«Машина времени» – Astra-Gnome 1956 года
Головокружительный темп развития технологий в наши дни, кажется, немного притормозил неконтролируемое желание человека заглядывать далеко вперед. Но это сейчас, а тогда, в 1950-е годы, когда началась космическая эра, автомобильный дизайн нередко сводился к воображению и предвидению того, как может выглядеть автомобиль будущего.
Сегодня, оглядываясь назад на некоторые из этих проектов, можно искренне удивиться, но при этом даже иногда по-доброму усмехнуться над наивностью всех участников тех смелых экспериментов – от автопроизводителей и дизайнеров, до людей, для которых эти шедевры предназначались.
Но, по правде говоря, реальность такова, что ретрофутуристские конструкции тех лет остаются одними из самых красивых творений мировой автомобильной промышленности. В их числе и наш сегодняшний герой «Астра-Гном», который по официальному представлению являлся «Машиной времени и пространства».
Astra-Gnome появилась на свет благодаря American Motors Corporation. Это именно они заказали ее для участия в Международном автосалоне Нью-Йорка в 1956 году. Им нужна была машина, которая произвела бы настоящий фурор, и они решили, что это должен быть автомобиль из будущего. А если точнее, то из 2000 года, и по стилю он должен был больше напоминать НЛО, чем обычный транспорт на дорогах.
Кроме того он планировался как максимально роскошный и просторный автомобиль, с набором функций, которых в то время еще не было. Вместо стандартного окрашивания решено было использовать сменные алюминиевые панели, анодированные в различные цвета для большего разнообразия.
Но на деле, как всегда, все оказалось не так просто. Проблемы со сборкой «космического корабля» на колесах начались буквально сразу – отдел дизайна сообщил руководству American Motors, что они не могут реализовать этот проект, по крайне мере самостоятельно. Поэтому они согласились привлечь кого-то со стороны для более свежего и творческого видения и, к их счастью, с ними согласился сотрудничать один из самых известных дизайнеров космического века – Ричард Арбиб. Он за свою карьеру создал немало шедевров: от автомобилей для GM, Cadillac и Henney-Packard, до часов для Hamilton Watches и Omega, и даже пылесосов и дирижаблей.
В итоге разработка проекта была доверена компании Richard Arbib Co. Inc, и весь процесс создания Astra-Gnome занял, по разным данным, от четырех до шести месяцев. Так что к намеченному событию они успели. Успех, как и ожидалось, был оглушительный. Автомобиль был очень хорошо принят публикой и широко освещался в средствах массовой информации, как в отраслевых изданиях, так и в популярных журналах, в том числе в Esquire и Newsweek.
То ли American Motors ошибся в своих предсказаниях относительного будущего автопрома, то ли по причине того, что компания изначально не планировала когда-либо запускать Astra-Gnome в производство, но они посчитали, что функциональность автомобиля отойдет на второй план после стиля и комфорта. Даже в пресс-релизе было заявлено, что автомобили будущего будут ориентированы не на скорость или производительность, а на невероятную эстетику и роскошные характеристики.
Видимо поэтому не очень большим сюрпризом оказался тот факт, что под капотом такого инновационного и смелого концепта поместился довольно маленький и скромный Nash Metropolitan 1955 года выпуска в заводской комплектации. Никаких серьезных модификаций в этот силовой агрегат не вносилось, речь идет лишь о косметических доработках.
Кузов Astra-Gnome, который базировался на шасси модели Nash Metropolitan, полностью изготовлен из алюминия. Детали отливались вручную или обрабатывались инженерами Alcoa Aluminium из Нью-Йорка. Так что вес этой концептуальной модели, которая по размерам стала на 25% больше малолитражного донора, составил менее 2000 фунтов (около 907 кг).
Габариты автомобиля, предназначенного для перемещения во времени и пространстве были следующие:
✅ длина – 4,2 м
✅ ширина – 1,8 м
Очевидно, что он был немного крупнее большей части своих современников и это умело использовали. Арбиб создал систему так называемого «интегрального багажа», что позволило разместить в автомобиле сразу шесть встроенных чемоданов. Они были изготовлены из кожи и помещены в «бесполезных» зонах внутри салона. Так что багажа в Astra-Gnome можно загрузить примерно столько же, сколько в средний полноразмерный седан.
