.d-md-none .d-lg-block bibimot

Тепловоз ТУ10 — надежда детских железных дорог

Тепловоз ТУ10 — надежда детских железных дорог
Вы были когда-нибудь на детских железных дорогах? Такие учреждения есть во многих городах бывшего Советского Союза. Первую ДЖД открыли в Москве в 1932 году. До 1991-го в разных частях страны появились еще десятки закрытых кольцевых и линейных железных дорог. С начала 2000-х в России открыли еще 4 линии ДЖД – в Новосибирске, Казани, Кемерове и Санкт-Петербурге.


Детские железные дороги России – это не только места для отдыха, но и образовательные центры. Здесь дети учатся работать в коллективе, следить за порядком и безопасностью, разбирают принципы работы железнодорожного транспорта, участвуют в организации движения. И кто знает, возможно, именно здесь зарождается увлечение, которое со временем превращается в профессию.

Тепловоз ТУ10 — надежда детских железных дорогТепловоз ТУ10. Фото: YouTube.com

Здесь можно увидеть макеты настоящих поездов, узнать, как устроено управление движением на железной дороге, почувствовать себя настоящим машинистом, проводником, осмотрщиком вагонов, электромонтером или даже дежурным по станции. Система ДЖД играет важную роль в воспитании и обучении новых поколений железнодорожников.

Ширина колеи большинства ДЖД в России – 750 мм. Но есть и исключения. Например, в Красноярске ширина колеи всего 508 мм.

Не менее интересен и подвижной состав детских железных дорог. Как правило, на таких объектах используется тот же подвижной состав, что и на других узкоколейках. В 40-50е применялись паровозы разных модификаций, в 60-х их стали заменять тепловозами серии «ТУ». Самой массовой из них стала модель ТУ2. В 80-е велась разработка тягача ТЭУ-16, предназначенного специально для нужд ДЖД. Но проект реализовать не успели.

Тепловоз ТУ2. Фото: YouTube.com

Начиная с 60-х, были попытки разработать и внедрить в структуру ДЖД полноценные электровозы. Но электрификация инфраструктуры могла быть слишком опасной для детей, поэтому от таких проектов отказались.

Долгие годы ДЖД на всем пост-советском пространстве «сводили концы с концами», часто переходили в частные руки. Об обновлении составов не было и речи. Тем не менее в России удалось сохранить инфраструктуру детских железных дорог. Во многих других бывших Советских республиках их закрыли или перестроили под аттракционы.

К концу «нулевых» задумались и об обновлении подвижного парка. Камбарский машиностроительный завод представил новую модель – ТУ10 в 2010 году. В советское время именно здесь производились тягачи серии «ТУ».

Создание ТУ10


«Тепловоз узкоколейный, тип десятый» – так звучит официальное название поезда. Также его называют «Колибри» из-за размеров и некоторой схожести с маленькой птицей. Стоит сказать, что большинство современных российских локомотивов и составов получают названия птиц. Все мы знаем про «Сапсан», «Ласточку», «Стриж» и др.

Судьба ТУ-10 была непростой. При испытаниях были выявлены недостатки в тормозной системе и гидравлике, а также недостаточная вентиляция машинного отделения. В ходе значительных доработок, тепловоз пошел в серию. Локомотив активно производился в период с 2010 по 2016, несколько моделей также выпустили в 2018 и 2021 году под заказ. Всего за годы работы построили 33 таких тепловоза. Это немало, учитывая ограниченность их применения.

Технические характеристики ТУ10


✅Конструкционная скорость – 50 км/ч
✅Масса – 20 т
✅Мощность двигателя – 230 л. с.
✅Диаметр колёс – 610 мм
✅Осевая формула – 2+2
✅Длина локомотива – 10200 мм
✅Высота локомотива – 3550 мм
✅Ширина локомотива – 2450 мм.

В разных частях тепловоза расположены идентичные кабины машиниста. В них установлена система «климат-контроль». Машинисту и его помощнику доступна регулировка сидений. Отмечается удобное расположение приборов на пульте управления. Для удобства эксплуатации инженеры Камбарского завода предусмотрели 4 входа, по 2 с каждой стороны. Боковые окна в модели ТУ10 открываются принудительно.

