«Комета 120М» – большие перспективы, но проблемы с двигателем
В 60-е годы прошлого века в Советском Союзе возникла острая необходимость в перевозке пассажиров по водным пространствам. Население стало более мобильным, люди начали массово ездить в отпуска. Нужно было создать скоростной теплоход, который смог бы быстро перевозить людей на небольшие расстояния.
Сразу несколько конструкторских бюро взялись за разработку судов на подводных крыльях. Так, в 1961 году был разработан теплоход «Комета». Серийное производство запустили в Феодосии в 1964-м. Силовые установки выпускал Ленинградский завод «Звезда». Это были дизельные двигатели М-400 на 800 л. с. И М-401А на 1100 л. с.
Главным преимуществом таких судов является особая конструкция, которая позволяет в ходе ускорения приподнимать теплоход над уровнем воды. Остойчивость обеспечивается подводными крыльями, которые не дают судну перевернуться. Максимальная скорость таких кораблей – 60-65 км/ч или около 35 узлов. Для сравнения, обычный теплоход может двигаться по водной поверхности не быстрее 20 км/ч.
Суда на подводных крыльях стали очень популярным транспортом для регулярных перевозок пассажиров и туристов. Некоторые суда даже шли на экспорт.
Вначале 2010-х задумались об обновлении флота гражданских теплоходов. Конструкторское бюро им. Алексеева из Нижнего Новгорода разработало новый тип – «Комета 120М». Первый экземпляр заложили в 2013 году на Рыбинском водохранилище. В 2017-м его спустили на воду. Новый теплоход получил название «Чайка». До 2023-го произвели еще четыре теплохода проекта «23160». Ходовые испытания последних судов «Евпатория» и «Керчь» должны проходить в этом году.
На первой модели предельная скорость 64,8 км/ч достигается двумя силовыми немецкими установками MTU 16V2000 M72 с суммарной мощностью в 1564 л. с. На вторую «Комету» уже установили двигатели китайского производства. В ходе испытаний выявились серьезные несоответствия требованиям, но в результате доработок суда все-таки выпустили.
В 2019 году на Кингисеппском машиностроительном заводе начали разработку отечественного двигателя, который бы по всех характеристикам подходил для «Кометы 120М». Когда начнут ставить российские дизели на эти теплоходы пока неизвестно.
Конструкторы разработали и внедрили в новую «Комету» автоматическую систему снижения качки. Теплоход меньше подвержен воздействию течений или волны, чем предыдущая советская версия.
Габаритная длина судна составляет 35,2 метра. Водоизмещение в стоячем положении – 73 тонны. Новая «Комета» может находиться в автономном состоянии 8 часов. Салон вмещает 120 пассажиров. На судне предусмотрен и бизнес-класс на 22 места. Экипаж – 5 человек.
Эксплуатация возможна при температурах от +5 до +30°С. Вода также должна быть не ниже +5°С. Судно может преодолевать волны до 2,5 метров.
«Чайку» начали использовать в Крыму уже в 2018 году. Она курсирует между Севастополем и Ялтой. В 2021-м открыли маршрут «Новороссийск – Геленджик – Сочи». Теплоходы курсируют ежедневно по расписанию.
Билеты на «Кометы» субсидируются государством, поэтому стоимость путешествия для взрослого пассажира в эконом-классе не превышает 800 рублей. Бизнесс-класс стоит от 1000 рублей. Дети до двух лет – бесплатно. Цены на разных побережьях отличаются, но незначительно.
У «Кометы 120М» большое будущее. Активное развитие внутреннего туризма, в том числе и водного, создает спрос на такие суда. Старые «Кометы», хоть используются до сих пор, но они серьезно устарели. Однако в силу сложившихся обстоятельств, производителям необходимо решить вопрос с полным импортозамещением, с созданием и внедрением отечественного двигателя. Только в этом случае мы сможем говорить о полном успехе проекта.
Надеемся на скорый ввод в эксплуатацию «Евпатории» и «Керчи» и желаем успехов инженерам и конструкторам, кто занимается производством этих прекрасных кораблей.
Сразу несколько конструкторских бюро взялись за разработку судов на подводных крыльях. Так, в 1961 году был разработан теплоход «Комета». Серийное производство запустили в Феодосии в 1964-м. Силовые установки выпускал Ленинградский завод «Звезда». Это были дизельные двигатели М-400 на 800 л. с. И М-401А на 1100 л. с.
Советская «Комета» на Онежском озере. Фото: YouTube.com
Главным преимуществом таких судов является особая конструкция, которая позволяет в ходе ускорения приподнимать теплоход над уровнем воды. Остойчивость обеспечивается подводными крыльями, которые не дают судну перевернуться. Максимальная скорость таких кораблей – 60-65 км/ч или около 35 узлов. Для сравнения, обычный теплоход может двигаться по водной поверхности не быстрее 20 км/ч.
Суда на подводных крыльях стали очень популярным транспортом для регулярных перевозок пассажиров и туристов. Некоторые суда даже шли на экспорт.
Вначале 2010-х задумались об обновлении флота гражданских теплоходов. Конструкторское бюро им. Алексеева из Нижнего Новгорода разработало новый тип – «Комета 120М». Первый экземпляр заложили в 2013 году на Рыбинском водохранилище. В 2017-м его спустили на воду. Новый теплоход получил название «Чайка». До 2023-го произвели еще четыре теплохода проекта «23160». Ходовые испытания последних судов «Евпатория» и «Керчь» должны проходить в этом году.
Технические характеристики «Кометы 120М»
На первой модели предельная скорость 64,8 км/ч достигается двумя силовыми немецкими установками MTU 16V2000 M72 с суммарной мощностью в 1564 л. с. На вторую «Комету» уже установили двигатели китайского производства. В ходе испытаний выявились серьезные несоответствия требованиям, но в результате доработок суда все-таки выпустили.