У «Астра-Гнома» нет дверей, а доступ внутрь двухместной кабины осуществляется через куполообразную капсулу, изготовленную из оргстекла компанией Steiner Plastics. Прозрачная крыша оснащена электроприводом, благодаря чему поднималась и опускалась она одним нажатием кнопки, как снаружи, так и изнутри.
Купол, как предполагалось, должен выполнять тройную функцию. Во-первых, водителю обеспечен беспрецедентный обзор – даже при парковке у обочины можно не пользоваться боковыми зеркалами. Во-вторых, можно получить настоящее удовольствие, как от вождения автомобиля с открытым верхом. В машине предусмотрен кондиционер, но зато нет таких недостатков кабриолета, как ветер и излишний шум. В-третьих, это идеальная форма для правильного звучания музыки, благо в «Астра-Гноме» предусмотрено встроенное радио и проигрыватель для пластинок.
У «космического» Astra-Gnome имелись хвостовые плавники, выдвижные подножки, полностью скрытые колеса, защита бампера по периметру и салон из натуральной кожи – темно-синяя на сиденьях, и черная на полу.
Приборная панель также была довольно футуристичной, а ее центральным элементом стали часы Hamilton Celestial Time Zone, которые также разработал Арбиб. Сегодня его часы Hamilton неправильной формы пользуются большой популярностью у коллекционеров. Но еще больше привлекают интерес его модели на космическую тематику. Часы, установленные в «Астра-Гноме», представляют собой один из двух существующих экземпляров, второй из которых является собственностью Арбиба.
На этих часах имеется планетарная карта и указатели небесных временных зон. Ходит даже легенда, что созвездия выложены из настоящих бриллиантов, которые подсвечены так, что они сверкают, как настоящие звезды. Но насколько эти слухи достоверны, сказать не беремся.
Несмотря на то, что Astra-Gnome никогда не предназначался для серийного производства, он изначально представлял собой полностью функциональный прототип и кому-то, вероятно, даже довелось на нем ездить. Существует этот автомобиль и сегодня. Правда он в какой-то момент был потерян, и о нем ничего не было известно несколько лет. Но в 1980-х годах машину случайным образом обнаружили спрятанной в одном из высотных офисов Нью-Йорка.
Сейчас Astra-Gnome на постоянной основе находится в музее Metropolitan Pit Stop в Северном Голливуде, но в данный момент, на правах аренды, принимает участие в экспозиции Eyes on the Road в автомобильном музее Петерсена (Лос-Анджелес, США). Мероприятие длится с марта по ноябрь 2024 года.
Сегодня, оглядываясь назад на некоторые из этих проектов, можно искренне удивиться, но при этом даже иногда по-доброму усмехнуться над наивностью всех участников тех смелых экспериментов – от автопроизводителей и дизайнеров, до людей, для которых эти шедевры предназначались.
Astra-Gnome
Но, по правде говоря, реальность такова, что ретрофутуристские конструкции тех лет остаются одними из самых красивых творений мировой автомобильной промышленности. В их числе и наш сегодняшний герой «Астра-Гном», который по официальному представлению являлся «Машиной времени и пространства».
В Astra-Gnome отличный обзор. Фото: YouTube.com
Astra-Gnome появилась на свет благодаря American Motors Corporation. Это именно они заказали ее для участия в Международном автосалоне Нью-Йорка в 1956 году. Им нужна была машина, которая произвела бы настоящий фурор, и они решили, что это должен быть автомобиль из будущего. А если точнее, то из 2000 года, и по стилю он должен был больше напоминать НЛО, чем обычный транспорт на дорогах.
Кроме того он планировался как максимально роскошный и просторный автомобиль, с набором функций, которых в то время еще не было. Вместо стандартного окрашивания решено было использовать сменные алюминиевые панели, анодированные в различные цвета для большего разнообразия.
Купол в Astra-Gnome оснащен электроприводом. Фото: YouTube.com
Но на деле, как всегда, все оказалось не так просто. Проблемы со сборкой «космического корабля» на колесах начались буквально сразу – отдел дизайна сообщил руководству American Motors, что они не могут реализовать этот проект, по крайне мере самостоятельно. Поэтому они согласились привлечь кого-то со стороны для более свежего и творческого видения и, к их счастью, с ними согласился сотрудничать один из самых известных дизайнеров космического века – Ричард Арбиб. Он за свою карьеру создал немало шедевров: от автомобилей для GM, Cadillac и Henney-Packard, до часов для Hamilton Watches и Omega, и даже пылесосов и дирижаблей.
