
Английский мотоцикл BSA Sloper, ставший основой для советского ТИЗ-АМ-600
В первые годы советской власти стране было не до моторизации. Череда неприятных политических событий явно не содействовала прогрессу и повышению покупательной способности населения. Скорее, наоборот, многие потеряли все, что имели.
Именно по этой причине на территории самого большого государства мира сто лет назад насчитывалось не больше шести с половиной тысяч образцов мототехники. Это были аппараты зарубежного производства или редкая кустарщина. В то же время Германия обладала довольно развитым мотопромом. А по дорогам страны колесило почти полмиллиона единиц двухколесного транспорта.
BSA Sloper стал открытием 1927 года. Фото: youtube.com
Не отставали от немцев и другие ведущие производители Европы. В том числе и островная Великобритания. У этого государства, еще недавно имевшего статус мировой империи, имелся в наличии хороший потенциал для выпуска как автомобильной, так и мотоциклетной техники.
Одним из самых старых британских предприятий являлся BSA из Бирмингема. Компания занималась выпуском разнообразной продукции, среди которой в начале ХХ века числились и велосипеды. Первый из них англичане снабдили мотором еще в 1910-м, отправив на лондонскую выставку «Олимпия». Но дальнейшего развития из-за мирового кризиса направление так и не получило.
Следующая и более успешная попытка была предпринята в 1919 году. BSA Model E имел 770-кубовый двигатель, развивавший мощность в 6-7 л. с. Мотоцикл получил признание в стране, продаваясь за 130 фунтов стерлингов и простояв на заводском конвейере около пяти лет. Первый опыт серийной сборки двухколесной техники побудил компанию к дальнейшему развитию этого направления.
Это можно хорошо увидеть, сравнив его очертания с моделями тех времен. Они выглядели вычурно и странно как для сегодняшнего зрителя. А вот Sloper и сейчас воспринимается вполне неплохо, а на фоне мотоциклов 50-х годов смотрится как современник. Что ж, вот и определение того, на сколько британские дизайнеры опередили свое время. А ноу-хау в его конструкции было хоть отбавляй:
✅ изящный т. н. седельный бак
✅ низкая посадка
✅ спортивный двигатель с верхним расположением клапанов
✅ модный наклон силового агрегата
Можно сказать, что внешность BSA Sloper задала тон развитию европейского мотоциклетного дизайна на ближайшие полтора десятилетия. Лишним подтверждение служит и тот факт, что изначально компания просто продолжала использовать латинские буквы алфавита для обозначения своих моделей.
Поэтому новинка именовалась как BSA S. А вот прозвище Sloper («наклонный») она получила уже в процессе, подчеркивая введение новых тенденций в отрасли. И им очень быстро последовали такие известные производители как Ariel и Triumph.
Передняя часть и переключатель скоростей на баке. Фото: youtube.com
Sloper представили как топовую спортивную машину с верхним расположением клапанов. Но к сезону 1929 года BSA добавила в модельный ряд версию с боковым клапаном – Model S Deluxe. Ее предназначение компания выразила немного туманно, заметив, что такой 500-кубовый мотоцикл понравится гонщикам, привыкшим к старому типу мотора. Очень скоро производитель расширил ряд силовых агрегатов:
✅ S – 493 куб. см
✅ H – 557 куб. см
✅ L – 349 куб. см
Самый облегченный предлагался тем, кто хотел более простую технику. Правда, его стоимость от «старших братьев» отличалась незначительно. В целом таких версий создано совсем мало и они, похоже, не сохранились до наших дней.
Когда история плавно перешла в 30-е, производитель старался и дальше держать нос по ветру. Передовая конструкция пользовалась спросом, но нуждалась в своевременной омологации. Первым стало то, что никелевую отделку сменил набиравший моду в том десятилетии хром. Позже последовали дальнейшие доработки:
✅ новая рама с двутавровым каркасом из кованной стали (1930 год)
✅ вилка с улучшенным демпфированием трения (1930 год)
✅ четырехступенчатая коробка передач (1932 год)
✅ перемещение приборов на верхнюю панель бака (после 1932 года)
Время оказывало свое влияние на модный дизайн от Гарольда Бриггса. Люди постепенно отходили от последствий Великой депрессии, входя в русло стабильности и определенного достатка. А такой процесс всегда пробуждает интерес к чему-то новому.
Несмотря на то, что мода, запущенная BSA Sloper, продолжала жить в новых моделях почти всех производителей континента, сам мотоцикл уже больше не вызывал бывшего восхищения и ажиотажа. Клиенты ждали интересных новинок, а проверенный временем Sloper к середине 30-х решили исключить из ассортимента компании.
Приборы перенесли на бак в 1932 году. Фото: youtube.com
К 1935 году производитель выпускал два варианта некогда популярной модели. Оба они комплектовались 600-кубовыми двигателями. Но давайте чуть подробнее остановимся на технической стороне мотоцикла и влиянии, которое он оказал на советский мотопром.
Первые мотоциклы Sloper имели одноканальную головку блока цилиндров, дуплексную раму и трехступенчатую коробку передач. Позже верхняя труба рамы сменила конфигурацию для поддержки новой рулевой головки. В 30-х покупателям начал предлагаться специальный дополнительный спортивный комплект за 10 фунтов стерлингов:
✅ поршень высокой степени сжатия
✅ гоночная свеча зажигания
✅ закаленные клапаны и пружины
Но, то ли цена за комплект оказалась сильно завышенной, то ли интерес к самому мотоциклу начал стремительно угасать. Как отмечал производитель, желающих приобрести спортивный набор имелось крайне мало, что побудило отказаться от этого предложения.
Легкие контуры кулачков и широкие основания толкателей в двигателе мотоцикла сделали свое дело. Многие гонщики называли BSA Sloper самым тихим и плавным среди аналогичных машин своего времени. В целом, он имел следующие характеристики и элементы:
✅ большие глушители «рыбий хвост»
✅ большой картер и отдельный маслобак
✅ крейсерскую скорость – 89 км/ч
✅ максимальную скорость – 121 км/ч
В таком виде, со стильным ящиком для инструментов и спидометром на баке, мотоцикл просуществовал до 1935 года. С того момента в его истории можно было поставить точку, если бы не ее новая страница, открывшаяся на территории СССР.
Как мы уже писали вначале, советская мотоциклетная промышленность в 20-30-е годы находилась в процессе зарождения. В такой ситуации было просто не обойтись без помощи извне. И нечему удивляться, ведь даже популярная у нас «Ява» начиналась со сборки немецких аналогов.
600-кубовый силовой агрегат BSA Sloper. Фото: youtube.com
Поэтому в 1935 году Нарком тяжелой промышленности решил освоить на советских мощностях снятый с производства на родине английский мотоцикл BSA Sloper. Для этого приобрели несколько экземпляров техники, которые специалистами НАТИ были разобраны до винтика.
Это позволило подготовить подробные чертежи, позже переданные сотрудникам Таганрогского инструментального завода. Именно на его мощностях и начал производиться мотоцикл, получивший название ТИЗ-АМ-600.
Испытывать технику решили в экстремальных условиях. Ими стали соревнования по мотокроссу и высокогорный пробег по Памиру. Здесь прототипы преодолели путь в семь тысяч километров. Проведенные мероприятия подтвердили высокое качество и технические преимущества машин, что открыло им путь к серийному производству. Мотоциклы поступали для использования советскими и китайскими военными, а также отечественными силовыми структурами.
Отреставрированный советский ТИЗ-АМ-600. Фото: youtube.com
ТИЗ собирался в Таганроге с 1935 по 1941 годы. После этого его эвакуировали в Тюмень, где сборка советской версии продолжалась еще в течение двух лет. Полное завершение истории английско-советского мотоцикла произошло в 1943-м.
Именно по этой причине на территории самого большого государства мира сто лет назад насчитывалось не больше шести с половиной тысяч образцов мототехники. Это были аппараты зарубежного производства или редкая кустарщина. В то же время Германия обладала довольно развитым мотопромом. А по дорогам страны колесило почти полмиллиона единиц двухколесного транспорта.

