К новым технологиям в городской среде можно относиться по-разному. Одни приветствуют тихий и экологичный транспорт, другие, наоборот, критикуют за неопределенное будущее аккумуляторной техники и дороговизну проекта. Как бы там ни было, электробусы становятся нашей обыденностью. Кроме Москвы такие машины уже работают на улицах Санкт-Петербурга, Владивостока, Тюмени, Липецка, Набережных Челнов, Сочи и ряда других городов.
Маршрутки тоже могут быть электробусами
Кроме автобусов в системе городского транспорта большинства городов России «бегают» и маршрутки. В «Мосгортрансе» подумали, что неплохо было выпустить на улицы столицы электробусы малого класса. Так, в 2022 году была представлена модель ГАЗель e-City.
![ГАЗель е-Сити: это тоже электробус](/uploads/posts/2024-06/2024-06-11_12-34-36.png)
В основе «электрички» лежат модели ГАЗель City и ГАЗель e-NN, которые производятся с 2020 года. Версия City выпускается в разных комплектациях. Машина используется для перевозки пассажиров в городах и пригородах. И есть «школьная» модификация с увеличенным количеством посадочных мест. А вот модель e-NN так и не пошла в большую серию из-за отсутствия спроса.
Всего с 2020 года было произведено более 3 тыс ГАЗелей City. Их используют в Москве, Санкт-Петербурге, в Мурманской области, в Астрахани и даже в Ереване.
ГАЗель e-City
В 2023 году на маршруте № 883 в Москве начали тестировать первые опытные образцы ГАЗель e-City. Испытания продлились более 8 месяцев. Машины проверялись в разных погодных условиях. По окончанию испытаний «Мосгортранс» объявил о необходимости запуска серийного производства.
По габаритам e-City ничем не отличается от своего прототипа с ДВС. Справа от места водителя установлены две батареи российского производства с емкостью 81 кВт*ч. Под капотом расположен электромотор с мощностью в 100 кВт. Он крутит карданный вал, который приводит в действие задний мост машины. Зарядный порт в e-City также находится под значком «ГАЗ» на решетке радиатора.
![](/uploads/posts/2024-06/2024-06-11_12-37-16.png)
Производитель заявляет, что модель может преодолеть 150 км с полной загрузкой салона. Для городских маршрутов этого вполне достаточно, с условием быстрой подзарядки на станциях обслуживания. Учитывая опыт использования больших электробусов в Москве, организация и нормальная работа таких пунктов не станет проблемой для транспортников.
ГАЗ предлагает сразу три способа зарядки e-City. Для медленного пополнения запаса батареи потребуется до 10 чсаов, хватит всего 6 кВт мощности в сети. e-City можно зарядить до 100% за 3-4 часа при 20-30 кВт и всего за 40 минут при 100 кВт. Для каждого способа предусмотрены разные кабели, которые идут в комплекте с машиной.
![](/uploads/posts/2024-06/2024-06-11_12-35-03.png)
Интересной особенностью ГАЗель e-City является то, что летом запас хода ниже, чем зимой. Кондиционер салона забирает много энергии. А вот отопление в машине работает на сжатом метане. Система никак не потребляет запас батарей.
Будущее общественного электрического транспорта
Окончательная стоимость e-City пока не известна. На заводе ГАЗ уверяют, что нет никаких проблем с поставками комплектующих. Большая часть запчастей производится в России или легко заменяется импортными аналогами. Поэтому и первую партию городских маршруток на электрической тяге стоит ждать в конце этого или не позже 2025 года.
Будущее у общественного электрического транспорта точно есть. В городах снижение объемов выбросов выхлопных газов имеет большое значение для поддержания нормального качества воздуха. Судя по всему, весь городской транспорт будет заменяться «электричками». Ну а нам остается ждать появления ГАЗель e-City на улицах наших городов.