В итоге разработка проекта была доверена компании Richard Arbib Co. Inc, и весь процесс создания Astra-Gnome занял, по разным данным, от четырех до шести месяцев. Так что к намеченному событию они успели. Успех, как и ожидалось, был оглушительный. Автомобиль был очень хорошо принят публикой и широко освещался в средствах массовой информации, как в отраслевых изданиях, так и в популярных журналах, в том числе в Esquire и Newsweek.
Внутренняя начинка
То ли American Motors ошибся в своих предсказаниях относительного будущего автопрома, то ли по причине того, что компания изначально не планировала когда-либо запускать Astra-Gnome в производство, но они посчитали, что функциональность автомобиля отойдет на второй план после стиля и комфорта. Даже в пресс-релизе было заявлено, что автомобили будущего будут ориентированы не на скорость или производительность, а на невероятную эстетику и роскошные характеристики.
Под капотом Astra-Gnome скромный Nash Metropolitan. Фото: YouTube.com
Видимо поэтому не очень большим сюрпризом оказался тот факт, что под капотом такого инновационного и смелого концепта поместился довольно маленький и скромный Nash Metropolitan 1955 года выпуска в заводской комплектации. Никаких серьезных модификаций в этот силовой агрегат не вносилось, речь идет лишь о косметических доработках.
Размер имеет значение
Кузов Astra-Gnome, который базировался на шасси модели Nash Metropolitan, полностью изготовлен из алюминия. Детали отливались вручную или обрабатывались инженерами Alcoa Aluminium из Нью-Йорка. Так что вес этой концептуальной модели, которая по размерам стала на 25% больше малолитражного донора, составил менее 2000 фунтов (около 907 кг).
Вот такой необычный шильдик у Astra-Gnome. Фото: YouTube.com
Габариты автомобиля, предназначенного для перемещения во времени и пространстве были следующие:
✅ длина – 4,2 м
✅ ширина – 1,8 м
Очевидно, что он был немного крупнее большей части своих современников и это умело использовали. Арбиб создал систему так называемого «интегрального багажа», что позволило разместить в автомобиле сразу шесть встроенных чемоданов. Они были изготовлены из кожи и помещены в «бесполезных» зонах внутри салона. Так что багажа в Astra-Gnome можно загрузить примерно столько же, сколько в средний полноразмерный седан.
Особенности конструкции
У «Астра-Гнома» нет дверей, а доступ внутрь двухместной кабины осуществляется через куполообразную капсулу, изготовленную из оргстекла компанией Steiner Plastics. Прозрачная крыша оснащена электроприводом, благодаря чему поднималась и опускалась она одним нажатием кнопки, как снаружи, так и изнутри.
Колес Astra-Gnome не видно, кажется что он парит в воздухе. Фото: YouTube.com
Купол, как предполагалось, должен выполнять тройную функцию. Во-первых, водителю обеспечен беспрецедентный обзор – даже при парковке у обочины можно не пользоваться боковыми зеркалами. Во-вторых, можно получить настоящее удовольствие, как от вождения автомобиля с открытым верхом. В машине предусмотрен кондиционер, но зато нет таких недостатков кабриолета, как ветер и излишний шум. В-третьих, это идеальная форма для правильного звучания музыки, благо в «Астра-Гноме» предусмотрено встроенное радио и проигрыватель для пластинок.
У «космического» Astra-Gnome имелись хвостовые плавники, выдвижные подножки, полностью скрытые колеса, защита бампера по периметру и салон из натуральной кожи – темно-синяя на сиденьях, и черная на полу.
Уникальный циферблат
Приборная панель также была довольно футуристичной, а ее центральным элементом стали часы Hamilton Celestial Time Zone, которые также разработал Арбиб. Сегодня его часы Hamilton неправильной формы пользуются большой популярностью у коллекционеров. Но еще больше привлекают интерес его модели на космическую тематику. Часы, установленные в «Астра-Гноме», представляют собой один из двух существующих экземпляров, второй из которых является собственностью Арбиба.
На этих часах имеется планетарная карта и указатели небесных временных зон. Ходит даже легенда, что созвездия выложены из настоящих бриллиантов, которые подсвечены так, что они сверкают, как настоящие звезды. Но насколько эти слухи достоверны, сказать не беремся.
