
Как кругобайкальская железная дорога стала популярным туристическим направлением
В России многие железные дороги проходят по красивым и живописным местам. Пожалуй, одной из самых знаменитых магистралей является Кругобайкальская железная дорога или КБЖД. Ее начали строить еще в конце XIX века. Сегодня этот путь востребован у туристов и местных жителей.
Железная дорога от Иркутска до Слюдянки переживала взлеты и падения. До 1956 года это был один из ключевых участков Транссиба. Но в середине 50-х началось строительство Иркутской ГЭС. Часть пути попадала в зону затопления. Было принято решение о строительстве новой ветки через таежные горные перевалы. Судьба КБЖД была решена.
Впервые о прокладке ж/д путей с запада на восток Российской империи заговорили еще в середине XIX века. Тогда же в районе Байкала провели и первые изыскания. Поняли, что строить в условиях горной местности крайне тяжело и дорого. До конца столетия пользовались паромной переправой и земельно-грунтовой дорогой вокруг озера. Но время шло, а потребности в перевозках только росли.
Кургобайкальская железная дорога. Фото: YouTube.com
Транссиб начали строить в 1891 году, а КБЖД – в 1896-ом. Несмотря на сложность береговой линии, а именно скалы и горные массивы, выбрали байкальский участок. Стоимость работ оценили в 52,5 млн рублей. По современному курсу – это около 8,5 млрд.
К 1900-му году проложили участок железной дороги до порта «Байкал». Сооружение ветки от Слюдянки до «Байкала» начали в 1902-м. Из-за отсутствия альтернативных маршрутов, все материалы для строительства подвозились по озеру. На участке был возведен 41 тоннель, десятки мостов и подпорных стенок.
На пике в 1904-1905 годах на железной дороге работало около 14 тыс человек. Среди них были и иностранцы – албанцы, поляки и итальянцы. Также при строительстве использовался и труд заключенных.
Железную дорогу запустили в конце 1904-го года, в разгар русско-японской войны. Она имела ключевое значение для снабжения войск и перевозки гражданских грузов. Перед Первой мировой проложили вторые пути, построили поселки для обслуживающего персонала. КБЖД могла пропускать 48 пар поездов в сутки. Эта железная дорога помнит и трагичные события Гражданской войны.
В годы Великой Отечественной КБЖД также активно использовалась, но уже в это время началось строительство альтернативного пути из Иркутска в Слюдянку. Всем стало понятно, что модернизировать и поддерживать рабочее состояние КБЖД бессмысленно. В 1956-м станция «порт Байкал» и вовсе стала тупиковой из-за создания Иркутского водохранилища.
Одна из станций на КБЖД. Фото: YouTube.com
По КБЖД стали курсировать редкие паровозы и тепловозы для снабжения пустеющих поселков. В 70-е годы осознали историческую ценность магистрали, провели несколько экспедиций, составили опись объектов архитектуры. В 82-м его участок и вовсе взяли под государственную охрану.
Сегодня КБЖД используется как по гражданскому, так и по туристическому назначению. Практически на ежедневной основе по маршруту курсирует «мотаня» – так поезд называют местные. Это тепловоз с несколькими пассажирскими вагонами. Расстояние в 89 км состав преодолевает за 4,5 часа. Стоимость билета составляет 193 рубля.
На всем протяжении пути действует ограничение скорости в 20 км/ч. Это необходимая мера для обеспечения безопасности движения, а также для предотвращения разрушений архитектурных объектов из-за лишних вибраций.
Доступны и туристические поездки. В Иркутске сразу несколько операторов занимаются организацией туров по КБЖД. Цена такого путешествия на человека, в среднем, начинается от 7000 тыс рублей. В стоимость входит трансфер в обе стороны, гид и, конечно, сама поездка по железной дороге.
Туристический поезд РА2 на КБЖД. Фото: YouTube.com
Поезд делает несколько продолжительных остановок в самых живописных местах. У путешественников есть возможность выйти из вагона, сделать удачные фотографии и устроить пикник на берегу Байкала. Для многих такая поездка – отличная возможность увидеть великое озеро, лучше узнать историю края и железнодорожного транспорта.
Для специальных туристических поездок от РЖД иногда задействуют паровозы 50-60-х годов. В качестве подвижного состава используются рельсовые автобусы РА1 и РА2. На КБЖД можно встретить мотодрезины. Их использует обслуживающий персонал. По маршруту могут запустить и самые разные маневровые тепловозы, включая распространенные ЧМЭ.
Один из тоннелей на КБЖД. Фото: YouTube.com
У КБЖД большие перспективы. В 2023 году в РЖД отчитались, что объем перевозок пассажиров увеличился на 40%. Направление набирает популярность с каждым годом. Летом покупать туры приходится заранее. Возросшее количество туристов создает и новые рабочие места на КБЖД в сфере услуг.
Путешествие по «Кругобайкалке» – интересное и запоминающееся приключение. Поэтому, если у вас будет возможность посетить эти места, обязательно ей воспользуйтесь. Точно не пожалеете!
Железная дорога от Иркутска до Слюдянки переживала взлеты и падения. До 1956 года это был один из ключевых участков Транссиба. Но в середине 50-х началось строительство Иркутской ГЭС. Часть пути попадала в зону затопления. Было принято решение о строительстве новой ветки через таежные горные перевалы. Судьба КБЖД была решена.
История строительства
Впервые о прокладке ж/д путей с запада на восток Российской империи заговорили еще в середине XIX века. Тогда же в районе Байкала провели и первые изыскания. Поняли, что строить в условиях горной местности крайне тяжело и дорого. До конца столетия пользовались паромной переправой и земельно-грунтовой дорогой вокруг озера. Но время шло, а потребности в перевозках только росли.

