По трассе «Колыма» могут проложить асфальт
В России много труднопроходимых дорог. Но одна из них точно заслуживает особого внимания. Это трасса Р-504 «Колыма». Она по праву считается одной из самых сложных и опасных дорог не только в России, но и в мире. Ее протяженность составляет 2032 км, и на большей части этого пути нет никакого асфальта.
На западе «Колыму» часто называют «Дорогой на костях» (англ. – Road of Bones), а у нас – «Дорогой смерти». И не просто так. При строительстве трассы погибли десятки тысяч заключенных. Сложность рельефа и экстремальные погодные условия приводят к жертвам и сегодня.
Но несмотря на все, каждый день в далекие рейсы отправляются десятки дальнобойщиков и местные жители. «Колыма» – единственная артерия, которая связывает Магадан с остальной дорожной сетью страны. Благодаря этой дороге живут и развиваются города и поселки на всем протяжении трассы.
В конце 1920-х годов на Дальнем Востоке были обнаружены значительные запасы природных ресурсов, необходимые для горнодобывающей промышленности. Для обеспечения работы новых предприятий нужно было с нуля создать всю инфраструктуру.
Строительство трассы от Магадана до Усть-Неры началось в 1931-ом. За первый год по таежным перевалам удалось проложить 30 км грунтовой дороги и подготовить до 90 км зимников – дорог по льду замерзших рек. Работы не прекращались, трасса становилась все более протяженной.
В конце 1941 года, несмотря на положение, в котором оказалось государство, началось строительство так называемой «Хадыгской трассы», которая должная была связать Усть-Неру и Якутск. Соединить 2 отрезка получилось только в 1950-е. Кроме гравийного основания, строители возвели сотни мостов через реки и топи. Вдоль дороги образовались новые поселки, которые стоят и сегодня.
История «Колымы» неразрывно связана с трудом заключенных управления «Дальстрой», которое курировалось НКВД. В основном, применялся ручной труд. В результате тяжелых рабочих условий, а также из-за экстремального климата за годы строительства трассы погибло много людей. Стихийные кладбища возникали по обочинам «Колымы», некоторые сохранились и сегодня.
Несмотря на то, что основной этап строительства трассы закончился в 1952 году, работы по регулярному ремонту и модернизации продолжались до 90-х. Непрочное грунтовое или щебеночное основание требовало постоянного обновления. При этом трасса активно использовалось для нужд промышленности и обороны.
Кризис 90-х сильно «потрепал» дорогу. Местные администрации и жители поддерживали ее в более или менее рабочем состоянии, но требовались значительные вложения, которых у местного бюджета не было.
В начале 2000-х у местных властей нашлись средства на дальнейшее развитие трассы. Так, в 2003-м году «Колыму» продлили на 13 км до центра Якутска. В 2008-м закончили модернизацию инфраструктуры в Оймяконском районе.
В последние годы происходит поэтапное асфальтирование трассы. К концу 2022 года примерно 14,5% пути (295 км) получило твердое основание. Недавно началась разработка проектной документации моста через реку Алдан в районе населенного пункта Хандыга.
До сих пор водители пользуются в этом месте паромной переправой, а в зимние месяцы движение доступно только по руслу замерзшей реки. Несколько месяцев в году этот отрезок является недоступным для перевозок из-за становления или таяния льда. Проект моста будет готов летом этого года. Его длина должна составить 3,9 км. После реализации этого проекта вся трасса «Колыма» будет работать круглогодично без перерывов в межсезонье.
Также в Министерстве транспорта заявляют, что к концу 2024 года дорога Р-504 будет заасфальтирована и освещена в пределах населенных пунктов. Когда жители Дальнего Востока смогут проехать весь путь в 2032 км по асфальту и без паромных переправ – пока неизвестно. Но очевидно, что работа в этом направлении активно ведется.
Еще одним важным проектом, связанным с трассой «Колыма», является мост через реку Лена в районе Якутска. Подробнее о нем мы писали в отдельной статье. Работы по его строительству уже начались. Завершить проект планируют к 2028 году.
В 2012-ом началось строительство пути «Колыма – Омсукчан – Омолон – Анадырь». Дорога должна пройти по территориям Магаданской области и Чукотки. В ходе реализации планируют создать подъездные пути к городам Певек и Билибино, а также к населенному пункту Эгвекинот. Расчетная протяженность – около 2300 км.