А это необычные космические часы Арбиба, установленные в Astra-Gnome. Фото: YouTube.com
Несмотря на то, что Astra-Gnome никогда не предназначался для серийного производства, он изначально представлял собой полностью функциональный прототип и кому-то, вероятно, даже довелось на нем ездить. Существует этот автомобиль и сегодня. Правда он в какой-то момент был потерян, и о нем ничего не было известно несколько лет. Но в 1980-х годах машину случайным образом обнаружили спрятанной в одном из высотных офисов Нью-Йорка.
Сейчас Astra-Gnome на постоянной основе находится в музее Metropolitan Pit Stop в Северном Голливуде, но в данный момент, на правах аренды, принимает участие в экспозиции Eyes on the Road в автомобильном музее Петерсена (Лос-Анджелес, США). Мероприятие длится с марта по ноябрь 2024 года.
- Lilu
- www.youtube.com
Рекомендуем для вас
«Бетонки»: в России тоже хотят строить «вечные» дороги
Недавно из Краснодарского края пришло сообщение о введении в эксплуатацию опытного участки бетонной автодороги. Подобные покрытия в СССР и РФ почти не...
АВТОВАЗ выпустил партию карбюраторных двигателей – мнения водителей
Готовится глобальный «откат» к старым моделям? Или просто выпустят очень бюджетный автомобиль для страждущих?...
МС-21 получил еще одну важную деталь отечественного производства
Набор деталей успешно прошел тестирование на скорости свыше 600 км/час. До 2028 года ожидается увеличение поставок в 11 раз. Все подробности читайте в нашем...
С крыльями «назад» – странный и очень нестабильный самолет X-29
Речь о разработке NASA 1980-х годов – демонстраторе технологий обратного крыла EC90-039-4. Что это было – ошибка или большой скачок вперед? Попробуем...
Lada Niva получит новый мотор в 2025 году – более объемный и мощный, но простой и надежный
Этим двигателям планируют оснащать все модификации легендарного внедорожника. Похоже, от старого мотора решили отказаться....
Твердотельные аккумуляторы – 1200 км и 10 минут зарядки: когда будет массовое производство?
О производстве этих батарей говорят давно – а «воз и ныне там». Есть ли какие сдвиги в этом направлении сегодня?...
Boeing 737: посадки в исполнении современных пилотов или в СССР учили лучше
Авиалайнеры Boeing 737 считаются одними из самых массовых и удачных в мире. Выпускается семейство серийно с 1967 года. Неудивительно, что за это время...
Белорусский завод «Брестмаш» будет выпускать китайские семиместные минивэны
Стало известно, какую именно модель освоят. Она будет выпускаться под собственным брендом BMG....
Sollers Atlant – почти российский, но все еще недоработанный
Обзор нового легкого грузовика из Елабуги. Расскажем, почему его можно считать почти отечественным, и как отзываются о нем владельцы....
Отсоединять или нет клеммы АКБ при подзарядке
В холода многие подзаряжают аккумулятор: а нужно ли при этом снимать клеммы? Есть разные варианты ответа....
Audi 100 C2 против АЗЛК-2141 – модели бизнес-класса из разных стран и эпох
История автомобилей и их технические особенности. В итоге решим, какая модель лучше сейчас....
Ждем в электромобилях – в Великобритании создали «вечную» батарею
Похоже, будущее наступило. Первый экземпляр создан, осталось дождаться серийного производства, и можно будет забыть о зарядных устройствах....
КАМАЗ-54902 в сравнении с предшественником: подробности
Запущенный в серийное производство КАМАЗ-54902 очень похож на предшественника. Но отличия есть: они касаются двигателя, кабины, некоторых иных узлов и деталей...
Наконец, дождались: УАЗ дизель с 6-МКПП
Уж сколько раз твердили любители внедорожников – УАЗ должен быть дизельным, экономичным и при этом скоростным. Но Ульяновский автомобильный завод отмахивался,...
Стартовали продажи обновленного российского автобуса Вектор Next 8.8
Модель предлагают с двумя типами двигателей. А еще автобус получился бюджетным....
Самолет-телескоп Boeing 747SP: как навечно приземлили «звездолет Энтерпрайз»
Последняя в мире летающая обсерватория проекта SOFIA была закрыта в 2022 году. Что это за программа и почему ее не возобновляют?...