Volkswagen Transporter T1 (1950-1967): как «аккуратный бюргер» стал хиппимобилем
Ничего особенного, если объективно. Разбери «Транспортер Т1» по винтикам, панелям, узлам, не увидишь сложного. Простой, да простят нас немцы, как советский дырокол. И такой же долговечный, надежный. Там и ломаться-то нечему. А в случае чего, починить можно в чистом поле примитивным набором инструментов без диплома автомеханика.
Почему же именно ему хочется сказать душевное «дружище»? Прислониться плечом к пыльному боку, дать незлобивого тычка кулаком в дверцу. А она, между прочим, с резиновым отбойником, чтобы, значит, корпус не поцарапать при открывании. Едва ли не единственный «наворот». Никакой крутизны, хотя все по-немецки добросовестно, опрятно, продуманно.
Но возле него кожей ощущаешь какую-то субстанцию… Аура, что ли? Словом, тянет на задушевные беседы, болтовню. Спросить бы: давай, мол, колись, чувак, сколько запрещенного товара перевозил в Бразилии? На каких штрафстоянках пребывал в Аризоне и Калифорнии? Какие песни слушал под гитару патлатых, немытых хиппи? Сколько видел жилеток, размалеванных цветами в стиле Flower Power?
Однако хватит сопливой лирики, железяка все же. Пройдемся по истории.
Немецкий минивэн заполучил странную судьбу начиная с рождения. Всякий автопроизводитель мечтает о славе своего продукта. Но вряд ли в Вольфсбурге предполагали, что их скромный фургон станет иконой, узнаваемым и обожаемым автомобилем.
Прежде всего, Volkswagen Transporter T1 – предтеча класса микроавтобусов. Историю создания машины можно было бы посчитать притянутой за уши заводской байкой. Но архивы компании VW хранят неопровержимые доказательства спонтанного рождения модели. Эта «улика» – блокнот голландского предпринимателя Бена Пона, который экспортировал германский автомобильный продукт к себе на родину.
Рассказывают, бизнесмен в 1947 находился с деловыми целями в сборочных цехах «Фольксваген». Тут он увидел, как рабочие для облегчения труда перевозят запчасти на некоем подобии пикапа. Грузовую платформу соорудили на базе Volkswagen Beetle.
Голландцу пришла мысль: небольшой грузовичок с однообъемным кузовом стал бы востребованным в послевоенной Европе. Под впечатлением момента Пон начеркал в тетрадке эскиз компактвэна и показал гендиректору предприятия Хайнцу Нордхоффу. Наброски впечатлили. Руководитель отдал команду разработчикам немедленно приступить к проекту.
Прототип авто был готов через три месяца. Но в производственную программу машина попала в 1949 году, когда конвейер разгрузили от «Жука». Автомобиль даже прогнали через аэродинамическую трубу Технического университета Брауншвейга. Снизили сопротивление встречному ветру с 0,75 до 0,44.
Первый Transporter T1 с милой мордашкой покинул заводские ворота и ушел в жизнь, полную приключений, в 1950-ом. Машину построили на «тележке» Beetle. Но соорудили усиленную магистральную раму, составляющую одно целое с кузовом.
Габаритные размеры при 2400-миллиметровой колесной базе вышли следующими:
✅ Длина – 4280 мм
✅ Ширина – 1720 мм
✅ Высота – 1940 мм
✅ Вес – 1140 кг
Место двигателю конструкторы нашли в заднем свесе автомобиля. Над моторным отсеком расположили багажник. Закидывать пожитки в вещевое отделение из-за большой погрузочной высоты было делом непростым.
Во всю длину боковых панелей под окнами пустили молдинги, которые на фронтальной части снижались к бамперу. Тут, посередине, блестящие полоски встречались, образуя треугольник. Молдинги служили отделительной чертой между разноокрашенными кузовными панелями.
В центр треугольника разработчики поместили огромный фирменный шильдик предприятия. На эмблему, видимо, ушел весь запас отделочного материала. Поэтому украшений, декоративных элементов больше нигде не сыщешь.