Транссиб начали строить в 1891 году, а КБЖД – в 1896-ом. Несмотря на сложность береговой линии, а именно скалы и горные массивы, выбрали байкальский участок. Стоимость работ оценили в 52,5 млн рублей. По современному курсу – это около 8,5 млрд.
К 1900-му году проложили участок железной дороги до порта «Байкал». Сооружение ветки от Слюдянки до «Байкала» начали в 1902-м. Из-за отсутствия альтернативных маршрутов, все материалы для строительства подвозились по озеру. На участке был возведен 41 тоннель, десятки мостов и подпорных стенок.
На пике в 1904-1905 годах на железной дороге работало около 14 тыс человек. Среди них были и иностранцы – албанцы, поляки и итальянцы. Также при строительстве использовался и труд заключенных.
Использование КБЖД
Железную дорогу запустили в конце 1904-го года, в разгар русско-японской войны. Она имела ключевое значение для снабжения войск и перевозки гражданских грузов. Перед Первой мировой проложили вторые пути, построили поселки для обслуживающего персонала. КБЖД могла пропускать 48 пар поездов в сутки. Эта железная дорога помнит и трагичные события Гражданской войны.
В годы Великой Отечественной КБЖД также активно использовалась, но уже в это время началось строительство альтернативного пути из Иркутска в Слюдянку. Всем стало понятно, что модернизировать и поддерживать рабочее состояние КБЖД бессмысленно. В 1956-м станция «порт Байкал» и вовсе стала тупиковой из-за создания Иркутского водохранилища.

По КБЖД стали курсировать редкие паровозы и тепловозы для снабжения пустеющих поселков. В 70-е годы осознали историческую ценность магистрали, провели несколько экспедиций, составили опись объектов архитектуры. В 82-м его участок и вовсе взяли под государственную охрану.
Современное состояние КБЖД
Сегодня КБЖД используется как по гражданскому, так и по туристическому назначению. Практически на ежедневной основе по маршруту курсирует «мотаня» – так поезд называют местные. Это тепловоз с несколькими пассажирскими вагонами. Расстояние в 89 км состав преодолевает за 4,5 часа. Стоимость билета составляет 193 рубля.
На всем протяжении пути действует ограничение скорости в 20 км/ч. Это необходимая мера для обеспечения безопасности движения, а также для предотвращения разрушений архитектурных объектов из-за лишних вибраций.
Доступны и туристические поездки. В Иркутске сразу несколько операторов занимаются организацией туров по КБЖД. Цена такого путешествия на человека, в среднем, начинается от 7000 тыс рублей. В стоимость входит трансфер в обе стороны, гид и, конечно, сама поездка по железной дороге.

