
Volvo Philip (1953): почему не состоялась шведская автомобильная экспансия в Америку
Американский автомобильный рынок в середине прошлого века был своеобразной лакмусовой бумажкой, мерилом успеха европейских машиностроителей. Все взгляды и чаяния производителей были направлены за океан. Пойдет продукт за Атлантикой – ты в дамках.
В 50-х шведский концерн Volvo Personvagnar AB крепко встал на ногах, обеспечивая себя и Старый Свет надежными, безопасными, сильными машинами. Но нужно расширять горизонты, решило руководство предприятия. Пора положить американцев к шведским колесам. С этой целью создали четырехдверный седан «Вольво Филип».
Смелости и коммерческому чутью директората компании можно поаплодировать. Замахнуться на столь грандиозный проект, а разработку поручить 20-летнему парнишке? Но именно так поступили скандинавские автостроители.
Volvo Philip (1953): кадр из документального фильма о модели. Фото: YouTube.com
В молодом выпускнике Академии прикладных искусств рассмотрели перспективного инженера по стайлингу. Дарование звали Ян Вилсгоард. С выбором не ошиблись: талантливый художник не завалил дебютное задание. Более того, Ян возглавил и 40 лет руководил дизайн-департаментом предприятия.
Заводские архивы хранят свидетельства, что работать над машиной творческий коллектив начал 2 мая 1950 года. По шведскому календарю, каждый из 365 дней года обозначен каким-то именем. Второй день мая соответствует мужскому Филип. Новую модель так и назвали. Хотя жизнеспособна и другая версия: имя связано с мужем английской королевы Елизаветы II. К этому семейству в означенные годы было приковано всеобщее внимание. Мы склоняемся к первой версии.
Юный дизайнер Ян Вилсгоард отлично разбирался в американской автомоде середины века. Поэтому, потакая пристрастиям потенциальных клиентов, длину седана разогнал до пяти метров. Колесная база составляла 2,9 м, что позволяло разместить в салоне два ряда просторных и удобных диванов.
Монументальная радиаторная решетка Volvo Philip была модной в Америке 50-х. Фото: YouTube.com
Фирменные вольвовские черты не просматриваются в стильном и элегантном корпусе «Филипа». Спереди установлена массивная хромированная решетка радиатора. Поясничная линия и верхняя рамка лобового стекла изящно изогнуты. Этакие «нахмуренные брови» ветровика придавали модели строгий вид. Или задумчивый.
На корме, разумеется, пристроились плавники. Не огромные и вычурные, как на американских авто, но вполне развитые и симпатичные. Двухцветная окраска и нарядные белые колесные диски добавляли заокеанского шика.
Для показа в США в 1953 году на заводе решили создать не макет, а действующий концепт. Специально для модели разработали карбюраторный двигатель с характеристиками:
✅ Объем – 3559 см3
✅ Количество цилиндров – 8, архитектура V8
✅ Мощность – 120 л. с. при 4,3 тыс. об/мин
Мотор расположили спереди продольно. Доступ обеспечили удобный: капот откидывался вперед, причем вместе с крыльями. Крутящий момент подавался на заднюю ось через 2-скоростную автоматическую трансмиссию.
Красивый, технологичный и комфортный автомобиль был вполне во вкусе придирчивых янки. Но разработчики беспристрастно оценили ситуацию и будущность собственного творения.
Моторный отсек Volvo Philip. Фото: YouTube.com
Как не старался главный стилист не опуститься до банального копирования штатовских машин, вышло обратное. В экстерьере Volvo Philip сторонний наблюдатель без труда узнавал Kaiser Manhattan.
Шведы увидели, что теплый прием и похвала экспертов – это все же не вау-эффект. Машина со своим новым, до конца не обкатанным мотором выходила дороже местных аналогов. Поставить все на одну модель, у которой куча достойных конкурентов, шведы не рискнули. Поэтому дальше концепта дело не пошло.
Модель Kaiser Manhattan, на которую сильно смахивал «швед». Фото: YouTube.com
Машина, произведенная в единственном экземпляре, некоторое время служила для собственных нужд на дочернем предприятии компании. Теперь бережно хранится в музее «Вольво».
В 50-х шведский концерн Volvo Personvagnar AB крепко встал на ногах, обеспечивая себя и Старый Свет надежными, безопасными, сильными машинами. Но нужно расширять горизонты, решило руководство предприятия. Пора положить американцев к шведским колесам. С этой целью создали четырехдверный седан «Вольво Филип».
Автор и имя модели
Смелости и коммерческому чутью директората компании можно поаплодировать. Замахнуться на столь грандиозный проект, а разработку поручить 20-летнему парнишке? Но именно так поступили скандинавские автостроители.

