Pilatus PC-12 – самый массовый швейцарский легкомоторный самолет
Этот самолет – большая любовь авиаторов и гордость швейцарской компании «Пилатус Эйркрафт». Модель PC-12 появилась еще в начале 90-х и достаточно быстро завоевала «место под солнцем». Всего за 30 лет произвели свыше 1700 таких самолетов.
История «Пилатус Эйркрафт» началась в далеком 1939 году, но первый летающий образец выпустили только в 1944-м. Ей стала гражданская модель Pilatus SB-2. Годом позже компания представила самолет P-2 для нужд ВВС Швейцарии. Будущее фирмы было определено. Первые машины хорошо себя зарекомендовали и у компании появились средства на дальнейшее развитие.
В 1989 году инженеры «Пилатус Эйркрафт» начали разработку новой модели. Понадобился многолетний опыт компании, чтобы найти баланс между простотой, комфортностью, неприхотливостью и универсальностью. И разработчикам это удалось. Первый полет состоялся в 1991-м, а серийное производство запустили в 1994 году.
Первая модель имела ряд недостатков, которые были выявлены в ходе эксплуатации. В компании провели «работу над ошибками» и преставили обновленную версию в 1996-м. Затем было проведено еще несколько крупных модернизаций. Увеличили вес машины, внедряли новые инструменты управления, меняли салон и эргономику кабины пилотов. Экипаж самолета составляет 1–2 человека. В кабине и салоне может поместиться до 10 пассажиров.
Для нужд ВВС США швейцарцы разработали отдельную версию – РС-12M Eagle (англ. – орел). Конфигурация оборудования на борту позволяет выполнять функции патрульного или разведывательного самолета, проводить радиоэлектронную разведку, выполнять целеуказание и вести радио-электронную борьбу.
При последней модернизации в 2019 году гражданская версия самолета получила приписку NGX, где аббревиатура «NG» отсылает нас к предыдущей модели, представленной в 2016-м.
Двигатель последней модели имеет цифровое управление и режим снижения скорости вращения винта. Это необходимо для снижения шума в кабине. Разработчики обновили всю авионику. За счет изменения конфигурации остекления удалось увеличить обзор из кабины пилотов.
Самолет имеет следующие характеристики:
✅ Максимальная скорость – 537 км/ч
✅ Разбег по полосе – 570 м
✅ Максимальный вес – 4 760 кг
✅ Полезная загрузка – 1014 кг
✅ Высота модели – 4,26 м. Длина – 14,4 м
✅ Размах крыла – 16,28 м.
На самолете стоит силовая установка Pratt & Whitney PT6E-67XP. Мощность двигателя – 1200 л. с. Дальность полета зависит от загрузки машины и может варьироваться от 1600 до 3400 км. Плановое техническое обслуживание самолета должно производиться каждые 600 часов. Ремонтный цикл увеличился с 4 до 5 тыс часов.
По заявлениям производителя, этот самолет универсален и способен эксплуатироваться в суровых условиях, включая пустыни и районы с пониженной температурой окружающей среды. Это один из немногих современных легкомоторных самолетов способных использовать взлетно-посадочные полосы с гравийным или неровным покрытием.
Помимо пассажирских и грузовых функций, самолет PC-12 может использоваться как многоцелевая платформа, что делает его пригодным для выполнения даже военных задач или для применения в качестве медицинского борта.
По заказу в хвостовой части самолета можно установить выдвижной электрооптический датчик, а также дополнительную консоль оператора в салоне. В качестве дополнительного оборудования рассматриваются мониторы, цифровой видеомагнитофон, средства связи и отдельные ниши для размещения радиостанций и каналов передачи данных.
Как гражданский, так и военный самолет настраивается под индивидуальные требованиям конкретного заказчика. Благодаря этому PC-12 активно используется органиацией «Красный Крест», ВВС Австралии, Канады и США. Этот легкомоторник встречается и в России. Например, в конце 2000-х компания Dexter, специализирующаяся на частных авиа перевозках, заменила самолеты М101-Гжель отечественного производства на швейцарских «одноклассников». Сегодня в эксплуатации фирмы находится 10 турбовинтовых PC-12.
Пассажирская версия самолета может иметь разные внутренние комплектации. При последней модернизации компания обратилась за помощью к BMW Designworks, которые специализируются на проектировании эргономики салонов авто и самолетов.
