.d-md-none .d-lg-block bibimot

NSU Prinz 1000, завершивший историю бренда

NSU Prinz 1000, завершивший историю бренда
История немецкой компании NSU Motorenwerke AG началась еще в 70-е годы XIX века. Понятное дело, что ни о каком моторизованном транспорте тогда речь не шла. Скромный производитель занимался сборкой одной из разновидностей механических вязальных машин.


Но следующее столетие захлестнуло всех повальной модой на ДВС. Многие пришли к тому, что конструирование мотоциклов (а позже и автомобилей) очень перспективное, престижное и выгодное дело. Пошла по этому же пути и мастерская в Ридлингене.

NSU Prinz 1000, завершивший историю брендаNSU Prinz 1000: последний в модельном ряду. Фото: youtube.com

Дело у коммерсантов так хорошо спорилось, что уже в 30-х годах они числились в списке ведущих производителей мотоциклетной техники. А к началу 50-х и вовсе по количеству собранных единиц выбились в лидеры.

Миниатюрные автомобили вместо мотоциклов


Но немецкое экономическое чудо поспособствовало тому, что покупательная способность населения к концу 50-х заметно выросла. Это привело к тому, что клиенты все чаще мотоциклу с коляской предпочитали простой и недорогой автомобиль, позволявший во время поездки иметь над головой защиту от непогоды. Неудивительно, что к этому времени компания NSU также перешла на выпуск малолитражек.

Маленький Prinz появился в 1957 году с двухцилиндровым двигателем объемом 600 куб. см и продавался под лозунгом «езди на Prinz, и ты станешь королем». Он выпускался в нескольких сериях, включая спортивное купе Sport Prinz, но только четвертая сделала его более взрослым на вид автомобилем. Хотя чахлый «шестисотый» мотор остался.

Исправление наступило в 1963 году, когда вышел Prinz 1000 с более просторным кузовом и типичными овальными фарами. Версия ТТ имела две пары круглых отражателей в одинаковых рамках.


Новинка получила стандартные характеристики предыдущих моделей с двухцилиндровыми моторами (75 тысяч из которых сошло с конвейера только в 1963 году). К этому стоит отнести самонесущий кузов и воздушное охлаждение в двигателе, установленном поперечно сзади. Но от богатого мотоциклетного наследия NSU все же предпочли отказаться. Это привело к прогрессивных для того времени и данного сегмента рынка решениям для двигателя:

✅ четырехцилиндровый силовой агрегат
✅ полностью алюминиевый с литровым объемом
✅ рядный с наклоном назад
✅ верхнее расположение распредвалов

Моторы приводились в движение двойной цепью. Степень сжатия 8:1 позволяла работать на «обычном» бензине с октановым числом 85. Это и понятно, ведь конструкторы желали максимальной надежности и как можно более длительного срока службы. Так что кованному коленвалу, помещенному в пять подшипников или твердохромированным фрикционным поверхностям удивляться не приходится.

Автомобили NSU имели скромную приборную панель. Фото: youtube.com

Охлаждающий воздух подавался нагнетателем с лопатками, отлитыми по окружности маховика и соединенным с коленчатым валом с левой стороны двигателя. Там же к последнему крепилась и коробка передач. В отличие, например, от «моноблока» автомобиля BMC Mini, оба механизма имели раздельную масляную заправку. Таким образом, коробку можно разобрать отдельно. А при замене сцепления нет необходимости полностью снимать двигатель с автомобиля.

Безрамный кузов и другие особенности NSU 1000


Автомобиль имел цельнометаллический листовой сварной кузов. Через центральную часть NSU 1000 в продольной плоскости проходит специальный туннель, образующий усиление хребта. Одновременно он ведет и тяги управления к трансмиссии. Отсюда же поступает и воздух для обогрева салона. В целом, мы имеем дело с авто:

✅ четырехместным
✅ двухдверным
✅ с багажным отделением в носовой части

Там же за маской расположилась запаска, что не совсем удобно. А 37-литровый топливный бак находится над правым колесом, что также ворует полезный объем, но улучшает баланс веса между осями. За спинками задних сидений места для багажа остается совсем немного.

