.d-md-none .d-lg-block bibimot

Урал Кобра – самый первый российский чоппер от Ирбитского мотозавода

Урал Кобра – самый первый российский чоппер от Ирбитского мотозавода
История российского мотопрома весьма интересна, запутанна и многогранна. В 90-х годах казалось, что страна получит новые модели. Ведь активизировались не только бывшие советские заводы, но и начали появляться компании, желающие занять рынок.


Первыми стали именно опытные предприятия. У них просто не было другого выбора. Стабильный спрос после развала Советского Союза исчез.

Первые год или два мотоциклы еще покупали по старой привычке, но небольшими партиями и в основном магазины. Но вскоре стало ясно – если так будет продолжаться, они просто разорятся.

Урал Кобра – самый первый российский чоппер от Ирбитского мотозаводаМотоциклы с колясками перестали покупать в России сразу же после развала СССР. Фото: Youtube.com

Сложнее всего приходилось Ирбитскому мотозаводу. На продажу они выпускали только модели с колясками, а те использовались в качестве дешевой и доступной версии автомобиля, причем в основном в сельской местности.

Пришлось в спешном порядке делать мотоциклы без колясок. По сути, они особо не отличались от трехколесных модификаций. Это уже потом, ближе к концу 90-х, модель переосмыслили.

Кстати, опытные партии мотоциклов без колясок на заводе имелись еще на исходе 80-х.

Но сегодня мы расскажем про Урал Кобру. Это был тот самый «глоток свободы», возможность для конструкторов ИМЗ проявить себя. Даже сейчас байк смотрится смело, а когда он появился – это было нечто. Пускай нелепое, кричащее, но зато инновационное и привлекающее внимание.

Так он первый или нет?


Многие утверждают, что Урал Кобра – это вовсе не дебютный чоппер или круизер от Ирбитского мотоциклетного завода. Дескать, сначала был «Вояж». Только через год после его дебюта появился Урал Кобра.

Первым в серийное производство пошел все-таки Урал Вояж. Фото: Youtube.com

Это так, но разработали мотоцикл гораздо раньше. Об этом мы еще расскажем, но даже видно, что «Кобра» была дебютным байком:

✅ Внешность скопирована с американских кастомов
✅ Рама типа «сухарь»
✅ Одноместное подпружиненное сиденье

В общем, устаревшая конструкция даже на фоне ирбитских «колясычей». Это говорит о том, что создатели просто не знали, в каком направлении двигаться. Мотоцикл они создали ориентируясь на фотографию пляжного байка из США.

Если брать «Вояж», который в серийном исполнении появился на год раньше, то там скорее дорожник, чем круизер. Урал Волк даже внешне похож на чоппер, но его разрабатывали совместно с байкерами и гораздо позднее.

Предыстория


Как уже упоминалось выше, первые «гражданские» двухколесные мотоциклы «Урал» появились в начале 1990-х. Но был период, когда их хотели запустить в массовое производство при СССР.

Иногда Урал Кобра даже появляется в продаже. Фото: problembo.com

Речь про модель М-52, дебютировавшую в 1957 году. Этот мотоцикл малоизвестен по трем причинам:

✅ Его выпускали до 1960 года
✅ Модель собирали небольшими партиями
✅ Продавались байки только в окрестностях Ирбита

Почему его в итоге сняли с производства, сложно сказать. Есть мнение, что это милиция повлияла. Дескать, на таких быстрых и мощных мотоциклах преступники смогут легко уходить от погонь. А может все проще – не хотели, чтобы молодые водители часто разбивались.

Потом Ирбитский мотоциклетный завод выпускал «одиночки» только для эскорта, милиции и спортсменов. Как уже ясно, в руки «гражданских» такие модели не попадали.

Российские «одиночки»


Первые Урал Соло появились в 1993 году. Разрабатывать их начали еще в конце 1980-х, но в серию они пошли только после развала Советского Союза. Это и сыграло плохую службу модели. Пока СССР существовал, мотоциклы явно бы покупали – деньги у любителей двухколесной техники водились, а альтернативы подобной мощности не имелось.

Ранние мотоциклы Урал Соло выглядели так. Фото: Youtube.com

Но в 1993 году Урал Соло уже казался примитивным и слишком дорогим. Если у кого-то не хватало финансов на покупку б/у японского байка, то они брали старый «Урал» с коляской. Последняя легко отсоединялась, мотоцикл немного дорабатывался, ставился скоростной редуктор. И получался тот же Урал Соло, в ряде случаев даже более качественный.

