
Знаменитая гоночная Skoda 130 RS из середины 70-х
В 70-х предприятие AZNP (Skoda) нуждалось в эффективной модели, способной выдерживать конкуренцию на спецучастках или классических трассах. В качестве базы инженеры решили использовать симпатичное купе 110 R, с которым наши читатели уже имели возможность познакомиться.
Именно тогда, в середине десятилетия, производитель впервые решил отойти от привычной аббревиатуры TS (Touring Sport), отдав предпочтение RS. Так в 1974-м появились гоночные 180/200 RS Special. Производные этих моделей даже попали на рынки Западной Европы (в частности, в Великобританию). В тот период появился и подходящий силовой агрегат – бензиновый, безнаддувный и с жидкостным охлаждением:
✅ 4-цилиндровый
✅ рабочим объемом – 1289 куб. см
✅ мощностью – 112,5 л. с при 7250 об/мин
Со временем, увеличив степень сжатия, конструкторы смогли выжать из него уже 140 «лошадок». Это оказалось совсем не лишним, потому что модели, с которыми приходилось конкурировать чехословацким гонщикам, имели примерно такие же показатели.
Skoda 130 RS создавался специально для раллийных соревнований. Фото автора
Правила раллийных соревнований предписывали участие в них только автомобилей серийного производства. Поэтому ни одна из команд не могла просто выставить что-то специально созданное в единичном экземпляре, по примеру Формулы-1. Напротив, заводским командам приходилось выискивать успешные варианты, стоявшие на конвейере и слегка их дорабатывать.
В конце 60-х за чехословацкую команду довольно успешно выступали раллийные Skoda 110 LS. Они имели 1,1-литровый двигатель и вполне соответствовали текущим требованиям. Но все изменилось когда FIA в 1971 году подняло планку, позволив иметь объем силовых агрегатов до 1300 куб. см.
В таких условиях спортсмены из центральноевропейской страны оказались в явном проигрыше с менее мощным мотором под капотом. И эта проблема нуждалась в срочном решении, ведь не было смысла в том, чтобы выходить на трассу в однозначном статусе аутсайдера.
Проект по созданию этого автомобиля утвердили в октябре 1974 года. Спустя семь месяцев конструкторы завода уже подготовили первый ходовой экземпляр. Коллектив, руководимый инженером Червены, представил кольцевую версию, оборудованную 5-ступенчатой коробкой передач. Вот другие ее характеристики:
✅ рабочий объем двигателя – 1289 куб. см
✅ мощность – 135 л. с
✅ сцепление – Fichtel & Sachs
✅ максимальная скорость – 220 км/ч
Но уже в следующем году модель попытались подвергнуть омологации, установив 4-ступенчатую КПП и 142-сильный двигатель рабочим объемом 1299,6 куб. см. Помимо стандартных сдвоенных карбюраторов Weber, здесь также испытывался впрыск Lucas. Гонщик смог преодолеть на нем фиксированный километр менее чем за полминуты (28,5 секунды). Обратим внимание и на физические параметры автомобиля:
✅ длина – 4,2 м
✅ ширина – 1,72 м
✅ высота – 1,28 м
✅ колесная база – 2400 мм
Чтобы добиться в будущем спортивных успехов, раллийную версию постарались сделать максимально взвешенной. Это коснулось не только подбора силового агрегата и исходной модели, но также и материалов, из которых изготовили элементы ее конструкции.
Задняя часть автомобиля оказалась совершенно новой. Вместо продольных рычагов с наклонными поворотными осями использованы жесткие винтовые пружины и телескопические амортизаторы двойного действия Koni. Передние дисковые тормоза с вакуумным усилителем пришли от Girling, задние – барабанные с ограничителем давления. Тормозная жидкость имела логотип Castrol.
Специальная выхлопная система в Skoda 130 RS. Фото автора
Если вначале на Skoda 130 RS устанавливались 13-дюймовые колеса, то с сезона 1979 года их решили заменить на более серьезный вариант – пятнадцатидюймовый. Каркас кузова основан на базовом купе, с одной оговоркой. 130 RS отличался широкими убранными крыльями из стеклопластика. Из того же материала изготовили передний спойлер и крышку двигателя, придав ей вид заднего спойлера.
Дежурная масса раллийного варианта выгодно отличалась от основы, имея показатель всего лишь в 720 кг. При этом сухой вес и вовсе оказался на сто килограмм меньше. Таких цифр создателям удалось добиться благодаря широкому использованию деталей, изготовленных из легких алюминиевых сплавов. Это коснулось:
✅ капота
✅ крыши
✅ внешних дверных панелей
Лобовое стекло оставили оригинальным, а вот все остальные выполнили из поликарбоната Macrolon, сделав боковые окна сдвижными. С задних крыльев убрали решетки, а радиатор перенесли вперед за маску, обеспечив самые высокие показатели аэродинамики. Учитывая постоянное использование автомобиля на высоких скоростях, позаботились о дополнительных отверстиях для охлаждения, установив их:
✅ в носовой части
✅ на порогах
✅ в задней части крышки
Автомобили оснащались солидным набором: спидометром, тахометром, манометром масла, термометром охлаждающей жидкости и указателем уровня топлива. В ведении пассажира находились два трипмастера и секундомер.
В экипаже гоночной Skoda 130 RS сразу два Павла. Фото автора
Обивку свели к абсолютному минимуму, как и в гоночных версиях. Конечно, последние не имели спидометра, он бесполезен на трассах, где скорость определяется оборотами и передачей. Во всех машинах пилоты и их напарники сидели в анатомических нерегулируемых сиденьях из ламинированной оболочки. Позже (по крайней мере, пассажиры раллийных спецмашин) получили регулируемые спинки.
Соблюдение правил ТБ оставалось лишь в мечтах, перед водителем не было ни положенного огнетушителя, ни каркаса безопасности. Бак вмещал 60 литров топлива, форсунка располагалась под передним капотом, бензин подавался в карбюраторы парой электронасосов.
Многие местные специалисты сходятся на том, что Skoda 130 RS можно считать самым успешным гоночным автомобилем чехословацкого производства. Лучше всего это подтвердилось, когда на региональных соревнованиях Barum-1980 пилоты модели заняли сразу пять высших строчек итогового зачета. Но грандиозные успехи у 130 RS случались и намного раньше.
В 90-х эстафету подхватил Favorit. Фото автора
Самыми крупными победами можно считать первое место на престижном ралли в Монте-Карло (1977 год) и титул чемпионов Европы-1981 по кузовным гонкам. Но на высшую ступень пьедестала пилоты Skoda 130 RS поднимались уже и раньше – на третьем ралли Skoda в 1976-м. В целом, автомобиль за свою недолгую карьеру пять раз попадал в десятку сильнейших на представительных международных соревнованиях.
Кроме «1000 озер-1977», это и греческий «Акрополь» (1978, 1979 и 1981), где Вацлав Блан занимал почетное восьмое место. Параллельно швед Хауглад выиграл местный этап 1978 года, показав себя «королем снежных гонок». А во время чемпионатов Европы для стран Восточного блока, модель успешно конкурировала с нашими «Жигулями» и другими автомобилями, одержав ряд безоговорочных побед.
В период с 1975 по 1980 годы собрано 38 оригинальных экземпляров Skoda 130 RS. Иногда можно встретить упоминание о двух и даже пяти сотнях таких автомобилей, но речь идет о конверсиях, создававшихся произвольно и бесконтрольно. А в их конструкции использовались многие неоригинальные детали, изготовленные различными компаниями.
Передняя часть Skoda 130 RS. Фото автора
После завершения успешной европейской карьеры автомобиль не отправился на «пенсию». Он смог участвовать в домашних соревнованиях, сразу став абсолютным чемпионом республики 1983 года. Позже некоторые использовались в ралли-кроссах, а другие просто переоборудованы в гражданские версии. В начале 90-х такие автомобили еще встречались на чешских дорогах. Сейчас (как и экземпляр на сопровождающих фото) Skoda 130 RS можно встретить только в музеях или мастерских любителей ретро-техники.
Именно тогда, в середине десятилетия, производитель впервые решил отойти от привычной аббревиатуры TS (Touring Sport), отдав предпочтение RS. Так в 1974-м появились гоночные 180/200 RS Special. Производные этих моделей даже попали на рынки Западной Европы (в частности, в Великобританию). В тот период появился и подходящий силовой агрегат – бензиновый, безнаддувный и с жидкостным охлаждением:
✅ 4-цилиндровый
✅ рабочим объемом – 1289 куб. см
✅ мощностью – 112,5 л. с при 7250 об/мин
Со временем, увеличив степень сжатия, конструкторы смогли выжать из него уже 140 «лошадок». Это оказалось совсем не лишним, потому что модели, с которыми приходилось конкурировать чехословацким гонщикам, имели примерно такие же показатели.