Внутрь компактвэна вела двойная дверь с правой стороны. Водителю и переднему пассажиру предназначалась отдельная дверца с этого же боку. До 1961 года на первом ряду сиденье было сплошным диваном. Шоферскую дверь не переносили на противоположную сторону даже в случаях, когда для некоторых рынков руль устанавливали справа.
Узкий лобовик состоял из двух частей. Стекла, поочередно или вместе, открывались вперед и вверх. Над ними располагался воздухозаборник. За оным в салоне под потолком установили целую систему регулировок подачи уличного воздуха. Прохладные потоки, манипулируя заслонками, можно было направить во все стороны над головой ездоков.
С проветриванием проблем не было: стекла и форточки числом иногда до 23 шт. сдвигались. В потолке встроен люк. С отоплением дело хуже. Точнее – никак. Воздушное охлаждение движка затрудняло подобную задачу. Прицел у производителя, судя по этой особенности, изначально был на теплые страны. Салон, словом, имел отдаленное понятия о комфорте. А что, собственно, нужно-то? Сиденья есть, можно завалиться компанией в 6-9, а то и 12-15 человек. Под ногами коврики.
При таком внутреннем объеме, количестве света и воздуха короткие подушки автокресел кажутся мелочью. Они, подушки, еще и установлены с некоторым наклоном вперед. У водителя, во всяком случае. Так что бедолаге невольно приходилось наваливаться торсом на рулевое колесо. Оно, огромное и основательное, к счастью, установлено почти в горизонтальной плоскости. Неподвижно, конечно. Приспосабливайтесь как-нибудь сами. Помучайтесь и с обзорностью: верхняя рамка ветровика находится почти на уровне глаз.
Металлический парприз являл собой образец минимализма. Приборов всего два: показатель уровня топлива и спидометр. В последний встроены три крохотные лампочки: по одной можно судить о давлении масла, другие служили индикаторами зажигания и головного света. Словом, никакого умственного и физического напряжения. Радио – потуги на роскошь – появилось только в 1966 году.
В начале производства машина довольствовалась двигателями объемом 1131 см3 на 25 л. с., а с 1953-го 30-сильным агрегатом 1192 см3. Грузоподъемность ранних экземпляров составляла 750 кг. В 1955 году «табун» под капотом увеличился до 36 «голов», затем силовые установки стали еще серьезнее.
Рассмотрим подробнее четырехтактный бензиновый вариант 1959-го:
✅ Объем – 1192 см3
✅ Количество цилиндров – 4, конфигурация рядная, расположение сзади продольно
✅ Клапанов на цилиндр – 2
✅ Мощность – 40 л. с. при 3,9 тыс. об/мин
✅ Пик момента силы – 88 Н*м при 2,4 тыс. об/мин
В 1963 году 1,5-литровый мотор генерировал 51 л. с. Грузоподъемность увеличилась до 1 тонны. Привод через 4-ступенчатую механическую трансмиссию шел на заднюю ось.
Спереди стояла независимая торсионная подвеска, сзади – полузависимая. Тормоза барабанные гидравлические.
Оно произошло естественным образом, когда в 60-х образовалась субкультура хиппи. Какими бы благими ни были мотивы юных граждан (протест против войн, за мир и любовь и т. д.), на поверку это были толпы праздношатающейся молодежи.
Свобода слова и отношений между полами, никакой привязанности к оседлости, бардовские антивоенные песни под гитару, легкие наркотики. Кто из нас не мечтал хипповать? Фенечки на запястьях, пренебрежение к дырам на коленках широченных клешей, пацифизм и полная независимость от устоев.
Явление, возможно, осталось бы социальным локальным казусом. Но культуру разнесли по всем штатам во многом благодаря нашему герою – микроавтобусу «Фольксваген Транспортер Т1». Новенький заокеанский автотранспорт сначала пару-тройку лет служил мелким бизнесменам. Затем по цене банки кока-колы уходил в руки безбашенных «детей цветов». И понеслось!
В машинах селились семьями. Здесь рождались дети, какие-то проекты, картины, шлягеры. Тут умирали истощенные свободой от пуританской морали протестанты. Отсюда пошла мода на караванинг – путешествие и проживание в автодомах.
