
Honda Super Cub С100 – модификация самого популярного скутера в мире
Японская компания Honda уже давно ассоциируется с разнообразными, надежными и довольно качественными мотоциклами. Но в их обширной заводской линейке немало найдется и образцов техники поскромнее – скутеров или даже мопедов.
И среди этой плеяды имеются не только образцы с 50-кубовыми двигателями, но и кое-что посерьезнее. Знаете, эдакое промежуточное звено между мопедом и мотоциклом с силовым агрегатом объемом около 100 куб. см. Были у талантливых японцев и такие.
Honda Super Cub – легендарный скутер с множеством модификаций. Фото: youtube.com
Многие сочли бы их не самыми удачными. Уже не мопед, поэтому нужны права. Но и до полноценного мотоцикла с такими характеристиками тоже явно не дотягивает. Однако у этого сегмента и раньше находилось немало поклонников, есть они и сейчас.
Сама японская компания появилась в конце 40-х, когда весь мир только постепенно привыкал к мирной жизни. Страна переживала сложный период, а местные жители имели очень скромный достаток. В таких условиях маленькая мототехника стала наилучшим временным решением.
Для красивого словца можно заметить, что компания вовсе не ожидала такого ажиотажа и он свалился как снег на голову. Но на самом деле все происходило по-японски: обыденно, упорно и целенаправленно. Изначально создатели продумывали концепцию техники с однозначным прицелом на массовое производство.
Тогдашний глава компании Соитиро Хонда, имевший солидный опыт в разработках и других инженерных изысканиях, имел свои приоритеты. И они касались, в первую очередь, высокой заинтересованности в будущих гоночных успехах моделей и их производительности.
Двигатель Honda Super Cub. Фото: youtube.com
И у него имелся неплохой соратник Такео Фудзисава, отвечающий в тот момент за финансовый сегмент и ведение бизнеса в целом. Именно он и являлся автором оригинальной долгосрочной перспективы, заметно отличавшейся от видения других конкурентов. Во главу угла не ставился лишь текущий рост японской экономики, залогом успеха считался мотоцикл со следующими характеристиками:
✅ небольшой
✅ доступный
✅ мощный
Дело оставалось за малым – убедить владельца компании. Для этого Фудзисава устроил своему шефу европейский вояж, с целью показать тенденции развития мотостроения на этом континенте и аргументировать правильность своей стратегии.
Задние амортизаторы Super Cub. Фото: youtube.com
Финансовый лидер смог доказать, что создав такой мотоцикл, компания максимально охватит весь потенциальный рынок. Он должен понравиться горожанам с большими финансовыми возможностями. И успешно эксплуатироваться в условиях обилия качественных асфальтированных дорог.
В то же время, такая модель могла заинтересовать и жителей глубинки. Если она окажется подходящей для езды на разбитых грунтовках, соответствуя следующим критериям:
✅ прочность
✅ простота
✅ надежность
В таком универсальном решении и состояло главное ноу-хау предпринимателя. Ведь на тот момент на рынке имелись либо маломощные мопеды в паре со скутерами с маленькими колесами, либо технически сложные и довольно дорогие полноценные мотоциклы.
Но Фудзисава не остановился на этом, он рекомендовал сделать так, чтобы скутером было удобно управлять одной рукой. Так он хотел будущий универсальный транспорт приспособить и для курьеров, в одной руке перевозивших порцию местной лапши соба. Бизнесмен заявил:
Прошел всего год, и Фудзисаву познакомили с результатами работы заводских дизайнеров. Это было то, что надо, предприниматель смело заявил, что сможет продавать до 30 тысяч таких скутеров в месяц. А это, на минуточку, половина производства данного сегмента в Японии на конец 50-х. Чтобы успешно осуществить задуманное понадобилась значительная подготовка для будущего экспорта модели:
✅ 1959 – создана американская компания Honda Motor Company
✅ 1961 – появилась сеть продаж в Германии
