
Shell, Lukoil и Castrol – сравниваем масла 5W-30
Выбор моторного масла – нетривиальная задача, конечно, если вы не заливаете в мотор первое, что попадется на глаза в магазине. Всем, кто заинтересован в долгой и стабильной работе ДВС, все-таки придется изучить тему подробно и выбирать смазку отнюдь не только по цене. Давайте сейчас сравним масла популярных брендов Shell, Lukoil и Castrol, и посмотрим, на что у них надо смотреть.
Маркировки смазочных материалов сильно разнятся даже в линейке одного бренда. Для более объективного сравнения возьмем за основу масла, вязкость которых соответствует значению 5W-30 по классификации SAE. Статистика продаж показывает, что такие смазки наиболее популярные.
Ключевая характеристики смазки – это вязкость, с которой мы уже определились выше. В данном случае речь идет про значение 5W-30. Расшифровать маркировку легко: первая цифра показывает низкотемпературную вязкость, вторая – высокотемпературную. Приставка 5W означает, что масло можно использовать при отрицательных температурах вплоть до -30°С. Второе значение говорит о возможности эксплуатации смазки в условиях, когда окружающий воздух нагрет вплоть до +25°С.
Запомните: чем меньше цифры в маркировке, тем масло более жидкое, а чем больше – тем оно гуще. Это особенно важно при отрицательной температуре воздуха, ведь чем выше вязкость, тем быстрее смазка загустеет и перестанет справляться со своими задачами, начав вредить двигателю.
Масел много, но как выбрать то самое?. Фото: youtube.com
С вязкостью разобрались, но это не единственный параметр, по которому следует сравнивать масла от одного или разных брендов, и делать окончательный выбор. Ниже рассмотрим другие критерии.
Параметр отражает потенциальный расход масла на угар во время работы двигателя, а также его расход за счет испарения через систему вентиляции картера. Определяется составом, особенно сильно зависит от наличия и концентрации легколетучих фракций. Если в масле слишком большое содержание таких веществ, смазка быстро выгорает, из-за чего ее приходится менять более часто.
У качественных смазочных материалов температура вспышки превышает +225°С. Само собой, чем она выше, тем экономичнее моторное масло, и тем ниже вероятность самопроизвольного возгорания, например, при транспортировке или в условиях длительного хранения.
Показывает, при какой температуре смазочный материал полностью утрачивает текучесть, а значит, перестает выполнять свою главную роль в двигателе. Чем ниже эта характеристика, тем лучше.
Параметр определяется в лабораторных условиях – образец смазки капают на пробирку, после чего охлаждают. Температурой застывания считается та, при которой масляные капли застывают в такой степени, что при наклоне емкости на 45 градусов остаются неподвижными в течение одной минуты.
В описании отражается под сокращением TAN и показывает концентрацию продуктов окисления в составе смазочного материала. Чем ниже значение, тем лучше – двигатель будет более защищенным от агрессивного воздействия кислот, а сама смазка дольше сохраняет свои свойства. В процессе эксплуатации масла кислотное число постепенно растет вплоть до очередной замены.
Характеристика отражается в описании как TBN и указывает на щелочность масла. В отличие от TAN, чем выше щелочное число, тем лучше. Ответственные за этот показатель диспергирующие и моющие присадки нейтрализуют агрессивное воздействие кислот и препятствуют формированию отложений на стенках двигателя. Благодаря этому продлевается срок службы мотора. В ходе «работы» масла параметр TBN постепенно сходит на нет.
Зольность есть у масел, в составе которых имеются присадки на основе органических соединений металлов. В первую очередь это соли калия, натрия, бария, кальция и ряда других элементов. Когда двигатель работает, смазка разогревается – это приводит к постепенному ее выгоранию попутно с образованием золы и смолистых отложений, которые оказывают абразивное действие на мотор.
Чем меньше зольность масла, тем лучше. Характеристика выражается в процентах от массы смазки. Максимальное возможное значение составляет 2%, причем оно напрямую зависит от содержания серы и фосфора в составе смазочного материала. Средняя допустимая концентрация сульфатной золы в смазках, соответствующих стандарту С3 по классификации ACEA, не должна превышать 0,8%.
Теперь, когда вы знаете, на какие параметры масла нужно обращать внимание в первую очередь, сравнивать продукты между собой будет гораздо проще. Давайте рассмотрим самые популярные продукты от брендов Shell, Lukoil и Castrol по версии Яндекс.Маркет примерно из одной ценовой категории. Само собой, в расчет берем только те материалы, которые имеют маркировку 5W-30.
Рассмотрим один из самых популярных продуктов, а именно Shell Helix HX8 ECT. Его характеристики:
В сети можно найти результаты лабораторных исследований, согласно которым Shell Helix HX8 ECT застывает вовсе при -57°С, что для вязкости 5W-30 считается отличным показателем. В целом это масло содержит небольшое количество серы, зольность едва превышает норматив по Евро-5, а щелочное и кислотное число относятся к средним. Вывод: отличный продукт за свои деньги.
Цена за 4 литра в среднем 1990 рублей. Фото: youtube.com
Согласно лабораторным анализам одно из популярных масел Lukoil Genesis Armortech JP 5W-30 имеет следующие эксплуатационные характеристики:
Из этих параметров можно сделать вывод, что в масле есть пакет присадок на базе сульфонатов кальция, чем обусловлена повышенная концентрация серы в сравнении с продуктом от Шелл. Этот продукт несколько уступает описанному ранее варианту по кислотному и щелочному числу, однако разница не настолько существенная, чтобы можно было однозначно сказать, что Shell лучше Lukoil.
За 4 литра придется выложить около 1900 рублей. Фото: youtube.com
От этого бренда рассмотрим популярный продукт Castrol Edge 5W-30 LL. Результаты лабораторных испытаний указывают на следующие характеристики масла:
В сравнении с конкурентами масло Castrol Edge 5W-30 LL выгодно смотрится по кислотному числу за счет неплохого запаса, однако сильно проигрывает по щелочному. Концентрация серы между Shell и Lukoil, а температуры вспышки и застывания практически идентичны тем, что видим у Лукойл. Учитывая, что Кастрол стоит в среднем на 900 рублей больше за четырехлитровую канистру, конкуренты смотрятся более привлекательно с учетом практически равных характеристик.
За 4 литровую канистру продавцы просят около 2800 рублей. Фото: youtube.com
Не имеет значение, от какого бренда вы купили моторное масло, если в результате оно оказалось подделкой. Все указанные выше производители предоставляют покупателям возможность еще до покупки продукта убедиться в его подлинности. Рассмотрим меры, предпринимаемые брендами:
Чтобы не попасться на подделку, покупайте моторное масло только в проверенных магазинах и обязательно читайте отзывы о товарах. Не пытайтесь сэкономить, иначе в итоге заплатите дважды.
Маркировки смазочных материалов сильно разнятся даже в линейке одного бренда. Для более объективного сравнения возьмем за основу масла, вязкость которых соответствует значению 5W-30 по классификации SAE. Статистика продаж показывает, что такие смазки наиболее популярные.
Основные критерии при выборе масла
Ключевая характеристики смазки – это вязкость, с которой мы уже определились выше. В данном случае речь идет про значение 5W-30. Расшифровать маркировку легко: первая цифра показывает низкотемпературную вязкость, вторая – высокотемпературную. Приставка 5W означает, что масло можно использовать при отрицательных температурах вплоть до -30°С. Второе значение говорит о возможности эксплуатации смазки в условиях, когда окружающий воздух нагрет вплоть до +25°С.
Запомните: чем меньше цифры в маркировке, тем масло более жидкое, а чем больше – тем оно гуще. Это особенно важно при отрицательной температуре воздуха, ведь чем выше вязкость, тем быстрее смазка загустеет и перестанет справляться со своими задачами, начав вредить двигателю.

