
«Комета 120М» – большие перспективы, но проблемы с двигателем
В 60-е годы прошлого века в Советском Союзе возникла острая необходимость в перевозке пассажиров по водным пространствам. Население стало более мобильным, люди начали массово ездить в отпуска. Нужно было создать скоростной теплоход, который смог бы быстро перевозить людей на небольшие расстояния.
Сразу несколько конструкторских бюро взялись за разработку судов на подводных крыльях. Так, в 1961 году был разработан теплоход «Комета». Серийное производство запустили в Феодосии в 1964-м. Силовые установки выпускал Ленинградский завод «Звезда». Это были дизельные двигатели М-400 на 800 л. с. И М-401А на 1100 л. с.
Советская «Комета» на Онежском озере. Фото: YouTube.com
Главным преимуществом таких судов является особая конструкция, которая позволяет в ходе ускорения приподнимать теплоход над уровнем воды. Остойчивость обеспечивается подводными крыльями, которые не дают судну перевернуться. Максимальная скорость таких кораблей – 60-65 км/ч или около 35 узлов. Для сравнения, обычный теплоход может двигаться по водной поверхности не быстрее 20 км/ч.
Суда на подводных крыльях стали очень популярным транспортом для регулярных перевозок пассажиров и туристов. Некоторые суда даже шли на экспорт.
Вначале 2010-х задумались об обновлении флота гражданских теплоходов. Конструкторское бюро им. Алексеева из Нижнего Новгорода разработало новый тип – «Комета 120М». Первый экземпляр заложили в 2013 году на Рыбинском водохранилище. В 2017-м его спустили на воду. Новый теплоход получил название «Чайка». До 2023-го произвели еще четыре теплохода проекта «23160». Ходовые испытания последних судов «Евпатория» и «Керчь» должны проходить в этом году.
На первой модели предельная скорость 64,8 км/ч достигается двумя силовыми немецкими установками MTU 16V2000 M72 с суммарной мощностью в 1564 л. с. На вторую «Комету» уже установили двигатели китайского производства. В ходе испытаний выявились серьезные несоответствия требованиям, но в результате доработок суда все-таки выпустили.
«Комета 120М» на Черноморском побережье. Фото: YouTube.com
В 2019 году на Кингисеппском машиностроительном заводе начали разработку отечественного двигателя, который бы по всех характеристикам подходил для «Кометы 120М». Когда начнут ставить российские дизели на эти теплоходы пока неизвестно.
Конструкторы разработали и внедрили в новую «Комету» автоматическую систему снижения качки. Теплоход меньше подвержен воздействию течений или волны, чем предыдущая советская версия.
Габаритная длина судна составляет 35,2 метра. Водоизмещение в стоячем положении – 73 тонны. Новая «Комета» может находиться в автономном состоянии 8 часов. Салон вмещает 120 пассажиров. На судне предусмотрен и бизнес-класс на 22 места. Экипаж – 5 человек.
«Комета 120М». Фото: YouTube.com
Эксплуатация возможна при температурах от +5 до +30°С. Вода также должна быть не ниже +5°С. Судно может преодолевать волны до 2,5 метров.
«Чайку» начали использовать в Крыму уже в 2018 году. Она курсирует между Севастополем и Ялтой. В 2021-м открыли маршрут «Новороссийск – Геленджик – Сочи». Теплоходы курсируют ежедневно по расписанию.
Билеты на «Кометы» субсидируются государством, поэтому стоимость путешествия для взрослого пассажира в эконом-классе не превышает 800 рублей. Бизнесс-класс стоит от 1000 рублей. Дети до двух лет – бесплатно. Цены на разных побережьях отличаются, но незначительно.
«Комета 120М». Фото: YouTube.com
У «Кометы 120М» большое будущее. Активное развитие внутреннего туризма, в том числе и водного, создает спрос на такие суда. Старые «Кометы», хоть используются до сих пор, но они серьезно устарели. Однако в силу сложившихся обстоятельств, производителям необходимо решить вопрос с полным импортозамещением, с созданием и внедрением отечественного двигателя. Только в этом случае мы сможем говорить о полном успехе проекта.
Надеемся на скорый ввод в эксплуатацию «Евпатории» и «Керчи» и желаем успехов инженерам и конструкторам, кто занимается производством этих прекрасных кораблей.
Сразу несколько конструкторских бюро взялись за разработку судов на подводных крыльях. Так, в 1961 году был разработан теплоход «Комета». Серийное производство запустили в Феодосии в 1964-м. Силовые установки выпускал Ленинградский завод «Звезда». Это были дизельные двигатели М-400 на 800 л. с. И М-401А на 1100 л. с.

Главным преимуществом таких судов является особая конструкция, которая позволяет в ходе ускорения приподнимать теплоход над уровнем воды. Остойчивость обеспечивается подводными крыльями, которые не дают судну перевернуться. Максимальная скорость таких кораблей – 60-65 км/ч или около 35 узлов. Для сравнения, обычный теплоход может двигаться по водной поверхности не быстрее 20 км/ч.
Суда на подводных крыльях стали очень популярным транспортом для регулярных перевозок пассажиров и туристов. Некоторые суда даже шли на экспорт.
Вначале 2010-х задумались об обновлении флота гражданских теплоходов. Конструкторское бюро им. Алексеева из Нижнего Новгорода разработало новый тип – «Комета 120М». Первый экземпляр заложили в 2013 году на Рыбинском водохранилище. В 2017-м его спустили на воду. Новый теплоход получил название «Чайка». До 2023-го произвели еще четыре теплохода проекта «23160». Ходовые испытания последних судов «Евпатория» и «Керчь» должны проходить в этом году.
Технические характеристики «Кометы 120М»
На первой модели предельная скорость 64,8 км/ч достигается двумя силовыми немецкими установками MTU 16V2000 M72 с суммарной мощностью в 1564 л. с. На вторую «Комету» уже установили двигатели китайского производства. В ходе испытаний выявились серьезные несоответствия требованиям, но в результате доработок суда все-таки выпустили.

