Pilatus PC-12 – самый массовый швейцарский легкомоторный самолет
Этот самолет – большая любовь авиаторов и гордость швейцарской компании «Пилатус Эйркрафт». Модель PC-12 появилась еще в начале 90-х и достаточно быстро завоевала «место под солнцем». Всего за 30 лет произвели свыше 1700 таких самолетов.
История «Пилатус Эйркрафт» началась в далеком 1939 году, но первый летающий образец выпустили только в 1944-м. Ей стала гражданская модель Pilatus SB-2. Годом позже компания представила самолет P-2 для нужд ВВС Швейцарии. Будущее фирмы было определено. Первые машины хорошо себя зарекомендовали и у компании появились средства на дальнейшее развитие.
В 1989 году инженеры «Пилатус Эйркрафт» начали разработку новой модели. Понадобился многолетний опыт компании, чтобы найти баланс между простотой, комфортностью, неприхотливостью и универсальностью. И разработчикам это удалось. Первый полет состоялся в 1991-м, а серийное производство запустили в 1994 году.
Первая модель имела ряд недостатков, которые были выявлены в ходе эксплуатации. В компании провели «работу над ошибками» и преставили обновленную версию в 1996-м. Затем было проведено еще несколько крупных модернизаций. Увеличили вес машины, внедряли новые инструменты управления, меняли салон и эргономику кабины пилотов. Экипаж самолета составляет 1–2 человека. В кабине и салоне может поместиться до 10 пассажиров.
Для нужд ВВС США швейцарцы разработали отдельную версию – РС-12M Eagle (англ. – орел). Конфигурация оборудования на борту позволяет выполнять функции патрульного или разведывательного самолета, проводить радиоэлектронную разведку, выполнять целеуказание и вести радио-электронную борьбу.
При последней модернизации в 2019 году гражданская версия самолета получила приписку NGX, где аббревиатура «NG» отсылает нас к предыдущей модели, представленной в 2016-м.
Двигатель последней модели имеет цифровое управление и режим снижения скорости вращения винта. Это необходимо для снижения шума в кабине. Разработчики обновили всю авионику. За счет изменения конфигурации остекления удалось увеличить обзор из кабины пилотов.
Самолет имеет следующие характеристики:
✅ Максимальная скорость – 537 км/ч
✅ Разбег по полосе – 570 м
✅ Максимальный вес – 4 760 кг
✅ Полезная загрузка – 1014 кг
✅ Высота модели – 4,26 м. Длина – 14,4 м
✅ Размах крыла – 16,28 м.
На самолете стоит силовая установка Pratt & Whitney PT6E-67XP. Мощность двигателя – 1200 л. с. Дальность полета зависит от загрузки машины и может варьироваться от 1600 до 3400 км. Плановое техническое обслуживание самолета должно производиться каждые 600 часов. Ремонтный цикл увеличился с 4 до 5 тыс часов.
По заявлениям производителя, этот самолет универсален и способен эксплуатироваться в суровых условиях, включая пустыни и районы с пониженной температурой окружающей среды. Это один из немногих современных легкомоторных самолетов способных использовать взлетно-посадочные полосы с гравийным или неровным покрытием.
Помимо пассажирских и грузовых функций, самолет PC-12 может использоваться как многоцелевая платформа, что делает его пригодным для выполнения даже военных задач или для применения в качестве медицинского борта.
По заказу в хвостовой части самолета можно установить выдвижной электрооптический датчик, а также дополнительную консоль оператора в салоне. В качестве дополнительного оборудования рассматриваются мониторы, цифровой видеомагнитофон, средства связи и отдельные ниши для размещения радиостанций и каналов передачи данных.
Как гражданский, так и военный самолет настраивается под индивидуальные требованиям конкретного заказчика. Благодаря этому PC-12 активно используется органиацией «Красный Крест», ВВС Австралии, Канады и США. Этот легкомоторник встречается и в России. Например, в конце 2000-х компания Dexter, специализирующаяся на частных авиа перевозках, заменила самолеты М101-Гжель отечественного производства на швейцарских «одноклассников». Сегодня в эксплуатации фирмы находится 10 турбовинтовых PC-12.
Пассажирская версия самолета может иметь разные внутренние комплектации. При последней модернизации компания обратилась за помощью к BMW Designworks, которые специализируются на проектировании эргономики салонов авто и самолетов.
