
NSU Prinz 1000, завершивший историю бренда
История немецкой компании NSU Motorenwerke AG началась еще в 70-е годы XIX века. Понятное дело, что ни о каком моторизованном транспорте тогда речь не шла. Скромный производитель занимался сборкой одной из разновидностей механических вязальных машин.
Но следующее столетие захлестнуло всех повальной модой на ДВС. Многие пришли к тому, что конструирование мотоциклов (а позже и автомобилей) очень перспективное, престижное и выгодное дело. Пошла по этому же пути и мастерская в Ридлингене.
NSU Prinz 1000: последний в модельном ряду. Фото: youtube.com
Дело у коммерсантов так хорошо спорилось, что уже в 30-х годах они числились в списке ведущих производителей мотоциклетной техники. А к началу 50-х и вовсе по количеству собранных единиц выбились в лидеры.
Но немецкое экономическое чудо поспособствовало тому, что покупательная способность населения к концу 50-х заметно выросла. Это привело к тому, что клиенты все чаще мотоциклу с коляской предпочитали простой и недорогой автомобиль, позволявший во время поездки иметь над головой защиту от непогоды. Неудивительно, что к этому времени компания NSU также перешла на выпуск малолитражек.
Маленький Prinz появился в 1957 году с двухцилиндровым двигателем объемом 600 куб. см и продавался под лозунгом «езди на Prinz, и ты станешь королем». Он выпускался в нескольких сериях, включая спортивное купе Sport Prinz, но только четвертая сделала его более взрослым на вид автомобилем. Хотя чахлый «шестисотый» мотор остался.
Новинка получила стандартные характеристики предыдущих моделей с двухцилиндровыми моторами (75 тысяч из которых сошло с конвейера только в 1963 году). К этому стоит отнести самонесущий кузов и воздушное охлаждение в двигателе, установленном поперечно сзади. Но от богатого мотоциклетного наследия NSU все же предпочли отказаться. Это привело к прогрессивных для того времени и данного сегмента рынка решениям для двигателя:
✅ четырехцилиндровый силовой агрегат
✅ полностью алюминиевый с литровым объемом
✅ рядный с наклоном назад
✅ верхнее расположение распредвалов
Моторы приводились в движение двойной цепью. Степень сжатия 8:1 позволяла работать на «обычном» бензине с октановым числом 85. Это и понятно, ведь конструкторы желали максимальной надежности и как можно более длительного срока службы. Так что кованному коленвалу, помещенному в пять подшипников или твердохромированным фрикционным поверхностям удивляться не приходится.
Автомобили NSU имели скромную приборную панель. Фото: youtube.com
Охлаждающий воздух подавался нагнетателем с лопатками, отлитыми по окружности маховика и соединенным с коленчатым валом с левой стороны двигателя. Там же к последнему крепилась и коробка передач. В отличие, например, от «моноблока» автомобиля BMC Mini, оба механизма имели раздельную масляную заправку. Таким образом, коробку можно разобрать отдельно. А при замене сцепления нет необходимости полностью снимать двигатель с автомобиля.
Автомобиль имел цельнометаллический листовой сварной кузов. Через центральную часть NSU 1000 в продольной плоскости проходит специальный туннель, образующий усиление хребта. Одновременно он ведет и тяги управления к трансмиссии. Отсюда же поступает и воздух для обогрева салона. В целом, мы имеем дело с авто:
✅ четырехместным
✅ двухдверным
✅ с багажным отделением в носовой части
Там же за маской расположилась запаска, что не совсем удобно. А 37-литровый топливный бак находится над правым колесом, что также ворует полезный объем, но улучшает баланс веса между осями. За спинками задних сидений места для багажа остается совсем немного.
Prinz 1000: вид сзади. Фото: youtube.com
В то же время по бокам от двигателя слишком много неиспользуемого пространства. Да и задний свес мог бы быть немного короче. Хотя, видимо, местные дизайнеры вдохновлялись американской легендой Chevrolet Corvair. Поэтому и постарались своему детищу придать типичные для этого автомобиля очертания.
Аккумулятор находится перед левым задним колесом. Элегантный салон имеет регулируемые сиденья спереди, передние и задние стекла закруглены, боковые – прямые. К безрамному кузову NSU Prinz 1000 прикручены подвески колес.
Впереди несущая часть буксы состоит из двух расположенных друг над другом стальных труб, соединенных вертикальными профилированными перемычками. Подвески колес трапециевидные, а их амортизаторы проходят через центр винтовых пружин. Они дополнены резиновыми упорами и поперечным торсионным стабилизатором.
Во внешнем виде явно чувствуется схожесть с нашим «Запорожцем». Фото: youtube.com
Задние колеса при этом подвешиваются на продольных кривошипах и ведущих полуосях, которые на дифференциале снабжены поперечными шарнирами. В статическом положении они слегка наклонены для большей устойчивости. Пружины снова навиваются, амортизаторы в этом случае неконцентрические. Геометрия колес подобрана так, чтобы автомобиль имел нейтральное поведение при нормальной развесовке.
По своим весовым показателям Prinz 1000 (с 1967 года просто NSU 1000) выглядит почти как трудяга-муравей: при снаряженной массе всего 620 кг он имеет полезную нагрузку в четыреста. Такие характеристики вполне могут вызвать зависть многих современных внедорожников. Вот некоторые из других цифр:
✅ длина – 3,81 м
✅ ширина – 1,49 м
✅ высота – 1,36 м
✅ колесная база – 2250
✅ колея – 1270 мм (передние) и 1235 мм (задние)
✅ объем багажного отделения – 350 л
В полностью груженном состоянии автомобиль весит 1,02 тонны. Он имеет независимую подвеску всех колес (спереди – на трапециевидных шарнирах, сзади – на продольных шатунах). Также у задней имеются винтовые пружины и телескопические амортизаторы, она эксцентриковая. К этому стоит добавить реечное рулевое управление и жидкостные двухконтурные тормоза (дисковые+барабанные). Вот другие характеристики автомобиля:
✅ максимальная скорость – 135 км/ч
✅ разгон до 100 км/ч – за 18,5 секунд
✅ расход топлива – 6,5-7,5 л/100 км
У NSU 1000 безнаддувный двигатель (рабочий объем – 996 куб. см, мощность – 43 л. с при 5000 об/мин) и карбюратор Solex 34 PCI с нисходящим потоком. Также присутствуют механический подкачивающий насос и полнопоточный масляный фильтр. С 6-вольтовой проводкой работают динамо-машина Bosch 200 Вт и аккумулятор емкостью 66 А*ч.
И отзывы пользователей, и технические характеристики, и выводы компетентных испытателей единогласно сводились к высоким оценкам автомобиля. NSU 1000 выделялся не только надежностью и сочетанием малого веса. За ним были также великолепные ходовые качества, что позволило ему и служить как оптимальный семейный автомобиль, и открывало ворота в спорт.
NSU Prinz 1000, передавший эстафету иному немецкому бренду. Фото: youtube.com
Но наполеоновским планам не суждено было сбыться. В конце десятилетия произошли события, круто изменившие историю бренда. В 1969 году его поглотил Volkswagen, интегрировав в группу Auto Union. Очень скоро производство небольших автомобилей NSU 1000 решили полностью прекратить, освободив заводские мощности для выпуска несколько более прибыльных Audi. Преемником стала переднеприводная Audi 50, позже переименованная в Volkswagen Polo.
Но следующее столетие захлестнуло всех повальной модой на ДВС. Многие пришли к тому, что конструирование мотоциклов (а позже и автомобилей) очень перспективное, престижное и выгодное дело. Пошла по этому же пути и мастерская в Ридлингене.

