Самая первая «Буханка» – история УАЗ-450 и его модификаций
Мало кто сейчас помнит самые первые модификации фургончиков марки УАЗ. Принято считать, что «Буханка» выпускалась с 1965 года и ее продолжают собирать до сих пор, минимально модернизируя.
Но на самом деле история ульяновского фургончика началась значительно раньше и серийно эти автомобили собирали с 1958 года под названием УАЗ-450. До начала выпуска всем известной 452-ой «Буханки», было собрано более 55 000 микроавтобусов предыдущего поколения разных модификаций.
Вся история ульяновских автомобилей неразрывно связана с армией. Ничего странного в этом нет – завод занимался выпуском внедорожников, которые нужны были военным.
Сначала в Ульяновске наладили производство ГАЗ-69. Горьковский завод нуждался в свободных площадях для грузовых автомобилей – они были необходимы стране для строительства. Не успели наладить выпуск ГАЗ-69, как в 1954 году пришло постановление, обязывающее освоить цельнометаллические фургоны повышенной проходимости.
Конечно, заказчиком стала армия, которой нужны были санитарные и штабные автомобили.
Изначально конструкторы Ульяновского завода и НАМИ рассматривали два варианта изготовления новой модели. Проще всего было сделать капотную машину на базе ГАЗ-69. Второй вариант предусматривал разработку новой бескапотной версии автомобиля, но с использованием стандартных узлов и агрегатов от «Козлика».
Первый УАЗ-450 был создан по дизайну Арямова, работавшего в НАМИ. Автомобиль получился современным, с заметным сужением сзади и стильной облицовкой передней части.
По сравнению с европейскими моделями цельнометаллических фургонов, опытный УАЗ выглядел самым нарядным.
Военные забраковали прототип – он получался слишком дорогим и гражданским. Армейская техника должна была быть максимально бюджетной, но при этом крепкой и ремонтопригодной.
Прототип второго типа военным понравился и его утвердили для запуска в серию. Его грузоподъемность составляла до 750-800 кг, что для санитарного или штабного автомобиля хватало с избытком.
Ульяновскому заводу было выдано техническое задание, согласно которому УАЗ должен выпускаться в нескольких модификациях:
Осенью 1957 года партия предсерийных автомобилей прошла внутризаводские испытания и была отправлена покорять самые недоступные уголки Советского Союза – Каракумы, Памир, Оймякон и просторы Казахстана.
В первую очередь освоили бортовые грузовики УАЗ-450Д. Дело в том, что с выпуском кузовных панелей на заводе имелись проблемы – нужного оборудования не было, поэтому детали приходилось выстукивать из листового металла буквально молотками на моделях.
Фургоны выпускали небольшими партиями, серийно их освоили только после бортовых модификаций.
Полномасштабное производство на Ульяновском заводе началось только к концу 1958 года. Простые и неприхотливые автомобили очень быстро завоевали популярность по всему Советскому Союзу. Они работали там, где до этого эксплуатировались только военные грузовики и тракторы.
Для своего времени УАЗ-450 считался не хуже других известных мировых аналогов вроде «Унимога» и «Штеер-Пуха».
УАЗ-450 – это цельнометаллический фургон, который серийно выпускался с 1958 по 1966 годы. Этот автомобиль создали на шасси грузового 450Д. Модель получила цельнометаллический кузов. Сбоку двери были только для водителя и переднего пассажира, плюс сзади двустворчатая распашная. Внутри имелась перегородка, исполняющая и роль элемента жесткости.
Боковая дверь появилась на более поздних модификациях – УАЗ-451М и 452.
Двигатель ставили только один – карбюраторный рядный, с нижним расположением клапанов. Рабочий объем 2 432 см3, мощность – 62 л. с.
Разработка УАЗ-450 велась по требованию советских военных. Поэтому нет ничего удивительного в том, что с 1958 года завод начал серийно выпускать санитарные УАЗ-450А. Этот транспорт имел уникальную проходимость, позволяющую производить эвакуацию раненых почти в любых условиях.
Когда военные получили необходимое количество автомобилей, их продолжили выпускать для гражданского рынка. Оказалось, что это лучшая машина для сельской местности.
Благодаря колесной формуле 4х4, машина без труда передвигалась по плохим дорогам и вне их в любое время года. Долгое время УАЗ «Буханка» был единственным транспортным средством, способным доехать до точки назначения в любую погоду, да еще и с прицепом до 850 кг.
