
Самая первая «Буханка» – история УАЗ-450 и его модификаций
Мало кто сейчас помнит самые первые модификации фургончиков марки УАЗ. Принято считать, что «Буханка» выпускалась с 1965 года и ее продолжают собирать до сих пор, минимально модернизируя.
Но на самом деле история ульяновского фургончика началась значительно раньше и серийно эти автомобили собирали с 1958 года под названием УАЗ-450. До начала выпуска всем известной 452-ой «Буханки», было собрано более 55 000 микроавтобусов предыдущего поколения разных модификаций.
Вся история ульяновских автомобилей неразрывно связана с армией. Ничего странного в этом нет – завод занимался выпуском внедорожников, которые нужны были военным.
Современный УАЗ не сильно отличается от модели 1958 года. Фото: Youtube.com
Сначала в Ульяновске наладили производство ГАЗ-69. Горьковский завод нуждался в свободных площадях для грузовых автомобилей – они были необходимы стране для строительства. Не успели наладить выпуск ГАЗ-69, как в 1954 году пришло постановление, обязывающее освоить цельнометаллические фургоны повышенной проходимости.
Конечно, заказчиком стала армия, которой нужны были санитарные и штабные автомобили.
Изначально конструкторы Ульяновского завода и НАМИ рассматривали два варианта изготовления новой модели. Проще всего было сделать капотную машину на базе ГАЗ-69. Второй вариант предусматривал разработку новой бескапотной версии автомобиля, но с использованием стандартных узлов и агрегатов от «Козлика».
Первый УАЗ-450 был создан по дизайну Арямова, работавшего в НАМИ. Автомобиль получился современным, с заметным сужением сзади и стильной облицовкой передней части.
По сравнению с европейскими моделями цельнометаллических фургонов, опытный УАЗ выглядел самым нарядным.
Один из первых прототипов УАЗ-450. Фото: Youtube.com
Военные забраковали прототип – он получался слишком дорогим и гражданским. Армейская техника должна была быть максимально бюджетной, но при этом крепкой и ремонтопригодной.
Прототип второго типа военным понравился и его утвердили для запуска в серию. Его грузоподъемность составляла до 750-800 кг, что для санитарного или штабного автомобиля хватало с избытком.
Ульяновскому заводу было выдано техническое задание, согласно которому УАЗ должен выпускаться в нескольких модификациях:
Осенью 1957 года партия предсерийных автомобилей прошла внутризаводские испытания и была отправлена покорять самые недоступные уголки Советского Союза – Каракумы, Памир, Оймякон и просторы Казахстана.
В первую очередь освоили бортовые грузовики УАЗ-450Д. Дело в том, что с выпуском кузовных панелей на заводе имелись проблемы – нужного оборудования не было, поэтому детали приходилось выстукивать из листового металла буквально молотками на моделях.
Одна из первых санитарных модификаций. Фото: Youtube.com
Фургоны выпускали небольшими партиями, серийно их освоили только после бортовых модификаций.
Полномасштабное производство на Ульяновском заводе началось только к концу 1958 года. Простые и неприхотливые автомобили очень быстро завоевали популярность по всему Советскому Союзу. Они работали там, где до этого эксплуатировались только военные грузовики и тракторы.
Для своего времени УАЗ-450 считался не хуже других известных мировых аналогов вроде «Унимога» и «Штеер-Пуха».
УАЗ-450 – это цельнометаллический фургон, который серийно выпускался с 1958 по 1966 годы. Этот автомобиль создали на шасси грузового 450Д. Модель получила цельнометаллический кузов. Сбоку двери были только для водителя и переднего пассажира, плюс сзади двустворчатая распашная. Внутри имелась перегородка, исполняющая и роль элемента жесткости.
