
Мотоцикл CZ 180 type 487.4 – последний туристический двухтактник из Страконице
Многим советским поклонникам чехословацких мотоциклов CZ эта марка известна как стильный аппарат с двухтактным двигателем. Но развитие модельной линейки 90-х могло пойти в совершенно другом направлении, если бы конечно оно успешно состоялось.
После того как западные инвесторы начали свои финансовые вложения в производственную сферу восточноевропейских стран, легендарная Skoda встала под знамена VW. Дальнейшее развитие только упрочило позиции концерна на мировом рынке. Похожее могло произойти и с успешным производителем мотоциклетной техники из Страконице. Туда пришли итальянские бизнесмены, что содействовало появлению нового акционерного общества CZ-Cagiva.
CZ 180 type 487.4 – первичная версия исполнения. Фото: youtube.com
Во всем мире итальянская мототехника считалась одной из самых успешных. И там уже давно делался упор на прогрессивные четырехтактные двигатели. Многие ожидали, что и традиционный чехословацкий производитель теперь пойдет тем же путем.
Однако после создания СП дело неожиданно приняло совсем иной оборот. Итальянцы хоть и являлись создателями современных и технически совершенных машин, оказались не против продолжения производства классических двухтактников.
Напротив, они решили пополнить свою бизнес-сеть, выйдя на рынки Центральной и Южной Америке. Предприниматели надеялись, что классические мотоциклы смогут там пользоваться высоким спросом. Такое развитие давало надежду на быструю окупаемость вложений, необходимых для модернизации CZ типа 487.3. Ее результатом стало придание мотоциклу более современного, привлекательного и спортивного вида.
CZ 180 со временем получил обилие пластиковых элементов. Фото: youtube.com
Двухместный туристический байк стал гораздо более стильным, а вот двигатель снизил свои динамические характеристики и количество оборотов. К сожалению, увеличился и шум во время его работы. А вот в плюс можно записать его безотказную работу и простоту обслуживания.
Установленные силовые приводы угловатой формы получили лишь незначительные изменения. В ходовой части, помимо конструкции, это коснулось подвески и передних тормозов. В 1990 году модели 487.3 и 488.3 (125 куб. см) оснастили передней вилкой от Jawa, а затем и дисковым тормозом. Спустя пару лет конструкцию дополнили следующими элементами:
✅ ветровым стеклом
✅ боковым пластиком под баком и под сиденьем
✅ новым передним крылом от Jawa
✅ выхлопом, направленным вверх
Это сделано в соответствии с изгибом подседельного пластика. Мотоцикл также получил квадратную фару. Интересна и новая алюминиевая отливка заднего маятника. Закрытая рама из стальных труб круглого сечения основана на предыдущей модели с некоторыми незначительными изменениями. К примеру, креплением выхлопной системы, выведенной по диагонали вверх, и подножками для пассажира.
Переднее колесо управляется телескопической вилкой с ходом пружины 160 мм. Заднее размещено в качающейся вилке, изготовленной из легкого сплава. Ее подрессорили двумя пружинно-амортизирующими блоками с возможностью четырехпозиционной прогрессивной регулировки (в зависимости от нагрузки). Боковые пластиковые накладки объединены в один блок за сиденьем и сливаются в задний комбинированный фонарь. Вот некоторые из показателей модели:
✅ масса – 128 кг
✅ максимальная скорость – 96 (после модернизации – 102) км/ч
✅ размер шин – 2,75х18 (передняя) и 3,00х18 (задняя) дюймов
✅ запас горючего – 13 л
Не очень эстетичный топливный бак оптически расширен по бокам пластиком, который частично закрывает его низ, затрудняя доступ к свече зажигания. Сразу за емкостью с запасом бензина, имеющей более утопленную крышку, следует съемное двойное сиденье анатомической формы. Оно, кстати, выглядит очень симпатично и практично. Сложив его, можно получить доступ к боковым и задним вещевым отделам.
Обтекатель, передние и задние крылья изготовлены из пластика. Фара оборудована устройством изменения настройки в зависимости от нагрузки, с органом управления, находящемся с левой стороны обтекателя. Также имеется однодисковый гидравлический тормоз спереди.
Приборная панель CZ 180 type 487.4. Фото: youtube.com
