NSU Prinz 1000, завершивший историю бренда
История немецкой компании NSU Motorenwerke AG началась еще в 70-е годы XIX века. Понятное дело, что ни о каком моторизованном транспорте тогда речь не шла. Скромный производитель занимался сборкой одной из разновидностей механических вязальных машин.
Но следующее столетие захлестнуло всех повальной модой на ДВС. Многие пришли к тому, что конструирование мотоциклов (а позже и автомобилей) очень перспективное, престижное и выгодное дело. Пошла по этому же пути и мастерская в Ридлингене.
Дело у коммерсантов так хорошо спорилось, что уже в 30-х годах они числились в списке ведущих производителей мотоциклетной техники. А к началу 50-х и вовсе по количеству собранных единиц выбились в лидеры.
Но немецкое экономическое чудо поспособствовало тому, что покупательная способность населения к концу 50-х заметно выросла. Это привело к тому, что клиенты все чаще мотоциклу с коляской предпочитали простой и недорогой автомобиль, позволявший во время поездки иметь над головой защиту от непогоды. Неудивительно, что к этому времени компания NSU также перешла на выпуск малолитражек.
Маленький Prinz появился в 1957 году с двухцилиндровым двигателем объемом 600 куб. см и продавался под лозунгом «езди на Prinz, и ты станешь королем». Он выпускался в нескольких сериях, включая спортивное купе Sport Prinz, но только четвертая сделала его более взрослым на вид автомобилем. Хотя чахлый «шестисотый» мотор остался.
Новинка получила стандартные характеристики предыдущих моделей с двухцилиндровыми моторами (75 тысяч из которых сошло с конвейера только в 1963 году). К этому стоит отнести самонесущий кузов и воздушное охлаждение в двигателе, установленном поперечно сзади. Но от богатого мотоциклетного наследия NSU все же предпочли отказаться. Это привело к прогрессивных для того времени и данного сегмента рынка решениям для двигателя:
✅ четырехцилиндровый силовой агрегат
✅ полностью алюминиевый с литровым объемом
✅ рядный с наклоном назад
✅ верхнее расположение распредвалов
Моторы приводились в движение двойной цепью. Степень сжатия 8:1 позволяла работать на «обычном» бензине с октановым числом 85. Это и понятно, ведь конструкторы желали максимальной надежности и как можно более длительного срока службы. Так что кованному коленвалу, помещенному в пять подшипников или твердохромированным фрикционным поверхностям удивляться не приходится.
Охлаждающий воздух подавался нагнетателем с лопатками, отлитыми по окружности маховика и соединенным с коленчатым валом с левой стороны двигателя. Там же к последнему крепилась и коробка передач. В отличие, например, от «моноблока» автомобиля BMC Mini, оба механизма имели раздельную масляную заправку. Таким образом, коробку можно разобрать отдельно. А при замене сцепления нет необходимости полностью снимать двигатель с автомобиля.
Автомобиль имел цельнометаллический листовой сварной кузов. Через центральную часть NSU 1000 в продольной плоскости проходит специальный туннель, образующий усиление хребта. Одновременно он ведет и тяги управления к трансмиссии. Отсюда же поступает и воздух для обогрева салона. В целом, мы имеем дело с авто:
✅ четырехместным
✅ двухдверным
✅ с багажным отделением в носовой части
Там же за маской расположилась запаска, что не совсем удобно. А 37-литровый топливный бак находится над правым колесом, что также ворует полезный объем, но улучшает баланс веса между осями. За спинками задних сидений места для багажа остается совсем немного.
В то же время по бокам от двигателя слишком много неиспользуемого пространства. Да и задний свес мог бы быть немного короче. Хотя, видимо, местные дизайнеры вдохновлялись американской легендой Chevrolet Corvair. Поэтому и постарались своему детищу придать типичные для этого автомобиля очертания.
Аккумулятор находится перед левым задним колесом. Элегантный салон имеет регулируемые сиденья спереди, передние и задние стекла закруглены, боковые – прямые. К безрамному кузову NSU Prinz 1000 прикручены подвески колес.
Впереди несущая часть буксы состоит из двух расположенных друг над другом стальных труб, соединенных вертикальными профилированными перемычками. Подвески колес трапециевидные, а их амортизаторы проходят через центр винтовых пружин. Они дополнены резиновыми упорами и поперечным торсионным стабилизатором.