Опытный микроавтобус УАЗ-450В. Фото: Youtube.com
Боковая дверь появилась на более поздних модификациях – УАЗ-451М и 452.
Двигатель ставили только один – карбюраторный рядный, с нижним расположением клапанов. Рабочий объем 2 432 см3, мощность – 62 л. с.
Разработка УАЗ-450 велась по требованию советских военных. Поэтому нет ничего удивительного в том, что с 1958 года завод начал серийно выпускать санитарные УАЗ-450А. Этот транспорт имел уникальную проходимость, позволяющую производить эвакуацию раненых почти в любых условиях.
Когда военные получили необходимое количество автомобилей, их продолжили выпускать для гражданского рынка. Оказалось, что это лучшая машина для сельской местности.
Благодаря колесной формуле 4х4, машина без труда передвигалась по плохим дорогам и вне их в любое время года. Долгое время УАЗ «Буханка» был единственным транспортным средством, способным доехать до точки назначения в любую погоду, да еще и с прицепом до 850 кг.
Так проходили испытания УАЗ-450 в СССР. Фото: Youtube.com
УАЗ-450А имеет цельнометаллический кузов, который крепится на раме в десяти точках. Внутреннее пространство разделено на два помещения – для водителя и пассажира, и больных с фельдшером/доктором.
В санитарном отсеке расположены четверо носилок, два трехместных откидных сиденья и одно дополнительное возле перегородки.
Внутренняя отделка кузова сделана из материала, позволяющего проводить влажную уборку.
Санитарное отделение имеет по два боковых окна с каждой стороны, передние раздвижные.
УАЗ-450А стал главным конкурентом использовавшемуся в то время ПАЗ-653 – санитарному автомобилю на базе грузовика ГАЗ-51. В отличие от него, «Буханка» была комфортнее и имела лучшую проходимость за счет наличия полного привода.
Одновременно с медицинским фургоном, для армии наладили производство штабного микроавтобуса. Его назвали УАЗ-450Б. Автомобиль комплектовался военной аппаратурой по желанию заказчика – особенности были засекречены.
Пассажирская версия «Буханки» на 11 мест. В полноценную серию так и не пошла. Сначала конвейер был занят выпуском нужных стране санитарных модификаций, потом на заводе разрабатывали модель следующего поколения – УАЗ-452.
Прообраз легендарного «Головастика», бортовая грузовая версия. Выпускалась с 1958 по 1966 годы. Пользовалась высокой популярностью в самых труднодоступных уголках СССР.
УАЗ-450Д бортовой. Фото: Youtube.com
Еще нужно отметить заднеприводные версии УАЗ, получившие индекс 451 и выпускавшиеся с 1960 года.
Были и опытные машины на шасси ранней «Буханки», но в серию они не пошли.
В 1966 году автомобиль подвергли масштабной модернизации. Кроме видоизмененной внешности, машина получила современный верхнеклапанный двигатель и новую, четырехступенчатую коробку передач вместо З-МКПП. После этого модель переименовали в УАЗ-452.
«Буханка» до сих пор выпускается, немного видоизменившись и получив ряд других индексов в названии. А вот найти в продаже УАЗ-450 сложно – этот автомобиль уже считается коллекционным и стоит соответственно.
Но на самом деле история ульяновского фургончика началась значительно раньше и серийно эти автомобили собирали с 1958 года под названием УАЗ-450. До начала выпуска всем известной 452-ой «Буханки», было собрано более 55 000 микроавтобусов предыдущего поколения разных модификаций.
Военное задание
Вся история ульяновских автомобилей неразрывно связана с армией. Ничего странного в этом нет – завод занимался выпуском внедорожников, которые нужны были военным.

