По трассе «Колыма» могут проложить асфальт
В России много труднопроходимых дорог. Но одна из них точно заслуживает особого внимания. Это трасса Р-504 «Колыма». Она по праву считается одной из самых сложных и опасных дорог не только в России, но и в мире. Ее протяженность составляет 2032 км, и на большей части этого пути нет никакого асфальта.
На западе «Колыму» часто называют «Дорогой на костях» (англ. – Road of Bones), а у нас – «Дорогой смерти». И не просто так. При строительстве трассы погибли десятки тысяч заключенных. Сложность рельефа и экстремальные погодные условия приводят к жертвам и сегодня.
Но несмотря на все, каждый день в далекие рейсы отправляются десятки дальнобойщиков и местные жители. «Колыма» – единственная артерия, которая связывает Магадан с остальной дорожной сетью страны. Благодаря этой дороге живут и развиваются города и поселки на всем протяжении трассы.
В конце 1920-х годов на Дальнем Востоке были обнаружены значительные запасы природных ресурсов, необходимые для горнодобывающей промышленности. Для обеспечения работы новых предприятий нужно было с нуля создать всю инфраструктуру.
Строительство трассы от Магадана до Усть-Неры началось в 1931-ом. За первый год по таежным перевалам удалось проложить 30 км грунтовой дороги и подготовить до 90 км зимников – дорог по льду замерзших рек. Работы не прекращались, трасса становилась все более протяженной.
В конце 1941 года, несмотря на положение, в котором оказалось государство, началось строительство так называемой «Хадыгской трассы», которая должная была связать Усть-Неру и Якутск. Соединить 2 отрезка получилось только в 1950-е. Кроме гравийного основания, строители возвели сотни мостов через реки и топи. Вдоль дороги образовались новые поселки, которые стоят и сегодня.
История «Колымы» неразрывно связана с трудом заключенных управления «Дальстрой», которое курировалось НКВД. В основном, применялся ручной труд. В результате тяжелых рабочих условий, а также из-за экстремального климата за годы строительства трассы погибло много людей. Стихийные кладбища возникали по обочинам «Колымы», некоторые сохранились и сегодня.
Несмотря на то, что основной этап строительства трассы закончился в 1952 году, работы по регулярному ремонту и модернизации продолжались до 90-х. Непрочное грунтовое или щебеночное основание требовало постоянного обновления. При этом трасса активно использовалось для нужд промышленности и обороны.
Кризис 90-х сильно «потрепал» дорогу. Местные администрации и жители поддерживали ее в более или менее рабочем состоянии, но требовались значительные вложения, которых у местного бюджета не было.
В начале 2000-х у местных властей нашлись средства на дальнейшее развитие трассы. Так, в 2003-м году «Колыму» продлили на 13 км до центра Якутска. В 2008-м закончили модернизацию инфраструктуры в Оймяконском районе.
В последние годы происходит поэтапное асфальтирование трассы. К концу 2022 года примерно 14,5% пути (295 км) получило твердое основание. Недавно началась разработка проектной документации моста через реку Алдан в районе населенного пункта Хандыга.
До сих пор водители пользуются в этом месте паромной переправой, а в зимние месяцы движение доступно только по руслу замерзшей реки. Несколько месяцев в году этот отрезок является недоступным для перевозок из-за становления или таяния льда. Проект моста будет готов летом этого года. Его длина должна составить 3,9 км. После реализации этого проекта вся трасса «Колыма» будет работать круглогодично без перерывов в межсезонье.
Также в Министерстве транспорта заявляют, что к концу 2024 года дорога Р-504 будет заасфальтирована и освещена в пределах населенных пунктов. Когда жители Дальнего Востока смогут проехать весь путь в 2032 км по асфальту и без паромных переправ – пока неизвестно. Но очевидно, что работа в этом направлении активно ведется.
Еще одним важным проектом, связанным с трассой «Колыма», является мост через реку Лена в районе Якутска. Подробнее о нем мы писали в отдельной статье. Работы по его строительству уже начались. Завершить проект планируют к 2028 году.
В 2012-ом началось строительство пути «Колыма – Омсукчан – Омолон – Анадырь». Дорога должна пройти по территориям Магаданской области и Чукотки. В ходе реализации планируют создать подъездные пути к городам Певек и Билибино, а также к населенному пункту Эгвекинот. Расчетная протяженность – около 2300 км.
