ЗИЛ-135П – амфибия, лучше которой до сих пор не изобрели
Советская военная техника была лучшей в мире для своего времени. Да и разнообразию можно позавидовать. Чего только стоит мореходная амфибия ЗИЛ-135П, разработанная в 1960-х годах! Про нее мы сегодня и расскажем.
Этот уникальный автомобиль до сих пор считается самым большим в классе, и ни одна страна в мире не смогла превзойти 14-метрового монстра. Может, просто не нужно было? Ведь Советский Союз в итоге тоже отказался даже от мелкосерийного производства ЗИЛ-135П.
Ближе к концу 1950-х годов все ведущие мировые державы старательно модернизировали свои сухопутные военные части. Они должны стать максимально мобильными и обычных транспортных средств, вроде грузовиков, для этого было уже недостаточно.
Требовались переправочно-десантные автомобили, способные с ходу преодолевать водные преграды. Разумеется, они должны были быть максимально вместительными.
Уже в 1961 году специальное конструкторское бюро приступило к монструозному проекту – созданию самоходного парома под кодовым названием «Челнок». Эта амфибия должна была брать на борт до 40 тонн груза.
Работы длились до 1963 года, для шасси изготовили базу с колесной формулой 8х8. Корпус предполагалось собирать из полимеров, чтобы машина держалась на воде и была максимально облегченная.
Но проект «Челнок» оказался провальным и его закрыли.
В 1964 году работы по изготовлению большой военной амфибии возобновились. Теперь было принято решение ограничить грузоподъемность 6 тоннами, а длину автомобиля – 14 метрами.
Проблемы возникали почти на каждой стадии проекта. Больше всего вопросов было на этапе изготовления бескаркасного полимерного кузова. Долго не могли подобрать материал подходящей прочности. Но конструкторам в итоге удалось собрать ЗИЛ-135П.
Главной «фишкой» ЗИЛ-135П стало использование стеклопластиковых панелей для строительства корпуса. Только эта технология позволила сделать такой большой и одновременно легкий кузов. Снаружи он из стеклоткани, пропитанной полиэфирной смолой, а внутри пенополиуретан.
Для упрочнения конструкции кузов получил две продольные балки. Моторный отсек размещен на корме.
Естественно, близко к береговой линии, но корпус разрабатывали с учетом использования при 3-5 балльной волне.
Для движения в воде ЗИЛ-135П снабдили двумя четырехлопастными винтами, размещенными в насадках, защищающих от повреждений. При выходе машины на сушу все убиралось в специальные ниши.
Винты поворачивались по вертикальной оси, каждый имел независимый привод и мог работать отдельно от другого. Все это обеспечивало технике высокую маневренность на воде.
Многие механизмы, расположенные снаружи, были не просто герметизированы уплотнителями – их корпуса еще имели систему нагнетания воздуха под давлением, чтобы исключить попадание внутрь воды.
Амфибия комплектовалась специальным мореходным оборудованием.
ЗИЛ-135П не имел подвески как таковой – все его 8 колес крепились к корпусу. Огромные шины отвечали за амортизацию. Конечно, об уровне комфорта при такой схеме говорить не приходится, но это военная техника, тут его и не предусмотрено.
Мотор, трансмиссия и много других узлов взято от серийных автомобилей ЗИЛ-135К. Это знаменитые транспортировщики межконтинентальных ракет с колесной формулой 8х8.
Два двигателя ЗИЛ-375 развивают суммарную мощность в 360 л. с. Интересна схема работы моторов – каждый отвечает за 4 колеса с одной стороны. Это позволило избавиться от дифференциалов.
Из-за заднего расположения двигателей пришлось переделывать систему охлаждения.
Амфибия была не только мореходной – на суше ее проходимость оказалась выше чем у грузового военного ЗИЛ-157. Колесная формула 8х8, высокий дорожный просвет, плоское днище и система автоматической регулировки давления в шинах делали из автомобиля настоящий вездеход.
Кузов отличался прочностью – на испытаниях амфибия легко валила деревья высотой до 5 метров. Стеклопластик оказался очень прочным – он даже не повреждался при этом. Главное было соблюдать технологию и не штурмовать деревья с разгона.
Опытный образец ЗИЛ-135П собрали в феврале 1965 года. После прохождения внутризаводских испытаний и доработок, которые требовали незамедлительного вмешательства, машину отправили «в поля».
Там амфибия доказала свою проходимость. ЗИЛ-135П легко передвигался по снежному насту глубиной более 70 см, штурмовал подъемы и косогоры. Стенки высотой до 60 см не являлись препятствием для амфибии, как и окопы шириной до 265 см.
