
Вертолеты с индексом Ка: «Черная Акула» и «Аллигатор»
В семидесятые годы минувшего столетия основным вертолетом в авиации Сухопутных войск Советского Союза был Ми-24, боевые и летные характеристики (ТТХ) которого перестали удовлетворять руководство МО СССР. К этому времени в США уже начались испытания новейшей ударной машины «Апач» (YAH-64). Отставание от Америки считалось недопустимым и в конце 1976 года вышло в свет Постановление Совмина и ЦК КПСС о разработке боевого вертолета, по своим тактико-техническим данным превосходящего конкурента из США.
Свое название машина получила благодаря одноименному фильму, вышедшему в 1993 году. Но это было позже, а пока предстояла серьезная работа по проектированию вертолета. Хотя изначально планировалось не создавать новую технику, а предложить военным уменьшенный вариант Ми-24 – Ми-28. Однако в ходе Государственных испытаний он «проиграл» своему коллеге Ка-50.
Проектирование «Черной Акулы» началось на Ухтомском заводе в 1977 году. Работами тогда руководил главный конструктор Михеев С. В. Вертолет получил заводской индекс В-80. Машина разрабатывалась по соосной схеме несущих винтов. Такое решение позволило геликоптеру выполнять фигуры высшего пилотажа. Например, «воронку» – боковой вираж, когда вертолет перемещается у цели на скорости в 180 км/ч, не меняя при этом высоту. Ка-50 умеет летать боком (80 км/ч) и даже назад (до 90 км/ч). Использование интегрированного оснащения, обеспечивающего автоматическое пилотирование и применение вооружения, позволило сократить количество членов экипажа до одного человека.
«Черная акула» – первый в мире боевой вертолет, оснащенный катапультой К-37 с ракетной системой, «вытягивающей» летчика из поврежденной машины на любой высоте и скорости. Безопасность эвакуации обеспечивается заранее происходящим отстрелом лопастей винтов. Ка-50 разрабатывался, как «ликвидатор» бронетехники врага и его ПВО. Поэтому основным вооружением являются противотанковая пушка 2А42 калибра 30 мм и ПТУРы «Вихрь» и неуправляемые ракетные снаряды.
Первое применения вертолета в реальных условиях войны, произошло в конце 2000-го на территории Чечни. Тогда в район боевых действий прилетела пара Ка-50 с разведывательным Ка-29, выполнявшим целеуказание. Операции с применением новых машин были успешными. Например, 9.01.2001 группа из Ка-50 и Ка-29 уничтожила склад боеприпасов на входе в ущелье (район поселка Комсомольское). А 6 февраля этого же года «Черная акула» с расстояния в 3000 м уничтожила посредством ПТУРов укрепленную базу боевиков.
Вертолет выпускался в ограниченном количестве: с конвейера сошло около 30 машин, сегодня используются 4. Причина заключается в технологическом отставании модели. Промышленность тех лет не могла оснастить вертолет хорошей электроникой: иногда пилоту приходилось вводить информацию, полученную от бортовых систем, вручную. Использовать геликоптер на «все сто» могли только опытные асы: для новичков машина казалась чрезмерно сложной, а инструктора в полет не возьмешь – техника одноместная.
Управлять вертолетом и в это же время вести огонь – сложная задача для одного человека. Также не стоит забывать, что изначально «Черная акула» имела узкую специализацию – уничтожение танков, а сегодня это не так актуально, как раньше. Стало ясно, что российской армии требуется многоцелевая военная машина.
Впервые был продемонстрирован широкой публике в конце 1996 года. По сути это двухместная модернизированная версия «Черной Акулы» (унификация составляет примерно 50 %). Одна из особенностей вертолета заключается в размещении пилота и оператора вооружения – они сидят рядом, как в самолете, а не друг за другом, как в большинстве подобных машин. От Ка-50 к новой модели перешла несущая система, двигатель, частично фюзеляж, шасси и некоторые другие компоненты.
Преимущество «Аллигатора» перед Ка-50 стало очевидным и в 2009 году военные перестали закупать устаревшую машину, отдав предпочтение Ка-52. Долгосрочный договор о поставках был подписан в 2011 году с заводом «Прогресс», где и выпускают «Аллигатор». Технические данные:
На вооружении стоит пара пушек калибра 23 мм (в контейнерах на подвеске), 20 НУР С-8 и 5 штук С-13. На каждом крыле – по управляемой ракете «Вихрь». Также имеется возможность установки УР типа «воздух-воздух» и использования бомб ФАБ, РБК, иных систем вооружения.
