
Pilatus PC-12 – самый массовый швейцарский легкомоторный самолет
Этот самолет – большая любовь авиаторов и гордость швейцарской компании «Пилатус Эйркрафт». Модель PC-12 появилась еще в начале 90-х и достаточно быстро завоевала «место под солнцем». Всего за 30 лет произвели свыше 1700 таких самолетов.
История «Пилатус Эйркрафт» началась в далеком 1939 году, но первый летающий образец выпустили только в 1944-м. Ей стала гражданская модель Pilatus SB-2. Годом позже компания представила самолет P-2 для нужд ВВС Швейцарии. Будущее фирмы было определено. Первые машины хорошо себя зарекомендовали и у компании появились средства на дальнейшее развитие.
В 1989 году инженеры «Пилатус Эйркрафт» начали разработку новой модели. Понадобился многолетний опыт компании, чтобы найти баланс между простотой, комфортностью, неприхотливостью и универсальностью. И разработчикам это удалось. Первый полет состоялся в 1991-м, а серийное производство запустили в 1994 году.
Первая модель имела ряд недостатков, которые были выявлены в ходе эксплуатации. В компании провели «работу над ошибками» и преставили обновленную версию в 1996-м. Затем было проведено еще несколько крупных модернизаций. Увеличили вес машины, внедряли новые инструменты управления, меняли салон и эргономику кабины пилотов. Экипаж самолета составляет 1–2 человека. В кабине и салоне может поместиться до 10 пассажиров.
Самолет Pilatus PC-12NGX. Фото: YouTube.com
Для нужд ВВС США швейцарцы разработали отдельную версию – РС-12M Eagle (англ. – орел). Конфигурация оборудования на борту позволяет выполнять функции патрульного или разведывательного самолета, проводить радиоэлектронную разведку, выполнять целеуказание и вести радио-электронную борьбу.
При последней модернизации в 2019 году гражданская версия самолета получила приписку NGX, где аббревиатура «NG» отсылает нас к предыдущей модели, представленной в 2016-м.
Двигатель последней модели имеет цифровое управление и режим снижения скорости вращения винта. Это необходимо для снижения шума в кабине. Разработчики обновили всю авионику. За счет изменения конфигурации остекления удалось увеличить обзор из кабины пилотов.
Самолет имеет следующие характеристики:
✅ Максимальная скорость – 537 км/ч
✅ Разбег по полосе – 570 м
✅ Максимальный вес – 4 760 кг
✅ Полезная загрузка – 1014 кг
✅ Высота модели – 4,26 м. Длина – 14,4 м
✅ Размах крыла – 16,28 м.
На самолете стоит силовая установка Pratt & Whitney PT6E-67XP. Мощность двигателя – 1200 л. с. Дальность полета зависит от загрузки машины и может варьироваться от 1600 до 3400 км. Плановое техническое обслуживание самолета должно производиться каждые 600 часов. Ремонтный цикл увеличился с 4 до 5 тыс часов.
По заявлениям производителя, этот самолет универсален и способен эксплуатироваться в суровых условиях, включая пустыни и районы с пониженной температурой окружающей среды. Это один из немногих современных легкомоторных самолетов способных использовать взлетно-посадочные полосы с гравийным или неровным покрытием.
Самолет Pilatus PC-12NGX. Фото: YouTube.com
Помимо пассажирских и грузовых функций, самолет PC-12 может использоваться как многоцелевая платформа, что делает его пригодным для выполнения даже военных задач или для применения в качестве медицинского борта.
По заказу в хвостовой части самолета можно установить выдвижной электрооптический датчик, а также дополнительную консоль оператора в салоне. В качестве дополнительного оборудования рассматриваются мониторы, цифровой видеомагнитофон, средства связи и отдельные ниши для размещения радиостанций и каналов передачи данных.
Как гражданский, так и военный самолет настраивается под индивидуальные требованиям конкретного заказчика. Благодаря этому PC-12 активно используется органиацией «Красный Крест», ВВС Австралии, Канады и США. Этот легкомоторник встречается и в России. Например, в конце 2000-х компания Dexter, специализирующаяся на частных авиа перевозках, заменила самолеты М101-Гжель отечественного производства на швейцарских «одноклассников». Сегодня в эксплуатации фирмы находится 10 турбовинтовых PC-12.
Пассажирская версия самолета может иметь разные внутренние комплектации. При последней модернизации компания обратилась за помощью к BMW Designworks, которые специализируются на проектировании эргономики салонов авто и самолетов.
Пассажирский салон самолета Pilatus PC-12NGX. Фото: YouTube.com
В результате совместной работы командам удалось представить обновленный дизайн. В PC-12 NGX использовалась кожа, шпон ценных пород дерева и премиальные ткани. Это создает атмосферу, похожую на роскошный дорожный автомобиль.
Кабина пилотов оптимизирована с точки зрения повышенной эргономики и эстетики. Этим обеспечивается одинаковый уровень комфорта как для летного экипажа, так и для пассажиров. Одним из самых удачных решений стало внедрение в борт самолета большой багажной двери, которая позволяет загружать габаритные грузы.
Двигатели PC-12 за годы эксплуатации зарекомендовали себя и считаются достаточно надежными. Сам самолет имеет множество мер безопасности и предотвращения катастроф.
Для противодействия срыву и вращению на крыльях установлены датчики угла атаки. Они автоматические наклоняют штурвал перед возможным сваливанием. В крыльях и хвосте самолета установлена противообледенительная система. Есть подогрев лобового стекла. Интересным решением стало использование тепловой энергии выхлопных газов, которые применяются для противообледенения воздухозаборника двигателя.
Кабина пилотов самолетов Pilatus PC-12NGX. Фото: YouTube.com
На современных самолетах PC-12 устанавливаются датчики контроля работы двигателя, которые в автоматическом режиме фиксируют параметры силовой установки и выдают соответствующие предупреждения. Это упрощает обслуживание самолета.
Каждый борт PC-12 NGX имеет систему автопилота, метеорадар, радиовысотомер и устройство дальней навигации. На приборной доске расположено четыре 10-дюймовых экрана с высоким разрешением. Два из которых служат основными индикаторами полета непосредственно перед каждым пилотом, а другие представляют собой многофункциональные дисплеи для дополнительной информации. Они расположены в центре приборной доски между двумя летчиками.
«Под капотом» самолета Pilatus PC-12NGX. Фото: YouTube.com
В самолеты внедрена система Apex, которая имеет много схожего с другими машинами такого класса. Она необходима для минимизации рабочей нагрузки на пилотов и обеспечивает повышенную безопасность одиночных полетов. Также имеется модернизированная система так называемого синтетического зрения, которая обеспечивает широкую ситуационную осведомленность и дополнительную безопасность.
Стоимость нового Pilatus PC-12 NGX превышает $6 млн. Версию NG можно купить за $4,8 млн. Цены на самолеты более ранних модификаций могут варьироваться от 2,5 до 3,5 млн долларов. Стоимость зависит от комплектации, налета и работоспособности машины.
Pilatus PC-12 без сомнений считается одним из самых удачных и массовых легкомотрных самолетов. При этом, компания не перестает разрабатывать новые технологические решения. Эти машины очень уверенно стоят на рынке и кажется, что они будут востребованы достаточно долго.
История «Пилатус Эйркрафт» началась в далеком 1939 году, но первый летающий образец выпустили только в 1944-м. Ей стала гражданская модель Pilatus SB-2. Годом позже компания представила самолет P-2 для нужд ВВС Швейцарии. Будущее фирмы было определено. Первые машины хорошо себя зарекомендовали и у компании появились средства на дальнейшее развитие.
В 1989 году инженеры «Пилатус Эйркрафт» начали разработку новой модели. Понадобился многолетний опыт компании, чтобы найти баланс между простотой, комфортностью, неприхотливостью и универсальностью. И разработчикам это удалось. Первый полет состоялся в 1991-м, а серийное производство запустили в 1994 году.
Первая модель имела ряд недостатков, которые были выявлены в ходе эксплуатации. В компании провели «работу над ошибками» и преставили обновленную версию в 1996-м. Затем было проведено еще несколько крупных модернизаций. Увеличили вес машины, внедряли новые инструменты управления, меняли салон и эргономику кабины пилотов. Экипаж самолета составляет 1–2 человека. В кабине и салоне может поместиться до 10 пассажиров.

