Урал Кобра – самый первый российский чоппер от Ирбитского мотозавода
История российского мотопрома весьма интересна, запутанна и многогранна. В 90-х годах казалось, что страна получит новые модели. Ведь активизировались не только бывшие советские заводы, но и начали появляться компании, желающие занять рынок.
Первыми стали именно опытные предприятия. У них просто не было другого выбора. Стабильный спрос после развала Советского Союза исчез.
Первые год или два мотоциклы еще покупали по старой привычке, но небольшими партиями и в основном магазины. Но вскоре стало ясно – если так будет продолжаться, они просто разорятся.
Сложнее всего приходилось Ирбитскому мотозаводу. На продажу они выпускали только модели с колясками, а те использовались в качестве дешевой и доступной версии автомобиля, причем в основном в сельской местности.
Пришлось в спешном порядке делать мотоциклы без колясок. По сути, они особо не отличались от трехколесных модификаций. Это уже потом, ближе к концу 90-х, модель переосмыслили.
Но сегодня мы расскажем про Урал Кобру. Это был тот самый «глоток свободы», возможность для конструкторов ИМЗ проявить себя. Даже сейчас байк смотрится смело, а когда он появился – это было нечто. Пускай нелепое, кричащее, но зато инновационное и привлекающее внимание.
Многие утверждают, что Урал Кобра – это вовсе не дебютный чоппер или круизер от Ирбитского мотоциклетного завода. Дескать, сначала был «Вояж». Только через год после его дебюта появился Урал Кобра.
Это так, но разработали мотоцикл гораздо раньше. Об этом мы еще расскажем, но даже видно, что «Кобра» была дебютным байком:
✅ Внешность скопирована с американских кастомов
✅ Рама типа «сухарь»
✅ Одноместное подпружиненное сиденье
В общем, устаревшая конструкция даже на фоне ирбитских «колясычей». Это говорит о том, что создатели просто не знали, в каком направлении двигаться. Мотоцикл они создали ориентируясь на фотографию пляжного байка из США.
Если брать «Вояж», который в серийном исполнении появился на год раньше, то там скорее дорожник, чем круизер. Урал Волк даже внешне похож на чоппер, но его разрабатывали совместно с байкерами и гораздо позднее.
Как уже упоминалось выше, первые «гражданские» двухколесные мотоциклы «Урал» появились в начале 1990-х. Но был период, когда их хотели запустить в массовое производство при СССР.
Речь про модель М-52, дебютировавшую в 1957 году. Этот мотоцикл малоизвестен по трем причинам:
✅ Его выпускали до 1960 года
✅ Модель собирали небольшими партиями
✅ Продавались байки только в окрестностях Ирбита
Почему его в итоге сняли с производства, сложно сказать. Есть мнение, что это милиция повлияла. Дескать, на таких быстрых и мощных мотоциклах преступники смогут легко уходить от погонь. А может все проще – не хотели, чтобы молодые водители часто разбивались.
Потом Ирбитский мотоциклетный завод выпускал «одиночки» только для эскорта, милиции и спортсменов. Как уже ясно, в руки «гражданских» такие модели не попадали.
Первые Урал Соло появились в 1993 году. Разрабатывать их начали еще в конце 1980-х, но в серию они пошли только после развала Советского Союза. Это и сыграло плохую службу модели. Пока СССР существовал, мотоциклы явно бы покупали – деньги у любителей двухколесной техники водились, а альтернативы подобной мощности не имелось.
Но в 1993 году Урал Соло уже казался примитивным и слишком дорогим. Если у кого-то не хватало финансов на покупку б/у японского байка, то они брали старый «Урал» с коляской. Последняя легко отсоединялась, мотоцикл немного дорабатывался, ставился скоростной редуктор. И получался тот же Урал Соло, в ряде случаев даже более качественный.
А потом в руки ребят попал журнал с ярким чоппером из США от Titan Motorcycle Company. Этот производитель начал делать свои кастомы как раз в 1994 году. Мотоциклы были ручной работы, яркие и стильные. Конечно, далеко не универсальные, больше показушные. Но инженера и дизайнера ИМЗ они зацепили.
Так появился первый опытный Урал Кобра. Только на конвейер пошел не он, а более поздний «Вояж». А яркий желтый чоппер был выпущен примерно через год ограниченной серией в 16 экземпляров. Больше не понадобилось – модель оказалась невостребованной, да и недоработанной конструктивно.
Смотрится Урал Кобра как-то странно и провокационно. Сейчас при взгляде на его формы сразу хочется назвать байк антилопой Гну. Он так же нелеп и горбат.
Ничего удивительного – создавался мотоцикл людьми, не понимающими в чопперостроении и буквально по фотографиям. Плюс еще в режиме жесткой нехватки финансов. Поэтому получилось «я тебя слепила из того, что было».