Ка-52 разрабатывался, как вертолет, способный летать в любую погоду и ночью. «Акула» могла это делать только при соответствующей модернизации. «Аллигатор» от Ка-50 отличается кабиной, рассчитанной на двух пилотов, и новым комплексом оснащения. Теперь один человек управляет вертолетом, второй сосредотачивается на стрельбе. Если первый станет неспособным (например, вследствие ранения) выполнять свои обязанности, второй заменит его. Это стало возможным благодаря двойной системе управления.
Это не только борьба с танками, но и уничтожение живой силы противника, поражение медленно летящих воздушных целей, разведка, поддержка наземных войск. В сентябре 2011 года прошли испытания Ка-52 по взаимодействию с противолодочным кораблем «Вице-адмирал Кулаков» (площадка имеет размер всего 12 м при диаметре винтов 14,5 м)». Сначала машину сажали на неподвижное судно (попытка удалась с первого раза), потом на плывущее. Можно уверенно сказать, что «Аллигатор» способен сесть (в т. ч. при сильном ветре) на любой корабль, имеющий большое водоизмещение. По итогам испытания была разработана версия вертолета морского базирования Ка-52К.
Даже самая совершенная техника в условиях войны становится уязвимой. При поломке одного двигателя машина может сесть в аварийном режиме на втором, который использует резерв тяги. В случае выхода из строя обеих силовых установок вертолет способен осуществить посадку в режиме авторотации, когда винты крутятся самопроизвольно.
Когда использовать эти варианты спасения невозможно, предусмотрена защита экипажа от удара при падении. Если удалось выпустить шасси, его стойки примут на себя всю нагрузку, и, ломаясь, смягчат «посадку». Под креслами пилотов имеются специальные амортизирующие сминаемые модули, гасящие энергию падения. Ну и последний шанс – катапультирование. В этом случае остекление разбивается специальным устройством, одновременно отстреливаются винты, как на «Черной акуле».
Сейчас испытывается новейшая модификация «Аллигатора» – Ка-52М, переданный для этого Минобороны РФ. Тестирование планируется закончить в текущем году. Обновленная версия получила модернизированный прицельно-навигационный комплекс, усиленное шасси, дополнительное вооружение. Контракт с Минобороны на передачу в войска 30 единиц техники подписан в 2021 году на выставке «Армия 2021.
«Черная Акула» Ка-50
Свое название машина получила благодаря одноименному фильму, вышедшему в 1993 году. Но это было позже, а пока предстояла серьезная работа по проектированию вертолета. Хотя изначально планировалось не создавать новую технику, а предложить военным уменьшенный вариант Ми-24 – Ми-28. Однако в ходе Государственных испытаний он «проиграл» своему коллеге Ка-50.
Проектирование «Черной Акулы» началось на Ухтомском заводе в 1977 году. Работами тогда руководил главный конструктор Михеев С. В. Вертолет получил заводской индекс В-80. Машина разрабатывалась по соосной схеме несущих винтов. Такое решение позволило геликоптеру выполнять фигуры высшего пилотажа. Например, «воронку» – боковой вираж, когда вертолет перемещается у цели на скорости в 180 км/ч, не меняя при этом высоту. Ка-50 умеет летать боком (80 км/ч) и даже назад (до 90 км/ч). Использование интегрированного оснащения, обеспечивающего автоматическое пилотирование и применение вооружения, позволило сократить количество членов экипажа до одного человека.
Первый раз Ка-50 поднял в небо Герой Советского Союза, Бездетнов Николай Павлович. Это произошло 17.06.1982.
«Черная акула» – первый в мире боевой вертолет, оснащенный катапультой К-37 с ракетной системой, «вытягивающей» летчика из поврежденной машины на любой высоте и скорости. Безопасность эвакуации обеспечивается заранее происходящим отстрелом лопастей винтов. Ка-50 разрабатывался, как «ликвидатор» бронетехники врага и его ПВО. Поэтому основным вооружением являются противотанковая пушка 2А42 калибра 30 мм и ПТУРы «Вихрь» и неуправляемые ракетные снаряды.
Участие в боевых действиях
Первое применения вертолета в реальных условиях войны, произошло в конце 2000-го на территории Чечни. Тогда в район боевых действий прилетела пара Ка-50 с разведывательным Ка-29, выполнявшим целеуказание. Операции с применением новых машин были успешными. Например, 9.01.2001 группа из Ка-50 и Ка-29 уничтожила склад боеприпасов на входе в ущелье (район поселка Комсомольское). А 6 февраля этого же года «Черная акула» с расстояния в 3000 м уничтожила посредством ПТУРов укрепленную базу боевиков.
О производстве и дальнейшей судьбе Ка-50
