МТЗ-82К и другие редкие модификации популярного советского трактора
Самыми популярными тракторами в СССР был МТЗ-80 и его полноприводная версия МТЗ-82. Техника отличалась простотой и надежностью, поэтому заслужила популярность не только в Советском Союзе, но и далеко за его пределами.
Кстати, эти тракторы до сих пор выпускаются в Беларуси, пройдя через ряд модернизаций. Конечно, качество техники МТЗ уже далеко не то, что раньше. В производстве активно используются китайские детали. Но слава из СССР продолжает трудиться на благо модели – ее берут по старой памяти.
Сегодня мы расскажем про редкую версию МТЗ-82 – с литерой «К» в индексе. Заодно коснемся пары других специфических модификаций этого же трактора.
МТЗ-82К практически неизвестен современному аграрию, а тем более человеку, далекому от сельхозтехники. Но про него еще помнят на Кавказе, ведь создавался он специально для работы на очень крутых склонах.
Началось все в далеком 1966 году, когда Минский тракторный завод получил задание на разработку нового трактора тягового класса не менее 1,4. Мощность машины должна была составлять 75-80 л. с.
Чтобы ускорить процесс, приняли ряд мер:
✅ Выделили необходимые финансы
✅ Присоединили к разработке смежные предприятия
✅ В качестве основы взяли МТЗ-50/52
В конструкцию старой модели внесли множество доработок. Появились новая кабина, обшивка, мотор повышенной мощности и ряд других изменений.
Испытания перспективного трактора завершили в 1972 году, а через пару лет он уже встал на конвейер. На базе основных моделей МТЗ-80/82 создали и ряд специфических версий, адаптированных под конкретные задачи.
Этот странный трактор был разработан в начале 1980-х годов. Большинство советских граждан узнали о нем из фильма «Куда он денется». Согласно сюжету, грузинский конструктор придумал специальный трактор для работы на крутых склонах. Его увидели молодые ребята из карпатского колхоза на выставке в Москве. В итоге странная, но нужная машина отправилась к ним в хозяйство.
На самом деле, никакой грузинский изобретатель эту модель не придумывал. Практика создания подобных тракторов в Советском Союзе существовала давно. Специальные модификации мелкосерийно производились на заводах и отправлялись конкретным колхозам и совхозам.
К таким моделям относятся машины для рисоводов, виноградарей и даже свекловодов. На дороги общего пользования они обычно не выезжали, трудились где-то на окраинах СССР. Поэтому знали о них только интересующиеся.
Что касается МТЗ-82К, то он однозначно разрабатывался для работы в условиях высокогорья. Основное предназначение – труд на чайных плантациях Грузии.
Главная «фишка» трактора – это особенности подвески. МТЗ-82К, как можно понять из индекса, полноприводный. А подвеска у него сконструирована так, что колеса всегда стоят ровно, вне зависимости от уклона поверхности.
Передняя ось сделана по принципу параллелограмма. За счет этого удалось добиться вышеобозначенной цели «малой кровью».
А вот с задней осью пришлось повозиться. В итоге сделали независимую подвеску на рычагах. Перемещения и выравнивания колес происходят за счет бортовых редукторов в заднем мосту.
Чтобы трактор сохранял ровное положение на склонах, его оснастили гидравлической системой стабилизации. За счет этого уклоны до 20% для МТЗ-82К проблем не доставляли.
Сколько именно было произведено тракторов МТЗ-82К, неизвестно. Есть мнение, что это была только одна партия – опытно-промышленная. В крупную серию модель и не планировали. Дело в том, что подобный трактор оказался значительно дороже, чем серийный МТЗ-82. Да и нужды в большом количестве такой техники Советский Союз не испытывал.
МТЗ-82К комплектовался мотором Д-240. Этот же силовой агрегат стоял на мегапопулярных МТЗ-80/82. Двигатель развивал 80 л. с. и работал в паре с механической восемнадцатиступенчатой коробкой передач.
Мотор Д-240 стал самым массовым на всем постсоветском пространстве. Его основные достоинства:
✅ Экономичность
✅ Неприхотливость
✅ Ремонтопригодность
Несмотря на использование низкокачественного дизельного топлива, постоянного использования воды вместо антифриза, мотор работал без проблем круглогодично.
Поломки начались, когда предприимчивые белорусы стали адаптировать Д-240 для автомобилей, увеличивая его мощность. Но к трактору МТЗ-82К это уже не относится. Он оснащался тем самым, советским и надежным мотором.
Еще одна интересная модель, созданная для тех же целей, что и техника с литерой «К» в названии, но более традиционной конструкции. В 1982 году была выпущена одна партия таких машин в количестве 500 штук.
