаю, это и стало самым весомым аргументов для их фантастической популярности. Такой поворот привел к тому, что почти все производители мототехники на континенте обратили свой взор в сторону скромных велосипедов с мотором.
Кто-то из них даже вовсе перешел к сборке исключительно 50-кубовых моделей. Не осталось в стороне и испанское предприятие. И сейчас мы уже можем однозначно заявить, что они точно не прогадали. Потому, что к увеличению спроса на продукцию, в конце 60-х добавились победы на престижных международных соревнованиях.
В начале 60-х на чемпионате мира по шоссейно-кольцевым гонках появился скромный класс 50сс. И если в первых заездах имелось немало скептиков, критиковавших низкую зрелищность мопедной конкуренции, позже их аргументы сошли на нет.
Мопед имел внешнее сходство с нашей «Ригой». Фото: youtube.com
Горячая борьба в 50сс ничем не уступала более мощным аппаратам. А смотреть на небольшие мопеды с высоким визгом и огромной скоростью проносящиеся по трекам, стало чем-то похожим на блюдо для истинных гурманов. О том, насколько испанские мопеды доминировали над своими соперниками, лучше всего можно судить по статистическим данным соревнований. На стыке десятилетий они выиграли сразу несколько чемпионатов в классе 50 куб. см:
✅ 1969
✅ 1970
✅ 1972
Согласитесь, три первых места за четыре года – результат более чем внушительный. Он стал возможным во многом благодаря таланту инженера Франсиско Тобаса. Специалист сначала подготовил модель с 9-сильным двигателем, выступавшую в первой части десятилетия. Позже появился мотор мощностью 14,5 л. с, который позволил претендовать на первые места соревнований. Что и сделал местный гонщик Анджель Нието в 1969/70 годах.
И это еще не все. Ведь испанская компания производила также не менее успешные легкие мотоциклы. Модели, специально подготовленные для соревнований в классе 125сс и пилотируемые все тем же Нието, смогли занять первую ступень пьедестала в 1971 и 1972 году.
Таким образом, в канун знаменитой хоккейной Суперсерии команда Derbi получила золотой дуплет, первенствуя сразу в двух низших мотоциклетных классах. Это стало самым весомым подтверждением высокого качества испанской техники и ее способности успешно конкурировать с крупными европейскими грандами и побеждать их.
Derbi Antorcha Tricampeona SE 49 cc. Фото: youtube.com
Интересно, что когда в середине 80-х планку повысили до 80сс, Derbi продолжила свой триумф. Учитывая тот факт, что другие достойные конкуренты выбыли из борьбы (к примеру, немецкий Kreidler), испанцы смогли полностью доминировать. Они одержали четыре победы в промежутке 1986/89 годов. Параллельно развивали успех и представители 125-кубовых мотоциклов, становясь победителями в 1988, 2008 и 2010 гг.
На фоне спортивной славы, довольно динамично развивалось и производство серийных мопедов или легких мотоциклов. Во время успешных выступлений на чемпионатах мира, компания Сингла вывела на рынок ряд новых моделей.
В 1965 году появился Derbi torch 49. Он обычно окрашивался в грязно-зеленый цвет и имел компоновку, сходную с нашими «Ригами». Мопед можно назвать представителем классического стиля со следующим набором:
✅ одноместным сиденьем
✅ педальным приводом (позже – кик-стартер)
✅ вертикальным цилиндром
✅ ножным переключением передач
У этой модели отсутствовал спидометр и она выполнялась в очень простом стиле. Но это никак не влияло на популярность у клиентов. Ведь каждый понимал, что покупает ту же марку, которой не было равных на чемпионатах мира в конце 60-х – начале 70-х. Некоторые и до сих пор испытывают ностальгию по такой технике. Ведь на вторичном рынке за нее просят примерно 1,2 тысячи евро (ок. 120 тысяч рублей).
Бардачок и крышка цилиндра. Фото: youtube.com
Еще один известный представитель бренда – Derbi Antorcha Tricampeona SE 49 cc. Он появился несколькими годами позже и успешно выпускался также в 70-х. Испанцы старшего поколения вспоминают, что этот мопед пользовался высокой популярностью у местных строителей (особенно, на побережье Таррагоны). Вот его характеристики:
✅ рабочий объем – 49 куб. см
✅ мощность – 4,5 л. с
✅ передача – цепная
✅ имеется кик-стартер справа
Эта модель продолжила славу марки, имея такие элементы как боковые крышки цилиндра, звуковой сигнал и стильный задний фонарь. В последующие годы (после смерти основателя в 1988-м) предприятие продолжило выпуск мопедов и легких мотоциклов. С 2001-го оно входит в структуру итальянской группы Piaggio, предлагая и сейчас 50-ти или 125-кубовую технику, в том числе, скутеры.
Ее создателем стал Симеон Рабаса Сингла. В последующие два десятилетия компания практически не выполняла больше ничего, кроме текущего ремонта двухколесной техники и выдачи ее в прокат. Все изменилось ближе к лету 1944-го, ведь именно тогда Сингла решил, что пора выходить на новые рубежи.

