Pilatus PC-12 – самый массовый швейцарский легкомоторный самолет
Этот самолет – большая любовь авиаторов и гордость швейцарской компании «Пилатус Эйркрафт». Модель PC-12 появилась еще в начале 90-х и достаточно быстро завоевала «место под солнцем». Всего за 30 лет произвели свыше 1700 таких самолетов.
История «Пилатус Эйркрафт» началась в далеком 1939 году, но первый летающий образец выпустили только в 1944-м. Ей стала гражданская модель Pilatus SB-2. Годом позже компания представила самолет P-2 для нужд ВВС Швейцарии. Будущее фирмы было определено. Первые машины хорошо себя зарекомендовали и у компании появились средства на дальнейшее развитие.
В 1989 году инженеры «Пилатус Эйркрафт» начали разработку новой модели. Понадобился многолетний опыт компании, чтобы найти баланс между простотой, комфортностью, неприхотливостью и универсальностью. И разработчикам это удалось. Первый полет состоялся в 1991-м, а серийное производство запустили в 1994 году.
Первая модель имела ряд недостатков, которые были выявлены в ходе эксплуатации. В компании провели «работу над ошибками» и преставили обновленную версию в 1996-м. Затем было проведено еще несколько крупных модернизаций. Увеличили вес машины, внедряли новые инструменты управления, меняли салон и эргономику кабины пилотов. Экипаж самолета составляет 1–2 человека. В кабине и салоне может поместиться до 10 пассажиров.
Для нужд ВВС США швейцарцы разработали отдельную версию – РС-12M Eagle (англ. – орел). Конфигурация оборудования на борту позволяет выполнять функции патрульного или разведывательного самолета, проводить радиоэлектронную разведку, выполнять целеуказание и вести радио-электронную борьбу.
При последней модернизации в 2019 году гражданская версия самолета получила приписку NGX, где аббревиатура «NG» отсылает нас к предыдущей модели, представленной в 2016-м.
Двигатель последней модели имеет цифровое управление и режим снижения скорости вращения винта. Это необходимо для снижения шума в кабине. Разработчики обновили всю авионику. За счет изменения конфигурации остекления удалось увеличить обзор из кабины пилотов.
Самолет имеет следующие характеристики:
✅ Максимальная скорость – 537 км/ч
✅ Разбег по полосе – 570 м
✅ Максимальный вес – 4 760 кг
✅ Полезная загрузка – 1014 кг
✅ Высота модели – 4,26 м. Длина – 14,4 м
✅ Размах крыла – 16,28 м.
На самолете стоит силовая установка Pratt & Whitney PT6E-67XP. Мощность двигателя – 1200 л. с. Дальность полета зависит от загрузки машины и может варьироваться от 1600 до 3400 км. Плановое техническое обслуживание самолета должно производиться каждые 600 часов. Ремонтный цикл увеличился с 4 до 5 тыс часов.
По заявлениям производителя, этот самолет универсален и способен эксплуатироваться в суровых условиях, включая пустыни и районы с пониженной температурой окружающей среды. Это один из немногих современных легкомоторных самолетов способных использовать взлетно-посадочные полосы с гравийным или неровным покрытием.
Помимо пассажирских и грузовых функций, самолет PC-12 может использоваться как многоцелевая платформа, что делает его пригодным для выполнения даже военных задач или для применения в качестве медицинского борта.
По заказу в хвостовой части самолета можно установить выдвижной электрооптический датчик, а также дополнительную консоль оператора в салоне. В качестве дополнительного оборудования рассматриваются мониторы, цифровой видеомагнитофон, средства связи и отдельные ниши для размещения радиостанций и каналов передачи данных.
Как гражданский, так и военный самолет настраивается под индивидуальные требованиям конкретного заказчика. Благодаря этому PC-12 активно используется органиацией «Красный Крест», ВВС Австралии, Канады и США. Этот легкомоторник встречается и в России. Например, в конце 2000-х компания Dexter, специализирующаяся на частных авиа перевозках, заменила самолеты М101-Гжель отечественного производства на швейцарских «одноклассников». Сегодня в эксплуатации фирмы находится 10 турбовинтовых PC-12.
Пассажирская версия самолета может иметь разные внутренние комплектации. При последней модернизации компания обратилась за помощью к BMW Designworks, которые специализируются на проектировании эргономики салонов авто и самолетов.