МТЗ-82Н это колесный низкоклиренсный трактор повышенной проходимости, предназначенный для работы на склонах, но не таких крутых, как предыдущая модель в обзоре. Отличается пониженным центром тяжести, что снижало риски переворотов.
Колеса у МТЗ-82Н уменьшенного диаметра. Двигатели ставились в основном Д-240. Есть спорная информация о том, что некоторые экземпляры получили моторы Д-243, но она документально не подтверждена.
МТЗ-82Н оснащался кренометром. Это позволяло обеспечить безопасность механизатора. Хотя, нарушения ТБ встречались сплошь и рядом. Кренометр нередко отключали, чтобы работать в самых сложных условиях.
Скорее всего, создатели МТЗ-82Н понимали, что нарушения техники безопасности будут в обязательном порядке. Поэтому кабину сделали с каркасом – чтобы при перевороте она не сложилась.
Продумали и подвеску водительского сиденья. Вне зависимости от положения трактора на склонах, водитель все равно оставался вертикально. Если нужно было, сиденье фиксировали.
Данная модификация МТЗ-82 уникальна в первую очередь тем, что это первый трактор для рисоводов в линейке завода. Выпускалась она с 1974 года.
Дорожный просвет МТЗ-82Р значительно выше, чем у базовой модели – 715 против 465 мм. Этого удалось добиться за счет установки нового заднего моста с дополнительной бортовой передачей. Второй нюанс – это шины увеличенного диаметра.
Основные технические параметры МТЗ-82Р соответствуют базовой модели с индексом «82». Разве что кабина у рисоводческого трактора влагозащищенная. Да и оборудование для МТЗ-82Р пришлось разрабатывать свое. Сколько было собрано подобных тракторов – сейчас неизвестно.
Вернемся к МТЗ-82К. Считается, что до наших дней ни один такой трактор не сохранился. Но, вполне возможно, что где-то в горах Армении или Грузии еще есть единичные экземпляры. Даже если они не на ходу, технику можно восстановить.
То же самое относится к модификациям МТЗ-82Р и МТЗ-82Н. Подобные специфические тракторы МТЗ больше не разрабатывает. Слишком уж дорого обходятся такие малосерийные модели, а спрос на них низкий. Так считает руководство Минского тракторного завода.
Приходится для таких специфических работ закупать зарубежную технику. Стоит она, конечно, дорого, но ее берут – альтернативы то нет...
Кстати, эти тракторы до сих пор выпускаются в Беларуси, пройдя через ряд модернизаций. Конечно, качество техники МТЗ уже далеко не то, что раньше. В производстве активно используются китайские детали. Но слава из СССР продолжает трудиться на благо модели – ее берут по старой памяти.
Сегодня мы расскажем про редкую версию МТЗ-82 – с литерой «К» в индексе. Заодно коснемся пары других специфических модификаций этого же трактора.
Так выглядит стандартный МТЗ-82. Фото: Youtube.com
МТЗ-82К практически неизвестен современному аграрию, а тем более человеку, далекому от сельхозтехники. Но про него еще помнят на Кавказе, ведь создавался он специально для работы на очень крутых склонах.
История основной модели
Началось все в далеком 1966 году, когда Минский тракторный завод получил задание на разработку нового трактора тягового класса не менее 1,4. Мощность машины должна была составлять 75-80 л. с.
Чтобы ускорить процесс, приняли ряд мер:
✅ Выделили необходимые финансы
✅ Присоединили к разработке смежные предприятия
✅ В качестве основы взяли МТЗ-50/52
В конструкцию старой модели внесли множество доработок. Появились новая кабина, обшивка, мотор повышенной мощности и ряд других изменений.
Трактор МТЗ-50 к тому времени уже не соответствовал требуемой мощности и нуждался в смене поколений. Фото: Youtube.com
Испытания перспективного трактора завершили в 1972 году, а через пару лет он уже встал на конвейер. На базе основных моделей МТЗ-80/82 создали и ряд специфических версий, адаптированных под конкретные задачи.
Что за МТЗ-82К?
Этот странный трактор был разработан в начале 1980-х годов. Большинство советских граждан узнали о нем из фильма «Куда он денется». Согласно сюжету, грузинский конструктор придумал специальный трактор для работы на крутых склонах. Его увидели молодые ребята из карпатского колхоза на выставке в Москве. В итоге странная, но нужная машина отправилась к ним в хозяйство.
На самом деле, никакой грузинский изобретатель эту модель не придумывал. Практика создания подобных тракторов в Советском Союзе существовала давно. Специальные модификации мелкосерийно производились на заводах и отправлялись конкретным колхозам и совхозам.