УАЗ-450А имеет цельнометаллический кузов, который крепится на раме в десяти точках. Внутреннее пространство разделено на два помещения – для водителя и пассажира, и больных с фельдшером/доктором.
В санитарном отсеке расположены четверо носилок, два трехместных откидных сиденья и одно дополнительное возле перегородки.
Внутренняя отделка кузова сделана из материала, позволяющего проводить влажную уборку.
Санитарное отделение имеет по два боковых окна с каждой стороны, передние раздвижные.
УАЗ-450А стал главным конкурентом использовавшемуся в то время ПАЗ-653 – санитарному автомобилю на базе грузовика ГАЗ-51. В отличие от него, «Буханка» была комфортнее и имела лучшую проходимость за счет наличия полного привода.
Одновременно с медицинским фургоном, для армии наладили производство штабного микроавтобуса. Его назвали УАЗ-450Б. Автомобиль комплектовался военной аппаратурой по желанию заказчика – особенности были засекречены.
Пассажирская версия «Буханки» на 11 мест. В полноценную серию так и не пошла. Сначала конвейер был занят выпуском нужных стране санитарных модификаций, потом на заводе разрабатывали модель следующего поколения – УАЗ-452.
Прообраз легендарного «Головастика», бортовая грузовая версия. Выпускалась с 1958 по 1966 годы. Пользовалась высокой популярностью в самых труднодоступных уголках СССР.
Еще нужно отметить заднеприводные версии УАЗ, получившие индекс 451 и выпускавшиеся с 1960 года.
Были и опытные машины на шасси ранней «Буханки», но в серию они не пошли.
В 1966 году автомобиль подвергли масштабной модернизации. Кроме видоизмененной внешности, машина получила современный верхнеклапанный двигатель и новую, четырехступенчатую коробку передач вместо З-МКПП. После этого модель переименовали в УАЗ-452.
«Буханка» до сих пор выпускается, немного видоизменившись и получив ряд других индексов в названии. А вот найти в продаже УАЗ-450 сложно – этот автомобиль уже считается коллекционным и стоит соответственно.
Но на самом деле история ульяновского фургончика началась значительно раньше и серийно эти автомобили собирали с 1958 года под названием УАЗ-450. До начала выпуска всем известной 452-ой «Буханки», было собрано более 55 000 микроавтобусов предыдущего поколения разных модификаций.
Военное задание
Вся история ульяновских автомобилей неразрывно связана с армией. Ничего странного в этом нет – завод занимался выпуском внедорожников, которые нужны были военным.
Современный УАЗ не сильно отличается от модели 1958 года. Фото: Youtube.com
Сначала в Ульяновске наладили производство ГАЗ-69. Горьковский завод нуждался в свободных площадях для грузовых автомобилей – они были необходимы стране для строительства. Не успели наладить выпуск ГАЗ-69, как в 1954 году пришло постановление, обязывающее освоить цельнометаллические фургоны повышенной проходимости.
Конечно, заказчиком стала армия, которой нужны были санитарные и штабные автомобили.
Особенности дизайна
Изначально конструкторы Ульяновского завода и НАМИ рассматривали два варианта изготовления новой модели. Проще всего было сделать капотную машину на базе ГАЗ-69. Второй вариант предусматривал разработку новой бескапотной версии автомобиля, но с использованием стандартных узлов и агрегатов от «Козлика».
В итоге было решено делать машину новой конструкции с нуля. Тогда это объяснялось современными веяниями в автомобильной моде. Плюс военные рассматривали бескапотники как перспективные для транспортировки.
Первый УАЗ-450 был создан по дизайну Арямова, работавшего в НАМИ. Автомобиль получился современным, с заметным сужением сзади и стильной облицовкой передней части.
По сравнению с европейскими моделями цельнометаллических фургонов, опытный УАЗ выглядел самым нарядным.
Один из первых прототипов УАЗ-450. Фото: Youtube.com
Военные забраковали прототип – он получался слишком дорогим и гражданским. Армейская техника должна была быть максимально бюджетной, но при этом крепкой и ремонтопригодной.
Тогда конструкторы УАЗ взяли дело в свои руки и упростили автомобиль, чтобы снизить его конечную стоимость. В процессе было предложено несколько десятков эскизов, создано много макетов, но в работу пошел проект Шемарина, сделанный за день до утверждения модели в Москве.