На шоссе с грузом 8 тонн ЗИЛ разгонялся до 65 км/ч, на пересеченной местности – до 50 км/ч с полной загрузкой.
В 1965 году машину стали испытывать на воде. Она поехала своим ходом к Балтийскому морю. Испытания доказали, что техника способна не просто передвигаться по воде – она могла входить туда на скорости с берега и так же легко выходить на сушу.
В море ЗИЛ-135П оказался очень маневренным. Корпус ломал тонкий лед, не получая никаких повреждений. Если острые края припая могли повредить винты, их не выдвигали – машина передвигалась за счет вращения 8 колес.
Грузоподъемность ЗИЛ-135П на воде вырастала до 15 тонн.
Пятибалльный шторм не мешал амфибии:
Даже в самых сложных погодных условиях палуба не заливалась волной. Благодаря использованию пары мощный винтов, скорость ЗИЛ-135П на море могла достигать 18 км/ч. Это абсолютный рекорд для амфибий такого класса, не превзойденный до сих пор.
Военным очень понравилась машина еще во время испытаний, хотя изначально они отнеслись к ней скептически. В дальнейшем она использовалась в учениях для высадки морского десанта. Неплохо показал себя ЗИЛ-135П и во время транспортных операций в открытом море. С помощью амфибии можно было перевозить грузы с одного корабля на другой в неспокойную погоду.
Но лучше всего проявил себя ЗИЛ-135П летом 1970 года – когда его использовали на побережье Ледовитого океана. Амфибия заменяла буксирные катера и гусеничную технику в местах, где большие суда не могли пришвартоваться. Машину грузили на воде, и она доставляла все прямо к складу на суше.
Но ЗИЛ-135П так и не стал серийным. Машина обогнала всех своих конкурентов на несколько десятилетий. Но в СССР подсчитали выпуск амфибии нецелесообразным и слишком дорогостоящим. Хватало техники, которая превосходила машину на воде и на суше по-отдельности.
Так ЗИЛ-135П и остался в единственном экземпляре. На сегодняшний день он продолжает считается самой большой амфибией. Машина до сих пор не побеждена.
ЗИЛ-135П – это настоящий памятник мастерству советских военных конструкторов. Наработки по машине использовались во время создания амфибий ПЭУ-1, но это уже совсем другая история.
Этот уникальный автомобиль до сих пор считается самым большим в классе, и ни одна страна в мире не смогла превзойти 14-метрового монстра. Может, просто не нужно было? Ведь Советский Союз в итоге тоже отказался даже от мелкосерийного производства ЗИЛ-135П.
Первая попытка
Ближе к концу 1950-х годов все ведущие мировые державы старательно модернизировали свои сухопутные военные части. Они должны стать максимально мобильными и обычных транспортных средств, вроде грузовиков, для этого было уже недостаточно.
На воде ЗИЛ-135П чувствовал себя не хуже корабля. Фото: Youtube.com
Требовались переправочно-десантные автомобили, способные с ходу преодолевать водные преграды. Разумеется, они должны были быть максимально вместительными.
Военные назвали новые машины самоходными паромами, а разработку их поручили ЦНИИИ им. Карбышева. Изготовителем переправочно-десантного автомобиля был назначен завод ЗИЛ.
Уже в 1961 году специальное конструкторское бюро приступило к монструозному проекту – созданию самоходного парома под кодовым названием «Челнок». Эта амфибия должна была брать на борт до 40 тонн груза.
Работы длились до 1963 года, для шасси изготовили базу с колесной формулой 8х8. Корпус предполагалось собирать из полимеров, чтобы машина держалась на воде и была максимально облегченная.
Но проект «Челнок» оказался провальным и его закрыли.
Вторая попытка
В 1964 году работы по изготовлению большой военной амфибии возобновились. Теперь было принято решение ограничить грузоподъемность 6 тоннами, а длину автомобиля – 14 метрами.
Внешне машина больше походила на корабль. Фото: Youtube.com
Проблемы возникали почти на каждой стадии проекта. Больше всего вопросов было на этапе изготовления бескаркасного полимерного кузова. Долго не могли подобрать материал подходящей прочности. Но конструкторам в итоге удалось собрать ЗИЛ-135П.
Особенности
Главной «фишкой» ЗИЛ-135П стало использование стеклопластиковых панелей для строительства корпуса. Только эта технология позволила сделать такой большой и одновременно легкий кузов. Снаружи он из стеклоткани, пропитанной полиэфирной смолой, а внутри пенополиуретан.