С вязкостью разобрались, но это не единственный параметр, по которому следует сравнивать масла от одного или разных брендов, и делать окончательный выбор. Ниже рассмотрим другие критерии.
Температура вспышки
Параметр отражает потенциальный расход масла на угар во время работы двигателя, а также его расход за счет испарения через систему вентиляции картера. Определяется составом, особенно сильно зависит от наличия и концентрации легколетучих фракций. Если в масле слишком большое содержание таких веществ, смазка быстро выгорает, из-за чего ее приходится менять более часто.
У качественных смазочных материалов температура вспышки превышает +225°С. Само собой, чем она выше, тем экономичнее моторное масло, и тем ниже вероятность самопроизвольного возгорания, например, при транспортировке или в условиях длительного хранения.
Температура застывания
Показывает, при какой температуре смазочный материал полностью утрачивает текучесть, а значит, перестает выполнять свою главную роль в двигателе. Чем ниже эта характеристика, тем лучше.
Параметр определяется в лабораторных условиях – образец смазки капают на пробирку, после чего охлаждают. Температурой застывания считается та, при которой масляные капли застывают в такой степени, что при наклоне емкости на 45 градусов остаются неподвижными в течение одной минуты.
Кислотное число
В описании отражается под сокращением TAN и показывает концентрацию продуктов окисления в составе смазочного материала. Чем ниже значение, тем лучше – двигатель будет более защищенным от агрессивного воздействия кислот, а сама смазка дольше сохраняет свои свойства. В процессе эксплуатации масла кислотное число постепенно растет вплоть до очередной замены.
Щелочное число
Характеристика отражается в описании как TBN и указывает на щелочность масла. В отличие от TAN, чем выше щелочное число, тем лучше. Ответственные за этот показатель диспергирующие и моющие присадки нейтрализуют агрессивное воздействие кислот и препятствуют формированию отложений на стенках двигателя. Благодаря этому продлевается срок службы мотора. В ходе «работы» масла параметр TBN постепенно сходит на нет.
Сульфатная зольность
Зольность есть у масел, в составе которых имеются присадки на основе органических соединений металлов. В первую очередь это соли калия, натрия, бария, кальция и ряда других элементов. Когда двигатель работает, смазка разогревается – это приводит к постепенному ее выгоранию попутно с образованием золы и смолистых отложений, которые оказывают абразивное действие на мотор.
Чем меньше зольность масла, тем лучше. Характеристика выражается в процентах от массы смазки. Максимальное возможное значение составляет 2%, причем оно напрямую зависит от содержания серы и фосфора в составе смазочного материала. Средняя допустимая концентрация сульфатной золы в смазках, соответствующих стандарту С3 по классификации ACEA, не должна превышать 0,8%.
Сравниваем популярные бренды
Теперь, когда вы знаете, на какие параметры масла нужно обращать внимание в первую очередь, сравнивать продукты между собой будет гораздо проще. Давайте рассмотрим самые популярные продукты от брендов Shell, Lukoil и Castrol по версии Яндекс.Маркет примерно из одной ценовой категории. Само собой, в расчет берем только те материалы, которые имеют маркировку 5W-30.
Shell
Рассмотрим один из самых популярных продуктов, а именно Shell Helix HX8 ECT. Его характеристики:
- ◈ температура вспышки – +238°С
- ◈ температура застывания – -45°С
- ◈ сульфатная зольность – 0,85%
- ◈ кислотное число – 1,54
- ◈ щелочное число – 8,52
- ◈ содержание серы – 0,184
В сети можно найти результаты лабораторных исследований, согласно которым Shell Helix HX8 ECT застывает вовсе при -57°С, что для вязкости 5W-30 считается отличным показателем. В целом это масло содержит небольшое количество серы, зольность едва превышает норматив по Евро-5, а щелочное и кислотное число относятся к средним. Вывод: отличный продукт за свои деньги.