В результате совместной работы командам удалось представить обновленный дизайн. В PC-12 NGX использовалась кожа, шпон ценных пород дерева и премиальные ткани. Это создает атмосферу, похожую на роскошный дорожный автомобиль.
Кабина пилотов оптимизирована с точки зрения повышенной эргономики и эстетики. Этим обеспечивается одинаковый уровень комфорта как для летного экипажа, так и для пассажиров. Одним из самых удачных решений стало внедрение в борт самолета большой багажной двери, которая позволяет загружать габаритные грузы.
Двигатели PC-12 за годы эксплуатации зарекомендовали себя и считаются достаточно надежными. Сам самолет имеет множество мер безопасности и предотвращения катастроф.
Для противодействия срыву и вращению на крыльях установлены датчики угла атаки. Они автоматические наклоняют штурвал перед возможным сваливанием. В крыльях и хвосте самолета установлена противообледенительная система. Есть подогрев лобового стекла. Интересным решением стало использование тепловой энергии выхлопных газов, которые применяются для противообледенения воздухозаборника двигателя.
На современных самолетах PC-12 устанавливаются датчики контроля работы двигателя, которые в автоматическом режиме фиксируют параметры силовой установки и выдают соответствующие предупреждения. Это упрощает обслуживание самолета.
Каждый борт PC-12 NGX имеет систему автопилота, метеорадар, радиовысотомер и устройство дальней навигации. На приборной доске расположено четыре 10-дюймовых экрана с высоким разрешением. Два из которых служат основными индикаторами полета непосредственно перед каждым пилотом, а другие представляют собой многофункциональные дисплеи для дополнительной информации. Они расположены в центре приборной доски между двумя летчиками.
В самолеты внедрена система Apex, которая имеет много схожего с другими машинами такого класса. Она необходима для минимизации рабочей нагрузки на пилотов и обеспечивает повышенную безопасность одиночных полетов. Также имеется модернизированная система так называемого синтетического зрения, которая обеспечивает широкую ситуационную осведомленность и дополнительную безопасность.
Стоимость нового Pilatus PC-12 NGX превышает $6 млн. Версию NG можно купить за $4,8 млн. Цены на самолеты более ранних модификаций могут варьироваться от 2,5 до 3,5 млн долларов. Стоимость зависит от комплектации, налета и работоспособности машины.
Pilatus PC-12 без сомнений считается одним из самых удачных и массовых легкомотрных самолетов. При этом, компания не перестает разрабатывать новые технологические решения. Эти машины очень уверенно стоят на рынке и кажется, что они будут востребованы достаточно долго.
История «Пилатус Эйркрафт» началась в далеком 1939 году, но первый летающий образец выпустили только в 1944-м. Ей стала гражданская модель Pilatus SB-2. Годом позже компания представила самолет P-2 для нужд ВВС Швейцарии. Будущее фирмы было определено. Первые машины хорошо себя зарекомендовали и у компании появились средства на дальнейшее развитие.
В 1989 году инженеры «Пилатус Эйркрафт» начали разработку новой модели. Понадобился многолетний опыт компании, чтобы найти баланс между простотой, комфортностью, неприхотливостью и универсальностью. И разработчикам это удалось. Первый полет состоялся в 1991-м, а серийное производство запустили в 1994 году.
Первая модель имела ряд недостатков, которые были выявлены в ходе эксплуатации. В компании провели «работу над ошибками» и преставили обновленную версию в 1996-м. Затем было проведено еще несколько крупных модернизаций. Увеличили вес машины, внедряли новые инструменты управления, меняли салон и эргономику кабины пилотов. Экипаж самолета составляет 1–2 человека. В кабине и салоне может поместиться до 10 пассажиров.
Самолет Pilatus PC-12NGX. Фото: YouTube.com
Для нужд ВВС США швейцарцы разработали отдельную версию – РС-12M Eagle (англ. – орел). Конфигурация оборудования на борту позволяет выполнять функции патрульного или разведывательного самолета, проводить радиоэлектронную разведку, выполнять целеуказание и вести радио-электронную борьбу.
При последней модернизации в 2019 году гражданская версия самолета получила приписку NGX, где аббревиатура «NG» отсылает нас к предыдущей модели, представленной в 2016-м.