✅ 1962 – подготовка к продажам на британском и бельгийском рынках
✅ 1964 – экспансия во Францию
Но всем этим дилерским центрам, в первую очередь, требовалась продукция для реализации. Чтобы производить ее в таком количестве пришлось построить крупнейший на тот момент мотоциклетный завод в мире. Его классический объем выпуска как раз и составлял 30 тысяч единиц мототехники в месяц. В случае резкого повышения спроса существовала возможность работы в две смены, с увеличением серии до 50 тысяч штук.
Закрытый цепной привод – давняя фишка японского скутера. Фото: youtube.com
Происходившее могло только удивлять или веселить конкурентов, ведь Honda к концу 50-х реализовывала две (максимум – три) тысячи своих мотоциклов ежемесячно. События начала следующего десятилетия показали, что хорошо смеется тот, кто делает это последним. Уже в 1961 году количество собранных мотоциклов перевалило за отметку в 1 млн. А спустя 13 лет этот показатель удалось увеличить в десять раз. Вот что было дальше:
✅ 2005 год – вышла 50-миллионная единица Honda Super Cub
✅ 2017 – компания отпраздновала 100-миллионный экземпляр
✅ модель стала самым производимым образцом техники на планете
Одним из залогов успеха Super Cub являются большие 17-дюймовые колеса, которые хорошо справлялись даже с плохими дорогами. Сюда же стоит добавить также надежность и функциональный дизайн. Пространство перед седлом облегчило посадку, крытая цепь защищала пассажиров от брызг смазки и улучшала обслуживание.
Революционная конструкция переднего обтекателя защищала водителя от непогоды и летящих камней. В то время широко использовались капоты из листового металла, более тяжелые и дорогие. Некоторые источники даже утверждают, что Super Cub был первой серийной машиной с пластиковым элементом. А вот характеристики ее силового агрегата:
✅ четырехтактный верхнеклапанный двигатель
✅ рабочий объем – 50 куб. см
✅ мощность – 4 л. с (позже – 4,5 л. с при 9500 об/мин)
✅ автоматическое сцепление
Результатом усилий инженеров стала машина, основу которой составляла штампованная стальная рама с горизонтально подвешенным двигателем. Чтобы мотор хорошо работал даже в деревнях с сомнительным топливом и легко заводился, он имел низкую степень сжатия.
Некоторые проблемы возникли со сцеплением-автоматом. Оно оказалось конструктивно довольно сложным. Его приходилось отключать и снова подключать при переключении и трогании с места. Но, благодаря идее Акиры Акимы (конструктора коробки передач), смогли разобраться и с этой проблемой. Описанные основные черты скутера сохранились и десятилетия спустя в его различных вариациях с изменениями:
✅ С102 (1960) – электростартер, аккумулятор и другое зажигание
✅ С50 (1966) – двигатель с верхним расположением валов
✅ Little Cub (1997) – 14-дюймовые колеса
✅ Super Cub 50 Custom (2007) – система впрыска топлива
✅ Super Cub 110 (2012) – новый глобальный дизайн
Скромный скутер из Японии добился впечатляющего успеха в разных уголках мира. А поскольку требования к нему значительно разнились, создавались местные производные. Так в Америке, например, к 1963 году имелось сразу два конверсионных комплекта – Roadster и Student, спустя два года дополненные еще и Rallye. А вершиной развития стал внедорожный CA105T TRAIL55.
Резиновая подножка и тормозная лампа – все очень привычно. Фото: youtube.com
В азиатских странах прежде распространились C70 и EX-5. Сегодня их место заняли Super Dream, Future, Wave125i, и двухтактная версия Smile. Honda также добилась большого успеха в Южной Америке, где известна, например, модель C100 Biz. В общей сложности этот транспорт продавался более чем в 160 странах мира.
И среди этой плеяды имеются не только образцы с 50-кубовыми двигателями, но и кое-что посерьезнее. Знаете, эдакое промежуточное звено между мопедом и мотоциклом с силовым агрегатом объемом около 100 куб. см. Были у талантливых японцев и такие.