Правила раллийных соревнований предписывали участие в них только автомобилей серийного производства. Поэтому ни одна из команд не могла просто выставить что-то специально созданное в единичном экземпляре, по примеру Формулы-1. Напротив, заводским командам приходилось выискивать успешные варианты, стоявшие на конвейере и слегка их дорабатывать.
Изменения, потребовавшие замены модели
В конце 60-х за чехословацкую команду довольно успешно выступали раллийные Skoda 110 LS. Они имели 1,1-литровый двигатель и вполне соответствовали текущим требованиям. Но все изменилось когда FIA в 1971 году подняло планку, позволив иметь объем силовых агрегатов до 1300 куб. см.
В таких условиях спортсмены из центральноевропейской страны оказались в явном проигрыше с менее мощным мотором под капотом. И эта проблема нуждалась в срочном решении, ведь не было смысла в том, чтобы выходить на трассу в однозначном статусе аутсайдера.
Первой пробой стал вариант 120 S Rallye, появившийся в 1972 году. Несмотря на его успешные выступления, автомобиль оказался лишь промежуточным звеном в цепи поиска оптимальной конструкции. Ею в 1975-м стала
Skoda 130 RS.
Skoda 130 RS.
Проект по созданию этого автомобиля утвердили в октябре 1974 года. Спустя семь месяцев конструкторы завода уже подготовили первый ходовой экземпляр. Коллектив, руководимый инженером Червены, представил кольцевую версию, оборудованную 5-ступенчатой коробкой передач. Вот другие ее характеристики:
✅ рабочий объем двигателя – 1289 куб. см
✅ мощность – 135 л. с
✅ сцепление – Fichtel & Sachs
✅ максимальная скорость – 220 км/ч
Но уже в следующем году модель попытались подвергнуть омологации, установив 4-ступенчатую КПП и 142-сильный двигатель рабочим объемом 1299,6 куб. см. Помимо стандартных сдвоенных карбюраторов Weber, здесь также испытывался впрыск Lucas. Гонщик смог преодолеть на нем фиксированный километр менее чем за полминуты (28,5 секунды). Обратим внимание и на физические параметры автомобиля:
✅ длина – 4,2 м
✅ ширина – 1,72 м
✅ высота – 1,28 м
✅ колесная база – 2400 мм
Чтобы добиться в будущем спортивных успехов, раллийную версию постарались сделать максимально взвешенной. Это коснулось не только подбора силового агрегата и исходной модели, но также и материалов, из которых изготовили элементы ее конструкции.
Технические особенности раллийной Skoda 130 RS
Задняя часть автомобиля оказалась совершенно новой. Вместо продольных рычагов с наклонными поворотными осями использованы жесткие винтовые пружины и телескопические амортизаторы двойного действия Koni. Передние дисковые тормоза с вакуумным усилителем пришли от Girling, задние – барабанные с ограничителем давления. Тормозная жидкость имела логотип Castrol.

