
МТЗ-82К и другие редкие модификации популярного советского трактора
Самыми популярными тракторами в СССР был МТЗ-80 и его полноприводная версия МТЗ-82. Техника отличалась простотой и надежностью, поэтому заслужила популярность не только в Советском Союзе, но и далеко за его пределами.
Кстати, эти тракторы до сих пор выпускаются в Беларуси, пройдя через ряд модернизаций. Конечно, качество техники МТЗ уже далеко не то, что раньше. В производстве активно используются китайские детали. Но слава из СССР продолжает трудиться на благо модели – ее берут по старой памяти.
Сегодня мы расскажем про редкую версию МТЗ-82 – с литерой «К» в индексе. Заодно коснемся пары других специфических модификаций этого же трактора.
Так выглядит стандартный МТЗ-82. Фото: Youtube.com
МТЗ-82К практически неизвестен современному аграрию, а тем более человеку, далекому от сельхозтехники. Но про него еще помнят на Кавказе, ведь создавался он специально для работы на очень крутых склонах.
Началось все в далеком 1966 году, когда Минский тракторный завод получил задание на разработку нового трактора тягового класса не менее 1,4. Мощность машины должна была составлять 75-80 л. с.
Чтобы ускорить процесс, приняли ряд мер:
✅ Выделили необходимые финансы
✅ Присоединили к разработке смежные предприятия
✅ В качестве основы взяли МТЗ-50/52
В конструкцию старой модели внесли множество доработок. Появились новая кабина, обшивка, мотор повышенной мощности и ряд других изменений.
Трактор МТЗ-50 к тому времени уже не соответствовал требуемой мощности и нуждался в смене поколений. Фото: Youtube.com
Испытания перспективного трактора завершили в 1972 году, а через пару лет он уже встал на конвейер. На базе основных моделей МТЗ-80/82 создали и ряд специфических версий, адаптированных под конкретные задачи.
Этот странный трактор был разработан в начале 1980-х годов. Большинство советских граждан узнали о нем из фильма «Куда он денется». Согласно сюжету, грузинский конструктор придумал специальный трактор для работы на крутых склонах. Его увидели молодые ребята из карпатского колхоза на выставке в Москве. В итоге странная, но нужная машина отправилась к ним в хозяйство.
На самом деле, никакой грузинский изобретатель эту модель не придумывал. Практика создания подобных тракторов в Советском Союзе существовала давно. Специальные модификации мелкосерийно производились на заводах и отправлялись конкретным колхозам и совхозам.
Вот таким образом происходила работа трактора МТЗ-82К на склонах. Фото: problembo.com
К таким моделям относятся машины для рисоводов, виноградарей и даже свекловодов. На дороги общего пользования они обычно не выезжали, трудились где-то на окраинах СССР. Поэтому знали о них только интересующиеся.
Что касается МТЗ-82К, то он однозначно разрабатывался для работы в условиях высокогорья. Основное предназначение – труд на чайных плантациях Грузии.
Главная «фишка» трактора – это особенности подвески. МТЗ-82К, как можно понять из индекса, полноприводный. А подвеска у него сконструирована так, что колеса всегда стоят ровно, вне зависимости от уклона поверхности.
Для МТЗ-82К пришлось разрабатывать свое навесное оборудование. Фото: problembo.com
Передняя ось сделана по принципу параллелограмма. За счет этого удалось добиться вышеобозначенной цели «малой кровью».
А вот с задней осью пришлось повозиться. В итоге сделали независимую подвеску на рычагах. Перемещения и выравнивания колес происходят за счет бортовых редукторов в заднем мосту.
Чтобы трактор сохранял ровное положение на склонах, его оснастили гидравлической системой стабилизации. За счет этого уклоны до 20% для МТЗ-82К проблем не доставляли.
Сколько именно было произведено тракторов МТЗ-82К, неизвестно. Есть мнение, что это была только одна партия – опытно-промышленная. В крупную серию модель и не планировали. Дело в том, что подобный трактор оказался значительно дороже, чем серийный МТЗ-82. Да и нужды в большом количестве такой техники Советский Союз не испытывал.
