Volkswagen Transporter T1 (1950-1967): как «аккуратный бюргер» стал хиппимобилем
Ничего особенного, если объективно. Разбери «Транспортер Т1» по винтикам, панелям, узлам, не увидишь сложного. Простой, да простят нас немцы, как советский дырокол. И такой же долговечный, надежный. Там и ломаться-то нечему. А в случае чего, починить можно в чистом поле примитивным набором инструментов без диплома автомеханика.
Почему же именно ему хочется сказать душевное «дружище»? Прислониться плечом к пыльному боку, дать незлобивого тычка кулаком в дверцу. А она, между прочим, с резиновым отбойником, чтобы, значит, корпус не поцарапать при открывании. Едва ли не единственный «наворот». Никакой крутизны, хотя все по-немецки добросовестно, опрятно, продуманно.
Но возле него кожей ощущаешь какую-то субстанцию… Аура, что ли? Словом, тянет на задушевные беседы, болтовню. Спросить бы: давай, мол, колись, чувак, сколько запрещенного товара перевозил в Бразилии? На каких штрафстоянках пребывал в Аризоне и Калифорнии? Какие песни слушал под гитару патлатых, немытых хиппи? Сколько видел жилеток, размалеванных цветами в стиле Flower Power?
Однако хватит сопливой лирики, железяка все же. Пройдемся по истории.
Немецкий минивэн заполучил странную судьбу начиная с рождения. Всякий автопроизводитель мечтает о славе своего продукта. Но вряд ли в Вольфсбурге предполагали, что их скромный фургон станет иконой, узнаваемым и обожаемым автомобилем.
Прежде всего, Volkswagen Transporter T1 – предтеча класса микроавтобусов. Историю создания машины можно было бы посчитать притянутой за уши заводской байкой. Но архивы компании VW хранят неопровержимые доказательства спонтанного рождения модели. Эта «улика» – блокнот голландского предпринимателя Бена Пона, который экспортировал германский автомобильный продукт к себе на родину.
Рассказывают, бизнесмен в 1947 находился с деловыми целями в сборочных цехах «Фольксваген». Тут он увидел, как рабочие для облегчения труда перевозят запчасти на некоем подобии пикапа. Грузовую платформу соорудили на базе Volkswagen Beetle.
Голландцу пришла мысль: небольшой грузовичок с однообъемным кузовом стал бы востребованным в послевоенной Европе. Под впечатлением момента Пон начеркал в тетрадке эскиз компактвэна и показал гендиректору предприятия Хайнцу Нордхоффу. Наброски впечатлили. Руководитель отдал команду разработчикам немедленно приступить к проекту.
Прототип авто был готов через три месяца. Но в производственную программу машина попала в 1949 году, когда конвейер разгрузили от «Жука». Автомобиль даже прогнали через аэродинамическую трубу Технического университета Брауншвейга. Снизили сопротивление встречному ветру с 0,75 до 0,44.
Первый Transporter T1 с милой мордашкой покинул заводские ворота и ушел в жизнь, полную приключений, в 1950-ом. Машину построили на «тележке» Beetle. Но соорудили усиленную магистральную раму, составляющую одно целое с кузовом.
Габаритные размеры при 2400-миллиметровой колесной базе вышли следующими:
✅ Длина – 4280 мм
✅ Ширина – 1720 мм
✅ Высота – 1940 мм
✅ Вес – 1140 кг
Место двигателю конструкторы нашли в заднем свесе автомобиля. Над моторным отсеком расположили багажник. Закидывать пожитки в вещевое отделение из-за большой погрузочной высоты было делом непростым.
Во всю длину боковых панелей под окнами пустили молдинги, которые на фронтальной части снижались к бамперу. Тут, посередине, блестящие полоски встречались, образуя треугольник. Молдинги служили отделительной чертой между разноокрашенными кузовными панелями.
В центр треугольника разработчики поместили огромный фирменный шильдик предприятия. На эмблему, видимо, ушел весь запас отделочного материала. Поэтому украшений, декоративных элементов больше нигде не сыщешь.