Для нужд ВВС США швейцарцы разработали отдельную версию – РС-12M Eagle (англ. – орел). Конфигурация оборудования на борту позволяет выполнять функции патрульного или разведывательного самолета, проводить радиоэлектронную разведку, выполнять целеуказание и вести радио-электронную борьбу.
При последней модернизации в 2019 году гражданская версия самолета получила приписку NGX, где аббревиатура «NG» отсылает нас к предыдущей модели, представленной в 2016-м.
Технические характеристики Pilatus PC-12 NGX
Двигатель последней модели имеет цифровое управление и режим снижения скорости вращения винта. Это необходимо для снижения шума в кабине. Разработчики обновили всю авионику. За счет изменения конфигурации остекления удалось увеличить обзор из кабины пилотов.
Самолет имеет следующие характеристики:
✅ Максимальная скорость – 537 км/ч
✅ Разбег по полосе – 570 м
✅ Максимальный вес – 4 760 кг
✅ Полезная загрузка – 1014 кг
✅ Высота модели – 4,26 м. Длина – 14,4 м
✅ Размах крыла – 16,28 м.
На самолете стоит силовая установка Pratt & Whitney PT6E-67XP. Мощность двигателя – 1200 л. с. Дальность полета зависит от загрузки машины и может варьироваться от 1600 до 3400 км. Плановое техническое обслуживание самолета должно производиться каждые 600 часов. Ремонтный цикл увеличился с 4 до 5 тыс часов.
Использование Pilatus PC-12
По заявлениям производителя, этот самолет универсален и способен эксплуатироваться в суровых условиях, включая пустыни и районы с пониженной температурой окружающей среды. Это один из немногих современных легкомоторных самолетов способных использовать взлетно-посадочные полосы с гравийным или неровным покрытием.

