Вертолеты с индексом Ка: «Черная Акула» и «Аллигатор»
В семидесятые годы минувшего столетия основным вертолетом в авиации Сухопутных войск Советского Союза был Ми-24, боевые и летные характеристики (ТТХ) которого перестали удовлетворять руководство МО СССР. К этому времени в США уже начались испытания новейшей ударной машины «Апач» (YAH-64). Отставание от Америки считалось недопустимым и в конце 1976 года вышло в свет Постановление Совмина и ЦК КПСС о разработке боевого вертолета, по своим тактико-техническим данным превосходящего конкурента из США.
Свое название машина получила благодаря одноименному фильму, вышедшему в 1993 году. Но это было позже, а пока предстояла серьезная работа по проектированию вертолета. Хотя изначально планировалось не создавать новую технику, а предложить военным уменьшенный вариант Ми-24 – Ми-28. Однако в ходе Государственных испытаний он «проиграл» своему коллеге Ка-50.
Проектирование «Черной Акулы» началось на Ухтомском заводе в 1977 году. Работами тогда руководил главный конструктор Михеев С. В. Вертолет получил заводской индекс В-80. Машина разрабатывалась по соосной схеме несущих винтов. Такое решение позволило геликоптеру выполнять фигуры высшего пилотажа. Например, «воронку» – боковой вираж, когда вертолет перемещается у цели на скорости в 180 км/ч, не меняя при этом высоту. Ка-50 умеет летать боком (80 км/ч) и даже назад (до 90 км/ч). Использование интегрированного оснащения, обеспечивающего автоматическое пилотирование и применение вооружения, позволило сократить количество членов экипажа до одного человека.
«Черная акула» – первый в мире боевой вертолет, оснащенный катапультой К-37 с ракетной системой, «вытягивающей» летчика из поврежденной машины на любой высоте и скорости. Безопасность эвакуации обеспечивается заранее происходящим отстрелом лопастей винтов. Ка-50 разрабатывался, как «ликвидатор» бронетехники врага и его ПВО. Поэтому основным вооружением являются противотанковая пушка 2А42 калибра 30 мм и ПТУРы «Вихрь» и неуправляемые ракетные снаряды.
Первое применения вертолета в реальных условиях войны, произошло в конце 2000-го на территории Чечни. Тогда в район боевых действий прилетела пара Ка-50 с разведывательным Ка-29, выполнявшим целеуказание. Операции с применением новых машин были успешными. Например, 9.01.2001 группа из Ка-50 и Ка-29 уничтожила склад боеприпасов на входе в ущелье (район поселка Комсомольское). А 6 февраля этого же года «Черная акула» с расстояния в 3000 м уничтожила посредством ПТУРов укрепленную базу боевиков.
Вертолет выпускался в ограниченном количестве: с конвейера сошло около 30 машин, сегодня используются 4. Причина заключается в технологическом отставании модели. Промышленность тех лет не могла оснастить вертолет хорошей электроникой: иногда пилоту приходилось вводить информацию, полученную от бортовых систем, вручную. Использовать геликоптер на «все сто» могли только опытные асы: для новичков машина казалась чрезмерно сложной, а инструктора в полет не возьмешь – техника одноместная.
Управлять вертолетом и в это же время вести огонь – сложная задача для одного человека. Также не стоит забывать, что изначально «Черная акула» имела узкую специализацию – уничтожение танков, а сегодня это не так актуально, как раньше. Стало ясно, что российской армии требуется многоцелевая военная машина.
Впервые был продемонстрирован широкой публике в конце 1996 года. По сути это двухместная модернизированная версия «Черной Акулы» (унификация составляет примерно 50 %). Одна из особенностей вертолета заключается в размещении пилота и оператора вооружения – они сидят рядом, как в самолете, а не друг за другом, как в большинстве подобных машин. От Ка-50 к новой модели перешла несущая система, двигатель, частично фюзеляж, шасси и некоторые другие компоненты.
Преимущество «Аллигатора» перед Ка-50 стало очевидным и в 2009 году военные перестали закупать устаревшую машину, отдав предпочтение Ка-52. Долгосрочный договор о поставках был подписан в 2011 году с заводом «Прогресс», где и выпускают «Аллигатор». Технические данные:
На вооружении стоит пара пушек калибра 23 мм (в контейнерах на подвеске), 20 НУР С-8 и 5 штук С-13. На каждом крыле – по управляемой ракете «Вихрь». Также имеется возможность установки УР типа «воздух-воздух» и использования бомб ФАБ, РБК, иных систем вооружения.
