Байкальская маршрутка «Хивус-10»
Вам когда-нибудь доводилось бывать на Байкале зимой? Если да, тогда вы точно видели, а может быть даже и катались на байкальских маршрутках – на «хивусах». Обычно на берегах озера так называют все суда на воздушной подушке, название стало нарицательным. Но сегодня расскажем именно о катере-амфибии проекта А8 или «Хивус-10».
Главное преимущество таких судов – возможность передвижения по некрепкому льду, болотам и воде. Благодаря прочным резиновым скегам и воздушной подушке «хивус» может преодолевать ледяные разломы и участки с открытой водой. Представим начало зимы, Байкал только начал замерзать. На машинах еще не выехать, а теплоходы встали у причалов. Тогда в дело вступают суда на воздушной подушке. Они продолжают курсировать по озеру до поздней весны.
Судно выпускается с 2002 года компанией «Аэроход» из Нижнего Новгорода. За годы эксплуатации «Хивус-10» зарекомендовал себя как надежная машина, которая может выполнять самые разные задачи. На них перевозят пассажиров и грузы, катают туристов, используют в качестве спасательных и патрульных судов. Хивусы стоят на службе у пограничников и МЧС. Эти суда незаменимы в весенний период, когда спасателям приходятся снимать рыбаков с дрейфующих льдин.
Этот катер-амфибия имеет следующие технические характеристики:
✅ Длина корпуса – 8,25 метра
✅ Ширина корпуса – 3,08 метра
✅ Высота – 2,65 метра
✅ Скорость хода – 50 км/ч по воде и 70 км/ч по снегу
«Хивус-10» выпускается с разными типами двигателей. Распространенным вариантом является бензиновый мотор ЗМЗ-409 в 143 л. с. – продукт Заволжского моторного завода. Также на А8 может устанавливаться итальянский дизель от IVECO мощностью в 198 л. с. Есть комплектации с японским двигателем 2TR (166 л. с.) от Toyota и американским Cummins ISF2.8 (150 л. с.).
Корпус судна изготовлен из алюминиевого сплава, что дополнительно облегчает конструкцию. Все комплектующие детали обшивки соединяются клепками. Хивус-10 имеет 3 отсека, которые разделяются конструктивными переборками. Это носовой отсек, салон и моторное отделение.
Главным конструктивным элементом любого подобного судна являются скеги, благодаря которым и обеспечивается проходимость по воде, льду и снегу. Надувные скеги огораживают днище судна, где при помощи нагнетающих вентиляторов и создается воздушное давление, способное приподнимать судно над твердой поверхностью. В «Хивусе-10» их три.
Каждый скег состоит из двух ярусов и разделяется внутренними отсеками. Они выполнены их пятислойной ПВХ-ткани с добавлением полиуретана и армирующем полиэстером. Для дополнительной защиты скеги обклеивают пленкой или еще одним слоем ПВХ-ткани.
Эта технология уже проверена годами. Даже если одна из скег получит повреждение, двух оставшихся хватит, чтобы довести судно до берега или до места стоянки.
В задней части амфибии установлен воздушный винт для регулировки ускорения судна. Лопасти и посадочная насадка производятся из стеклопластика. Все элементы дополнительно армированы для предотвращения абразивного износа. На кольцевую насадку устанавливается защитная сетка.
По днищу судна расположены два нагнетательных вентилятора. Они и создают ту самую воздушную подушку. Вращение осуществляется при помощи карданного вала, предающего мощность от двигателя.
Управление «Хивусом» происходит при помощи трех воздушных рулей, расположенных за воздушным винтом. Давление в камерах скег регулируется педалями. Торможение осуществляется естественным путем, то есть, при помощи уменьшения оборотов двигателя, а также, используя трение о поверхность. Для экстренной остановки возможен только полный разворот судна.
На борт вмещается до 10 человек. Единственная дверь расположена в носовой части. Кресло судоводителя устанавливается по левой стороне. Справа находится одиночное пассажирское сидение. Вдоль бортов располагаются два четырехместных дивана или скамейки. Внутри можно установить раскладной столик. Как правило, элементы салона обшивают недорогими, но долговечными материалами – винилискожей или дермантином.
Комплектации у «хивусов» почти всегда индивидуальные. С завода устанавливаются идентичные приборные панели, на которых расположены индикаторы скорости, запаса топлива и температуры двигателя. Здесь же находятся и манометры, которые показывают давление в бортовых и центральном скегах.
