Трактор ХТЗ Т-125 – первый советский трактор на шарнирно-сочлененной раме
Советские колесные тракторы на сочлененной раме знакомы всем, кто проводил детство и юность в деревне. Да и многие строители знают про Т-150 и «Кировец», известный под индексом К-700. Эти могучие машины до сих пор внушают уважение одним своим обликом.
А ведь начиналось все вовсе не с них. Первым трактором подобного типа был ХТЗ Т-125. Несмотря на бытующее мнение, дескать, это прототип, данный трактор серийный, хотя всего выпущено около 200 экземпляров.
Именно ХТЗ Т-125 стал «первой ласточкой» в серии. Он доказал, что колесные тракторы не только имеют право на жизнь, но и в ряде случаев эффективнее гусеничных моделей.
Выпускался ХТЗ Т-125 недолго – с 1962 по 1969 годы. Модель оказалась универсальной, объединив в себе качества грузовика и трактора. В первую очередь, машина использовалась в сельскохозяйственных работах. Но она неплохо зарекомендовала себя и в строительстве.
Но главное – на основе Т-125 создали куда более надежный и продуманный трактор. Разговор про Т-150, который выпускается до сих пор.
Считается, что колесные шарнирно-сочлененные тракторы появились в СССР благодаря Никите Сергеевичу Хрущеву. Это с одной стороны правда – именно он дал таким моделям «зеленый свет». Но разрабатывать ХТЗ Т-125 начали почти за год до этого.
Харьковский тракторный завод уже получил соответствующее распоряжение Совета Министров до знаменитой поездки Хрущева в США. Просто глава государства ускорил процесс, увидев, как эффективны подобные модели на полях в Северной Америке.
Кстати, колесный пахотный трактор мог и вовсе не пойти в разработку и серийное производство. Дело в том, что высшие чиновники были уверены – гусеничные модели, в частности ДТ-54, безупречны для наших условий.
Но конструкторы в СССР постоянно пытались разработать что-то новое. Поэтому в 1958 году специалистами Научного автомоторного института был спроектирован новый колесный трактор-тягач НАМИ-044. В процессе испытаний выяснилось, что такая техника эффективна на полях.
В 1959 году опытный трактор передали на завод ХТЗ в Харьков. Там его использовали в качестве основы для собственной модели.
НАМИ-044 был интересным опытным трактором, но создавался он в первую очередь для военных. Основное предназначение машины, которую должны были сделать на основе прототипа – это землеройные работы.
А ХТЗ нужен был сельскохозяйственный трактор. Причем мощный и маневренный. Благо, в США как раз имелись подобные модели – с шарнирно-сочлененной рамой. Хотя, конструктор Александр Сошников, который занимался новой машиной, утверждал, что схема подсмотрена еще на трофейном артиллерийском тягаче из Италии времен ВОВ.
Как бы то ни было, но при разработке нового трактора применили шарниры и раму из двух частей.
Это помогло решить несколько проблем:
✅ Получить минимальный и фиксированный радиус поворота
✅ Сохранить необходимую ширину
✅ Обеспечить маневренность
Интересно, что инженерам Харьковского тракторного завода еще долго отстаивали шарнирно-сочлененную раму.
Даже опытный трактор Т-90 «Украина» пришлось построить в двух экземпляра. Один имел традиционную раму и передние управляемые колеса (Т-92). На этом настояли курирующие работы чиновники. Второй (Т-91) получил шарнирно-сочлененную раму.
В ходе испытаний именно инновационная разработка показала себя намного эффективней. Ее главное преимущество – маневренность.
В итоге было решено делать тракторы нового типа. Опять же, личная заинтересованность в подобных моделях Никиты Сергеевича Хрущева сыграла свою решающую роль. Генеральный секретарь шутить не любил, да и в нюансах разбираться не желал. Если ему что-то нравилось – приходилось делать всему вопреки.
К 1962 году трактор, уже с индексом ХТЗ Т-125, пошел в серийное производство. Планировалось выпускать их до 70 тысяч ежегодно. Но по факту, собрали чуть больше 250 Т-125, включая специальные модификации. Крупносерийной стала следующая модель – Т-150К.