МТЗ-82К комплектовался мотором Д-240. Этот же силовой агрегат стоял на мегапопулярных МТЗ-80/82. Двигатель развивал 80 л. с. и работал в паре с механической восемнадцатиступенчатой коробкой передач.
Двигатель Д-240 до сих пор ценится за простоту и надежность. Фото: Youtube.com
Мотор Д-240 стал самым массовым на всем постсоветском пространстве. Его основные достоинства:
✅ Экономичность
✅ Неприхотливость
✅ Ремонтопригодность
Несмотря на использование низкокачественного дизельного топлива, постоянного использования воды вместо антифриза, мотор работал без проблем круглогодично.
Поломки начались, когда предприимчивые белорусы стали адаптировать Д-240 для автомобилей, увеличивая его мощность. Но к трактору МТЗ-82К это уже не относится. Он оснащался тем самым, советским и надежным мотором.
Еще одна интересная модель, созданная для тех же целей, что и техника с литерой «К» в названии, но более традиционной конструкции. В 1982 году была выпущена одна партия таких машин в количестве 500 штук.
Трактор МТЗ-82Н тоже предназначен для работы на склонах. Фото: problembo.com
МТЗ-82Н это колесный низкоклиренсный трактор повышенной проходимости, предназначенный для работы на склонах, но не таких крутых, как предыдущая модель в обзоре. Отличается пониженным центром тяжести, что снижало риски переворотов.
Колеса у МТЗ-82Н уменьшенного диаметра. Двигатели ставились в основном Д-240. Есть спорная информация о том, что некоторые экземпляры получили моторы Д-243, но она документально не подтверждена.
МТЗ-82Н оснащался кренометром. Это позволяло обеспечить безопасность механизатора. Хотя, нарушения ТБ встречались сплошь и рядом. Кренометр нередко отключали, чтобы работать в самых сложных условиях.
Скорее всего, создатели МТЗ-82Н понимали, что нарушения техники безопасности будут в обязательном порядке. Поэтому кабину сделали с каркасом – чтобы при перевороте она не сложилась.
Продумали и подвеску водительского сиденья. Вне зависимости от положения трактора на склонах, водитель все равно оставался вертикально. Если нужно было, сиденье фиксировали.
Данная модификация МТЗ-82 уникальна в первую очередь тем, что это первый трактор для рисоводов в линейке завода. Выпускалась она с 1974 года.
МТЗ-82Р разрабатывали специально для рисоводов. Фото: problembo.com
Дорожный просвет МТЗ-82Р значительно выше, чем у базовой модели – 715 против 465 мм. Этого удалось добиться за счет установки нового заднего моста с дополнительной бортовой передачей. Второй нюанс – это шины увеличенного диаметра.
Основные технические параметры МТЗ-82Р соответствуют базовой модели с индексом «82». Разве что кабина у рисоводческого трактора влагозащищенная. Да и оборудование для МТЗ-82Р пришлось разрабатывать свое. Сколько было собрано подобных тракторов – сейчас неизвестно.
Но самая оригинальная конструкция у МТЗ-82К. Фото: problembo.com
Вернемся к МТЗ-82К. Считается, что до наших дней ни один такой трактор не сохранился. Но, вполне возможно, что где-то в горах Армении или Грузии еще есть единичные экземпляры. Даже если они не на ходу, технику можно восстановить.
То же самое относится к модификациям МТЗ-82Р и МТЗ-82Н. Подобные специфические тракторы МТЗ больше не разрабатывает. Слишком уж дорого обходятся такие малосерийные модели, а спрос на них низкий. Так считает руководство Минского тракторного завода.
Приходится для таких специфических работ закупать зарубежную технику. Стоит она, конечно, дорого, но ее берут – альтернативы то нет...
Кстати, эти тракторы до сих пор выпускаются в Беларуси, пройдя через ряд модернизаций. Конечно, качество техники МТЗ уже далеко не то, что раньше. В производстве активно используются китайские детали. Но слава из СССР продолжает трудиться на благо модели – ее берут по старой памяти.
Сегодня мы расскажем про редкую версию МТЗ-82 – с литерой «К» в индексе. Заодно коснемся пары других специфических модификаций этого же трактора.