Прототип второго типа военным понравился и его утвердили для запуска в серию. Его грузоподъемность составляла до 750-800 кг, что для санитарного или штабного автомобиля хватало с избытком.
Ульяновскому заводу было выдано техническое задание, согласно которому УАЗ должен выпускаться в нескольких модификациях:
- ? Санитарный
- ? Бортовой
- ? Фургон
- ? Микроавтобус
Осенью 1957 года партия предсерийных автомобилей прошла внутризаводские испытания и была отправлена покорять самые недоступные уголки Советского Союза – Каракумы, Памир, Оймякон и просторы Казахстана.
Особенности производства
В первую очередь освоили бортовые грузовики УАЗ-450Д. Дело в том, что с выпуском кузовных панелей на заводе имелись проблемы – нужного оборудования не было, поэтому детали приходилось выстукивать из листового металла буквально молотками на моделях.
Одна из первых санитарных модификаций. Фото: Youtube.com
Фургоны выпускали небольшими партиями, серийно их освоили только после бортовых модификаций.
Следующей моделью стал санитарный автомобиль УАЗ-450А, за ним сделали опытный микроавтобус 450В. Самыми последними освоили заднеприводные модели УАЗ-451 нескольких модификаций.
Полномасштабное производство на Ульяновском заводе началось только к концу 1958 года. Простые и неприхотливые автомобили очень быстро завоевали популярность по всему Советскому Союзу. Они работали там, где до этого эксплуатировались только военные грузовики и тракторы.
Для своего времени УАЗ-450 считался не хуже других известных мировых аналогов вроде «Унимога» и «Штеер-Пуха».
Технические особенности
УАЗ-450 – это цельнометаллический фургон, который серийно выпускался с 1958 по 1966 годы. Этот автомобиль создали на шасси грузового 450Д. Модель получила цельнометаллический кузов. Сбоку двери были только для водителя и переднего пассажира, плюс сзади двустворчатая распашная. Внутри имелась перегородка, исполняющая и роль элемента жесткости.
Опытный микроавтобус УАЗ-450В. Фото: Youtube.com
Боковая дверь появилась на более поздних модификациях – УАЗ-451М и 452.
Двигатель ставили только один – карбюраторный рядный, с нижним расположением клапанов. Рабочий объем 2 432 см3, мощность – 62 л. с.
УАЗ-450А
Разработка УАЗ-450 велась по требованию советских военных. Поэтому нет ничего удивительного в том, что с 1958 года завод начал серийно выпускать санитарные УАЗ-450А. Этот транспорт имел уникальную проходимость, позволяющую производить эвакуацию раненых почти в любых условиях.
Даже первые предсерийные «санитарки» были отправлены в армию.
Когда военные получили необходимое количество автомобилей, их продолжили выпускать для гражданского рынка. Оказалось, что это лучшая машина для сельской местности.
Благодаря колесной формуле 4х4, машина без труда передвигалась по плохим дорогам и вне их в любое время года. Долгое время УАЗ «Буханка» был единственным транспортным средством, способным доехать до точки назначения в любую погоду, да еще и с прицепом до 850 кг.
Так проходили испытания УАЗ-450 в СССР. Фото: Youtube.com
УАЗ-450А имеет цельнометаллический кузов, который крепится на раме в десяти точках. Внутреннее пространство разделено на два помещения – для водителя и пассажира, и больных с фельдшером/доктором.
В санитарном отсеке расположены четверо носилок, два трехместных откидных сиденья и одно дополнительное возле перегородки.
Внутренняя отделка кузова сделана из материала, позволяющего проводить влажную уборку.
Санитарное отделение имеет по два боковых окна с каждой стороны, передние раздвижные.
Внутри автомобиля могли поместиться четверо лежачих больных на носилках и три пассажира, или девять человек сидячих.
УАЗ-450А стал главным конкурентом использовавшемуся в то время ПАЗ-653 – санитарному автомобилю на базе грузовика ГАЗ-51. В отличие от него, «Буханка» была комфортнее и имела лучшую проходимость за счет наличия полного привода.
УАЗ-450Б
Одновременно с медицинским фургоном, для армии наладили производство штабного микроавтобуса. Его назвали УАЗ-450Б. Автомобиль комплектовался военной аппаратурой по желанию заказчика – особенности были засекречены.
УАЗ-450В
Пассажирская версия «Буханки» на 11 мест. В полноценную серию так и не пошла. Сначала конвейер был занят выпуском нужных стране санитарных модификаций, потом на заводе разрабатывали модель следующего поколения – УАЗ-452.