Помимо пассажирских и грузовых функций, самолет PC-12 может использоваться как многоцелевая платформа, что делает его пригодным для выполнения даже военных задач или для применения в качестве медицинского борта.
По заказу в хвостовой части самолета можно установить выдвижной электрооптический датчик, а также дополнительную консоль оператора в салоне. В качестве дополнительного оборудования рассматриваются мониторы, цифровой видеомагнитофон, средства связи и отдельные ниши для размещения радиостанций и каналов передачи данных.
Как гражданский, так и военный самолет настраивается под индивидуальные требованиям конкретного заказчика. Благодаря этому PC-12 активно используется органиацией «Красный Крест», ВВС Австралии, Канады и США. Этот легкомоторник встречается и в России. Например, в конце 2000-х компания Dexter, специализирующаяся на частных авиа перевозках, заменила самолеты М101-Гжель отечественного производства на швейцарских «одноклассников». Сегодня в эксплуатации фирмы находится 10 турбовинтовых PC-12.
В салоне PC-12 NGX
Пассажирская версия самолета может иметь разные внутренние комплектации. При последней модернизации компания обратилась за помощью к BMW Designworks, которые специализируются на проектировании эргономики салонов авто и самолетов.

В результате совместной работы командам удалось представить обновленный дизайн. В PC-12 NGX использовалась кожа, шпон ценных пород дерева и премиальные ткани. Это создает атмосферу, похожую на роскошный дорожный автомобиль.
Кабина пилотов оптимизирована с точки зрения повышенной эргономики и эстетики. Этим обеспечивается одинаковый уровень комфорта как для летного экипажа, так и для пассажиров. Одним из самых удачных решений стало внедрение в борт самолета большой багажной двери, которая позволяет загружать габаритные грузы.
Безопасность в самолете PC-12 NGX
Двигатели PC-12 за годы эксплуатации зарекомендовали себя и считаются достаточно надежными. Сам самолет имеет множество мер безопасности и предотвращения катастроф.
Для противодействия срыву и вращению на крыльях установлены датчики угла атаки. Они автоматические наклоняют штурвал перед возможным сваливанием. В крыльях и хвосте самолета установлена противообледенительная система. Есть подогрев лобового стекла. Интересным решением стало использование тепловой энергии выхлопных газов, которые применяются для противообледенения воздухозаборника двигателя.

На современных самолетах PC-12 устанавливаются датчики контроля работы двигателя, которые в автоматическом режиме фиксируют параметры силовой установки и выдают соответствующие предупреждения. Это упрощает обслуживание самолета.
Каждый борт PC-12 NGX имеет систему автопилота, метеорадар, радиовысотомер и устройство дальней навигации. На приборной доске расположено четыре 10-дюймовых экрана с высоким разрешением. Два из которых служат основными индикаторами полета непосредственно перед каждым пилотом, а другие представляют собой многофункциональные дисплеи для дополнительной информации. Они расположены в центре приборной доски между двумя летчиками.

