Как кругобайкальская железная дорога  стала популярным туристическим направлением
107

Как кругобайкальская железная дорога стала популярным туристическим направлением

В России многие железные дороги проходят по красивым и живописным местам. Пожалуй, одной из самых знаменитых магистралей является Кругобайкальская железная дорога или КБЖД. Ее начали строить еще в конце XIX века. Сегодня этот путь востребован у туристов и местных жителей.


Железная дорога от Иркутска до Слюдянки переживала взлеты и падения. До 1956 года это был один из ключевых участков Транссиба. Но в середине 50-х началось строительство Иркутской ГЭС. Часть пути попадала в зону затопления. Было принято решение о строительстве новой ветки через таежные горные перевалы. Судьба КБЖД была решена.

История строительства


Впервые о прокладке ж/д путей с запада на восток Российской империи заговорили еще в середине XIX века. Тогда же в районе Байкала провели и первые изыскания. Поняли, что строить в условиях горной местности крайне тяжело и дорого. До конца столетия пользовались паромной переправой и земельно-грунтовой дорогой вокруг озера. Но время шло, а потребности в перевозках только росли.

Как кругобайкальская железная дорога  стала популярным туристическим направлениемКургобайкальская железная дорога. Фото: YouTube.com

Транссиб начали строить в 1891 году, а КБЖД – в 1896-ом. Несмотря на сложность береговой линии, а именно скалы и горные массивы, выбрали байкальский участок. Стоимость работ оценили в 52,5 млн рублей. По современному курсу – это около 8,5 млрд.

К 1900-му году проложили участок железной дороги до порта «Байкал». Сооружение ветки от Слюдянки до «Байкала» начали в 1902-м. Из-за отсутствия альтернативных маршрутов, все материалы для строительства подвозились по озеру. На участке был возведен 41 тоннель, десятки мостов и подпорных стенок.

На пике в 1904-1905 годах на железной дороге работало около 14 тыс человек. Среди них были и иностранцы – албанцы, поляки и итальянцы. Также при строительстве использовался и труд заключенных.

Использование КБЖД


Железную дорогу запустили в конце 1904-го года, в разгар русско-японской войны. Она имела ключевое значение для снабжения войск и перевозки гражданских грузов. Перед Первой мировой проложили вторые пути, построили поселки для обслуживающего персонала. КБЖД могла пропускать 48 пар поездов в сутки. Эта железная дорога помнит и трагичные события Гражданской войны.

В годы Великой Отечественной КБЖД также активно использовалась, но уже в это время началось строительство альтернативного пути из Иркутска в Слюдянку. Всем стало понятно, что модернизировать и поддерживать рабочее состояние КБЖД бессмысленно. В 1956-м станция «порт Байкал» и вовсе стала тупиковой из-за создания Иркутского водохранилища.

Одна из станций на КБЖД. Фото: YouTube.com

По КБЖД стали курсировать редкие паровозы и тепловозы для снабжения пустеющих поселков. В 70-е годы осознали историческую ценность магистрали, провели несколько экспедиций, составили опись объектов архитектуры. В 82-м его участок и вовсе взяли под государственную охрану.

Современное состояние КБЖД


Сегодня КБЖД используется как по гражданскому, так и по туристическому назначению. Практически на ежедневной основе по маршруту курсирует «мотаня» – так поезд называют местные. Это тепловоз с несколькими пассажирскими вагонами. Расстояние в 89 км состав преодолевает за 4,5 часа. Стоимость билета составляет 193 рубля.

На всем протяжении пути действует ограничение скорости в 20 км/ч. Это необходимая мера для обеспечения безопасности движения, а также для предотвращения разрушений архитектурных объектов из-за лишних вибраций.

Доступны и туристические поездки. В Иркутске сразу несколько операторов занимаются организацией туров по КБЖД. Цена такого путешествия на человека, в среднем, начинается от 7000 тыс рублей. В стоимость входит трансфер в обе стороны, гид и, конечно, сама поездка по железной дороге.

Туристический поезд РА2 на КБЖД. Фото: YouTube.com

Поезд делает несколько продолжительных остановок в самых живописных местах. У путешественников есть возможность выйти из вагона, сделать удачные фотографии и устроить пикник на берегу Байкала. Для многих такая поездка – отличная возможность увидеть великое озеро, лучше узнать историю края и железнодорожного транспорта.

Для специальных туристических поездок от РЖД иногда задействуют паровозы 50-60-х годов. В качестве подвижного состава используются рельсовые автобусы РА1 и РА2. На КБЖД можно встретить мотодрезины. Их использует обслуживающий персонал. По маршруту могут запустить и самые разные маневровые тепловозы, включая распространенные ЧМЭ.

Один из тоннелей на КБЖД. Фото: YouTube.com

У КБЖД большие перспективы. В 2023 году в РЖД отчитались, что объем перевозок пассажиров увеличился на 40%. Направление набирает популярность с каждым годом. Летом покупать туры приходится заранее. Возросшее количество туристов создает и новые рабочие места на КБЖД в сфере услуг.

Путешествие по «Кругобайкалке» – интересное и запоминающееся приключение. Поэтому, если у вас будет возможность посетить эти места, обязательно ей воспользуйтесь. Точно не пожалеете!
Хотели бы посетить КБЖД?
Наши новостные каналы

Подписывайтесь и будьте в курсе свежих новостей и важнейших событиях дня.

Рекомендуем для вас
Наконец, дождались: УАЗ дизель с 6-МКПП

Наконец, дождались: УАЗ дизель с 6-МКПП

Уж сколько раз твердили любители внедорожников – УАЗ должен быть дизельным, экономичным и при этом скоростным. Но Ульяновский автомобильный завод отмахивался,...