Если вначале на Skoda 130 RS устанавливались 13-дюймовые колеса, то с сезона 1979 года их решили заменить на более серьезный вариант – пятнадцатидюймовый. Каркас кузова основан на базовом купе, с одной оговоркой. 130 RS отличался широкими убранными крыльями из стеклопластика. Из того же материала изготовили передний спойлер и крышку двигателя, придав ей вид заднего спойлера.
Дежурная масса раллийного варианта выгодно отличалась от основы, имея показатель всего лишь в 720 кг. При этом сухой вес и вовсе оказался на сто килограмм меньше. Таких цифр создателям удалось добиться благодаря широкому использованию деталей, изготовленных из легких алюминиевых сплавов. Это коснулось:
✅ капота
✅ крыши
✅ внешних дверных панелей
Лобовое стекло оставили оригинальным, а вот все остальные выполнили из поликарбоната Macrolon, сделав боковые окна сдвижными. С задних крыльев убрали решетки, а радиатор перенесли вперед за маску, обеспечив самые высокие показатели аэродинамики. Учитывая постоянное использование автомобиля на высоких скоростях, позаботились о дополнительных отверстиях для охлаждения, установив их:
✅ в носовой части
✅ на порогах
✅ в задней части крышки
Автомобили оснащались солидным набором: спидометром, тахометром, манометром масла, термометром охлаждающей жидкости и указателем уровня топлива. В ведении пассажира находились два трипмастера и секундомер.