Ка-52 разрабатывался, как вертолет, способный летать в любую погоду и ночью. «Акула» могла это делать только при соответствующей модернизации. «Аллигатор» от Ка-50 отличается кабиной, рассчитанной на двух пилотов, и новым комплексом оснащения. Теперь один человек управляет вертолетом, второй сосредотачивается на стрельбе. Если первый станет неспособным (например, вследствие ранения) выполнять свои обязанности, второй заменит его. Это стало возможным благодаря двойной системе управления.
Это не только борьба с танками, но и уничтожение живой силы противника, поражение медленно летящих воздушных целей, разведка, поддержка наземных войск. В сентябре 2011 года прошли испытания Ка-52 по взаимодействию с противолодочным кораблем «Вице-адмирал Кулаков» (площадка имеет размер всего 12 м при диаметре винтов 14,5 м)». Сначала машину сажали на неподвижное судно (попытка удалась с первого раза), потом на плывущее. Можно уверенно сказать, что «Аллигатор» способен сесть (в т. ч. при сильном ветре) на любой корабль, имеющий большое водоизмещение. По итогам испытания была разработана версия вертолета морского базирования Ка-52К.
Даже самая совершенная техника в условиях войны становится уязвимой. При поломке одного двигателя машина может сесть в аварийном режиме на втором, который использует резерв тяги. В случае выхода из строя обеих силовых установок вертолет способен осуществить посадку в режиме авторотации, когда винты крутятся самопроизвольно.
Когда использовать эти варианты спасения невозможно, предусмотрена защита экипажа от удара при падении. Если удалось выпустить шасси, его стойки примут на себя всю нагрузку, и, ломаясь, смягчат «посадку». Под креслами пилотов имеются специальные амортизирующие сминаемые модули, гасящие энергию падения. Ну и последний шанс – катапультирование. В этом случае остекление разбивается специальным устройством, одновременно отстреливаются винты, как на «Черной акуле».
Сейчас испытывается новейшая модификация «Аллигатора» – Ка-52М, переданный для этого Минобороны РФ. Тестирование планируется закончить в текущем году. Обновленная версия получила модернизированный прицельно-навигационный комплекс, усиленное шасси, дополнительное вооружение. Контракт с Минобороны на передачу в войска 30 единиц техники подписан в 2021 году на выставке «Армия 2021.
«Черная Акула» Ка-50
Свое название машина получила благодаря одноименному фильму, вышедшему в 1993 году. Но это было позже, а пока предстояла серьезная работа по проектированию вертолета. Хотя изначально планировалось не создавать новую технику, а предложить военным уменьшенный вариант Ми-24 – Ми-28. Однако в ходе Государственных испытаний он «проиграл» своему коллеге Ка-50.
Проектирование «Черной Акулы» началось на Ухтомском заводе в 1977 году. Работами тогда руководил главный конструктор Михеев С. В. Вертолет получил заводской индекс В-80. Машина разрабатывалась по соосной схеме несущих винтов. Такое решение позволило геликоптеру выполнять фигуры высшего пилотажа. Например, «воронку» – боковой вираж, когда вертолет перемещается у цели на скорости в 180 км/ч, не меняя при этом высоту. Ка-50 умеет летать боком (80 км/ч) и даже назад (до 90 км/ч). Использование интегрированного оснащения, обеспечивающего автоматическое пилотирование и применение вооружения, позволило сократить количество членов экипажа до одного человека.
Первый раз Ка-50 поднял в небо Герой Советского Союза, Бездетнов Николай Павлович. Это произошло 17.06.1982.
«Черная акула» – первый в мире боевой вертолет, оснащенный катапультой К-37 с ракетной системой, «вытягивающей» летчика из поврежденной машины на любой высоте и скорости. Безопасность эвакуации обеспечивается заранее происходящим отстрелом лопастей винтов. Ка-50 разрабатывался, как «ликвидатор» бронетехники врага и его ПВО. Поэтому основным вооружением являются противотанковая пушка 2А42 калибра 30 мм и ПТУРы «Вихрь» и неуправляемые ракетные снаряды.