Место машиниста в кабине тепловоза ТУ10. Фото: YouTube.com

Локомотив оснащен сигнализацией и системой предотвращения возгораний. Для связи применяется стационарная радиостанция РВС-1-01. В каждом локомотиве предусмотрены и переносные средства связи. В качестве силовой установки используется двигатель ЯМЗ 6563.10 – детище Ярославского моторного завода, который также может устанавливаться на автобусы, автомобили 4х2, тягачи, самосвалы и мотовозы для метрополитена. Двигатель подходит под экологический стандарт «Евро-3».

А вот система передач имеет немецкое происхождение, что стало значительной проблемой для производителя в 2022 году. Трансмиссия «Voith DIWA» оказалась недоступной из-за санкций. Камбарский завод на какое-то время лишился возможности производить ТУ10. Однако производитель последовал примеру других машиностроительных предприятий и встал на рельсы импортозамещения.
ТУ10 имеет светодиодные сигнальные фонари и прожекторы. Это обеспечивает их долговечность.

Вагоны для ТУ10


В советское время для детских железных дорог в основном использовались вагоны ПВ40. Они производились до конца 80-х на Демиховском машиностроительном заводе.

Вагоны ВП750. Фото: YouTube.com

В 2007 году на том же Камбарском машиностроительном заводе представили новый пассажирский вагон – ВП750, в основе которого лежит ПВ40. Самая распространенная версия ВП750 имеет 36 посадочных мест и может вместить до 80 человек. Вагоны выпускаются и в плацкартном варианте для нужд узкоколеек.

Также специально для ДЖД и людей с ограниченными возможностями разработана модель ВП750-ДИТС. В таком вагоне есть 2 оборудованных места для колясочников. Для преодоления расстояния между посадочной платформой и порогом тамбура предусмотрена рампа.

География ТУ10 и будущее детских железных дорог


Сегодня тепловоз применяется на большинстве ДЖД России. Модель ТУ10-032 прибыла на Московскую детскую железную дорогу в 2018 году. В 2021 свой тепловоз получила и ДЖД в Улан-Баторе (Монголия). Это первое применение «Колибри» за рубежом. Сейчас в Камбарке готовят новый тепловоз для экспорта в Казахстан. Таким образом, география применения ТУ10 расширится. Новые тепловозы постепенно заменяют «уставший» парк ТУ2.

ДЖД в России – это настоящий ковчег для любителей железных дорог. Такие объекты, в первую очередь, важны для детей и подростков. Для многих работа на ДЖД определяет их профессиональные интересы, дает конкретные навыки и компетенции. Ежегодно по всей стране тысячи школьников принимают участие в организации движения на закрытых железных дорогах. Важно понимать, что работа на ДЖД – дополнительное образование, а не полноценная работа.

Прибытие тепловоза ТУ10 на станцию. Фото: YouTube.com

Если в вашем городе есть детская железная дорога, то однозначно стоит сходить туда с детьми и провести время с пользой. ДЖД имеют и большую туристическую значимость. Для многих городов такой объект является чуть ли не главной достопримечательностью. Так что проезжая какой-нибудь областной центр, обратите внимание и на возможность покататься в маленьких вагонах детской железной дороги.

Что бы ни говорили о ДЖД, одно точно – они очень важны в качестве кадровой школы для РЖД. Где еще, как не здесь, можно почувствовать себя настоящим машинистом или путейцем?

Что касается будущего ТУ10 – оно есть. Будут заказы, будут новые тепловозы. Пока Камбарскому машиностроительному заводу остается выпускать модели поштучно, под конкретные проекты.

Автор:

Использованы фотографии: youtube.com

Катались на детских железных дорогах?

Голосуем!

Мы в Мы в Яндекс Дзен
Блеск и нищета индийских железных дорогПоследние узкоколейные тепловозы ТУ – казнить нельзя, помиловать?