
Востребованная коммунальная техника на базе КАМАЗ-53605
Начало 70-х в СССР уже давно вошло в историю как «время великих строек». Как раз в этот период создавался костяк жилищного фонда, которым большинство бывших союзных республик пользуется до сих пор. То же самое можно сказать и об автомобильной промышленности в стране.
Еще только набирал обороты гигант в Тольятти, как советские инженеры замахнулись на другой грандиозный проект. Сегодня можно сказать, что отчасти он стал судьбоносным для России. Ведь если Белорусская и Украинская ССР имели свои мощности по сборке тяжелых дорожных (и внедорожных) грузовиков, то самая большая республика нет. И ЗИЛ или ГАЗ уж точно служили слабым утешением.
Выпуск автомобиля КАМАЗ-53605 начат в 2005 году. Фото: youtube.com
Поэтому правительство утвердило план строительства в восьмом десятилетии автомобильного завода на Каме. Он стал не только апогеем торжества советской системы, но и ее прощальным приветом. Больше таких огромных предприятий в исчезнувшей стране уже не строили.
Но мало было лишь построить огромные сборочные цеха. В советской плановой экономике имелась немалая доля инертности, поэтому простои из-за отсутствия комплектующих на многих заводах стали довольно частым явлением. Так, чтобы максимально обезопасить будущего гиганта от проблемы, ставшей уже бичом, позаботились и о предприятиях-смежниках. Именно на их плечи ложился своевременный выпуск сопутствующих комплектующих и всего необходимого для мощных грузовиков.
Одним из основных можно считать Нефтекамский автозавод (НЕФАЗ), цеха которого возводились с начала 70-х, параллельно с КАМАЗом. На его полноценный пуск понадобилось почти пять лет. В середине 1977 года на мощностях НЕФАЗа собран первый крупнотоннажный автомобиль.
Непривычно для марки – сзади всего одна ось. Фото: youtube.com
Оба предприятия успешно пережили трансформацию советской системы и вошли в новые российские реалии. Сегодня их продукция колесит по всей огромной стране, выполняя самые различные, крайне важные для народного хозяйства работы.
Два десятилетия модели автомобилей КАМАЗ отличались исключительно трехосной комплектацией, с шинами, идентичного с ЗИЛ размера. Но в середине 90-х пришла пора внести некоторые коррективы в заводскую линейку.
Тем, кто жил в то время, особо объяснять не надо, почему все шло так долго. Это был очень темный для страны период, когда многие предприятия попросту «сошли с дистанции», не выдержав жесткой конкуренции новых реалий.
Другие пытались выжить изо всех сил, так что точно было не до внедрения каких-то (пусть и очень перспективных) новинок. В начале нового тысячелетия наступило небольшое облегчение, позволившее наверстать упущенное. Дальнейшие события развивались так:
✅ 2004 – на заводской конвейер встал КАМАЗ-5360
✅ 2005 – появление КАМАЗ-53605 в версиях самосвал и универсальное шасси
✅ 2012 – замена кабины на рестайлинговую, созданную по типу Mercedes Axor
Для сборки этой модели задействованы также мощности завода НЕФАЗ, успешно занимающегося с начала нулевых выпуском автобусной техники на базе элементов грузовиков КАМАЗ. В те времена, когда модель только появилась, она имела кабину собственной конструкции. Под ней находился классический модифицированный двигатель, производный от КАМАЗ-740 со следующими характеристиками:
✅ V-образный, восьмицилиндровый (с турбонаддувом)
✅ рабочий объем – 10 850 куб. см
✅ мощность – 260 (позже – 280) л. с
Такая картина сохранялась вплоть до 2012 года, когда для модели началась новая жизнь. Ведь кроме кабины современного типа, она получила и улучшенный силовой агрегат. Несмотря на то, что его объем был примерно на треть меньше, мощность достигала почти 300 «лошадок».