Обивку свели к абсолютному минимуму, как и в гоночных версиях. Конечно, последние не имели спидометра, он бесполезен на трассах, где скорость определяется оборотами и передачей. Во всех машинах пилоты и их напарники сидели в анатомических нерегулируемых сиденьях из ламинированной оболочки. Позже (по крайней мере, пассажиры раллийных спецмашин) получили регулируемые спинки.
Соблюдение правил ТБ оставалось лишь в мечтах, перед водителем не было ни положенного огнетушителя, ни каркаса безопасности. Бак вмещал 60 литров топлива, форсунка располагалась под передним капотом, бензин подавался в карбюраторы парой электронасосов.
Спортивные успехи и доминирование в классе 1300
Многие местные специалисты сходятся на том, что Skoda 130 RS можно считать самым успешным гоночным автомобилем чехословацкого производства. Лучше всего это подтвердилось, когда на региональных соревнованиях Barum-1980 пилоты модели заняли сразу пять высших строчек итогового зачета. Но грандиозные успехи у 130 RS случались и намного раньше.

Самыми крупными победами можно считать первое место на престижном ралли в Монте-Карло (1977 год) и титул чемпионов Европы-1981 по кузовным гонкам. Но на высшую ступень пьедестала пилоты Skoda 130 RS поднимались уже и раньше – на третьем ралли Skoda в 1976-м. В целом, автомобиль за свою недолгую карьеру пять раз попадал в десятку сильнейших на представительных международных соревнованиях.
Кроме «1000 озер-1977», это и греческий «Акрополь» (1978, 1979 и 1981), где Вацлав Блан занимал почетное восьмое место. Параллельно швед Хауглад выиграл местный этап 1978 года, показав себя «королем снежных гонок». А во время чемпионатов Европы для стран Восточного блока, модель успешно конкурировала с нашими «Жигулями» и другими автомобилями, одержав ряд безоговорочных побед.
В период с 1975 по 1980 годы собрано 38 оригинальных экземпляров Skoda 130 RS. Иногда можно встретить упоминание о двух и даже пяти сотнях таких автомобилей, но речь идет о конверсиях, создававшихся произвольно и бесконтрольно. А в их конструкции использовались многие неоригинальные детали, изготовленные различными компаниями.