Не отставали от немцев и другие ведущие производители Европы. В том числе и островная Великобритания. У этого государства, еще недавно имевшего статус мировой империи, имелся в наличии хороший потенциал для выпуска как автомобильной, так и мотоциклетной техники.
Непростой путь к BSA Sloper
Одним из самых старых британских предприятий являлся BSA из Бирмингема. Компания занималась выпуском разнообразной продукции, среди которой в начале ХХ века числились и велосипеды. Первый из них англичане снабдили мотором еще в 1910-м, отправив на лондонскую выставку «Олимпия». Но дальнейшего развития из-за мирового кризиса направление так и не получило.
Следующая и более успешная попытка была предпринята в 1919 году. BSA Model E имел 770-кубовый двигатель, развивавший мощность в 6-7 л. с. Мотоцикл получил признание в стране, продаваясь за 130 фунтов стерлингов и простояв на заводском конвейере около пяти лет. Первый опыт серийной сборки двухколесной техники побудил компанию к дальнейшему развитию этого направления.
К 1927 году английский производитель представил новинку с плоским баком BSA Sloper. Этот вариант имел очень передовой дизайн для конца 20-х прошлого столетия и стал настоящей сенсацией в мире мотоциклов.
Это можно хорошо увидеть, сравнив его очертания с моделями тех времен. Они выглядели вычурно и странно как для сегодняшнего зрителя. А вот Sloper и сейчас воспринимается вполне неплохо, а на фоне мотоциклов 50-х годов смотрится как современник. Что ж, вот и определение того, на сколько британские дизайнеры опередили свое время. А ноу-хау в его конструкции было хоть отбавляй:
✅ изящный т. н. седельный бак
✅ низкая посадка
✅ спортивный двигатель с верхним расположением клапанов
✅ модный наклон силового агрегата
Можно сказать, что внешность BSA Sloper задала тон развитию европейского мотоциклетного дизайна на ближайшие полтора десятилетия. Лишним подтверждение служит и тот факт, что изначально компания просто продолжала использовать латинские буквы алфавита для обозначения своих моделей.
Поэтому новинка именовалась как BSA S. А вот прозвище Sloper («наклонный») она получила уже в процессе, подчеркивая введение новых тенденций в отрасли. И им очень быстро последовали такие известные производители как Ariel и Triumph.