В результате совместной работы командам удалось представить обновленный дизайн. В PC-12 NGX использовалась кожа, шпон ценных пород дерева и премиальные ткани. Это создает атмосферу, похожую на роскошный дорожный автомобиль.
Кабина пилотов оптимизирована с точки зрения повышенной эргономики и эстетики. Этим обеспечивается одинаковый уровень комфорта как для летного экипажа, так и для пассажиров. Одним из самых удачных решений стало внедрение в борт самолета большой багажной двери, которая позволяет загружать габаритные грузы.
Двигатели PC-12 за годы эксплуатации зарекомендовали себя и считаются достаточно надежными. Сам самолет имеет множество мер безопасности и предотвращения катастроф.
Для противодействия срыву и вращению на крыльях установлены датчики угла атаки. Они автоматические наклоняют штурвал перед возможным сваливанием. В крыльях и хвосте самолета установлена противообледенительная система. Есть подогрев лобового стекла. Интересным решением стало использование тепловой энергии выхлопных газов, которые применяются для противообледенения воздухозаборника двигателя.
На современных самолетах PC-12 устанавливаются датчики контроля работы двигателя, которые в автоматическом режиме фиксируют параметры силовой установки и выдают соответствующие предупреждения. Это упрощает обслуживание самолета.
Каждый борт PC-12 NGX имеет систему автопилота, метеорадар, радиовысотомер и устройство дальней навигации. На приборной доске расположено четыре 10-дюймовых экрана с высоким разрешением. Два из которых служат основными индикаторами полета непосредственно перед каждым пилотом, а другие представляют собой многофункциональные дисплеи для дополнительной информации. Они расположены в центре приборной доски между двумя летчиками.
В самолеты внедрена система Apex, которая имеет много схожего с другими машинами такого класса. Она необходима для минимизации рабочей нагрузки на пилотов и обеспечивает повышенную безопасность одиночных полетов. Также имеется модернизированная система так называемого синтетического зрения, которая обеспечивает широкую ситуационную осведомленность и дополнительную безопасность.
Стоимость нового Pilatus PC-12 NGX превышает $6 млн. Версию NG можно купить за $4,8 млн. Цены на самолеты более ранних модификаций могут варьироваться от 2,5 до 3,5 млн долларов. Стоимость зависит от комплектации, налета и работоспособности машины.
Pilatus PC-12 без сомнений считается одним из самых удачных и массовых легкомотрных самолетов. При этом, компания не перестает разрабатывать новые технологические решения. Эти машины очень уверенно стоят на рынке и кажется, что они будут востребованы достаточно долго.
История «Пилатус Эйркрафт» началась в далеком 1939 году, но первый летающий образец выпустили только в 1944-м. Ей стала гражданская модель Pilatus SB-2. Годом позже компания представила самолет P-2 для нужд ВВС Швейцарии. Будущее фирмы было определено. Первые машины хорошо себя зарекомендовали и у компании появились средства на дальнейшее развитие.
В 1989 году инженеры «Пилатус Эйркрафт» начали разработку новой модели. Понадобился многолетний опыт компании, чтобы найти баланс между простотой, комфортностью, неприхотливостью и универсальностью. И разработчикам это удалось. Первый полет состоялся в 1991-м, а серийное производство запустили в 1994 году.
Первая модель имела ряд недостатков, которые были выявлены в ходе эксплуатации. В компании провели «работу над ошибками» и преставили обновленную версию в 1996-м. Затем было проведено еще несколько крупных модернизаций. Увеличили вес машины, внедряли новые инструменты управления, меняли салон и эргономику кабины пилотов. Экипаж самолета составляет 1–2 человека. В кабине и салоне может поместиться до 10 пассажиров.
Самолет Pilatus PC-12NGX. Фото: YouTube.com
Для нужд ВВС США швейцарцы разработали отдельную версию – РС-12M Eagle (англ. – орел). Конфигурация оборудования на борту позволяет выполнять функции патрульного или разведывательного самолета, проводить радиоэлектронную разведку, выполнять целеуказание и вести радио-электронную борьбу.
При последней модернизации в 2019 году гражданская версия самолета получила приписку NGX, где аббревиатура «NG» отсылает нас к предыдущей модели, представленной в 2016-м.
Технические характеристики Pilatus PC-12 NGX
Двигатель последней модели имеет цифровое управление и режим снижения скорости вращения винта. Это необходимо для снижения шума в кабине. Разработчики обновили всю авионику. За счет изменения конфигурации остекления удалось увеличить обзор из кабины пилотов.
