
Байкальская маршрутка «Хивус-10»
Вам когда-нибудь доводилось бывать на Байкале зимой? Если да, тогда вы точно видели, а может быть даже и катались на байкальских маршрутках – на «хивусах». Обычно на берегах озера так называют все суда на воздушной подушке, название стало нарицательным. Но сегодня расскажем именно о катере-амфибии проекта А8 или «Хивус-10».
Главное преимущество таких судов – возможность передвижения по некрепкому льду, болотам и воде. Благодаря прочным резиновым скегам и воздушной подушке «хивус» может преодолевать ледяные разломы и участки с открытой водой. Представим начало зимы, Байкал только начал замерзать. На машинах еще не выехать, а теплоходы встали у причалов. Тогда в дело вступают суда на воздушной подушке. Они продолжают курсировать по озеру до поздней весны.
Судно выпускается с 2002 года компанией «Аэроход» из Нижнего Новгорода. За годы эксплуатации «Хивус-10» зарекомендовал себя как надежная машина, которая может выполнять самые разные задачи. На них перевозят пассажиров и грузы, катают туристов, используют в качестве спасательных и патрульных судов. Хивусы стоят на службе у пограничников и МЧС. Эти суда незаменимы в весенний период, когда спасателям приходятся снимать рыбаков с дрейфующих льдин.
Этот катер-амфибия имеет следующие технические характеристики:
✅ Длина корпуса – 8,25 метра
✅ Ширина корпуса – 3,08 метра
✅ Высота – 2,65 метра
✅ Скорость хода – 50 км/ч по воде и 70 км/ч по снегу
«Хивус-10» выпускается с разными типами двигателей. Распространенным вариантом является бензиновый мотор ЗМЗ-409 в 143 л. с. – продукт Заволжского моторного завода. Также на А8 может устанавливаться итальянский дизель от IVECO мощностью в 198 л. с. Есть комплектации с японским двигателем 2TR (166 л. с.) от Toyota и американским Cummins ISF2.8 (150 л. с.).
Моторный отсек на «Хивус-10». Фото: YouTube.com
Корпус судна изготовлен из алюминиевого сплава, что дополнительно облегчает конструкцию. Все комплектующие детали обшивки соединяются клепками. Хивус-10 имеет 3 отсека, которые разделяются конструктивными переборками. Это носовой отсек, салон и моторное отделение.
Главным конструктивным элементом любого подобного судна являются скеги, благодаря которым и обеспечивается проходимость по воде, льду и снегу. Надувные скеги огораживают днище судна, где при помощи нагнетающих вентиляторов и создается воздушное давление, способное приподнимать судно над твердой поверхностью. В «Хивусе-10» их три.
«Хивус-10» на службе МЧС в Санкт-Петербурге. Фото: YouTube.com
Каждый скег состоит из двух ярусов и разделяется внутренними отсеками. Они выполнены их пятислойной ПВХ-ткани с добавлением полиуретана и армирующем полиэстером. Для дополнительной защиты скеги обклеивают пленкой или еще одним слоем ПВХ-ткани.
Эта технология уже проверена годами. Даже если одна из скег получит повреждение, двух оставшихся хватит, чтобы довести судно до берега или до места стоянки.
В задней части амфибии установлен воздушный винт для регулировки ускорения судна. Лопасти и посадочная насадка производятся из стеклопластика. Все элементы дополнительно армированы для предотвращения абразивного износа. На кольцевую насадку устанавливается защитная сетка.
По днищу судна расположены два нагнетательных вентилятора. Они и создают ту самую воздушную подушку. Вращение осуществляется при помощи карданного вала, предающего мощность от двигателя.
Винт и воздушные рули на «Хивус-10». Фото: YouTube.com
Управление «Хивусом» происходит при помощи трех воздушных рулей, расположенных за воздушным винтом. Давление в камерах скег регулируется педалями. Торможение осуществляется естественным путем, то есть, при помощи уменьшения оборотов двигателя, а также, используя трение о поверхность. Для экстренной остановки возможен только полный разворот судна.
На борт вмещается до 10 человек. Единственная дверь расположена в носовой части. Кресло судоводителя устанавливается по левой стороне. Справа находится одиночное пассажирское сидение. Вдоль бортов располагаются два четырехместных дивана или скамейки. Внутри можно установить раскладной столик. Как правило, элементы салона обшивают недорогими, но долговечными материалами – винилискожей или дермантином.
В салоне «Хивус-10». Фото: YouTube.com