При строительстве частично используют уже существующие пути сообщения между поселками, прокладывают и новые отрезки. Важно отметить, что это дорога V категории, то есть, она не будет иметь твердого покрытия. Ее возводят поэтапно, в приоритетной очередности. Всего за годы работы было потрачено свыше 15 млрд рублей. При этом в проекте 2012 года на реализацию было заложено 150 млрд.
Проект критикуют за неэффективность финансовых затрат. При существующем низком уровне автомобилизации в регионе, дорога будет очень редко использоваться. Однако регион сможет сильно экономить на северном завозе. Ежегодно на снабжение городов и поселков Чукотки тратят свыше 3 млрд рублей. Дорога позволит перенаправить часть грузов по суше. Завоз будет возможен и в зимние месяцы.
Обновленная дорога Р-504 значительно упростит жизнь местным жителям и бизнесу. Качественные пути сообщения – первое, что необходимо для нормального развития региональной экономики. Мэр Москвы Сергей Собянин как-то сказал, что на каждый вложенный рубль в инфраструктуру, город получает три рубля частных инвестиций. Такая формула может сработать и на Дальнем Востоке, учитывая огромный потенциал для развития добывающей и перерабатывающей промышленности, а также для логистики.
Для тех, кто критикует начинания местных властей по развитию дорожно-транспортной сети из-за «экономической неэффективности», можно привести примеры территорий Канады или Аляски. Там, в тех же широтах, прокладываются круглогодичные дороги с асфальтобетонным основанием. Есть и грунтовки, которые регулярно ремонтируются.
На маршрутах расположены удобные парковки для остановок и отдыха, работают метеорологические станции и службы спасения. Очевидно, что дороги Дальнего Востока России должны развиваться по такому же сценарию.
Современные технологии строительства и техника позволяют возводить инфраструктурные сооружения в практически любых местах. Поэтому у трассы «Колыма» и других не менее важных региональных дорог есть все шансы, чтобы получить качественное развитие в уже ближайшем будущем. Да, остаются неясными окончательные сроки, возникают проблемы с финансированием.
Но учитывая стремления руководства по активному использованию Северного морского пути, все эти дороги будут востребованы в будущем. Развитие «Колымы» поспособствует и росту туристического потока. Сейчас на такой маршрут решаются только авантюристы на специально подготовленных машинах. Красоты и исторические места Дальнего Востока по-прежнему недоступны для «широкого туриста».
Нам остается пожелать удачи строителям и инженерам, которые работают на таких сложных транспортных объектах. И будем надеяться, что уже в скором времени даже самые отдаленные уголки нашей страны будут связаны единой дорожной сетью.
На западе «Колыму» часто называют «Дорогой на костях» (англ. – Road of Bones), а у нас – «Дорогой смерти». И не просто так. При строительстве трассы погибли десятки тысяч заключенных. Сложность рельефа и экстремальные погодные условия приводят к жертвам и сегодня.
Но несмотря на все, каждый день в далекие рейсы отправляются десятки дальнобойщиков и местные жители. «Колыма» – единственная артерия, которая связывает Магадан с остальной дорожной сетью страны. Благодаря этой дороге живут и развиваются города и поселки на всем протяжении трассы.
Строительство «Колымы»
В конце 1920-х годов на Дальнем Востоке были обнаружены значительные запасы природных ресурсов, необходимые для горнодобывающей промышленности. Для обеспечения работы новых предприятий нужно было с нуля создать всю инфраструктуру.
Старый мост на трассе «Колыма». Фото: YouTube.com
Строительство трассы от Магадана до Усть-Неры началось в 1931-ом. За первый год по таежным перевалам удалось проложить 30 км грунтовой дороги и подготовить до 90 км зимников – дорог по льду замерзших рек. Работы не прекращались, трасса становилась все более протяженной.
В конце 1941 года, несмотря на положение, в котором оказалось государство, началось строительство так называемой «Хадыгской трассы», которая должная была связать Усть-Неру и Якутск. Соединить 2 отрезка получилось только в 1950-е. Кроме гравийного основания, строители возвели сотни мостов через реки и топи. Вдоль дороги образовались новые поселки, которые стоят и сегодня.
Трасса «Колыма» на карте. Фото: Yandex.ru
История «Колымы» неразрывно связана с трудом заключенных управления «Дальстрой», которое курировалось НКВД. В основном, применялся ручной труд. В результате тяжелых рабочих условий, а также из-за экстремального климата за годы строительства трассы погибло много людей. Стихийные кладбища возникали по обочинам «Колымы», некоторые сохранились и сегодня.