Во-вторых, для оппозитного двигателя в раме слишком много места оставили. Сразу видно, что сюда просится V-twin, но достать такой на Ирбитском мотозаводе не могли по определению. Зачем тогда разрабатывали специфическую раму?
В-третьих, приборная панель не смотрится, как и маленькая фара. В общем, внешне Урал Кобра мог поразить только в первой половине 90-х, да и то, лишь тех, кто подобных мотоциклов никогда не видел.
Байк выпускался в двух вариантах – с одним или двумя сиденьями. Рядом с ним мог сидеть только очень выносливый пассажир. Если водительское кресло-лопух еще кое-как амортизировало, то для «двойки» любая трещина на асфальте отдавалась в позвоночник.
Изначально предполагалось, что сзади будет широкая автомобильная шина. Не случилось этого – слишком много переделок, по мнению заводчан. И так сойдет, решили они. Привычка, оставшаяся с советских времен, сыграла роль. Дескать, все равно купят!
Изначально на новый байк собирались ставить широкую линейку моторов. Двигатели как раз разрабатывали. В качестве основного мотора предполагался новый оппозит с объемом 720 см3.
Были варианты на 650 и 750 см3 и даже версия с жидкостным охлаждением. К сожалению, это только опытные наработки и мечты. В серию, если так можно назвать 16 выпущенных экземпляров, пошли самые простые моторы на 650 см3.
Рама у байка жесткая, неподрессоренная. Такие принято «сухарями» называть. Амортизация для водителя создается за счет пружин на седле.
Не совсем понятно, для чего так сделали. Ведь это лишает мотоцикл универсальности. А рассчитывать на то, что в России в 90-х кто-то будет брать байк для коротких поездок «себя показать» – это смешно. Не «Харлей» ведь.
Раму взяли от ИМЗ-8.103-10 и порезали, вварив куски. Типичный путь для гаражного самодельщика. Зато тормоза сразу дисковые поставили, причем спереди и сзади.
Урал Кобра – это важная веха в истории российского чопперостроения. Было время, когда Ирбитский завод пытался встроиться в современные реалии, выпускать красивые мотоциклы. К сожалению, ничего не вышло.
Найти сейчас Урал Кобру сложно. Эти мотоциклы в единичных экземплярах есть в частных коллекциях. Просят за них неадекватные конструкции суммы. Проще и в разы дешевле сделать байк «по мотивам» самостоятельно или обращаться к гаражным умельцам. Зачастую получится лучше.
Первыми стали именно опытные предприятия. У них просто не было другого выбора. Стабильный спрос после развала Советского Союза исчез.
Первые год или два мотоциклы еще покупали по старой привычке, но небольшими партиями и в основном магазины. Но вскоре стало ясно – если так будет продолжаться, они просто разорятся.
Мотоциклы с колясками перестали покупать в России сразу же после развала СССР. Фото: Youtube.com
Сложнее всего приходилось Ирбитскому мотозаводу. На продажу они выпускали только модели с колясками, а те использовались в качестве дешевой и доступной версии автомобиля, причем в основном в сельской местности.
Пришлось в спешном порядке делать мотоциклы без колясок. По сути, они особо не отличались от трехколесных модификаций. Это уже потом, ближе к концу 90-х, модель переосмыслили.
Кстати, опытные партии мотоциклов без колясок на заводе имелись еще на исходе 80-х.
Но сегодня мы расскажем про Урал Кобру. Это был тот самый «глоток свободы», возможность для конструкторов ИМЗ проявить себя. Даже сейчас байк смотрится смело, а когда он появился – это было нечто. Пускай нелепое, кричащее, но зато инновационное и привлекающее внимание.
Так он первый или нет?
Многие утверждают, что Урал Кобра – это вовсе не дебютный чоппер или круизер от Ирбитского мотоциклетного завода. Дескать, сначала был «Вояж». Только через год после его дебюта появился Урал Кобра.
Первым в серийное производство пошел все-таки Урал Вояж. Фото: Youtube.com
Это так, но разработали мотоцикл гораздо раньше. Об этом мы еще расскажем, но даже видно, что «Кобра» была дебютным байком:
✅ Внешность скопирована с американских кастомов
✅ Рама типа «сухарь»
✅ Одноместное подпружиненное сиденье
В общем, устаревшая конструкция даже на фоне ирбитских «колясычей». Это говорит о том, что создатели просто не знали, в каком направлении двигаться. Мотоцикл они создали ориентируясь на фотографию пляжного байка из США.
Если брать «Вояж», который в серийном исполнении появился на год раньше, то там скорее дорожник, чем круизер. Урал Волк даже внешне похож на чоппер, но его разрабатывали совместно с байкерами и гораздо позднее.
