По трассе «Колыма» могут проложить асфальт
В России много труднопроходимых дорог. Но одна из них точно заслуживает особого внимания. Это трасса Р-504 «Колыма». Она по праву считается одной из самых сложных и опасных дорог не только в России, но и в мире. Ее протяженность составляет 2032 км, и на большей части этого пути нет никакого асфальта.
На западе «Колыму» часто называют «Дорогой на костях» (англ. – Road of Bones), а у нас – «Дорогой смерти». И не просто так. При строительстве трассы погибли десятки тысяч заключенных. Сложность рельефа и экстремальные погодные условия приводят к жертвам и сегодня.
Но несмотря на все, каждый день в далекие рейсы отправляются десятки дальнобойщиков и местные жители. «Колыма» – единственная артерия, которая связывает Магадан с остальной дорожной сетью страны. Благодаря этой дороге живут и развиваются города и поселки на всем протяжении трассы.
В конце 1920-х годов на Дальнем Востоке были обнаружены значительные запасы природных ресурсов, необходимые для горнодобывающей промышленности. Для обеспечения работы новых предприятий нужно было с нуля создать всю инфраструктуру.
Строительство трассы от Магадана до Усть-Неры началось в 1931-ом. За первый год по таежным перевалам удалось проложить 30 км грунтовой дороги и подготовить до 90 км зимников – дорог по льду замерзших рек. Работы не прекращались, трасса становилась все более протяженной.
В конце 1941 года, несмотря на положение, в котором оказалось государство, началось строительство так называемой «Хадыгской трассы», которая должная была связать Усть-Неру и Якутск. Соединить 2 отрезка получилось только в 1950-е. Кроме гравийного основания, строители возвели сотни мостов через реки и топи. Вдоль дороги образовались новые поселки, которые стоят и сегодня.
История «Колымы» неразрывно связана с трудом заключенных управления «Дальстрой», которое курировалось НКВД. В основном, применялся ручной труд. В результате тяжелых рабочих условий, а также из-за экстремального климата за годы строительства трассы погибло много людей. Стихийные кладбища возникали по обочинам «Колымы», некоторые сохранились и сегодня.
Несмотря на то, что основной этап строительства трассы закончился в 1952 году, работы по регулярному ремонту и модернизации продолжались до 90-х. Непрочное грунтовое или щебеночное основание требовало постоянного обновления. При этом трасса активно использовалось для нужд промышленности и обороны.
Кризис 90-х сильно «потрепал» дорогу. Местные администрации и жители поддерживали ее в более или менее рабочем состоянии, но требовались значительные вложения, которых у местного бюджета не было.
В начале 2000-х у местных властей нашлись средства на дальнейшее развитие трассы. Так, в 2003-м году «Колыму» продлили на 13 км до центра Якутска. В 2008-м закончили модернизацию инфраструктуры в Оймяконском районе.
В последние годы происходит поэтапное асфальтирование трассы. К концу 2022 года примерно 14,5% пути (295 км) получило твердое основание. Недавно началась разработка проектной документации моста через реку Алдан в районе населенного пункта Хандыга.
До сих пор водители пользуются в этом месте паромной переправой, а в зимние месяцы движение доступно только по руслу замерзшей реки. Несколько месяцев в году этот отрезок является недоступным для перевозок из-за становления или таяния льда. Проект моста будет готов летом этого года. Его длина должна составить 3,9 км. После реализации этого проекта вся трасса «Колыма» будет работать круглогодично без перерывов в межсезонье.
Также в Министерстве транспорта заявляют, что к концу 2024 года дорога Р-504 будет заасфальтирована и освещена в пределах населенных пунктов. Когда жители Дальнего Востока смогут проехать весь путь в 2032 км по асфальту и без паромных переправ – пока неизвестно. Но очевидно, что работа в этом направлении активно ведется.
Еще одним важным проектом, связанным с трассой «Колыма», является мост через реку Лена в районе Якутска. Подробнее о нем мы писали в отдельной статье. Работы по его строительству уже начались. Завершить проект планируют к 2028 году.
В 2012-ом началось строительство пути «Колыма – Омсукчан – Омолон – Анадырь». Дорога должна пройти по территориям Магаданской области и Чукотки. В ходе реализации планируют создать подъездные пути к городам Певек и Билибино, а также к населенному пункту Эгвекинот. Расчетная протяженность – около 2300 км.
