.d-md-none .d-lg-block bibimot

ЗИЛ-135П – амфибия, лучше которой до сих пор не изобрели

ЗИЛ-135П – амфибия, лучше которой до сих пор не изобрели
Советская военная техника была лучшей в мире для своего времени. Да и разнообразию можно позавидовать. Чего только стоит мореходная амфибия ЗИЛ-135П, разработанная в 1960-х годах! Про нее мы сегодня и расскажем.


Этот уникальный автомобиль до сих пор считается самым большим в классе, и ни одна страна в мире не смогла превзойти 14-метрового монстра. Может, просто не нужно было? Ведь Советский Союз в итоге тоже отказался даже от мелкосерийного производства ЗИЛ-135П.

Первая попытка


Ближе к концу 1950-х годов все ведущие мировые державы старательно модернизировали свои сухопутные военные части. Они должны стать максимально мобильными и обычных транспортных средств, вроде грузовиков, для этого было уже недостаточно.

ЗИЛ-135П – амфибия, лучше которой до сих пор не изобрелиНа воде ЗИЛ-135П чувствовал себя не хуже корабля. Фото: Youtube.com


Требовались переправочно-десантные автомобили, способные с ходу преодолевать водные преграды. Разумеется, они должны были быть максимально вместительными.

Военные назвали новые машины самоходными паромами, а разработку их поручили ЦНИИИ им. Карбышева. Изготовителем переправочно-десантного автомобиля был назначен завод ЗИЛ.


Уже в 1961 году специальное конструкторское бюро приступило к монструозному проекту – созданию самоходного парома под кодовым названием «Челнок». Эта амфибия должна была брать на борт до 40 тонн груза.

Работы длились до 1963 года, для шасси изготовили базу с колесной формулой 8х8. Корпус предполагалось собирать из полимеров, чтобы машина держалась на воде и была максимально облегченная.

Но проект «Челнок» оказался провальным и его закрыли.

Вторая попытка


В 1964 году работы по изготовлению большой военной амфибии возобновились. Теперь было принято решение ограничить грузоподъемность 6 тоннами, а длину автомобиля – 14 метрами.

Внешне машина больше походила на корабль. Фото: Youtube.com


Проблемы возникали почти на каждой стадии проекта. Больше всего вопросов было на этапе изготовления бескаркасного полимерного кузова. Долго не могли подобрать материал подходящей прочности. Но конструкторам в итоге удалось собрать ЗИЛ-135П.

Особенности


Главной «фишкой» ЗИЛ-135П стало использование стеклопластиковых панелей для строительства корпуса. Только эта технология позволила сделать такой большой и одновременно легкий кузов. Снаружи он из стеклоткани, пропитанной полиэфирной смолой, а внутри пенополиуретан.
Для упрочнения конструкции кузов получил две продольные балки. Моторный отсек размещен на корме.

ЗИЛ-135П должен был не просто форсировать водные преграды – автомобиль предназначался для использования на морях и океанах.


Естественно, близко к береговой линии, но корпус разрабатывали с учетом использования при 3-5 балльной волне.

Для движения в воде ЗИЛ-135П снабдили двумя четырехлопастными винтами, размещенными в насадках, защищающих от повреждений. При выходе машины на сушу все убиралось в специальные ниши.

Винты поворачивались по вертикальной оси, каждый имел независимый привод и мог работать отдельно от другого. Все это обеспечивало технике высокую маневренность на воде.

Грузовая модификация ЗИЛ-135П. Фото: Youtube.com


Многие механизмы, расположенные снаружи, были не просто герметизированы уплотнителями – их корпуса еще имели систему нагнетания воздуха под давлением, чтобы исключить попадание внутрь воды.

Кабина, расположенная в носовой части ЗИЛ-135П, предназначалась для экипажа из 4 человек. Все стекла были бронированными. В кузов могли разместиться 22 десантника.


Амфибия комплектовалась специальным мореходным оборудованием.

ЗИЛ-135П не имел подвески как таковой – все его 8 колес крепились к корпусу. Огромные шины отвечали за амортизацию. Конечно, об уровне комфорта при такой схеме говорить не приходится, но это военная техника, тут его и не предусмотрено.

Мотор, трансмиссия и много других узлов взято от серийных автомобилей ЗИЛ-135К. Это знаменитые транспортировщики межконтинентальных ракет с колесной формулой 8х8.

Два двигателя ЗИЛ-375 развивают суммарную мощность в 360 л. с. Интересна схема работы моторов – каждый отвечает за 4 колеса с одной стороны. Это позволило избавиться от дифференциалов.