Дело у коммерсантов так хорошо спорилось, что уже в 30-х годах они числились в списке ведущих производителей мотоциклетной техники. А к началу 50-х и вовсе по количеству собранных единиц выбились в лидеры.
Миниатюрные автомобили вместо мотоциклов
Но немецкое экономическое чудо поспособствовало тому, что покупательная способность населения к концу 50-х заметно выросла. Это привело к тому, что клиенты все чаще мотоциклу с коляской предпочитали простой и недорогой автомобиль, позволявший во время поездки иметь над головой защиту от непогоды. Неудивительно, что к этому времени компания NSU также перешла на выпуск малолитражек.
Маленький Prinz появился в 1957 году с двухцилиндровым двигателем объемом 600 куб. см и продавался под лозунгом «езди на Prinz, и ты станешь королем». Он выпускался в нескольких сериях, включая спортивное купе Sport Prinz, но только четвертая сделала его более взрослым на вид автомобилем. Хотя чахлый «шестисотый» мотор остался.
Исправление наступило в 1963 году, когда вышел Prinz 1000 с более просторным кузовом и типичными овальными фарами. Версия ТТ имела две пары круглых отражателей в одинаковых рамках.
Новинка получила стандартные характеристики предыдущих моделей с двухцилиндровыми моторами (75 тысяч из которых сошло с конвейера только в 1963 году). К этому стоит отнести самонесущий кузов и воздушное охлаждение в двигателе, установленном поперечно сзади. Но от богатого мотоциклетного наследия NSU все же предпочли отказаться. Это привело к прогрессивных для того времени и данного сегмента рынка решениям для двигателя:
✅ четырехцилиндровый силовой агрегат
✅ полностью алюминиевый с литровым объемом
✅ рядный с наклоном назад
✅ верхнее расположение распредвалов
Моторы приводились в движение двойной цепью. Степень сжатия 8:1 позволяла работать на «обычном» бензине с октановым числом 85. Это и понятно, ведь конструкторы желали максимальной надежности и как можно более длительного срока службы. Так что кованному коленвалу, помещенному в пять подшипников или твердохромированным фрикционным поверхностям удивляться не приходится.

