Как кругобайкальская железная дорога стала популярным туристическим направлением
В России многие железные дороги проходят по красивым и живописным местам. Пожалуй, одной из самых знаменитых магистралей является Кругобайкальская железная дорога или КБЖД. Ее начали строить еще в конце XIX века. Сегодня этот путь востребован у туристов и местных жителей.
Железная дорога от Иркутска до Слюдянки переживала взлеты и падения. До 1956 года это был один из ключевых участков Транссиба. Но в середине 50-х началось строительство Иркутской ГЭС. Часть пути попадала в зону затопления. Было принято решение о строительстве новой ветки через таежные горные перевалы. Судьба КБЖД была решена.
Впервые о прокладке ж/д путей с запада на восток Российской империи заговорили еще в середине XIX века. Тогда же в районе Байкала провели и первые изыскания. Поняли, что строить в условиях горной местности крайне тяжело и дорого. До конца столетия пользовались паромной переправой и земельно-грунтовой дорогой вокруг озера. Но время шло, а потребности в перевозках только росли.
Транссиб начали строить в 1891 году, а КБЖД – в 1896-ом. Несмотря на сложность береговой линии, а именно скалы и горные массивы, выбрали байкальский участок. Стоимость работ оценили в 52,5 млн рублей. По современному курсу – это около 8,5 млрд.
К 1900-му году проложили участок железной дороги до порта «Байкал». Сооружение ветки от Слюдянки до «Байкала» начали в 1902-м. Из-за отсутствия альтернативных маршрутов, все материалы для строительства подвозились по озеру. На участке был возведен 41 тоннель, десятки мостов и подпорных стенок.
На пике в 1904-1905 годах на железной дороге работало около 14 тыс человек. Среди них были и иностранцы – албанцы, поляки и итальянцы. Также при строительстве использовался и труд заключенных.
Железную дорогу запустили в конце 1904-го года, в разгар русско-японской войны. Она имела ключевое значение для снабжения войск и перевозки гражданских грузов. Перед Первой мировой проложили вторые пути, построили поселки для обслуживающего персонала. КБЖД могла пропускать 48 пар поездов в сутки. Эта железная дорога помнит и трагичные события Гражданской войны.
В годы Великой Отечественной КБЖД также активно использовалась, но уже в это время началось строительство альтернативного пути из Иркутска в Слюдянку. Всем стало понятно, что модернизировать и поддерживать рабочее состояние КБЖД бессмысленно. В 1956-м станция «порт Байкал» и вовсе стала тупиковой из-за создания Иркутского водохранилища.
По КБЖД стали курсировать редкие паровозы и тепловозы для снабжения пустеющих поселков. В 70-е годы осознали историческую ценность магистрали, провели несколько экспедиций, составили опись объектов архитектуры. В 82-м его участок и вовсе взяли под государственную охрану.
Сегодня КБЖД используется как по гражданскому, так и по туристическому назначению. Практически на ежедневной основе по маршруту курсирует «мотаня» – так поезд называют местные. Это тепловоз с несколькими пассажирскими вагонами. Расстояние в 89 км состав преодолевает за 4,5 часа. Стоимость билета составляет 193 рубля.
На всем протяжении пути действует ограничение скорости в 20 км/ч. Это необходимая мера для обеспечения безопасности движения, а также для предотвращения разрушений архитектурных объектов из-за лишних вибраций.
Доступны и туристические поездки. В Иркутске сразу несколько операторов занимаются организацией туров по КБЖД. Цена такого путешествия на человека, в среднем, начинается от 7000 тыс рублей. В стоимость входит трансфер в обе стороны, гид и, конечно, сама поездка по железной дороге.
Поезд делает несколько продолжительных остановок в самых живописных местах. У путешественников есть возможность выйти из вагона, сделать удачные фотографии и устроить пикник на берегу Байкала. Для многих такая поездка – отличная возможность увидеть великое озеро, лучше узнать историю края и железнодорожного транспорта.
Для специальных туристических поездок от РЖД иногда задействуют паровозы 50-60-х годов. В качестве подвижного состава используются рельсовые автобусы РА1 и РА2. На КБЖД можно встретить мотодрезины. Их использует обслуживающий персонал. По маршруту могут запустить и самые разные маневровые тепловозы, включая распространенные ЧМЭ.