Главная задача трактора Т-125 – это работа в сельском хозяйстве. Если точнее, то обработка почв и уборка урожая. Причем в случае необходимости техника могла использоваться как тягач для транспортировки.
Конечно, скорость была на уровне 30 км/ч, но для того, чтобы вывезти условные бураки с поля, этого хватало. Тем более, что проходимостью конструкторы Т-125 не обделили.
Кроме сельского хозяйства, новый трактор предполагалось использовать в различных отраслях. На стройках, в лесах, армии, конечно, куда без нее. Мощный трактор мог буксировать прицепы и полуприцепы с весом до 20 тонн. Хотя, последнее под вопросом. Есть мнение, что цифра завышена в два раза.
А еще Т-125 имел допуск на дороги общего пользования. Это одно из основных преимуществ перед гусеничными тракторами. Получается, что в условном колхозе новая модель заменяла и грузовик. А проходимость Т-125 оказалась не в пример выше. Полный привод и широкие колеса с развитым протектором решали.
Новый трактор на шарнирно-сочлененной раме планировался как целое семейство. Кроме Т-125, в него входило еще несколько модификаций:
✅ Тягач с землеройным оборудованием КТ-125
✅ Трелевочник Т-127
✅ Дорожная модель Т-128
✅ Фронтальный погрузчик Т-126
Все эти версии прошли ряд испытаний в реальных условиях. Особенно хорошо зарекомендовали себя модификации для лесного хозяйства. Хоть их и было выпущено максимум пару десятков, в Сибири на Т-127 установили новые всесоюзные рекорды на вывозке леса.
Трактор Т-125 выглядел монументально. Мало того, что он габаритный, так еще огромные колеса усиливали впечатление. Кабина у модели цельнометаллическая. Сидений два, предусмотрены системы отопления и вентиляции. Последняя, естественно, далека от кондиционера, поэтому в жаркую погоду механизаторы часто откидывали лобовое стекло.
Инженеры Харьковского тракторного завода постарались увеличить обзор – двери и задняя часть кабины получили остекление. Для облегчения труда механизаторов в систему рулевого управления внедрен гидравлический усилитель.
Рама Т-125 – это революционное решение для советских тракторов тех лет. Она состоит из двух частей, соединенных вертикальным и горизонтальным шарнирами. Первый предназначен для поворотов, а второй разгружает раму от скручиваний.
Оба моста инновационной советской техники ведущие. Задний, кстати, состыкован с рамой жестко. Передний мост подключаемый, причем с места водителя. Это позволяло экономить топливо при транспортировке трактора своим ходом. Переключение осуществлялось с помощью раздаточной коробки.
Весил Т-125 почти 7 тонн. Поэтому тормоза с пневматическим приводом. Сзади у трактора установлен вал отбора мощности. Специально для него конструкторы разработали два комплекта шестерен. Они позволяли осуществлять работу на 540 или тысяче оборотах в минуту. Конечно, замена происходили далеко не с кнопки или рычага – приходилось орудовать гаечными ключами.
КПП на Т-125 ставили четырехступенчатую, с пониженным рядом. Последние использовались в самых сложных условиях, включая полную загрузку. Получается, что у Т-125, учитывая пониженный ряд, 8 передних и 2 задних передачи.
Двигатель на новый трактор ставили марки АМ-03. Этот силовой агрегат выпускали на Алтайском моторном заводе. Он выдавал 130 л. с.
Считается, что тракторы ХТЗ Т-125 до наших дней не сохранились. Но, возможно, они есть в руках частников. Правда, вероятность заводского состояния у таких экземпляров чуть выше нуля.
ХТЗ Т-125 пробил путь к славе другой модели – куда более популярной. Это Т-150К, который выпускается до сих пор.
А ведь начиналось все вовсе не с них. Первым трактором подобного типа был ХТЗ Т-125. Несмотря на бытующее мнение, дескать, это прототип, данный трактор серийный, хотя всего выпущено около 200 экземпляров.