Предыстория
Как уже упоминалось выше, первые «гражданские» двухколесные мотоциклы «Урал» появились в начале 1990-х. Но был период, когда их хотели запустить в массовое производство при СССР.
Иногда Урал Кобра даже появляется в продаже. Фото: problembo.com
Речь про модель М-52, дебютировавшую в 1957 году. Этот мотоцикл малоизвестен по трем причинам:
✅ Его выпускали до 1960 года
✅ Модель собирали небольшими партиями
✅ Продавались байки только в окрестностях Ирбита
Почему его в итоге сняли с производства, сложно сказать. Есть мнение, что это милиция повлияла. Дескать, на таких быстрых и мощных мотоциклах преступники смогут легко уходить от погонь. А может все проще – не хотели, чтобы молодые водители часто разбивались.
Потом Ирбитский мотоциклетный завод выпускал «одиночки» только для эскорта, милиции и спортсменов. Как уже ясно, в руки «гражданских» такие модели не попадали.
Российские «одиночки»
Первые Урал Соло появились в 1993 году. Разрабатывать их начали еще в конце 1980-х, но в серию они пошли только после развала Советского Союза. Это и сыграло плохую службу модели. Пока СССР существовал, мотоциклы явно бы покупали – деньги у любителей двухколесной техники водились, а альтернативы подобной мощности не имелось.
Ранние мотоциклы Урал Соло выглядели так. Фото: Youtube.com
Но в 1993 году Урал Соло уже казался примитивным и слишком дорогим. Если у кого-то не хватало финансов на покупку б/у японского байка, то они брали старый «Урал» с коляской. Последняя легко отсоединялась, мотоцикл немного дорабатывался, ставился скоростной редуктор. И получался тот же Урал Соло, в ряде случаев даже более качественный.
Поэтому в 1994 или 1995 году перед конструктором Строкиным и дизайнером Шевченко поставили задачу разработать массовый мотоцикл для молодежи. Те начали думать над тем, что позже стало «Вояжем».
А потом в руки ребят попал журнал с ярким чоппером из США от Titan Motorcycle Company. Этот производитель начал делать свои кастомы как раз в 1994 году. Мотоциклы были ручной работы, яркие и стильные. Конечно, далеко не универсальные, больше показушные. Но инженера и дизайнера ИМЗ они зацепили.
Так появился первый опытный Урал Кобра. Только на конвейер пошел не он, а более поздний «Вояж». А яркий желтый чоппер был выпущен примерно через год ограниченной серией в 16 экземпляров. Больше не понадобилось – модель оказалась невостребованной, да и недоработанной конструктивно.
Внешность
Смотрится Урал Кобра как-то странно и провокационно. Сейчас при взгляде на его формы сразу хочется назвать байк антилопой Гну. Он так же нелеп и горбат.
А ведь создатели ориентировались на такие американские кастом-байки. Фото: problembo.com
Ничего удивительного – создавался мотоцикл людьми, не понимающими в чопперостроении и буквально по фотографиям. Плюс еще в режиме жесткой нехватки финансов. Поэтому получилось «я тебя слепила из того, что было».
Во внешности Урал Кобры можно сразу заметить несколько ошибок дизайнеров, портящих впечатление. Во-первых, длины вилки явно недостаточно для чоппера.
Во-вторых, для оппозитного двигателя в раме слишком много места оставили. Сразу видно, что сюда просится V-twin, но достать такой на Ирбитском мотозаводе не могли по определению. Зачем тогда разрабатывали специфическую раму?
В-третьих, приборная панель не смотрится, как и маленькая фара. В общем, внешне Урал Кобра мог поразить только в первой половине 90-х, да и то, лишь тех, кто подобных мотоциклов никогда не видел.
Байк выпускался в двух вариантах – с одним или двумя сиденьями. Рядом с ним мог сидеть только очень выносливый пассажир. Если водительское кресло-лопух еще кое-как амортизировало, то для «двойки» любая трещина на асфальте отдавалась в позвоночник.
Когда-то Урал Кобра собирал вокруг себя толпы зрителей. Фото: problembo.com
Изначально предполагалось, что сзади будет широкая автомобильная шина. Не случилось этого – слишком много переделок, по мнению заводчан. И так сойдет, решили они. Привычка, оставшаяся с советских времен, сыграла роль. Дескать, все равно купят!
Технические особенности
Изначально на новый байк собирались ставить широкую линейку моторов. Двигатели как раз разрабатывали. В качестве основного мотора предполагался новый оппозит с объемом 720 см3.
Были варианты на 650 и 750 см3 и даже версия с жидкостным охлаждением. К сожалению, это только опытные наработки и мечты. В серию, если так можно назвать 16 выпущенных экземпляров, пошли самые простые моторы на 650 см3.