Задние колеса при этом подвешиваются на продольных кривошипах и ведущих полуосях, которые на дифференциале снабжены поперечными шарнирами. В статическом положении они слегка наклонены для большей устойчивости. Пружины снова навиваются, амортизаторы в этом случае неконцентрические. Геометрия колес подобрана так, чтобы автомобиль имел нейтральное поведение при нормальной развесовке.
По своим весовым показателям Prinz 1000 (с 1967 года просто NSU 1000) выглядит почти как трудяга-муравей: при снаряженной массе всего 620 кг он имеет полезную нагрузку в четыреста. Такие характеристики вполне могут вызвать зависть многих современных внедорожников. Вот некоторые из других цифр:
✅ длина – 3,81 м
✅ ширина – 1,49 м
✅ высота – 1,36 м
✅ колесная база – 2250
✅ колея – 1270 мм (передние) и 1235 мм (задние)
✅ объем багажного отделения – 350 л
В полностью груженном состоянии автомобиль весит 1,02 тонны. Он имеет независимую подвеску всех колес (спереди – на трапециевидных шарнирах, сзади – на продольных шатунах). Также у задней имеются винтовые пружины и телескопические амортизаторы, она эксцентриковая. К этому стоит добавить реечное рулевое управление и жидкостные двухконтурные тормоза (дисковые+барабанные). Вот другие характеристики автомобиля:
✅ максимальная скорость – 135 км/ч
✅ разгон до 100 км/ч – за 18,5 секунд
✅ расход топлива – 6,5-7,5 л/100 км
У NSU 1000 безнаддувный двигатель (рабочий объем – 996 куб. см, мощность – 43 л. с при 5000 об/мин) и карбюратор Solex 34 PCI с нисходящим потоком. Также присутствуют механический подкачивающий насос и полнопоточный масляный фильтр. С 6-вольтовой проводкой работают динамо-машина Bosch 200 Вт и аккумулятор емкостью 66 А*ч.
И отзывы пользователей, и технические характеристики, и выводы компетентных испытателей единогласно сводились к высоким оценкам автомобиля. NSU 1000 выделялся не только надежностью и сочетанием малого веса. За ним были также великолепные ходовые качества, что позволило ему и служить как оптимальный семейный автомобиль, и открывало ворота в спорт.
Но наполеоновским планам не суждено было сбыться. В конце десятилетия произошли события, круто изменившие историю бренда. В 1969 году его поглотил Volkswagen, интегрировав в группу Auto Union. Очень скоро производство небольших автомобилей NSU 1000 решили полностью прекратить, освободив заводские мощности для выпуска несколько более прибыльных Audi. Преемником стала переднеприводная Audi 50, позже переименованная в Volkswagen Polo.
Но следующее столетие захлестнуло всех повальной модой на ДВС. Многие пришли к тому, что конструирование мотоциклов (а позже и автомобилей) очень перспективное, престижное и выгодное дело. Пошла по этому же пути и мастерская в Ридлингене.
NSU Prinz 1000: последний в модельном ряду. Фото: youtube.com
Дело у коммерсантов так хорошо спорилось, что уже в 30-х годах они числились в списке ведущих производителей мотоциклетной техники. А к началу 50-х и вовсе по количеству собранных единиц выбились в лидеры.
Миниатюрные автомобили вместо мотоциклов
Но немецкое экономическое чудо поспособствовало тому, что покупательная способность населения к концу 50-х заметно выросла. Это привело к тому, что клиенты все чаще мотоциклу с коляской предпочитали простой и недорогой автомобиль, позволявший во время поездки иметь над головой защиту от непогоды. Неудивительно, что к этому времени компания NSU также перешла на выпуск малолитражек.
Маленький Prinz появился в 1957 году с двухцилиндровым двигателем объемом 600 куб. см и продавался под лозунгом «езди на Prinz, и ты станешь королем». Он выпускался в нескольких сериях, включая спортивное купе Sport Prinz, но только четвертая сделала его более взрослым на вид автомобилем. Хотя чахлый «шестисотый» мотор остался.
Исправление наступило в 1963 году, когда вышел Prinz 1000 с более просторным кузовом и типичными овальными фарами. Версия ТТ имела две пары круглых отражателей в одинаковых рамках.