Lukoil
Согласно лабораторным анализам одно из популярных масел Lukoil Genesis Armortech JP 5W-30 имеет следующие эксплуатационные характеристики:
- ★ температура вспышки – +229°С
- ★ температура застывания – -43°С
- ★ сульфатная зольность – 0,99%
- ★ кислотное число – 1,68
- ★ щелочное число – 8,12
- ★ содержание серы – 0,281
Из этих параметров можно сделать вывод, что в масле есть пакет присадок на базе сульфонатов кальция, чем обусловлена повышенная концентрация серы в сравнении с продуктом от Шелл. Этот продукт несколько уступает описанному ранее варианту по кислотному и щелочному числу, однако разница не настолько существенная, чтобы можно было однозначно сказать, что Shell лучше Lukoil.

Castrol
От этого бренда рассмотрим популярный продукт Castrol Edge 5W-30 LL. Результаты лабораторных испытаний указывают на следующие характеристики масла:
- ✪ температура вспышки – +239°С
- ✪ температура застывания – -43°С
- ✪ сульфатная зольность – 0,8%
- ✪ кислотное число – 1,36
- ✪ щелочное число – 6,3
- ✪ содержание серы – 0,233
В сравнении с конкурентами масло Castrol Edge 5W-30 LL выгодно смотрится по кислотному числу за счет неплохого запаса, однако сильно проигрывает по щелочному. Концентрация серы между Shell и Lukoil, а температуры вспышки и застывания практически идентичны тем, что видим у Лукойл. Учитывая, что Кастрол стоит в среднем на 900 рублей больше за четырехлитровую канистру, конкуренты смотрятся более привлекательно с учетом практически равных характеристик.