В 2019 году на Кингисеппском машиностроительном заводе начали разработку отечественного двигателя, который бы по всех характеристикам подходил для «Кометы 120М». Когда начнут ставить российские дизели на эти теплоходы пока неизвестно.
Конструкторы разработали и внедрили в новую «Комету» автоматическую систему снижения качки. Теплоход меньше подвержен воздействию течений или волны, чем предыдущая советская версия.
Габаритная длина судна составляет 35,2 метра. Водоизмещение в стоячем положении – 73 тонны. Новая «Комета» может находиться в автономном состоянии 8 часов. Салон вмещает 120 пассажиров. На судне предусмотрен и бизнес-класс на 22 места. Экипаж – 5 человек.

Эксплуатация возможна при температурах от +5 до +30°С. Вода также должна быть не ниже +5°С. Судно может преодолевать волны до 2,5 метров.
Применение «Кометы 120М»
«Чайку» начали использовать в Крыму уже в 2018 году. Она курсирует между Севастополем и Ялтой. В 2021-м открыли маршрут «Новороссийск – Геленджик – Сочи». Теплоходы курсируют ежедневно по расписанию.
Билеты на «Кометы» субсидируются государством, поэтому стоимость путешествия для взрослого пассажира в эконом-классе не превышает 800 рублей. Бизнесс-класс стоит от 1000 рублей. Дети до двух лет – бесплатно. Цены на разных побережьях отличаются, но незначительно.

У «Кометы 120М» большое будущее. Активное развитие внутреннего туризма, в том числе и водного, создает спрос на такие суда. Старые «Кометы», хоть используются до сих пор, но они серьезно устарели. Однако в силу сложившихся обстоятельств, производителям необходимо решить вопрос с полным импортозамещением, с созданием и внедрением отечественного двигателя. Только в этом случае мы сможем говорить о полном успехе проекта.
Надеемся на скорый ввод в эксплуатацию «Евпатории» и «Керчи» и желаем успехов инженерам и конструкторам, кто занимается производством этих прекрасных кораблей.
- Карпов Андрей
- youtube.com
Рекомендуем для вас

В России возрождают советский порт и железную дорогу к нему – есть ли перспективы?
Город должен был стать энергетическим и судоходным центром региона, но совокупность факторов не позволила этому случиться. Теперь о порте заговорили вновь и...

Scania и MAN не вернутся на российский завод – там готовятся к выпуску отечественных БАЗ
Российские грузовики идеальны для сложных условий эксплуатации. А серийная сборка моделей начнется уже этим летом....

РЖД начал работы по восстановлению значимых отрезков Транссибирской магистрали
Программа также затронет пути Свердловской и Тюменской областей, а также Пермского края. После сдачи объектов увеличится максимальная скорость грузовых и...

Второй Ил-96-400Т начал выполнять коммерческие полеты
Теперь важные грузы можно оперативно доставлять в отдаленные от центра регионы. Осталось наладить постоянные маршруты....

Tugella – все: в Белорусии начнут выпускать новый Belgee S50
Это глубоко локализованная версия Geely Emgrand. Планируют выйти на 5000 автомобилей в год....

«Днепры» против «Уралов» в грязи и на бездорожье – кто кого?
Когда в одной поездке сходятся «Днепры» и «Уралы», можно быть уверенным – легкой прогулки не будет. В этом видео на YouTube-канале «Oppozit moto Belarus»...

Ан-12 против Airbus A400 – соревнования по красоте посадки
Современные крупные самолеты давно уже турбовентиляторные. Конечно, у большинства из них не реактивные силовые агрегаты. Но многие в этом все равно не...

Зачем в Мурманской области построили новый морской порт
Несмотря на то, что порт Мурманска считается недозагруженным, на противоположном берегу построили новую гавань для перевалки угля....

Одномоторный самолет E1000 AX демонстрирует впечатляющую производительность и может сесть без помощи человека
Даже место для посадки модель способна выбрать сама. Подробнее о новом проекте читайте в нашем материале....

Впервые в истории удалось обслужить спутник на орбите захоронения
Аппарат компании Northrop Grumman стал спасителем спутниковых устройств. Планируется запуск целой серии....

«Машина времени» – Mercedes-Benz выпустил ретро-версию G-Class
Она призвана погрузить водителя в 80-е годы. В салоне будет уютно как дома, ведь, кроме прочего, там есть «плед». Впрочем, ценник тоже как за хорошие...

«Окская судоверфь» завершила постройку сухогруза «Леонид Багров»
Судно проекта RSD71 может курсировать и по рекам, и по морям. Оно стало развитием проекта RSD59....

«Скучать не будем» – десяток китайских брендов покинет рынок России
Не каждый покупатель готов довериться «безымянному» китайскому бренду. Некоторые из них не смогли продать и 20 машин за последние три месяца....

Российский авиамотор ПД-14 модернизируют на 14 млрд рублей
Сумма как-то подозрительно созвучна с индексом силового агрегата. Цель проекта – повышение конкурентоспособности двигателя....

Два новых пикапа и внедорожник на шасси Nissan появятся в России официально
Эти автомобили даже собираются на одном заводе с Ниссан. У нас их предложат под брендом Oting....

Стартовало мелкосерийное производство особой LADA Vesta
Вряд ли данная модификация будет пользоваться высоким спросом. Но некоторые с нетерпением ждали именно ее....