Для упрочнения конструкции кузов получил две продольные балки. Моторный отсек размещен на корме.
ЗИЛ-135П должен был не просто форсировать водные преграды – автомобиль предназначался для использования на морях и океанах.
Естественно, близко к береговой линии, но корпус разрабатывали с учетом использования при 3-5 балльной волне.
Для движения в воде ЗИЛ-135П снабдили двумя четырехлопастными винтами, размещенными в насадках, защищающих от повреждений. При выходе машины на сушу все убиралось в специальные ниши.
Винты поворачивались по вертикальной оси, каждый имел независимый привод и мог работать отдельно от другого. Все это обеспечивало технике высокую маневренность на воде.
Грузовая модификация ЗИЛ-135П. Фото: Youtube.com
Многие механизмы, расположенные снаружи, были не просто герметизированы уплотнителями – их корпуса еще имели систему нагнетания воздуха под давлением, чтобы исключить попадание внутрь воды.
Кабина, расположенная в носовой части ЗИЛ-135П, предназначалась для экипажа из 4 человек. Все стекла были бронированными. В кузов могли разместиться 22 десантника.
Амфибия комплектовалась специальным мореходным оборудованием.
ЗИЛ-135П не имел подвески как таковой – все его 8 колес крепились к корпусу. Огромные шины отвечали за амортизацию. Конечно, об уровне комфорта при такой схеме говорить не приходится, но это военная техника, тут его и не предусмотрено.
Мотор, трансмиссия и много других узлов взято от серийных автомобилей ЗИЛ-135К. Это знаменитые транспортировщики межконтинентальных ракет с колесной формулой 8х8.
Два двигателя ЗИЛ-375 развивают суммарную мощность в 360 л. с. Интересна схема работы моторов – каждый отвечает за 4 колеса с одной стороны. Это позволило избавиться от дифференциалов.
Из-за заднего расположения двигателей пришлось переделывать систему охлаждения.
Машина входила в воду даже не останавливаясь. Фото: Youtube.com
Амфибия была не только мореходной – на суше ее проходимость оказалась выше чем у грузового военного ЗИЛ-157. Колесная формула 8х8, высокий дорожный просвет, плоское днище и система автоматической регулировки давления в шинах делали из автомобиля настоящий вездеход.
Кузов отличался прочностью – на испытаниях амфибия легко валила деревья высотой до 5 метров. Стеклопластик оказался очень прочным – он даже не повреждался при этом. Главное было соблюдать технологию и не штурмовать деревья с разгона.
Испытания
Опытный образец ЗИЛ-135П собрали в феврале 1965 года. После прохождения внутризаводских испытаний и доработок, которые требовали незамедлительного вмешательства, машину отправили «в поля».
Там амфибия доказала свою проходимость. ЗИЛ-135П легко передвигался по снежному насту глубиной более 70 см, штурмовал подъемы и косогоры. Стенки высотой до 60 см не являлись препятствием для амфибии, как и окопы шириной до 265 см.
На шоссе с грузом 8 тонн ЗИЛ разгонялся до 65 км/ч, на пересеченной местности – до 50 км/ч с полной загрузкой.
В 1965 году машину стали испытывать на воде. Она поехала своим ходом к Балтийскому морю. Испытания доказали, что техника способна не просто передвигаться по воде – она могла входить туда на скорости с берега и так же легко выходить на сушу.
В море ЗИЛ-135П оказался очень маневренным. Корпус ломал тонкий лед, не получая никаких повреждений. Если острые края припая могли повредить винты, их не выдвигали – машина передвигалась за счет вращения 8 колес.
При необходимости винты вместе с кожухами убирались в ниши. Фото: Youtube.com
Грузоподъемность ЗИЛ-135П на воде вырастала до 15 тонн.
Пятибалльный шторм не мешал амфибии:
- ? Передвигаться по воде
- ? Покидать трюм транспортного корабля и возвращаться обратно
- ? Выходить на сушу
Даже в самых сложных погодных условиях палуба не заливалась волной. Благодаря использованию пары мощный винтов, скорость ЗИЛ-135П на море могла достигать 18 км/ч. Это абсолютный рекорд для амфибий такого класса, не превзойденный до сих пор.
Перспективы развития
Военным очень понравилась машина еще во время испытаний, хотя изначально они отнеслись к ней скептически. В дальнейшем она использовалась в учениях для высадки морского десанта. Неплохо показал себя ЗИЛ-135П и во время транспортных операций в открытом море. С помощью амфибии можно было перевозить грузы с одного корабля на другой в неспокойную погоду.