В «хивусы» устанавливается штатный аккумулятор емкостью 75А*ч, стеклоочистители, световые приборы и прикуриватель на 12В. Предусмотрено пара топливных баков с общим объемом 120 литров. По желанию заказчика катер доукомплектовывают якорем, швартовыми утками, такелажной балкой и др. Также на «хивусы» устанавливают радиостанции, системы навигации, лебедки, сигнальные маяки, радиолокаторы и магнитолы.
Интересно, что лебедки часто пригождаются. «Хивусы» не всегда могут преодолеть большие торосы и застревают. В таком случае экипаж может забурить специальный ледовый якорь и прицепить к нему лебедку. Ледовый якорь представляет собой обычную толстую арматуру и приваренную к ней цепь.
Важным элементом являются автобусные отопители, которые используются для обогрева салона и предпускового прогрева двигателя. На некоторых моделях встречаются и кондиционеры.
Расход топлива при исправно работающем двигателе составляет 25-30 литров в час. Учитывая объемы штатных топливных баков, при таком потреблении катер может пройти до 250 км. Но часто на «хивусы» устанавливают дополнительные емкости. В этом случае запас хода увеличивается до 400 км.
«Хивус-10» может эксплуатироваться при температурах до -35°C, но в сибирских условиях его используют и при более низких значениях. Главное, чтобы двигатель запустился. Ограждение воздушной подушки благодаря своей эластичности не примерзает ко льду. Однако есть серьезные ограничения по эксплуатации «хивусов». Например, на нем нельзя передвигаться, если порывы ветра достигают 15 м/c. При перемещении по водным поверхностям высота волны не должна превышать 1,2 метра.
«Хивусы» приравниваются к маломерным судам, а это значит, что для законного управления необходимо соответствующее удостоверение. Такие права выдаются Госинпекцией по маломерным судам (ГИМС). За отсутствие удостоверения предусмотрен штраф в 1500 рублей. За нетрезвое «вождение» также надо заплатить до 2000 рублей, а затем посидеть без прав сроком до двух лет.
Стоимость нового судна на воздушной подушке проекта А8 составляет 7,9 млн рублей. Цены на Б/У модели отличаются в зависимости от двигателя и года производства. В среднем можно найти объявления от 3,3 до 6 млн рублей.
Суда на воздушной подушке – универсальная и многофункциональная техника, которая хорошо себя зарекомендовала. Модель «Хивус-10» особенно прижилась именно на Байкале, хотя, конечно, используют ее в самых разных регионах России. В зимние месяцы такие суда стоят во всех туристических местах и каждый желающий может прокатиться по льду озера в составе группы или индивидуально. Доступны как короткие поездки, так и дневные экспедиции.
Главное преимущество таких судов – возможность передвижения по некрепкому льду, болотам и воде. Благодаря прочным резиновым скегам и воздушной подушке «хивус» может преодолевать ледяные разломы и участки с открытой водой. Представим начало зимы, Байкал только начал замерзать. На машинах еще не выехать, а теплоходы встали у причалов. Тогда в дело вступают суда на воздушной подушке. Они продолжают курсировать по озеру до поздней весны.
«Хивус-10»
Судно выпускается с 2002 года компанией «Аэроход» из Нижнего Новгорода. За годы эксплуатации «Хивус-10» зарекомендовал себя как надежная машина, которая может выполнять самые разные задачи. На них перевозят пассажиров и грузы, катают туристов, используют в качестве спасательных и патрульных судов. Хивусы стоят на службе у пограничников и МЧС. Эти суда незаменимы в весенний период, когда спасателям приходятся снимать рыбаков с дрейфующих льдин.
Этот катер-амфибия имеет следующие технические характеристики:
✅ Длина корпуса – 8,25 метра
✅ Ширина корпуса – 3,08 метра
✅ Высота – 2,65 метра
✅ Скорость хода – 50 км/ч по воде и 70 км/ч по снегу
«Хивус-10» выпускается с разными типами двигателей. Распространенным вариантом является бензиновый мотор ЗМЗ-409 в 143 л. с. – продукт Заволжского моторного завода. Также на А8 может устанавливаться итальянский дизель от IVECO мощностью в 198 л. с. Есть комплектации с японским двигателем 2TR (166 л. с.) от Toyota и американским Cummins ISF2.8 (150 л. с.).
