
ЗИЛ-135П – амфибия, лучше которой до сих пор не изобрели
Советская военная техника была лучшей в мире для своего времени. Да и разнообразию можно позавидовать. Чего только стоит мореходная амфибия ЗИЛ-135П, разработанная в 1960-х годах! Про нее мы сегодня и расскажем.
Этот уникальный автомобиль до сих пор считается самым большим в классе, и ни одна страна в мире не смогла превзойти 14-метрового монстра. Может, просто не нужно было? Ведь Советский Союз в итоге тоже отказался даже от мелкосерийного производства ЗИЛ-135П.
Ближе к концу 1950-х годов все ведущие мировые державы старательно модернизировали свои сухопутные военные части. Они должны стать максимально мобильными и обычных транспортных средств, вроде грузовиков, для этого было уже недостаточно.
На воде ЗИЛ-135П чувствовал себя не хуже корабля. Фото: Youtube.com
Требовались переправочно-десантные автомобили, способные с ходу преодолевать водные преграды. Разумеется, они должны были быть максимально вместительными.
Уже в 1961 году специальное конструкторское бюро приступило к монструозному проекту – созданию самоходного парома под кодовым названием «Челнок». Эта амфибия должна была брать на борт до 40 тонн груза.
Работы длились до 1963 года, для шасси изготовили базу с колесной формулой 8х8. Корпус предполагалось собирать из полимеров, чтобы машина держалась на воде и была максимально облегченная.
Но проект «Челнок» оказался провальным и его закрыли.
В 1964 году работы по изготовлению большой военной амфибии возобновились. Теперь было принято решение ограничить грузоподъемность 6 тоннами, а длину автомобиля – 14 метрами.
Внешне машина больше походила на корабль. Фото: Youtube.com
Проблемы возникали почти на каждой стадии проекта. Больше всего вопросов было на этапе изготовления бескаркасного полимерного кузова. Долго не могли подобрать материал подходящей прочности. Но конструкторам в итоге удалось собрать ЗИЛ-135П.
Главной «фишкой» ЗИЛ-135П стало использование стеклопластиковых панелей для строительства корпуса. Только эта технология позволила сделать такой большой и одновременно легкий кузов. Снаружи он из стеклоткани, пропитанной полиэфирной смолой, а внутри пенополиуретан.
Для упрочнения конструкции кузов получил две продольные балки. Моторный отсек размещен на корме.
Естественно, близко к береговой линии, но корпус разрабатывали с учетом использования при 3-5 балльной волне.
Для движения в воде ЗИЛ-135П снабдили двумя четырехлопастными винтами, размещенными в насадках, защищающих от повреждений. При выходе машины на сушу все убиралось в специальные ниши.
Винты поворачивались по вертикальной оси, каждый имел независимый привод и мог работать отдельно от другого. Все это обеспечивало технике высокую маневренность на воде.
Грузовая модификация ЗИЛ-135П. Фото: Youtube.com
Многие механизмы, расположенные снаружи, были не просто герметизированы уплотнителями – их корпуса еще имели систему нагнетания воздуха под давлением, чтобы исключить попадание внутрь воды.
Амфибия комплектовалась специальным мореходным оборудованием.
ЗИЛ-135П не имел подвески как таковой – все его 8 колес крепились к корпусу. Огромные шины отвечали за амортизацию. Конечно, об уровне комфорта при такой схеме говорить не приходится, но это военная техника, тут его и не предусмотрено.
Мотор, трансмиссия и много других узлов взято от серийных автомобилей ЗИЛ-135К. Это знаменитые транспортировщики межконтинентальных ракет с колесной формулой 8х8.
Два двигателя ЗИЛ-375 развивают суммарную мощность в 360 л. с. Интересна схема работы моторов – каждый отвечает за 4 колеса с одной стороны. Это позволило избавиться от дифференциалов.
Из-за заднего расположения двигателей пришлось переделывать систему охлаждения.
Машина входила в воду даже не останавливаясь. Фото: Youtube.com
