Урал Кобра – самый первый российский чоппер от Ирбитского мотозавода
История российского мотопрома весьма интересна, запутанна и многогранна. В 90-х годах казалось, что страна получит новые модели. Ведь активизировались не только бывшие советские заводы, но и начали появляться компании, желающие занять рынок.
Первыми стали именно опытные предприятия. У них просто не было другого выбора. Стабильный спрос после развала Советского Союза исчез.
Первые год или два мотоциклы еще покупали по старой привычке, но небольшими партиями и в основном магазины. Но вскоре стало ясно – если так будет продолжаться, они просто разорятся.
Сложнее всего приходилось Ирбитскому мотозаводу. На продажу они выпускали только модели с колясками, а те использовались в качестве дешевой и доступной версии автомобиля, причем в основном в сельской местности.
Пришлось в спешном порядке делать мотоциклы без колясок. По сути, они особо не отличались от трехколесных модификаций. Это уже потом, ближе к концу 90-х, модель переосмыслили.
Но сегодня мы расскажем про Урал Кобру. Это был тот самый «глоток свободы», возможность для конструкторов ИМЗ проявить себя. Даже сейчас байк смотрится смело, а когда он появился – это было нечто. Пускай нелепое, кричащее, но зато инновационное и привлекающее внимание.
Многие утверждают, что Урал Кобра – это вовсе не дебютный чоппер или круизер от Ирбитского мотоциклетного завода. Дескать, сначала был «Вояж». Только через год после его дебюта появился Урал Кобра.
Это так, но разработали мотоцикл гораздо раньше. Об этом мы еще расскажем, но даже видно, что «Кобра» была дебютным байком:
✅ Внешность скопирована с американских кастомов
✅ Рама типа «сухарь»
✅ Одноместное подпружиненное сиденье
В общем, устаревшая конструкция даже на фоне ирбитских «колясычей». Это говорит о том, что создатели просто не знали, в каком направлении двигаться. Мотоцикл они создали ориентируясь на фотографию пляжного байка из США.
Если брать «Вояж», который в серийном исполнении появился на год раньше, то там скорее дорожник, чем круизер. Урал Волк даже внешне похож на чоппер, но его разрабатывали совместно с байкерами и гораздо позднее.
Как уже упоминалось выше, первые «гражданские» двухколесные мотоциклы «Урал» появились в начале 1990-х. Но был период, когда их хотели запустить в массовое производство при СССР.
Речь про модель М-52, дебютировавшую в 1957 году. Этот мотоцикл малоизвестен по трем причинам:
✅ Его выпускали до 1960 года
✅ Модель собирали небольшими партиями
✅ Продавались байки только в окрестностях Ирбита
Почему его в итоге сняли с производства, сложно сказать. Есть мнение, что это милиция повлияла. Дескать, на таких быстрых и мощных мотоциклах преступники смогут легко уходить от погонь. А может все проще – не хотели, чтобы молодые водители часто разбивались.
Потом Ирбитский мотоциклетный завод выпускал «одиночки» только для эскорта, милиции и спортсменов. Как уже ясно, в руки «гражданских» такие модели не попадали.
Первые Урал Соло появились в 1993 году. Разрабатывать их начали еще в конце 1980-х, но в серию они пошли только после развала Советского Союза. Это и сыграло плохую службу модели. Пока СССР существовал, мотоциклы явно бы покупали – деньги у любителей двухколесной техники водились, а альтернативы подобной мощности не имелось.
Но в 1993 году Урал Соло уже казался примитивным и слишком дорогим. Если у кого-то не хватало финансов на покупку б/у японского байка, то они брали старый «Урал» с коляской. Последняя легко отсоединялась, мотоцикл немного дорабатывался, ставился скоростной редуктор. И получался тот же Урал Соло, в ряде случаев даже более качественный.
А потом в руки ребят попал журнал с ярким чоппером из США от Titan Motorcycle Company. Этот производитель начал делать свои кастомы как раз в 1994 году. Мотоциклы были ручной работы, яркие и стильные. Конечно, далеко не универсальные, больше показушные. Но инженера и дизайнера ИМЗ они зацепили.
Так появился первый опытный Урал Кобра. Только на конвейер пошел не он, а более поздний «Вояж». А яркий желтый чоппер был выпущен примерно через год ограниченной серией в 16 экземпляров. Больше не понадобилось – модель оказалась невостребованной, да и недоработанной конструктивно.
Смотрится Урал Кобра как-то странно и провокационно. Сейчас при взгляде на его формы сразу хочется назвать байк антилопой Гну. Он так же нелеп и горбат.
Ничего удивительного – создавался мотоцикл людьми, не понимающими в чопперостроении и буквально по фотографиям. Плюс еще в режиме жесткой нехватки финансов. Поэтому получилось «я тебя слепила из того, что было».