«Транспортер» легко превращался в кемпинг. На 40-литровом бензобаке с расходом меньше 10 л на 100 км молодость катила по дорогам, разнося свои сомнительные принципы. Тем и запомнился, вошел в историю Volkswagen Transporter T1. Нескучная, однако, жизнь…
Почему же именно ему хочется сказать душевное «дружище»? Прислониться плечом к пыльному боку, дать незлобивого тычка кулаком в дверцу. А она, между прочим, с резиновым отбойником, чтобы, значит, корпус не поцарапать при открывании. Едва ли не единственный «наворот». Никакой крутизны, хотя все по-немецки добросовестно, опрятно, продуманно.
Но возле него кожей ощущаешь какую-то субстанцию… Аура, что ли? Словом, тянет на задушевные беседы, болтовню. Спросить бы: давай, мол, колись, чувак, сколько запрещенного товара перевозил в Бразилии? На каких штрафстоянках пребывал в Аризоне и Калифорнии? Какие песни слушал под гитару патлатых, немытых хиппи? Сколько видел жилеток, размалеванных цветами в стиле Flower Power?
Однако хватит сопливой лирики, железяка все же. Пройдемся по истории.
Кто тебя выдумал
Немецкий минивэн заполучил странную судьбу начиная с рождения. Всякий автопроизводитель мечтает о славе своего продукта. Но вряд ли в Вольфсбурге предполагали, что их скромный фургон станет иконой, узнаваемым и обожаемым автомобилем.
Volkswagen Transporter T1 вошел в историю как «хиппимобиль». Фото: YouTube.com
Прежде всего, Volkswagen Transporter T1 – предтеча класса микроавтобусов. Историю создания машины можно было бы посчитать притянутой за уши заводской байкой. Но архивы компании VW хранят неопровержимые доказательства спонтанного рождения модели. Эта «улика» – блокнот голландского предпринимателя Бена Пона, который экспортировал германский автомобильный продукт к себе на родину.
Рассказывают, бизнесмен в 1947 находился с деловыми целями в сборочных цехах «Фольксваген». Тут он увидел, как рабочие для облегчения труда перевозят запчасти на некоем подобии пикапа. Грузовую платформу соорудили на базе Volkswagen Beetle.
Двойные стекла открываются наружу и вверх. Фото: YouTube.com
Голландцу пришла мысль: небольшой грузовичок с однообъемным кузовом стал бы востребованным в послевоенной Европе. Под впечатлением момента Пон начеркал в тетрадке эскиз компактвэна и показал гендиректору предприятия Хайнцу Нордхоффу. Наброски впечатлили. Руководитель отдал команду разработчикам немедленно приступить к проекту.
«Транспортер Т1»: особенности конструкции
Прототип авто был готов через три месяца. Но в производственную программу машина попала в 1949 году, когда конвейер разгрузили от «Жука». Автомобиль даже прогнали через аэродинамическую трубу Технического университета Брауншвейга. Снизили сопротивление встречному ветру с 0,75 до 0,44.
Первый Transporter T1 с милой мордашкой покинул заводские ворота и ушел в жизнь, полную приключений, в 1950-ом. Машину построили на «тележке» Beetle. Но соорудили усиленную магистральную раму, составляющую одно целое с кузовом.
Мотор Volkswagen Transporter T1 расположен сзади. Фото: YouTube.com
Габаритные размеры при 2400-миллиметровой колесной базе вышли следующими:
✅ Длина – 4280 мм
✅ Ширина – 1720 мм
✅ Высота – 1940 мм
✅ Вес – 1140 кг
Место двигателю конструкторы нашли в заднем свесе автомобиля. Над моторным отсеком расположили багажник. Закидывать пожитки в вещевое отделение из-за большой погрузочной высоты было делом непростым.
Во всю длину боковых панелей под окнами пустили молдинги, которые на фронтальной части снижались к бамперу. Тут, посередине, блестящие полоски встречались, образуя треугольник. Молдинги служили отделительной чертой между разноокрашенными кузовными панелями.
Кажется, на этом шильдике разработчики исчерпали запас отделочного материала. Фото: YouTube.com
В центр треугольника разработчики поместили огромный фирменный шильдик предприятия. На эмблему, видимо, ушел весь запас отделочного материала. Поэтому украшений, декоративных элементов больше нигде не сыщешь.