Амфибия была не только мореходной – на суше ее проходимость оказалась выше чем у грузового военного ЗИЛ-157. Колесная формула 8х8, высокий дорожный просвет, плоское днище и система автоматической регулировки давления в шинах делали из автомобиля настоящий вездеход.
Кузов отличался прочностью – на испытаниях амфибия легко валила деревья высотой до 5 метров. Стеклопластик оказался очень прочным – он даже не повреждался при этом. Главное было соблюдать технологию и не штурмовать деревья с разгона.
Опытный образец ЗИЛ-135П собрали в феврале 1965 года. После прохождения внутризаводских испытаний и доработок, которые требовали незамедлительного вмешательства, машину отправили «в поля».
Там амфибия доказала свою проходимость. ЗИЛ-135П легко передвигался по снежному насту глубиной более 70 см, штурмовал подъемы и косогоры. Стенки высотой до 60 см не являлись препятствием для амфибии, как и окопы шириной до 265 см.
На шоссе с грузом 8 тонн ЗИЛ разгонялся до 65 км/ч, на пересеченной местности – до 50 км/ч с полной загрузкой.
В 1965 году машину стали испытывать на воде. Она поехала своим ходом к Балтийскому морю. Испытания доказали, что техника способна не просто передвигаться по воде – она могла входить туда на скорости с берега и так же легко выходить на сушу.
В море ЗИЛ-135П оказался очень маневренным. Корпус ломал тонкий лед, не получая никаких повреждений. Если острые края припая могли повредить винты, их не выдвигали – машина передвигалась за счет вращения 8 колес.
При необходимости винты вместе с кожухами убирались в ниши. Фото: Youtube.com
Грузоподъемность ЗИЛ-135П на воде вырастала до 15 тонн.
Пятибалльный шторм не мешал амфибии:
Даже в самых сложных погодных условиях палуба не заливалась волной. Благодаря использованию пары мощный винтов, скорость ЗИЛ-135П на море могла достигать 18 км/ч. Это абсолютный рекорд для амфибий такого класса, не превзойденный до сих пор.
Военным очень понравилась машина еще во время испытаний, хотя изначально они отнеслись к ней скептически. В дальнейшем она использовалась в учениях для высадки морского десанта. Неплохо показал себя ЗИЛ-135П и во время транспортных операций в открытом море. С помощью амфибии можно было перевозить грузы с одного корабля на другой в неспокойную погоду.
Деревья для ЗИЛ-135П проблем не представляли. Фото: Youtube.com
Но лучше всего проявил себя ЗИЛ-135П летом 1970 года – когда его использовали на побережье Ледовитого океана. Амфибия заменяла буксирные катера и гусеничную технику в местах, где большие суда не могли пришвартоваться. Машину грузили на воде, и она доставляла все прямо к складу на суше.
Но ЗИЛ-135П так и не стал серийным. Машина обогнала всех своих конкурентов на несколько десятилетий. Но в СССР подсчитали выпуск амфибии нецелесообразным и слишком дорогостоящим. Хватало техники, которая превосходила машину на воде и на суше по-отдельности.
Так ЗИЛ-135П и остался в единственном экземпляре. На сегодняшний день он продолжает считается самой большой амфибией. Машина до сих пор не побеждена.
ЗИЛ-135П – это настоящий памятник мастерству советских военных конструкторов. Наработки по машине использовались во время создания амфибий ПЭУ-1, но это уже совсем другая история.
Этот уникальный автомобиль до сих пор считается самым большим в классе, и ни одна страна в мире не смогла превзойти 14-метрового монстра. Может, просто не нужно было? Ведь Советский Союз в итоге тоже отказался даже от мелкосерийного производства ЗИЛ-135П.
Первая попытка
Ближе к концу 1950-х годов все ведущие мировые державы старательно модернизировали свои сухопутные военные части. Они должны стать максимально мобильными и обычных транспортных средств, вроде грузовиков, для этого было уже недостаточно.