Моторный отсек на «Хивус-10». Фото: YouTube.com
Корпус судна изготовлен из алюминиевого сплава, что дополнительно облегчает конструкцию. Все комплектующие детали обшивки соединяются клепками. Хивус-10 имеет 3 отсека, которые разделяются конструктивными переборками. Это носовой отсек, салон и моторное отделение.
Как создается воздушная подушка
Главным конструктивным элементом любого подобного судна являются скеги, благодаря которым и обеспечивается проходимость по воде, льду и снегу. Надувные скеги огораживают днище судна, где при помощи нагнетающих вентиляторов и создается воздушное давление, способное приподнимать судно над твердой поверхностью. В «Хивусе-10» их три.
«Хивус-10» на службе МЧС в Санкт-Петербурге. Фото: YouTube.com
Каждый скег состоит из двух ярусов и разделяется внутренними отсеками. Они выполнены их пятислойной ПВХ-ткани с добавлением полиуретана и армирующем полиэстером. Для дополнительной защиты скеги обклеивают пленкой или еще одним слоем ПВХ-ткани.
Эта технология уже проверена годами. Даже если одна из скег получит повреждение, двух оставшихся хватит, чтобы довести судно до берега или до места стоянки.
В задней части амфибии установлен воздушный винт для регулировки ускорения судна. Лопасти и посадочная насадка производятся из стеклопластика. Все элементы дополнительно армированы для предотвращения абразивного износа. На кольцевую насадку устанавливается защитная сетка.
По днищу судна расположены два нагнетательных вентилятора. Они и создают ту самую воздушную подушку. Вращение осуществляется при помощи карданного вала, предающего мощность от двигателя.
Винт и воздушные рули на «Хивус-10». Фото: YouTube.com
Управление «Хивусом» происходит при помощи трех воздушных рулей, расположенных за воздушным винтом. Давление в камерах скег регулируется педалями. Торможение осуществляется естественным путем, то есть, при помощи уменьшения оборотов двигателя, а также, используя трение о поверхность. Для экстренной остановки возможен только полный разворот судна.
В салоне «Хивус-10»
На борт вмещается до 10 человек. Единственная дверь расположена в носовой части. Кресло судоводителя устанавливается по левой стороне. Справа находится одиночное пассажирское сидение. Вдоль бортов располагаются два четырехместных дивана или скамейки. Внутри можно установить раскладной столик. Как правило, элементы салона обшивают недорогими, но долговечными материалами – винилискожей или дермантином.
В салоне «Хивус-10». Фото: YouTube.com
Комплектации у «хивусов» почти всегда индивидуальные. С завода устанавливаются идентичные приборные панели, на которых расположены индикаторы скорости, запаса топлива и температуры двигателя. Здесь же находятся и манометры, которые показывают давление в бортовых и центральном скегах.
В «хивусы» устанавливается штатный аккумулятор емкостью 75А*ч, стеклоочистители, световые приборы и прикуриватель на 12В. Предусмотрено пара топливных баков с общим объемом 120 литров. По желанию заказчика катер доукомплектовывают якорем, швартовыми утками, такелажной балкой и др. Также на «хивусы» устанавливают радиостанции, системы навигации, лебедки, сигнальные маяки, радиолокаторы и магнитолы.
Интересно, что лебедки часто пригождаются. «Хивусы» не всегда могут преодолеть большие торосы и застревают. В таком случае экипаж может забурить специальный ледовый якорь и прицепить к нему лебедку. Ледовый якорь представляет собой обычную толстую арматуру и приваренную к ней цепь.
«Хивус-10» на водной поверхности. Фото: YouTube.com
Важным элементом являются автобусные отопители, которые используются для обогрева салона и предпускового прогрева двигателя. На некоторых моделях встречаются и кондиционеры.
Расход топлива при исправно работающем двигателе составляет 25-30 литров в час. Учитывая объемы штатных топливных баков, при таком потреблении катер может пройти до 250 км. Но часто на «хивусы» устанавливают дополнительные емкости. В этом случае запас хода увеличивается до 400 км.
«Хивус-10» может эксплуатироваться при температурах до -35°C, но в сибирских условиях его используют и при более низких значениях. Главное, чтобы двигатель запустился. Ограждение воздушной подушки благодаря своей эластичности не примерзает ко льду. Однако есть серьезные ограничения по эксплуатации «хивусов». Например, на нем нельзя передвигаться, если порывы ветра достигают 15 м/c. При перемещении по водным поверхностям высота волны не должна превышать 1,2 метра.