В салоне
Внутрь компактвэна вела двойная дверь с правой стороны. Водителю и переднему пассажиру предназначалась отдельная дверца с этого же боку. До 1961 года на первом ряду сиденье было сплошным диваном. Шоферскую дверь не переносили на противоположную сторону даже в случаях, когда для некоторых рынков руль устанавливали справа.
Узкий лобовик состоял из двух частей. Стекла, поочередно или вместе, открывались вперед и вверх. Над ними располагался воздухозаборник. За оным в салоне под потолком установили целую систему регулировок подачи уличного воздуха. Прохладные потоки, манипулируя заслонками, можно было направить во все стороны над головой ездоков.
Система обдува салона «Транспортера Т1». Фото: YouTube.com
С проветриванием проблем не было: стекла и форточки числом иногда до 23 шт. сдвигались. В потолке встроен люк. С отоплением дело хуже. Точнее – никак. Воздушное охлаждение движка затрудняло подобную задачу. Прицел у производителя, судя по этой особенности, изначально был на теплые страны. Салон, словом, имел отдаленное понятия о комфорте. А что, собственно, нужно-то? Сиденья есть, можно завалиться компанией в 6-9, а то и 12-15 человек. Под ногами коврики.
При таком внутреннем объеме, количестве света и воздуха короткие подушки автокресел кажутся мелочью. Они, подушки, еще и установлены с некоторым наклоном вперед. У водителя, во всяком случае. Так что бедолаге невольно приходилось наваливаться торсом на рулевое колесо. Оно, огромное и основательное, к счастью, установлено почти в горизонтальной плоскости. Неподвижно, конечно. Приспосабливайтесь как-нибудь сами. Помучайтесь и с обзорностью: верхняя рамка ветровика находится почти на уровне глаз.
Рулевое колесо и панель приборов Volkswagen Transporter T1. Фото: YouTube.com
Металлический парприз являл собой образец минимализма. Приборов всего два: показатель уровня топлива и спидометр. В последний встроены три крохотные лампочки: по одной можно судить о давлении масла, другие служили индикаторами зажигания и головного света. Словом, никакого умственного и физического напряжения. Радио – потуги на роскошь – появилось только в 1966 году.
Моторы, ходовая
В начале производства машина довольствовалась двигателями объемом 1131 см3 на 25 л. с., а с 1953-го 30-сильным агрегатом 1192 см3. Грузоподъемность ранних экземпляров составляла 750 кг. В 1955 году «табун» под капотом увеличился до 36 «голов», затем силовые установки стали еще серьезнее.
Рассмотрим подробнее четырехтактный бензиновый вариант 1959-го:
✅ Объем – 1192 см3
✅ Количество цилиндров – 4, конфигурация рядная, расположение сзади продольно
✅ Клапанов на цилиндр – 2
✅ Мощность – 40 л. с. при 3,9 тыс. об/мин
✅ Пик момента силы – 88 Н*м при 2,4 тыс. об/мин
В 1963 году 1,5-литровый мотор генерировал 51 л. с. Грузоподъемность увеличилась до 1 тонны. Привод через 4-ступенчатую механическую трансмиссию шел на заднюю ось.
Двигатель Volkswagen Transporter T1. Фото: YouTube.com
Спереди стояла независимая торсионная подвеска, сзади – полузависимая. Тормоза барабанные гидравлические.
Превращение в хиппи-бус
Оно произошло естественным образом, когда в 60-х образовалась субкультура хиппи. Какими бы благими ни были мотивы юных граждан (протест против войн, за мир и любовь и т. д.), на поверку это были толпы праздношатающейся молодежи.
Свобода слова и отношений между полами, никакой привязанности к оседлости, бардовские антивоенные песни под гитару, легкие наркотики. Кто из нас не мечтал хипповать? Фенечки на запястьях, пренебрежение к дырам на коленках широченных клешей, пацифизм и полная независимость от устоев.
В салоне Volkswagen Transporter T1. Фото: YouTube.com
Явление, возможно, осталось бы социальным локальным казусом. Но культуру разнесли по всем штатам во многом благодаря нашему герою – микроавтобусу «Фольксваген Транспортер Т1». Новенький заокеанский автотранспорт сначала пару-тройку лет служил мелким бизнесменам. Затем по цене банки кока-колы уходил в руки безбашенных «детей цветов». И понеслось!
