«Комета 120М» – большие перспективы, но проблемы с двигателем
В 60-е годы прошлого века в Советском Союзе возникла острая необходимость в перевозке пассажиров по водным пространствам. Население стало более мобильным, люди начали массово ездить в отпуска. Нужно было создать скоростной теплоход, который смог бы быстро перевозить людей на небольшие расстояния.
Сразу несколько конструкторских бюро взялись за разработку судов на подводных крыльях. Так, в 1961 году был разработан теплоход «Комета». Серийное производство запустили в Феодосии в 1964-м. Силовые установки выпускал Ленинградский завод «Звезда». Это были дизельные двигатели М-400 на 800 л. с. И М-401А на 1100 л. с.
Главным преимуществом таких судов является особая конструкция, которая позволяет в ходе ускорения приподнимать теплоход над уровнем воды. Остойчивость обеспечивается подводными крыльями, которые не дают судну перевернуться. Максимальная скорость таких кораблей – 60-65 км/ч или около 35 узлов. Для сравнения, обычный теплоход может двигаться по водной поверхности не быстрее 20 км/ч.
Суда на подводных крыльях стали очень популярным транспортом для регулярных перевозок пассажиров и туристов. Некоторые суда даже шли на экспорт.
Вначале 2010-х задумались об обновлении флота гражданских теплоходов. Конструкторское бюро им. Алексеева из Нижнего Новгорода разработало новый тип – «Комета 120М». Первый экземпляр заложили в 2013 году на Рыбинском водохранилище. В 2017-м его спустили на воду. Новый теплоход получил название «Чайка». До 2023-го произвели еще четыре теплохода проекта «23160». Ходовые испытания последних судов «Евпатория» и «Керчь» должны проходить в этом году.
На первой модели предельная скорость 64,8 км/ч достигается двумя силовыми немецкими установками MTU 16V2000 M72 с суммарной мощностью в 1564 л. с. На вторую «Комету» уже установили двигатели китайского производства. В ходе испытаний выявились серьезные несоответствия требованиям, но в результате доработок суда все-таки выпустили.
В 2019 году на Кингисеппском машиностроительном заводе начали разработку отечественного двигателя, который бы по всех характеристикам подходил для «Кометы 120М». Когда начнут ставить российские дизели на эти теплоходы пока неизвестно.
Конструкторы разработали и внедрили в новую «Комету» автоматическую систему снижения качки. Теплоход меньше подвержен воздействию течений или волны, чем предыдущая советская версия.
Габаритная длина судна составляет 35,2 метра. Водоизмещение в стоячем положении – 73 тонны. Новая «Комета» может находиться в автономном состоянии 8 часов. Салон вмещает 120 пассажиров. На судне предусмотрен и бизнес-класс на 22 места. Экипаж – 5 человек.
Эксплуатация возможна при температурах от +5 до +30°С. Вода также должна быть не ниже +5°С. Судно может преодолевать волны до 2,5 метров.
«Чайку» начали использовать в Крыму уже в 2018 году. Она курсирует между Севастополем и Ялтой. В 2021-м открыли маршрут «Новороссийск – Геленджик – Сочи». Теплоходы курсируют ежедневно по расписанию.
Билеты на «Кометы» субсидируются государством, поэтому стоимость путешествия для взрослого пассажира в эконом-классе не превышает 800 рублей. Бизнесс-класс стоит от 1000 рублей. Дети до двух лет – бесплатно. Цены на разных побережьях отличаются, но незначительно.
У «Кометы 120М» большое будущее. Активное развитие внутреннего туризма, в том числе и водного, создает спрос на такие суда. Старые «Кометы», хоть используются до сих пор, но они серьезно устарели. Однако в силу сложившихся обстоятельств, производителям необходимо решить вопрос с полным импортозамещением, с созданием и внедрением отечественного двигателя. Только в этом случае мы сможем говорить о полном успехе проекта.