Поэтому в 1994 или 1995 году перед конструктором Строкиным и дизайнером Шевченко поставили задачу разработать массовый мотоцикл для молодежи. Те начали думать над тем, что позже стало «Вояжем».

А потом в руки ребят попал журнал с ярким чоппером из США от Titan Motorcycle Company. Этот производитель начал делать свои кастомы как раз в 1994 году. Мотоциклы были ручной работы, яркие и стильные. Конечно, далеко не универсальные, больше показушные. Но инженера и дизайнера ИМЗ они зацепили.

Так появился первый опытный Урал Кобра. Только на конвейер пошел не он, а более поздний «Вояж». А яркий желтый чоппер был выпущен примерно через год ограниченной серией в 16 экземпляров. Больше не понадобилось – модель оказалась невостребованной, да и недоработанной конструктивно.

Внешность


Смотрится Урал Кобра как-то странно и провокационно. Сейчас при взгляде на его формы сразу хочется назвать байк антилопой Гну. Он так же нелеп и горбат.

А ведь создатели ориентировались на такие американские кастом-байки. Фото: problembo.com

Ничего удивительного – создавался мотоцикл людьми, не понимающими в чопперостроении и буквально по фотографиям. Плюс еще в режиме жесткой нехватки финансов. Поэтому получилось «я тебя слепила из того, что было».

Во внешности Урал Кобры можно сразу заметить несколько ошибок дизайнеров, портящих впечатление. Во-первых, длины вилки явно недостаточно для чоппера.

Во-вторых, для оппозитного двигателя в раме слишком много места оставили. Сразу видно, что сюда просится V-twin, но достать такой на Ирбитском мотозаводе не могли по определению. Зачем тогда разрабатывали специфическую раму?

В-третьих, приборная панель не смотрится, как и маленькая фара. В общем, внешне Урал Кобра мог поразить только в первой половине 90-х, да и то, лишь тех, кто подобных мотоциклов никогда не видел.

Байк выпускался в двух вариантах – с одним или двумя сиденьями. Рядом с ним мог сидеть только очень выносливый пассажир. Если водительское кресло-лопух еще кое-как амортизировало, то для «двойки» любая трещина на асфальте отдавалась в позвоночник.

Когда-то Урал Кобра собирал вокруг себя толпы зрителей. Фото: problembo.com

Изначально предполагалось, что сзади будет широкая автомобильная шина. Не случилось этого – слишком много переделок, по мнению заводчан. И так сойдет, решили они. Привычка, оставшаяся с советских времен, сыграла роль. Дескать, все равно купят!

Технические особенности


Изначально на новый байк собирались ставить широкую линейку моторов. Двигатели как раз разрабатывали. В качестве основного мотора предполагался новый оппозит с объемом 720 см3.

Были варианты на 650 и 750 см3 и даже версия с жидкостным охлаждением. К сожалению, это только опытные наработки и мечты. В серию, если так можно назвать 16 выпущенных экземпляров, пошли самые простые моторы на 650 см3.

Система электростартера, которая была на первом опытном байке, исчезла в угоду удешевления производства. Так что Урал Кобру приходилось заводить ногой, как все советские мотоциклы.

Рама у байка жесткая, неподрессоренная. Такие принято «сухарями» называть. Амортизация для водителя создается за счет пружин на седле.

Не совсем понятно, для чего так сделали. Ведь это лишает мотоцикл универсальности. А рассчитывать на то, что в России в 90-х кто-то будет брать байк для коротких поездок «себя показать» – это смешно. Не «Харлей» ведь.

Всего на ИМЗ выпустили менее двух десятков мотоциклов Урал Кобра. Фото: problembo.com

Раму взяли от ИМЗ-8.103-10 и порезали, вварив куски. Типичный путь для гаражного самодельщика. Зато тормоза сразу дисковые поставили, причем спереди и сзади.

Урал Кобра – это важная веха в истории российского чопперостроения. Было время, когда Ирбитский завод пытался встроиться в современные реалии, выпускать красивые мотоциклы. К сожалению, ничего не вышло.

Найти сейчас Урал Кобру сложно. Эти мотоциклы в единичных экземплярах есть в частных коллекциях. Просят за них неадекватные конструкции суммы. Проще и в разы дешевле сделать байк «по мотивам» самостоятельно или обращаться к гаражным умельцам. Зачастую получится лучше.

Автор:

Использованы фотографии: problembo.com, youtube.com

А вам нравится Урал Кобра?

Голосуем!

Мы в Мы в Яндекс Дзен
Последние российские чопперыУрал «Вояж» – почти удачная попытка ИМЗ сделать мотоцикл в стиле чоппер