Внутрь компактвэна вела двойная дверь с правой стороны. Водителю и переднему пассажиру предназначалась отдельная дверца с этого же боку. До 1961 года на первом ряду сиденье было сплошным диваном. Шоферскую дверь не переносили на противоположную сторону даже в случаях, когда для некоторых рынков руль устанавливали справа.
Узкий лобовик состоял из двух частей. Стекла, поочередно или вместе, открывались вперед и вверх. Над ними располагался воздухозаборник. За оным в салоне под потолком установили целую систему регулировок подачи уличного воздуха. Прохладные потоки, манипулируя заслонками, можно было направить во все стороны над головой ездоков.
С проветриванием проблем не было: стекла и форточки числом иногда до 23 шт. сдвигались. В потолке встроен люк. С отоплением дело хуже. Точнее – никак. Воздушное охлаждение движка затрудняло подобную задачу. Прицел у производителя, судя по этой особенности, изначально был на теплые страны. Салон, словом, имел отдаленное понятия о комфорте. А что, собственно, нужно-то? Сиденья есть, можно завалиться компанией в 6-9, а то и 12-15 человек. Под ногами коврики.
При таком внутреннем объеме, количестве света и воздуха короткие подушки автокресел кажутся мелочью. Они, подушки, еще и установлены с некоторым наклоном вперед. У водителя, во всяком случае. Так что бедолаге невольно приходилось наваливаться торсом на рулевое колесо. Оно, огромное и основательное, к счастью, установлено почти в горизонтальной плоскости. Неподвижно, конечно. Приспосабливайтесь как-нибудь сами. Помучайтесь и с обзорностью: верхняя рамка ветровика находится почти на уровне глаз.
Металлический парприз являл собой образец минимализма. Приборов всего два: показатель уровня топлива и спидометр. В последний встроены три крохотные лампочки: по одной можно судить о давлении масла, другие служили индикаторами зажигания и головного света. Словом, никакого умственного и физического напряжения. Радио – потуги на роскошь – появилось только в 1966 году.
В начале производства машина довольствовалась двигателями объемом 1131 см3 на 25 л. с., а с 1953-го 30-сильным агрегатом 1192 см3. Грузоподъемность ранних экземпляров составляла 750 кг. В 1955 году «табун» под капотом увеличился до 36 «голов», затем силовые установки стали еще серьезнее.
Рассмотрим подробнее четырехтактный бензиновый вариант 1959-го:
✅ Объем – 1192 см3
✅ Количество цилиндров – 4, конфигурация рядная, расположение сзади продольно
✅ Клапанов на цилиндр – 2
✅ Мощность – 40 л. с. при 3,9 тыс. об/мин
✅ Пик момента силы – 88 Н*м при 2,4 тыс. об/мин
В 1963 году 1,5-литровый мотор генерировал 51 л. с. Грузоподъемность увеличилась до 1 тонны. Привод через 4-ступенчатую механическую трансмиссию шел на заднюю ось.
Спереди стояла независимая торсионная подвеска, сзади – полузависимая. Тормоза барабанные гидравлические.
Оно произошло естественным образом, когда в 60-х образовалась субкультура хиппи. Какими бы благими ни были мотивы юных граждан (протест против войн, за мир и любовь и т. д.), на поверку это были толпы праздношатающейся молодежи.
Свобода слова и отношений между полами, никакой привязанности к оседлости, бардовские антивоенные песни под гитару, легкие наркотики. Кто из нас не мечтал хипповать? Фенечки на запястьях, пренебрежение к дырам на коленках широченных клешей, пацифизм и полная независимость от устоев.
Явление, возможно, осталось бы социальным локальным казусом. Но культуру разнесли по всем штатам во многом благодаря нашему герою – микроавтобусу «Фольксваген Транспортер Т1». Новенький заокеанский автотранспорт сначала пару-тройку лет служил мелким бизнесменам. Затем по цене банки кока-колы уходил в руки безбашенных «детей цветов». И понеслось!
В машинах селились семьями. Здесь рождались дети, какие-то проекты, картины, шлягеры. Тут умирали истощенные свободой от пуританской морали протестанты. Отсюда пошла мода на караванинг – путешествие и проживание в автодомах.