При строительстве частично используют уже существующие пути сообщения между поселками, прокладывают и новые отрезки. Важно отметить, что это дорога V категории, то есть, она не будет иметь твердого покрытия. Ее возводят поэтапно, в приоритетной очередности. Всего за годы работы было потрачено свыше 15 млрд рублей. При этом в проекте 2012 года на реализацию было заложено 150 млрд.
Проект критикуют за неэффективность финансовых затрат. При существующем низком уровне автомобилизации в регионе, дорога будет очень редко использоваться. Однако регион сможет сильно экономить на северном завозе. Ежегодно на снабжение городов и поселков Чукотки тратят свыше 3 млрд рублей. Дорога позволит перенаправить часть грузов по суше. Завоз будет возможен и в зимние месяцы.
Обновленная дорога Р-504 значительно упростит жизнь местным жителям и бизнесу. Качественные пути сообщения – первое, что необходимо для нормального развития региональной экономики. Мэр Москвы Сергей Собянин как-то сказал, что на каждый вложенный рубль в инфраструктуру, город получает три рубля частных инвестиций. Такая формула может сработать и на Дальнем Востоке, учитывая огромный потенциал для развития добывающей и перерабатывающей промышленности, а также для логистики.
Для тех, кто критикует начинания местных властей по развитию дорожно-транспортной сети из-за «экономической неэффективности», можно привести примеры территорий Канады или Аляски. Там, в тех же широтах, прокладываются круглогодичные дороги с асфальтобетонным основанием. Есть и грунтовки, которые регулярно ремонтируются.
На маршрутах расположены удобные парковки для остановок и отдыха, работают метеорологические станции и службы спасения. Очевидно, что дороги Дальнего Востока России должны развиваться по такому же сценарию.
Современные технологии строительства и техника позволяют возводить инфраструктурные сооружения в практически любых местах. Поэтому у трассы «Колыма» и других не менее важных региональных дорог есть все шансы, чтобы получить качественное развитие в уже ближайшем будущем. Да, остаются неясными окончательные сроки, возникают проблемы с финансированием.
Но учитывая стремления руководства по активному использованию Северного морского пути, все эти дороги будут востребованы в будущем. Развитие «Колымы» поспособствует и росту туристического потока. Сейчас на такой маршрут решаются только авантюристы на специально подготовленных машинах. Красоты и исторические места Дальнего Востока по-прежнему недоступны для «широкого туриста».
Нам остается пожелать удачи строителям и инженерам, которые работают на таких сложных транспортных объектах. И будем надеяться, что уже в скором времени даже самые отдаленные уголки нашей страны будут связаны единой дорожной сетью.
На западе «Колыму» часто называют «Дорогой на костях» (англ. – Road of Bones), а у нас – «Дорогой смерти». И не просто так. При строительстве трассы погибли десятки тысяч заключенных. Сложность рельефа и экстремальные погодные условия приводят к жертвам и сегодня.
Но несмотря на все, каждый день в далекие рейсы отправляются десятки дальнобойщиков и местные жители. «Колыма» – единственная артерия, которая связывает Магадан с остальной дорожной сетью страны. Благодаря этой дороге живут и развиваются города и поселки на всем протяжении трассы.
Строительство «Колымы»
В конце 1920-х годов на Дальнем Востоке были обнаружены значительные запасы природных ресурсов, необходимые для горнодобывающей промышленности. Для обеспечения работы новых предприятий нужно было с нуля создать всю инфраструктуру.
Старый мост на трассе «Колыма». Фото: YouTube.com
Строительство трассы от Магадана до Усть-Неры началось в 1931-ом. За первый год по таежным перевалам удалось проложить 30 км грунтовой дороги и подготовить до 90 км зимников – дорог по льду замерзших рек. Работы не прекращались, трасса становилась все более протяженной.
В конце 1941 года, несмотря на положение, в котором оказалось государство, началось строительство так называемой «Хадыгской трассы», которая должная была связать Усть-Неру и Якутск. Соединить 2 отрезка получилось только в 1950-е. Кроме гравийного основания, строители возвели сотни мостов через реки и топи. Вдоль дороги образовались новые поселки, которые стоят и сегодня.
Трасса «Колыма» на карте. Фото: Yandex.ru
История «Колымы» неразрывно связана с трудом заключенных управления «Дальстрой», которое курировалось НКВД. В основном, применялся ручной труд. В результате тяжелых рабочих условий, а также из-за экстремального климата за годы строительства трассы погибло много людей. Стихийные кладбища возникали по обочинам «Колымы», некоторые сохранились и сегодня.