Поезд делает несколько продолжительных остановок в самых живописных местах. У путешественников есть возможность выйти из вагона, сделать удачные фотографии и устроить пикник на берегу Байкала. Для многих такая поездка – отличная возможность увидеть великое озеро, лучше узнать историю края и железнодорожного транспорта.
Для специальных туристических поездок от РЖД иногда задействуют паровозы 50-60-х годов. В качестве подвижного состава используются рельсовые автобусы РА1 и РА2. На КБЖД можно встретить мотодрезины. Их использует обслуживающий персонал. По маршруту могут запустить и самые разные маневровые тепловозы, включая распространенные ЧМЭ.

У КБЖД большие перспективы. В 2023 году в РЖД отчитались, что объем перевозок пассажиров увеличился на 40%. Направление набирает популярность с каждым годом. Летом покупать туры приходится заранее. Возросшее количество туристов создает и новые рабочие места на КБЖД в сфере услуг.
Путешествие по «Кругобайкалке» – интересное и запоминающееся приключение. Поэтому, если у вас будет возможность посетить эти места, обязательно ей воспользуйтесь. Точно не пожалеете!
- Карпов Андрей
- youtube.com
Рекомендуем для вас

В России возрождают советский порт и железную дорогу к нему – есть ли перспективы?
Город должен был стать энергетическим и судоходным центром региона, но совокупность факторов не позволила этому случиться. Теперь о порте заговорили вновь и...

Второй Ил-96-400Т начал выполнять коммерческие полеты
Теперь важные грузы можно оперативно доставлять в отдаленные от центра регионы. Осталось наладить постоянные маршруты....

Tugella – все: в Белорусии начнут выпускать новый Belgee S50
Это глубоко локализованная версия Geely Emgrand. Планируют выйти на 5000 автомобилей в год....

Ан-12 против Airbus A400 – соревнования по красоте посадки
Современные крупные самолеты давно уже турбовентиляторные. Конечно, у большинства из них не реактивные силовые агрегаты. Но многие в этом все равно не...

Поставки российских двигателей ТВ7-117СТ-01 для Ил-114-300 начнутся уже в этом году
Первые 6-7 экземпляров отгрузят для статических и летных экземпляров. Ждать осталось немного....

Зачем в Мурманской области построили новый морской порт
Несмотря на то, что порт Мурманска считается недозагруженным, на противоположном берегу построили новую гавань для перевалки угля....

Одномоторный самолет E1000 AX демонстрирует впечатляющую производительность и может сесть без помощи человека
Даже место для посадки модель способна выбрать сама. Подробнее о новом проекте читайте в нашем материале....

«МотоВелоЗавод» начал выпускать патрульные мотоциклы для ГАИ
Теперь у МВД появилась отечественная модель для нужд мотобата. Правда, она имеет китайское происхождение....

Впервые в истории удалось обслужить спутник на орбите захоронения
Аппарат компании Northrop Grumman стал спасителем спутниковых устройств. Планируется запуск целой серии....

Новый российский серийный бульдозер Б11 Электро – превосходство технологий
Все давно привыкли, что бульдозеры, в том числе российские, оснащаются только дизельными двигателями. Гибридные модели если и делают, то это место явно...

ЛиАЗ-677: тяжелое восстановление спустя 25 лет простоя
Спустя почти полвека с момента выпуска легендарного ЛиАЗ-677 1976 года автор видео на YouTube-канале «Автобусная мастерская VegaBus» решается вдохнуть в него...

Верховина 7 Спорт – самый «крутой» львовский мопед для советских пацанов
Мопеды в позднем СССР были представлены в основном двух заводов – львовского и рижского. Одни считались похуже, другие получше, но в продаже последние...

На Камчатке достраивают первую в истории региона серию рыболовных судов
Два корабля введут в эксплуатацию уже в мае. Они займутся рыболовным промыслом....

Автобус КАВЗ-3976 – последняя советская «барбухайка»
Эта модель создана на шасси грузовика ГАЗ-3307. Несмотря на простоту конструкции, они выпускались 20 лет....

«Скучать не будем» – десяток китайских брендов покинет рынок России
Не каждый покупатель готов довериться «безымянному» китайскому бренду. Некоторые из них не смогли продать и 20 машин за последние три месяца....

«Машина времени» – Mercedes-Benz выпустил ретро-версию G-Class
Она призвана погрузить водителя в 80-е годы. В салоне будет уютно как дома, ведь, кроме прочего, там есть «плед». Впрочем, ценник тоже как за хорошие...