Им было зарегистрировано ООО Bicicletas Rabasa. Основной деятельностью которого определялась сборка велосипедной техники собственного производства. Коммерсанту понадобилось всего лишь пару лет, чтобы понять, что будущее – за моторизованными вариантами двухколесных аппаратов.
Первый велосипед с мотором и мотоцикл
Успешный старт производства и дополнительные средства, которые приносили довольно динамичные продажи, позволили в 1946 году приступить к конструированию SRS с небольшим ДВС. Аббревиатура названия моделей происходила от имени хозяина (Simeon Rabasa Singla).
После представления своего первого мопеда бизнесмен понял, что попал в нужную струю. Его мотоцикл продавался гораздо активнее и спрос постоянно рос. Это привело к пониманию, что настало время (спустя почти три десятилетия) подкорректировать бизнес-план и немного изменить направление деятельности руководимой им компании.

Уже в начале ноября 1950 года смена вектора отразилась в новом названии предприятия – Nacional Motor SA. Еще одним немаловажным маркетинговым шагом стало переименование самой готовой продукции. Чтобы избегать прямых параллелей с велосипедами SRS, моторизованная техника получила одиозное имя.
«Первой ласточкой» стал представленный на барселонской торговой выставке Derbi 250. Именно этот аппарат и познакомил общественность с новым испанским брендом.
Полноценный мотоцикл получил дизайн, напоминающий немецкий или советский того же периода. Он также выпускался с боковым прицепом, специально изготовленным для данной модели. В целом Derbi 250 имел следующие элементы:
✅ вместительный каплевидный бак
✅ одно посадочное место
✅ силовой агрегат с внушительным цилиндром
✅ небольшой багажник на заднем крыле
Кроме того, мотоцикл снабдили не совсем удобным (но распространенным в то время) коротким и прямым рулем. Низко посаженная выхлопная труба («акулий плавник»), соседствовала с подножкой и бардачком. Последний оказался очень стильным и расположился так близко к земле, что напоминал современный байкерский стиль.
Его классический окрас – двухцветный (черный/грязно-белый), имелся спидометр и архаичный задний фонарь. Техника оказалась очень кстати для десятилетия, когда многим автомобиль был еще явно не по карману. Поэтому продажи почти сразу пошли в гору. Несмотря на это, основная слава марки Derbi оказалась связанной с силовыми агрегатами гораздо меньшего объема.
Выход в более низкие категории
Все же время показало, что стойкий спрос на 250-кубовую технику сохранить совсем непросто. Этому содействовало сразу несколько факторов, среди которых основным можно назвать довольно жесткую конкуренцию среди европейских производителей. Ведь там обитали более успешные и известные немецкие, итальянские, чешские и французские компании.
Второй причиной можно считать то, что к тому времени конструкторы уже смогли добиться от 50-кубовых двигателей достойных характеристик. Это открыло возможность сборки техники, имевшей для пользователя сразу несколько плюсов:
✅ более легкая в управлении
✅ ниже по стоимости
✅ экономичная
Кроме того, в большинстве европейских стран на мопеды не требовалось получения специальных прав. Думаю, это и стало самым весомым аргументов для их фантастической популярности. Такой поворот привел к тому, что почти все производители мототехники на континенте обратили свой взор в сторону скромных велосипедов с мотором.
Кто-то из них даже вовсе перешел к сборке исключительно 50-кубовых моделей. Не осталось в стороне и испанское предприятие. И сейчас мы уже можем однозначно заявить, что они точно не прогадали. Потому, что к увеличению спроса на продукцию, в конце 60-х добавились победы на престижных международных соревнованиях.
Три высших пьедестала за четыре года
В начале 60-х на чемпионате мира по шоссейно-кольцевым гонках появился скромный класс 50сс. И если в первых заездах имелось немало скептиков, критиковавших низкую зрелищность мопедной конкуренции, позже их аргументы сошли на нет.