Вертолет выпускался в ограниченном количестве: с конвейера сошло около 30 машин, сегодня используются 4. Причина заключается в технологическом отставании модели. Промышленность тех лет не могла оснастить вертолет хорошей электроникой: иногда пилоту приходилось вводить информацию, полученную от бортовых систем, вручную. Использовать геликоптер на «все сто» могли только опытные асы: для новичков машина казалась чрезмерно сложной, а инструктора в полет не возьмешь – техника одноместная.
Управлять вертолетом и в это же время вести огонь – сложная задача для одного человека. Также не стоит забывать, что изначально «Черная акула» имела узкую специализацию – уничтожение танков, а сегодня это не так актуально, как раньше. Стало ясно, что российской армии требуется многоцелевая военная машина.
Ка-52 «Аллигатор»
Впервые был продемонстрирован широкой публике в конце 1996 года. По сути это двухместная модернизированная версия «Черной Акулы» (унификация составляет примерно 50 %). Одна из особенностей вертолета заключается в размещении пилота и оператора вооружения – они сидят рядом, как в самолете, а не друг за другом, как в большинстве подобных машин. От Ка-50 к новой модели перешла несущая система, двигатель, частично фюзеляж, шасси и некоторые другие компоненты.
Серийное производство технические параметры
Преимущество «Аллигатора» перед Ка-50 стало очевидным и в 2009 году военные перестали закупать устаревшую машину, отдав предпочтение Ка-52. Долгосрочный договор о поставках был подписан в 2011 году с заводом «Прогресс», где и выпускают «Аллигатор». Технические данные:
- ? длина, высота, диаметр винтов – 14,21, 4,93, 14,5 м
- ? взлетная масса – 10,8 т
- ? потолок – 5500 м
- ? скорость – до 390 км/ч
- ? дальность полета с полной нагрузкой – 520 км
На вооружении стоит пара пушек калибра 23 мм (в контейнерах на подвеске), 20 НУР С-8 и 5 штук С-13. На каждом крыле – по управляемой ракете «Вихрь». Также имеется возможность установки УР типа «воздух-воздух» и использования бомб ФАБ, РБК, иных систем вооружения.
Серийный «Аллигатор» стоит примерно $30 млн.
Ка-52 разрабатывался, как вертолет, способный летать в любую погоду и ночью. «Акула» могла это делать только при соответствующей модернизации. «Аллигатор» от Ка-50 отличается кабиной, рассчитанной на двух пилотов, и новым комплексом оснащения. Теперь один человек управляет вертолетом, второй сосредотачивается на стрельбе. Если первый станет неспособным (например, вследствие ранения) выполнять свои обязанности, второй заменит его. Это стало возможным благодаря двойной системе управления.
Предназначение «Аллигатора»
Это не только борьба с танками, но и уничтожение живой силы противника, поражение медленно летящих воздушных целей, разведка, поддержка наземных войск. В сентябре 2011 года прошли испытания Ка-52 по взаимодействию с противолодочным кораблем «Вице-адмирал Кулаков» (площадка имеет размер всего 12 м при диаметре винтов 14,5 м)». Сначала машину сажали на неподвижное судно (попытка удалась с первого раза), потом на плывущее. Можно уверенно сказать, что «Аллигатор» способен сесть (в т. ч. при сильном ветре) на любой корабль, имеющий большое водоизмещение. По итогам испытания была разработана версия вертолета морского базирования Ка-52К.
Живучесть «Аллигатора» и безопасность экипажа
Даже самая совершенная техника в условиях войны становится уязвимой. При поломке одного двигателя машина может сесть в аварийном режиме на втором, который использует резерв тяги. В случае выхода из строя обеих силовых установок вертолет способен осуществить посадку в режиме авторотации, когда винты крутятся самопроизвольно.
Когда использовать эти варианты спасения невозможно, предусмотрена защита экипажа от удара при падении. Если удалось выпустить шасси, его стойки примут на себя всю нагрузку, и, ломаясь, смягчат «посадку». Под креслами пилотов имеются специальные амортизирующие сминаемые модули, гасящие энергию падения. Ну и последний шанс – катапультирование. В этом случае остекление разбивается специальным устройством, одновременно отстреливаются винты, как на «Черной акуле».
Что сегодня?
Сейчас испытывается новейшая модификация «Аллигатора» – Ка-52М, переданный для этого Минобороны РФ. Тестирование планируется закончить в текущем году. Обновленная версия получила модернизированный прицельно-навигационный комплекс, усиленное шасси, дополнительное вооружение. Контракт с Минобороны на передачу в войска 30 единиц техники подписан в 2021 году на выставке «Армия 2021.
- Сергей М.
- https://youtube.com
Рекомендуем для вас