Именно ХТЗ Т-125 стал «первой ласточкой» в серии. Он доказал, что колесные тракторы не только имеют право на жизнь, но и в ряде случаев эффективнее гусеничных моделей.
Изначально планировалось выпускать по 70 000 тракторов Т-125 в год. Фото: problembo.com
Выпускался ХТЗ Т-125 недолго – с 1962 по 1969 годы. Модель оказалась универсальной, объединив в себе качества грузовика и трактора. В первую очередь, машина использовалась в сельскохозяйственных работах. Но она неплохо зарекомендовала себя и в строительстве.
Но главное – на основе Т-125 создали куда более надежный и продуманный трактор. Разговор про Т-150, который выпускается до сих пор.
С чего все началось
Считается, что колесные шарнирно-сочлененные тракторы появились в СССР благодаря Никите Сергеевичу Хрущеву. Это с одной стороны правда – именно он дал таким моделям «зеленый свет». Но разрабатывать ХТЗ Т-125 начали почти за год до этого.
Харьковский тракторный завод уже получил соответствующее распоряжение Совета Министров до знаменитой поездки Хрущева в США. Просто глава государства ускорил процесс, увидев, как эффективны подобные модели на полях в Северной Америке.
В те годы лучшим трактором считался ДТ-54. Фото: Youtube.com
Кстати, колесный пахотный трактор мог и вовсе не пойти в разработку и серийное производство. Дело в том, что высшие чиновники были уверены – гусеничные модели, в частности ДТ-54, безупречны для наших условий.
Но конструкторы в СССР постоянно пытались разработать что-то новое. Поэтому в 1958 году специалистами Научного автомоторного института был спроектирован новый колесный трактор-тягач НАМИ-044. В процессе испытаний выяснилось, что такая техника эффективна на полях.
В 1959 году опытный трактор передали на завод ХТЗ в Харьков. Там его использовали в качестве основы для собственной модели.
Разработка Т-125
НАМИ-044 был интересным опытным трактором, но создавался он в первую очередь для военных. Основное предназначение машины, которую должны были сделать на основе прототипа – это землеройные работы.
Опытный трактор НАМИ-044 был достаточно специфическим. Фото: problembo.com
А ХТЗ нужен был сельскохозяйственный трактор. Причем мощный и маневренный. Благо, в США как раз имелись подобные модели – с шарнирно-сочлененной рамой. Хотя, конструктор Александр Сошников, который занимался новой машиной, утверждал, что схема подсмотрена еще на трофейном артиллерийском тягаче из Италии времен ВОВ.
Как бы то ни было, но при разработке нового трактора применили шарниры и раму из двух частей.
Это помогло решить несколько проблем:
✅ Получить минимальный и фиксированный радиус поворота
✅ Сохранить необходимую ширину
✅ Обеспечить маневренность
Интересно, что инженерам Харьковского тракторного завода еще долго отстаивали шарнирно-сочлененную раму.
Даже опытный трактор Т-90 «Украина» пришлось построить в двух экземпляра. Один имел традиционную раму и передние управляемые колеса (Т-92). На этом настояли курирующие работы чиновники. Второй (Т-91) получил шарнирно-сочлененную раму.
В ходе испытаний именно инновационная разработка показала себя намного эффективней. Ее главное преимущество – маневренность.
В отличие от гусеничного ДТ-54, ХТЗ Т-125 мог передвигаться по асфальту. Фото: problembo.com
В итоге было решено делать тракторы нового типа. Опять же, личная заинтересованность в подобных моделях Никиты Сергеевича Хрущева сыграла свою решающую роль. Генеральный секретарь шутить не любил, да и в нюансах разбираться не желал. Если ему что-то нравилось – приходилось делать всему вопреки.
Опытный колесный трактор Т-90 был показан на выставке ВДНХ в декабре 1959 года. Техника получила восторженные отзывы от публики и высокие оценки специалистов. Естественно, руководство СССР рукоплескало – Никита Сергеевич Хрущев же был доволен.