Во-вторых, для оппозитного двигателя в раме слишком много места оставили. Сразу видно, что сюда просится V-twin, но достать такой на Ирбитском мотозаводе не могли по определению. Зачем тогда разрабатывали специфическую раму?
В-третьих, приборная панель не смотрится, как и маленькая фара. В общем, внешне Урал Кобра мог поразить только в первой половине 90-х, да и то, лишь тех, кто подобных мотоциклов никогда не видел.
Байк выпускался в двух вариантах – с одним или двумя сиденьями. Рядом с ним мог сидеть только очень выносливый пассажир. Если водительское кресло-лопух еще кое-как амортизировало, то для «двойки» любая трещина на асфальте отдавалась в позвоночник.
Изначально предполагалось, что сзади будет широкая автомобильная шина. Не случилось этого – слишком много переделок, по мнению заводчан. И так сойдет, решили они. Привычка, оставшаяся с советских времен, сыграла роль. Дескать, все равно купят!
Изначально на новый байк собирались ставить широкую линейку моторов. Двигатели как раз разрабатывали. В качестве основного мотора предполагался новый оппозит с объемом 720 см3.
Были варианты на 650 и 750 см3 и даже версия с жидкостным охлаждением. К сожалению, это только опытные наработки и мечты. В серию, если так можно назвать 16 выпущенных экземпляров, пошли самые простые моторы на 650 см3.
Рама у байка жесткая, неподрессоренная. Такие принято «сухарями» называть. Амортизация для водителя создается за счет пружин на седле.
Не совсем понятно, для чего так сделали. Ведь это лишает мотоцикл универсальности. А рассчитывать на то, что в России в 90-х кто-то будет брать байк для коротких поездок «себя показать» – это смешно. Не «Харлей» ведь.
Раму взяли от ИМЗ-8.103-10 и порезали, вварив куски. Типичный путь для гаражного самодельщика. Зато тормоза сразу дисковые поставили, причем спереди и сзади.
Урал Кобра – это важная веха в истории российского чопперостроения. Было время, когда Ирбитский завод пытался встроиться в современные реалии, выпускать красивые мотоциклы. К сожалению, ничего не вышло.
Найти сейчас Урал Кобру сложно. Эти мотоциклы в единичных экземплярах есть в частных коллекциях. Просят за них неадекватные конструкции суммы. Проще и в разы дешевле сделать байк «по мотивам» самостоятельно или обращаться к гаражным умельцам. Зачастую получится лучше.
Первыми стали именно опытные предприятия. У них просто не было другого выбора. Стабильный спрос после развала Советского Союза исчез.
Первые год или два мотоциклы еще покупали по старой привычке, но небольшими партиями и в основном магазины. Но вскоре стало ясно – если так будет продолжаться, они просто разорятся.
Мотоциклы с колясками перестали покупать в России сразу же после развала СССР. Фото: Youtube.com
Сложнее всего приходилось Ирбитскому мотозаводу. На продажу они выпускали только модели с колясками, а те использовались в качестве дешевой и доступной версии автомобиля, причем в основном в сельской местности.
Пришлось в спешном порядке делать мотоциклы без колясок. По сути, они особо не отличались от трехколесных модификаций. Это уже потом, ближе к концу 90-х, модель переосмыслили.
Кстати, опытные партии мотоциклов без колясок на заводе имелись еще на исходе 80-х.
Но сегодня мы расскажем про Урал Кобру. Это был тот самый «глоток свободы», возможность для конструкторов ИМЗ проявить себя. Даже сейчас байк смотрится смело, а когда он появился – это было нечто. Пускай нелепое, кричащее, но зато инновационное и привлекающее внимание.
Так он первый или нет?
Многие утверждают, что Урал Кобра – это вовсе не дебютный чоппер или круизер от Ирбитского мотоциклетного завода. Дескать, сначала был «Вояж». Только через год после его дебюта появился Урал Кобра.
Первым в серийное производство пошел все-таки Урал Вояж. Фото: Youtube.com
Это так, но разработали мотоцикл гораздо раньше. Об этом мы еще расскажем, но даже видно, что «Кобра» была дебютным байком:
✅ Внешность скопирована с американских кастомов
✅ Рама типа «сухарь»
✅ Одноместное подпружиненное сиденье
В общем, устаревшая конструкция даже на фоне ирбитских «колясычей». Это говорит о том, что создатели просто не знали, в каком направлении двигаться. Мотоцикл они создали ориентируясь на фотографию пляжного байка из США.
Если брать «Вояж», который в серийном исполнении появился на год раньше, то там скорее дорожник, чем круизер. Урал Волк даже внешне похож на чоппер, но его разрабатывали совместно с байкерами и гораздо позднее.