Комплектации у «хивусов» почти всегда индивидуальные. С завода устанавливаются идентичные приборные панели, на которых расположены индикаторы скорости, запаса топлива и температуры двигателя. Здесь же находятся и манометры, которые показывают давление в бортовых и центральном скегах.
В «хивусы» устанавливается штатный аккумулятор емкостью 75А*ч, стеклоочистители, световые приборы и прикуриватель на 12В. Предусмотрено пара топливных баков с общим объемом 120 литров. По желанию заказчика катер доукомплектовывают якорем, швартовыми утками, такелажной балкой и др. Также на «хивусы» устанавливают радиостанции, системы навигации, лебедки, сигнальные маяки, радиолокаторы и магнитолы.
Интересно, что лебедки часто пригождаются. «Хивусы» не всегда могут преодолеть большие торосы и застревают. В таком случае экипаж может забурить специальный ледовый якорь и прицепить к нему лебедку. Ледовый якорь представляет собой обычную толстую арматуру и приваренную к ней цепь.
«Хивус-10» на водной поверхности. Фото: YouTube.com
Важным элементом являются автобусные отопители, которые используются для обогрева салона и предпускового прогрева двигателя. На некоторых моделях встречаются и кондиционеры.
Расход топлива при исправно работающем двигателе составляет 25-30 литров в час. Учитывая объемы штатных топливных баков, при таком потреблении катер может пройти до 250 км. Но часто на «хивусы» устанавливают дополнительные емкости. В этом случае запас хода увеличивается до 400 км.
«Хивус-10» может эксплуатироваться при температурах до -35°C, но в сибирских условиях его используют и при более низких значениях. Главное, чтобы двигатель запустился. Ограждение воздушной подушки благодаря своей эластичности не примерзает ко льду. Однако есть серьезные ограничения по эксплуатации «хивусов». Например, на нем нельзя передвигаться, если порывы ветра достигают 15 м/c. При перемещении по водным поверхностям высота волны не должна превышать 1,2 метра.
«Хивусы» приравниваются к маломерным судам, а это значит, что для законного управления необходимо соответствующее удостоверение. Такие права выдаются Госинпекцией по маломерным судам (ГИМС). За отсутствие удостоверения предусмотрен штраф в 1500 рублей. За нетрезвое «вождение» также надо заплатить до 2000 рублей, а затем посидеть без прав сроком до двух лет.
«Хивус-10» на Байкале. Фото: YouTube.com
Стоимость нового судна на воздушной подушке проекта А8 составляет 7,9 млн рублей. Цены на Б/У модели отличаются в зависимости от двигателя и года производства. В среднем можно найти объявления от 3,3 до 6 млн рублей.
Суда на воздушной подушке – универсальная и многофункциональная техника, которая хорошо себя зарекомендовала. Модель «Хивус-10» особенно прижилась именно на Байкале, хотя, конечно, используют ее в самых разных регионах России. В зимние месяцы такие суда стоят во всех туристических местах и каждый желающий может прокатиться по льду озера в составе группы или индивидуально. Доступны как короткие поездки, так и дневные экспедиции.
Главное преимущество таких судов – возможность передвижения по некрепкому льду, болотам и воде. Благодаря прочным резиновым скегам и воздушной подушке «хивус» может преодолевать ледяные разломы и участки с открытой водой. Представим начало зимы, Байкал только начал замерзать. На машинах еще не выехать, а теплоходы встали у причалов. Тогда в дело вступают суда на воздушной подушке. Они продолжают курсировать по озеру до поздней весны.
«Хивус-10»
Судно выпускается с 2002 года компанией «Аэроход» из Нижнего Новгорода. За годы эксплуатации «Хивус-10» зарекомендовал себя как надежная машина, которая может выполнять самые разные задачи. На них перевозят пассажиров и грузы, катают туристов, используют в качестве спасательных и патрульных судов. Хивусы стоят на службе у пограничников и МЧС. Эти суда незаменимы в весенний период, когда спасателям приходятся снимать рыбаков с дрейфующих льдин.
Этот катер-амфибия имеет следующие технические характеристики:
✅ Длина корпуса – 8,25 метра
✅ Ширина корпуса – 3,08 метра
✅ Высота – 2,65 метра
✅ Скорость хода – 50 км/ч по воде и 70 км/ч по снегу
«Хивус-10» выпускается с разными типами двигателей. Распространенным вариантом является бензиновый мотор ЗМЗ-409 в 143 л. с. – продукт Заволжского моторного завода. Также на А8 может устанавливаться итальянский дизель от IVECO мощностью в 198 л. с. Есть комплектации с японским двигателем 2TR (166 л. с.) от Toyota и американским Cummins ISF2.8 (150 л. с.).