До этого времени автомобиль, за исключением двухосной компоновки, имел мало отличий от других своих собратьев. Но пришедшие обновления изменили КАМАЗ-53605 не только снаружи, но и изнутри. Вот какой силовой агрегат теперь стоял под его современной кабиной:
✅ Cummins ISB6.7E5 300
✅ рабочий объем – 6,7 л
✅ мощность – 298 л. с
✅ КПП – девяти- либо десятиступенчатая механика
Автомобиль также получил неплохие технические характеристики при физических параметрах: 6,65 х 2,5 х 2,935 метра. Благодаря наличию варианта универсального шасси, на базе мощностей НЕФАЗа грузовик превращался в технику самого различного назначения. Именно по этой причине его облюбовали российские коммунальщики. Вот его показатели (в скобках – модификация А5):
✅ снаряженная масса шасси – 6,8 т
✅ грузоподъемность – 11,7 (13,8) т
✅ полная масса – 20,5 т
✅ колесная формула – 4х2
Характеристики автомобиля не позволяли его использование в поездках на дальние расстояния. По этой причине кабина КАМАЗ-53605 никогда не оборудовалась спальником. А его спектр применения предусматривает внутригородскую или региональную задействованность. Объем кузова самосвала составляет 6,5 метра, тип разгрузки – задний. Позже появились модификации с боковой выгрузкой.
Мусоровоз на базе шасси КАМАЗ-53605. Фото: youtube.com
Грузовик получил пневматический привод тормозной системы и гидравлический с пневмоусилителем – для сцепления. Размер топливного бака зависел от модификации и составлял 210 либо 350 литров. Размер шин – 315/80R22,5, обода – 9,00-22,5.
Самосвальный кузов модели представлял собой прямоугольную сварную конструкцию. Кроме боковых и задних ограждений, он оборудован козырьком, защищающим промежуточное место между кабиной и грузовой платформой. Иногда грузовик можно использовать для транспортировки сыпучих материалов, вес которых не превышает 1,7 тонны.
Подвеска автомобиля выполнена на полуэллиптических рессорах, на ее основе установлено шасси и грузовая платформа. Последняя обладает возможностью адаптации под изменения нагрузки, благодаря регулируемому креплению надрамника. Если сзади он имеет жесткую фиксацию, то спереди инженеры применили пружинный вариант.
Вариант самосвала с боковой выгрузкой. Фото: youtube.com
Это стало очень важным элементом, обеспечивающим долговечность конструкции и безопасность ее эксплуатации. Ведь в процессе выполнения коммунальных работ автомобиль получает сильные и крайне неравномерно распределяющиеся нагрузки. А это во время движения приводит к возникновению скручивающих и выгибающих моментов.
Рестайлинг 2012 года не только принес автомобилю новую кабину, но и принес возможность ее вариативности. Теперь доступны две версии: с низкой либо высокой крышей. В обоих случаях наличие пневмоподвески опционально, а внешний вид и отделка соответствует другим серийным моделям завода.
Автомобиль имел в своей конструкции немало элементов иностранного производства, что в современных реалиях можно считать его слабым местом. Кроме немецкого сцепления от Zahnradfabrik, это и рулевое управление RBL, которое особо ценилось в мусоровозах на шасси КАМАЗ-53605. Тормозная система с ABS основана на элементах производителей Knorr-Bremse и Wabco.
В коммунальном хозяйстве не обойтись без разнообразной техники на базе КАМАЗ-53605. Фото: youtube.com
Еще пять лет назад за шасси необходимо было выложить ок. 3 млн. рублей. Грузовик с самосвальным кузовом стоил примерно на 150 тысяч дороже. Сегодня цены заметно подросли, поэтому в среднем КАМАЗ-53605 обойдется вам в 4,8 млн. рублей.
Еще только набирал обороты гигант в Тольятти, как советские инженеры замахнулись на другой грандиозный проект. Сегодня можно сказать, что отчасти он стал судьбоносным для России. Ведь если Белорусская и Украинская ССР имели свои мощности по сборке тяжелых дорожных (и внедорожных) грузовиков, то самая большая республика нет. И ЗИЛ или ГАЗ уж точно служили слабым утешением.