У КБЖД большие перспективы. В 2023 году в РЖД отчитались, что объем перевозок пассажиров увеличился на 40%. Направление набирает популярность с каждым годом. Летом покупать туры приходится заранее. Возросшее количество туристов создает и новые рабочие места на КБЖД в сфере услуг.
Путешествие по «Кругобайкалке» – интересное и запоминающееся приключение. Поэтому, если у вас будет возможность посетить эти места, обязательно ей воспользуйтесь. Точно не пожалеете!
Железная дорога от Иркутска до Слюдянки переживала взлеты и падения. До 1956 года это был один из ключевых участков Транссиба. Но в середине 50-х началось строительство Иркутской ГЭС. Часть пути попадала в зону затопления. Было принято решение о строительстве новой ветки через таежные горные перевалы. Судьба КБЖД была решена.
История строительства
Впервые о прокладке ж/д путей с запада на восток Российской империи заговорили еще в середине XIX века. Тогда же в районе Байкала провели и первые изыскания. Поняли, что строить в условиях горной местности крайне тяжело и дорого. До конца столетия пользовались паромной переправой и земельно-грунтовой дорогой вокруг озера. Но время шло, а потребности в перевозках только росли.
Кургобайкальская железная дорога. Фото: YouTube.com
Транссиб начали строить в 1891 году, а КБЖД – в 1896-ом. Несмотря на сложность береговой линии, а именно скалы и горные массивы, выбрали байкальский участок. Стоимость работ оценили в 52,5 млн рублей. По современному курсу – это около 8,5 млрд.
К 1900-му году проложили участок железной дороги до порта «Байкал». Сооружение ветки от Слюдянки до «Байкала» начали в 1902-м. Из-за отсутствия альтернативных маршрутов, все материалы для строительства подвозились по озеру. На участке был возведен 41 тоннель, десятки мостов и подпорных стенок.
На пике в 1904-1905 годах на железной дороге работало около 14 тыс человек. Среди них были и иностранцы – албанцы, поляки и итальянцы. Также при строительстве использовался и труд заключенных.
Использование КБЖД
Железную дорогу запустили в конце 1904-го года, в разгар русско-японской войны. Она имела ключевое значение для снабжения войск и перевозки гражданских грузов. Перед Первой мировой проложили вторые пути, построили поселки для обслуживающего персонала. КБЖД могла пропускать 48 пар поездов в сутки. Эта железная дорога помнит и трагичные события Гражданской войны.
В годы Великой Отечественной КБЖД также активно использовалась, но уже в это время началось строительство альтернативного пути из Иркутска в Слюдянку. Всем стало понятно, что модернизировать и поддерживать рабочее состояние КБЖД бессмысленно. В 1956-м станция «порт Байкал» и вовсе стала тупиковой из-за создания Иркутского водохранилища.
Одна из станций на КБЖД. Фото: YouTube.com
По КБЖД стали курсировать редкие паровозы и тепловозы для снабжения пустеющих поселков. В 70-е годы осознали историческую ценность магистрали, провели несколько экспедиций, составили опись объектов архитектуры. В 82-м его участок и вовсе взяли под государственную охрану.
Современное состояние КБЖД
Сегодня КБЖД используется как по гражданскому, так и по туристическому назначению. Практически на ежедневной основе по маршруту курсирует «мотаня» – так поезд называют местные. Это тепловоз с несколькими пассажирскими вагонами. Расстояние в 89 км состав преодолевает за 4,5 часа. Стоимость билета составляет 193 рубля.
На всем протяжении пути действует ограничение скорости в 20 км/ч. Это необходимая мера для обеспечения безопасности движения, а также для предотвращения разрушений архитектурных объектов из-за лишних вибраций.
Доступны и туристические поездки. В Иркутске сразу несколько операторов занимаются организацией туров по КБЖД. Цена такого путешествия на человека, в среднем, начинается от 7000 тыс рублей. В стоимость входит трансфер в обе стороны, гид и, конечно, сама поездка по железной дороге.
Туристический поезд РА2 на КБЖД. Фото: YouTube.com
Поезд делает несколько продолжительных остановок в самых живописных местах. У путешественников есть возможность выйти из вагона, сделать удачные фотографии и устроить пикник на берегу Байкала. Для многих такая поездка – отличная возможность увидеть великое озеро, лучше узнать историю края и железнодорожного транспорта.
