Вертолеты с индексом Ка: «Черная Акула» и «Аллигатор»
7 763

Вертолеты с индексом Ка: «Черная Акула» и «Аллигатор»

В семидесятые годы минувшего столетия основным вертолетом в авиации Сухопутных войск Советского Союза был Ми-24, боевые и летные характеристики (ТТХ) которого перестали удовлетворять руководство МО СССР. К этому времени в США уже начались испытания новейшей ударной машины «Апач» (YAH-64). Отставание от Америки считалось недопустимым и в конце 1976 года вышло в свет Постановление Совмина и ЦК КПСС о разработке боевого вертолета, по своим тактико-техническим данным превосходящего конкурента из США.


«Черная Акула» Ка-50


Свое название машина получила благодаря одноименному фильму, вышедшему в 1993 году. Но это было позже, а пока предстояла серьезная работа по проектированию вертолета. Хотя изначально планировалось не создавать новую технику, а предложить военным уменьшенный вариант Ми-24 – Ми-28. Однако в ходе Государственных испытаний он «проиграл» своему коллеге Ка-50.

Ка-50 в фильме «Черная Акула». Фото: YouTube. com


Проектирование «Черной Акулы» началось на Ухтомском заводе в 1977 году. Работами тогда руководил главный конструктор Михеев С. В. Вертолет получил заводской индекс В-80. Машина разрабатывалась по соосной схеме несущих винтов. Такое решение позволило геликоптеру выполнять фигуры высшего пилотажа. Например, «воронку» – боковой вираж, когда вертолет перемещается у цели на скорости в 180 км/ч, не меняя при этом высоту. Ка-50 умеет летать боком (80 км/ч) и даже назад (до 90 км/ч). Использование интегрированного оснащения, обеспечивающего автоматическое пилотирование и применение вооружения, позволило сократить количество членов экипажа до одного человека.

В кабине Ка-50. Фото: YouTube. com


Первый раз Ка-50 поднял в небо Герой Советского Союза, Бездетнов Николай Павлович. Это произошло 17.06.1982.


«Черная акула» – первый в мире боевой вертолет, оснащенный катапультой К-37 с ракетной системой, «вытягивающей» летчика из поврежденной машины на любой высоте и скорости. Безопасность эвакуации обеспечивается заранее происходящим отстрелом лопастей винтов. Ка-50 разрабатывался, как «ликвидатор» бронетехники врага и его ПВО. Поэтому основным вооружением являются противотанковая пушка 2А42 калибра 30 мм и ПТУРы «Вихрь» и неуправляемые ракетные снаряды.

Ка-50 можно встретить в компьютерных играх. Фото: YouTube. com


Участие в боевых действиях


Первое применения вертолета в реальных условиях войны, произошло в конце 2000-го на территории Чечни. Тогда в район боевых действий прилетела пара Ка-50 с разведывательным Ка-29, выполнявшим целеуказание. Операции с применением новых машин были успешными. Например, 9.01.2001 группа из Ка-50 и Ка-29 уничтожила склад боеприпасов на входе в ущелье (район поселка Комсомольское). А 6 февраля этого же года «Черная акула» с расстояния в 3000 м уничтожила посредством ПТУРов укрепленную базу боевиков.

«Черная акула» в Сирии. Фото: YouTube. com


О производстве и дальнейшей судьбе Ка-50


Вертолет выпускался в ограниченном количестве: с конвейера сошло около 30 машин, сегодня используются 4. Причина заключается в технологическом отставании модели. Промышленность тех лет не могла оснастить вертолет хорошей электроникой: иногда пилоту приходилось вводить информацию, полученную от бортовых систем, вручную. Использовать геликоптер на «все сто» могли только опытные асы: для новичков машина казалась чрезмерно сложной, а инструктора в полет не возьмешь – техника одноместная.

Управлять вертолетом и в это же время вести огонь – сложная задача для одного человека. Также не стоит забывать, что изначально «Черная акула» имела узкую специализацию – уничтожение танков, а сегодня это не так актуально, как раньше. Стало ясно, что российской армии требуется многоцелевая военная машина.