К 1962 году трактор, уже с индексом ХТЗ Т-125, пошел в серийное производство. Планировалось выпускать их до 70 тысяч ежегодно. Но по факту, собрали чуть больше 250 Т-125, включая специальные модификации. Крупносерийной стала следующая модель – Т-150К.
Предназначение
Главная задача трактора Т-125 – это работа в сельском хозяйстве. Если точнее, то обработка почв и уборка урожая. Причем в случае необходимости техника могла использоваться как тягач для транспортировки.
Конечно, скорость была на уровне 30 км/ч, но для того, чтобы вывезти условные бураки с поля, этого хватало. Тем более, что проходимостью конструкторы Т-125 не обделили.
ХТЗ Т-125 поражал механизаторов своими габаритами. Фото: problembo.com
Кроме сельского хозяйства, новый трактор предполагалось использовать в различных отраслях. На стройках, в лесах, армии, конечно, куда без нее. Мощный трактор мог буксировать прицепы и полуприцепы с весом до 20 тонн. Хотя, последнее под вопросом. Есть мнение, что цифра завышена в два раза.
А еще Т-125 имел допуск на дороги общего пользования. Это одно из основных преимуществ перед гусеничными тракторами. Получается, что в условном колхозе новая модель заменяла и грузовик. А проходимость Т-125 оказалась не в пример выше. Полный привод и широкие колеса с развитым протектором решали.
Модификации
Новый трактор на шарнирно-сочлененной раме планировался как целое семейство. Кроме Т-125, в него входило еще несколько модификаций:
✅ Тягач с землеройным оборудованием КТ-125
✅ Трелевочник Т-127
✅ Дорожная модель Т-128
✅ Фронтальный погрузчик Т-126
Все эти версии прошли ряд испытаний в реальных условиях. Особенно хорошо зарекомендовали себя модификации для лесного хозяйства. Хоть их и было выпущено максимум пару десятков, в Сибири на Т-127 установили новые всесоюзные рекорды на вывозке леса.
Внешность и кабина
Трактор Т-125 выглядел монументально. Мало того, что он габаритный, так еще огромные колеса усиливали впечатление. Кабина у модели цельнометаллическая. Сидений два, предусмотрены системы отопления и вентиляции. Последняя, естественно, далека от кондиционера, поэтому в жаркую погоду механизаторы часто откидывали лобовое стекло.
Трелевочник ХТЗ Т-127 предназначался для лесного хозяйства. Фото: problembo.com
Инженеры Харьковского тракторного завода постарались увеличить обзор – двери и задняя часть кабины получили остекление. Для облегчения труда механизаторов в систему рулевого управления внедрен гидравлический усилитель.
Технические особенности
Рама Т-125 – это революционное решение для советских тракторов тех лет. Она состоит из двух частей, соединенных вертикальным и горизонтальным шарнирами. Первый предназначен для поворотов, а второй разгружает раму от скручиваний.
Передняя подвеска Т-125 рессорная. Сзади – балансирная. Трактор поворачивает за счет смещения полурам.
Оба моста инновационной советской техники ведущие. Задний, кстати, состыкован с рамой жестко. Передний мост подключаемый, причем с места водителя. Это позволяло экономить топливо при транспортировке трактора своим ходом. Переключение осуществлялось с помощью раздаточной коробки.
Весил Т-125 почти 7 тонн. Поэтому тормоза с пневматическим приводом. Сзади у трактора установлен вал отбора мощности. Специально для него конструкторы разработали два комплекта шестерен. Они позволяли осуществлять работу на 540 или тысяче оборотах в минуту. Конечно, замена происходили далеко не с кнопки или рычага – приходилось орудовать гаечными ключами.
КПП на Т-125 ставили четырехступенчатую, с пониженным рядом. Последние использовались в самых сложных условиях, включая полную загрузку. Получается, что у Т-125, учитывая пониженный ряд, 8 передних и 2 задних передачи.