Горячая борьба в 50сс ничем не уступала более мощным аппаратам. А смотреть на небольшие мопеды с высоким визгом и огромной скоростью проносящиеся по трекам, стало чем-то похожим на блюдо для истинных гурманов. О том, насколько испанские мопеды доминировали над своими соперниками, лучше всего можно судить по статистическим данным соревнований. На стыке десятилетий они выиграли сразу несколько чемпионатов в классе 50 куб. см:
✅ 1969
✅ 1970
✅ 1972
Согласитесь, три первых места за четыре года – результат более чем внушительный. Он стал возможным во многом благодаря таланту инженера Франсиско Тобаса. Специалист сначала подготовил модель с 9-сильным двигателем, выступавшую в первой части десятилетия. Позже появился мотор мощностью 14,5 л. с, который позволил претендовать на первые места соревнований. Что и сделал местный гонщик Анджель Нието в 1969/70 годах.
И это еще не все. Ведь испанская компания производила также не менее успешные легкие мотоциклы. Модели, специально подготовленные для соревнований в классе 125сс и пилотируемые все тем же Нието, смогли занять первую ступень пьедестала в 1971 и 1972 году.
Таким образом, в канун знаменитой хоккейной Суперсерии команда Derbi получила золотой дуплет, первенствуя сразу в двух низших мотоциклетных классах. Это стало самым весомым подтверждением высокого качества испанской техники и ее способности успешно конкурировать с крупными европейскими грандами и побеждать их.

Интересно, что когда в середине 80-х планку повысили до 80сс, Derbi продолжила свой триумф. Учитывая тот факт, что другие достойные конкуренты выбыли из борьбы (к примеру, немецкий Kreidler), испанцы смогли полностью доминировать. Они одержали четыре победы в промежутке 1986/89 годов. Параллельно развивали успех и представители 125-кубовых мотоциклов, становясь победителями в 1988, 2008 и 2010 гг.
Популярные серийные модели
На фоне спортивной славы, довольно динамично развивалось и производство серийных мопедов или легких мотоциклов. Во время успешных выступлений на чемпионатах мира, компания Сингла вывела на рынок ряд новых моделей.
В 1965 году появился Derbi torch 49. Он обычно окрашивался в грязно-зеленый цвет и имел компоновку, сходную с нашими «Ригами». Мопед можно назвать представителем классического стиля со следующим набором:
✅ одноместным сиденьем
✅ педальным приводом (позже – кик-стартер)
✅ вертикальным цилиндром
✅ ножным переключением передач
У этой модели отсутствовал спидометр и она выполнялась в очень простом стиле. Но это никак не влияло на популярность у клиентов. Ведь каждый понимал, что покупает ту же марку, которой не было равных на чемпионатах мира в конце 60-х – начале 70-х. Некоторые и до сих пор испытывают ностальгию по такой технике. Ведь на вторичном рынке за нее просят примерно 1,2 тысячи евро (ок. 120 тысяч рублей).