Несмотря на то, что основной этап строительства трассы закончился в 1952 году, работы по регулярному ремонту и модернизации продолжались до 90-х. Непрочное грунтовое или щебеночное основание требовало постоянного обновления. При этом трасса активно использовалось для нужд промышленности и обороны.
Кризис 90-х сильно «потрепал» дорогу. Местные администрации и жители поддерживали ее в более или менее рабочем состоянии, но требовались значительные вложения, которых у местного бюджета не было.
Новый этап развития «Колымы»
В начале 2000-х у местных властей нашлись средства на дальнейшее развитие трассы. Так, в 2003-м году «Колыму» продлили на 13 км до центра Якутска. В 2008-м закончили модернизацию инфраструктуры в Оймяконском районе.
Работы по реконструкции на трассе «Колыма». Фото: YouTube.com
В последние годы происходит поэтапное асфальтирование трассы. К концу 2022 года примерно 14,5% пути (295 км) получило твердое основание. Недавно началась разработка проектной документации моста через реку Алдан в районе населенного пункта Хандыга.
До сих пор водители пользуются в этом месте паромной переправой, а в зимние месяцы движение доступно только по руслу замерзшей реки. Несколько месяцев в году этот отрезок является недоступным для перевозок из-за становления или таяния льда. Проект моста будет готов летом этого года. Его длина должна составить 3,9 км. После реализации этого проекта вся трасса «Колыма» будет работать круглогодично без перерывов в межсезонье.
Укладка асфальта на трассе «Колыма». Фото: YouTube.com
Также в Министерстве транспорта заявляют, что к концу 2024 года дорога Р-504 будет заасфальтирована и освещена в пределах населенных пунктов. Когда жители Дальнего Востока смогут проехать весь путь в 2032 км по асфальту и без паромных переправ – пока неизвестно. Но очевидно, что работа в этом направлении активно ведется.
Еще одним важным проектом, связанным с трассой «Колыма», является мост через реку Лена в районе Якутска. Подробнее о нем мы писали в отдельной статье. Работы по его строительству уже начались. Завершить проект планируют к 2028 году.
Новая трасса на Анадырь
В 2012-ом началось строительство пути «Колыма – Омсукчан – Омолон – Анадырь». Дорога должна пройти по территориям Магаданской области и Чукотки. В ходе реализации планируют создать подъездные пути к городам Певек и Билибино, а также к населенному пункту Эгвекинот. Расчетная протяженность – около 2300 км.
При строительстве частично используют уже существующие пути сообщения между поселками, прокладывают и новые отрезки. Важно отметить, что это дорога V категории, то есть, она не будет иметь твердого покрытия. Ее возводят поэтапно, в приоритетной очередности. Всего за годы работы было потрачено свыше 15 млрд рублей. При этом в проекте 2012 года на реализацию было заложено 150 млрд.
Новый мост через реку Вилюй на трассе «Колыма». Фото: YouTube.com
Проект критикуют за неэффективность финансовых затрат. При существующем низком уровне автомобилизации в регионе, дорога будет очень редко использоваться. Однако регион сможет сильно экономить на северном завозе. Ежегодно на снабжение городов и поселков Чукотки тратят свыше 3 млрд рублей. Дорога позволит перенаправить часть грузов по суше. Завоз будет возможен и в зимние месяцы.
Перспективы трассы «Колыма»
Обновленная дорога Р-504 значительно упростит жизнь местным жителям и бизнесу. Качественные пути сообщения – первое, что необходимо для нормального развития региональной экономики. Мэр Москвы Сергей Собянин как-то сказал, что на каждый вложенный рубль в инфраструктуру, город получает три рубля частных инвестиций. Такая формула может сработать и на Дальнем Востоке, учитывая огромный потенциал для развития добывающей и перерабатывающей промышленности, а также для логистики.
Для тех, кто критикует начинания местных властей по развитию дорожно-транспортной сети из-за «экономической неэффективности», можно привести примеры территорий Канады или Аляски. Там, в тех же широтах, прокладываются круглогодичные дороги с асфальтобетонным основанием. Есть и грунтовки, которые регулярно ремонтируются.
Трасса 138 Маккензи, Северо-западные территории Канады. Фото: Google.ru
На маршрутах расположены удобные парковки для остановок и отдыха, работают метеорологические станции и службы спасения. Очевидно, что дороги Дальнего Востока России должны развиваться по такому же сценарию.