Самолет имеет следующие характеристики:
✅ Максимальная скорость – 537 км/ч
✅ Разбег по полосе – 570 м
✅ Максимальный вес – 4 760 кг
✅ Полезная загрузка – 1014 кг
✅ Высота модели – 4,26 м. Длина – 14,4 м
✅ Размах крыла – 16,28 м.
На самолете стоит силовая установка Pratt & Whitney PT6E-67XP. Мощность двигателя – 1200 л. с. Дальность полета зависит от загрузки машины и может варьироваться от 1600 до 3400 км. Плановое техническое обслуживание самолета должно производиться каждые 600 часов. Ремонтный цикл увеличился с 4 до 5 тыс часов.
Использование Pilatus PC-12
По заявлениям производителя, этот самолет универсален и способен эксплуатироваться в суровых условиях, включая пустыни и районы с пониженной температурой окружающей среды. Это один из немногих современных легкомоторных самолетов способных использовать взлетно-посадочные полосы с гравийным или неровным покрытием.
Самолет Pilatus PC-12NGX. Фото: YouTube.com
Помимо пассажирских и грузовых функций, самолет PC-12 может использоваться как многоцелевая платформа, что делает его пригодным для выполнения даже военных задач или для применения в качестве медицинского борта.
По заказу в хвостовой части самолета можно установить выдвижной электрооптический датчик, а также дополнительную консоль оператора в салоне. В качестве дополнительного оборудования рассматриваются мониторы, цифровой видеомагнитофон, средства связи и отдельные ниши для размещения радиостанций и каналов передачи данных.
Как гражданский, так и военный самолет настраивается под индивидуальные требованиям конкретного заказчика. Благодаря этому PC-12 активно используется органиацией «Красный Крест», ВВС Австралии, Канады и США. Этот легкомоторник встречается и в России. Например, в конце 2000-х компания Dexter, специализирующаяся на частных авиа перевозках, заменила самолеты М101-Гжель отечественного производства на швейцарских «одноклассников». Сегодня в эксплуатации фирмы находится 10 турбовинтовых PC-12.
В салоне PC-12 NGX
Пассажирская версия самолета может иметь разные внутренние комплектации. При последней модернизации компания обратилась за помощью к BMW Designworks, которые специализируются на проектировании эргономики салонов авто и самолетов.
Пассажирский салон самолета Pilatus PC-12NGX. Фото: YouTube.com
В результате совместной работы командам удалось представить обновленный дизайн. В PC-12 NGX использовалась кожа, шпон ценных пород дерева и премиальные ткани. Это создает атмосферу, похожую на роскошный дорожный автомобиль.
Кабина пилотов оптимизирована с точки зрения повышенной эргономики и эстетики. Этим обеспечивается одинаковый уровень комфорта как для летного экипажа, так и для пассажиров. Одним из самых удачных решений стало внедрение в борт самолета большой багажной двери, которая позволяет загружать габаритные грузы.
Безопасность в самолете PC-12 NGX
Двигатели PC-12 за годы эксплуатации зарекомендовали себя и считаются достаточно надежными. Сам самолет имеет множество мер безопасности и предотвращения катастроф.
Для противодействия срыву и вращению на крыльях установлены датчики угла атаки. Они автоматические наклоняют штурвал перед возможным сваливанием. В крыльях и хвосте самолета установлена противообледенительная система. Есть подогрев лобового стекла. Интересным решением стало использование тепловой энергии выхлопных газов, которые применяются для противообледенения воздухозаборника двигателя.
Кабина пилотов самолетов Pilatus PC-12NGX. Фото: YouTube.com
На современных самолетах PC-12 устанавливаются датчики контроля работы двигателя, которые в автоматическом режиме фиксируют параметры силовой установки и выдают соответствующие предупреждения. Это упрощает обслуживание самолета.
Каждый борт PC-12 NGX имеет систему автопилота, метеорадар, радиовысотомер и устройство дальней навигации. На приборной доске расположено четыре 10-дюймовых экрана с высоким разрешением. Два из которых служат основными индикаторами полета непосредственно перед каждым пилотом, а другие представляют собой многофункциональные дисплеи для дополнительной информации. Они расположены в центре приборной доски между двумя летчиками.
