ЗИЛ-135П – амфибия, лучше которой до сих пор не изобрели
Советская военная техника была лучшей в мире для своего времени. Да и разнообразию можно позавидовать. Чего только стоит мореходная амфибия ЗИЛ-135П, разработанная в 1960-х годах! Про нее мы сегодня и расскажем.
Этот уникальный автомобиль до сих пор считается самым большим в классе, и ни одна страна в мире не смогла превзойти 14-метрового монстра. Может, просто не нужно было? Ведь Советский Союз в итоге тоже отказался даже от мелкосерийного производства ЗИЛ-135П.
Ближе к концу 1950-х годов все ведущие мировые державы старательно модернизировали свои сухопутные военные части. Они должны стать максимально мобильными и обычных транспортных средств, вроде грузовиков, для этого было уже недостаточно.
Требовались переправочно-десантные автомобили, способные с ходу преодолевать водные преграды. Разумеется, они должны были быть максимально вместительными.
Уже в 1961 году специальное конструкторское бюро приступило к монструозному проекту – созданию самоходного парома под кодовым названием «Челнок». Эта амфибия должна была брать на борт до 40 тонн груза.
Работы длились до 1963 года, для шасси изготовили базу с колесной формулой 8х8. Корпус предполагалось собирать из полимеров, чтобы машина держалась на воде и была максимально облегченная.
Но проект «Челнок» оказался провальным и его закрыли.
В 1964 году работы по изготовлению большой военной амфибии возобновились. Теперь было принято решение ограничить грузоподъемность 6 тоннами, а длину автомобиля – 14 метрами.
Проблемы возникали почти на каждой стадии проекта. Больше всего вопросов было на этапе изготовления бескаркасного полимерного кузова. Долго не могли подобрать материал подходящей прочности. Но конструкторам в итоге удалось собрать ЗИЛ-135П.
Главной «фишкой» ЗИЛ-135П стало использование стеклопластиковых панелей для строительства корпуса. Только эта технология позволила сделать такой большой и одновременно легкий кузов. Снаружи он из стеклоткани, пропитанной полиэфирной смолой, а внутри пенополиуретан.
Для упрочнения конструкции кузов получил две продольные балки. Моторный отсек размещен на корме.
Естественно, близко к береговой линии, но корпус разрабатывали с учетом использования при 3-5 балльной волне.
Для движения в воде ЗИЛ-135П снабдили двумя четырехлопастными винтами, размещенными в насадках, защищающих от повреждений. При выходе машины на сушу все убиралось в специальные ниши.
Винты поворачивались по вертикальной оси, каждый имел независимый привод и мог работать отдельно от другого. Все это обеспечивало технике высокую маневренность на воде.
Многие механизмы, расположенные снаружи, были не просто герметизированы уплотнителями – их корпуса еще имели систему нагнетания воздуха под давлением, чтобы исключить попадание внутрь воды.
Амфибия комплектовалась специальным мореходным оборудованием.
ЗИЛ-135П не имел подвески как таковой – все его 8 колес крепились к корпусу. Огромные шины отвечали за амортизацию. Конечно, об уровне комфорта при такой схеме говорить не приходится, но это военная техника, тут его и не предусмотрено.
Мотор, трансмиссия и много других узлов взято от серийных автомобилей ЗИЛ-135К. Это знаменитые транспортировщики межконтинентальных ракет с колесной формулой 8х8.
Два двигателя ЗИЛ-375 развивают суммарную мощность в 360 л. с. Интересна схема работы моторов – каждый отвечает за 4 колеса с одной стороны. Это позволило избавиться от дифференциалов.
Из-за заднего расположения двигателей пришлось переделывать систему охлаждения.
Амфибия была не только мореходной – на суше ее проходимость оказалась выше чем у грузового военного ЗИЛ-157. Колесная формула 8х8, высокий дорожный просвет, плоское днище и система автоматической регулировки давления в шинах делали из автомобиля настоящий вездеход.
Кузов отличался прочностью – на испытаниях амфибия легко валила деревья высотой до 5 метров. Стеклопластик оказался очень прочным – он даже не повреждался при этом. Главное было соблюдать технологию и не штурмовать деревья с разгона.
Опытный образец ЗИЛ-135П собрали в феврале 1965 года. После прохождения внутризаводских испытаний и доработок, которые требовали незамедлительного вмешательства, машину отправили «в поля».
Там амфибия доказала свою проходимость. ЗИЛ-135П легко передвигался по снежному насту глубиной более 70 см, штурмовал подъемы и косогоры. Стенки высотой до 60 см не являлись препятствием для амфибии, как и окопы шириной до 265 см.