Сначала в Ульяновске наладили производство ГАЗ-69. Горьковский завод нуждался в свободных площадях для грузовых автомобилей – они были необходимы стране для строительства. Не успели наладить выпуск ГАЗ-69, как в 1954 году пришло постановление, обязывающее освоить цельнометаллические фургоны повышенной проходимости.
Конечно, заказчиком стала армия, которой нужны были санитарные и штабные автомобили.
Особенности дизайна
Изначально конструкторы Ульяновского завода и НАМИ рассматривали два варианта изготовления новой модели. Проще всего было сделать капотную машину на базе ГАЗ-69. Второй вариант предусматривал разработку новой бескапотной версии автомобиля, но с использованием стандартных узлов и агрегатов от «Козлика».
В итоге было решено делать машину новой конструкции с нуля. Тогда это объяснялось современными веяниями в автомобильной моде. Плюс военные рассматривали бескапотники как перспективные для транспортировки.
Первый УАЗ-450 был создан по дизайну Арямова, работавшего в НАМИ. Автомобиль получился современным, с заметным сужением сзади и стильной облицовкой передней части.
По сравнению с европейскими моделями цельнометаллических фургонов, опытный УАЗ выглядел самым нарядным.

Военные забраковали прототип – он получался слишком дорогим и гражданским. Армейская техника должна была быть максимально бюджетной, но при этом крепкой и ремонтопригодной.
Тогда конструкторы УАЗ взяли дело в свои руки и упростили автомобиль, чтобы снизить его конечную стоимость. В процессе было предложено несколько десятков эскизов, создано много макетов, но в работу пошел проект Шемарина, сделанный за день до утверждения модели в Москве.
Прототип второго типа военным понравился и его утвердили для запуска в серию. Его грузоподъемность составляла до 750-800 кг, что для санитарного или штабного автомобиля хватало с избытком.
Ульяновскому заводу было выдано техническое задание, согласно которому УАЗ должен выпускаться в нескольких модификациях:
- ? Санитарный
- ? Бортовой
- ? Фургон
- ? Микроавтобус
Осенью 1957 года партия предсерийных автомобилей прошла внутризаводские испытания и была отправлена покорять самые недоступные уголки Советского Союза – Каракумы, Памир, Оймякон и просторы Казахстана.
Особенности производства
В первую очередь освоили бортовые грузовики УАЗ-450Д. Дело в том, что с выпуском кузовных панелей на заводе имелись проблемы – нужного оборудования не было, поэтому детали приходилось выстукивать из листового металла буквально молотками на моделях.

Фургоны выпускали небольшими партиями, серийно их освоили только после бортовых модификаций.
Следующей моделью стал санитарный автомобиль УАЗ-450А, за ним сделали опытный микроавтобус 450В. Самыми последними освоили заднеприводные модели УАЗ-451 нескольких модификаций.
Полномасштабное производство на Ульяновском заводе началось только к концу 1958 года. Простые и неприхотливые автомобили очень быстро завоевали популярность по всему Советскому Союзу. Они работали там, где до этого эксплуатировались только военные грузовики и тракторы.
Для своего времени УАЗ-450 считался не хуже других известных мировых аналогов вроде «Унимога» и «Штеер-Пуха».
Технические особенности
УАЗ-450 – это цельнометаллический фургон, который серийно выпускался с 1958 по 1966 годы. Этот автомобиль создали на шасси грузового 450Д. Модель получила цельнометаллический кузов. Сбоку двери были только для водителя и переднего пассажира, плюс сзади двустворчатая распашная. Внутри имелась перегородка, исполняющая и роль элемента жесткости.

Боковая дверь появилась на более поздних модификациях – УАЗ-451М и 452.
Двигатель ставили только один – карбюраторный рядный, с нижним расположением клапанов. Рабочий объем 2 432 см3, мощность – 62 л. с.
УАЗ-450А
Разработка УАЗ-450 велась по требованию советских военных. Поэтому нет ничего удивительного в том, что с 1958 года завод начал серийно выпускать санитарные УАЗ-450А. Этот транспорт имел уникальную проходимость, позволяющую производить эвакуацию раненых почти в любых условиях.
Даже первые предсерийные «санитарки» были отправлены в армию.
Когда военные получили необходимое количество автомобилей, их продолжили выпускать для гражданского рынка. Оказалось, что это лучшая машина для сельской местности.
Благодаря колесной формуле 4х4, машина без труда передвигалась по плохим дорогам и вне их в любое время года. Долгое время УАЗ «Буханка» был единственным транспортным средством, способным доехать до точки назначения в любую погоду, да еще и с прицепом до 850 кг.

УАЗ-450А имеет цельнометаллический кузов, который крепится на раме в десяти точках. Внутреннее пространство разделено на два помещения – для водителя и пассажира, и больных с фельдшером/доктором.
В санитарном отсеке расположены четверо носилок, два трехместных откидных сиденья и одно дополнительное возле перегородки.
Внутренняя отделка кузова сделана из материала, позволяющего проводить влажную уборку.
Санитарное отделение имеет по два боковых окна с каждой стороны, передние раздвижные.
Внутри автомобиля могли поместиться четверо лежачих больных на носилках и три пассажира, или девять человек сидячих.
УАЗ-450А стал главным конкурентом использовавшемуся в то время ПАЗ-653 – санитарному автомобилю на базе грузовика ГАЗ-51. В отличие от него, «Буханка» была комфортнее и имела лучшую проходимость за счет наличия полного привода.
УАЗ-450Б
Одновременно с медицинским фургоном, для армии наладили производство штабного микроавтобуса. Его назвали УАЗ-450Б. Автомобиль комплектовался военной аппаратурой по желанию заказчика – особенности были засекречены.
УАЗ-450В
Пассажирская версия «Буханки» на 11 мест. В полноценную серию так и не пошла. Сначала конвейер был занят выпуском нужных стране санитарных модификаций, потом на заводе разрабатывали модель следующего поколения – УАЗ-452.
УАЗ-450Д
Прообраз легендарного «Головастика», бортовая грузовая версия. Выпускалась с 1958 по 1966 годы. Пользовалась высокой популярностью в самых труднодоступных уголках СССР.