Еще один известный представитель бренда – Derbi Antorcha Tricampeona SE 49 cc. Он появился несколькими годами позже и успешно выпускался также в 70-х. Испанцы старшего поколения вспоминают, что этот мопед пользовался высокой популярностью у местных строителей (особенно, на побережье Таррагоны). Вот его характеристики:
✅ рабочий объем – 49 куб. см
✅ мощность – 4,5 л. с
✅ передача – цепная
✅ имеется кик-стартер справа
Эта модель продолжила славу марки, имея такие элементы как боковые крышки цилиндра, звуковой сигнал и стильный задний фонарь. В последующие годы (после смерти основателя в 1988-м) предприятие продолжило выпуск мопедов и легких мотоциклов. С 2001-го оно входит в структуру итальянской группы Piaggio, предлагая и сейчас 50-ти или 125-кубовую технику, в том числе, скутеры.
- Иван Гончаров
- youtube.com
Рекомендуем для вас

В России возрождают советский порт и железную дорогу к нему – есть ли перспективы?
Город должен был стать энергетическим и судоходным центром региона, но совокупность факторов не позволила этому случиться. Теперь о порте заговорили вновь и...

Второй Ил-96-400Т начал выполнять коммерческие полеты
Теперь важные грузы можно оперативно доставлять в отдаленные от центра регионы. Осталось наладить постоянные маршруты....

Tugella – все: в Белорусии начнут выпускать новый Belgee S50
Это глубоко локализованная версия Geely Emgrand. Планируют выйти на 5000 автомобилей в год....

Ан-12 против Airbus A400 – соревнования по красоте посадки
Современные крупные самолеты давно уже турбовентиляторные. Конечно, у большинства из них не реактивные силовые агрегаты. Но многие в этом все равно не...

Поставки российских двигателей ТВ7-117СТ-01 для Ил-114-300 начнутся уже в этом году
Первые 6-7 экземпляров отгрузят для статических и летных экземпляров. Ждать осталось немного....

Зачем в Мурманской области построили новый морской порт
Несмотря на то, что порт Мурманска считается недозагруженным, на противоположном берегу построили новую гавань для перевалки угля....

Одномоторный самолет E1000 AX демонстрирует впечатляющую производительность и может сесть без помощи человека
Даже место для посадки модель способна выбрать сама. Подробнее о новом проекте читайте в нашем материале....

«МотоВелоЗавод» начал выпускать патрульные мотоциклы для ГАИ
Теперь у МВД появилась отечественная модель для нужд мотобата. Правда, она имеет китайское происхождение....

Впервые в истории удалось обслужить спутник на орбите захоронения
Аппарат компании Northrop Grumman стал спасителем спутниковых устройств. Планируется запуск целой серии....

Новый российский серийный бульдозер Б11 Электро – превосходство технологий
Все давно привыкли, что бульдозеры, в том числе российские, оснащаются только дизельными двигателями. Гибридные модели если и делают, то это место явно...

Автобус КАВЗ-3976 – последняя советская «барбухайка»
Эта модель создана на шасси грузовика ГАЗ-3307. Несмотря на простоту конструкции, они выпускались 20 лет....

ЛиАЗ-677: тяжелое восстановление спустя 25 лет простоя
Спустя почти полвека с момента выпуска легендарного ЛиАЗ-677 1976 года автор видео на YouTube-канале «Автобусная мастерская VegaBus» решается вдохнуть в него...

«Скучать не будем» – десяток китайских брендов покинет рынок России
Не каждый покупатель готов довериться «безымянному» китайскому бренду. Некоторые из них не смогли продать и 20 машин за последние три месяца....

На Камчатке достраивают первую в истории региона серию рыболовных судов
Два корабля введут в эксплуатацию уже в мае. Они займутся рыболовным промыслом....

Верховина 7 Спорт – самый «крутой» львовский мопед для советских пацанов
Мопеды в позднем СССР были представлены в основном двух заводов – львовского и рижского. Одни считались похуже, другие получше, но в продаже последние...

«Машина времени» – Mercedes-Benz выпустил ретро-версию G-Class
Она призвана погрузить водителя в 80-е годы. В салоне будет уютно как дома, ведь, кроме прочего, там есть «плед». Впрочем, ценник тоже как за хорошие...