Надеемся на скорый ввод в эксплуатацию «Евпатории» и «Керчи» и желаем успехов инженерам и конструкторам, кто занимается производством этих прекрасных кораблей.
Сразу несколько конструкторских бюро взялись за разработку судов на подводных крыльях. Так, в 1961 году был разработан теплоход «Комета». Серийное производство запустили в Феодосии в 1964-м. Силовые установки выпускал Ленинградский завод «Звезда». Это были дизельные двигатели М-400 на 800 л. с. И М-401А на 1100 л. с.
Советская «Комета» на Онежском озере. Фото: YouTube.com
Главным преимуществом таких судов является особая конструкция, которая позволяет в ходе ускорения приподнимать теплоход над уровнем воды. Остойчивость обеспечивается подводными крыльями, которые не дают судну перевернуться. Максимальная скорость таких кораблей – 60-65 км/ч или около 35 узлов. Для сравнения, обычный теплоход может двигаться по водной поверхности не быстрее 20 км/ч.
Суда на подводных крыльях стали очень популярным транспортом для регулярных перевозок пассажиров и туристов. Некоторые суда даже шли на экспорт.
Вначале 2010-х задумались об обновлении флота гражданских теплоходов. Конструкторское бюро им. Алексеева из Нижнего Новгорода разработало новый тип – «Комета 120М». Первый экземпляр заложили в 2013 году на Рыбинском водохранилище. В 2017-м его спустили на воду. Новый теплоход получил название «Чайка». До 2023-го произвели еще четыре теплохода проекта «23160». Ходовые испытания последних судов «Евпатория» и «Керчь» должны проходить в этом году.
Технические характеристики «Кометы 120М»
На первой модели предельная скорость 64,8 км/ч достигается двумя силовыми немецкими установками MTU 16V2000 M72 с суммарной мощностью в 1564 л. с. На вторую «Комету» уже установили двигатели китайского производства. В ходе испытаний выявились серьезные несоответствия требованиям, но в результате доработок суда все-таки выпустили.
«Комета 120М» на Черноморском побережье. Фото: YouTube.com
В 2019 году на Кингисеппском машиностроительном заводе начали разработку отечественного двигателя, который бы по всех характеристикам подходил для «Кометы 120М». Когда начнут ставить российские дизели на эти теплоходы пока неизвестно.
Конструкторы разработали и внедрили в новую «Комету» автоматическую систему снижения качки. Теплоход меньше подвержен воздействию течений или волны, чем предыдущая советская версия.
Габаритная длина судна составляет 35,2 метра. Водоизмещение в стоячем положении – 73 тонны. Новая «Комета» может находиться в автономном состоянии 8 часов. Салон вмещает 120 пассажиров. На судне предусмотрен и бизнес-класс на 22 места. Экипаж – 5 человек.
«Комета 120М». Фото: YouTube.com
Эксплуатация возможна при температурах от +5 до +30°С. Вода также должна быть не ниже +5°С. Судно может преодолевать волны до 2,5 метров.
Применение «Кометы 120М»
«Чайку» начали использовать в Крыму уже в 2018 году. Она курсирует между Севастополем и Ялтой. В 2021-м открыли маршрут «Новороссийск – Геленджик – Сочи». Теплоходы курсируют ежедневно по расписанию.
Билеты на «Кометы» субсидируются государством, поэтому стоимость путешествия для взрослого пассажира в эконом-классе не превышает 800 рублей. Бизнесс-класс стоит от 1000 рублей. Дети до двух лет – бесплатно. Цены на разных побережьях отличаются, но незначительно.
«Комета 120М». Фото: YouTube.com
У «Кометы 120М» большое будущее. Активное развитие внутреннего туризма, в том числе и водного, создает спрос на такие суда. Старые «Кометы», хоть используются до сих пор, но они серьезно устарели. Однако в силу сложившихся обстоятельств, производителям необходимо решить вопрос с полным импортозамещением, с созданием и внедрением отечественного двигателя. Только в этом случае мы сможем говорить о полном успехе проекта.