Еще нужно отметить заднеприводные версии УАЗ, получившие индекс 451 и выпускавшиеся с 1960 года.
Были и опытные машины на шасси ранней «Буханки», но в серию они не пошли.
В 1966 году автомобиль подвергли масштабной модернизации. Кроме видоизмененной внешности, машина получила современный верхнеклапанный двигатель и новую, четырехступенчатую коробку передач вместо З-МКПП. После этого модель переименовали в УАЗ-452.
«Буханка» до сих пор выпускается, немного видоизменившись и получив ряд других индексов в названии. А вот найти в продаже УАЗ-450 сложно – этот автомобиль уже считается коллекционным и стоит соответственно.
- Ульф
- https://youtube.com
Рекомендуем для вас

Настоящий тяжеловес – в Архангельский авиапарк вернулся легендарный вертолет
Это одна из самых мощных машин в мире. Гражданская версия будет трудиться в сложных условиях грузовых и пассажирских сценариев....

Поставки российских двигателей ТВ7-117СТ-01 для Ил-114-300 начнутся уже в этом году
Первые 6-7 экземпляров отгрузят для статических и летных экземпляров. Ждать осталось немного....

Теперь официально – первый взгляд на серийную «Искру» и вопросы к АВТОВАЗ
Последняя новинка отечественной компании АВТОВАЗ теперь официально перешла на стадию серийного производства. По случаю этого события было организовано...

«МотоВелоЗавод» начал выпускать патрульные мотоциклы для ГАИ
Теперь у МВД появилась отечественная модель для нужд мотобата. Правда, она имеет китайское происхождение....

На Камчатке достраивают первую в истории региона серию рыболовных судов
Два корабля введут в эксплуатацию уже в мае. Они займутся рыболовным промыслом....

ЛиАЗ-677: тяжелое восстановление спустя 25 лет простоя
Спустя почти полвека с момента выпуска легендарного ЛиАЗ-677 1976 года автор видео на YouTube-канале «Автобусная мастерская VegaBus» решается вдохнуть в него...

Верховина 7 Спорт – самый «крутой» львовский мопед для советских пацанов
Мопеды в позднем СССР были представлены в основном двух заводов – львовского и рижского. Одни считались похуже, другие получше, но в продаже последние...

«Грузинская солянка» или электровоз 4Е10
Грузинский завод ТЭВЗ в советское время собирал многие модели отечественных электровозов. В 2000 году его специалисты попытались создать грузопассажирский...

10 тракторов из СССР, о которых почти никто не знает, и зря
В советской истории тракторостроения осталось немало малоизвестных, но по-своему гениальных машин, которые могли бы изменить отрасль, будь у них шанс на...

До 100 км/ч за 1,38 секунды – как это возможно?
Когда кажется, что автомобильная индустрия уже показала все, появляется нечто, что рушит представления о возможном. В этом видео автор YouTube-канала «Big Look...

Новые российские туристические автобусы – ПАЗ, КАВЗ и ЛИАЗ
Пока все переживают за российское производство легковых автомобилей, которое развивается не совсем в нужном направлении, незаметно появляются новые...

Стартовало серийное производство LADA Iskra
Выпуск модели приурочен к юбилею АВТОВАЗа. Ведь 55 лет назад на заводе собрали первый ВАЗ-2101....

Новый «Корвет» из США – во сколько обошлось «удовольствие»
«Нестандартные» и флагманские автомобили в нашей стране теперь приходится «доставать». Речь идет как о конкретных моделях, так и о некоторых марках. Даже если...

Количество SJ-100 для летных испытаний растет – присоединился еще один борт
Вместе с тем стала известна точная дата тестового полета нового образца, а также ориентировочные сроки завершения испытательной программы. Следом за ним –...

В Москве открылась крупнейшая в России выставка техники
Сотни экспонатов – настоящий рай для поклонников технологий и механизмов. Более 40 брендов уже приняли участие....

Pontiac Banshee: за что его выгнали из автосалона в Нью-Йорке?
Поворотная точка для Pontiac и последний шанс обогнать Chevrolet. Почему все-таки не вышло?...