МТЗ-82К практически неизвестен современному аграрию, а тем более человеку, далекому от сельхозтехники. Но про него еще помнят на Кавказе, ведь создавался он специально для работы на очень крутых склонах.
История основной модели
Началось все в далеком 1966 году, когда Минский тракторный завод получил задание на разработку нового трактора тягового класса не менее 1,4. Мощность машины должна была составлять 75-80 л. с.
Чтобы ускорить процесс, приняли ряд мер:
✅ Выделили необходимые финансы
✅ Присоединили к разработке смежные предприятия
✅ В качестве основы взяли МТЗ-50/52
В конструкцию старой модели внесли множество доработок. Появились новая кабина, обшивка, мотор повышенной мощности и ряд других изменений.

Испытания перспективного трактора завершили в 1972 году, а через пару лет он уже встал на конвейер. На базе основных моделей МТЗ-80/82 создали и ряд специфических версий, адаптированных под конкретные задачи.
Что за МТЗ-82К?
Этот странный трактор был разработан в начале 1980-х годов. Большинство советских граждан узнали о нем из фильма «Куда он денется». Согласно сюжету, грузинский конструктор придумал специальный трактор для работы на крутых склонах. Его увидели молодые ребята из карпатского колхоза на выставке в Москве. В итоге странная, но нужная машина отправилась к ним в хозяйство.
На самом деле, никакой грузинский изобретатель эту модель не придумывал. Практика создания подобных тракторов в Советском Союзе существовала давно. Специальные модификации мелкосерийно производились на заводах и отправлялись конкретным колхозам и совхозам.

К таким моделям относятся машины для рисоводов, виноградарей и даже свекловодов. На дороги общего пользования они обычно не выезжали, трудились где-то на окраинах СССР. Поэтому знали о них только интересующиеся.
Кстати, секрета из этого никто не делал. В специальных журналах новые модели подобного плана всегда описывались и освещались сразу после появления.
Что касается МТЗ-82К, то он однозначно разрабатывался для работы в условиях высокогорья. Основное предназначение – труд на чайных плантациях Грузии.
Отличия
Главная «фишка» трактора – это особенности подвески. МТЗ-82К, как можно понять из индекса, полноприводный. А подвеска у него сконструирована так, что колеса всегда стоят ровно, вне зависимости от уклона поверхности.

Передняя ось сделана по принципу параллелограмма. За счет этого удалось добиться вышеобозначенной цели «малой кровью».
А вот с задней осью пришлось повозиться. В итоге сделали независимую подвеску на рычагах. Перемещения и выравнивания колес происходят за счет бортовых редукторов в заднем мосту.
Чтобы трактор сохранял ровное положение на склонах, его оснастили гидравлической системой стабилизации. За счет этого уклоны до 20% для МТЗ-82К проблем не доставляли.
Специально для работы на склонах разработали плуг с обратным направлением лемехов. За счет этого грунт не скатывался вниз в процессе обработки.
Сколько именно было произведено тракторов МТЗ-82К, неизвестно. Есть мнение, что это была только одна партия – опытно-промышленная. В крупную серию модель и не планировали. Дело в том, что подобный трактор оказался значительно дороже, чем серийный МТЗ-82. Да и нужды в большом количестве такой техники Советский Союз не испытывал.
Двигатель
МТЗ-82К комплектовался мотором Д-240. Этот же силовой агрегат стоял на мегапопулярных МТЗ-80/82. Двигатель развивал 80 л. с. и работал в паре с механической восемнадцатиступенчатой коробкой передач.

Мотор Д-240 стал самым массовым на всем постсоветском пространстве. Его основные достоинства:
✅ Экономичность
✅ Неприхотливость
✅ Ремонтопригодность
Несмотря на использование низкокачественного дизельного топлива, постоянного использования воды вместо антифриза, мотор работал без проблем круглогодично.
Поломки начались, когда предприимчивые белорусы стали адаптировать Д-240 для автомобилей, увеличивая его мощность. Но к трактору МТЗ-82К это уже не относится. Он оснащался тем самым, советским и надежным мотором.
Трактор МТЗ-82Н
Еще одна интересная модель, созданная для тех же целей, что и техника с литерой «К» в названии, но более традиционной конструкции. В 1982 году была выпущена одна партия таких машин в количестве 500 штук.

МТЗ-82Н это колесный низкоклиренсный трактор повышенной проходимости, предназначенный для работы на склонах, но не таких крутых, как предыдущая модель в обзоре. Отличается пониженным центром тяжести, что снижало риски переворотов.
Колеса у МТЗ-82Н уменьшенного диаметра. Двигатели ставились в основном Д-240. Есть спорная информация о том, что некоторые экземпляры получили моторы Д-243, но она документально не подтверждена.
МТЗ-82Н оснащался кренометром. Это позволяло обеспечить безопасность механизатора. Хотя, нарушения ТБ встречались сплошь и рядом. Кренометр нередко отключали, чтобы работать в самых сложных условиях.
Скорее всего, создатели МТЗ-82Н понимали, что нарушения техники безопасности будут в обязательном порядке. Поэтому кабину сделали с каркасом – чтобы при перевороте она не сложилась.
Продумали и подвеску водительского сиденья. Вне зависимости от положения трактора на склонах, водитель все равно оставался вертикально. Если нужно было, сиденье фиксировали.
МТЗ-82Р
Данная модификация МТЗ-82 уникальна в первую очередь тем, что это первый трактор для рисоводов в линейке завода. Выпускалась она с 1974 года.