На шоссе с грузом 8 тонн ЗИЛ разгонялся до 65 км/ч, на пересеченной местности – до 50 км/ч с полной загрузкой.
В 1965 году машину стали испытывать на воде. Она поехала своим ходом к Балтийскому морю. Испытания доказали, что техника способна не просто передвигаться по воде – она могла входить туда на скорости с берега и так же легко выходить на сушу.
В море ЗИЛ-135П оказался очень маневренным. Корпус ломал тонкий лед, не получая никаких повреждений. Если острые края припая могли повредить винты, их не выдвигали – машина передвигалась за счет вращения 8 колес.
Грузоподъемность ЗИЛ-135П на воде вырастала до 15 тонн.
Пятибалльный шторм не мешал амфибии:
Даже в самых сложных погодных условиях палуба не заливалась волной. Благодаря использованию пары мощный винтов, скорость ЗИЛ-135П на море могла достигать 18 км/ч. Это абсолютный рекорд для амфибий такого класса, не превзойденный до сих пор.
Военным очень понравилась машина еще во время испытаний, хотя изначально они отнеслись к ней скептически. В дальнейшем она использовалась в учениях для высадки морского десанта. Неплохо показал себя ЗИЛ-135П и во время транспортных операций в открытом море. С помощью амфибии можно было перевозить грузы с одного корабля на другой в неспокойную погоду.
Но лучше всего проявил себя ЗИЛ-135П летом 1970 года – когда его использовали на побережье Ледовитого океана. Амфибия заменяла буксирные катера и гусеничную технику в местах, где большие суда не могли пришвартоваться. Машину грузили на воде, и она доставляла все прямо к складу на суше.
Но ЗИЛ-135П так и не стал серийным. Машина обогнала всех своих конкурентов на несколько десятилетий. Но в СССР подсчитали выпуск амфибии нецелесообразным и слишком дорогостоящим. Хватало техники, которая превосходила машину на воде и на суше по-отдельности.
Так ЗИЛ-135П и остался в единственном экземпляре. На сегодняшний день он продолжает считается самой большой амфибией. Машина до сих пор не побеждена.
ЗИЛ-135П – это настоящий памятник мастерству советских военных конструкторов. Наработки по машине использовались во время создания амфибий ПЭУ-1, но это уже совсем другая история.
Этот уникальный автомобиль до сих пор считается самым большим в классе, и ни одна страна в мире не смогла превзойти 14-метрового монстра. Может, просто не нужно было? Ведь Советский Союз в итоге тоже отказался даже от мелкосерийного производства ЗИЛ-135П.
Первая попытка
Ближе к концу 1950-х годов все ведущие мировые державы старательно модернизировали свои сухопутные военные части. Они должны стать максимально мобильными и обычных транспортных средств, вроде грузовиков, для этого было уже недостаточно.
На воде ЗИЛ-135П чувствовал себя не хуже корабля. Фото: Youtube.com
Требовались переправочно-десантные автомобили, способные с ходу преодолевать водные преграды. Разумеется, они должны были быть максимально вместительными.
Военные назвали новые машины самоходными паромами, а разработку их поручили ЦНИИИ им. Карбышева. Изготовителем переправочно-десантного автомобиля был назначен завод ЗИЛ.
Уже в 1961 году специальное конструкторское бюро приступило к монструозному проекту – созданию самоходного парома под кодовым названием «Челнок». Эта амфибия должна была брать на борт до 40 тонн груза.
Работы длились до 1963 года, для шасси изготовили базу с колесной формулой 8х8. Корпус предполагалось собирать из полимеров, чтобы машина держалась на воде и была максимально облегченная.
Но проект «Челнок» оказался провальным и его закрыли.
Вторая попытка
В 1964 году работы по изготовлению большой военной амфибии возобновились. Теперь было принято решение ограничить грузоподъемность 6 тоннами, а длину автомобиля – 14 метрами.
Внешне машина больше походила на корабль. Фото: Youtube.com
Проблемы возникали почти на каждой стадии проекта. Больше всего вопросов было на этапе изготовления бескаркасного полимерного кузова. Долго не могли подобрать материал подходящей прочности. Но конструкторам в итоге удалось собрать ЗИЛ-135П.
Особенности
Главной «фишкой» ЗИЛ-135П стало использование стеклопластиковых панелей для строительства корпуса. Только эта технология позволила сделать такой большой и одновременно легкий кузов. Снаружи он из стеклоткани, пропитанной полиэфирной смолой, а внутри пенополиуретан.