Несмотря на то, что основной этап строительства трассы закончился в 1952 году, работы по регулярному ремонту и модернизации продолжались до 90-х. Непрочное грунтовое или щебеночное основание требовало постоянного обновления. При этом трасса активно использовалось для нужд промышленности и обороны.
Кризис 90-х сильно «потрепал» дорогу. Местные администрации и жители поддерживали ее в более или менее рабочем состоянии, но требовались значительные вложения, которых у местного бюджета не было.
Новый этап развития «Колымы»
В начале 2000-х у местных властей нашлись средства на дальнейшее развитие трассы. Так, в 2003-м году «Колыму» продлили на 13 км до центра Якутска. В 2008-м закончили модернизацию инфраструктуры в Оймяконском районе.
Работы по реконструкции на трассе «Колыма». Фото: YouTube.com
В последние годы происходит поэтапное асфальтирование трассы. К концу 2022 года примерно 14,5% пути (295 км) получило твердое основание. Недавно началась разработка проектной документации моста через реку Алдан в районе населенного пункта Хандыга.
До сих пор водители пользуются в этом месте паромной переправой, а в зимние месяцы движение доступно только по руслу замерзшей реки. Несколько месяцев в году этот отрезок является недоступным для перевозок из-за становления или таяния льда. Проект моста будет готов летом этого года. Его длина должна составить 3,9 км. После реализации этого проекта вся трасса «Колыма» будет работать круглогодично без перерывов в межсезонье.
Укладка асфальта на трассе «Колыма». Фото: YouTube.com
Также в Министерстве транспорта заявляют, что к концу 2024 года дорога Р-504 будет заасфальтирована и освещена в пределах населенных пунктов. Когда жители Дальнего Востока смогут проехать весь путь в 2032 км по асфальту и без паромных переправ – пока неизвестно. Но очевидно, что работа в этом направлении активно ведется.
Еще одним важным проектом, связанным с трассой «Колыма», является мост через реку Лена в районе Якутска. Подробнее о нем мы писали в отдельной статье. Работы по его строительству уже начались. Завершить проект планируют к 2028 году.
Новая трасса на Анадырь
В 2012-ом началось строительство пути «Колыма – Омсукчан – Омолон – Анадырь». Дорога должна пройти по территориям Магаданской области и Чукотки. В ходе реализации планируют создать подъездные пути к городам Певек и Билибино, а также к населенному пункту Эгвекинот. Расчетная протяженность – около 2300 км.
При строительстве частично используют уже существующие пути сообщения между поселками, прокладывают и новые отрезки. Важно отметить, что это дорога V категории, то есть, она не будет иметь твердого покрытия. Ее возводят поэтапно, в приоритетной очередности. Всего за годы работы было потрачено свыше 15 млрд рублей. При этом в проекте 2012 года на реализацию было заложено 150 млрд.
Новый мост через реку Вилюй на трассе «Колыма». Фото: YouTube.com
Проект критикуют за неэффективность финансовых затрат. При существующем низком уровне автомобилизации в регионе, дорога будет очень редко использоваться. Однако регион сможет сильно экономить на северном завозе. Ежегодно на снабжение городов и поселков Чукотки тратят свыше 3 млрд рублей. Дорога позволит перенаправить часть грузов по суше. Завоз будет возможен и в зимние месяцы.
Перспективы трассы «Колыма»
Обновленная дорога Р-504 значительно упростит жизнь местным жителям и бизнесу. Качественные пути сообщения – первое, что необходимо для нормального развития региональной экономики. Мэр Москвы Сергей Собянин как-то сказал, что на каждый вложенный рубль в инфраструктуру, город получает три рубля частных инвестиций. Такая формула может сработать и на Дальнем Востоке, учитывая огромный потенциал для развития добывающей и перерабатывающей промышленности, а также для логистики.
Для тех, кто критикует начинания местных властей по развитию дорожно-транспортной сети из-за «экономической неэффективности», можно привести примеры территорий Канады или Аляски. Там, в тех же широтах, прокладываются круглогодичные дороги с асфальтобетонным основанием. Есть и грунтовки, которые регулярно ремонтируются.
Трасса 138 Маккензи, Северо-западные территории Канады. Фото: Google.ru
На маршрутах расположены удобные парковки для остановок и отдыха, работают метеорологические станции и службы спасения. Очевидно, что дороги Дальнего Востока России должны развиваться по такому же сценарию.