Требовались переправочно-десантные автомобили, способные с ходу преодолевать водные преграды. Разумеется, они должны были быть максимально вместительными.
Военные назвали новые машины самоходными паромами, а разработку их поручили ЦНИИИ им. Карбышева. Изготовителем переправочно-десантного автомобиля был назначен завод ЗИЛ.
Уже в 1961 году специальное конструкторское бюро приступило к монструозному проекту – созданию самоходного парома под кодовым названием «Челнок». Эта амфибия должна была брать на борт до 40 тонн груза.
Работы длились до 1963 года, для шасси изготовили базу с колесной формулой 8х8. Корпус предполагалось собирать из полимеров, чтобы машина держалась на воде и была максимально облегченная.
Но проект «Челнок» оказался провальным и его закрыли.
Вторая попытка
В 1964 году работы по изготовлению большой военной амфибии возобновились. Теперь было принято решение ограничить грузоподъемность 6 тоннами, а длину автомобиля – 14 метрами.

Проблемы возникали почти на каждой стадии проекта. Больше всего вопросов было на этапе изготовления бескаркасного полимерного кузова. Долго не могли подобрать материал подходящей прочности. Но конструкторам в итоге удалось собрать ЗИЛ-135П.
Особенности
Главной «фишкой» ЗИЛ-135П стало использование стеклопластиковых панелей для строительства корпуса. Только эта технология позволила сделать такой большой и одновременно легкий кузов. Снаружи он из стеклоткани, пропитанной полиэфирной смолой, а внутри пенополиуретан.
Для упрочнения конструкции кузов получил две продольные балки. Моторный отсек размещен на корме.
ЗИЛ-135П должен был не просто форсировать водные преграды – автомобиль предназначался для использования на морях и океанах.
Естественно, близко к береговой линии, но корпус разрабатывали с учетом использования при 3-5 балльной волне.
Для движения в воде ЗИЛ-135П снабдили двумя четырехлопастными винтами, размещенными в насадках, защищающих от повреждений. При выходе машины на сушу все убиралось в специальные ниши.
Винты поворачивались по вертикальной оси, каждый имел независимый привод и мог работать отдельно от другого. Все это обеспечивало технике высокую маневренность на воде.

Многие механизмы, расположенные снаружи, были не просто герметизированы уплотнителями – их корпуса еще имели систему нагнетания воздуха под давлением, чтобы исключить попадание внутрь воды.
Кабина, расположенная в носовой части ЗИЛ-135П, предназначалась для экипажа из 4 человек. Все стекла были бронированными. В кузов могли разместиться 22 десантника.
Амфибия комплектовалась специальным мореходным оборудованием.
ЗИЛ-135П не имел подвески как таковой – все его 8 колес крепились к корпусу. Огромные шины отвечали за амортизацию. Конечно, об уровне комфорта при такой схеме говорить не приходится, но это военная техника, тут его и не предусмотрено.
Мотор, трансмиссия и много других узлов взято от серийных автомобилей ЗИЛ-135К. Это знаменитые транспортировщики межконтинентальных ракет с колесной формулой 8х8.
Два двигателя ЗИЛ-375 развивают суммарную мощность в 360 л. с. Интересна схема работы моторов – каждый отвечает за 4 колеса с одной стороны. Это позволило избавиться от дифференциалов.
Из-за заднего расположения двигателей пришлось переделывать систему охлаждения.

Амфибия была не только мореходной – на суше ее проходимость оказалась выше чем у грузового военного ЗИЛ-157. Колесная формула 8х8, высокий дорожный просвет, плоское днище и система автоматической регулировки давления в шинах делали из автомобиля настоящий вездеход.
Кузов отличался прочностью – на испытаниях амфибия легко валила деревья высотой до 5 метров. Стеклопластик оказался очень прочным – он даже не повреждался при этом. Главное было соблюдать технологию и не штурмовать деревья с разгона.
Испытания
Опытный образец ЗИЛ-135П собрали в феврале 1965 года. После прохождения внутризаводских испытаний и доработок, которые требовали незамедлительного вмешательства, машину отправили «в поля».
Там амфибия доказала свою проходимость. ЗИЛ-135П легко передвигался по снежному насту глубиной более 70 см, штурмовал подъемы и косогоры. Стенки высотой до 60 см не являлись препятствием для амфибии, как и окопы шириной до 265 см.
На шоссе с грузом 8 тонн ЗИЛ разгонялся до 65 км/ч, на пересеченной местности – до 50 км/ч с полной загрузкой.
В 1965 году машину стали испытывать на воде. Она поехала своим ходом к Балтийскому морю. Испытания доказали, что техника способна не просто передвигаться по воде – она могла входить туда на скорости с берега и так же легко выходить на сушу.
В море ЗИЛ-135П оказался очень маневренным. Корпус ломал тонкий лед, не получая никаких повреждений. Если острые края припая могли повредить винты, их не выдвигали – машина передвигалась за счет вращения 8 колес.

Грузоподъемность ЗИЛ-135П на воде вырастала до 15 тонн.
Пятибалльный шторм не мешал амфибии:
- ? Передвигаться по воде
- ? Покидать трюм транспортного корабля и возвращаться обратно
- ? Выходить на сушу
Даже в самых сложных погодных условиях палуба не заливалась волной. Благодаря использованию пары мощный винтов, скорость ЗИЛ-135П на море могла достигать 18 км/ч. Это абсолютный рекорд для амфибий такого класса, не превзойденный до сих пор.
Перспективы развития
Военным очень понравилась машина еще во время испытаний, хотя изначально они отнеслись к ней скептически. В дальнейшем она использовалась в учениях для высадки морского десанта. Неплохо показал себя ЗИЛ-135П и во время транспортных операций в открытом море. С помощью амфибии можно было перевозить грузы с одного корабля на другой в неспокойную погоду.