Поэтому правительство утвердило план строительства в восьмом десятилетии автомобильного завода на Каме. Он стал не только апогеем торжества советской системы, но и ее прощальным приветом. Больше таких огромных предприятий в исчезнувшей стране уже не строили.
Основательное и продуманное строительство
Но мало было лишь построить огромные сборочные цеха. В советской плановой экономике имелась немалая доля инертности, поэтому простои из-за отсутствия комплектующих на многих заводах стали довольно частым явлением. Так, чтобы максимально обезопасить будущего гиганта от проблемы, ставшей уже бичом, позаботились и о предприятиях-смежниках. Именно на их плечи ложился своевременный выпуск сопутствующих комплектующих и всего необходимого для мощных грузовиков.
Одним из основных можно считать Нефтекамский автозавод (НЕФАЗ), цеха которого возводились с начала 70-х, параллельно с КАМАЗом. На его полноценный пуск понадобилось почти пять лет. В середине 1977 года на мощностях НЕФАЗа собран первый крупнотоннажный автомобиль.

Оба предприятия успешно пережили трансформацию советской системы и вошли в новые российские реалии. Сегодня их продукция колесит по всей огромной стране, выполняя самые различные, крайне важные для народного хозяйства работы.
Два десятилетия модели автомобилей КАМАЗ отличались исключительно трехосной комплектацией, с шинами, идентичного с ЗИЛ размера. Но в середине 90-х пришла пора внести некоторые коррективы в заводскую линейку.
В 1996 году инженерами предприятия был представлен опытный образец двухосного грузовика КАМАЗ-5360. Для внедрения его в серийное производство специалистам понадобилось долгих восемь лет.
Тем, кто жил в то время, особо объяснять не надо, почему все шло так долго. Это был очень темный для страны период, когда многие предприятия попросту «сошли с дистанции», не выдержав жесткой конкуренции новых реалий.
Другие пытались выжить изо всех сил, так что точно было не до внедрения каких-то (пусть и очень перспективных) новинок. В начале нового тысячелетия наступило небольшое облегчение, позволившее наверстать упущенное. Дальнейшие события развивались так:
✅ 2004 – на заводской конвейер встал КАМАЗ-5360
✅ 2005 – появление КАМАЗ-53605 в версиях самосвал и универсальное шасси
✅ 2012 – замена кабины на рестайлинговую, созданную по типу Mercedes Axor
Для сборки этой модели задействованы также мощности завода НЕФАЗ, успешно занимающегося с начала нулевых выпуском автобусной техники на базе элементов грузовиков КАМАЗ. В те времена, когда модель только появилась, она имела кабину собственной конструкции. Под ней находился классический модифицированный двигатель, производный от КАМАЗ-740 со следующими характеристиками:
✅ V-образный, восьмицилиндровый (с турбонаддувом)
✅ рабочий объем – 10 850 куб. см
✅ мощность – 260 (позже – 280) л. с
Такая картина сохранялась вплоть до 2012 года, когда для модели началась новая жизнь. Ведь кроме кабины современного типа, она получила и улучшенный силовой агрегат. Несмотря на то, что его объем был примерно на треть меньше, мощность достигала почти 300 «лошадок».
Рестайлинг, который вывел на новый уровень
До этого времени автомобиль, за исключением двухосной компоновки, имел мало отличий от других своих собратьев. Но пришедшие обновления изменили КАМАЗ-53605 не только снаружи, но и изнутри. Вот какой силовой агрегат теперь стоял под его современной кабиной:
✅ Cummins ISB6.7E5 300
✅ рабочий объем – 6,7 л
✅ мощность – 298 л. с
✅ КПП – девяти- либо десятиступенчатая механика
Автомобиль также получил неплохие технические характеристики при физических параметрах: 6,65 х 2,5 х 2,935 метра. Благодаря наличию варианта универсального шасси, на базе мощностей НЕФАЗа грузовик превращался в технику самого различного назначения. Именно по этой причине его облюбовали российские коммунальщики. Вот его показатели (в скобках – модификация А5):
✅ снаряженная масса шасси – 6,8 т
✅ грузоподъемность – 11,7 (13,8) т
✅ полная масса – 20,5 т
✅ колесная формула – 4х2
Характеристики автомобиля не позволяли его использование в поездках на дальние расстояния. По этой причине кабина КАМАЗ-53605 никогда не оборудовалась спальником. А его спектр применения предусматривает внутригородскую или региональную задействованность. Объем кузова самосвала составляет 6,5 метра, тип разгрузки – задний. Позже появились модификации с боковой выгрузкой.

Грузовик получил пневматический привод тормозной системы и гидравлический с пневмоусилителем – для сцепления. Размер топливного бака зависел от модификации и составлял 210 либо 350 литров. Размер шин – 315/80R22,5, обода – 9,00-22,5.
Популярный у коммунальщиков
Самосвальный кузов модели представлял собой прямоугольную сварную конструкцию. Кроме боковых и задних ограждений, он оборудован козырьком, защищающим промежуточное место между кабиной и грузовой платформой. Иногда грузовик можно использовать для транспортировки сыпучих материалов, вес которых не превышает 1,7 тонны.
Подвеска автомобиля выполнена на полуэллиптических рессорах, на ее основе установлено шасси и грузовая платформа. Последняя обладает возможностью адаптации под изменения нагрузки, благодаря регулируемому креплению надрамника. Если сзади он имеет жесткую фиксацию, то спереди инженеры применили пружинный вариант.