Вот таким образом происходила работа трактора МТЗ-82К на склонах. Фото: problembo.com
К таким моделям относятся машины для рисоводов, виноградарей и даже свекловодов. На дороги общего пользования они обычно не выезжали, трудились где-то на окраинах СССР. Поэтому знали о них только интересующиеся.
Кстати, секрета из этого никто не делал. В специальных журналах новые модели подобного плана всегда описывались и освещались сразу после появления.
Что касается МТЗ-82К, то он однозначно разрабатывался для работы в условиях высокогорья. Основное предназначение – труд на чайных плантациях Грузии.
Отличия
Главная «фишка» трактора – это особенности подвески. МТЗ-82К, как можно понять из индекса, полноприводный. А подвеска у него сконструирована так, что колеса всегда стоят ровно, вне зависимости от уклона поверхности.
Для МТЗ-82К пришлось разрабатывать свое навесное оборудование. Фото: problembo.com
Передняя ось сделана по принципу параллелограмма. За счет этого удалось добиться вышеобозначенной цели «малой кровью».
А вот с задней осью пришлось повозиться. В итоге сделали независимую подвеску на рычагах. Перемещения и выравнивания колес происходят за счет бортовых редукторов в заднем мосту.
Чтобы трактор сохранял ровное положение на склонах, его оснастили гидравлической системой стабилизации. За счет этого уклоны до 20% для МТЗ-82К проблем не доставляли.
Специально для работы на склонах разработали плуг с обратным направлением лемехов. За счет этого грунт не скатывался вниз в процессе обработки.
Сколько именно было произведено тракторов МТЗ-82К, неизвестно. Есть мнение, что это была только одна партия – опытно-промышленная. В крупную серию модель и не планировали. Дело в том, что подобный трактор оказался значительно дороже, чем серийный МТЗ-82. Да и нужды в большом количестве такой техники Советский Союз не испытывал.
Двигатель
МТЗ-82К комплектовался мотором Д-240. Этот же силовой агрегат стоял на мегапопулярных МТЗ-80/82. Двигатель развивал 80 л. с. и работал в паре с механической восемнадцатиступенчатой коробкой передач.
Двигатель Д-240 до сих пор ценится за простоту и надежность. Фото: Youtube.com
Мотор Д-240 стал самым массовым на всем постсоветском пространстве. Его основные достоинства:
✅ Экономичность
✅ Неприхотливость
✅ Ремонтопригодность
Несмотря на использование низкокачественного дизельного топлива, постоянного использования воды вместо антифриза, мотор работал без проблем круглогодично.
Поломки начались, когда предприимчивые белорусы стали адаптировать Д-240 для автомобилей, увеличивая его мощность. Но к трактору МТЗ-82К это уже не относится. Он оснащался тем самым, советским и надежным мотором.
Трактор МТЗ-82Н
Еще одна интересная модель, созданная для тех же целей, что и техника с литерой «К» в названии, но более традиционной конструкции. В 1982 году была выпущена одна партия таких машин в количестве 500 штук.
Трактор МТЗ-82Н тоже предназначен для работы на склонах. Фото: problembo.com
МТЗ-82Н это колесный низкоклиренсный трактор повышенной проходимости, предназначенный для работы на склонах, но не таких крутых, как предыдущая модель в обзоре. Отличается пониженным центром тяжести, что снижало риски переворотов.
Колеса у МТЗ-82Н уменьшенного диаметра. Двигатели ставились в основном Д-240. Есть спорная информация о том, что некоторые экземпляры получили моторы Д-243, но она документально не подтверждена.
МТЗ-82Н оснащался кренометром. Это позволяло обеспечить безопасность механизатора. Хотя, нарушения ТБ встречались сплошь и рядом. Кренометр нередко отключали, чтобы работать в самых сложных условиях.
Скорее всего, создатели МТЗ-82Н понимали, что нарушения техники безопасности будут в обязательном порядке. Поэтому кабину сделали с каркасом – чтобы при перевороте она не сложилась.
Продумали и подвеску водительского сиденья. Вне зависимости от положения трактора на склонах, водитель все равно оставался вертикально. Если нужно было, сиденье фиксировали.
МТЗ-82Р
Данная модификация МТЗ-82 уникальна в первую очередь тем, что это первый трактор для рисоводов в линейке завода. Выпускалась она с 1974 года.
МТЗ-82Р разрабатывали специально для рисоводов. Фото: problembo.com
Дорожный просвет МТЗ-82Р значительно выше, чем у базовой модели – 715 против 465 мм. Этого удалось добиться за счет установки нового заднего моста с дополнительной бортовой передачей. Второй нюанс – это шины увеличенного диаметра.