«Транспортер» легко превращался в кемпинг. На 40-литровом бензобаке с расходом меньше 10 л на 100 км молодость катила по дорогам, разнося свои сомнительные принципы. Тем и запомнился, вошел в историю Volkswagen Transporter T1. Нескучная, однако, жизнь…
Почему же именно ему хочется сказать душевное «дружище»? Прислониться плечом к пыльному боку, дать незлобивого тычка кулаком в дверцу. А она, между прочим, с резиновым отбойником, чтобы, значит, корпус не поцарапать при открывании. Едва ли не единственный «наворот». Никакой крутизны, хотя все по-немецки добросовестно, опрятно, продуманно.
Но возле него кожей ощущаешь какую-то субстанцию… Аура, что ли? Словом, тянет на задушевные беседы, болтовню. Спросить бы: давай, мол, колись, чувак, сколько запрещенного товара перевозил в Бразилии? На каких штрафстоянках пребывал в Аризоне и Калифорнии? Какие песни слушал под гитару патлатых, немытых хиппи? Сколько видел жилеток, размалеванных цветами в стиле Flower Power?
Однако хватит сопливой лирики, железяка все же. Пройдемся по истории.
Кто тебя выдумал
Немецкий минивэн заполучил странную судьбу начиная с рождения. Всякий автопроизводитель мечтает о славе своего продукта. Но вряд ли в Вольфсбурге предполагали, что их скромный фургон станет иконой, узнаваемым и обожаемым автомобилем.
Volkswagen Transporter T1 вошел в историю как «хиппимобиль». Фото: YouTube.com
Прежде всего, Volkswagen Transporter T1 – предтеча класса микроавтобусов. Историю создания машины можно было бы посчитать притянутой за уши заводской байкой. Но архивы компании VW хранят неопровержимые доказательства спонтанного рождения модели. Эта «улика» – блокнот голландского предпринимателя Бена Пона, который экспортировал германский автомобильный продукт к себе на родину.
Рассказывают, бизнесмен в 1947 находился с деловыми целями в сборочных цехах «Фольксваген». Тут он увидел, как рабочие для облегчения труда перевозят запчасти на некоем подобии пикапа. Грузовую платформу соорудили на базе Volkswagen Beetle.
Двойные стекла открываются наружу и вверх. Фото: YouTube.com
Голландцу пришла мысль: небольшой грузовичок с однообъемным кузовом стал бы востребованным в послевоенной Европе. Под впечатлением момента Пон начеркал в тетрадке эскиз компактвэна и показал гендиректору предприятия Хайнцу Нордхоффу. Наброски впечатлили. Руководитель отдал команду разработчикам немедленно приступить к проекту.
«Транспортер Т1»: особенности конструкции
Прототип авто был готов через три месяца. Но в производственную программу машина попала в 1949 году, когда конвейер разгрузили от «Жука». Автомобиль даже прогнали через аэродинамическую трубу Технического университета Брауншвейга. Снизили сопротивление встречному ветру с 0,75 до 0,44.
Первый Transporter T1 с милой мордашкой покинул заводские ворота и ушел в жизнь, полную приключений, в 1950-ом. Машину построили на «тележке» Beetle. Но соорудили усиленную магистральную раму, составляющую одно целое с кузовом.
Мотор Volkswagen Transporter T1 расположен сзади. Фото: YouTube.com
Габаритные размеры при 2400-миллиметровой колесной базе вышли следующими:
✅ Длина – 4280 мм
✅ Ширина – 1720 мм
✅ Высота – 1940 мм
✅ Вес – 1140 кг
Место двигателю конструкторы нашли в заднем свесе автомобиля. Над моторным отсеком расположили багажник. Закидывать пожитки в вещевое отделение из-за большой погрузочной высоты было делом непростым.
Во всю длину боковых панелей под окнами пустили молдинги, которые на фронтальной части снижались к бамперу. Тут, посередине, блестящие полоски встречались, образуя треугольник. Молдинги служили отделительной чертой между разноокрашенными кузовными панелями.
Кажется, на этом шильдике разработчики исчерпали запас отделочного материала. Фото: YouTube.com
В центр треугольника разработчики поместили огромный фирменный шильдик предприятия. На эмблему, видимо, ушел весь запас отделочного материала. Поэтому украшений, декоративных элементов больше нигде не сыщешь.