Предыстория
Как уже упоминалось выше, первые «гражданские» двухколесные мотоциклы «Урал» появились в начале 1990-х. Но был период, когда их хотели запустить в массовое производство при СССР.
Иногда Урал Кобра даже появляется в продаже. Фото: problembo.com
Речь про модель М-52, дебютировавшую в 1957 году. Этот мотоцикл малоизвестен по трем причинам:
✅ Его выпускали до 1960 года
✅ Модель собирали небольшими партиями
✅ Продавались байки только в окрестностях Ирбита
Почему его в итоге сняли с производства, сложно сказать. Есть мнение, что это милиция повлияла. Дескать, на таких быстрых и мощных мотоциклах преступники смогут легко уходить от погонь. А может все проще – не хотели, чтобы молодые водители часто разбивались.
Потом Ирбитский мотоциклетный завод выпускал «одиночки» только для эскорта, милиции и спортсменов. Как уже ясно, в руки «гражданских» такие модели не попадали.
Российские «одиночки»
Первые Урал Соло появились в 1993 году. Разрабатывать их начали еще в конце 1980-х, но в серию они пошли только после развала Советского Союза. Это и сыграло плохую службу модели. Пока СССР существовал, мотоциклы явно бы покупали – деньги у любителей двухколесной техники водились, а альтернативы подобной мощности не имелось.
Ранние мотоциклы Урал Соло выглядели так. Фото: Youtube.com
Но в 1993 году Урал Соло уже казался примитивным и слишком дорогим. Если у кого-то не хватало финансов на покупку б/у японского байка, то они брали старый «Урал» с коляской. Последняя легко отсоединялась, мотоцикл немного дорабатывался, ставился скоростной редуктор. И получался тот же Урал Соло, в ряде случаев даже более качественный.
Поэтому в 1994 или 1995 году перед конструктором Строкиным и дизайнером Шевченко поставили задачу разработать массовый мотоцикл для молодежи. Те начали думать над тем, что позже стало «Вояжем».
А потом в руки ребят попал журнал с ярким чоппером из США от Titan Motorcycle Company. Этот производитель начал делать свои кастомы как раз в 1994 году. Мотоциклы были ручной работы, яркие и стильные. Конечно, далеко не универсальные, больше показушные. Но инженера и дизайнера ИМЗ они зацепили.
Так появился первый опытный Урал Кобра. Только на конвейер пошел не он, а более поздний «Вояж». А яркий желтый чоппер был выпущен примерно через год ограниченной серией в 16 экземпляров. Больше не понадобилось – модель оказалась невостребованной, да и недоработанной конструктивно.
Внешность
Смотрится Урал Кобра как-то странно и провокационно. Сейчас при взгляде на его формы сразу хочется назвать байк антилопой Гну. Он так же нелеп и горбат.
А ведь создатели ориентировались на такие американские кастом-байки. Фото: problembo.com
Ничего удивительного – создавался мотоцикл людьми, не понимающими в чопперостроении и буквально по фотографиям. Плюс еще в режиме жесткой нехватки финансов. Поэтому получилось «я тебя слепила из того, что было».
Во внешности Урал Кобры можно сразу заметить несколько ошибок дизайнеров, портящих впечатление. Во-первых, длины вилки явно недостаточно для чоппера.
Во-вторых, для оппозитного двигателя в раме слишком много места оставили. Сразу видно, что сюда просится V-twin, но достать такой на Ирбитском мотозаводе не могли по определению. Зачем тогда разрабатывали специфическую раму?
В-третьих, приборная панель не смотрится, как и маленькая фара. В общем, внешне Урал Кобра мог поразить только в первой половине 90-х, да и то, лишь тех, кто подобных мотоциклов никогда не видел.
Байк выпускался в двух вариантах – с одним или двумя сиденьями. Рядом с ним мог сидеть только очень выносливый пассажир. Если водительское кресло-лопух еще кое-как амортизировало, то для «двойки» любая трещина на асфальте отдавалась в позвоночник.
Когда-то Урал Кобра собирал вокруг себя толпы зрителей. Фото: problembo.com
Изначально предполагалось, что сзади будет широкая автомобильная шина. Не случилось этого – слишком много переделок, по мнению заводчан. И так сойдет, решили они. Привычка, оставшаяся с советских времен, сыграла роль. Дескать, все равно купят!
Технические особенности
Изначально на новый байк собирались ставить широкую линейку моторов. Двигатели как раз разрабатывали. В качестве основного мотора предполагался новый оппозит с объемом 720 см3.
Были варианты на 650 и 750 см3 и даже версия с жидкостным охлаждением. К сожалению, это только опытные наработки и мечты. В серию, если так можно назвать 16 выпущенных экземпляров, пошли самые простые моторы на 650 см3.