Приборная панель осталась классической, применена распределительная коробка, существующая уже несколько поколений до того. Изменениям подверглись руль, теперь сваренный из трех частей, и зеркала заднего вида. Разработка остановилась на элементах управления, из которых особого внимания заслуживает переключатель направлений.
Подводя некоторые итоги, можно отметить, что в плане силового агрегата и некоторых элементов внешнего дизайна мотоцикл сложно назвать прогрессивной конструкцией. Зато во внешнем дизайне точно наметился явный отход от того, что знакомо нам как «стиль застойных времен». Осталось лишь более подробно остановиться на характеристиках установленного силового агрегата:
✅ двухтактный, одноцилиндровый
✅ рабочий объем – 176 куб. см
✅ степень сжатия – 8,6:1
✅ мощность – 15 л. с при 5500 об/мин
Модель 487.4 выпускалась с июля 1992 по октябрь 1994 года. После этого ей на смену пришла обновленная 487. 5. Она отличалась сразу несколькими элементами: генератором и регулятором DUCATI 12В/170Вт, бесконтактным зажиганием с индукционным датчиком той же фирмы и масляным насосом MIKUNI для раздельной смазки.
Параллельно производилась и сборка «младших братьев» – моделей 488.4 и 488.5, компоновавшихся 125-кубовыми двигателями. Они были ориентированы на экспорт, поэтому омологация данных мотоциклов в Чехии не производилась. Всего выпущено 7316 единиц техники со 180-кубовыми двигателями и 1849 аппаратов с моторами более скромного объема.
180-кубовый двигатель CZ 180. Фото: youtube.com
К сожалению, эти туристические мотоциклы завершили эпоху двухтактников и приблизили момент банкротства самого исторического предприятия в Страконице, которое не спасли и итальянские инвесторы. Сборка CZ 180 полностью прекращена в конце 1996 года. Но была в их истории еще одна немаловажная страница, которую мы просто не можем оставить в стороне.
В первой половине 90-х никто еще и не думал о печальном исходе. Напротив, новое образование CZ-Cagiva строило планы дальнейшего развития. И в них уже не было места для анахроничных двухтактников – их планировалось заменить более современными и экономичными двигателями.
С этой целью заводские конструкторы создали два прототипа «мотоциклов CZ-Cagiva будущего». Они получили обозначение тип 487.6. Единственным слабым местом перехода на «новые рельсы» стала очень высокая стоимость четырехтактных двигателей, почти вдвое превышающая привычную классику.
По этой причине созданный еще в 1992 году прототип 487.6 очень долго отодвигался от реализации в серийном производстве, в результате так и оставшись в двух опытных образцах. Импульс на их появление исходил от научно-исследовательской базы компании.
CZ 180 type 487.4 и сегодня находят своих поклонников. Фото: youtube.com
Вдохновителем стал конструктор и проектировщик Владимир Кокоурек, который на своем чертеже просто к раме CZ 180 присоединил 4-тактный двигатель аналогичного объема, изначально предназначавшийся для модели CZ-Cagiva Blues 180.
Идеей вдохновились многие, а ходовые образцы показали свою однозначную жизнеспособность. В середине 90-х уже строились планы по сборке новой модели CZ-Cagiva с современным силовым агрегатом, имевшим неплохие характеристики и обеспечивавшем мотоциклу конкурентоспособность на европейском и другом рынках. Опытные образцы получили ряд ноу-хау:
✅ новую трубчатую раму с рулевой головкой
✅ стальную поворотную вилку из профиля
✅ иные держатели задних подножек
✅ модификацию впуска под карбюратор MIKUNI и др.
Планы строились прекрасные, но на пути их реализации стала суровая правда жизни. Из чешско-итальянского тандема ничего путного не вышло. Компания CZ-Cagiva попросту обанкротилась, а горячо любимые многими из нас мотоциклы из Страконице стали лишь историей из недалекого прошлого.
После того как западные инвесторы начали свои финансовые вложения в производственную сферу восточноевропейских стран, легендарная Skoda встала под знамена VW. Дальнейшее развитие только упрочило позиции концерна на мировом рынке. Похожее могло произойти и с успешным производителем мотоциклетной техники из Страконице. Туда пришли итальянские бизнесмены, что содействовало появлению нового акционерного общества CZ-Cagiva.