Для специальных туристических поездок от РЖД иногда задействуют паровозы 50-60-х годов. В качестве подвижного состава используются рельсовые автобусы РА1 и РА2. На КБЖД можно встретить мотодрезины. Их использует обслуживающий персонал. По маршруту могут запустить и самые разные маневровые тепловозы, включая распространенные ЧМЭ.
Один из тоннелей на КБЖД. Фото: YouTube.com
У КБЖД большие перспективы. В 2023 году в РЖД отчитались, что объем перевозок пассажиров увеличился на 40%. Направление набирает популярность с каждым годом. Летом покупать туры приходится заранее. Возросшее количество туристов создает и новые рабочие места на КБЖД в сфере услуг.
Путешествие по «Кругобайкалке» – интересное и запоминающееся приключение. Поэтому, если у вас будет возможность посетить эти места, обязательно ей воспользуйтесь. Точно не пожалеете!
- Карпов Андрей
- youtube.com
Рекомендуем для вас
«Бетонки»: в России тоже хотят строить «вечные» дороги
Недавно из Краснодарского края пришло сообщение о введении в эксплуатацию опытного участки бетонной автодороги. Подобные покрытия в СССР и РФ почти не...
АВТОВАЗ выпустил партию карбюраторных двигателей – мнения водителей
Готовится глобальный «откат» к старым моделям? Или просто выпустят очень бюджетный автомобиль для страждущих?...
МС-21 получил еще одну важную деталь отечественного производства
Набор деталей успешно прошел тестирование на скорости свыше 600 км/час. До 2028 года ожидается увеличение поставок в 11 раз. Все подробности читайте в нашем...
Lada Niva получит новый мотор в 2025 году – более объемный и мощный, но простой и надежный
Этим двигателям планируют оснащать все модификации легендарного внедорожника. Похоже, от старого мотора решили отказаться....
Твердотельные аккумуляторы – 1200 км и 10 минут зарядки: когда будет массовое производство?
О производстве этих батарей говорят давно – а «воз и ныне там». Есть ли какие сдвиги в этом направлении сегодня?...
Boeing 737: посадки в исполнении современных пилотов или в СССР учили лучше
Авиалайнеры Boeing 737 считаются одними из самых массовых и удачных в мире. Выпускается семейство серийно с 1967 года. Неудивительно, что за это время...
Sollers Atlant – почти российский, но все еще недоработанный
Обзор нового легкого грузовика из Елабуги. Расскажем, почему его можно считать почти отечественным, и как отзываются о нем владельцы....
Отсоединять или нет клеммы АКБ при подзарядке
В холода многие подзаряжают аккумулятор: а нужно ли при этом снимать клеммы? Есть разные варианты ответа....
Наконец, дождались: УАЗ дизель с 6-МКПП
Уж сколько раз твердили любители внедорожников – УАЗ должен быть дизельным, экономичным и при этом скоростным. Но Ульяновский автомобильный завод отмахивался,...
Ждем в электромобилях – в Великобритании создали «вечную» батарею
Похоже, будущее наступило. Первый экземпляр создан, осталось дождаться серийного производства, и можно будет забыть о зарядных устройствах....
Audi 100 C2 против АЗЛК-2141 – модели бизнес-класса из разных стран и эпох
История автомобилей и их технические особенности. В итоге решим, какая модель лучше сейчас....
КАМАЗ-54902 в сравнении с предшественником: подробности
Запущенный в серийное производство КАМАЗ-54902 очень похож на предшественника. Но отличия есть: они касаются двигателя, кабины, некоторых иных узлов и деталей...
Стартовали продажи обновленного российского автобуса Вектор Next 8.8
Модель предлагают с двумя типами двигателей. А еще автобус получился бюджетным....
Самолет-телескоп Boeing 747SP: как навечно приземлили «звездолет Энтерпрайз»
Последняя в мире летающая обсерватория проекта SOFIA была закрыта в 2022 году. Что это за программа и почему ее не возобновляют?...
Реконструкция «Чуйского тракта» завершилась раньше срока
Проект должны были сдать в 2026 году. Слаженная работа и современные методики позволили ускорить процесс. Все подробности читайте в нашем материале....
Стартовало производство новых версий Lada Largus Cross
Купить такие автомобили у дилеров пока нельзя. Но скоро они появятся в продаже....