Для упрочнения конструкции кузов получил две продольные балки. Моторный отсек размещен на корме.
ЗИЛ-135П должен был не просто форсировать водные преграды – автомобиль предназначался для использования на морях и океанах.
Естественно, близко к береговой линии, но корпус разрабатывали с учетом использования при 3-5 балльной волне.
Для движения в воде ЗИЛ-135П снабдили двумя четырехлопастными винтами, размещенными в насадках, защищающих от повреждений. При выходе машины на сушу все убиралось в специальные ниши.
Винты поворачивались по вертикальной оси, каждый имел независимый привод и мог работать отдельно от другого. Все это обеспечивало технике высокую маневренность на воде.
Грузовая модификация ЗИЛ-135П. Фото: Youtube.com
Многие механизмы, расположенные снаружи, были не просто герметизированы уплотнителями – их корпуса еще имели систему нагнетания воздуха под давлением, чтобы исключить попадание внутрь воды.
Кабина, расположенная в носовой части ЗИЛ-135П, предназначалась для экипажа из 4 человек. Все стекла были бронированными. В кузов могли разместиться 22 десантника.
Амфибия комплектовалась специальным мореходным оборудованием.
ЗИЛ-135П не имел подвески как таковой – все его 8 колес крепились к корпусу. Огромные шины отвечали за амортизацию. Конечно, об уровне комфорта при такой схеме говорить не приходится, но это военная техника, тут его и не предусмотрено.
Мотор, трансмиссия и много других узлов взято от серийных автомобилей ЗИЛ-135К. Это знаменитые транспортировщики межконтинентальных ракет с колесной формулой 8х8.
Два двигателя ЗИЛ-375 развивают суммарную мощность в 360 л. с. Интересна схема работы моторов – каждый отвечает за 4 колеса с одной стороны. Это позволило избавиться от дифференциалов.
Из-за заднего расположения двигателей пришлось переделывать систему охлаждения.
Машина входила в воду даже не останавливаясь. Фото: Youtube.com
Амфибия была не только мореходной – на суше ее проходимость оказалась выше чем у грузового военного ЗИЛ-157. Колесная формула 8х8, высокий дорожный просвет, плоское днище и система автоматической регулировки давления в шинах делали из автомобиля настоящий вездеход.
Кузов отличался прочностью – на испытаниях амфибия легко валила деревья высотой до 5 метров. Стеклопластик оказался очень прочным – он даже не повреждался при этом. Главное было соблюдать технологию и не штурмовать деревья с разгона.
Испытания
Опытный образец ЗИЛ-135П собрали в феврале 1965 года. После прохождения внутризаводских испытаний и доработок, которые требовали незамедлительного вмешательства, машину отправили «в поля».
Там амфибия доказала свою проходимость. ЗИЛ-135П легко передвигался по снежному насту глубиной более 70 см, штурмовал подъемы и косогоры. Стенки высотой до 60 см не являлись препятствием для амфибии, как и окопы шириной до 265 см.
На шоссе с грузом 8 тонн ЗИЛ разгонялся до 65 км/ч, на пересеченной местности – до 50 км/ч с полной загрузкой.
В 1965 году машину стали испытывать на воде. Она поехала своим ходом к Балтийскому морю. Испытания доказали, что техника способна не просто передвигаться по воде – она могла входить туда на скорости с берега и так же легко выходить на сушу.
В море ЗИЛ-135П оказался очень маневренным. Корпус ломал тонкий лед, не получая никаких повреждений. Если острые края припая могли повредить винты, их не выдвигали – машина передвигалась за счет вращения 8 колес.
При необходимости винты вместе с кожухами убирались в ниши. Фото: Youtube.com
Грузоподъемность ЗИЛ-135П на воде вырастала до 15 тонн.
Пятибалльный шторм не мешал амфибии:
- ? Передвигаться по воде
- ? Покидать трюм транспортного корабля и возвращаться обратно
- ? Выходить на сушу
Даже в самых сложных погодных условиях палуба не заливалась волной. Благодаря использованию пары мощный винтов, скорость ЗИЛ-135П на море могла достигать 18 км/ч. Это абсолютный рекорд для амфибий такого класса, не превзойденный до сих пор.
Перспективы развития
Военным очень понравилась машина еще во время испытаний, хотя изначально они отнеслись к ней скептически. В дальнейшем она использовалась в учениях для высадки морского десанта. Неплохо показал себя ЗИЛ-135П и во время транспортных операций в открытом море. С помощью амфибии можно было перевозить грузы с одного корабля на другой в неспокойную погоду.