Участие в боевых действиях
Первое применения вертолета в реальных условиях войны, произошло в конце 2000-го на территории Чечни. Тогда в район боевых действий прилетела пара Ка-50 с разведывательным Ка-29, выполнявшим целеуказание. Операции с применением новых машин были успешными. Например, 9.01.2001 группа из Ка-50 и Ка-29 уничтожила склад боеприпасов на входе в ущелье (район поселка Комсомольское). А 6 февраля этого же года «Черная акула» с расстояния в 3000 м уничтожила посредством ПТУРов укрепленную базу боевиков.
О производстве и дальнейшей судьбе Ка-50
Вертолет выпускался в ограниченном количестве: с конвейера сошло около 30 машин, сегодня используются 4. Причина заключается в технологическом отставании модели. Промышленность тех лет не могла оснастить вертолет хорошей электроникой: иногда пилоту приходилось вводить информацию, полученную от бортовых систем, вручную. Использовать геликоптер на «все сто» могли только опытные асы: для новичков машина казалась чрезмерно сложной, а инструктора в полет не возьмешь – техника одноместная.
Управлять вертолетом и в это же время вести огонь – сложная задача для одного человека. Также не стоит забывать, что изначально «Черная акула» имела узкую специализацию – уничтожение танков, а сегодня это не так актуально, как раньше. Стало ясно, что российской армии требуется многоцелевая военная машина.
Ка-52 «Аллигатор»
Впервые был продемонстрирован широкой публике в конце 1996 года. По сути это двухместная модернизированная версия «Черной Акулы» (унификация составляет примерно 50 %). Одна из особенностей вертолета заключается в размещении пилота и оператора вооружения – они сидят рядом, как в самолете, а не друг за другом, как в большинстве подобных машин. От Ка-50 к новой модели перешла несущая система, двигатель, частично фюзеляж, шасси и некоторые другие компоненты.
Серийное производство технические параметры
Преимущество «Аллигатора» перед Ка-50 стало очевидным и в 2009 году военные перестали закупать устаревшую машину, отдав предпочтение Ка-52. Долгосрочный договор о поставках был подписан в 2011 году с заводом «Прогресс», где и выпускают «Аллигатор». Технические данные:
- ? длина, высота, диаметр винтов – 14,21, 4,93, 14,5 м
- ? взлетная масса – 10,8 т
- ? потолок – 5500 м
- ? скорость – до 390 км/ч
- ? дальность полета с полной нагрузкой – 520 км
На вооружении стоит пара пушек калибра 23 мм (в контейнерах на подвеске), 20 НУР С-8 и 5 штук С-13. На каждом крыле – по управляемой ракете «Вихрь». Также имеется возможность установки УР типа «воздух-воздух» и использования бомб ФАБ, РБК, иных систем вооружения.
Серийный «Аллигатор» стоит примерно $30 млн.
Ка-52 разрабатывался, как вертолет, способный летать в любую погоду и ночью. «Акула» могла это делать только при соответствующей модернизации. «Аллигатор» от Ка-50 отличается кабиной, рассчитанной на двух пилотов, и новым комплексом оснащения. Теперь один человек управляет вертолетом, второй сосредотачивается на стрельбе. Если первый станет неспособным (например, вследствие ранения) выполнять свои обязанности, второй заменит его. Это стало возможным благодаря двойной системе управления.
Предназначение «Аллигатора»
Это не только борьба с танками, но и уничтожение живой силы противника, поражение медленно летящих воздушных целей, разведка, поддержка наземных войск. В сентябре 2011 года прошли испытания Ка-52 по взаимодействию с противолодочным кораблем «Вице-адмирал Кулаков» (площадка имеет размер всего 12 м при диаметре винтов 14,5 м)». Сначала машину сажали на неподвижное судно (попытка удалась с первого раза), потом на плывущее. Можно уверенно сказать, что «Аллигатор» способен сесть (в т. ч. при сильном ветре) на любой корабль, имеющий большое водоизмещение. По итогам испытания была разработана версия вертолета морского базирования Ка-52К.
Живучесть «Аллигатора» и безопасность экипажа
Даже самая совершенная техника в условиях войны становится уязвимой. При поломке одного двигателя машина может сесть в аварийном режиме на втором, который использует резерв тяги. В случае выхода из строя обеих силовых установок вертолет способен осуществить посадку в режиме авторотации, когда винты крутятся самопроизвольно.