Надеемся на скорый ввод в эксплуатацию «Евпатории» и «Керчи» и желаем успехов инженерам и конструкторам, кто занимается производством этих прекрасных кораблей.
- Карпов Андрей
- youtube.com
Рекомендуем для вас
Иркутский авиазавод назвал ежегодный тираж самолетов МС-21
На заводе сейчас проводят серьезную модернизацию. Она поможет ускорить процесс производства МС-21 в ожидаемом количестве экземпляров....
«Туполев» серьезно увеличит объем выпускаемых Ту-214
Завод модернизируют. Расширение производственных мощностей, в свою очередь, позволит увеличить тираж самолета....
Ждем на самолетах – ПД-14 успешно прошел сертификацию
Также стала известна дата первой поставки российского авиадвигателя ПД-8. Все подробности читайте в нашем материале....
Вертолет с российским двигателем ВК-650В впервые подняли в воздух
Первые испытания пройдены успешно. Отечественный вертолет смог опередить «Ансат» и Ка-226....
Новый двигатель ЯМЗ-770 выдает 620 л. с. и интересен не только этим
Выставка «Агросалон 2024» удивила посетителей новинками, среди которых особенно выделился турбодизель ЯМЗ-770. Этот новый двигатель от Ярославского моторного...
Lada Vesta в 2025 году станет не хуже иномарок – готовится глобальное обновление
Наконец дождемся? Или АвтоВАЗ просто вынужден модернизировать автомобили под напором китайских брендов?...
«Атлант 50» и «Атлант 65» – КАМАЗ собирается конкурировать с БЕЛАЗом
Выпускаемые Камским заводом новые карьерники отличаются большой грузоподъемностью и габаритами, не позволяющими ездить по ДОП. Модели все больше напоминают...
«Ленскому мосту» быть!
Запущено строительство моста через реку Лену. По предварительным подсчетам уникальный проект обойдется в 130 млрд рублей. Подробнее обо всем читайте в нашем...
ОДК покажет прорывные технологии на примере авиадвигателей ПД-14 и ПД-35
Выставка пройдет в Москве с 23 по 25 декабря. Покажут лучшие достижения в авиастроении....
Самосвалы БЕЛАЗ стали оснащаться российскими двигателями
Это проект в рамках тесного сотрудничества двух государств. Его цель – сделать БЕЛАЗы полностью импортозамещенными....
АвтоВАЗ сделает автомобили Lada еще быстрее
Для достижения этой цели проводятся работы по увеличению мощности 1,8-литрового двигателя....
В России появятся новые отечественные минивэн и легковой фургон – они будут полноразмерными
Выпускать новинки планирует компания «Соллерс». Уже примерно известно, когда автомобили поступят в продажу....
Автомобили для покорения Севера – на Чукотке такие можно найти даже бесплатно
Это только кажется, что чукчи до сих пор передвигаются на собачьих и оленьих упряжках, как и большинство жителей Чукотки. На самом деле, тут многие куда более...
Новый комбайн от Ростсельмаш – революционное решение для полей
На выставке «Агросалон 2024» в подробностях продемонстрировали долгожданную новинку от завода Ростсельмаш. Ею стал кормоуборочный комбайн F-1500 с двигателем...
XB-1: возвращение к гражданской сверхзвуковой авиации идет по плану
В октябре этого года прототип-демонстратор Boom XB-1 установил для себя новый рекорд скорости в 791 км/ч. Эта машина – платформа для создания полномасштабного...
Запущено серийное производство универсального минивэна Zeekr Mix, которого так долго ждали
«Прогрев» публики длился больше полугода, и удивить производителю на самом деле есть чем. Продажи автомобиля в Поднебесной стартуют уже завтра. Подробности в...