В машинах селились семьями. Здесь рождались дети, какие-то проекты, картины, шлягеры. Тут умирали истощенные свободой от пуританской морали протестанты. Отсюда пошла мода на караванинг – путешествие и проживание в автодомах.
«Транспортер» легко превращался в кемпинг. На 40-литровом бензобаке с расходом меньше 10 л на 100 км молодость катила по дорогам, разнося свои сомнительные принципы. Тем и запомнился, вошел в историю Volkswagen Transporter T1. Нескучная, однако, жизнь…
- Timofey
- youtube.com
Рекомендуем для вас
«Бетонки»: в России тоже хотят строить «вечные» дороги
Недавно из Краснодарского края пришло сообщение о введении в эксплуатацию опытного участки бетонной автодороги. Подобные покрытия в СССР и РФ почти не...
АВТОВАЗ выпустил партию карбюраторных двигателей – мнения водителей
Готовится глобальный «откат» к старым моделям? Или просто выпустят очень бюджетный автомобиль для страждущих?...
МС-21 получил еще одну важную деталь отечественного производства
Набор деталей успешно прошел тестирование на скорости свыше 600 км/час. До 2028 года ожидается увеличение поставок в 11 раз. Все подробности читайте в нашем...
С крыльями «назад» – странный и очень нестабильный самолет X-29
Речь о разработке NASA 1980-х годов – демонстраторе технологий обратного крыла EC90-039-4. Что это было – ошибка или большой скачок вперед? Попробуем...
Твердотельные аккумуляторы – 1200 км и 10 минут зарядки: когда будет массовое производство?
О производстве этих батарей говорят давно – а «воз и ныне там». Есть ли какие сдвиги в этом направлении сегодня?...
Boeing 737: посадки в исполнении современных пилотов или в СССР учили лучше
Авиалайнеры Boeing 737 считаются одними из самых массовых и удачных в мире. Выпускается семейство серийно с 1967 года. Неудивительно, что за это время...
Lada Niva получит новый мотор в 2025 году – более объемный и мощный, но простой и надежный
Этим двигателям планируют оснащать все модификации легендарного внедорожника. Похоже, от старого мотора решили отказаться....
Белорусский завод «Брестмаш» будет выпускать китайские семиместные минивэны
Стало известно, какую именно модель освоят. Она будет выпускаться под собственным брендом BMG....
Sollers Atlant – почти российский, но все еще недоработанный
Обзор нового легкого грузовика из Елабуги. Расскажем, почему его можно считать почти отечественным, и как отзываются о нем владельцы....
Отсоединять или нет клеммы АКБ при подзарядке
В холода многие подзаряжают аккумулятор: а нужно ли при этом снимать клеммы? Есть разные варианты ответа....
Audi 100 C2 против АЗЛК-2141 – модели бизнес-класса из разных стран и эпох
История автомобилей и их технические особенности. В итоге решим, какая модель лучше сейчас....
Ждем в электромобилях – в Великобритании создали «вечную» батарею
Похоже, будущее наступило. Первый экземпляр создан, осталось дождаться серийного производства, и можно будет забыть о зарядных устройствах....
КАМАЗ-54902 в сравнении с предшественником: подробности
Запущенный в серийное производство КАМАЗ-54902 очень похож на предшественника. Но отличия есть: они касаются двигателя, кабины, некоторых иных узлов и деталей...
Наконец, дождались: УАЗ дизель с 6-МКПП
Уж сколько раз твердили любители внедорожников – УАЗ должен быть дизельным, экономичным и при этом скоростным. Но Ульяновский автомобильный завод отмахивался,...
Стартовали продажи обновленного российского автобуса Вектор Next 8.8
Модель предлагают с двумя типами двигателей. А еще автобус получился бюджетным....
Самолет-телескоп Boeing 747SP: как навечно приземлили «звездолет Энтерпрайз»
Последняя в мире летающая обсерватория проекта SOFIA была закрыта в 2022 году. Что это за программа и почему ее не возобновляют?...