В молодом выпускнике Академии прикладных искусств рассмотрели перспективного инженера по стайлингу. Дарование звали Ян Вилсгоард. С выбором не ошиблись: талантливый художник не завалил дебютное задание. Более того, Ян возглавил и 40 лет руководил дизайн-департаментом предприятия.
Заводские архивы хранят свидетельства, что работать над машиной творческий коллектив начал 2 мая 1950 года. По шведскому календарю, каждый из 365 дней года обозначен каким-то именем. Второй день мая соответствует мужскому Филип. Новую модель так и назвали. Хотя жизнеспособна и другая версия: имя связано с мужем английской королевы Елизаветы II. К этому семейству в означенные годы было приковано всеобщее внимание. Мы склоняемся к первой версии.
Обзор автомобиля
Юный дизайнер Ян Вилсгоард отлично разбирался в американской автомоде середины века. Поэтому, потакая пристрастиям потенциальных клиентов, длину седана разогнал до пяти метров. Колесная база составляла 2,9 м, что позволяло разместить в салоне два ряда просторных и удобных диванов.

Фирменные вольвовские черты не просматриваются в стильном и элегантном корпусе «Филипа». Спереди установлена массивная хромированная решетка радиатора. Поясничная линия и верхняя рамка лобового стекла изящно изогнуты. Этакие «нахмуренные брови» ветровика придавали модели строгий вид. Или задумчивый.
На корме, разумеется, пристроились плавники. Не огромные и вычурные, как на американских авто, но вполне развитые и симпатичные. Двухцветная окраска и нарядные белые колесные диски добавляли заокеанского шика.
Мотор
Для показа в США в 1953 году на заводе решили создать не макет, а действующий концепт. Специально для модели разработали карбюраторный двигатель с характеристиками:
✅ Объем – 3559 см3
✅ Количество цилиндров – 8, архитектура V8
✅ Мощность – 120 л. с. при 4,3 тыс. об/мин
Мотор расположили спереди продольно. Доступ обеспечили удобный: капот откидывался вперед, причем вместе с крыльями. Крутящий момент подавался на заднюю ось через 2-скоростную автоматическую трансмиссию.
Судьба «Филипа»
Красивый, технологичный и комфортный автомобиль был вполне во вкусе придирчивых янки. Но разработчики беспристрастно оценили ситуацию и будущность собственного творения.

Как не старался главный стилист не опуститься до банального копирования штатовских машин, вышло обратное. В экстерьере Volvo Philip сторонний наблюдатель без труда узнавал Kaiser Manhattan.
Шведы увидели, что теплый прием и похвала экспертов – это все же не вау-эффект. Машина со своим новым, до конца не обкатанным мотором выходила дороже местных аналогов. Поставить все на одну модель, у которой куча достойных конкурентов, шведы не рискнули. Поэтому дальше концепта дело не пошло.

Машина, произведенная в единственном экземпляре, некоторое время служила для собственных нужд на дочернем предприятии компании. Теперь бережно хранится в музее «Вольво».
- Timofey
- youtube.com
Рекомендуем для вас