Новинка получила стандартные характеристики предыдущих моделей с двухцилиндровыми моторами (75 тысяч из которых сошло с конвейера только в 1963 году). К этому стоит отнести самонесущий кузов и воздушное охлаждение в двигателе, установленном поперечно сзади. Но от богатого мотоциклетного наследия NSU все же предпочли отказаться. Это привело к прогрессивных для того времени и данного сегмента рынка решениям для двигателя:
✅ четырехцилиндровый силовой агрегат
✅ полностью алюминиевый с литровым объемом
✅ рядный с наклоном назад
✅ верхнее расположение распредвалов
Моторы приводились в движение двойной цепью. Степень сжатия 8:1 позволяла работать на «обычном» бензине с октановым числом 85. Это и понятно, ведь конструкторы желали максимальной надежности и как можно более длительного срока службы. Так что кованному коленвалу, помещенному в пять подшипников или твердохромированным фрикционным поверхностям удивляться не приходится.
Автомобили NSU имели скромную приборную панель. Фото: youtube.com
Охлаждающий воздух подавался нагнетателем с лопатками, отлитыми по окружности маховика и соединенным с коленчатым валом с левой стороны двигателя. Там же к последнему крепилась и коробка передач. В отличие, например, от «моноблока» автомобиля BMC Mini, оба механизма имели раздельную масляную заправку. Таким образом, коробку можно разобрать отдельно. А при замене сцепления нет необходимости полностью снимать двигатель с автомобиля.
Безрамный кузов и другие особенности NSU 1000
Автомобиль имел цельнометаллический листовой сварной кузов. Через центральную часть NSU 1000 в продольной плоскости проходит специальный туннель, образующий усиление хребта. Одновременно он ведет и тяги управления к трансмиссии. Отсюда же поступает и воздух для обогрева салона. В целом, мы имеем дело с авто:
✅ четырехместным
✅ двухдверным
✅ с багажным отделением в носовой части
Там же за маской расположилась запаска, что не совсем удобно. А 37-литровый топливный бак находится над правым колесом, что также ворует полезный объем, но улучшает баланс веса между осями. За спинками задних сидений места для багажа остается совсем немного.
Prinz 1000: вид сзади. Фото: youtube.com
В то же время по бокам от двигателя слишком много неиспользуемого пространства. Да и задний свес мог бы быть немного короче. Хотя, видимо, местные дизайнеры вдохновлялись американской легендой Chevrolet Corvair. Поэтому и постарались своему детищу придать типичные для этого автомобиля очертания.
Аккумулятор находится перед левым задним колесом. Элегантный салон имеет регулируемые сиденья спереди, передние и задние стекла закруглены, боковые – прямые. К безрамному кузову NSU Prinz 1000 прикручены подвески колес.
Впереди несущая часть буксы состоит из двух расположенных друг над другом стальных труб, соединенных вертикальными профилированными перемычками. Подвески колес трапециевидные, а их амортизаторы проходят через центр винтовых пружин. Они дополнены резиновыми упорами и поперечным торсионным стабилизатором.
Во внешнем виде явно чувствуется схожесть с нашим «Запорожцем». Фото: youtube.com
Задние колеса при этом подвешиваются на продольных кривошипах и ведущих полуосях, которые на дифференциале снабжены поперечными шарнирами. В статическом положении они слегка наклонены для большей устойчивости. Пружины снова навиваются, амортизаторы в этом случае неконцентрические. Геометрия колес подобрана так, чтобы автомобиль имел нейтральное поведение при нормальной развесовке.
Специалисты сравнили его с муравьем
По своим весовым показателям Prinz 1000 (с 1967 года просто NSU 1000) выглядит почти как трудяга-муравей: при снаряженной массе всего 620 кг он имеет полезную нагрузку в четыреста. Такие характеристики вполне могут вызвать зависть многих современных внедорожников. Вот некоторые из других цифр:
✅ длина – 3,81 м
✅ ширина – 1,49 м
✅ высота – 1,36 м
✅ колесная база – 2250
✅ колея – 1270 мм (передние) и 1235 мм (задние)
✅ объем багажного отделения – 350 л
В полностью груженном состоянии автомобиль весит 1,02 тонны. Он имеет независимую подвеску всех колес (спереди – на трапециевидных шарнирах, сзади – на продольных шатунах). Также у задней имеются винтовые пружины и телескопические амортизаторы, она эксцентриковая. К этому стоит добавить реечное рулевое управление и жидкостные двухконтурные тормоза (дисковые+барабанные). Вот другие характеристики автомобиля:
✅ максимальная скорость – 135 км/ч
✅ разгон до 100 км/ч – за 18,5 секунд
✅ расход топлива – 6,5-7,5 л/100 км
У NSU 1000 безнаддувный двигатель (рабочий объем – 996 куб. см, мощность – 43 л. с при 5000 об/мин) и карбюратор Solex 34 PCI с нисходящим потоком. Также присутствуют механический подкачивающий насос и полнопоточный масляный фильтр. С 6-вольтовой проводкой работают динамо-машина Bosch 200 Вт и аккумулятор емкостью 66 А*ч.
