
«Машина времени» – Astra-Gnome 1956 года
Головокружительный темп развития технологий в наши дни, кажется, немного притормозил неконтролируемое желание человека заглядывать далеко вперед. Но это сейчас, а тогда, в 1950-е годы, когда началась космическая эра, автомобильный дизайн нередко сводился к воображению и предвидению того, как может выглядеть автомобиль будущего.
Сегодня, оглядываясь назад на некоторые из этих проектов, можно искренне удивиться, но при этом даже иногда по-доброму усмехнуться над наивностью всех участников тех смелых экспериментов – от автопроизводителей и дизайнеров, до людей, для которых эти шедевры предназначались.
Но, по правде говоря, реальность такова, что ретрофутуристские конструкции тех лет остаются одними из самых красивых творений мировой автомобильной промышленности. В их числе и наш сегодняшний герой «Астра-Гном», который по официальному представлению являлся «Машиной времени и пространства».
В Astra-Gnome отличный обзор. Фото: YouTube.com
Astra-Gnome появилась на свет благодаря American Motors Corporation. Это именно они заказали ее для участия в Международном автосалоне Нью-Йорка в 1956 году. Им нужна была машина, которая произвела бы настоящий фурор, и они решили, что это должен быть автомобиль из будущего. А если точнее, то из 2000 года, и по стилю он должен был больше напоминать НЛО, чем обычный транспорт на дорогах.
Кроме того он планировался как максимально роскошный и просторный автомобиль, с набором функций, которых в то время еще не было. Вместо стандартного окрашивания решено было использовать сменные алюминиевые панели, анодированные в различные цвета для большего разнообразия.
Купол в Astra-Gnome оснащен электроприводом. Фото: YouTube.com
Но на деле, как всегда, все оказалось не так просто. Проблемы со сборкой «космического корабля» на колесах начались буквально сразу – отдел дизайна сообщил руководству American Motors, что они не могут реализовать этот проект, по крайне мере самостоятельно. Поэтому они согласились привлечь кого-то со стороны для более свежего и творческого видения и, к их счастью, с ними согласился сотрудничать один из самых известных дизайнеров космического века – Ричард Арбиб. Он за свою карьеру создал немало шедевров: от автомобилей для GM, Cadillac и Henney-Packard, до часов для Hamilton Watches и Omega, и даже пылесосов и дирижаблей.
В итоге разработка проекта была доверена компании Richard Arbib Co. Inc, и весь процесс создания Astra-Gnome занял, по разным данным, от четырех до шести месяцев. Так что к намеченному событию они успели. Успех, как и ожидалось, был оглушительный. Автомобиль был очень хорошо принят публикой и широко освещался в средствах массовой информации, как в отраслевых изданиях, так и в популярных журналах, в том числе в Esquire и Newsweek.
То ли American Motors ошибся в своих предсказаниях относительного будущего автопрома, то ли по причине того, что компания изначально не планировала когда-либо запускать Astra-Gnome в производство, но они посчитали, что функциональность автомобиля отойдет на второй план после стиля и комфорта. Даже в пресс-релизе было заявлено, что автомобили будущего будут ориентированы не на скорость или производительность, а на невероятную эстетику и роскошные характеристики.
Под капотом Astra-Gnome скромный Nash Metropolitan. Фото: YouTube.com
Видимо поэтому не очень большим сюрпризом оказался тот факт, что под капотом такого инновационного и смелого концепта поместился довольно маленький и скромный Nash Metropolitan 1955 года выпуска в заводской комплектации. Никаких серьезных модификаций в этот силовой агрегат не вносилось, речь идет лишь о косметических доработках.
Кузов Astra-Gnome, который базировался на шасси модели Nash Metropolitan, полностью изготовлен из алюминия. Детали отливались вручную или обрабатывались инженерами Alcoa Aluminium из Нью-Йорка. Так что вес этой концептуальной модели, которая по размерам стала на 25% больше малолитражного донора, составил менее 2000 фунтов (около 907 кг).