А крупносерийным трактором подобного типа стал уже Т-150К. Фото: Youtube.com
Двигатель на новый трактор ставили марки АМ-03. Этот силовой агрегат выпускали на Алтайском моторном заводе. Он выдавал 130 л. с.
Считается, что тракторы ХТЗ Т-125 до наших дней не сохранились. Но, возможно, они есть в руках частников. Правда, вероятность заводского состояния у таких экземпляров чуть выше нуля.
ХТЗ Т-125 пробил путь к славе другой модели – куда более популярной. Это Т-150К, который выпускается до сих пор.
- Ульф
- problembo.com, youtube.com
Рекомендуем для вас
«Бетонки»: в России тоже хотят строить «вечные» дороги
Недавно из Краснодарского края пришло сообщение о введении в эксплуатацию опытного участки бетонной автодороги. Подобные покрытия в СССР и РФ почти не...
АВТОВАЗ выпустил партию карбюраторных двигателей – мнения водителей
Готовится глобальный «откат» к старым моделям? Или просто выпустят очень бюджетный автомобиль для страждущих?...
МС-21 получил еще одну важную деталь отечественного производства
Набор деталей успешно прошел тестирование на скорости свыше 600 км/час. До 2028 года ожидается увеличение поставок в 11 раз. Все подробности читайте в нашем...
Lada Niva получит новый мотор в 2025 году – более объемный и мощный, но простой и надежный
Этим двигателям планируют оснащать все модификации легендарного внедорожника. Похоже, от старого мотора решили отказаться....
С крыльями «назад» – странный и очень нестабильный самолет X-29
Речь о разработке NASA 1980-х годов – демонстраторе технологий обратного крыла EC90-039-4. Что это было – ошибка или большой скачок вперед? Попробуем...
Твердотельные аккумуляторы – 1200 км и 10 минут зарядки: когда будет массовое производство?
О производстве этих батарей говорят давно – а «воз и ныне там». Есть ли какие сдвиги в этом направлении сегодня?...
Boeing 737: посадки в исполнении современных пилотов или в СССР учили лучше
Авиалайнеры Boeing 737 считаются одними из самых массовых и удачных в мире. Выпускается семейство серийно с 1967 года. Неудивительно, что за это время...
Белорусский завод «Брестмаш» будет выпускать китайские семиместные минивэны
Стало известно, какую именно модель освоят. Она будет выпускаться под собственным брендом BMG....
Sollers Atlant – почти российский, но все еще недоработанный
Обзор нового легкого грузовика из Елабуги. Расскажем, почему его можно считать почти отечественным, и как отзываются о нем владельцы....
Отсоединять или нет клеммы АКБ при подзарядке
В холода многие подзаряжают аккумулятор: а нужно ли при этом снимать клеммы? Есть разные варианты ответа....
Наконец, дождались: УАЗ дизель с 6-МКПП
Уж сколько раз твердили любители внедорожников – УАЗ должен быть дизельным, экономичным и при этом скоростным. Но Ульяновский автомобильный завод отмахивался,...
Ждем в электромобилях – в Великобритании создали «вечную» батарею
Похоже, будущее наступило. Первый экземпляр создан, осталось дождаться серийного производства, и можно будет забыть о зарядных устройствах....
Audi 100 C2 против АЗЛК-2141 – модели бизнес-класса из разных стран и эпох
История автомобилей и их технические особенности. В итоге решим, какая модель лучше сейчас....
КАМАЗ-54902 в сравнении с предшественником: подробности
Запущенный в серийное производство КАМАЗ-54902 очень похож на предшественника. Но отличия есть: они касаются двигателя, кабины, некоторых иных узлов и деталей...
Стартовали продажи обновленного российского автобуса Вектор Next 8.8
Модель предлагают с двумя типами двигателей. А еще автобус получился бюджетным....
Самолет-телескоп Boeing 747SP: как навечно приземлили «звездолет Энтерпрайз»
Последняя в мире летающая обсерватория проекта SOFIA была закрыта в 2022 году. Что это за программа и почему ее не возобновляют?...