Из-за заднего расположения двигателей пришлось переделывать систему охлаждения.

Машина входила в воду даже не останавливаясь. Фото: Youtube.com


Амфибия была не только мореходной – на суше ее проходимость оказалась выше чем у грузового военного ЗИЛ-157. Колесная формула 8х8, высокий дорожный просвет, плоское днище и система автоматической регулировки давления в шинах делали из автомобиля настоящий вездеход.

Кузов отличался прочностью – на испытаниях амфибия легко валила деревья высотой до 5 метров. Стеклопластик оказался очень прочным – он даже не повреждался при этом. Главное было соблюдать технологию и не штурмовать деревья с разгона.

Испытания


Опытный образец ЗИЛ-135П собрали в феврале 1965 года. После прохождения внутризаводских испытаний и доработок, которые требовали незамедлительного вмешательства, машину отправили «в поля».

Там амфибия доказала свою проходимость. ЗИЛ-135П легко передвигался по снежному насту глубиной более 70 см, штурмовал подъемы и косогоры. Стенки высотой до 60 см не являлись препятствием для амфибии, как и окопы шириной до 265 см.

На шоссе с грузом 8 тонн ЗИЛ разгонялся до 65 км/ч, на пересеченной местности – до 50 км/ч с полной загрузкой.

В 1965 году машину стали испытывать на воде. Она поехала своим ходом к Балтийскому морю. Испытания доказали, что техника способна не просто передвигаться по воде – она могла входить туда на скорости с берега и так же легко выходить на сушу.

В море ЗИЛ-135П оказался очень маневренным. Корпус ломал тонкий лед, не получая никаких повреждений. Если острые края припая могли повредить винты, их не выдвигали – машина передвигалась за счет вращения 8 колес.

При необходимости винты вместе с кожухами убирались в ниши. Фото: Youtube.com


Грузоподъемность ЗИЛ-135П на воде вырастала до 15 тонн.

Пятибалльный шторм не мешал амфибии:

  • ? Передвигаться по воде
  • ? Покидать трюм транспортного корабля и возвращаться обратно
  • ? Выходить на сушу


Даже в самых сложных погодных условиях палуба не заливалась волной. Благодаря использованию пары мощный винтов, скорость ЗИЛ-135П на море могла достигать 18 км/ч. Это абсолютный рекорд для амфибий такого класса, не превзойденный до сих пор.

Перспективы развития


Военным очень понравилась машина еще во время испытаний, хотя изначально они отнеслись к ней скептически. В дальнейшем она использовалась в учениях для высадки морского десанта. Неплохо показал себя ЗИЛ-135П и во время транспортных операций в открытом море. С помощью амфибии можно было перевозить грузы с одного корабля на другой в неспокойную погоду.

Деревья для ЗИЛ-135П проблем не представляли. Фото: Youtube.com


Но лучше всего проявил себя ЗИЛ-135П летом 1970 года – когда его использовали на побережье Ледовитого океана. Амфибия заменяла буксирные катера и гусеничную технику в местах, где большие суда не могли пришвартоваться. Машину грузили на воде, и она доставляла все прямо к складу на суше.

Но ЗИЛ-135П так и не стал серийным. Машина обогнала всех своих конкурентов на несколько десятилетий. Но в СССР подсчитали выпуск амфибии нецелесообразным и слишком дорогостоящим. Хватало техники, которая превосходила машину на воде и на суше по-отдельности.

Так ЗИЛ-135П и остался в единственном экземпляре. На сегодняшний день он продолжает считается самой большой амфибией. Машина до сих пор не побеждена.

ЗИЛ-135П – это настоящий памятник мастерству советских военных конструкторов. Наработки по машине использовались во время создания амфибий ПЭУ-1, но это уже совсем другая история.

Автор:

Использованы фотографии: https://youtube.com

А вам нравится ЗИЛ-135П?

Голосуем!

Мы в Мы в Яндекс Дзен
Советские велосипеды – все еще в ходу?УАЗ Архар, Кулан и другие интересные модели, не ставшие серийными

ГАЗ-34 – неудачный конкурент ЗиЛ-131

ГАЗ-34 – неудачный конкурент ЗиЛ-131

Для чего разрабатывался ГАЗ-34 – трехосный двойник ГАЗ-66, какие имел характеристики и чем от него отличался. Причины непринятия нового грузовика в серию....
  • 26 405
ГАЗ-53 на экспорт – в чем отличия?

ГАЗ-53 на экспорт – в чем отличия?

Все слышали и видели легенду советского, а потом российского автопрома – среднетоннажный грузовик ГАЗ-53. Машину начали производить в промышленном масштабе с...
  • 961