Во всем мире итальянская мототехника считалась одной из самых успешных. И там уже давно делался упор на прогрессивные четырехтактные двигатели. Многие ожидали, что и традиционный чехословацкий производитель теперь пойдет тем же путем.
И снова – двухтактный
Однако после создания СП дело неожиданно приняло совсем иной оборот. Итальянцы хоть и являлись создателями современных и технически совершенных машин, оказались не против продолжения производства классических двухтактников.
Напротив, они решили пополнить свою бизнес-сеть, выйдя на рынки Центральной и Южной Америке. Предприниматели надеялись, что классические мотоциклы смогут там пользоваться высоким спросом. Такое развитие давало надежду на быструю окупаемость вложений, необходимых для модернизации CZ типа 487.3. Ее результатом стало придание мотоциклу более современного, привлекательного и спортивного вида.

Двухместный туристический байк стал гораздо более стильным, а вот двигатель снизил свои динамические характеристики и количество оборотов. К сожалению, увеличился и шум во время его работы. А вот в плюс можно записать его безотказную работу и простоту обслуживания.
Модель CZ 180 type 487.4, представленная в 1991 году, стала последней конструктивной версией в крупносерийном производстве мотоциклов бренда с одноцилиндровыми двигателями. Он являлся прямым потомков малокубатурных представителей оригинального модельного ряда с моторами объемом 125 куб. см (модель 476) и 175 куб. см (модель 477), ведущих историю еще с 1968 года.
Установленные силовые приводы угловатой формы получили лишь незначительные изменения. В ходовой части, помимо конструкции, это коснулось подвески и передних тормозов. В 1990 году модели 487.3 и 488.3 (125 куб. см) оснастили передней вилкой от Jawa, а затем и дисковым тормозом. Спустя пару лет конструкцию дополнили следующими элементами:
✅ ветровым стеклом
✅ боковым пластиком под баком и под сиденьем
✅ новым передним крылом от Jawa
✅ выхлопом, направленным вверх
Это сделано в соответствии с изгибом подседельного пластика. Мотоцикл также получил квадратную фару. Интересна и новая алюминиевая отливка заднего маятника. Закрытая рама из стальных труб круглого сечения основана на предыдущей модели с некоторыми незначительными изменениями. К примеру, креплением выхлопной системы, выведенной по диагонали вверх, и подножками для пассажира.
Другие технические особенности модели
Переднее колесо управляется телескопической вилкой с ходом пружины 160 мм. Заднее размещено в качающейся вилке, изготовленной из легкого сплава. Ее подрессорили двумя пружинно-амортизирующими блоками с возможностью четырехпозиционной прогрессивной регулировки (в зависимости от нагрузки). Боковые пластиковые накладки объединены в один блок за сиденьем и сливаются в задний комбинированный фонарь. Вот некоторые из показателей модели:
✅ масса – 128 кг
✅ максимальная скорость – 96 (после модернизации – 102) км/ч
✅ размер шин – 2,75х18 (передняя) и 3,00х18 (задняя) дюймов
✅ запас горючего – 13 л
Не очень эстетичный топливный бак оптически расширен по бокам пластиком, который частично закрывает его низ, затрудняя доступ к свече зажигания. Сразу за емкостью с запасом бензина, имеющей более утопленную крышку, следует съемное двойное сиденье анатомической формы. Оно, кстати, выглядит очень симпатично и практично. Сложив его, можно получить доступ к боковым и задним вещевым отделам.
Обтекатель, передние и задние крылья изготовлены из пластика. Фара оборудована устройством изменения настройки в зависимости от нагрузки, с органом управления, находящемся с левой стороны обтекателя. Также имеется однодисковый гидравлический тормоз спереди.