В самолеты внедрена система Apex, которая имеет много схожего с другими машинами такого класса. Она необходима для минимизации рабочей нагрузки на пилотов и обеспечивает повышенную безопасность одиночных полетов. Также имеется модернизированная система так называемого синтетического зрения, которая обеспечивает широкую ситуационную осведомленность и дополнительную безопасность.
Стоимость нового Pilatus PC-12 NGX превышает $6 млн. Версию NG можно купить за $4,8 млн. Цены на самолеты более ранних модификаций могут варьироваться от 2,5 до 3,5 млн долларов. Стоимость зависит от комплектации, налета и работоспособности машины.
Pilatus PC-12 без сомнений считается одним из самых удачных и массовых легкомотрных самолетов. При этом, компания не перестает разрабатывать новые технологические решения. Эти машины очень уверенно стоят на рынке и кажется, что они будут востребованы достаточно долго.
- Карпов Андрей
- youtube.com
Рекомендуем для вас

В России возрождают советский порт и железную дорогу к нему – есть ли перспективы?
Город должен был стать энергетическим и судоходным центром региона, но совокупность факторов не позволила этому случиться. Теперь о порте заговорили вновь и...

Scania и MAN не вернутся на российский завод – там готовятся к выпуску отечественных БАЗ
Российские грузовики идеальны для сложных условий эксплуатации. А серийная сборка моделей начнется уже этим летом....

РЖД начал работы по восстановлению значимых отрезков Транссибирской магистрали
Программа также затронет пути Свердловской и Тюменской областей, а также Пермского края. После сдачи объектов увеличится максимальная скорость грузовых и...

Второй Ил-96-400Т начал выполнять коммерческие полеты
Теперь важные грузы можно оперативно доставлять в отдаленные от центра регионы. Осталось наладить постоянные маршруты....

Tugella – все: в Белорусии начнут выпускать новый Belgee S50
Это глубоко локализованная версия Geely Emgrand. Планируют выйти на 5000 автомобилей в год....

«Днепры» против «Уралов» в грязи и на бездорожье – кто кого?
Когда в одной поездке сходятся «Днепры» и «Уралы», можно быть уверенным – легкой прогулки не будет. В этом видео на YouTube-канале «Oppozit moto Belarus»...

Ан-12 против Airbus A400 – соревнования по красоте посадки
Современные крупные самолеты давно уже турбовентиляторные. Конечно, у большинства из них не реактивные силовые агрегаты. Но многие в этом все равно не...

Зачем в Мурманской области построили новый морской порт
Несмотря на то, что порт Мурманска считается недозагруженным, на противоположном берегу построили новую гавань для перевалки угля....

Одномоторный самолет E1000 AX демонстрирует впечатляющую производительность и может сесть без помощи человека
Даже место для посадки модель способна выбрать сама. Подробнее о новом проекте читайте в нашем материале....

Впервые в истории удалось обслужить спутник на орбите захоронения
Аппарат компании Northrop Grumman стал спасителем спутниковых устройств. Планируется запуск целой серии....

«Машина времени» – Mercedes-Benz выпустил ретро-версию G-Class
Она призвана погрузить водителя в 80-е годы. В салоне будет уютно как дома, ведь, кроме прочего, там есть «плед». Впрочем, ценник тоже как за хорошие...

«Окская судоверфь» завершила постройку сухогруза «Леонид Багров»
Судно проекта RSD71 может курсировать и по рекам, и по морям. Оно стало развитием проекта RSD59....

«Скучать не будем» – десяток китайских брендов покинет рынок России
Не каждый покупатель готов довериться «безымянному» китайскому бренду. Некоторые из них не смогли продать и 20 машин за последние три месяца....

Российский авиамотор ПД-14 модернизируют на 14 млрд рублей
Сумма как-то подозрительно созвучна с индексом силового агрегата. Цель проекта – повышение конкурентоспособности двигателя....

Два новых пикапа и внедорожник на шасси Nissan появятся в России официально
Эти автомобили даже собираются на одном заводе с Ниссан. У нас их предложат под брендом Oting....

Стартовало мелкосерийное производство особой LADA Vesta
Вряд ли данная модификация будет пользоваться высоким спросом. Но некоторые с нетерпением ждали именно ее....