Система электростартера, которая была на первом опытном байке, исчезла в угоду удешевления производства. Так что Урал Кобру приходилось заводить ногой, как все советские мотоциклы.
Рама у байка жесткая, неподрессоренная. Такие принято «сухарями» называть. Амортизация для водителя создается за счет пружин на седле.
Не совсем понятно, для чего так сделали. Ведь это лишает мотоцикл универсальности. А рассчитывать на то, что в России в 90-х кто-то будет брать байк для коротких поездок «себя показать» – это смешно. Не «Харлей» ведь.
Всего на ИМЗ выпустили менее двух десятков мотоциклов Урал Кобра. Фото: problembo.com
Раму взяли от ИМЗ-8.103-10 и порезали, вварив куски. Типичный путь для гаражного самодельщика. Зато тормоза сразу дисковые поставили, причем спереди и сзади.
Урал Кобра – это важная веха в истории российского чопперостроения. Было время, когда Ирбитский завод пытался встроиться в современные реалии, выпускать красивые мотоциклы. К сожалению, ничего не вышло.
Найти сейчас Урал Кобру сложно. Эти мотоциклы в единичных экземплярах есть в частных коллекциях. Просят за них неадекватные конструкции суммы. Проще и в разы дешевле сделать байк «по мотивам» самостоятельно или обращаться к гаражным умельцам. Зачастую получится лучше.
- Ульф
- problembo.com, youtube.com
Рекомендуем для вас
Ракетоплан «Аврора» совершил свой первый сверхзвуковой полет
Это первое подобное событие для гражданской авиации со времен «Конкорда». Подробнее обо всем читайте в нашем материале....
Революционный реактивный двигатель прошел первые огневые испытания и показал многообещающие результаты
Речь о новой турбоэлектрической установке, предназначенной для пассажирских реактивных самолетов. Подробнее о проекте читайте в нашем материале....
Из CR929 – С929: где Китай возьмет двигатели?
После выхода РФ из проекта CR929, китайцы продолжили строить самолет самостоятельно. Планер и электронное оборудование КНР по силам, но с двигателем –...
Стало известно, почему в России трудно строить самолеты
Существует несколько ключевых факторов, создающих проблемы. Но есть и положительная динамика. Все подробности читайте в нашем материале....
Импортозамещенный Ту-214 готов к первому полету
Казанский авиазавод установил отечественные навигационные системы, а также другое важное оборудование. Все подробности читайте в нашем материале....
АВТОВАЗу грозит банкротство – что об этом думают российские автолюбители
При этом объемы производства растут. Да и цены на автомобили регулярно повышают....
Вот почему современные автомобили быстро ломаются – основная причина
Современные автомобили сделаны так, что водителю практически не нужно знать их устройство. Максимум запомнить, где бачок для стеклоомывающей жидкости. Впрочем,...
Раскрыта стоимость флагманскоой модели «Москвич 8»
Также стала известна дата поступления в продажу. Все подробности и характеристики отечественного внедорожника читайте в нашем материале....
Илон Маск нашел революционную замену самолетам
Американский предприниматель хочет отправлять пассажиров на специально подготовленной ракете. Это позволит сократить время перелетов в 15 раз, опередив даже...
Дизельный УАЗ и дюжина новых моделей – компания Sollers провела грандиозную презентацию
Российская компания давно не проводила мероприятия таких масштабов. Бренд подготовил новые фургоны, пикапы, минивэн и внедорожник. Кроме того, улучшили и...
«Авиация Колымы» стала обладателем вертолетов-косаток
Уникальные машины вскоре отправятся в месте постоянной дислокации. По пути будет 11 остановок. Не исключено, что вам повезет их увидеть «вживую»....
Готовятся к серийному производству 13 моделей новых российских автомобилей
Компания Sollers еще пару лет назад обещала, что выпустит несколько новых моделей отечественных автомобилей. Не совсем российских, но зато в перспективе...
Вертолетное шасси – полозья или колеса?
Почему-то у американских вертолетов в основном полозья, а у советских, российских – колеса. А что лучше и надежнее? Это и будем выяснять....
Китайские партнеры заинтересовались нашими вертолетами
Российские машины среднего класса доминируют в Азиатском регионе. В сегменте тяжелых двухдвигательных вертолетов наши разработки занимают 30%, и продолжают...
Брянский автомобильный завод готовит к выпуску уникальные грузовики
Это будет пожарный автомобиль для аэродромов. Он заявлен как на 100% отечественный, но есть нюансы....
К-750 – советский мотоцикл, восстановленный по современным технологиям
Некоторые россияне и жители СНГ любят советские мотоциклы. Для многих это не единственная и бюджетная возможность передвигаться на двух колесах, а отдушина....