Это стало очень важным элементом, обеспечивающим долговечность конструкции и безопасность ее эксплуатации. Ведь в процессе выполнения коммунальных работ автомобиль получает сильные и крайне неравномерно распределяющиеся нагрузки. А это во время движения приводит к возникновению скручивающих и выгибающих моментов.
Рестайлинг 2012 года не только принес автомобилю новую кабину, но и принес возможность ее вариативности. Теперь доступны две версии: с низкой либо высокой крышей. В обоих случаях наличие пневмоподвески опционально, а внешний вид и отделка соответствует другим серийным моделям завода.
Автомобиль имел в своей конструкции немало элементов иностранного производства, что в современных реалиях можно считать его слабым местом. Кроме немецкого сцепления от Zahnradfabrik, это и рулевое управление RBL, которое особо ценилось в мусоровозах на шасси КАМАЗ-53605. Тормозная система с ABS основана на элементах производителей Knorr-Bremse и Wabco.

Еще пять лет назад за шасси необходимо было выложить ок. 3 млн. рублей. Грузовик с самосвальным кузовом стоил примерно на 150 тысяч дороже. Сегодня цены заметно подросли, поэтому в среднем КАМАЗ-53605 обойдется вам в 4,8 млн. рублей.
- Иван Гончаров
- youtube.com
Рекомендуем для вас

В России возрождают советский порт и железную дорогу к нему – есть ли перспективы?
Город должен был стать энергетическим и судоходным центром региона, но совокупность факторов не позволила этому случиться. Теперь о порте заговорили вновь и...

Второй Ил-96-400Т начал выполнять коммерческие полеты
Теперь важные грузы можно оперативно доставлять в отдаленные от центра регионы. Осталось наладить постоянные маршруты....

Tugella – все: в Белорусии начнут выпускать новый Belgee S50
Это глубоко локализованная версия Geely Emgrand. Планируют выйти на 5000 автомобилей в год....

Ан-12 против Airbus A400 – соревнования по красоте посадки
Современные крупные самолеты давно уже турбовентиляторные. Конечно, у большинства из них не реактивные силовые агрегаты. Но многие в этом все равно не...

Поставки российских двигателей ТВ7-117СТ-01 для Ил-114-300 начнутся уже в этом году
Первые 6-7 экземпляров отгрузят для статических и летных экземпляров. Ждать осталось немного....

Зачем в Мурманской области построили новый морской порт
Несмотря на то, что порт Мурманска считается недозагруженным, на противоположном берегу построили новую гавань для перевалки угля....

Одномоторный самолет E1000 AX демонстрирует впечатляющую производительность и может сесть без помощи человека
Даже место для посадки модель способна выбрать сама. Подробнее о новом проекте читайте в нашем материале....

«МотоВелоЗавод» начал выпускать патрульные мотоциклы для ГАИ
Теперь у МВД появилась отечественная модель для нужд мотобата. Правда, она имеет китайское происхождение....

Впервые в истории удалось обслужить спутник на орбите захоронения
Аппарат компании Northrop Grumman стал спасителем спутниковых устройств. Планируется запуск целой серии....

Новый российский серийный бульдозер Б11 Электро – превосходство технологий
Все давно привыкли, что бульдозеры, в том числе российские, оснащаются только дизельными двигателями. Гибридные модели если и делают, то это место явно...

ЛиАЗ-677: тяжелое восстановление спустя 25 лет простоя
Спустя почти полвека с момента выпуска легендарного ЛиАЗ-677 1976 года автор видео на YouTube-канале «Автобусная мастерская VegaBus» решается вдохнуть в него...

Верховина 7 Спорт – самый «крутой» львовский мопед для советских пацанов
Мопеды в позднем СССР были представлены в основном двух заводов – львовского и рижского. Одни считались похуже, другие получше, но в продаже последние...

На Камчатке достраивают первую в истории региона серию рыболовных судов
Два корабля введут в эксплуатацию уже в мае. Они займутся рыболовным промыслом....

Автобус КАВЗ-3976 – последняя советская «барбухайка»
Эта модель создана на шасси грузовика ГАЗ-3307. Несмотря на простоту конструкции, они выпускались 20 лет....

«Скучать не будем» – десяток китайских брендов покинет рынок России
Не каждый покупатель готов довериться «безымянному» китайскому бренду. Некоторые из них не смогли продать и 20 машин за последние три месяца....

Настоящий тяжеловес – в Архангельский авиапарк вернулся легендарный вертолет
Это одна из самых мощных машин в мире. Гражданская версия будет трудиться в сложных условиях грузовых и пассажирских сценариев....