Технические характеристики Pilatus PC-12 NGX
Двигатель последней модели имеет цифровое управление и режим снижения скорости вращения винта. Это необходимо для снижения шума в кабине. Разработчики обновили всю авионику. За счет изменения конфигурации остекления удалось увеличить обзор из кабины пилотов.
Самолет имеет следующие характеристики:
✅ Максимальная скорость – 537 км/ч
✅ Разбег по полосе – 570 м
✅ Максимальный вес – 4 760 кг
✅ Полезная загрузка – 1014 кг
✅ Высота модели – 4,26 м. Длина – 14,4 м
✅ Размах крыла – 16,28 м.
На самолете стоит силовая установка Pratt & Whitney PT6E-67XP. Мощность двигателя – 1200 л. с. Дальность полета зависит от загрузки машины и может варьироваться от 1600 до 3400 км. Плановое техническое обслуживание самолета должно производиться каждые 600 часов. Ремонтный цикл увеличился с 4 до 5 тыс часов.
Использование Pilatus PC-12
По заявлениям производителя, этот самолет универсален и способен эксплуатироваться в суровых условиях, включая пустыни и районы с пониженной температурой окружающей среды. Это один из немногих современных легкомоторных самолетов способных использовать взлетно-посадочные полосы с гравийным или неровным покрытием.
Самолет Pilatus PC-12NGX. Фото: YouTube.com
Помимо пассажирских и грузовых функций, самолет PC-12 может использоваться как многоцелевая платформа, что делает его пригодным для выполнения даже военных задач или для применения в качестве медицинского борта.
По заказу в хвостовой части самолета можно установить выдвижной электрооптический датчик, а также дополнительную консоль оператора в салоне. В качестве дополнительного оборудования рассматриваются мониторы, цифровой видеомагнитофон, средства связи и отдельные ниши для размещения радиостанций и каналов передачи данных.
Как гражданский, так и военный самолет настраивается под индивидуальные требованиям конкретного заказчика. Благодаря этому PC-12 активно используется органиацией «Красный Крест», ВВС Австралии, Канады и США. Этот легкомоторник встречается и в России. Например, в конце 2000-х компания Dexter, специализирующаяся на частных авиа перевозках, заменила самолеты М101-Гжель отечественного производства на швейцарских «одноклассников». Сегодня в эксплуатации фирмы находится 10 турбовинтовых PC-12.
В салоне PC-12 NGX
Пассажирская версия самолета может иметь разные внутренние комплектации. При последней модернизации компания обратилась за помощью к BMW Designworks, которые специализируются на проектировании эргономики салонов авто и самолетов.
Пассажирский салон самолета Pilatus PC-12NGX. Фото: YouTube.com
В результате совместной работы командам удалось представить обновленный дизайн. В PC-12 NGX использовалась кожа, шпон ценных пород дерева и премиальные ткани. Это создает атмосферу, похожую на роскошный дорожный автомобиль.
Кабина пилотов оптимизирована с точки зрения повышенной эргономики и эстетики. Этим обеспечивается одинаковый уровень комфорта как для летного экипажа, так и для пассажиров. Одним из самых удачных решений стало внедрение в борт самолета большой багажной двери, которая позволяет загружать габаритные грузы.
Безопасность в самолете PC-12 NGX
Двигатели PC-12 за годы эксплуатации зарекомендовали себя и считаются достаточно надежными. Сам самолет имеет множество мер безопасности и предотвращения катастроф.
Для противодействия срыву и вращению на крыльях установлены датчики угла атаки. Они автоматические наклоняют штурвал перед возможным сваливанием. В крыльях и хвосте самолета установлена противообледенительная система. Есть подогрев лобового стекла. Интересным решением стало использование тепловой энергии выхлопных газов, которые применяются для противообледенения воздухозаборника двигателя.
Кабина пилотов самолетов Pilatus PC-12NGX. Фото: YouTube.com
На современных самолетах PC-12 устанавливаются датчики контроля работы двигателя, которые в автоматическом режиме фиксируют параметры силовой установки и выдают соответствующие предупреждения. Это упрощает обслуживание самолета.
Каждый борт PC-12 NGX имеет систему автопилота, метеорадар, радиовысотомер и устройство дальней навигации. На приборной доске расположено четыре 10-дюймовых экрана с высоким разрешением. Два из которых служат основными индикаторами полета непосредственно перед каждым пилотом, а другие представляют собой многофункциональные дисплеи для дополнительной информации. Они расположены в центре приборной доски между двумя летчиками.