Многие сочли бы их не самыми удачными. Уже не мопед, поэтому нужны права. Но и до полноценного мотоцикла с такими характеристиками тоже явно не дотягивает. Однако у этого сегмента и раньше находилось немало поклонников, есть они и сейчас.
Новая японская стратегия
Сама японская компания появилась в конце 40-х, когда весь мир только постепенно привыкал к мирной жизни. Страна переживала сложный период, а местные жители имели очень скромный достаток. В таких условиях маленькая мототехника стала наилучшим временным решением.
Когда производитель отмечал свое 10-летие (в 1958 году), его специалисты представили новинку. Это Honda Super Cub C100, мотороллер, или как сказали бы сейчас, скутер.
Для красивого словца можно заметить, что компания вовсе не ожидала такого ажиотажа и он свалился как снег на голову. Но на самом деле все происходило по-японски: обыденно, упорно и целенаправленно. Изначально создатели продумывали концепцию техники с однозначным прицелом на массовое производство.
Тогдашний глава компании Соитиро Хонда, имевший солидный опыт в разработках и других инженерных изысканиях, имел свои приоритеты. И они касались, в первую очередь, высокой заинтересованности в будущих гоночных успехах моделей и их производительности.

И у него имелся неплохой соратник Такео Фудзисава, отвечающий в тот момент за финансовый сегмент и ведение бизнеса в целом. Именно он и являлся автором оригинальной долгосрочной перспективы, заметно отличавшейся от видения других конкурентов. Во главу угла не ставился лишь текущий рост японской экономики, залогом успеха считался мотоцикл со следующими характеристиками:
✅ небольшой
✅ доступный
✅ мощный
Дело оставалось за малым – убедить владельца компании. Для этого Фудзисава устроил своему шефу европейский вояж, с целью показать тенденции развития мотостроения на этом континенте и аргументировать правильность своей стратегии.

Финансовый лидер смог доказать, что создав такой мотоцикл, компания максимально охватит весь потенциальный рынок. Он должен понравиться горожанам с большими финансовыми возможностями. И успешно эксплуатироваться в условиях обилия качественных асфальтированных дорог.
В то же время, такая модель могла заинтересовать и жителей глубинки. Если она окажется подходящей для езды на разбитых грунтовках, соответствуя следующим критериям:
✅ прочность
✅ простота
✅ надежность
В таком универсальном решении и состояло главное ноу-хау предпринимателя. Ведь на тот момент на рынке имелись либо маломощные мопеды в паре со скутерами с маленькими колесами, либо технически сложные и довольно дорогие полноценные мотоциклы.
Скутер для курьеров и всех остальных
Но Фудзисава не остановился на этом, он рекомендовал сделать так, чтобы скутером было удобно управлять одной рукой. Так он хотел будущий универсальный транспорт приспособить и для курьеров, в одной руке перевозивших порцию местной лапши соба. Бизнесмен заявил:
Я не в курсе, сколько в нашей стране бистро с лапшой, но держу пари, что заполучить такой транспорт захочет каждое из них. Если вы сможете спроектировать небольшой мотоцикл с закрытым двигателем и проводкой – я обязательно его продам.
Прошел всего год, и Фудзисаву познакомили с результатами работы заводских дизайнеров. Это было то, что надо, предприниматель смело заявил, что сможет продавать до 30 тысяч таких скутеров в месяц. А это, на минуточку, половина производства данного сегмента в Японии на конец 50-х. Чтобы успешно осуществить задуманное понадобилась значительная подготовка для будущего экспорта модели:
✅ 1959 – создана американская компания Honda Motor Company
✅ 1961 – появилась сеть продаж в Германии
✅ 1962 – подготовка к продажам на британском и бельгийском рынках
✅ 1964 – экспансия во Францию
Но всем этим дилерским центрам, в первую очередь, требовалась продукция для реализации. Чтобы производить ее в таком количестве пришлось построить крупнейший на тот момент мотоциклетный завод в мире. Его классический объем выпуска как раз и составлял 30 тысяч единиц мототехники в месяц. В случае резкого повышения спроса существовала возможность работы в две смены, с увеличением серии до 50 тысяч штук.

Происходившее могло только удивлять или веселить конкурентов, ведь Honda к концу 50-х реализовывала две (максимум – три) тысячи своих мотоциклов ежемесячно. События начала следующего десятилетия показали, что хорошо смеется тот, кто делает это последним. Уже в 1961 году количество собранных мотоциклов перевалило за отметку в 1 млн. А спустя 13 лет этот показатель удалось увеличить в десять раз. Вот что было дальше:
✅ 2005 год – вышла 50-миллионная единица Honda Super Cub
✅ 2017 – компания отпраздновала 100-миллионный экземпляр
✅ модель стала самым производимым образцом техники на планете
Одним из залогов успеха Super Cub являются большие 17-дюймовые колеса, которые хорошо справлялись даже с плохими дорогами. Сюда же стоит добавить также надежность и функциональный дизайн. Пространство перед седлом облегчило посадку, крытая цепь защищала пассажиров от брызг смазки и улучшала обслуживание.
Силовой агрегат и характеристики скутера
Революционная конструкция переднего обтекателя защищала водителя от непогоды и летящих камней. В то время широко использовались капоты из листового металла, более тяжелые и дорогие. Некоторые источники даже утверждают, что Super Cub был первой серийной машиной с пластиковым элементом. А вот характеристики ее силового агрегата:
✅ четырехтактный верхнеклапанный двигатель
✅ рабочий объем – 50 куб. см
✅ мощность – 4 л. с (позже – 4,5 л. с при 9500 об/мин)
✅ автоматическое сцепление
Результатом усилий инженеров стала машина, основу которой составляла штампованная стальная рама с горизонтально подвешенным двигателем. Чтобы мотор хорошо работал даже в деревнях с сомнительным топливом и легко заводился, он имел низкую степень сжатия.
Некоторые проблемы возникли со сцеплением-автоматом. Оно оказалось конструктивно довольно сложным. Его приходилось отключать и снова подключать при переключении и трогании с места. Но, благодаря идее Акиры Акимы (конструктора коробки передач), смогли разобраться и с этой проблемой. Описанные основные черты скутера сохранились и десятилетия спустя в его различных вариациях с изменениями:
✅ С102 (1960) – электростартер, аккумулятор и другое зажигание
✅ С50 (1966) – двигатель с верхним расположением валов
✅ Little Cub (1997) – 14-дюймовые колеса
✅ Super Cub 50 Custom (2007) – система впрыска топлива
✅ Super Cub 110 (2012) – новый глобальный дизайн
Скромный скутер из Японии добился впечатляющего успеха в разных уголках мира. А поскольку требования к нему значительно разнились, создавались местные производные. Так в Америке, например, к 1963 году имелось сразу два конверсионных комплекта – Roadster и Student, спустя два года дополненные еще и Rallye. А вершиной развития стал внедорожный CA105T TRAIL55.