УАЗ-450Д
Прообраз легендарного «Головастика», бортовая грузовая версия. Выпускалась с 1958 по 1966 годы. Пользовалась высокой популярностью в самых труднодоступных уголках СССР.
УАЗ-450Д бортовой. Фото: Youtube.com
Еще нужно отметить заднеприводные версии УАЗ, получившие индекс 451 и выпускавшиеся с 1960 года.
Были и опытные машины на шасси ранней «Буханки», но в серию они не пошли.
В 1966 году автомобиль подвергли масштабной модернизации. Кроме видоизмененной внешности, машина получила современный верхнеклапанный двигатель и новую, четырехступенчатую коробку передач вместо З-МКПП. После этого модель переименовали в УАЗ-452.
«Буханка» до сих пор выпускается, немного видоизменившись и получив ряд других индексов в названии. А вот найти в продаже УАЗ-450 сложно – этот автомобиль уже считается коллекционным и стоит соответственно.
- Ульф
- https://youtube.com
Рекомендуем для вас
Ракетоплан «Аврора» совершил свой первый сверхзвуковой полет
Это первое подобное событие для гражданской авиации со времен «Конкорда». Подробнее обо всем читайте в нашем материале....
Революционный реактивный двигатель прошел первые огневые испытания и показал многообещающие результаты
Речь о новой турбоэлектрической установке, предназначенной для пассажирских реактивных самолетов. Подробнее о проекте читайте в нашем материале....
Стало известно, почему в России трудно строить самолеты
Существует несколько ключевых факторов, создающих проблемы. Но есть и положительная динамика. Все подробности читайте в нашем материале....
Из CR929 – С929: где Китай возьмет двигатели?
После выхода РФ из проекта CR929, китайцы продолжили строить самолет самостоятельно. Планер и электронное оборудование КНР по силам, но с двигателем –...
Импортозамещенный Ту-214 готов к первому полету
Казанский авиазавод установил отечественные навигационные системы, а также другое важное оборудование. Все подробности читайте в нашем материале....
Вот почему современные автомобили быстро ломаются – основная причина
Современные автомобили сделаны так, что водителю практически не нужно знать их устройство. Максимум запомнить, где бачок для стеклоомывающей жидкости. Впрочем,...
Новый экземпляр Ил-114-300 проходит сертификационные испытания
Параллельно с этим собирают первый серийный образец. Как проходят тестирования прототипов, и на каком этапе находятся остальные машины, читайте в нашем...
Российский самолет, оснащенный ПД-35 – появились новые подробности о проекте
Информацией о том, на каком этапе он находится и когда можно ожидать результат поделился Министр торговли и промышленности Российской Федерации. Подробности в...
Раскрыта стоимость флагманскоой модели «Москвич 8»
Также стала известна дата поступления в продажу. Все подробности и характеристики отечественного внедорожника читайте в нашем материале....
Илон Маск нашел революционную замену самолетам
Американский предприниматель хочет отправлять пассажиров на специально подготовленной ракете. Это позволит сократить время перелетов в 15 раз, опередив даже...
Дизельный УАЗ и дюжина новых моделей – компания Sollers провела грандиозную презентацию
Российская компания давно не проводила мероприятия таких масштабов. Бренд подготовил новые фургоны, пикапы, минивэн и внедорожник. Кроме того, улучшили и...
«Авиация Колымы» стала обладателем вертолетов-косаток
Уникальные машины вскоре отправятся в месте постоянной дислокации. По пути будет 11 остановок. Не исключено, что вам повезет их увидеть «вживую»....
Готовятся к серийному производству 13 моделей новых российских автомобилей
Компания Sollers еще пару лет назад обещала, что выпустит несколько новых моделей отечественных автомобилей. Не совсем российских, но зато в перспективе...
Россия построит новую железную дорогу до Персидского залива
Логистическое сообщение поможет обеспечить стабильные поставки с Урала, Сибири и Поволжья. Все подробности масштабного проекта читайте в нашем материале....
Брянский автомобильный завод готовит к выпуску уникальные грузовики
Это будет пожарный автомобиль для аэродромов. Он заявлен как на 100% отечественный, но есть нюансы....
К-750 – советский мотоцикл, восстановленный по современным технологиям
Некоторые россияне и жители СНГ любят советские мотоциклы. Для многих это не единственная и бюджетная возможность передвигаться на двух колесах, а отдушина....