МТЗ-82Р способен работать над водой. Его узкие задние шины не повреждали рисовое поле, а слаборазвитые грунтозацепы не разрушали мелиоративные сооружения.
Основные технические параметры МТЗ-82Р соответствуют базовой модели с индексом «82». Разве что кабина у рисоводческого трактора влагозащищенная. Да и оборудование для МТЗ-82Р пришлось разрабатывать свое. Сколько было собрано подобных тракторов – сейчас неизвестно.
Но самая оригинальная конструкция у МТЗ-82К. Фото: problembo.com
Вернемся к МТЗ-82К. Считается, что до наших дней ни один такой трактор не сохранился. Но, вполне возможно, что где-то в горах Армении или Грузии еще есть единичные экземпляры. Даже если они не на ходу, технику можно восстановить.
То же самое относится к модификациям МТЗ-82Р и МТЗ-82Н. Подобные специфические тракторы МТЗ больше не разрабатывает. Слишком уж дорого обходятся такие малосерийные модели, а спрос на них низкий. Так считает руководство Минского тракторного завода.
Приходится для таких специфических работ закупать зарубежную технику. Стоит она, конечно, дорого, но ее берут – альтернативы то нет...
- Ульф
- problembo.com, youtube.com
Рекомендуем для вас
«Бетонки»: в России тоже хотят строить «вечные» дороги
Недавно из Краснодарского края пришло сообщение о введении в эксплуатацию опытного участки бетонной автодороги. Подобные покрытия в СССР и РФ почти не...
МС-21 получил еще одну важную деталь отечественного производства
Набор деталей успешно прошел тестирование на скорости свыше 600 км/час. До 2028 года ожидается увеличение поставок в 11 раз. Все подробности читайте в нашем...
Lada Niva получит новый мотор в 2025 году – более объемный и мощный, но простой и надежный
Этим двигателям планируют оснащать все модификации легендарного внедорожника. Похоже, от старого мотора решили отказаться....
Твердотельные аккумуляторы – 1200 км и 10 минут зарядки: когда будет массовое производство?
О производстве этих батарей говорят давно – а «воз и ныне там». Есть ли какие сдвиги в этом направлении сегодня?...
Boeing 737: посадки в исполнении современных пилотов или в СССР учили лучше
Авиалайнеры Boeing 737 считаются одними из самых массовых и удачных в мире. Выпускается семейство серийно с 1967 года. Неудивительно, что за это время...
Остров Свободы получил новых «Патриотов»
Они помогут справиться с последствиями природных катаклизмов, а затем перейдут на службу в администрации провинций. Все подробности читайте в нашем материале....
Sollers Atlant – почти российский, но все еще недоработанный
Обзор нового легкого грузовика из Елабуги. Расскажем, почему его можно считать почти отечественным, и как отзываются о нем владельцы....
Четыре иномарки и одна «россиянка»: выбраны 5 лучших автомобилей 2024 года
В интересное время живем, товарищи! Кому не лень, или нужен масштабный пиар раздают Национальные премии «Автомобиль года России». Только «нацию», похоже,...
Отсоединять или нет клеммы АКБ при подзарядке
В холода многие подзаряжают аккумулятор: а нужно ли при этом снимать клеммы? Есть разные варианты ответа....
Ждем в электромобилях – в Великобритании создали «вечную» батарею
Похоже, будущее наступило. Первый экземпляр создан, осталось дождаться серийного производства, и можно будет забыть о зарядных устройствах....
Audi 100 C2 против АЗЛК-2141 – модели бизнес-класса из разных стран и эпох
История автомобилей и их технические особенности. В итоге решим, какая модель лучше сейчас....
КАМАЗ-54902 в сравнении с предшественником: подробности
Запущенный в серийное производство КАМАЗ-54902 очень похож на предшественника. Но отличия есть: они касаются двигателя, кабины, некоторых иных узлов и деталей...
Реконструкция «Чуйского тракта» завершилась раньше срока
Проект должны были сдать в 2026 году. Слаженная работа и современные методики позволили ускорить процесс. Все подробности читайте в нашем материале....
Стартовало производство новых версий Lada Largus Cross
Купить такие автомобили у дилеров пока нельзя. Но скоро они появятся в продаже....
Российский завод наладил производство деталей для Airbus A321
Пока отечественные самолеты готовятся к выпуску, новые детали помогут продлить срок службы оставшихся зарубежных. Все подробности читайте в нашем материале....
Пристальный взгляд на самую «внедорожную» Газель
Российская автомобильная промышленность подготовила «ответ» китайским брендам в сегменте коммерческого и частного транспорта. Если быть более точным, то сразу...