В азиатских странах прежде распространились C70 и EX-5. Сегодня их место заняли Super Dream, Future, Wave125i, и двухтактная версия Smile. Honda также добилась большого успеха в Южной Америке, где известна, например, модель C100 Biz. В общей сложности этот транспорт продавался более чем в 160 странах мира.
- Иван Гончаров
- youtube.com
Рекомендуем для вас

В России возрождают советский порт и железную дорогу к нему – есть ли перспективы?
Город должен был стать энергетическим и судоходным центром региона, но совокупность факторов не позволила этому случиться. Теперь о порте заговорили вновь и...

Второй Ил-96-400Т начал выполнять коммерческие полеты
Теперь важные грузы можно оперативно доставлять в отдаленные от центра регионы. Осталось наладить постоянные маршруты....

Tugella – все: в Белорусии начнут выпускать новый Belgee S50
Это глубоко локализованная версия Geely Emgrand. Планируют выйти на 5000 автомобилей в год....

Ан-12 против Airbus A400 – соревнования по красоте посадки
Современные крупные самолеты давно уже турбовентиляторные. Конечно, у большинства из них не реактивные силовые агрегаты. Но многие в этом все равно не...

Поставки российских двигателей ТВ7-117СТ-01 для Ил-114-300 начнутся уже в этом году
Первые 6-7 экземпляров отгрузят для статических и летных экземпляров. Ждать осталось немного....

Зачем в Мурманской области построили новый морской порт
Несмотря на то, что порт Мурманска считается недозагруженным, на противоположном берегу построили новую гавань для перевалки угля....

Одномоторный самолет E1000 AX демонстрирует впечатляющую производительность и может сесть без помощи человека
Даже место для посадки модель способна выбрать сама. Подробнее о новом проекте читайте в нашем материале....

«МотоВелоЗавод» начал выпускать патрульные мотоциклы для ГАИ
Теперь у МВД появилась отечественная модель для нужд мотобата. Правда, она имеет китайское происхождение....

Впервые в истории удалось обслужить спутник на орбите захоронения
Аппарат компании Northrop Grumman стал спасителем спутниковых устройств. Планируется запуск целой серии....

Новый российский серийный бульдозер Б11 Электро – превосходство технологий
Все давно привыкли, что бульдозеры, в том числе российские, оснащаются только дизельными двигателями. Гибридные модели если и делают, то это место явно...

ЛиАЗ-677: тяжелое восстановление спустя 25 лет простоя
Спустя почти полвека с момента выпуска легендарного ЛиАЗ-677 1976 года автор видео на YouTube-канале «Автобусная мастерская VegaBus» решается вдохнуть в него...

Верховина 7 Спорт – самый «крутой» львовский мопед для советских пацанов
Мопеды в позднем СССР были представлены в основном двух заводов – львовского и рижского. Одни считались похуже, другие получше, но в продаже последние...

На Камчатке достраивают первую в истории региона серию рыболовных судов
Два корабля введут в эксплуатацию уже в мае. Они займутся рыболовным промыслом....

Автобус КАВЗ-3976 – последняя советская «барбухайка»
Эта модель создана на шасси грузовика ГАЗ-3307. Несмотря на простоту конструкции, они выпускались 20 лет....

«Скучать не будем» – десяток китайских брендов покинет рынок России
Не каждый покупатель готов довериться «безымянному» китайскому бренду. Некоторые из них не смогли продать и 20 машин за последние три месяца....

«Машина времени» – Mercedes-Benz выпустил ретро-версию G-Class
Она призвана погрузить водителя в 80-е годы. В салоне будет уютно как дома, ведь, кроме прочего, там есть «плед». Впрочем, ценник тоже как за хорошие...