При строительстве частично используют уже существующие пути сообщения между поселками, прокладывают и новые отрезки. Важно отметить, что это дорога V категории, то есть, она не будет иметь твердого покрытия. Ее возводят поэтапно, в приоритетной очередности. Всего за годы работы было потрачено свыше 15 млрд рублей. При этом в проекте 2012 года на реализацию было заложено 150 млрд.
Проект критикуют за неэффективность финансовых затрат. При существующем низком уровне автомобилизации в регионе, дорога будет очень редко использоваться. Однако регион сможет сильно экономить на северном завозе. Ежегодно на снабжение городов и поселков Чукотки тратят свыше 3 млрд рублей. Дорога позволит перенаправить часть грузов по суше. Завоз будет возможен и в зимние месяцы.
Обновленная дорога Р-504 значительно упростит жизнь местным жителям и бизнесу. Качественные пути сообщения – первое, что необходимо для нормального развития региональной экономики. Мэр Москвы Сергей Собянин как-то сказал, что на каждый вложенный рубль в инфраструктуру, город получает три рубля частных инвестиций. Такая формула может сработать и на Дальнем Востоке, учитывая огромный потенциал для развития добывающей и перерабатывающей промышленности, а также для логистики.
Для тех, кто критикует начинания местных властей по развитию дорожно-транспортной сети из-за «экономической неэффективности», можно привести примеры территорий Канады или Аляски. Там, в тех же широтах, прокладываются круглогодичные дороги с асфальтобетонным основанием. Есть и грунтовки, которые регулярно ремонтируются.
На маршрутах расположены удобные парковки для остановок и отдыха, работают метеорологические станции и службы спасения. Очевидно, что дороги Дальнего Востока России должны развиваться по такому же сценарию.
Современные технологии строительства и техника позволяют возводить инфраструктурные сооружения в практически любых местах. Поэтому у трассы «Колыма» и других не менее важных региональных дорог есть все шансы, чтобы получить качественное развитие в уже ближайшем будущем. Да, остаются неясными окончательные сроки, возникают проблемы с финансированием.
Но учитывая стремления руководства по активному использованию Северного морского пути, все эти дороги будут востребованы в будущем. Развитие «Колымы» поспособствует и росту туристического потока. Сейчас на такой маршрут решаются только авантюристы на специально подготовленных машинах. Красоты и исторические места Дальнего Востока по-прежнему недоступны для «широкого туриста».
Нам остается пожелать удачи строителям и инженерам, которые работают на таких сложных транспортных объектах. И будем надеяться, что уже в скором времени даже самые отдаленные уголки нашей страны будут связаны единой дорожной сетью.
На западе «Колыму» часто называют «Дорогой на костях» (англ. – Road of Bones), а у нас – «Дорогой смерти». И не просто так. При строительстве трассы погибли десятки тысяч заключенных. Сложность рельефа и экстремальные погодные условия приводят к жертвам и сегодня.
Но несмотря на все, каждый день в далекие рейсы отправляются десятки дальнобойщиков и местные жители. «Колыма» – единственная артерия, которая связывает Магадан с остальной дорожной сетью страны. Благодаря этой дороге живут и развиваются города и поселки на всем протяжении трассы.
Строительство «Колымы»
В конце 1920-х годов на Дальнем Востоке были обнаружены значительные запасы природных ресурсов, необходимые для горнодобывающей промышленности. Для обеспечения работы новых предприятий нужно было с нуля создать всю инфраструктуру.
Старый мост на трассе «Колыма». Фото: YouTube.com
Строительство трассы от Магадана до Усть-Неры началось в 1931-ом. За первый год по таежным перевалам удалось проложить 30 км грунтовой дороги и подготовить до 90 км зимников – дорог по льду замерзших рек. Работы не прекращались, трасса становилась все более протяженной.
В конце 1941 года, несмотря на положение, в котором оказалось государство, началось строительство так называемой «Хадыгской трассы», которая должная была связать Усть-Неру и Якутск. Соединить 2 отрезка получилось только в 1950-е. Кроме гравийного основания, строители возвели сотни мостов через реки и топи. Вдоль дороги образовались новые поселки, которые стоят и сегодня.
Трасса «Колыма» на карте. Фото: Yandex.ru
История «Колымы» неразрывно связана с трудом заключенных управления «Дальстрой», которое курировалось НКВД. В основном, применялся ручной труд. В результате тяжелых рабочих условий, а также из-за экстремального климата за годы строительства трассы погибло много людей. Стихийные кладбища возникали по обочинам «Колымы», некоторые сохранились и сегодня.