Вот такой необычный шильдик у Astra-Gnome. Фото: YouTube.com
Габариты автомобиля, предназначенного для перемещения во времени и пространстве были следующие:
✅ длина – 4,2 м
✅ ширина – 1,8 м
Очевидно, что он был немного крупнее большей части своих современников и это умело использовали. Арбиб создал систему так называемого «интегрального багажа», что позволило разместить в автомобиле сразу шесть встроенных чемоданов. Они были изготовлены из кожи и помещены в «бесполезных» зонах внутри салона. Так что багажа в Astra-Gnome можно загрузить примерно столько же, сколько в средний полноразмерный седан.
У «Астра-Гнома» нет дверей, а доступ внутрь двухместной кабины осуществляется через куполообразную капсулу, изготовленную из оргстекла компанией Steiner Plastics. Прозрачная крыша оснащена электроприводом, благодаря чему поднималась и опускалась она одним нажатием кнопки, как снаружи, так и изнутри.
Колес Astra-Gnome не видно, кажется что он парит в воздухе. Фото: YouTube.com
Купол, как предполагалось, должен выполнять тройную функцию. Во-первых, водителю обеспечен беспрецедентный обзор – даже при парковке у обочины можно не пользоваться боковыми зеркалами. Во-вторых, можно получить настоящее удовольствие, как от вождения автомобиля с открытым верхом. В машине предусмотрен кондиционер, но зато нет таких недостатков кабриолета, как ветер и излишний шум. В-третьих, это идеальная форма для правильного звучания музыки, благо в «Астра-Гноме» предусмотрено встроенное радио и проигрыватель для пластинок.
У «космического» Astra-Gnome имелись хвостовые плавники, выдвижные подножки, полностью скрытые колеса, защита бампера по периметру и салон из натуральной кожи – темно-синяя на сиденьях, и черная на полу.
Приборная панель также была довольно футуристичной, а ее центральным элементом стали часы Hamilton Celestial Time Zone, которые также разработал Арбиб. Сегодня его часы Hamilton неправильной формы пользуются большой популярностью у коллекционеров. Но еще больше привлекают интерес его модели на космическую тематику. Часы, установленные в «Астра-Гноме», представляют собой один из двух существующих экземпляров, второй из которых является собственностью Арбиба.
На этих часах имеется планетарная карта и указатели небесных временных зон. Ходит даже легенда, что созвездия выложены из настоящих бриллиантов, которые подсвечены так, что они сверкают, как настоящие звезды. Но насколько эти слухи достоверны, сказать не беремся.
А это необычные космические часы Арбиба, установленные в Astra-Gnome. Фото: YouTube.com
Несмотря на то, что Astra-Gnome никогда не предназначался для серийного производства, он изначально представлял собой полностью функциональный прототип и кому-то, вероятно, даже довелось на нем ездить. Существует этот автомобиль и сегодня. Правда он в какой-то момент был потерян, и о нем ничего не было известно несколько лет. Но в 1980-х годах машину случайным образом обнаружили спрятанной в одном из высотных офисов Нью-Йорка.
Сейчас Astra-Gnome на постоянной основе находится в музее Metropolitan Pit Stop в Северном Голливуде, но в данный момент, на правах аренды, принимает участие в экспозиции Eyes on the Road в автомобильном музее Петерсена (Лос-Анджелес, США). Мероприятие длится с марта по ноябрь 2024 года.
Сегодня, оглядываясь назад на некоторые из этих проектов, можно искренне удивиться, но при этом даже иногда по-доброму усмехнуться над наивностью всех участников тех смелых экспериментов – от автопроизводителей и дизайнеров, до людей, для которых эти шедевры предназначались.
Astra-Gnome
Но, по правде говоря, реальность такова, что ретрофутуристские конструкции тех лет остаются одними из самых красивых творений мировой автомобильной промышленности. В их числе и наш сегодняшний герой «Астра-Гном», который по официальному представлению являлся «Машиной времени и пространства».