Sloper представили как топовую спортивную машину с верхним расположением клапанов. Но к сезону 1929 года BSA добавила в модельный ряд версию с боковым клапаном – Model S Deluxe. Ее предназначение компания выразила немного туманно, заметив, что такой 500-кубовый мотоцикл понравится гонщикам, привыкшим к старому типу мотора. Очень скоро производитель расширил ряд силовых агрегатов:
✅ S – 493 куб. см
✅ H – 557 куб. см
✅ L – 349 куб. см
Самый облегченный предлагался тем, кто хотел более простую технику. Правда, его стоимость от «старших братьев» отличалась незначительно. В целом таких версий создано совсем мало и они, похоже, не сохранились до наших дней.
Дальнейшее развитие модели
Когда история плавно перешла в 30-е, производитель старался и дальше держать нос по ветру. Передовая конструкция пользовалась спросом, но нуждалась в своевременной омологации. Первым стало то, что никелевую отделку сменил набиравший моду в том десятилетии хром. Позже последовали дальнейшие доработки:
✅ новая рама с двутавровым каркасом из кованной стали (1930 год)
✅ вилка с улучшенным демпфированием трения (1930 год)
✅ четырехступенчатая коробка передач (1932 год)
✅ перемещение приборов на верхнюю панель бака (после 1932 года)
Время оказывало свое влияние на модный дизайн от Гарольда Бриггса. Люди постепенно отходили от последствий Великой депрессии, входя в русло стабильности и определенного достатка. А такой процесс всегда пробуждает интерес к чему-то новому.
Несмотря на то, что мода, запущенная BSA Sloper, продолжала жить в новых моделях почти всех производителей континента, сам мотоцикл уже больше не вызывал бывшего восхищения и ажиотажа. Клиенты ждали интересных новинок, а проверенный временем Sloper к середине 30-х решили исключить из ассортимента компании.

К 1935 году производитель выпускал два варианта некогда популярной модели. Оба они комплектовались 600-кубовыми двигателями. Но давайте чуть подробнее остановимся на технической стороне мотоцикла и влиянии, которое он оказал на советский мотопром.
Характеристики и особенности модели
Первые мотоциклы Sloper имели одноканальную головку блока цилиндров, дуплексную раму и трехступенчатую коробку передач. Позже верхняя труба рамы сменила конфигурацию для поддержки новой рулевой головки. В 30-х покупателям начал предлагаться специальный дополнительный спортивный комплект за 10 фунтов стерлингов:
✅ поршень высокой степени сжатия
✅ гоночная свеча зажигания
✅ закаленные клапаны и пружины
Но, то ли цена за комплект оказалась сильно завышенной, то ли интерес к самому мотоциклу начал стремительно угасать. Как отмечал производитель, желающих приобрести спортивный набор имелось крайне мало, что побудило отказаться от этого предложения.
Легкие контуры кулачков и широкие основания толкателей в двигателе мотоцикла сделали свое дело. Многие гонщики называли BSA Sloper самым тихим и плавным среди аналогичных машин своего времени. В целом, он имел следующие характеристики и элементы:
✅ большие глушители «рыбий хвост»
✅ большой картер и отдельный маслобак
✅ крейсерскую скорость – 89 км/ч
✅ максимальную скорость – 121 км/ч
В таком виде, со стильным ящиком для инструментов и спидометром на баке, мотоцикл просуществовал до 1935 года. С того момента в его истории можно было поставить точку, если бы не ее новая страница, открывшаяся на территории СССР.
Советская копия ТИЗ-АМ-600
Как мы уже писали вначале, советская мотоциклетная промышленность в 20-30-е годы находилась в процессе зарождения. В такой ситуации было просто не обойтись без помощи извне. И нечему удивляться, ведь даже популярная у нас «Ява» начиналась со сборки немецких аналогов.