Несмотря на то, что основной этап строительства трассы закончился в 1952 году, работы по регулярному ремонту и модернизации продолжались до 90-х. Непрочное грунтовое или щебеночное основание требовало постоянного обновления. При этом трасса активно использовалось для нужд промышленности и обороны.
Кризис 90-х сильно «потрепал» дорогу. Местные администрации и жители поддерживали ее в более или менее рабочем состоянии, но требовались значительные вложения, которых у местного бюджета не было.
Новый этап развития «Колымы»
В начале 2000-х у местных властей нашлись средства на дальнейшее развитие трассы. Так, в 2003-м году «Колыму» продлили на 13 км до центра Якутска. В 2008-м закончили модернизацию инфраструктуры в Оймяконском районе.
Работы по реконструкции на трассе «Колыма». Фото: YouTube.com
В последние годы происходит поэтапное асфальтирование трассы. К концу 2022 года примерно 14,5% пути (295 км) получило твердое основание. Недавно началась разработка проектной документации моста через реку Алдан в районе населенного пункта Хандыга.
До сих пор водители пользуются в этом месте паромной переправой, а в зимние месяцы движение доступно только по руслу замерзшей реки. Несколько месяцев в году этот отрезок является недоступным для перевозок из-за становления или таяния льда. Проект моста будет готов летом этого года. Его длина должна составить 3,9 км. После реализации этого проекта вся трасса «Колыма» будет работать круглогодично без перерывов в межсезонье.
Укладка асфальта на трассе «Колыма». Фото: YouTube.com
Также в Министерстве транспорта заявляют, что к концу 2024 года дорога Р-504 будет заасфальтирована и освещена в пределах населенных пунктов. Когда жители Дальнего Востока смогут проехать весь путь в 2032 км по асфальту и без паромных переправ – пока неизвестно. Но очевидно, что работа в этом направлении активно ведется.
Еще одним важным проектом, связанным с трассой «Колыма», является мост через реку Лена в районе Якутска. Подробнее о нем мы писали в отдельной статье. Работы по его строительству уже начались. Завершить проект планируют к 2028 году.
Новая трасса на Анадырь
В 2012-ом началось строительство пути «Колыма – Омсукчан – Омолон – Анадырь». Дорога должна пройти по территориям Магаданской области и Чукотки. В ходе реализации планируют создать подъездные пути к городам Певек и Билибино, а также к населенному пункту Эгвекинот. Расчетная протяженность – около 2300 км.
При строительстве частично используют уже существующие пути сообщения между поселками, прокладывают и новые отрезки. Важно отметить, что это дорога V категории, то есть, она не будет иметь твердого покрытия. Ее возводят поэтапно, в приоритетной очередности. Всего за годы работы было потрачено свыше 15 млрд рублей. При этом в проекте 2012 года на реализацию было заложено 150 млрд.
Новый мост через реку Вилюй на трассе «Колыма». Фото: YouTube.com
Проект критикуют за неэффективность финансовых затрат. При существующем низком уровне автомобилизации в регионе, дорога будет очень редко использоваться. Однако регион сможет сильно экономить на северном завозе. Ежегодно на снабжение городов и поселков Чукотки тратят свыше 3 млрд рублей. Дорога позволит перенаправить часть грузов по суше. Завоз будет возможен и в зимние месяцы.
Перспективы трассы «Колыма»
Обновленная дорога Р-504 значительно упростит жизнь местным жителям и бизнесу. Качественные пути сообщения – первое, что необходимо для нормального развития региональной экономики. Мэр Москвы Сергей Собянин как-то сказал, что на каждый вложенный рубль в инфраструктуру, город получает три рубля частных инвестиций. Такая формула может сработать и на Дальнем Востоке, учитывая огромный потенциал для развития добывающей и перерабатывающей промышленности, а также для логистики.
Для тех, кто критикует начинания местных властей по развитию дорожно-транспортной сети из-за «экономической неэффективности», можно привести примеры территорий Канады или Аляски. Там, в тех же широтах, прокладываются круглогодичные дороги с асфальтобетонным основанием. Есть и грунтовки, которые регулярно ремонтируются.
Трасса 138 Маккензи, Северо-западные территории Канады. Фото: Google.ru
На маршрутах расположены удобные парковки для остановок и отдыха, работают метеорологические станции и службы спасения. Очевидно, что дороги Дальнего Востока России должны развиваться по такому же сценарию.