Но лучше всего проявил себя ЗИЛ-135П летом 1970 года – когда его использовали на побережье Ледовитого океана. Амфибия заменяла буксирные катера и гусеничную технику в местах, где большие суда не могли пришвартоваться. Машину грузили на воде, и она доставляла все прямо к складу на суше.
Но ЗИЛ-135П так и не стал серийным. Машина обогнала всех своих конкурентов на несколько десятилетий. Но в СССР подсчитали выпуск амфибии нецелесообразным и слишком дорогостоящим. Хватало техники, которая превосходила машину на воде и на суше по-отдельности.
Так ЗИЛ-135П и остался в единственном экземпляре. На сегодняшний день он продолжает считается самой большой амфибией. Машина до сих пор не побеждена.
ЗИЛ-135П – это настоящий памятник мастерству советских военных конструкторов. Наработки по машине использовались во время создания амфибий ПЭУ-1, но это уже совсем другая история.
- Ульф
- https://youtube.com
Рекомендуем для вас

Теперь официально – первый взгляд на серийную «Искру» и вопросы к АВТОВАЗ
Последняя новинка отечественной компании АВТОВАЗ теперь официально перешла на стадию серийного производства. По случаю этого события было организовано...

«Грузинская солянка» или электровоз 4Е10
Грузинский завод ТЭВЗ в советское время собирал многие модели отечественных электровозов. В 2000 году его специалисты попытались создать грузопассажирский...

«Трансмашхолдинг» начал испытания нового дизельного поезда ДП2Д
Ему предстоит проехать 5000 км по кольцевой железной дороге. Однако на этом тесты вовсе не закончатся....

10 тракторов из СССР, о которых почти никто не знает, и зря
В советской истории тракторостроения осталось немало малоизвестных, но по-своему гениальных машин, которые могли бы изменить отрасль, будь у них шанс на...

Месяц владения LADA Aura – честный отзыв о плюсах и минусах
Порой даже самые скептические ожидания оказываются разбитыми о реальность, и именно с такой историей начинается этот обзор: автор YouTube-канала «AcademeG»...

Стартовало серийное производство нового российского фургона Sollers
Грузоподъемность 800 кг и экономичный двигатель. Новый фургон не имеет конкурентов на российском рынке....

Новый «Корвет» из США – во сколько обошлось «удовольствие»
«Нестандартные» и флагманские автомобили в нашей стране теперь приходится «доставать». Речь идет как о конкретных моделях, так и о некоторых марках. Даже если...

«Искра» уже в истории – АВТОВАЗ представил эксклюзивный экземпляр
Такая Lada Iskra будет существовать лишь в единичном экземпляре. Что скрывается под чехлом и какой символизм кроет в себе уникальная модификация, предлагаем...

Количество SJ-100 для летных испытаний растет – присоединился еще один борт
Вместе с тем стала известна точная дата тестового полета нового образца, а также ориентировочные сроки завершения испытательной программы. Следом за ним –...

В Москве открылась крупнейшая в России выставка техники
Сотни экспонатов – настоящий рай для поклонников технологий и механизмов. Более 40 брендов уже приняли участие....

В Саратове спустили на воду второй «Валдай» проекта 45Р
Судно получило название в честь известного российского реформатора. Прямо сейчас идет строительство еще нескольких таких кораблей....

Pontiac Banshee: за что его выгнали из автосалона в Нью-Йорке?
Поворотная точка для Pontiac и последний шанс обогнать Chevrolet. Почему все-таки не вышло?...

В чем 18-летний белорусский погрузчик лучше новых «китайцев»?
Насколько надежен погрузчик, способный проработать 18 лет и не терять формы? В этом выпуске – честный и подробный обзор белорусского «Амкодора» 332C4,...

Больше мощности, меньше расходов – Hyundai представила новую платформу
Она уже не «на бумаге», а вполне реализована. Первый автомобиль на этой технологии будет выпущен до конца текущего года....

«Первый среди флагманов»: Zeekr 9X удивил всех на Шанхайском автосалоне
Огромная мощность, отличная динамика и большой запас хода. Чем еще привлекает новинка?...

Nissan представил необычный и мощный пикап
Подобную концепцию японский бренд использует впервые за свою историю. Представительство говорит об отсылках к 80-м годам, но визуально в это сложно поверить....