Система электростартера, которая была на первом опытном байке, исчезла в угоду удешевления производства. Так что Урал Кобру приходилось заводить ногой, как все советские мотоциклы.
Рама у байка жесткая, неподрессоренная. Такие принято «сухарями» называть. Амортизация для водителя создается за счет пружин на седле.
Не совсем понятно, для чего так сделали. Ведь это лишает мотоцикл универсальности. А рассчитывать на то, что в России в 90-х кто-то будет брать байк для коротких поездок «себя показать» – это смешно. Не «Харлей» ведь.
Всего на ИМЗ выпустили менее двух десятков мотоциклов Урал Кобра. Фото: problembo.com
Раму взяли от ИМЗ-8.103-10 и порезали, вварив куски. Типичный путь для гаражного самодельщика. Зато тормоза сразу дисковые поставили, причем спереди и сзади.
Урал Кобра – это важная веха в истории российского чопперостроения. Было время, когда Ирбитский завод пытался встроиться в современные реалии, выпускать красивые мотоциклы. К сожалению, ничего не вышло.
Найти сейчас Урал Кобру сложно. Эти мотоциклы в единичных экземплярах есть в частных коллекциях. Просят за них неадекватные конструкции суммы. Проще и в разы дешевле сделать байк «по мотивам» самостоятельно или обращаться к гаражным умельцам. Зачастую получится лучше.
- Ульф
- problembo.com, youtube.com
Рекомендуем для вас
«Бетонки»: в России тоже хотят строить «вечные» дороги
Недавно из Краснодарского края пришло сообщение о введении в эксплуатацию опытного участки бетонной автодороги. Подобные покрытия в СССР и РФ почти не...
АВТОВАЗ выпустил партию карбюраторных двигателей – мнения водителей
Готовится глобальный «откат» к старым моделям? Или просто выпустят очень бюджетный автомобиль для страждущих?...
МС-21 получил еще одну важную деталь отечественного производства
Набор деталей успешно прошел тестирование на скорости свыше 600 км/час. До 2028 года ожидается увеличение поставок в 11 раз. Все подробности читайте в нашем...
Lada Niva получит новый мотор в 2025 году – более объемный и мощный, но простой и надежный
Этим двигателям планируют оснащать все модификации легендарного внедорожника. Похоже, от старого мотора решили отказаться....
Твердотельные аккумуляторы – 1200 км и 10 минут зарядки: когда будет массовое производство?
О производстве этих батарей говорят давно – а «воз и ныне там». Есть ли какие сдвиги в этом направлении сегодня?...
Boeing 737: посадки в исполнении современных пилотов или в СССР учили лучше
Авиалайнеры Boeing 737 считаются одними из самых массовых и удачных в мире. Выпускается семейство серийно с 1967 года. Неудивительно, что за это время...
Sollers Atlant – почти российский, но все еще недоработанный
Обзор нового легкого грузовика из Елабуги. Расскажем, почему его можно считать почти отечественным, и как отзываются о нем владельцы....
Отсоединять или нет клеммы АКБ при подзарядке
В холода многие подзаряжают аккумулятор: а нужно ли при этом снимать клеммы? Есть разные варианты ответа....
Наконец, дождались: УАЗ дизель с 6-МКПП
Уж сколько раз твердили любители внедорожников – УАЗ должен быть дизельным, экономичным и при этом скоростным. Но Ульяновский автомобильный завод отмахивался,...
Ждем в электромобилях – в Великобритании создали «вечную» батарею
Похоже, будущее наступило. Первый экземпляр создан, осталось дождаться серийного производства, и можно будет забыть о зарядных устройствах....
Audi 100 C2 против АЗЛК-2141 – модели бизнес-класса из разных стран и эпох
История автомобилей и их технические особенности. В итоге решим, какая модель лучше сейчас....
КАМАЗ-54902 в сравнении с предшественником: подробности
Запущенный в серийное производство КАМАЗ-54902 очень похож на предшественника. Но отличия есть: они касаются двигателя, кабины, некоторых иных узлов и деталей...
Стартовали продажи обновленного российского автобуса Вектор Next 8.8
Модель предлагают с двумя типами двигателей. А еще автобус получился бюджетным....
Самолет-телескоп Boeing 747SP: как навечно приземлили «звездолет Энтерпрайз»
Последняя в мире летающая обсерватория проекта SOFIA была закрыта в 2022 году. Что это за программа и почему ее не возобновляют?...
Реконструкция «Чуйского тракта» завершилась раньше срока
Проект должны были сдать в 2026 году. Слаженная работа и современные методики позволили ускорить процесс. Все подробности читайте в нашем материале....
Стартовало производство новых версий Lada Largus Cross
Купить такие автомобили у дилеров пока нельзя. Но скоро они появятся в продаже....