Поэтому в 1935 году Нарком тяжелой промышленности решил освоить на советских мощностях снятый с производства на родине английский мотоцикл BSA Sloper. Для этого приобрели несколько экземпляров техники, которые специалистами НАТИ были разобраны до винтика.
Это позволило подготовить подробные чертежи, позже переданные сотрудникам Таганрогского инструментального завода. Именно на его мощностях и начал производиться мотоцикл, получивший название ТИЗ-АМ-600.
Испытывать технику решили в экстремальных условиях. Ими стали соревнования по мотокроссу и высокогорный пробег по Памиру. Здесь прототипы преодолели путь в семь тысяч километров. Проведенные мероприятия подтвердили высокое качество и технические преимущества машин, что открыло им путь к серийному производству. Мотоциклы поступали для использования советскими и китайскими военными, а также отечественными силовыми структурами.

ТИЗ собирался в Таганроге с 1935 по 1941 годы. После этого его эвакуировали в Тюмень, где сборка советской версии продолжалась еще в течение двух лет. Полное завершение истории английско-советского мотоцикла произошло в 1943-м.
- Иван Гончаров
- youtube.com
Рекомендуем для вас

В России возрождают советский порт и железную дорогу к нему – есть ли перспективы?
Город должен был стать энергетическим и судоходным центром региона, но совокупность факторов не позволила этому случиться. Теперь о порте заговорили вновь и...

Второй Ил-96-400Т начал выполнять коммерческие полеты
Теперь важные грузы можно оперативно доставлять в отдаленные от центра регионы. Осталось наладить постоянные маршруты....

Tugella – все: в Белорусии начнут выпускать новый Belgee S50
Это глубоко локализованная версия Geely Emgrand. Планируют выйти на 5000 автомобилей в год....

Ан-12 против Airbus A400 – соревнования по красоте посадки
Современные крупные самолеты давно уже турбовентиляторные. Конечно, у большинства из них не реактивные силовые агрегаты. Но многие в этом все равно не...

Поставки российских двигателей ТВ7-117СТ-01 для Ил-114-300 начнутся уже в этом году
Первые 6-7 экземпляров отгрузят для статических и летных экземпляров. Ждать осталось немного....

Зачем в Мурманской области построили новый морской порт
Несмотря на то, что порт Мурманска считается недозагруженным, на противоположном берегу построили новую гавань для перевалки угля....

Одномоторный самолет E1000 AX демонстрирует впечатляющую производительность и может сесть без помощи человека
Даже место для посадки модель способна выбрать сама. Подробнее о новом проекте читайте в нашем материале....

«МотоВелоЗавод» начал выпускать патрульные мотоциклы для ГАИ
Теперь у МВД появилась отечественная модель для нужд мотобата. Правда, она имеет китайское происхождение....

Впервые в истории удалось обслужить спутник на орбите захоронения
Аппарат компании Northrop Grumman стал спасителем спутниковых устройств. Планируется запуск целой серии....

Новый российский серийный бульдозер Б11 Электро – превосходство технологий
Все давно привыкли, что бульдозеры, в том числе российские, оснащаются только дизельными двигателями. Гибридные модели если и делают, то это место явно...

ЛиАЗ-677: тяжелое восстановление спустя 25 лет простоя
Спустя почти полвека с момента выпуска легендарного ЛиАЗ-677 1976 года автор видео на YouTube-канале «Автобусная мастерская VegaBus» решается вдохнуть в него...

Верховина 7 Спорт – самый «крутой» львовский мопед для советских пацанов
Мопеды в позднем СССР были представлены в основном двух заводов – львовского и рижского. Одни считались похуже, другие получше, но в продаже последние...

На Камчатке достраивают первую в истории региона серию рыболовных судов
Два корабля введут в эксплуатацию уже в мае. Они займутся рыболовным промыслом....

Автобус КАВЗ-3976 – последняя советская «барбухайка»
Эта модель создана на шасси грузовика ГАЗ-3307. Несмотря на простоту конструкции, они выпускались 20 лет....

«Скучать не будем» – десяток китайских брендов покинет рынок России
Не каждый покупатель готов довериться «безымянному» китайскому бренду. Некоторые из них не смогли продать и 20 машин за последние три месяца....

Настоящий тяжеловес – в Архангельский авиапарк вернулся легендарный вертолет
Это одна из самых мощных машин в мире. Гражданская версия будет трудиться в сложных условиях грузовых и пассажирских сценариев....