«Комета 120М» на Черноморском побережье. Фото: YouTube.com
В 2019 году на Кингисеппском машиностроительном заводе начали разработку отечественного двигателя, который бы по всех характеристикам подходил для «Кометы 120М». Когда начнут ставить российские дизели на эти теплоходы пока неизвестно.
Конструкторы разработали и внедрили в новую «Комету» автоматическую систему снижения качки. Теплоход меньше подвержен воздействию течений или волны, чем предыдущая советская версия.
Габаритная длина судна составляет 35,2 метра. Водоизмещение в стоячем положении – 73 тонны. Новая «Комета» может находиться в автономном состоянии 8 часов. Салон вмещает 120 пассажиров. На судне предусмотрен и бизнес-класс на 22 места. Экипаж – 5 человек.
«Комета 120М». Фото: YouTube.com
Эксплуатация возможна при температурах от +5 до +30°С. Вода также должна быть не ниже +5°С. Судно может преодолевать волны до 2,5 метров.
Применение «Кометы 120М»
«Чайку» начали использовать в Крыму уже в 2018 году. Она курсирует между Севастополем и Ялтой. В 2021-м открыли маршрут «Новороссийск – Геленджик – Сочи». Теплоходы курсируют ежедневно по расписанию.
Билеты на «Кометы» субсидируются государством, поэтому стоимость путешествия для взрослого пассажира в эконом-классе не превышает 800 рублей. Бизнесс-класс стоит от 1000 рублей. Дети до двух лет – бесплатно. Цены на разных побережьях отличаются, но незначительно.
«Комета 120М». Фото: YouTube.com
У «Кометы 120М» большое будущее. Активное развитие внутреннего туризма, в том числе и водного, создает спрос на такие суда. Старые «Кометы», хоть используются до сих пор, но они серьезно устарели. Однако в силу сложившихся обстоятельств, производителям необходимо решить вопрос с полным импортозамещением, с созданием и внедрением отечественного двигателя. Только в этом случае мы сможем говорить о полном успехе проекта.
Надеемся на скорый ввод в эксплуатацию «Евпатории» и «Керчи» и желаем успехов инженерам и конструкторам, кто занимается производством этих прекрасных кораблей.
- Карпов Андрей
- youtube.com
Рекомендуем для вас
«Бетонки»: в России тоже хотят строить «вечные» дороги
Недавно из Краснодарского края пришло сообщение о введении в эксплуатацию опытного участки бетонной автодороги. Подобные покрытия в СССР и РФ почти не...
АВТОВАЗ выпустил партию карбюраторных двигателей – мнения водителей
Готовится глобальный «откат» к старым моделям? Или просто выпустят очень бюджетный автомобиль для страждущих?...
МС-21 получил еще одну важную деталь отечественного производства
Набор деталей успешно прошел тестирование на скорости свыше 600 км/час. До 2028 года ожидается увеличение поставок в 11 раз. Все подробности читайте в нашем...
Lada Niva получит новый мотор в 2025 году – более объемный и мощный, но простой и надежный
Этим двигателям планируют оснащать все модификации легендарного внедорожника. Похоже, от старого мотора решили отказаться....
С крыльями «назад» – странный и очень нестабильный самолет X-29
Речь о разработке NASA 1980-х годов – демонстраторе технологий обратного крыла EC90-039-4. Что это было – ошибка или большой скачок вперед? Попробуем...
Твердотельные аккумуляторы – 1200 км и 10 минут зарядки: когда будет массовое производство?
О производстве этих батарей говорят давно – а «воз и ныне там». Есть ли какие сдвиги в этом направлении сегодня?...
Boeing 737: посадки в исполнении современных пилотов или в СССР учили лучше
Авиалайнеры Boeing 737 считаются одними из самых массовых и удачных в мире. Выпускается семейство серийно с 1967 года. Неудивительно, что за это время...
Белорусский завод «Брестмаш» будет выпускать китайские семиместные минивэны
Стало известно, какую именно модель освоят. Она будет выпускаться под собственным брендом BMG....
Sollers Atlant – почти российский, но все еще недоработанный
Обзор нового легкого грузовика из Елабуги. Расскажем, почему его можно считать почти отечественным, и как отзываются о нем владельцы....
Отсоединять или нет клеммы АКБ при подзарядке
В холода многие подзаряжают аккумулятор: а нужно ли при этом снимать клеммы? Есть разные варианты ответа....
Ждем в электромобилях – в Великобритании создали «вечную» батарею
Похоже, будущее наступило. Первый экземпляр создан, осталось дождаться серийного производства, и можно будет забыть о зарядных устройствах....
Audi 100 C2 против АЗЛК-2141 – модели бизнес-класса из разных стран и эпох
История автомобилей и их технические особенности. В итоге решим, какая модель лучше сейчас....
Наконец, дождались: УАЗ дизель с 6-МКПП
Уж сколько раз твердили любители внедорожников – УАЗ должен быть дизельным, экономичным и при этом скоростным. Но Ульяновский автомобильный завод отмахивался,...
КАМАЗ-54902 в сравнении с предшественником: подробности
Запущенный в серийное производство КАМАЗ-54902 очень похож на предшественника. Но отличия есть: они касаются двигателя, кабины, некоторых иных узлов и деталей...
Стартовали продажи обновленного российского автобуса Вектор Next 8.8
Модель предлагают с двумя типами двигателей. А еще автобус получился бюджетным....
Самолет-телескоп Boeing 747SP: как навечно приземлили «звездолет Энтерпрайз»
Последняя в мире летающая обсерватория проекта SOFIA была закрыта в 2022 году. Что это за программа и почему ее не возобновляют?...