«Комета 120М» – большие перспективы, но проблемы с двигателем
4 464

«Комета 120М» – большие перспективы, но проблемы с двигателем

В 60-е годы прошлого века в Советском Союзе возникла острая необходимость в перевозке пассажиров по водным пространствам. Население стало более мобильным, люди начали массово ездить в отпуска. Нужно было создать скоростной теплоход, который смог бы быстро перевозить людей на небольшие расстояния.


Сразу несколько конструкторских бюро взялись за разработку судов на подводных крыльях. Так, в 1961 году был разработан теплоход «Комета». Серийное производство запустили в Феодосии в 1964-м. Силовые установки выпускал Ленинградский завод «Звезда». Это были дизельные двигатели М-400 на 800 л. с. И М-401А на 1100 л. с.

«Комета 120М» – большие перспективы, но проблемы с двигателемСоветская «Комета» на Онежском озере. Фото: YouTube.com

Главным преимуществом таких судов является особая конструкция, которая позволяет в ходе ускорения приподнимать теплоход над уровнем воды. Остойчивость обеспечивается подводными крыльями, которые не дают судну перевернуться. Максимальная скорость таких кораблей – 60-65 км/ч или около 35 узлов. Для сравнения, обычный теплоход может двигаться по водной поверхности не быстрее 20 км/ч.

Суда на подводных крыльях стали очень популярным транспортом для регулярных перевозок пассажиров и туристов. Некоторые суда даже шли на экспорт.

Вначале 2010-х задумались об обновлении флота гражданских теплоходов. Конструкторское бюро им. Алексеева из Нижнего Новгорода разработало новый тип – «Комета 120М». Первый экземпляр заложили в 2013 году на Рыбинском водохранилище. В 2017-м его спустили на воду. Новый теплоход получил название «Чайка». До 2023-го произвели еще четыре теплохода проекта «23160». Ходовые испытания последних судов «Евпатория» и «Керчь» должны проходить в этом году.

Технические характеристики «Кометы 120М»


На первой модели предельная скорость 64,8 км/ч достигается двумя силовыми немецкими установками MTU 16V2000 M72 с суммарной мощностью в 1564 л. с. На вторую «Комету» уже установили двигатели китайского производства. В ходе испытаний выявились серьезные несоответствия требованиям, но в результате доработок суда все-таки выпустили.

«Комета 120М» на Черноморском побережье. Фото: YouTube.com

В 2019 году на Кингисеппском машиностроительном заводе начали разработку отечественного двигателя, который бы по всех характеристикам подходил для «Кометы 120М». Когда начнут ставить российские дизели на эти теплоходы пока неизвестно.

Конструкторы разработали и внедрили в новую «Комету» автоматическую систему снижения качки. Теплоход меньше подвержен воздействию течений или волны, чем предыдущая советская версия.

Габаритная длина судна составляет 35,2 метра. Водоизмещение в стоячем положении – 73 тонны. Новая «Комета» может находиться в автономном состоянии 8 часов. Салон вмещает 120 пассажиров. На судне предусмотрен и бизнес-класс на 22 места. Экипаж – 5 человек.

«Комета 120М». Фото: YouTube.com

Эксплуатация возможна при температурах от +5 до +30°С. Вода также должна быть не ниже +5°С. Судно может преодолевать волны до 2,5 метров.

Применение «Кометы 120М»


«Чайку» начали использовать в Крыму уже в 2018 году. Она курсирует между Севастополем и Ялтой. В 2021-м открыли маршрут «Новороссийск – Геленджик – Сочи». Теплоходы курсируют ежедневно по расписанию.

Билеты на «Кометы» субсидируются государством, поэтому стоимость путешествия для взрослого пассажира в эконом-классе не превышает 800 рублей. Бизнесс-класс стоит от 1000 рублей. Дети до двух лет – бесплатно. Цены на разных побережьях отличаются, но незначительно.

«Комета 120М». Фото: YouTube.com

У «Кометы 120М» большое будущее. Активное развитие внутреннего туризма, в том числе и водного, создает спрос на такие суда. Старые «Кометы», хоть используются до сих пор, но они серьезно устарели. Однако в силу сложившихся обстоятельств, производителям необходимо решить вопрос с полным импортозамещением, с созданием и внедрением отечественного двигателя. Только в этом случае мы сможем говорить о полном успехе проекта.

Надеемся на скорый ввод в эксплуатацию «Евпатории» и «Керчи» и желаем успехов инженерам и конструкторам, кто занимается производством этих прекрасных кораблей.
А вы путешествовали на «Кометах»?
Наши новостные каналы

Подписывайтесь и будьте в курсе свежих новостей и важнейших событиях дня.

Рекомендуем для вас
Наконец, дождались: УАЗ дизель с 6-МКПП

Наконец, дождались: УАЗ дизель с 6-МКПП

Уж сколько раз твердили любители внедорожников – УАЗ должен быть дизельным, экономичным и при этом скоростным. Но Ульяновский автомобильный завод отмахивался,...