Настоящий тяжеловес – в Архангельский авиапарк вернулся легендарный вертолет
Это одна из самых мощных машин в мире. Гражданская версия будет трудиться в сложных условиях грузовых и пассажирских сценариев....

Теперь официально – первый взгляд на серийную «Искру» и вопросы к АВТОВАЗ
Последняя новинка отечественной компании АВТОВАЗ теперь официально перешла на стадию серийного производства. По случаю этого события было организовано...

ЛиАЗ-677: тяжелое восстановление спустя 25 лет простоя
Спустя почти полвека с момента выпуска легендарного ЛиАЗ-677 1976 года автор видео на YouTube-канале «Автобусная мастерская VegaBus» решается вдохнуть в него...

«Грузинская солянка» или электровоз 4Е10
Грузинский завод ТЭВЗ в советское время собирал многие модели отечественных электровозов. В 2000 году его специалисты попытались создать грузопассажирский...

Верховина 7 Спорт – самый «крутой» львовский мопед для советских пацанов
Мопеды в позднем СССР были представлены в основном двух заводов – львовского и рижского. Одни считались похуже, другие получше, но в продаже последние...

10 тракторов из СССР, о которых почти никто не знает, и зря
В советской истории тракторостроения осталось немало малоизвестных, но по-своему гениальных машин, которые могли бы изменить отрасль, будь у них шанс на...

До 100 км/ч за 1,38 секунды – как это возможно?
Когда кажется, что автомобильная индустрия уже показала все, появляется нечто, что рушит представления о возможном. В этом видео автор YouTube-канала «Big Look...

«Трансмашхолдинг» начал испытания нового дизельного поезда ДП2Д
Ему предстоит проехать 5000 км по кольцевой железной дороге. Однако на этом тесты вовсе не закончатся....

Новый «Корвет» из США – во сколько обошлось «удовольствие»
«Нестандартные» и флагманские автомобили в нашей стране теперь приходится «доставать». Речь идет как о конкретных моделях, так и о некоторых марках. Даже если...

Количество SJ-100 для летных испытаний растет – присоединился еще один борт
Вместе с тем стала известна точная дата тестового полета нового образца, а также ориентировочные сроки завершения испытательной программы. Следом за ним –...

Стартовало серийное производство нового российского фургона Sollers
Грузоподъемность 800 кг и экономичный двигатель. Новый фургон не имеет конкурентов на российском рынке....

В Москве открылась крупнейшая в России выставка техники
Сотни экспонатов – настоящий рай для поклонников технологий и механизмов. Более 40 брендов уже приняли участие....

Pontiac Banshee: за что его выгнали из автосалона в Нью-Йорке?
Поворотная точка для Pontiac и последний шанс обогнать Chevrolet. Почему все-таки не вышло?...

«Искра» уже в истории – АВТОВАЗ представил эксклюзивный экземпляр
Такая Lada Iskra будет существовать лишь в единичном экземпляре. Что скрывается под чехлом и какой символизм кроет в себе уникальная модификация, предлагаем...

В чем 18-летний белорусский погрузчик лучше новых «китайцев»?
Насколько надежен погрузчик, способный проработать 18 лет и не терять формы? В этом выпуске – честный и подробный обзор белорусского «Амкодора» 332C4,...

Больше мощности, меньше расходов – Hyundai представила новую платформу
Она уже не «на бумаге», а вполне реализована. Первый автомобиль на этой технологии будет выпущен до конца текущего года....