В салоне
Внутрь компактвэна вела двойная дверь с правой стороны. Водителю и переднему пассажиру предназначалась отдельная дверца с этого же боку. До 1961 года на первом ряду сиденье было сплошным диваном. Шоферскую дверь не переносили на противоположную сторону даже в случаях, когда для некоторых рынков руль устанавливали справа.
Узкий лобовик состоял из двух частей. Стекла, поочередно или вместе, открывались вперед и вверх. Над ними располагался воздухозаборник. За оным в салоне под потолком установили целую систему регулировок подачи уличного воздуха. Прохладные потоки, манипулируя заслонками, можно было направить во все стороны над головой ездоков.
Система обдува салона «Транспортера Т1». Фото: YouTube.com
С проветриванием проблем не было: стекла и форточки числом иногда до 23 шт. сдвигались. В потолке встроен люк. С отоплением дело хуже. Точнее – никак. Воздушное охлаждение движка затрудняло подобную задачу. Прицел у производителя, судя по этой особенности, изначально был на теплые страны. Салон, словом, имел отдаленное понятия о комфорте. А что, собственно, нужно-то? Сиденья есть, можно завалиться компанией в 6-9, а то и 12-15 человек. Под ногами коврики.
При таком внутреннем объеме, количестве света и воздуха короткие подушки автокресел кажутся мелочью. Они, подушки, еще и установлены с некоторым наклоном вперед. У водителя, во всяком случае. Так что бедолаге невольно приходилось наваливаться торсом на рулевое колесо. Оно, огромное и основательное, к счастью, установлено почти в горизонтальной плоскости. Неподвижно, конечно. Приспосабливайтесь как-нибудь сами. Помучайтесь и с обзорностью: верхняя рамка ветровика находится почти на уровне глаз.
Рулевое колесо и панель приборов Volkswagen Transporter T1. Фото: YouTube.com
Металлический парприз являл собой образец минимализма. Приборов всего два: показатель уровня топлива и спидометр. В последний встроены три крохотные лампочки: по одной можно судить о давлении масла, другие служили индикаторами зажигания и головного света. Словом, никакого умственного и физического напряжения. Радио – потуги на роскошь – появилось только в 1966 году.
Моторы, ходовая
В начале производства машина довольствовалась двигателями объемом 1131 см3 на 25 л. с., а с 1953-го 30-сильным агрегатом 1192 см3. Грузоподъемность ранних экземпляров составляла 750 кг. В 1955 году «табун» под капотом увеличился до 36 «голов», затем силовые установки стали еще серьезнее.
Рассмотрим подробнее четырехтактный бензиновый вариант 1959-го:
✅ Объем – 1192 см3
✅ Количество цилиндров – 4, конфигурация рядная, расположение сзади продольно
✅ Клапанов на цилиндр – 2
✅ Мощность – 40 л. с. при 3,9 тыс. об/мин
✅ Пик момента силы – 88 Н*м при 2,4 тыс. об/мин
В 1963 году 1,5-литровый мотор генерировал 51 л. с. Грузоподъемность увеличилась до 1 тонны. Привод через 4-ступенчатую механическую трансмиссию шел на заднюю ось.
Двигатель Volkswagen Transporter T1. Фото: YouTube.com
Спереди стояла независимая торсионная подвеска, сзади – полузависимая. Тормоза барабанные гидравлические.
Превращение в хиппи-бус
Оно произошло естественным образом, когда в 60-х образовалась субкультура хиппи. Какими бы благими ни были мотивы юных граждан (протест против войн, за мир и любовь и т. д.), на поверку это были толпы праздношатающейся молодежи.
Свобода слова и отношений между полами, никакой привязанности к оседлости, бардовские антивоенные песни под гитару, легкие наркотики. Кто из нас не мечтал хипповать? Фенечки на запястьях, пренебрежение к дырам на коленках широченных клешей, пацифизм и полная независимость от устоев.