Современные технологии строительства и техника позволяют возводить инфраструктурные сооружения в практически любых местах. Поэтому у трассы «Колыма» и других не менее важных региональных дорог есть все шансы, чтобы получить качественное развитие в уже ближайшем будущем. Да, остаются неясными окончательные сроки, возникают проблемы с финансированием.
Но учитывая стремления руководства по активному использованию Северного морского пути, все эти дороги будут востребованы в будущем. Развитие «Колымы» поспособствует и росту туристического потока. Сейчас на такой маршрут решаются только авантюристы на специально подготовленных машинах. Красоты и исторические места Дальнего Востока по-прежнему недоступны для «широкого туриста».
Трасса «Колыма». Фото: YouTube.com
Нам остается пожелать удачи строителям и инженерам, которые работают на таких сложных транспортных объектах. И будем надеяться, что уже в скором времени даже самые отдаленные уголки нашей страны будут связаны единой дорожной сетью.
- Карпов Андрей
- youtube.com
Рекомендуем для вас
«Бурану» быть — на Урале восстанавливают легендарный космический корабль
В России никогда не проводились реставрационные работы такого уровня. Задача сложная, но сдаваться не собираются....
Российский самолет успешно прошел летные испытания и выходит «на работу»
Пока мы ждем ЛМС-901 «Байкал», эта машина легкого класса уже полностью готова к эксплуатации. Осталось только передать авиакомпании-заказчику....
Проблемы из-за ДУА на SSJ100 прекратятся – инженеры «Яковлев» нашли решение
В новых импортозамещающих лайнерах полностью переработали конструкцию. Также изменился подход к версиям с иностранными комплектующими....
Импортозамещение в авиастроении – идем к цели или меняем ее под возможности?
Запланированное соотношение российских и зарубежных деталей в наших самолетах изменилось. Есть некоторые трудности, но и находятся пути их решения....
Apal Jaeger: пластиковая «Нива» для немцев за 2,1 млн рублей
«Русский Гелендваген» уверенно прописался в Германии. Разбираемся, за что его любят немцы....
Советские тракторы, в которых зимой меньше мерзли
Советская сельскохозяйственная и строительная техника не отличалась комфортными кабинами. Более того – изначально последних не было вообще. Максимум тент над...
Старая Mitsubishi Delica 4х4 – таким должен был стать УАЗ «Буханка»
Японские автомобили считаются высокотехнологичными и современными. Но некоторые местные водители устают от этого совершенства. Им необходимо иметь машину...
Серийный выпуск МС-21 снова перенесли
Производство начнется только после завершения сертификационных испытаний. Они продлятся весь 2025 год....
Ждем в салонах – АВТОВАЗ вернулся к выпуску двух версий популярной модели
Автомобили уже собирают «полным ходом». Кроме того, стала известна причина задержки выпуска этой модели....
Большое зимнее испытание – какой из 13 «китайцев» выдержит русское бездорожье
Хотели сделать тест-драйв Jetour Dashing, а получился настоящий снежный «батл» самых популярных китайских внедорожников. На этой «сходке» собрались 13...
Автобусы RTS: почему они стали легендой американского городского транспорта?
Автобусы RTS стали знаковым элементом инфраструктуры мегаполисов США практически сразу же после своего появления, особенно в Нью-Йорке. Их история началась в...
Российский вертопорт проходит испытания
Аналогов в мире нет – так заявляют разработчики автоматизированной станции и уже принимают предварительные заказы. Подробнее об этом читайте в нашем материале....
Новый морской терминал в Калининграде принял первый паром из Санкт-Петербурга
Это важный шаг на пути к развитию морского сообщения с российским эксклавом. Паром будет ходить регулярно в оба направления....
Российский электромотоцикл Aurus Merlon остался «за бортом» президентского кортежа
Потенциальные заказчики забраковали отечественный мотоцикл. Но шансы вернуться у него остались....
Ил-96 и Boeing-747: мастера посадки – кто лучше?
О мастерстве пилота многое расскажет посадка: она беспристрастно продемонстрирует, на что способен летчик, как владеет вверенной машиной. При этом...
Железная дорога: у России – свой путь
В Европе принята более узкая, чем в РФ ширина ж/д колеи: почему не удалось сделать единым этот параметр и как сегодня решают проблему при переезде границ....