GAC GS8 – слабые пороги и другие особенности кроссовера
Российские автолюбители познакомились с кроссовером от компании GAC в 2019 году, когда вышло первое поколение этого внедорожника. Год назад презентовали его продолжение. За это время уже можно сделать более основательные выводы по этому кроссоверу, опираясь на опыт владельцев и механиков.
В этом материале мы предлагаем поближе познакомиться с моделью GS8 – ее характеристиками на фоне предыдущей генерации, особенностями обслуживания, «болячками» и стоимостью.
GAC – китайская компания, которая специализируется на автомобилестроении с 1999 года, хоть и утверждает, что с начала 60-х годов. Центральный офис бренда расположен в городе Гуанчжоу. В линейку производителя входят легковые, грузовые модели, а также машины коммерческого и сельскохозяйственного назначения. Guangzhou Automobile Group входит в пятерку наиболее крупных компаний Китая.
Первое поколение было презентовано на российском рынке в 2019 году. Впрочем, особой популярности внедорожник так и не снискал, получив смешанные отзывы. Автомобиль оказался очень похож на китайские машины так называемой «первой волны» с не самым приятным запахом салона, нехваткой запасных частей и не образцовой надежностью.
Второе поколение стало некоей «работой над ошибками» и вышло в 2021 и 2023 годах на китайском и российском рынке соответственно.
Дизайн кроссовера значительно изменился. Если первое поколение отдаленно напоминало строгие внедорожники в духе Toyota Land Cruiser, то следующая генерация получила современный дизайн и увеличенные габариты. Общая длина автомобиля «выросла» с 4835 до 4980 мм, а колесная база – до 2920 от предыдущих 2800 мм.
Экстерьер стал ближе к другим актуальным моделям из Поднебесной и отличается в меру агрессивными чертами. С фронтальной части он пытается копировать Escalade, сзади есть некоторые сходства с Range Rover.
На выбор потенциального покупателя представлено пять цветовых решений:
✅ белый
✅ черный
✅ серебристый
✅ серый
✅ изумрудный
Палитру не назовешь ограниченной, но и широкой трудно посчитать. Тем не менее, присутствуют все «стандартные» оттенки и один «особенный» для тех, кто желает немного выделиться.
Знакомство с интерьером в некотором смысле отвечает на вопрос об относительно невысокой стоимости этого автомобиля. Изображения в интернете или обзорах не передадут качество отделки, а умелый монтаж снимков и вовсе позволяет вытянуть из «кожзама» премиальные материалы. На деле внутри GS8 присутствуют приятные фактуры, но им приходится соседствовать с грубоватым пластиком, который местами и вовсе неуместно покрашен «под алюминий». Тем не менее дизайн интерьера – вещь субъективная, да и не стоит забывать о позиционировании этого внедорожника, как бюджетного семейного решения.
Увеличенная колесная база однозначно внесла свою лепту в уровень комфорта. При посадке в GS8 ощущается комфорт. Второй ряд в меру просторный, если немного сдвинуть переднее пассажирское кресло – то и вовсе места хватит любому пассажиру. Третий ряд также имеет право на существование, вмещает двоих попутчиков. Впрочем, не стоит забывать, что в этом случае придется пожертвовать багажником.
В отличие от первого поколения, где практически все управление было на кнопках, в следующей генерации GAC полностью перешли на сенсорные панели. «Физическими» ожидаемо остались руль, подрулевое управление, блок регулировки зеркал, стекол, джойстик АКПП и включение аварийной сигнализации.
Управление мультимедийной системой возложено на центральный 14,6 дюймовый дисплей. Панель приборов, в свою очередь также представлены цветной панелью, но с диагональю 12,3 дюйма.
Система довольно-таки интересная, позволяет вывести некоторые значения, настроить режимы вождения, те же зеркала и положение сидений, включить ассистирование вождению (LDA, ESP, FCW), а также привычное управление музыкой. Из нюансов пользователи отмечают не самое удобное расположение настроек подогрева кресел и руля. Для активации первого нужно совершить два действия, а для включения второго – три действия, но сначала придется постараться их найти в меню. Также не всем по душе пришлась долгая загрузка штатной системы, которая составляет порядка 30 секунд после запуска двигателя.