В результате совместной работы командам удалось представить обновленный дизайн. В PC-12 NGX использовалась кожа, шпон ценных пород дерева и премиальные ткани. Это создает атмосферу, похожую на роскошный дорожный автомобиль.
Кабина пилотов оптимизирована с точки зрения повышенной эргономики и эстетики. Этим обеспечивается одинаковый уровень комфорта как для летного экипажа, так и для пассажиров. Одним из самых удачных решений стало внедрение в борт самолета большой багажной двери, которая позволяет загружать габаритные грузы.
Двигатели PC-12 за годы эксплуатации зарекомендовали себя и считаются достаточно надежными. Сам самолет имеет множество мер безопасности и предотвращения катастроф.
Для противодействия срыву и вращению на крыльях установлены датчики угла атаки. Они автоматические наклоняют штурвал перед возможным сваливанием. В крыльях и хвосте самолета установлена противообледенительная система. Есть подогрев лобового стекла. Интересным решением стало использование тепловой энергии выхлопных газов, которые применяются для противообледенения воздухозаборника двигателя.
На современных самолетах PC-12 устанавливаются датчики контроля работы двигателя, которые в автоматическом режиме фиксируют параметры силовой установки и выдают соответствующие предупреждения. Это упрощает обслуживание самолета.
Каждый борт PC-12 NGX имеет систему автопилота, метеорадар, радиовысотомер и устройство дальней навигации. На приборной доске расположено четыре 10-дюймовых экрана с высоким разрешением. Два из которых служат основными индикаторами полета непосредственно перед каждым пилотом, а другие представляют собой многофункциональные дисплеи для дополнительной информации. Они расположены в центре приборной доски между двумя летчиками.
В самолеты внедрена система Apex, которая имеет много схожего с другими машинами такого класса. Она необходима для минимизации рабочей нагрузки на пилотов и обеспечивает повышенную безопасность одиночных полетов. Также имеется модернизированная система так называемого синтетического зрения, которая обеспечивает широкую ситуационную осведомленность и дополнительную безопасность.
Стоимость нового Pilatus PC-12 NGX превышает $6 млн. Версию NG можно купить за $4,8 млн. Цены на самолеты более ранних модификаций могут варьироваться от 2,5 до 3,5 млн долларов. Стоимость зависит от комплектации, налета и работоспособности машины.
Pilatus PC-12 без сомнений считается одним из самых удачных и массовых легкомотрных самолетов. При этом, компания не перестает разрабатывать новые технологические решения. Эти машины очень уверенно стоят на рынке и кажется, что они будут востребованы достаточно долго.
История «Пилатус Эйркрафт» началась в далеком 1939 году, но первый летающий образец выпустили только в 1944-м. Ей стала гражданская модель Pilatus SB-2. Годом позже компания представила самолет P-2 для нужд ВВС Швейцарии. Будущее фирмы было определено. Первые машины хорошо себя зарекомендовали и у компании появились средства на дальнейшее развитие.
В 1989 году инженеры «Пилатус Эйркрафт» начали разработку новой модели. Понадобился многолетний опыт компании, чтобы найти баланс между простотой, комфортностью, неприхотливостью и универсальностью. И разработчикам это удалось. Первый полет состоялся в 1991-м, а серийное производство запустили в 1994 году.
Первая модель имела ряд недостатков, которые были выявлены в ходе эксплуатации. В компании провели «работу над ошибками» и преставили обновленную версию в 1996-м. Затем было проведено еще несколько крупных модернизаций. Увеличили вес машины, внедряли новые инструменты управления, меняли салон и эргономику кабины пилотов. Экипаж самолета составляет 1–2 человека. В кабине и салоне может поместиться до 10 пассажиров.
Самолет Pilatus PC-12NGX. Фото: YouTube.com
Для нужд ВВС США швейцарцы разработали отдельную версию – РС-12M Eagle (англ. – орел). Конфигурация оборудования на борту позволяет выполнять функции патрульного или разведывательного самолета, проводить радиоэлектронную разведку, выполнять целеуказание и вести радио-электронную борьбу.
При последней модернизации в 2019 году гражданская версия самолета получила приписку NGX, где аббревиатура «NG» отсылает нас к предыдущей модели, представленной в 2016-м.