«Под капотом» самолета Pilatus PC-12NGX. Фото: YouTube.com
В самолеты внедрена система Apex, которая имеет много схожего с другими машинами такого класса. Она необходима для минимизации рабочей нагрузки на пилотов и обеспечивает повышенную безопасность одиночных полетов. Также имеется модернизированная система так называемого синтетического зрения, которая обеспечивает широкую ситуационную осведомленность и дополнительную безопасность.
Стоимость нового Pilatus PC-12 NGX превышает $6 млн. Версию NG можно купить за $4,8 млн. Цены на самолеты более ранних модификаций могут варьироваться от 2,5 до 3,5 млн долларов. Стоимость зависит от комплектации, налета и работоспособности машины.
Pilatus PC-12 без сомнений считается одним из самых удачных и массовых легкомотрных самолетов. При этом, компания не перестает разрабатывать новые технологические решения. Эти машины очень уверенно стоят на рынке и кажется, что они будут востребованы достаточно долго.
- Карпов Андрей
- youtube.com
Рекомендуем для вас
Ракетоплан «Аврора» совершил свой первый сверхзвуковой полет
Это первое подобное событие для гражданской авиации со времен «Конкорда». Подробнее обо всем читайте в нашем материале....
Революционный реактивный двигатель прошел первые огневые испытания и показал многообещающие результаты
Речь о новой турбоэлектрической установке, предназначенной для пассажирских реактивных самолетов. Подробнее о проекте читайте в нашем материале....
Из CR929 – С929: где Китай возьмет двигатели?
После выхода РФ из проекта CR929, китайцы продолжили строить самолет самостоятельно. Планер и электронное оборудование КНР по силам, но с двигателем –...
Стало известно, почему в России трудно строить самолеты
Существует несколько ключевых факторов, создающих проблемы. Но есть и положительная динамика. Все подробности читайте в нашем материале....
Импортозамещенный Ту-214 готов к первому полету
Казанский авиазавод установил отечественные навигационные системы, а также другое важное оборудование. Все подробности читайте в нашем материале....
АВТОВАЗу грозит банкротство – что об этом думают российские автолюбители
При этом объемы производства растут. Да и цены на автомобили регулярно повышают....
Вот почему современные автомобили быстро ломаются – основная причина
Современные автомобили сделаны так, что водителю практически не нужно знать их устройство. Максимум запомнить, где бачок для стеклоомывающей жидкости. Впрочем,...
Раскрыта стоимость флагманскоой модели «Москвич 8»
Также стала известна дата поступления в продажу. Все подробности и характеристики отечественного внедорожника читайте в нашем материале....
Илон Маск нашел революционную замену самолетам
Американский предприниматель хочет отправлять пассажиров на специально подготовленной ракете. Это позволит сократить время перелетов в 15 раз, опередив даже...
Дизельный УАЗ и дюжина новых моделей – компания Sollers провела грандиозную презентацию
Российская компания давно не проводила мероприятия таких масштабов. Бренд подготовил новые фургоны, пикапы, минивэн и внедорожник. Кроме того, улучшили и...
Вертолетное шасси – полозья или колеса?
Почему-то у американских вертолетов в основном полозья, а у советских, российских – колеса. А что лучше и надежнее? Это и будем выяснять....
Готовятся к серийному производству 13 моделей новых российских автомобилей
Компания Sollers еще пару лет назад обещала, что выпустит несколько новых моделей отечественных автомобилей. Не совсем российских, но зато в перспективе...
«Авиация Колымы» стала обладателем вертолетов-косаток
Уникальные машины вскоре отправятся в месте постоянной дислокации. По пути будет 11 остановок. Не исключено, что вам повезет их увидеть «вживую»....
Китайские партнеры заинтересовались нашими вертолетами
Российские машины среднего класса доминируют в Азиатском регионе. В сегменте тяжелых двухдвигательных вертолетов наши разработки занимают 30%, и продолжают...
Брянский автомобильный завод готовит к выпуску уникальные грузовики
Это будет пожарный автомобиль для аэродромов. Он заявлен как на 100% отечественный, но есть нюансы....
К-750 – советский мотоцикл, восстановленный по современным технологиям
Некоторые россияне и жители СНГ любят советские мотоциклы. Для многих это не единственная и бюджетная возможность передвигаться на двух колесах, а отдушина....