Для владельцев может стать неприятной неожиданностью факт того, что мультимедиа не поддерживает Android Auto и Apple CarPlay. На момент релиза сообщалось, что производитель уже занимается этим вопросом. Впрочем, на момент написания этого материала поддержку так и не «завезли». Подключение смартфонов осуществляется через приложение Carbitlink, но его функционал оставляет желать лучшего.
Кроссовер приводится в движение 2-литровым двигателем с турбонаддувом и непосредственным впрыском топлива. Агрегат способен выдавать до 248 л.с. и 390 Нм крутящего момента. Примечательно, что ДВС был слегка дефорсирован – потерял порядка 7 л. с., но зато вошел в более выгодную налоговую планку.
Мотор трудится в паре с восьмиступенчатой автоматической коробкой от Aisin. Электронное управление преднастройками системы доступно на основном дисплее. Помимо традиционных режимов «ECO», «Comfort» и «Sport», также присутствуют «Снег», «Песок» и «Грязь».
Что касается расхода топлива, то он вполне ожидаемо зависит от характера езды. По трассе внедорожник «кушает» порядка 9 литров, а в городских пробках расходомер может показывать и 14-15 литров на «сотню».
Система полного привода входит в штатную комплектацию как опция. Вполне возможно, что за нее стоит переплатить, ведь в отличие от предыдущего поколения, на этом уже установлена электрогидравлическая муфта BorgWarner на задней оси, которая смыкается на четверть времени быстрее.
Подвеска вполне стандартная для этого класса автомобилей – спереди McPherson, а сзади четырехрычажная. Из интересного присутствует система учета рельефа, она же ATS, что также положительно сказывается на комфорте в поездках.
У GS8, как и любого другого автомобиля, не обошлось без особенностей и «болячек». Из основного стоит отметить отсутствие оцинковки кузова – средняя толщина ЛКП составляет 121 микрон, что явно намекает на катафорезный грунт. Впрочем, за время выхода модели на рынок, массовых жалоб на коррозию не возникало. Более того, это же касается и первого поколения внедорожника.
Из слабых мест также стоит отметить область редуктора, а точнее способ подключения силовых проводов к нему. Коннекторы открытые, грязь и вода с дороги будет попадать прямиком на них. Зимой на них может образоваться наледь, что чревато последствиями.
Продолжая тему узлов и агрегатов, которые видно только снизу автомобиля, стоит упомянуть кардан и систему из двух ШРУСов, крепящихся по его обе стороны. Нюанс в том, что первый довольно массивный, в то время как его «придатки» наоборот – чрезмерно тонкие. Производитель, похоже, пытался скрыть этот момент с глаз потенциальных покупателей, которые хоть немного разбираются в устройстве и эксплуатации автомобилей, «обернув» эти ШРУСы в кожухи. Впрочем, даже невооруженным глазом видно, что узел за время длительной или агрессивной эксплуатации может стать проблемой.
Недалеко от этого узла также расположились трубки кондиционера и патрубки заднего отопителя. Они прикрыты пластиковыми экранами, держатся на небольших хомутах. Это не то, чтобы большой минус, но при неудачном стечении обстоятельств их можно повредить. Поэтому не лишним будет после приобретения автомобиля озаботиться защитой этого узла, а также заменой слабой пластиковой защиты двигателя на что-то более «серьезное».
По кузову также есть некоторые моменты, которые могут раскрыться через определенное время эксплуатации и при незапланированных ситуациях. При детальном разборе становится понятно, что за всеми пластиковыми защитами и прочим, короба порогов кажутся довольно-таки тонкими, как для однообъемного кроссовера таких габаритов, да еще и со слабыми центральными стойками.
По ходовой части также возникают некоторые вопросы, которые часто встречаются и на других китайских автомобилях. Например, поворотный кулак выполнен из некоего легкого сплава, при этом на него еще и крепится стойка амортизатора – получаем потенциально ненадежный узел. Возле них же расположены рулевые тяги, толщина которых также не вызывает доверия. Впрочем, по мнению экспертов, эти «расходники» выполнены по технологии цельного литья, а не штамповки, поэтому «проходят» не так мало, как может показаться на первый взгляд.
Пожалуй, один из наиболее интересующих вопросов потенциальных покупателей китайских автомобилей является доступность запасных частей и ремонтопригодность. В этом плане все достаточно неплохо. По всей видимости, GAC планирует оставаться на российском рынке дольше, чем сулили конкуренты. Это подтверждается активным развитием дилерской сети – есть как официальные представительства, так и небольшие посредники. На момент написания этого материала работают несколько сертифицированных сервисных центров, которые занимаются обслуживанием и гарантийной поддержкой.