Охлаждающий воздух подавался нагнетателем с лопатками, отлитыми по окружности маховика и соединенным с коленчатым валом с левой стороны двигателя. Там же к последнему крепилась и коробка передач. В отличие, например, от «моноблока» автомобиля BMC Mini, оба механизма имели раздельную масляную заправку. Таким образом, коробку можно разобрать отдельно. А при замене сцепления нет необходимости полностью снимать двигатель с автомобиля.
Безрамный кузов и другие особенности NSU 1000
Автомобиль имел цельнометаллический листовой сварной кузов. Через центральную часть NSU 1000 в продольной плоскости проходит специальный туннель, образующий усиление хребта. Одновременно он ведет и тяги управления к трансмиссии. Отсюда же поступает и воздух для обогрева салона. В целом, мы имеем дело с авто:
✅ четырехместным
✅ двухдверным
✅ с багажным отделением в носовой части
Там же за маской расположилась запаска, что не совсем удобно. А 37-литровый топливный бак находится над правым колесом, что также ворует полезный объем, но улучшает баланс веса между осями. За спинками задних сидений места для багажа остается совсем немного.

В то же время по бокам от двигателя слишком много неиспользуемого пространства. Да и задний свес мог бы быть немного короче. Хотя, видимо, местные дизайнеры вдохновлялись американской легендой Chevrolet Corvair. Поэтому и постарались своему детищу придать типичные для этого автомобиля очертания.
Аккумулятор находится перед левым задним колесом. Элегантный салон имеет регулируемые сиденья спереди, передние и задние стекла закруглены, боковые – прямые. К безрамному кузову NSU Prinz 1000 прикручены подвески колес.
Впереди несущая часть буксы состоит из двух расположенных друг над другом стальных труб, соединенных вертикальными профилированными перемычками. Подвески колес трапециевидные, а их амортизаторы проходят через центр винтовых пружин. Они дополнены резиновыми упорами и поперечным торсионным стабилизатором.

Задние колеса при этом подвешиваются на продольных кривошипах и ведущих полуосях, которые на дифференциале снабжены поперечными шарнирами. В статическом положении они слегка наклонены для большей устойчивости. Пружины снова навиваются, амортизаторы в этом случае неконцентрические. Геометрия колес подобрана так, чтобы автомобиль имел нейтральное поведение при нормальной развесовке.
Специалисты сравнили его с муравьем
По своим весовым показателям Prinz 1000 (с 1967 года просто NSU 1000) выглядит почти как трудяга-муравей: при снаряженной массе всего 620 кг он имеет полезную нагрузку в четыреста. Такие характеристики вполне могут вызвать зависть многих современных внедорожников. Вот некоторые из других цифр:
✅ длина – 3,81 м
✅ ширина – 1,49 м
✅ высота – 1,36 м
✅ колесная база – 2250
✅ колея – 1270 мм (передние) и 1235 мм (задние)
✅ объем багажного отделения – 350 л
В полностью груженном состоянии автомобиль весит 1,02 тонны. Он имеет независимую подвеску всех колес (спереди – на трапециевидных шарнирах, сзади – на продольных шатунах). Также у задней имеются винтовые пружины и телескопические амортизаторы, она эксцентриковая. К этому стоит добавить реечное рулевое управление и жидкостные двухконтурные тормоза (дисковые+барабанные). Вот другие характеристики автомобиля:
✅ максимальная скорость – 135 км/ч
✅ разгон до 100 км/ч – за 18,5 секунд
✅ расход топлива – 6,5-7,5 л/100 км
У NSU 1000 безнаддувный двигатель (рабочий объем – 996 куб. см, мощность – 43 л. с при 5000 об/мин) и карбюратор Solex 34 PCI с нисходящим потоком. Также присутствуют механический подкачивающий насос и полнопоточный масляный фильтр. С 6-вольтовой проводкой работают динамо-машина Bosch 200 Вт и аккумулятор емкостью 66 А*ч.
Прекрасные характеристики и печальный конец
И отзывы пользователей, и технические характеристики, и выводы компетентных испытателей единогласно сводились к высоким оценкам автомобиля. NSU 1000 выделялся не только надежностью и сочетанием малого веса. За ним были также великолепные ходовые качества, что позволило ему и служить как оптимальный семейный автомобиль, и открывало ворота в спорт.