Технические характеристики Pilatus PC-12 NGX
Двигатель последней модели имеет цифровое управление и режим снижения скорости вращения винта. Это необходимо для снижения шума в кабине. Разработчики обновили всю авионику. За счет изменения конфигурации остекления удалось увеличить обзор из кабины пилотов.
Самолет имеет следующие характеристики:
✅ Максимальная скорость – 537 км/ч
✅ Разбег по полосе – 570 м
✅ Максимальный вес – 4 760 кг
✅ Полезная загрузка – 1014 кг
✅ Высота модели – 4,26 м. Длина – 14,4 м
✅ Размах крыла – 16,28 м.
На самолете стоит силовая установка Pratt & Whitney PT6E-67XP. Мощность двигателя – 1200 л. с. Дальность полета зависит от загрузки машины и может варьироваться от 1600 до 3400 км. Плановое техническое обслуживание самолета должно производиться каждые 600 часов. Ремонтный цикл увеличился с 4 до 5 тыс часов.
Использование Pilatus PC-12
По заявлениям производителя, этот самолет универсален и способен эксплуатироваться в суровых условиях, включая пустыни и районы с пониженной температурой окружающей среды. Это один из немногих современных легкомоторных самолетов способных использовать взлетно-посадочные полосы с гравийным или неровным покрытием.
Самолет Pilatus PC-12NGX. Фото: YouTube.com
Помимо пассажирских и грузовых функций, самолет PC-12 может использоваться как многоцелевая платформа, что делает его пригодным для выполнения даже военных задач или для применения в качестве медицинского борта.
По заказу в хвостовой части самолета можно установить выдвижной электрооптический датчик, а также дополнительную консоль оператора в салоне. В качестве дополнительного оборудования рассматриваются мониторы, цифровой видеомагнитофон, средства связи и отдельные ниши для размещения радиостанций и каналов передачи данных.
Как гражданский, так и военный самолет настраивается под индивидуальные требованиям конкретного заказчика. Благодаря этому PC-12 активно используется органиацией «Красный Крест», ВВС Австралии, Канады и США. Этот легкомоторник встречается и в России. Например, в конце 2000-х компания Dexter, специализирующаяся на частных авиа перевозках, заменила самолеты М101-Гжель отечественного производства на швейцарских «одноклассников». Сегодня в эксплуатации фирмы находится 10 турбовинтовых PC-12.
В салоне PC-12 NGX
Пассажирская версия самолета может иметь разные внутренние комплектации. При последней модернизации компания обратилась за помощью к BMW Designworks, которые специализируются на проектировании эргономики салонов авто и самолетов.
Пассажирский салон самолета Pilatus PC-12NGX. Фото: YouTube.com
В результате совместной работы командам удалось представить обновленный дизайн. В PC-12 NGX использовалась кожа, шпон ценных пород дерева и премиальные ткани. Это создает атмосферу, похожую на роскошный дорожный автомобиль.
Кабина пилотов оптимизирована с точки зрения повышенной эргономики и эстетики. Этим обеспечивается одинаковый уровень комфорта как для летного экипажа, так и для пассажиров. Одним из самых удачных решений стало внедрение в борт самолета большой багажной двери, которая позволяет загружать габаритные грузы.
Безопасность в самолете PC-12 NGX
Двигатели PC-12 за годы эксплуатации зарекомендовали себя и считаются достаточно надежными. Сам самолет имеет множество мер безопасности и предотвращения катастроф.
Для противодействия срыву и вращению на крыльях установлены датчики угла атаки. Они автоматические наклоняют штурвал перед возможным сваливанием. В крыльях и хвосте самолета установлена противообледенительная система. Есть подогрев лобового стекла. Интересным решением стало использование тепловой энергии выхлопных газов, которые применяются для противообледенения воздухозаборника двигателя.
Кабина пилотов самолетов Pilatus PC-12NGX. Фото: YouTube.com
На современных самолетах PC-12 устанавливаются датчики контроля работы двигателя, которые в автоматическом режиме фиксируют параметры силовой установки и выдают соответствующие предупреждения. Это упрощает обслуживание самолета.
Каждый борт PC-12 NGX имеет систему автопилота, метеорадар, радиовысотомер и устройство дальней навигации. На приборной доске расположено четыре 10-дюймовых экрана с высоким разрешением. Два из которых служат основными индикаторами полета непосредственно перед каждым пилотом, а другие представляют собой многофункциональные дисплеи для дополнительной информации. Они расположены в центре приборной доски между двумя летчиками.