Запасные части также в наличии. На известных агрегаторах при должном желании можно найти практически все – от фильтров до двигателя в сборе, да еще и с доставкой в любые регионы.
На сайте официального дилера в качестве стоимости фигурирует цифра в 2 989 000 рублей. Разумеется, перед этим значением присутствует заветный префикс «от». На деле же, финальная стоимость стартует от 3 500 000 рублей за базовую комплектацию GL.
В минимальной конфигурации потенциальный покупатель получает трехзонный климат-контроль, уменьшенный дисплей медиасистемы (10,1 дюйма), шесть подушек безопасности, бесключевой доступ, подогрев только передних сидений и круиз-контроль.
Доплатив порядка 300 тыс. рублей, получаем комплектацию GT, в которой:
✅ подогрев второго ряда сидений и руля
✅ панорамная крыша
✅ стандартный размер медиасистемы (14,6 дюймов)
✅ камеры кругового обзора и видеорегистратор
✅ адаптивный круиз-контроль
✅ 20-дюймовые колеса
Предпоследняя модификация с индексом GX обойдется в 4 660 000 рублей. В нее входят дополнительные подушки безопасности, звук от знаменитой Alpine, улучшенный электропривод сиденья водителя.
Что касается топовой комплектации GX Premium, то в ней из интересного есть адаптивные фары, в остальном особых улучшений не замечено. При этом ценник больше, чем у предыдущей модификации на 300 тыс. рублей.
Подводя итог, можно сказать, что GS8 является неплохим вариантом в своем ценовом сегменте. Конечно, не обошлось без особенностей и недостатков. Рассматривая этот кроссовер на фоне ближайших конкурентов, можно обнаружить, что их не так уж и много. В качестве первого можно рассмотреть Chery Tiggo восьмой генерации, если нужен третий ряд сидений. Но по всем параметрам, в нем будет теснее, чем в GAC.
Около этой стоимости находится Geely с ее Okavango, но там только передний привод, что несколько странно. Последним остается Changan CS95, но тут дело вкуса и выбора в пользу того или иного компромисса.
В этом материале мы предлагаем поближе познакомиться с моделью GS8 – ее характеристиками на фоне предыдущей генерации, особенностями обслуживания, «болячками» и стоимостью.
Коротко о бренде
GAC – китайская компания, которая специализируется на автомобилестроении с 1999 года, хоть и утверждает, что с начала 60-х годов. Центральный офис бренда расположен в городе Гуанчжоу. В линейку производителя входят легковые, грузовые модели, а также машины коммерческого и сельскохозяйственного назначения. Guangzhou Automobile Group входит в пятерку наиболее крупных компаний Китая.
Обновленный дизайн во втором поколении GAC GS8. Фото: YouTube.com
Первое поколение было презентовано на российском рынке в 2019 году. Впрочем, особой популярности внедорожник так и не снискал, получив смешанные отзывы. Автомобиль оказался очень похож на китайские машины так называемой «первой волны» с не самым приятным запахом салона, нехваткой запасных частей и не образцовой надежностью.
Второе поколение стало некоей «работой над ошибками» и вышло в 2021 и 2023 годах на китайском и российском рынке соответственно.
Внешний вид и габариты
Дизайн кроссовера значительно изменился. Если первое поколение отдаленно напоминало строгие внедорожники в духе Toyota Land Cruiser, то следующая генерация получила современный дизайн и увеличенные габариты. Общая длина автомобиля «выросла» с 4835 до 4980 мм, а колесная база – до 2920 от предыдущих 2800 мм.
В меру агрессивные линии GS8 и крупная решетка радиатора. Фото: YouTube.com
Экстерьер стал ближе к другим актуальным моделям из Поднебесной и отличается в меру агрессивными чертами. С фронтальной части он пытается копировать Escalade, сзади есть некоторые сходства с Range Rover.
На выбор потенциального покупателя представлено пять цветовых решений:
✅ белый
✅ черный
✅ серебристый
✅ серый
✅ изумрудный
Палитру не назовешь ограниченной, но и широкой трудно посчитать. Тем не менее, присутствуют все «стандартные» оттенки и один «особенный» для тех, кто желает немного выделиться.