Современные технологии строительства и техника позволяют возводить инфраструктурные сооружения в практически любых местах. Поэтому у трассы «Колыма» и других не менее важных региональных дорог есть все шансы, чтобы получить качественное развитие в уже ближайшем будущем. Да, остаются неясными окончательные сроки, возникают проблемы с финансированием.
Но учитывая стремления руководства по активному использованию Северного морского пути, все эти дороги будут востребованы в будущем. Развитие «Колымы» поспособствует и росту туристического потока. Сейчас на такой маршрут решаются только авантюристы на специально подготовленных машинах. Красоты и исторические места Дальнего Востока по-прежнему недоступны для «широкого туриста».
Трасса «Колыма». Фото: YouTube.com
Нам остается пожелать удачи строителям и инженерам, которые работают на таких сложных транспортных объектах. И будем надеяться, что уже в скором времени даже самые отдаленные уголки нашей страны будут связаны единой дорожной сетью.
- Карпов Андрей
- youtube.com
Рекомендуем для вас
Ракетоплан «Аврора» совершил свой первый сверхзвуковой полет
Это первое подобное событие для гражданской авиации со времен «Конкорда». Подробнее обо всем читайте в нашем материале....
Революционный реактивный двигатель прошел первые огневые испытания и показал многообещающие результаты
Речь о новой турбоэлектрической установке, предназначенной для пассажирских реактивных самолетов. Подробнее о проекте читайте в нашем материале....
Из CR929 – С929: где Китай возьмет двигатели?
После выхода РФ из проекта CR929, китайцы продолжили строить самолет самостоятельно. Планер и электронное оборудование КНР по силам, но с двигателем –...
Стало известно, почему в России трудно строить самолеты
Существует несколько ключевых факторов, создающих проблемы. Но есть и положительная динамика. Все подробности читайте в нашем материале....
Импортозамещенный Ту-214 готов к первому полету
Казанский авиазавод установил отечественные навигационные системы, а также другое важное оборудование. Все подробности читайте в нашем материале....
АВТОВАЗу грозит банкротство – что об этом думают российские автолюбители
При этом объемы производства растут. Да и цены на автомобили регулярно повышают....
Вот почему современные автомобили быстро ломаются – основная причина
Современные автомобили сделаны так, что водителю практически не нужно знать их устройство. Максимум запомнить, где бачок для стеклоомывающей жидкости. Впрочем,...
Раскрыта стоимость флагманскоой модели «Москвич 8»
Также стала известна дата поступления в продажу. Все подробности и характеристики отечественного внедорожника читайте в нашем материале....
Илон Маск нашел революционную замену самолетам
Американский предприниматель хочет отправлять пассажиров на специально подготовленной ракете. Это позволит сократить время перелетов в 15 раз, опередив даже...
Дизельный УАЗ и дюжина новых моделей – компания Sollers провела грандиозную презентацию
Российская компания давно не проводила мероприятия таких масштабов. Бренд подготовил новые фургоны, пикапы, минивэн и внедорожник. Кроме того, улучшили и...
Вертолетное шасси – полозья или колеса?
Почему-то у американских вертолетов в основном полозья, а у советских, российских – колеса. А что лучше и надежнее? Это и будем выяснять....
Готовятся к серийному производству 13 моделей новых российских автомобилей
Компания Sollers еще пару лет назад обещала, что выпустит несколько новых моделей отечественных автомобилей. Не совсем российских, но зато в перспективе...
«Авиация Колымы» стала обладателем вертолетов-косаток
Уникальные машины вскоре отправятся в месте постоянной дислокации. По пути будет 11 остановок. Не исключено, что вам повезет их увидеть «вживую»....
Китайские партнеры заинтересовались нашими вертолетами
Российские машины среднего класса доминируют в Азиатском регионе. В сегменте тяжелых двухдвигательных вертолетов наши разработки занимают 30%, и продолжают...
Брянский автомобильный завод готовит к выпуску уникальные грузовики
Это будет пожарный автомобиль для аэродромов. Он заявлен как на 100% отечественный, но есть нюансы....
К-750 – советский мотоцикл, восстановленный по современным технологиям
Некоторые россияне и жители СНГ любят советские мотоциклы. Для многих это не единственная и бюджетная возможность передвигаться на двух колесах, а отдушина....