Но наполеоновским планам не суждено было сбыться. В конце десятилетия произошли события, круто изменившие историю бренда. В 1969 году его поглотил Volkswagen, интегрировав в группу Auto Union. Очень скоро производство небольших автомобилей NSU 1000 решили полностью прекратить, освободив заводские мощности для выпуска несколько более прибыльных Audi. Преемником стала переднеприводная Audi 50, позже переименованная в Volkswagen Polo.
- Иван Гончаров
- youtube.com
Рекомендуем для вас

В России возрождают советский порт и железную дорогу к нему – есть ли перспективы?
Город должен был стать энергетическим и судоходным центром региона, но совокупность факторов не позволила этому случиться. Теперь о порте заговорили вновь и...

Scania и MAN не вернутся на российский завод – там готовятся к выпуску отечественных БАЗ
Российские грузовики идеальны для сложных условий эксплуатации. А серийная сборка моделей начнется уже этим летом....

РЖД начал работы по восстановлению значимых отрезков Транссибирской магистрали
Программа также затронет пути Свердловской и Тюменской областей, а также Пермского края. После сдачи объектов увеличится максимальная скорость грузовых и...

Второй Ил-96-400Т начал выполнять коммерческие полеты
Теперь важные грузы можно оперативно доставлять в отдаленные от центра регионы. Осталось наладить постоянные маршруты....

Tugella – все: в Белорусии начнут выпускать новый Belgee S50
Это глубоко локализованная версия Geely Emgrand. Планируют выйти на 5000 автомобилей в год....

«Днепры» против «Уралов» в грязи и на бездорожье – кто кого?
Когда в одной поездке сходятся «Днепры» и «Уралы», можно быть уверенным – легкой прогулки не будет. В этом видео на YouTube-канале «Oppozit moto Belarus»...

Ан-12 против Airbus A400 – соревнования по красоте посадки
Современные крупные самолеты давно уже турбовентиляторные. Конечно, у большинства из них не реактивные силовые агрегаты. Но многие в этом все равно не...

Зачем в Мурманской области построили новый морской порт
Несмотря на то, что порт Мурманска считается недозагруженным, на противоположном берегу построили новую гавань для перевалки угля....

Одномоторный самолет E1000 AX демонстрирует впечатляющую производительность и может сесть без помощи человека
Даже место для посадки модель способна выбрать сама. Подробнее о новом проекте читайте в нашем материале....

Впервые в истории удалось обслужить спутник на орбите захоронения
Аппарат компании Northrop Grumman стал спасителем спутниковых устройств. Планируется запуск целой серии....

«Машина времени» – Mercedes-Benz выпустил ретро-версию G-Class
Она призвана погрузить водителя в 80-е годы. В салоне будет уютно как дома, ведь, кроме прочего, там есть «плед». Впрочем, ценник тоже как за хорошие...

«Окская судоверфь» завершила постройку сухогруза «Леонид Багров»
Судно проекта RSD71 может курсировать и по рекам, и по морям. Оно стало развитием проекта RSD59....

«Скучать не будем» – десяток китайских брендов покинет рынок России
Не каждый покупатель готов довериться «безымянному» китайскому бренду. Некоторые из них не смогли продать и 20 машин за последние три месяца....

Российский авиамотор ПД-14 модернизируют на 14 млрд рублей
Сумма как-то подозрительно созвучна с индексом силового агрегата. Цель проекта – повышение конкурентоспособности двигателя....

Два новых пикапа и внедорожник на шасси Nissan появятся в России официально
Эти автомобили даже собираются на одном заводе с Ниссан. У нас их предложат под брендом Oting....

Стартовало мелкосерийное производство особой LADA Vesta
Вряд ли данная модификация будет пользоваться высоким спросом. Но некоторые с нетерпением ждали именно ее....