После завершения успешной европейской карьеры автомобиль не отправился на «пенсию». Он смог участвовать в домашних соревнованиях, сразу став абсолютным чемпионом республики 1983 года. Позже некоторые использовались в ралли-кроссах, а другие просто переоборудованы в гражданские версии. В начале 90-х такие автомобили еще встречались на чешских дорогах. Сейчас (как и экземпляр на сопровождающих фото) Skoda 130 RS можно встретить только в музеях или мастерских любителей ретро-техники.
- Иван Гончаров
- фото автора
Рекомендуем для вас

В России возрождают советский порт и железную дорогу к нему – есть ли перспективы?
Город должен был стать энергетическим и судоходным центром региона, но совокупность факторов не позволила этому случиться. Теперь о порте заговорили вновь и...

Второй Ил-96-400Т начал выполнять коммерческие полеты
Теперь важные грузы можно оперативно доставлять в отдаленные от центра регионы. Осталось наладить постоянные маршруты....

Tugella – все: в Белорусии начнут выпускать новый Belgee S50
Это глубоко локализованная версия Geely Emgrand. Планируют выйти на 5000 автомобилей в год....

Ан-12 против Airbus A400 – соревнования по красоте посадки
Современные крупные самолеты давно уже турбовентиляторные. Конечно, у большинства из них не реактивные силовые агрегаты. Но многие в этом все равно не...

Поставки российских двигателей ТВ7-117СТ-01 для Ил-114-300 начнутся уже в этом году
Первые 6-7 экземпляров отгрузят для статических и летных экземпляров. Ждать осталось немного....

Зачем в Мурманской области построили новый морской порт
Несмотря на то, что порт Мурманска считается недозагруженным, на противоположном берегу построили новую гавань для перевалки угля....

Одномоторный самолет E1000 AX демонстрирует впечатляющую производительность и может сесть без помощи человека
Даже место для посадки модель способна выбрать сама. Подробнее о новом проекте читайте в нашем материале....

«МотоВелоЗавод» начал выпускать патрульные мотоциклы для ГАИ
Теперь у МВД появилась отечественная модель для нужд мотобата. Правда, она имеет китайское происхождение....

Впервые в истории удалось обслужить спутник на орбите захоронения
Аппарат компании Northrop Grumman стал спасителем спутниковых устройств. Планируется запуск целой серии....

Новый российский серийный бульдозер Б11 Электро – превосходство технологий
Все давно привыкли, что бульдозеры, в том числе российские, оснащаются только дизельными двигателями. Гибридные модели если и делают, то это место явно...

ЛиАЗ-677: тяжелое восстановление спустя 25 лет простоя
Спустя почти полвека с момента выпуска легендарного ЛиАЗ-677 1976 года автор видео на YouTube-канале «Автобусная мастерская VegaBus» решается вдохнуть в него...

Верховина 7 Спорт – самый «крутой» львовский мопед для советских пацанов
Мопеды в позднем СССР были представлены в основном двух заводов – львовского и рижского. Одни считались похуже, другие получше, но в продаже последние...

На Камчатке достраивают первую в истории региона серию рыболовных судов
Два корабля введут в эксплуатацию уже в мае. Они займутся рыболовным промыслом....

Автобус КАВЗ-3976 – последняя советская «барбухайка»
Эта модель создана на шасси грузовика ГАЗ-3307. Несмотря на простоту конструкции, они выпускались 20 лет....

«Скучать не будем» – десяток китайских брендов покинет рынок России
Не каждый покупатель готов довериться «безымянному» китайскому бренду. Некоторые из них не смогли продать и 20 машин за последние три месяца....

«Машина времени» – Mercedes-Benz выпустил ретро-версию G-Class
Она призвана погрузить водителя в 80-е годы. В салоне будет уютно как дома, ведь, кроме прочего, там есть «плед». Впрочем, ценник тоже как за хорошие...