Интерьер
Знакомство с интерьером в некотором смысле отвечает на вопрос об относительно невысокой стоимости этого автомобиля. Изображения в интернете или обзорах не передадут качество отделки, а умелый монтаж снимков и вовсе позволяет вытянуть из «кожзама» премиальные материалы. На деле внутри GS8 присутствуют приятные фактуры, но им приходится соседствовать с грубоватым пластиком, который местами и вовсе неуместно покрашен «под алюминий». Тем не менее дизайн интерьера – вещь субъективная, да и не стоит забывать о позиционировании этого внедорожника, как бюджетного семейного решения.
Кресла GAC GS8 с боковой поддержкой. Фото: YouTube.com
Увеличенная колесная база однозначно внесла свою лепту в уровень комфорта. При посадке в GS8 ощущается комфорт. Второй ряд в меру просторный, если немного сдвинуть переднее пассажирское кресло – то и вовсе места хватит любому пассажиру. Третий ряд также имеет право на существование, вмещает двоих попутчиков. Впрочем, не стоит забывать, что в этом случае придется пожертвовать багажником.
Мультимедиа
В отличие от первого поколения, где практически все управление было на кнопках, в следующей генерации GAC полностью перешли на сенсорные панели. «Физическими» ожидаемо остались руль, подрулевое управление, блок регулировки зеркал, стекол, джойстик АКПП и включение аварийной сигнализации.
Управление мультимедийной системой возложено на центральный 14,6 дюймовый дисплей. Панель приборов, в свою очередь также представлены цветной панелью, но с диагональю 12,3 дюйма.
Управление мультимедиа и настроками выполняются с 14,6 дюймового дисплея. Фото: YouTube.com
Система довольно-таки интересная, позволяет вывести некоторые значения, настроить режимы вождения, те же зеркала и положение сидений, включить ассистирование вождению (LDA, ESP, FCW), а также привычное управление музыкой. Из нюансов пользователи отмечают не самое удобное расположение настроек подогрева кресел и руля. Для активации первого нужно совершить два действия, а для включения второго – три действия, но сначала придется постараться их найти в меню. Также не всем по душе пришлась долгая загрузка штатной системы, которая составляет порядка 30 секунд после запуска двигателя.
Для владельцев может стать неприятной неожиданностью факт того, что мультимедиа не поддерживает Android Auto и Apple CarPlay. На момент релиза сообщалось, что производитель уже занимается этим вопросом. Впрочем, на момент написания этого материала поддержку так и не «завезли». Подключение смартфонов осуществляется через приложение Carbitlink, но его функционал оставляет желать лучшего.
Технические характеристики
Кроссовер приводится в движение 2-литровым двигателем с турбонаддувом и непосредственным впрыском топлива. Агрегат способен выдавать до 248 л.с. и 390 Нм крутящего момента. Примечательно, что ДВС был слегка дефорсирован – потерял порядка 7 л. с., но зато вошел в более выгодную налоговую планку.
Мотор трудится в паре с восьмиступенчатой автоматической коробкой от Aisin. Электронное управление преднастройками системы доступно на основном дисплее. Помимо традиционных режимов «ECO», «Comfort» и «Sport», также присутствуют «Снег», «Песок» и «Грязь».
Так выглядит подкапотное пространство GAC GS8. Фото: YouTube.com
Что касается расхода топлива, то он вполне ожидаемо зависит от характера езды. По трассе внедорожник «кушает» порядка 9 литров, а в городских пробках расходомер может показывать и 14-15 литров на «сотню».
Система полного привода входит в штатную комплектацию как опция. Вполне возможно, что за нее стоит переплатить, ведь в отличие от предыдущего поколения, на этом уже установлена электрогидравлическая муфта BorgWarner на задней оси, которая смыкается на четверть времени быстрее.
Подвеска вполне стандартная для этого класса автомобилей – спереди McPherson, а сзади четырехрычажная. Из интересного присутствует система учета рельефа, она же ATS, что также положительно сказывается на комфорте в поездках.
Особенности эксплуатации
У GS8, как и любого другого автомобиля, не обошлось без особенностей и «болячек». Из основного стоит отметить отсутствие оцинковки кузова – средняя толщина ЛКП составляет 121 микрон, что явно намекает на катафорезный грунт. Впрочем, за время выхода модели на рынок, массовых жалоб на коррозию не возникало. Более того, это же касается и первого поколения внедорожника.