Когда использовать эти варианты спасения невозможно, предусмотрена защита экипажа от удара при падении. Если удалось выпустить шасси, его стойки примут на себя всю нагрузку, и, ломаясь, смягчат «посадку». Под креслами пилотов имеются специальные амортизирующие сминаемые модули, гасящие энергию падения. Ну и последний шанс – катапультирование. В этом случае остекление разбивается специальным устройством, одновременно отстреливаются винты, как на «Черной акуле».
Что сегодня?
Сейчас испытывается новейшая модификация «Аллигатора» – Ка-52М, переданный для этого Минобороны РФ. Тестирование планируется закончить в текущем году. Обновленная версия получила модернизированный прицельно-навигационный комплекс, усиленное шасси, дополнительное вооружение. Контракт с Минобороны на передачу в войска 30 единиц техники подписан в 2021 году на выставке «Армия 2021.
- Сергей М.
- https://youtube.com
Рекомендуем для вас
Ракетоплан «Аврора» совершил свой первый сверхзвуковой полет
Это первое подобное событие для гражданской авиации со времен «Конкорда». Подробнее обо всем читайте в нашем материале....
Революционный реактивный двигатель прошел первые огневые испытания и показал многообещающие результаты
Речь о новой турбоэлектрической установке, предназначенной для пассажирских реактивных самолетов. Подробнее о проекте читайте в нашем материале....
Стало известно, почему в России трудно строить самолеты
Существует несколько ключевых факторов, создающих проблемы. Но есть и положительная динамика. Все подробности читайте в нашем материале....
Из CR929 – С929: где Китай возьмет двигатели?
После выхода РФ из проекта CR929, китайцы продолжили строить самолет самостоятельно. Планер и электронное оборудование КНР по силам, но с двигателем –...
Импортозамещенный Ту-214 готов к первому полету
Казанский авиазавод установил отечественные навигационные системы, а также другое важное оборудование. Все подробности читайте в нашем материале....
Вот почему современные автомобили быстро ломаются – основная причина
Современные автомобили сделаны так, что водителю практически не нужно знать их устройство. Максимум запомнить, где бачок для стеклоомывающей жидкости. Впрочем,...
Новый экземпляр Ил-114-300 проходит сертификационные испытания
Параллельно с этим собирают первый серийный образец. Как проходят тестирования прототипов, и на каком этапе находятся остальные машины, читайте в нашем...
Российский самолет, оснащенный ПД-35 – появились новые подробности о проекте
Информацией о том, на каком этапе он находится и когда можно ожидать результат поделился Министр торговли и промышленности Российской Федерации. Подробности в...
Раскрыта стоимость флагманскоой модели «Москвич 8»
Также стала известна дата поступления в продажу. Все подробности и характеристики отечественного внедорожника читайте в нашем материале....
Илон Маск нашел революционную замену самолетам
Американский предприниматель хочет отправлять пассажиров на специально подготовленной ракете. Это позволит сократить время перелетов в 15 раз, опередив даже...
Дизельный УАЗ и дюжина новых моделей – компания Sollers провела грандиозную презентацию
Российская компания давно не проводила мероприятия таких масштабов. Бренд подготовил новые фургоны, пикапы, минивэн и внедорожник. Кроме того, улучшили и...
«Авиация Колымы» стала обладателем вертолетов-косаток
Уникальные машины вскоре отправятся в месте постоянной дислокации. По пути будет 11 остановок. Не исключено, что вам повезет их увидеть «вживую»....
Готовятся к серийному производству 13 моделей новых российских автомобилей
Компания Sollers еще пару лет назад обещала, что выпустит несколько новых моделей отечественных автомобилей. Не совсем российских, но зато в перспективе...
Россия построит новую железную дорогу до Персидского залива
Логистическое сообщение поможет обеспечить стабильные поставки с Урала, Сибири и Поволжья. Все подробности масштабного проекта читайте в нашем материале....
Брянский автомобильный завод готовит к выпуску уникальные грузовики
Это будет пожарный автомобиль для аэродромов. Он заявлен как на 100% отечественный, но есть нюансы....
К-750 – советский мотоцикл, восстановленный по современным технологиям
Некоторые россияне и жители СНГ любят советские мотоциклы. Для многих это не единственная и бюджетная возможность передвигаться на двух колесах, а отдушина....