«Под капотом» самолета Pilatus PC-12NGX. Фото: YouTube.com
В самолеты внедрена система Apex, которая имеет много схожего с другими машинами такого класса. Она необходима для минимизации рабочей нагрузки на пилотов и обеспечивает повышенную безопасность одиночных полетов. Также имеется модернизированная система так называемого синтетического зрения, которая обеспечивает широкую ситуационную осведомленность и дополнительную безопасность.
Стоимость нового Pilatus PC-12 NGX превышает $6 млн. Версию NG можно купить за $4,8 млн. Цены на самолеты более ранних модификаций могут варьироваться от 2,5 до 3,5 млн долларов. Стоимость зависит от комплектации, налета и работоспособности машины.
Pilatus PC-12 без сомнений считается одним из самых удачных и массовых легкомотрных самолетов. При этом, компания не перестает разрабатывать новые технологические решения. Эти машины очень уверенно стоят на рынке и кажется, что они будут востребованы достаточно долго.
- Карпов Андрей
- youtube.com
Рекомендуем для вас
«Бетонки»: в России тоже хотят строить «вечные» дороги
Недавно из Краснодарского края пришло сообщение о введении в эксплуатацию опытного участки бетонной автодороги. Подобные покрытия в СССР и РФ почти не...
МС-21 получил еще одну важную деталь отечественного производства
Набор деталей успешно прошел тестирование на скорости свыше 600 км/час. До 2028 года ожидается увеличение поставок в 11 раз. Все подробности читайте в нашем...
Lada Niva получит новый мотор в 2025 году – более объемный и мощный, но простой и надежный
Этим двигателям планируют оснащать все модификации легендарного внедорожника. Похоже, от старого мотора решили отказаться....
Твердотельные аккумуляторы – 1200 км и 10 минут зарядки: когда будет массовое производство?
О производстве этих батарей говорят давно – а «воз и ныне там». Есть ли какие сдвиги в этом направлении сегодня?...
Boeing 737: посадки в исполнении современных пилотов или в СССР учили лучше
Авиалайнеры Boeing 737 считаются одними из самых массовых и удачных в мире. Выпускается семейство серийно с 1967 года. Неудивительно, что за это время...
Остров Свободы получил новых «Патриотов»
Они помогут справиться с последствиями природных катаклизмов, а затем перейдут на службу в администрации провинций. Все подробности читайте в нашем материале....
Четыре иномарки и одна «россиянка»: выбраны 5 лучших автомобилей 2024 года
В интересное время живем, товарищи! Кому не лень, или нужен масштабный пиар раздают Национальные премии «Автомобиль года России». Только «нацию», похоже,...
Отсоединять или нет клеммы АКБ при подзарядке
В холода многие подзаряжают аккумулятор: а нужно ли при этом снимать клеммы? Есть разные варианты ответа....
Audi 100 C2 против АЗЛК-2141 – модели бизнес-класса из разных стран и эпох
История автомобилей и их технические особенности. В итоге решим, какая модель лучше сейчас....
Реконструкция «Чуйского тракта» завершилась раньше срока
Проект должны были сдать в 2026 году. Слаженная работа и современные методики позволили ускорить процесс. Все подробности читайте в нашем материале....
Российский завод наладил производство деталей для Airbus A321
Пока отечественные самолеты готовятся к выпуску, новые детали помогут продлить срок службы оставшихся зарубежных. Все подробности читайте в нашем материале....
Пристальный взгляд на самую «внедорожную» Газель
Российская автомобильная промышленность подготовила «ответ» китайским брендам в сегменте коммерческого и частного транспорта. Если быть более точным, то сразу...
Стартовало производство новых версий Lada Largus Cross
Купить такие автомобили у дилеров пока нельзя. Но скоро они появятся в продаже....
Трактор Фордзон-Путиловец – корыстная помощь США раннему Советскому Союзу
В начале 1920-х годов Советский Союз стал восстанавливать экономику. Более того, планировалось не только выйти на прежний уровень развития, но и многократно...
«Сапсаны» хотят ускорить
Технически это вполне выполнимая задача. В РЖД уже провели необходимые тесты, а все подробности в нашем материале....
План на следующую «пятилетку» – объявлен список трасс, которые построят и отремонтируют
Финансовые сметы уже одобрены Правительством. Также названы конкретные суммы под каждый проект. Все подробности читайте в нашем материале....