Приборная панель осталась классической, применена распределительная коробка, существующая уже несколько поколений до того. Изменениям подверглись руль, теперь сваренный из трех частей, и зеркала заднего вида. Разработка остановилась на элементах управления, из которых особого внимания заслуживает переключатель направлений.
Подводя некоторые итоги, можно отметить, что в плане силового агрегата и некоторых элементов внешнего дизайна мотоцикл сложно назвать прогрессивной конструкцией. Зато во внешнем дизайне точно наметился явный отход от того, что знакомо нам как «стиль застойных времен». Осталось лишь более подробно остановиться на характеристиках установленного силового агрегата:
✅ двухтактный, одноцилиндровый
✅ рабочий объем – 176 куб. см
✅ степень сжатия – 8,6:1
✅ мощность – 15 л. с при 5500 об/мин
Модель 487.4 выпускалась с июля 1992 по октябрь 1994 года. После этого ей на смену пришла обновленная 487. 5. Она отличалась сразу несколькими элементами: генератором и регулятором DUCATI 12В/170Вт, бесконтактным зажиганием с индукционным датчиком той же фирмы и масляным насосом MIKUNI для раздельной смазки.
Параллельно производилась и сборка «младших братьев» – моделей 488.4 и 488.5, компоновавшихся 125-кубовыми двигателями. Они были ориентированы на экспорт, поэтому омологация данных мотоциклов в Чехии не производилась. Всего выпущено 7316 единиц техники со 180-кубовыми двигателями и 1849 аппаратов с моторами более скромного объема.

К сожалению, эти туристические мотоциклы завершили эпоху двухтактников и приблизили момент банкротства самого исторического предприятия в Страконице, которое не спасли и итальянские инвесторы. Сборка CZ 180 полностью прекращена в конце 1996 года. Но была в их истории еще одна немаловажная страница, которую мы просто не можем оставить в стороне.
Прототипы с четырехтактными двигателями
В первой половине 90-х никто еще и не думал о печальном исходе. Напротив, новое образование CZ-Cagiva строило планы дальнейшего развития. И в них уже не было места для анахроничных двухтактников – их планировалось заменить более современными и экономичными двигателями.
С этой целью заводские конструкторы создали два прототипа «мотоциклов CZ-Cagiva будущего». Они получили обозначение тип 487.6. Единственным слабым местом перехода на «новые рельсы» стала очень высокая стоимость четырехтактных двигателей, почти вдвое превышающая привычную классику.
По этой причине созданный еще в 1992 году прототип 487.6 очень долго отодвигался от реализации в серийном производстве, в результате так и оставшись в двух опытных образцах. Импульс на их появление исходил от научно-исследовательской базы компании.

Вдохновителем стал конструктор и проектировщик Владимир Кокоурек, который на своем чертеже просто к раме CZ 180 присоединил 4-тактный двигатель аналогичного объема, изначально предназначавшийся для модели CZ-Cagiva Blues 180.
Идеей вдохновились многие, а ходовые образцы показали свою однозначную жизнеспособность. В середине 90-х уже строились планы по сборке новой модели CZ-Cagiva с современным силовым агрегатом, имевшим неплохие характеристики и обеспечивавшем мотоциклу конкурентоспособность на европейском и другом рынках. Опытные образцы получили ряд ноу-хау:
✅ новую трубчатую раму с рулевой головкой
✅ стальную поворотную вилку из профиля
✅ иные держатели задних подножек
✅ модификацию впуска под карбюратор MIKUNI и др.
Планы строились прекрасные, но на пути их реализации стала суровая правда жизни. Из чешско-итальянского тандема ничего путного не вышло. Компания CZ-Cagiva попросту обанкротилась, а горячо любимые многими из нас мотоциклы из Страконице стали лишь историей из недалекого прошлого.
- Иван Гончаров
- youtube.com
Рекомендуем для вас