Прекрасные характеристики и печальный конец
И отзывы пользователей, и технические характеристики, и выводы компетентных испытателей единогласно сводились к высоким оценкам автомобиля. NSU 1000 выделялся не только надежностью и сочетанием малого веса. За ним были также великолепные ходовые качества, что позволило ему и служить как оптимальный семейный автомобиль, и открывало ворота в спорт.
NSU Prinz 1000, передавший эстафету иному немецкому бренду. Фото: youtube.com
Но наполеоновским планам не суждено было сбыться. В конце десятилетия произошли события, круто изменившие историю бренда. В 1969 году его поглотил Volkswagen, интегрировав в группу Auto Union. Очень скоро производство небольших автомобилей NSU 1000 решили полностью прекратить, освободив заводские мощности для выпуска несколько более прибыльных Audi. Преемником стала переднеприводная Audi 50, позже переименованная в Volkswagen Polo.
- Иван Гончаров
- youtube.com
Рекомендуем для вас
«Бетонки»: в России тоже хотят строить «вечные» дороги
Недавно из Краснодарского края пришло сообщение о введении в эксплуатацию опытного участки бетонной автодороги. Подобные покрытия в СССР и РФ почти не...
АВТОВАЗ выпустил партию карбюраторных двигателей – мнения водителей
Готовится глобальный «откат» к старым моделям? Или просто выпустят очень бюджетный автомобиль для страждущих?...
МС-21 получил еще одну важную деталь отечественного производства
Набор деталей успешно прошел тестирование на скорости свыше 600 км/час. До 2028 года ожидается увеличение поставок в 11 раз. Все подробности читайте в нашем...
Lada Niva получит новый мотор в 2025 году – более объемный и мощный, но простой и надежный
Этим двигателям планируют оснащать все модификации легендарного внедорожника. Похоже, от старого мотора решили отказаться....
С крыльями «назад» – странный и очень нестабильный самолет X-29
Речь о разработке NASA 1980-х годов – демонстраторе технологий обратного крыла EC90-039-4. Что это было – ошибка или большой скачок вперед? Попробуем...
Твердотельные аккумуляторы – 1200 км и 10 минут зарядки: когда будет массовое производство?
О производстве этих батарей говорят давно – а «воз и ныне там». Есть ли какие сдвиги в этом направлении сегодня?...
Boeing 737: посадки в исполнении современных пилотов или в СССР учили лучше
Авиалайнеры Boeing 737 считаются одними из самых массовых и удачных в мире. Выпускается семейство серийно с 1967 года. Неудивительно, что за это время...
Белорусский завод «Брестмаш» будет выпускать китайские семиместные минивэны
Стало известно, какую именно модель освоят. Она будет выпускаться под собственным брендом BMG....
Sollers Atlant – почти российский, но все еще недоработанный
Обзор нового легкого грузовика из Елабуги. Расскажем, почему его можно считать почти отечественным, и как отзываются о нем владельцы....
Отсоединять или нет клеммы АКБ при подзарядке
В холода многие подзаряжают аккумулятор: а нужно ли при этом снимать клеммы? Есть разные варианты ответа....
Наконец, дождались: УАЗ дизель с 6-МКПП
Уж сколько раз твердили любители внедорожников – УАЗ должен быть дизельным, экономичным и при этом скоростным. Но Ульяновский автомобильный завод отмахивался,...
Ждем в электромобилях – в Великобритании создали «вечную» батарею
Похоже, будущее наступило. Первый экземпляр создан, осталось дождаться серийного производства, и можно будет забыть о зарядных устройствах....
Audi 100 C2 против АЗЛК-2141 – модели бизнес-класса из разных стран и эпох
История автомобилей и их технические особенности. В итоге решим, какая модель лучше сейчас....
КАМАЗ-54902 в сравнении с предшественником: подробности
Запущенный в серийное производство КАМАЗ-54902 очень похож на предшественника. Но отличия есть: они касаются двигателя, кабины, некоторых иных узлов и деталей...
Стартовали продажи обновленного российского автобуса Вектор Next 8.8
Модель предлагают с двумя типами двигателей. А еще автобус получился бюджетным....
Самолет-телескоп Boeing 747SP: как навечно приземлили «звездолет Энтерпрайз»
Последняя в мире летающая обсерватория проекта SOFIA была закрыта в 2022 году. Что это за программа и почему ее не возобновляют?...