Из слабых мест также стоит отметить область редуктора, а точнее способ подключения силовых проводов к нему. Коннекторы открытые, грязь и вода с дороги будет попадать прямиком на них. Зимой на них может образоваться наледь, что чревато последствиями.
Продолжая тему узлов и агрегатов, которые видно только снизу автомобиля, стоит упомянуть кардан и систему из двух ШРУСов, крепящихся по его обе стороны. Нюанс в том, что первый довольно массивный, в то время как его «придатки» наоборот – чрезмерно тонкие. Производитель, похоже, пытался скрыть этот момент с глаз потенциальных покупателей, которые хоть немного разбираются в устройстве и эксплуатации автомобилей, «обернув» эти ШРУСы в кожухи. Впрочем, даже невооруженным глазом видно, что узел за время длительной или агрессивной эксплуатации может стать проблемой.
GAC GS8 обладает полноценной двойной системой выхлопа. Фото: YouTube.com
Недалеко от этого узла также расположились трубки кондиционера и патрубки заднего отопителя. Они прикрыты пластиковыми экранами, держатся на небольших хомутах. Это не то, чтобы большой минус, но при неудачном стечении обстоятельств их можно повредить. Поэтому не лишним будет после приобретения автомобиля озаботиться защитой этого узла, а также заменой слабой пластиковой защиты двигателя на что-то более «серьезное».
По кузову также есть некоторые моменты, которые могут раскрыться через определенное время эксплуатации и при незапланированных ситуациях. При детальном разборе становится понятно, что за всеми пластиковыми защитами и прочим, короба порогов кажутся довольно-таки тонкими, как для однообъемного кроссовера таких габаритов, да еще и со слабыми центральными стойками.
По ходовой части также возникают некоторые вопросы, которые часто встречаются и на других китайских автомобилях. Например, поворотный кулак выполнен из некоего легкого сплава, при этом на него еще и крепится стойка амортизатора – получаем потенциально ненадежный узел. Возле них же расположены рулевые тяги, толщина которых также не вызывает доверия. Впрочем, по мнению экспертов, эти «расходники» выполнены по технологии цельного литья, а не штамповки, поэтому «проходят» не так мало, как может показаться на первый взгляд.
Доступность обслуживания
Пожалуй, один из наиболее интересующих вопросов потенциальных покупателей китайских автомобилей является доступность запасных частей и ремонтопригодность. В этом плане все достаточно неплохо. По всей видимости, GAC планирует оставаться на российском рынке дольше, чем сулили конкуренты. Это подтверждается активным развитием дилерской сети – есть как официальные представительства, так и небольшие посредники. На момент написания этого материала работают несколько сертифицированных сервисных центров, которые занимаются обслуживанием и гарантийной поддержкой.
Запасные части также в наличии. На известных агрегаторах при должном желании можно найти практически все – от фильтров до двигателя в сборе, да еще и с доставкой в любые регионы.
Комплектации и стоимость
На сайте официального дилера в качестве стоимости фигурирует цифра в 2 989 000 рублей. Разумеется, перед этим значением присутствует заветный префикс «от». На деле же, финальная стоимость стартует от 3 500 000 рублей за базовую комплектацию GL.
В стандартной комплектации GAC GS8 оснащен 19-и дюймовыми колесами, а в расширенных – 20-и дюймовыми. Фото: YouTube.com
В минимальной конфигурации потенциальный покупатель получает трехзонный климат-контроль, уменьшенный дисплей медиасистемы (10,1 дюйма), шесть подушек безопасности, бесключевой доступ, подогрев только передних сидений и круиз-контроль.
Доплатив порядка 300 тыс. рублей, получаем комплектацию GT, в которой:
✅ подогрев второго ряда сидений и руля
✅ панорамная крыша
✅ стандартный размер медиасистемы (14,6 дюймов)
✅ камеры кругового обзора и видеорегистратор
✅ адаптивный круиз-контроль
✅ 20-дюймовые колеса
Предпоследняя модификация с индексом GX обойдется в 4 660 000 рублей. В нее входят дополнительные подушки безопасности, звук от знаменитой Alpine, улучшенный электропривод сиденья водителя.