Prinz 1000: вид сзади. Фото: youtube.com

В то же время по бокам от двигателя слишком много неиспользуемого пространства. Да и задний свес мог бы быть немного короче. Хотя, видимо, местные дизайнеры вдохновлялись американской легендой Chevrolet Corvair. Поэтому и постарались своему детищу придать типичные для этого автомобиля очертания.

Аккумулятор находится перед левым задним колесом. Элегантный салон имеет регулируемые сиденья спереди, передние и задние стекла закруглены, боковые – прямые. К безрамному кузову NSU Prinz 1000 прикручены подвески колес.

Впереди несущая часть буксы состоит из двух расположенных друг над другом стальных труб, соединенных вертикальными профилированными перемычками. Подвески колес трапециевидные, а их амортизаторы проходят через центр винтовых пружин. Они дополнены резиновыми упорами и поперечным торсионным стабилизатором.

Во внешнем виде явно чувствуется схожесть с нашим «Запорожцем». Фото: youtube.com

Задние колеса при этом подвешиваются на продольных кривошипах и ведущих полуосях, которые на дифференциале снабжены поперечными шарнирами. В статическом положении они слегка наклонены для большей устойчивости. Пружины снова навиваются, амортизаторы в этом случае неконцентрические. Геометрия колес подобрана так, чтобы автомобиль имел нейтральное поведение при нормальной развесовке.

Специалисты сравнили его с муравьем


По своим весовым показателям Prinz 1000 (с 1967 года просто NSU 1000) выглядит почти как трудяга-муравей: при снаряженной массе всего 620 кг он имеет полезную нагрузку в четыреста. Такие характеристики вполне могут вызвать зависть многих современных внедорожников. Вот некоторые из других цифр:

✅ длина – 3,81 м
✅ ширина – 1,49 м
✅ высота – 1,36 м
✅ колесная база – 2250
✅ колея – 1270 мм (передние) и 1235 мм (задние)
✅ объем багажного отделения – 350 л

В полностью груженном состоянии автомобиль весит 1,02 тонны. Он имеет независимую подвеску всех колес (спереди – на трапециевидных шарнирах, сзади – на продольных шатунах). Также у задней имеются винтовые пружины и телескопические амортизаторы, она эксцентриковая. К этому стоит добавить реечное рулевое управление и жидкостные двухконтурные тормоза (дисковые+барабанные). Вот другие характеристики автомобиля:

✅ максимальная скорость – 135 км/ч
✅ разгон до 100 км/ч – за 18,5 секунд
✅ расход топлива – 6,5-7,5 л/100 км

У NSU 1000 безнаддувный двигатель (рабочий объем – 996 куб. см, мощность – 43 л. с при 5000 об/мин) и карбюратор Solex 34 PCI с нисходящим потоком. Также присутствуют механический подкачивающий насос и полнопоточный масляный фильтр. С 6-вольтовой проводкой работают динамо-машина Bosch 200 Вт и аккумулятор емкостью 66 А*ч.

Прекрасные характеристики и печальный конец


И отзывы пользователей, и технические характеристики, и выводы компетентных испытателей единогласно сводились к высоким оценкам автомобиля. NSU 1000 выделялся не только надежностью и сочетанием малого веса. За ним были также великолепные ходовые качества, что позволило ему и служить как оптимальный семейный автомобиль, и открывало ворота в спорт.

NSU Prinz 1000, передавший эстафету иному немецкому бренду. Фото: youtube.com

Но наполеоновским планам не суждено было сбыться. В конце десятилетия произошли события, круто изменившие историю бренда. В 1969 году его поглотил Volkswagen, интегрировав в группу Auto Union. Очень скоро производство небольших автомобилей NSU 1000 решили полностью прекратить, освободив заводские мощности для выпуска несколько более прибыльных Audi. Преемником стала переднеприводная Audi 50, позже переименованная в Volkswagen Polo.

Автор:

Использованы фотографии: youtube.com

Как, по-вашему, стоило продолжать выпуск NSU Prinz 1000?

Голосуем!

Мы в Мы в Яндекс Дзен
Ro 80: революция и крах автомобильного бренда NSUNSU Prinz 4 1963: мы где-то встречались…