«Под капотом» самолета Pilatus PC-12NGX. Фото: YouTube.com
В самолеты внедрена система Apex, которая имеет много схожего с другими машинами такого класса. Она необходима для минимизации рабочей нагрузки на пилотов и обеспечивает повышенную безопасность одиночных полетов. Также имеется модернизированная система так называемого синтетического зрения, которая обеспечивает широкую ситуационную осведомленность и дополнительную безопасность.
Стоимость нового Pilatus PC-12 NGX превышает $6 млн. Версию NG можно купить за $4,8 млн. Цены на самолеты более ранних модификаций могут варьироваться от 2,5 до 3,5 млн долларов. Стоимость зависит от комплектации, налета и работоспособности машины.
Pilatus PC-12 без сомнений считается одним из самых удачных и массовых легкомотрных самолетов. При этом, компания не перестает разрабатывать новые технологические решения. Эти машины очень уверенно стоят на рынке и кажется, что они будут востребованы достаточно долго.
- Карпов Андрей
- youtube.com
Рекомендуем для вас
Иркутский авиазавод назвал ежегодный тираж самолетов МС-21
На заводе сейчас проводят серьезную модернизацию. Она поможет ускорить процесс производства МС-21 в ожидаемом количестве экземпляров....
«Туполев» серьезно увеличит объем выпускаемых Ту-214
Завод модернизируют. Расширение производственных мощностей, в свою очередь, позволит увеличить тираж самолета....
Ждем на самолетах – ПД-14 успешно прошел сертификацию
Также стала известна дата первой поставки российского авиадвигателя ПД-8. Все подробности читайте в нашем материале....
Вертолет с российским двигателем ВК-650В впервые подняли в воздух
Первые испытания пройдены успешно. Отечественный вертолет смог опередить «Ансат» и Ка-226....
Новый двигатель ЯМЗ-770 выдает 620 л. с. и интересен не только этим
Выставка «Агросалон 2024» удивила посетителей новинками, среди которых особенно выделился турбодизель ЯМЗ-770. Этот новый двигатель от Ярославского моторного...
Lada Vesta в 2025 году станет не хуже иномарок – готовится глобальное обновление
Наконец дождемся? Или АвтоВАЗ просто вынужден модернизировать автомобили под напором китайских брендов?...
«Атлант 50» и «Атлант 65» – КАМАЗ собирается конкурировать с БЕЛАЗом
Выпускаемые Камским заводом новые карьерники отличаются большой грузоподъемностью и габаритами, не позволяющими ездить по ДОП. Модели все больше напоминают...
«Ленскому мосту» быть!
Запущено строительство моста через реку Лену. По предварительным подсчетам уникальный проект обойдется в 130 млрд рублей. Подробнее обо всем читайте в нашем...
ОДК покажет прорывные технологии на примере авиадвигателей ПД-14 и ПД-35
Выставка пройдет в Москве с 23 по 25 декабря. Покажут лучшие достижения в авиастроении....
Самосвалы БЕЛАЗ стали оснащаться российскими двигателями
Это проект в рамках тесного сотрудничества двух государств. Его цель – сделать БЕЛАЗы полностью импортозамещенными....
АвтоВАЗ сделает автомобили Lada еще быстрее
Для достижения этой цели проводятся работы по увеличению мощности 1,8-литрового двигателя....
В России появятся новые отечественные минивэн и легковой фургон – они будут полноразмерными
Выпускать новинки планирует компания «Соллерс». Уже примерно известно, когда автомобили поступят в продажу....
Автомобили для покорения Севера – на Чукотке такие можно найти даже бесплатно
Это только кажется, что чукчи до сих пор передвигаются на собачьих и оленьих упряжках, как и большинство жителей Чукотки. На самом деле, тут многие куда более...
Новый комбайн от Ростсельмаш – революционное решение для полей
На выставке «Агросалон 2024» в подробностях продемонстрировали долгожданную новинку от завода Ростсельмаш. Ею стал кормоуборочный комбайн F-1500 с двигателем...
XB-1: возвращение к гражданской сверхзвуковой авиации идет по плану
В октябре этого года прототип-демонстратор Boom XB-1 установил для себя новый рекорд скорости в 791 км/ч. Эта машина – платформа для создания полномасштабного...
Запущено серийное производство универсального минивэна Zeekr Mix, которого так долго ждали
«Прогрев» публики длился больше полугода, и удивить производителю на самом деле есть чем. Продажи автомобиля в Поднебесной стартуют уже завтра. Подробности в...