Что касается топовой комплектации GX Premium, то в ней из интересного есть адаптивные фары, в остальном особых улучшений не замечено. При этом ценник больше, чем у предыдущей модификации на 300 тыс. рублей.
Заключение
Подводя итог, можно сказать, что GS8 является неплохим вариантом в своем ценовом сегменте. Конечно, не обошлось без особенностей и недостатков. Рассматривая этот кроссовер на фоне ближайших конкурентов, можно обнаружить, что их не так уж и много. В качестве первого можно рассмотреть Chery Tiggo восьмой генерации, если нужен третий ряд сидений. Но по всем параметрам, в нем будет теснее, чем в GAC.
Около этой стоимости находится Geely с ее Okavango, но там только передний привод, что несколько странно. Последним остается Changan CS95, но тут дело вкуса и выбора в пользу того или иного компромисса.
- Vic Samoylik
- https://youtube.com
Рекомендуем для вас
«Бетонки»: в России тоже хотят строить «вечные» дороги
Недавно из Краснодарского края пришло сообщение о введении в эксплуатацию опытного участки бетонной автодороги. Подобные покрытия в СССР и РФ почти не...
АВТОВАЗ выпустил партию карбюраторных двигателей – мнения водителей
Готовится глобальный «откат» к старым моделям? Или просто выпустят очень бюджетный автомобиль для страждущих?...
С крыльями «назад» – странный и очень нестабильный самолет X-29
Речь о разработке NASA 1980-х годов – демонстраторе технологий обратного крыла EC90-039-4. Что это было – ошибка или большой скачок вперед? Попробуем...
МС-21 получил еще одну важную деталь отечественного производства
Набор деталей успешно прошел тестирование на скорости свыше 600 км/час. До 2028 года ожидается увеличение поставок в 11 раз. Все подробности читайте в нашем...
Твердотельные аккумуляторы – 1200 км и 10 минут зарядки: когда будет массовое производство?
О производстве этих батарей говорят давно – а «воз и ныне там». Есть ли какие сдвиги в этом направлении сегодня?...
Boeing 737: посадки в исполнении современных пилотов или в СССР учили лучше
Авиалайнеры Boeing 737 считаются одними из самых массовых и удачных в мире. Выпускается семейство серийно с 1967 года. Неудивительно, что за это время...
Белорусский завод «Брестмаш» будет выпускать китайские семиместные минивэны
Стало известно, какую именно модель освоят. Она будет выпускаться под собственным брендом BMG....
Sollers Atlant – почти российский, но все еще недоработанный
Обзор нового легкого грузовика из Елабуги. Расскажем, почему его можно считать почти отечественным, и как отзываются о нем владельцы....
Lada Niva получит новый мотор в 2025 году – более объемный и мощный, но простой и надежный
Этим двигателям планируют оснащать все модификации легендарного внедорожника. Похоже, от старого мотора решили отказаться....
Отсоединять или нет клеммы АКБ при подзарядке
В холода многие подзаряжают аккумулятор: а нужно ли при этом снимать клеммы? Есть разные варианты ответа....
Audi 100 C2 против АЗЛК-2141 – модели бизнес-класса из разных стран и эпох
История автомобилей и их технические особенности. В итоге решим, какая модель лучше сейчас....
Ждем в электромобилях – в Великобритании создали «вечную» батарею
Похоже, будущее наступило. Первый экземпляр создан, осталось дождаться серийного производства, и можно будет забыть о зарядных устройствах....
КАМАЗ-54902 в сравнении с предшественником: подробности
Запущенный в серийное производство КАМАЗ-54902 очень похож на предшественника. Но отличия есть: они касаются двигателя, кабины, некоторых иных узлов и деталей...
Наконец, дождались: УАЗ дизель с 6-МКПП
Уж сколько раз твердили любители внедорожников – УАЗ должен быть дизельным, экономичным и при этом скоростным. Но Ульяновский автомобильный завод отмахивался,...
Стартовали продажи обновленного российского автобуса Вектор Next 8.8
Модель предлагают с двумя типами двигателей. А еще автобус получился бюджетным....
Самолет-телескоп Boeing 747SP: как навечно приземлили «звездолет Энтерпрайз»
Последняя в мире летающая обсерватория проекта SOFIA была закрыта в 2022 году. Что это за программа и почему ее не возобновляют?...