Astra-Gnome появилась на свет благодаря American Motors Corporation. Это именно они заказали ее для участия в Международном автосалоне Нью-Йорка в 1956 году. Им нужна была машина, которая произвела бы настоящий фурор, и они решили, что это должен быть автомобиль из будущего. А если точнее, то из 2000 года, и по стилю он должен был больше напоминать НЛО, чем обычный транспорт на дорогах.
Кроме того он планировался как максимально роскошный и просторный автомобиль, с набором функций, которых в то время еще не было. Вместо стандартного окрашивания решено было использовать сменные алюминиевые панели, анодированные в различные цвета для большего разнообразия.

Но на деле, как всегда, все оказалось не так просто. Проблемы со сборкой «космического корабля» на колесах начались буквально сразу – отдел дизайна сообщил руководству American Motors, что они не могут реализовать этот проект, по крайне мере самостоятельно. Поэтому они согласились привлечь кого-то со стороны для более свежего и творческого видения и, к их счастью, с ними согласился сотрудничать один из самых известных дизайнеров космического века – Ричард Арбиб. Он за свою карьеру создал немало шедевров: от автомобилей для GM, Cadillac и Henney-Packard, до часов для Hamilton Watches и Omega, и даже пылесосов и дирижаблей.
В итоге разработка проекта была доверена компании Richard Arbib Co. Inc, и весь процесс создания Astra-Gnome занял, по разным данным, от четырех до шести месяцев. Так что к намеченному событию они успели. Успех, как и ожидалось, был оглушительный. Автомобиль был очень хорошо принят публикой и широко освещался в средствах массовой информации, как в отраслевых изданиях, так и в популярных журналах, в том числе в Esquire и Newsweek.
Внутренняя начинка
То ли American Motors ошибся в своих предсказаниях относительного будущего автопрома, то ли по причине того, что компания изначально не планировала когда-либо запускать Astra-Gnome в производство, но они посчитали, что функциональность автомобиля отойдет на второй план после стиля и комфорта. Даже в пресс-релизе было заявлено, что автомобили будущего будут ориентированы не на скорость или производительность, а на невероятную эстетику и роскошные характеристики.

Видимо поэтому не очень большим сюрпризом оказался тот факт, что под капотом такого инновационного и смелого концепта поместился довольно маленький и скромный Nash Metropolitan 1955 года выпуска в заводской комплектации. Никаких серьезных модификаций в этот силовой агрегат не вносилось, речь идет лишь о косметических доработках.
Размер имеет значение
Кузов Astra-Gnome, который базировался на шасси модели Nash Metropolitan, полностью изготовлен из алюминия. Детали отливались вручную или обрабатывались инженерами Alcoa Aluminium из Нью-Йорка. Так что вес этой концептуальной модели, которая по размерам стала на 25% больше малолитражного донора, составил менее 2000 фунтов (около 907 кг).

Габариты автомобиля, предназначенного для перемещения во времени и пространстве были следующие:
✅ длина – 4,2 м
✅ ширина – 1,8 м
Очевидно, что он был немного крупнее большей части своих современников и это умело использовали. Арбиб создал систему так называемого «интегрального багажа», что позволило разместить в автомобиле сразу шесть встроенных чемоданов. Они были изготовлены из кожи и помещены в «бесполезных» зонах внутри салона. Так что багажа в Astra-Gnome можно загрузить примерно столько же, сколько в средний полноразмерный седан.
Особенности конструкции
У «Астра-Гнома» нет дверей, а доступ внутрь двухместной кабины осуществляется через куполообразную капсулу, изготовленную из оргстекла компанией Steiner Plastics. Прозрачная крыша оснащена электроприводом, благодаря чему поднималась и опускалась она одним нажатием кнопки, как снаружи, так и изнутри.

Купол, как предполагалось, должен выполнять тройную функцию. Во-первых, водителю обеспечен беспрецедентный обзор – даже при парковке у обочины можно не пользоваться боковыми зеркалами. Во-вторых, можно получить настоящее удовольствие, как от вождения автомобиля с открытым верхом. В машине предусмотрен кондиционер, но зато нет таких недостатков кабриолета, как ветер и излишний шум. В-третьих, это идеальная форма для правильного звучания музыки, благо в «Астра-Гноме» предусмотрено встроенное радио и проигрыватель для пластинок.
У «космического» Astra-Gnome имелись хвостовые плавники, выдвижные подножки, полностью скрытые колеса, защита бампера по периметру и салон из натуральной кожи – темно-синяя на сиденьях, и черная на полу.
Уникальный циферблат
Приборная панель также была довольно футуристичной, а ее центральным элементом стали часы Hamilton Celestial Time Zone, которые также разработал Арбиб. Сегодня его часы Hamilton неправильной формы пользуются большой популярностью у коллекционеров. Но еще больше привлекают интерес его модели на космическую тематику. Часы, установленные в «Астра-Гноме», представляют собой один из двух существующих экземпляров, второй из которых является собственностью Арбиба.
На этих часах имеется планетарная карта и указатели небесных временных зон. Ходит даже легенда, что созвездия выложены из настоящих бриллиантов, которые подсвечены так, что они сверкают, как настоящие звезды. Но насколько эти слухи достоверны, сказать не беремся.