Корпус судна изготовлен из алюминиевого сплава, что дополнительно облегчает конструкцию. Все комплектующие детали обшивки соединяются клепками. Хивус-10 имеет 3 отсека, которые разделяются конструктивными переборками. Это носовой отсек, салон и моторное отделение.
Как создается воздушная подушка
Главным конструктивным элементом любого подобного судна являются скеги, благодаря которым и обеспечивается проходимость по воде, льду и снегу. Надувные скеги огораживают днище судна, где при помощи нагнетающих вентиляторов и создается воздушное давление, способное приподнимать судно над твердой поверхностью. В «Хивусе-10» их три.

Каждый скег состоит из двух ярусов и разделяется внутренними отсеками. Они выполнены их пятислойной ПВХ-ткани с добавлением полиуретана и армирующем полиэстером. Для дополнительной защиты скеги обклеивают пленкой или еще одним слоем ПВХ-ткани.
Эта технология уже проверена годами. Даже если одна из скег получит повреждение, двух оставшихся хватит, чтобы довести судно до берега или до места стоянки.
В задней части амфибии установлен воздушный винт для регулировки ускорения судна. Лопасти и посадочная насадка производятся из стеклопластика. Все элементы дополнительно армированы для предотвращения абразивного износа. На кольцевую насадку устанавливается защитная сетка.
По днищу судна расположены два нагнетательных вентилятора. Они и создают ту самую воздушную подушку. Вращение осуществляется при помощи карданного вала, предающего мощность от двигателя.

Управление «Хивусом» происходит при помощи трех воздушных рулей, расположенных за воздушным винтом. Давление в камерах скег регулируется педалями. Торможение осуществляется естественным путем, то есть, при помощи уменьшения оборотов двигателя, а также, используя трение о поверхность. Для экстренной остановки возможен только полный разворот судна.
В салоне «Хивус-10»
На борт вмещается до 10 человек. Единственная дверь расположена в носовой части. Кресло судоводителя устанавливается по левой стороне. Справа находится одиночное пассажирское сидение. Вдоль бортов располагаются два четырехместных дивана или скамейки. Внутри можно установить раскладной столик. Как правило, элементы салона обшивают недорогими, но долговечными материалами – винилискожей или дермантином.

Комплектации у «хивусов» почти всегда индивидуальные. С завода устанавливаются идентичные приборные панели, на которых расположены индикаторы скорости, запаса топлива и температуры двигателя. Здесь же находятся и манометры, которые показывают давление в бортовых и центральном скегах.
В «хивусы» устанавливается штатный аккумулятор емкостью 75А*ч, стеклоочистители, световые приборы и прикуриватель на 12В. Предусмотрено пара топливных баков с общим объемом 120 литров. По желанию заказчика катер доукомплектовывают якорем, швартовыми утками, такелажной балкой и др. Также на «хивусы» устанавливают радиостанции, системы навигации, лебедки, сигнальные маяки, радиолокаторы и магнитолы.
Интересно, что лебедки часто пригождаются. «Хивусы» не всегда могут преодолеть большие торосы и застревают. В таком случае экипаж может забурить специальный ледовый якорь и прицепить к нему лебедку. Ледовый якорь представляет собой обычную толстую арматуру и приваренную к ней цепь.

Важным элементом являются автобусные отопители, которые используются для обогрева салона и предпускового прогрева двигателя. На некоторых моделях встречаются и кондиционеры.
Расход топлива при исправно работающем двигателе составляет 25-30 литров в час. Учитывая объемы штатных топливных баков, при таком потреблении катер может пройти до 250 км. Но часто на «хивусы» устанавливают дополнительные емкости. В этом случае запас хода увеличивается до 400 км.
«Хивус-10» может эксплуатироваться при температурах до -35°C, но в сибирских условиях его используют и при более низких значениях. Главное, чтобы двигатель запустился. Ограждение воздушной подушки благодаря своей эластичности не примерзает ко льду. Однако есть серьезные ограничения по эксплуатации «хивусов». Например, на нем нельзя передвигаться, если порывы ветра достигают 15 м/c. При перемещении по водным поверхностям высота волны не должна превышать 1,2 метра.
Что нужно, чтобы управлять «хивусом»
«Хивусы» приравниваются к маломерным судам, а это значит, что для законного управления необходимо соответствующее удостоверение. Такие права выдаются Госинпекцией по маломерным судам (ГИМС). За отсутствие удостоверения предусмотрен штраф в 1500 рублей. За нетрезвое «вождение» также надо заплатить до 2000 рублей, а затем посидеть без прав сроком до двух лет.