Современные технологии строительства и техника позволяют возводить инфраструктурные сооружения в практически любых местах. Поэтому у трассы «Колыма» и других не менее важных региональных дорог есть все шансы, чтобы получить качественное развитие в уже ближайшем будущем. Да, остаются неясными окончательные сроки, возникают проблемы с финансированием.
Но учитывая стремления руководства по активному использованию Северного морского пути, все эти дороги будут востребованы в будущем. Развитие «Колымы» поспособствует и росту туристического потока. Сейчас на такой маршрут решаются только авантюристы на специально подготовленных машинах. Красоты и исторические места Дальнего Востока по-прежнему недоступны для «широкого туриста».
Трасса «Колыма». Фото: YouTube.com
Нам остается пожелать удачи строителям и инженерам, которые работают на таких сложных транспортных объектах. И будем надеяться, что уже в скором времени даже самые отдаленные уголки нашей страны будут связаны единой дорожной сетью.
- Карпов Андрей
- youtube.com
Рекомендуем для вас
Иркутский авиазавод назвал ежегодный тираж самолетов МС-21
На заводе сейчас проводят серьезную модернизацию. Она поможет ускорить процесс производства МС-21 в ожидаемом количестве экземпляров....
«Туполев» серьезно увеличит объем выпускаемых Ту-214
Завод модернизируют. Расширение производственных мощностей, в свою очередь, позволит увеличить тираж самолета....
Ждем на самолетах – ПД-14 успешно прошел сертификацию
Также стала известна дата первой поставки российского авиадвигателя ПД-8. Все подробности читайте в нашем материале....
Вертолет с российским двигателем ВК-650В впервые подняли в воздух
Первые испытания пройдены успешно. Отечественный вертолет смог опередить «Ансат» и Ка-226....
Новый двигатель ЯМЗ-770 выдает 620 л. с. и интересен не только этим
Выставка «Агросалон 2024» удивила посетителей новинками, среди которых особенно выделился турбодизель ЯМЗ-770. Этот новый двигатель от Ярославского моторного...
Lada Vesta в 2025 году станет не хуже иномарок – готовится глобальное обновление
Наконец дождемся? Или АвтоВАЗ просто вынужден модернизировать автомобили под напором китайских брендов?...
«Атлант 50» и «Атлант 65» – КАМАЗ собирается конкурировать с БЕЛАЗом
Выпускаемые Камским заводом новые карьерники отличаются большой грузоподъемностью и габаритами, не позволяющими ездить по ДОП. Модели все больше напоминают...
«Ленскому мосту» быть!
Запущено строительство моста через реку Лену. По предварительным подсчетам уникальный проект обойдется в 130 млрд рублей. Подробнее обо всем читайте в нашем...
ОДК покажет прорывные технологии на примере авиадвигателей ПД-14 и ПД-35
Выставка пройдет в Москве с 23 по 25 декабря. Покажут лучшие достижения в авиастроении....
Самосвалы БЕЛАЗ стали оснащаться российскими двигателями
Это проект в рамках тесного сотрудничества двух государств. Его цель – сделать БЕЛАЗы полностью импортозамещенными....
АвтоВАЗ сделает автомобили Lada еще быстрее
Для достижения этой цели проводятся работы по увеличению мощности 1,8-литрового двигателя....
В России появятся новые отечественные минивэн и легковой фургон – они будут полноразмерными
Выпускать новинки планирует компания «Соллерс». Уже примерно известно, когда автомобили поступят в продажу....
Автомобили для покорения Севера – на Чукотке такие можно найти даже бесплатно
Это только кажется, что чукчи до сих пор передвигаются на собачьих и оленьих упряжках, как и большинство жителей Чукотки. На самом деле, тут многие куда более...
Новый комбайн от Ростсельмаш – революционное решение для полей
На выставке «Агросалон 2024» в подробностях продемонстрировали долгожданную новинку от завода Ростсельмаш. Ею стал кормоуборочный комбайн F-1500 с двигателем...
XB-1: возвращение к гражданской сверхзвуковой авиации идет по плану
В октябре этого года прототип-демонстратор Boom XB-1 установил для себя новый рекорд скорости в 791 км/ч. Эта машина – платформа для создания полномасштабного...
Запущено серийное производство универсального минивэна Zeekr Mix, которого так долго ждали
«Прогрев» публики длился больше полугода, и удивить производителю на самом деле есть чем. Продажи автомобиля в Поднебесной стартуют уже завтра. Подробности в...