Деревья для ЗИЛ-135П проблем не представляли. Фото: Youtube.com
Но лучше всего проявил себя ЗИЛ-135П летом 1970 года – когда его использовали на побережье Ледовитого океана. Амфибия заменяла буксирные катера и гусеничную технику в местах, где большие суда не могли пришвартоваться. Машину грузили на воде, и она доставляла все прямо к складу на суше.
Но ЗИЛ-135П так и не стал серийным. Машина обогнала всех своих конкурентов на несколько десятилетий. Но в СССР подсчитали выпуск амфибии нецелесообразным и слишком дорогостоящим. Хватало техники, которая превосходила машину на воде и на суше по-отдельности.
Так ЗИЛ-135П и остался в единственном экземпляре. На сегодняшний день он продолжает считается самой большой амфибией. Машина до сих пор не побеждена.
ЗИЛ-135П – это настоящий памятник мастерству советских военных конструкторов. Наработки по машине использовались во время создания амфибий ПЭУ-1, но это уже совсем другая история.
- Ульф
- https://youtube.com
Рекомендуем для вас
«Бетонки»: в России тоже хотят строить «вечные» дороги
Недавно из Краснодарского края пришло сообщение о введении в эксплуатацию опытного участки бетонной автодороги. Подобные покрытия в СССР и РФ почти не...
АВТОВАЗ выпустил партию карбюраторных двигателей – мнения водителей
Готовится глобальный «откат» к старым моделям? Или просто выпустят очень бюджетный автомобиль для страждущих?...
МС-21 получил еще одну важную деталь отечественного производства
Набор деталей успешно прошел тестирование на скорости свыше 600 км/час. До 2028 года ожидается увеличение поставок в 11 раз. Все подробности читайте в нашем...
Lada Niva получит новый мотор в 2025 году – более объемный и мощный, но простой и надежный
Этим двигателям планируют оснащать все модификации легендарного внедорожника. Похоже, от старого мотора решили отказаться....
С крыльями «назад» – странный и очень нестабильный самолет X-29
Речь о разработке NASA 1980-х годов – демонстраторе технологий обратного крыла EC90-039-4. Что это было – ошибка или большой скачок вперед? Попробуем...
Твердотельные аккумуляторы – 1200 км и 10 минут зарядки: когда будет массовое производство?
О производстве этих батарей говорят давно – а «воз и ныне там». Есть ли какие сдвиги в этом направлении сегодня?...
Boeing 737: посадки в исполнении современных пилотов или в СССР учили лучше
Авиалайнеры Boeing 737 считаются одними из самых массовых и удачных в мире. Выпускается семейство серийно с 1967 года. Неудивительно, что за это время...
Белорусский завод «Брестмаш» будет выпускать китайские семиместные минивэны
Стало известно, какую именно модель освоят. Она будет выпускаться под собственным брендом BMG....
Sollers Atlant – почти российский, но все еще недоработанный
Обзор нового легкого грузовика из Елабуги. Расскажем, почему его можно считать почти отечественным, и как отзываются о нем владельцы....
Отсоединять или нет клеммы АКБ при подзарядке
В холода многие подзаряжают аккумулятор: а нужно ли при этом снимать клеммы? Есть разные варианты ответа....
Наконец, дождались: УАЗ дизель с 6-МКПП
Уж сколько раз твердили любители внедорожников – УАЗ должен быть дизельным, экономичным и при этом скоростным. Но Ульяновский автомобильный завод отмахивался,...
Ждем в электромобилях – в Великобритании создали «вечную» батарею
Похоже, будущее наступило. Первый экземпляр создан, осталось дождаться серийного производства, и можно будет забыть о зарядных устройствах....
Audi 100 C2 против АЗЛК-2141 – модели бизнес-класса из разных стран и эпох
История автомобилей и их технические особенности. В итоге решим, какая модель лучше сейчас....
КАМАЗ-54902 в сравнении с предшественником: подробности
Запущенный в серийное производство КАМАЗ-54902 очень похож на предшественника. Но отличия есть: они касаются двигателя, кабины, некоторых иных узлов и деталей...
Стартовали продажи обновленного российского автобуса Вектор Next 8.8
Модель предлагают с двумя типами двигателей. А еще автобус получился бюджетным....
Самолет-телескоп Boeing 747SP: как навечно приземлили «звездолет Энтерпрайз»
Последняя в мире летающая обсерватория проекта SOFIA была закрыта в 2022 году. Что это за программа и почему ее не возобновляют?...