Несмотря на то, что Astra-Gnome никогда не предназначался для серийного производства, он изначально представлял собой полностью функциональный прототип и кому-то, вероятно, даже довелось на нем ездить. Существует этот автомобиль и сегодня. Правда он в какой-то момент был потерян, и о нем ничего не было известно несколько лет. Но в 1980-х годах машину случайным образом обнаружили спрятанной в одном из высотных офисов Нью-Йорка.
Сейчас Astra-Gnome на постоянной основе находится в музее Metropolitan Pit Stop в Северном Голливуде, но в данный момент, на правах аренды, принимает участие в экспозиции Eyes on the Road в автомобильном музее Петерсена (Лос-Анджелес, США). Мероприятие длится с марта по ноябрь 2024 года.
- Lilu
- www.youtube.com
Рекомендуем для вас

Полиция России взяла на вооружение «распиленные» Lada Niva Kub
Удлиненные фургоны уже участвуют в патрулировании улиц. Первые машины поступили в две области РФ....

Нижегородский тягач получит российский двигатель вместо китайского
Наш мотор развивает 3000 Н*м крутящего момента. Его мощность на 150 л. с. больше, чем у китайского ДВС....

Исторический момент – первый импортозамещенный МС-21 собран
До серийного производства остался лишь один шаг. Также появилась информация касательно степени прохождения испытаний и сертификации лайнеров SJ-100 и...

Крупнейший в мире гидроплан совершил свой первый полет
Он прошел с пассажирами на борту в рамках первого этапа летных испытаний Viceroy Seaglider. Более подробно об этом читайте в нашем материале....

Завод Toyota в Шушарах вернется к работе: уже набирают сотрудников
Спустя три года простоя грядет расконсервация. Что там будут выпускать, пока неизвестно....

Почему заработал конвейер BMW в Калининграде
Официальный представитель BMW в России уже выступил с заявлением....

Как и зачем строили Северомуйский тоннель на БАМе
На этот грандиозный проект ушло 26 лет. Но в наши дни одного Северомуйского тоннеля на БАМе стало недостаточно......

В России появился новый отечественный трактор – он пойдет в серию
Внешне техника до боли напоминает Т-150. Только она куда мощнее и современнее....

«ДСТ-Урал» впервые вывел из цеха новый трактор FT-7
Гусеничная техника создана для сельскохозяйственных работ. На борту – дизель ЯМЗ-652....

Мощность нового дизельного двигателя для УАЗа Патриота рассекретили – мнения водителей
Уже никто не скрывает, что мотор от китайского концерна JAC. Обещают до 20% дизельных «Патриков» в линейке....

Оказался дороже и дольше – начался пятый этап производства ЛМС-901 «Байкал»
«Заморозка» теперь точно отменяется. После завершения этого этапа у «Байкала» появится отечественный двигатель и винт. Ускорению способствует Минпромторг....

Самая экономичная модель АВТОВАЗ возвращается в продажу
Запас хода на полных баках достигает отметки в 1000 км. Еще ожидается не менее интересная модификация всеми известной «Весты»....

«Китайцев» уже не берут – когда ждать «нормальные» бренды?
В последнее время все чаще встречаются новости о том, что тот или иной автобренд планирует возвращаться на российских рынок. К примеру, одним из первых об этом...

ГАЗ «Садко 9» выпускают серийно – произведена первая партия
Выпущенные автомобили будут переданы компаниям, занимающимся производством модификационных надстроек. На этих площадках осуществляется монтаж и сертификация...

«Ленинград» и «Сталинград» еще не построены, а уже подорожали на треть
Атомные ледоколы обойдутся еще дороже, чем год назад. На сроки сдачи это не повлияет....

Экономия на дизеле – попытка сохранить средства превратилась в финансовую ловушку
Российские автолюбители предпочитают бензиновые легковые машины. Дизель для них – это однозначная прерогатива грузового транспорта. Там никто не спорит, что...