Ка-52 «Аллигатор»


Впервые был продемонстрирован широкой публике в конце 1996 года. По сути это двухместная модернизированная версия «Черной Акулы» (унификация составляет примерно 50 %). Одна из особенностей вертолета заключается в размещении пилота и оператора вооружения – они сидят рядом, как в самолете, а не друг за другом, как в большинстве подобных машин. От Ка-50 к новой модели перешла несущая система, двигатель, частично фюзеляж, шасси и некоторые другие компоненты.

Ка-52 на боевом задании. Фото: YouTube. com


Серийное производство технические параметры


Преимущество «Аллигатора» перед Ка-50 стало очевидным и в 2009 году военные перестали закупать устаревшую машину, отдав предпочтение Ка-52. Долгосрочный договор о поставках был подписан в 2011 году с заводом «Прогресс», где и выпускают «Аллигатор». Технические данные:

  • ? длина, высота, диаметр винтов – 14,21, 4,93, 14,5 м
  • ? взлетная масса – 10,8 т
  • ? потолок – 5500 м
  • ? скорость – до 390 км/ч
  • ? дальность полета с полной нагрузкой – 520 км


На вооружении стоит пара пушек калибра 23 мм (в контейнерах на подвеске), 20 НУР С-8 и 5 штук С-13. На каждом крыле – по управляемой ракете «Вихрь». Также имеется возможность установки УР типа «воздух-воздух» и использования бомб ФАБ, РБК, иных систем вооружения.

Боекомплект «Аллигатора». Фото: YouTube. com


Серийный «Аллигатор» стоит примерно $30 млн.


Ка-52 разрабатывался, как вертолет, способный летать в любую погоду и ночью. «Акула» могла это делать только при соответствующей модернизации. «Аллигатор» от Ка-50 отличается кабиной, рассчитанной на двух пилотов, и новым комплексом оснащения. Теперь один человек управляет вертолетом, второй сосредотачивается на стрельбе. Если первый станет неспособным (например, вследствие ранения) выполнять свои обязанности, второй заменит его. Это стало возможным благодаря двойной системе управления.

Современная система управления Ка-52. Фото: YouTube. com


Предназначение «Аллигатора»


Это не только борьба с танками, но и уничтожение живой силы противника, поражение медленно летящих воздушных целей, разведка, поддержка наземных войск. В сентябре 2011 года прошли испытания Ка-52 по взаимодействию с противолодочным кораблем «Вице-адмирал Кулаков» (площадка имеет размер всего 12 м при диаметре винтов 14,5 м)». Сначала машину сажали на неподвижное судно (попытка удалась с первого раза), потом на плывущее. Можно уверенно сказать, что «Аллигатор» способен сесть (в т. ч. при сильном ветре) на любой корабль, имеющий большое водоизмещение. По итогам испытания была разработана версия вертолета морского базирования Ка-52К.

Живучесть «Аллигатора» и безопасность экипажа


Даже самая совершенная техника в условиях войны становится уязвимой. При поломке одного двигателя машина может сесть в аварийном режиме на втором, который использует резерв тяги. В случае выхода из строя обеих силовых установок вертолет способен осуществить посадку в режиме авторотации, когда винты крутятся самопроизвольно.

Когда использовать эти варианты спасения невозможно, предусмотрена защита экипажа от удара при падении. Если удалось выпустить шасси, его стойки примут на себя всю нагрузку, и, ломаясь, смягчат «посадку». Под креслами пилотов имеются специальные амортизирующие сминаемые модули, гасящие энергию падения. Ну и последний шанс – катапультирование. В этом случае остекление разбивается специальным устройством, одновременно отстреливаются винты, как на «Черной акуле».

Что сегодня?


Сейчас испытывается новейшая модификация «Аллигатора» – Ка-52М, переданный для этого Минобороны РФ. Тестирование планируется закончить в текущем году. Обновленная версия получила модернизированный прицельно-навигационный комплекс, усиленное шасси, дополнительное вооружение. Контракт с Минобороны на передачу в войска 30 единиц техники подписан в 2021 году на выставке «Армия 2021.
А вы что скажете о вертолетах Ка-50 и Ка-52?
Наши новостные каналы

Подписывайтесь и будьте в курсе свежих новостей и важнейших событиях дня.

Рекомендуем для вас
«Сапсаны» хотят ускорить

«Сапсаны» хотят ускорить

Технически это вполне выполнимая задача. В РЖД уже провели необходимые тесты, а все подробности в нашем материале....