Проверка на оригинальность
Не имеет значение, от какого бренда вы купили моторное масло, если в результате оно оказалось подделкой. Все указанные выше производители предоставляют покупателям возможность еще до покупки продукта убедиться в его подлинности. Рассмотрим меры, предпринимаемые брендами:
- ✅ Shell. На крышке наклеена двухслойная голограмма с переливающейся каплей и кодом из 16 символов. Его нужно ввести на официальном сайте производителя для проверки масла.
- ✅ Castrol. На боковой части канистры около горловины есть защитный стикер с 16-тизначным кодом под скретч-слоем. Сотрите защиту и введите код на официальном сайте бренда.
- ✅ Lukoil. На оригинальные канистры нанесена вплавляемая этикетка с термомаркировкой и индивидуальным номером упаковки, номером партии и датой выпуска. Двойная крышка оснащается алюминиевой вставкой и гарантийным кольцом для защиты от повторного использования емкости. На некоторых продуктах есть QR-код для проверки подлинности.
Чтобы не попасться на подделку, покупайте моторное масло только в проверенных магазинах и обязательно читайте отзывы о товарах. Не пытайтесь сэкономить, иначе в итоге заплатите дважды.
- Олег Донской
- youtube.com
Рекомендуем для вас

Теперь официально – первый взгляд на серийную «Искру» и вопросы к АВТОВАЗ
Последняя новинка отечественной компании АВТОВАЗ теперь официально перешла на стадию серийного производства. По случаю этого события было организовано...

«Грузинская солянка» или электровоз 4Е10
Грузинский завод ТЭВЗ в советское время собирал многие модели отечественных электровозов. В 2000 году его специалисты попытались создать грузопассажирский...

«Трансмашхолдинг» начал испытания нового дизельного поезда ДП2Д
Ему предстоит проехать 5000 км по кольцевой железной дороге. Однако на этом тесты вовсе не закончатся....

10 тракторов из СССР, о которых почти никто не знает, и зря
В советской истории тракторостроения осталось немало малоизвестных, но по-своему гениальных машин, которые могли бы изменить отрасль, будь у них шанс на...

Месяц владения LADA Aura – честный отзыв о плюсах и минусах
Порой даже самые скептические ожидания оказываются разбитыми о реальность, и именно с такой историей начинается этот обзор: автор YouTube-канала «AcademeG»...

Стартовало серийное производство нового российского фургона Sollers
Грузоподъемность 800 кг и экономичный двигатель. Новый фургон не имеет конкурентов на российском рынке....

Новый «Корвет» из США – во сколько обошлось «удовольствие»
«Нестандартные» и флагманские автомобили в нашей стране теперь приходится «доставать». Речь идет как о конкретных моделях, так и о некоторых марках. Даже если...

«Искра» уже в истории – АВТОВАЗ представил эксклюзивный экземпляр
Такая Lada Iskra будет существовать лишь в единичном экземпляре. Что скрывается под чехлом и какой символизм кроет в себе уникальная модификация, предлагаем...

Количество SJ-100 для летных испытаний растет – присоединился еще один борт
Вместе с тем стала известна точная дата тестового полета нового образца, а также ориентировочные сроки завершения испытательной программы. Следом за ним –...

В Москве открылась крупнейшая в России выставка техники
Сотни экспонатов – настоящий рай для поклонников технологий и механизмов. Более 40 брендов уже приняли участие....

В Саратове спустили на воду второй «Валдай» проекта 45Р
Судно получило название в честь известного российского реформатора. Прямо сейчас идет строительство еще нескольких таких кораблей....

Pontiac Banshee: за что его выгнали из автосалона в Нью-Йорке?
Поворотная точка для Pontiac и последний шанс обогнать Chevrolet. Почему все-таки не вышло?...

В чем 18-летний белорусский погрузчик лучше новых «китайцев»?
Насколько надежен погрузчик, способный проработать 18 лет и не терять формы? В этом выпуске – честный и подробный обзор белорусского «Амкодора» 332C4,...

Больше мощности, меньше расходов – Hyundai представила новую платформу
Она уже не «на бумаге», а вполне реализована. Первый автомобиль на этой технологии будет выпущен до конца текущего года....

«Первый среди флагманов»: Zeekr 9X удивил всех на Шанхайском автосалоне
Огромная мощность, отличная динамика и большой запас хода. Чем еще привлекает новинка?...

Nissan представил необычный и мощный пикап
Подобную концепцию японский бренд использует впервые за свою историю. Представительство говорит об отсылках к 80-м годам, но визуально в это сложно поверить....