В салоне Volkswagen Transporter T1. Фото: YouTube.com
Явление, возможно, осталось бы социальным локальным казусом. Но культуру разнесли по всем штатам во многом благодаря нашему герою – микроавтобусу «Фольксваген Транспортер Т1». Новенький заокеанский автотранспорт сначала пару-тройку лет служил мелким бизнесменам. Затем по цене банки кока-колы уходил в руки безбашенных «детей цветов». И понеслось!
В машинах селились семьями. Здесь рождались дети, какие-то проекты, картины, шлягеры. Тут умирали истощенные свободой от пуританской морали протестанты. Отсюда пошла мода на караванинг – путешествие и проживание в автодомах.
«Транспортер» легко превращался в кемпинг. На 40-литровом бензобаке с расходом меньше 10 л на 100 км молодость катила по дорогам, разнося свои сомнительные принципы. Тем и запомнился, вошел в историю Volkswagen Transporter T1. Нескучная, однако, жизнь…
- Timofey
- youtube.com
Рекомендуем для вас
Ракетоплан «Аврора» совершил свой первый сверхзвуковой полет
Это первое подобное событие для гражданской авиации со времен «Конкорда». Подробнее обо всем читайте в нашем материале....
Стало известно, почему в России трудно строить самолеты
Существует несколько ключевых факторов, создающих проблемы. Но есть и положительная динамика. Все подробности читайте в нашем материале....
Революционный реактивный двигатель прошел первые огневые испытания и показал многообещающие результаты
Речь о новой турбоэлектрической установке, предназначенной для пассажирских реактивных самолетов. Подробнее о проекте читайте в нашем материале....
Новый экземпляр Ил-114-300 проходит сертификационные испытания
Параллельно с этим собирают первый серийный образец. Как проходят тестирования прототипов, и на каком этапе находятся остальные машины, читайте в нашем...
Российский самолет, оснащенный ПД-35 – появились новые подробности о проекте
Информацией о том, на каком этапе он находится и когда можно ожидать результат поделился Министр торговли и промышленности Российской Федерации. Подробности в...
Импортозамещенный Ту-214 готов к первому полету
Казанский авиазавод установил отечественные навигационные системы, а также другое важное оборудование. Все подробности читайте в нашем материале....
Вот почему современные автомобили быстро ломаются – основная причина
Современные автомобили сделаны так, что водителю практически не нужно знать их устройство. Максимум запомнить, где бачок для стеклоомывающей жидкости. Впрочем,...
Россия построит новую железную дорогу до Персидского залива
Логистическое сообщение поможет обеспечить стабильные поставки с Урала, Сибири и Поволжья. Все подробности масштабного проекта читайте в нашем материале....
Раскрыта стоимость флагманскоой модели «Москвич 8»
Также стала известна дата поступления в продажу. Все подробности и характеристики отечественного внедорожника читайте в нашем материале....
«Авиация Колымы» стала обладателем вертолетов-косаток
Уникальные машины вскоре отправятся в месте постоянной дислокации. По пути будет 11 остановок. Не исключено, что вам повезет их увидеть «вживую»....
Илон Маск нашел революционную замену самолетам
Американский предприниматель хочет отправлять пассажиров на специально подготовленной ракете. Это позволит сократить время перелетов в 15 раз, опередив даже...
Готовятся к серийному производству 13 моделей новых российских автомобилей
Компания Sollers еще пару лет назад обещала, что выпустит несколько новых моделей отечественных автомобилей. Не совсем российских, но зато в перспективе...
Что поможет окупить создание МС-21 в кратчайшие сроки
Настолько сложные и дорогие проекты должны помогать стране. В этом материале мы рассмотрим мнение эксперта НИИ по этому вопросу....
Для чего нужен режим N в АКПП
У многих новичков режим N в коробке-автомате вызывает недоумение: зачем это надо, если есть P? Однако нейтральное положение селектора зачастую необходимо....
Госдума подготовила новый метод борьбы с перекрывающими дорогу водителями
Соответствующий документ уже отправлен на рассмотрение в ответственные органы. Каким образом депутаты хотят убрать мешающие авто, читайте в нашем материале....
Из ARJ21 «сделали» С909: поможет ли?
С чем связано решение о переименовании самолета, разработанного 20 лет назад? Одни утверждают, что это чуть ли не гарантирует выход на международный рынок,...