Стоимость нового судна на воздушной подушке проекта А8 составляет 7,9 млн рублей. Цены на Б/У модели отличаются в зависимости от двигателя и года производства. В среднем можно найти объявления от 3,3 до 6 млн рублей.
Суда на воздушной подушке – универсальная и многофункциональная техника, которая хорошо себя зарекомендовала. Модель «Хивус-10» особенно прижилась именно на Байкале, хотя, конечно, используют ее в самых разных регионах России. В зимние месяцы такие суда стоят во всех туристических местах и каждый желающий может прокатиться по льду озера в составе группы или индивидуально. Доступны как короткие поездки, так и дневные экспедиции.
- Карпов Андрей
- youtube.com
Рекомендуем для вас

В России возрождают советский порт и железную дорогу к нему – есть ли перспективы?
Город должен был стать энергетическим и судоходным центром региона, но совокупность факторов не позволила этому случиться. Теперь о порте заговорили вновь и...

Второй Ил-96-400Т начал выполнять коммерческие полеты
Теперь важные грузы можно оперативно доставлять в отдаленные от центра регионы. Осталось наладить постоянные маршруты....

Tugella – все: в Белорусии начнут выпускать новый Belgee S50
Это глубоко локализованная версия Geely Emgrand. Планируют выйти на 5000 автомобилей в год....

Ан-12 против Airbus A400 – соревнования по красоте посадки
Современные крупные самолеты давно уже турбовентиляторные. Конечно, у большинства из них не реактивные силовые агрегаты. Но многие в этом все равно не...

Поставки российских двигателей ТВ7-117СТ-01 для Ил-114-300 начнутся уже в этом году
Первые 6-7 экземпляров отгрузят для статических и летных экземпляров. Ждать осталось немного....

Зачем в Мурманской области построили новый морской порт
Несмотря на то, что порт Мурманска считается недозагруженным, на противоположном берегу построили новую гавань для перевалки угля....

Одномоторный самолет E1000 AX демонстрирует впечатляющую производительность и может сесть без помощи человека
Даже место для посадки модель способна выбрать сама. Подробнее о новом проекте читайте в нашем материале....

«МотоВелоЗавод» начал выпускать патрульные мотоциклы для ГАИ
Теперь у МВД появилась отечественная модель для нужд мотобата. Правда, она имеет китайское происхождение....

Впервые в истории удалось обслужить спутник на орбите захоронения
Аппарат компании Northrop Grumman стал спасителем спутниковых устройств. Планируется запуск целой серии....

Новый российский серийный бульдозер Б11 Электро – превосходство технологий
Все давно привыкли, что бульдозеры, в том числе российские, оснащаются только дизельными двигателями. Гибридные модели если и делают, то это место явно...

ЛиАЗ-677: тяжелое восстановление спустя 25 лет простоя
Спустя почти полвека с момента выпуска легендарного ЛиАЗ-677 1976 года автор видео на YouTube-канале «Автобусная мастерская VegaBus» решается вдохнуть в него...

Автобус КАВЗ-3976 – последняя советская «барбухайка»
Эта модель создана на шасси грузовика ГАЗ-3307. Несмотря на простоту конструкции, они выпускались 20 лет....

На Камчатке достраивают первую в истории региона серию рыболовных судов
Два корабля введут в эксплуатацию уже в мае. Они займутся рыболовным промыслом....

«Скучать не будем» – десяток китайских брендов покинет рынок России
Не каждый покупатель готов довериться «безымянному» китайскому бренду. Некоторые из них не смогли продать и 20 машин за последние три месяца....

Верховина 7 Спорт – самый «крутой» львовский мопед для советских пацанов
Мопеды в позднем СССР были представлены в основном двух заводов – львовского и рижского. Одни считались похуже, другие получше, но в продаже последние...

«Машина времени» – Mercedes-Benz выпустил ретро-версию G-Class
Она призвана погрузить водителя в 80-е годы. В салоне будет уютно как дома, ведь, кроме прочего, там есть «плед». Впрочем, ценник тоже как за хорошие...