В России возрождают советский порт и железную дорогу к нему – есть ли перспективы?
Город должен был стать энергетическим и судоходным центром региона, но совокупность факторов не позволила этому случиться. Теперь о порте заговорили вновь и...

Второй Ил-96-400Т начал выполнять коммерческие полеты
Теперь важные грузы можно оперативно доставлять в отдаленные от центра регионы. Осталось наладить постоянные маршруты....

Tugella – все: в Белорусии начнут выпускать новый Belgee S50
Это глубоко локализованная версия Geely Emgrand. Планируют выйти на 5000 автомобилей в год....

Ан-12 против Airbus A400 – соревнования по красоте посадки
Современные крупные самолеты давно уже турбовентиляторные. Конечно, у большинства из них не реактивные силовые агрегаты. Но многие в этом все равно не...

Поставки российских двигателей ТВ7-117СТ-01 для Ил-114-300 начнутся уже в этом году
Первые 6-7 экземпляров отгрузят для статических и летных экземпляров. Ждать осталось немного....

Зачем в Мурманской области построили новый морской порт
Несмотря на то, что порт Мурманска считается недозагруженным, на противоположном берегу построили новую гавань для перевалки угля....

Одномоторный самолет E1000 AX демонстрирует впечатляющую производительность и может сесть без помощи человека
Даже место для посадки модель способна выбрать сама. Подробнее о новом проекте читайте в нашем материале....

«МотоВелоЗавод» начал выпускать патрульные мотоциклы для ГАИ
Теперь у МВД появилась отечественная модель для нужд мотобата. Правда, она имеет китайское происхождение....

Впервые в истории удалось обслужить спутник на орбите захоронения
Аппарат компании Northrop Grumman стал спасителем спутниковых устройств. Планируется запуск целой серии....

Новый российский серийный бульдозер Б11 Электро – превосходство технологий
Все давно привыкли, что бульдозеры, в том числе российские, оснащаются только дизельными двигателями. Гибридные модели если и делают, то это место явно...

Автобус КАВЗ-3976 – последняя советская «барбухайка»
Эта модель создана на шасси грузовика ГАЗ-3307. Несмотря на простоту конструкции, они выпускались 20 лет....

ЛиАЗ-677: тяжелое восстановление спустя 25 лет простоя
Спустя почти полвека с момента выпуска легендарного ЛиАЗ-677 1976 года автор видео на YouTube-канале «Автобусная мастерская VegaBus» решается вдохнуть в него...

«Скучать не будем» – десяток китайских брендов покинет рынок России
Не каждый покупатель готов довериться «безымянному» китайскому бренду. Некоторые из них не смогли продать и 20 машин за последние три месяца....

На Камчатке достраивают первую в истории региона серию рыболовных судов
Два корабля введут в эксплуатацию уже в мае. Они займутся рыболовным промыслом....

Верховина 7 Спорт – самый «крутой» львовский мопед для советских пацанов
Мопеды в позднем СССР были представлены в основном двух заводов – львовского и рижского. Одни считались похуже, другие получше, но в продаже последние...

«Машина времени» – Mercedes-Benz выпустил ретро-версию G-Class
Она призвана погрузить водителя в 80-е годы. В салоне будет уютно как дома, ведь, кроме прочего, там есть «плед». Впрочем, ценник тоже как за хорошие...