Деревья для ЗИЛ-135П проблем не представляли. Фото: Youtube.com
Но лучше всего проявил себя ЗИЛ-135П летом 1970 года – когда его использовали на побережье Ледовитого океана. Амфибия заменяла буксирные катера и гусеничную технику в местах, где большие суда не могли пришвартоваться. Машину грузили на воде, и она доставляла все прямо к складу на суше.
Но ЗИЛ-135П так и не стал серийным. Машина обогнала всех своих конкурентов на несколько десятилетий. Но в СССР подсчитали выпуск амфибии нецелесообразным и слишком дорогостоящим. Хватало техники, которая превосходила машину на воде и на суше по-отдельности.
Так ЗИЛ-135П и остался в единственном экземпляре. На сегодняшний день он продолжает считается самой большой амфибией. Машина до сих пор не побеждена.
ЗИЛ-135П – это настоящий памятник мастерству советских военных конструкторов. Наработки по машине использовались во время создания амфибий ПЭУ-1, но это уже совсем другая история.
- Ульф
- https://youtube.com
Рекомендуем для вас
Ракетоплан «Аврора» совершил свой первый сверхзвуковой полет
Это первое подобное событие для гражданской авиации со времен «Конкорда». Подробнее обо всем читайте в нашем материале....
Революционный реактивный двигатель прошел первые огневые испытания и показал многообещающие результаты
Речь о новой турбоэлектрической установке, предназначенной для пассажирских реактивных самолетов. Подробнее о проекте читайте в нашем материале....
Стало известно, почему в России трудно строить самолеты
Существует несколько ключевых факторов, создающих проблемы. Но есть и положительная динамика. Все подробности читайте в нашем материале....
Из CR929 – С929: где Китай возьмет двигатели?
После выхода РФ из проекта CR929, китайцы продолжили строить самолет самостоятельно. Планер и электронное оборудование КНР по силам, но с двигателем –...
Импортозамещенный Ту-214 готов к первому полету
Казанский авиазавод установил отечественные навигационные системы, а также другое важное оборудование. Все подробности читайте в нашем материале....
Вот почему современные автомобили быстро ломаются – основная причина
Современные автомобили сделаны так, что водителю практически не нужно знать их устройство. Максимум запомнить, где бачок для стеклоомывающей жидкости. Впрочем,...
Новый экземпляр Ил-114-300 проходит сертификационные испытания
Параллельно с этим собирают первый серийный образец. Как проходят тестирования прототипов, и на каком этапе находятся остальные машины, читайте в нашем...
Российский самолет, оснащенный ПД-35 – появились новые подробности о проекте
Информацией о том, на каком этапе он находится и когда можно ожидать результат поделился Министр торговли и промышленности Российской Федерации. Подробности в...
Раскрыта стоимость флагманскоой модели «Москвич 8»
Также стала известна дата поступления в продажу. Все подробности и характеристики отечественного внедорожника читайте в нашем материале....
Илон Маск нашел революционную замену самолетам
Американский предприниматель хочет отправлять пассажиров на специально подготовленной ракете. Это позволит сократить время перелетов в 15 раз, опередив даже...
Дизельный УАЗ и дюжина новых моделей – компания Sollers провела грандиозную презентацию
Российская компания давно не проводила мероприятия таких масштабов. Бренд подготовил новые фургоны, пикапы, минивэн и внедорожник. Кроме того, улучшили и...
«Авиация Колымы» стала обладателем вертолетов-косаток
Уникальные машины вскоре отправятся в месте постоянной дислокации. По пути будет 11 остановок. Не исключено, что вам повезет их увидеть «вживую»....
Готовятся к серийному производству 13 моделей новых российских автомобилей
Компания Sollers еще пару лет назад обещала, что выпустит несколько новых моделей отечественных автомобилей. Не совсем российских, но зато в перспективе...
Россия построит новую железную дорогу до Персидского залива
Логистическое сообщение поможет обеспечить стабильные поставки с Урала, Сибири и Поволжья. Все подробности масштабного проекта читайте в нашем материале....
Брянский автомобильный завод готовит к выпуску уникальные грузовики
Это будет пожарный автомобиль для аэродромов. Он заявлен как на 100% отечественный, но есть нюансы....
К-750 – советский мотоцикл, восстановленный по современным технологиям
Некоторые россияне и жители СНГ любят советские мотоциклы. Для многих это не единственная и бюджетная возможность передвигаться на двух колесах, а отдушина....