Дорожный просвет МТЗ-82Р значительно выше, чем у базовой модели – 715 против 465 мм. Этого удалось добиться за счет установки нового заднего моста с дополнительной бортовой передачей. Второй нюанс – это шины увеличенного диаметра.
МТЗ-82Р способен работать над водой. Его узкие задние шины не повреждали рисовое поле, а слаборазвитые грунтозацепы не разрушали мелиоративные сооружения.
Основные технические параметры МТЗ-82Р соответствуют базовой модели с индексом «82». Разве что кабина у рисоводческого трактора влагозащищенная. Да и оборудование для МТЗ-82Р пришлось разрабатывать свое. Сколько было собрано подобных тракторов – сейчас неизвестно.

Вернемся к МТЗ-82К. Считается, что до наших дней ни один такой трактор не сохранился. Но, вполне возможно, что где-то в горах Армении или Грузии еще есть единичные экземпляры. Даже если они не на ходу, технику можно восстановить.
То же самое относится к модификациям МТЗ-82Р и МТЗ-82Н. Подобные специфические тракторы МТЗ больше не разрабатывает. Слишком уж дорого обходятся такие малосерийные модели, а спрос на них низкий. Так считает руководство Минского тракторного завода.
Приходится для таких специфических работ закупать зарубежную технику. Стоит она, конечно, дорого, но ее берут – альтернативы то нет...
- Ульф
- problembo.com, youtube.com
Рекомендуем для вас

В России возрождают советский порт и железную дорогу к нему – есть ли перспективы?
Город должен был стать энергетическим и судоходным центром региона, но совокупность факторов не позволила этому случиться. Теперь о порте заговорили вновь и...

Второй Ил-96-400Т начал выполнять коммерческие полеты
Теперь важные грузы можно оперативно доставлять в отдаленные от центра регионы. Осталось наладить постоянные маршруты....

Tugella – все: в Белорусии начнут выпускать новый Belgee S50
Это глубоко локализованная версия Geely Emgrand. Планируют выйти на 5000 автомобилей в год....

Ан-12 против Airbus A400 – соревнования по красоте посадки
Современные крупные самолеты давно уже турбовентиляторные. Конечно, у большинства из них не реактивные силовые агрегаты. Но многие в этом все равно не...

Поставки российских двигателей ТВ7-117СТ-01 для Ил-114-300 начнутся уже в этом году
Первые 6-7 экземпляров отгрузят для статических и летных экземпляров. Ждать осталось немного....

Зачем в Мурманской области построили новый морской порт
Несмотря на то, что порт Мурманска считается недозагруженным, на противоположном берегу построили новую гавань для перевалки угля....

Одномоторный самолет E1000 AX демонстрирует впечатляющую производительность и может сесть без помощи человека
Даже место для посадки модель способна выбрать сама. Подробнее о новом проекте читайте в нашем материале....

«МотоВелоЗавод» начал выпускать патрульные мотоциклы для ГАИ
Теперь у МВД появилась отечественная модель для нужд мотобата. Правда, она имеет китайское происхождение....

Впервые в истории удалось обслужить спутник на орбите захоронения
Аппарат компании Northrop Grumman стал спасителем спутниковых устройств. Планируется запуск целой серии....

Новый российский серийный бульдозер Б11 Электро – превосходство технологий
Все давно привыкли, что бульдозеры, в том числе российские, оснащаются только дизельными двигателями. Гибридные модели если и делают, то это место явно...

Автобус КАВЗ-3976 – последняя советская «барбухайка»
Эта модель создана на шасси грузовика ГАЗ-3307. Несмотря на простоту конструкции, они выпускались 20 лет....

ЛиАЗ-677: тяжелое восстановление спустя 25 лет простоя
Спустя почти полвека с момента выпуска легендарного ЛиАЗ-677 1976 года автор видео на YouTube-канале «Автобусная мастерская VegaBus» решается вдохнуть в него...

«Скучать не будем» – десяток китайских брендов покинет рынок России
Не каждый покупатель готов довериться «безымянному» китайскому бренду. Некоторые из них не смогли продать и 20 машин за последние три месяца....

На Камчатке достраивают первую в истории региона серию рыболовных судов
Два корабля введут в эксплуатацию уже в мае. Они займутся рыболовным промыслом....

Верховина 7 Спорт – самый «крутой» львовский мопед для советских пацанов
Мопеды в позднем СССР были представлены в основном двух заводов – львовского и рижского. Одни считались похуже, другие получше, но в продаже последние...

«Машина времени» – Mercedes-Benz выпустил ретро-версию G-Class
Она призвана погрузить водителя в 80-е годы. В салоне будет уютно как дома, ведь, кроме прочего, там есть «плед». Впрочем, ценник тоже как за хорошие...