Что нужно, чтобы управлять «хивусом»
«Хивусы» приравниваются к маломерным судам, а это значит, что для законного управления необходимо соответствующее удостоверение. Такие права выдаются Госинпекцией по маломерным судам (ГИМС). За отсутствие удостоверения предусмотрен штраф в 1500 рублей. За нетрезвое «вождение» также надо заплатить до 2000 рублей, а затем посидеть без прав сроком до двух лет.
«Хивус-10» на Байкале. Фото: YouTube.com
Стоимость нового судна на воздушной подушке проекта А8 составляет 7,9 млн рублей. Цены на Б/У модели отличаются в зависимости от двигателя и года производства. В среднем можно найти объявления от 3,3 до 6 млн рублей.
Суда на воздушной подушке – универсальная и многофункциональная техника, которая хорошо себя зарекомендовала. Модель «Хивус-10» особенно прижилась именно на Байкале, хотя, конечно, используют ее в самых разных регионах России. В зимние месяцы такие суда стоят во всех туристических местах и каждый желающий может прокатиться по льду озера в составе группы или индивидуально. Доступны как короткие поездки, так и дневные экспедиции.
- Карпов Андрей
- youtube.com
Рекомендуем для вас
«Бетонки»: в России тоже хотят строить «вечные» дороги
Недавно из Краснодарского края пришло сообщение о введении в эксплуатацию опытного участки бетонной автодороги. Подобные покрытия в СССР и РФ почти не...
АВТОВАЗ выпустил партию карбюраторных двигателей – мнения водителей
Готовится глобальный «откат» к старым моделям? Или просто выпустят очень бюджетный автомобиль для страждущих?...
С крыльями «назад» – странный и очень нестабильный самолет X-29
Речь о разработке NASA 1980-х годов – демонстраторе технологий обратного крыла EC90-039-4. Что это было – ошибка или большой скачок вперед? Попробуем...
Твердотельные аккумуляторы – 1200 км и 10 минут зарядки: когда будет массовое производство?
О производстве этих батарей говорят давно – а «воз и ныне там». Есть ли какие сдвиги в этом направлении сегодня?...
Белорусский завод «Брестмаш» будет выпускать китайские семиместные минивэны
Стало известно, какую именно модель освоят. Она будет выпускаться под собственным брендом BMG....
Boeing 737: посадки в исполнении современных пилотов или в СССР учили лучше
Авиалайнеры Boeing 737 считаются одними из самых массовых и удачных в мире. Выпускается семейство серийно с 1967 года. Неудивительно, что за это время...
Sollers Atlant – почти российский, но все еще недоработанный
Обзор нового легкого грузовика из Елабуги. Расскажем, почему его можно считать почти отечественным, и как отзываются о нем владельцы....
Отсоединять или нет клеммы АКБ при подзарядке
В холода многие подзаряжают аккумулятор: а нужно ли при этом снимать клеммы? Есть разные варианты ответа....
Audi 100 C2 против АЗЛК-2141 – модели бизнес-класса из разных стран и эпох
История автомобилей и их технические особенности. В итоге решим, какая модель лучше сейчас....
КАМАЗ-54902 в сравнении с предшественником: подробности
Запущенный в серийное производство КАМАЗ-54902 очень похож на предшественника. Но отличия есть: они касаются двигателя, кабины, некоторых иных узлов и деталей...
Ждем в электромобилях – в Великобритании создали «вечную» батарею
Похоже, будущее наступило. Первый экземпляр создан, осталось дождаться серийного производства, и можно будет забыть о зарядных устройствах....
Стартовали продажи обновленного российского автобуса Вектор Next 8.8
Модель предлагают с двумя типами двигателей. А еще автобус получился бюджетным....
Наконец, дождались: УАЗ дизель с 6-МКПП
Уж сколько раз твердили любители внедорожников – УАЗ должен быть дизельным, экономичным и при этом скоростным. Но Ульяновский автомобильный завод отмахивался,...
Самолет-телескоп Boeing 747SP: как навечно приземлили «звездолет Энтерпрайз»
Последняя в мире летающая обсерватория проекта SOFIA была закрыта в 2022 году. Что это за программа и почему ее не возобновляют?...
В России появятся новые трамваи собственной разработки
Займется их производством «Синара - транспортные машины». Изначально планировалось, что трамваи будут делать вместе с Skoda Transportation....
Toyota готовит большое обновление культового внедорожника
Похоже, это будет полноценное следующее поколение. Кроме визуальных «отличий», анонсированы изменения и по технической части. Подробнее читайте в нашем...