
«Машина времени» – Astra-Gnome 1956 года
Головокружительный темп развития технологий в наши дни, кажется, немного притормозил неконтролируемое желание человека заглядывать далеко вперед. Но это сейчас, а тогда, в 1950-е годы, когда началась космическая эра, автомобильный дизайн нередко сводился к воображению и предвидению того, как может выглядеть автомобиль будущего.
Сегодня, оглядываясь назад на некоторые из этих проектов, можно искренне удивиться, но при этом даже иногда по-доброму усмехнуться над наивностью всех участников тех смелых экспериментов – от автопроизводителей и дизайнеров, до людей, для которых эти шедевры предназначались.
Но, по правде говоря, реальность такова, что ретрофутуристские конструкции тех лет остаются одними из самых красивых творений мировой автомобильной промышленности. В их числе и наш сегодняшний герой «Астра-Гном», который по официальному представлению являлся «Машиной времени и пространства».
В Astra-Gnome отличный обзор. Фото: YouTube.com
Astra-Gnome появилась на свет благодаря American Motors Corporation. Это именно они заказали ее для участия в Международном автосалоне Нью-Йорка в 1956 году. Им нужна была машина, которая произвела бы настоящий фурор, и они решили, что это должен быть автомобиль из будущего. А если точнее, то из 2000 года, и по стилю он должен был больше напоминать НЛО, чем обычный транспорт на дорогах.
Кроме того он планировался как максимально роскошный и просторный автомобиль, с набором функций, которых в то время еще не было. Вместо стандартного окрашивания решено было использовать сменные алюминиевые панели, анодированные в различные цвета для большего разнообразия.
Купол в Astra-Gnome оснащен электроприводом. Фото: YouTube.com
Но на деле, как всегда, все оказалось не так просто. Проблемы со сборкой «космического корабля» на колесах начались буквально сразу – отдел дизайна сообщил руководству American Motors, что они не могут реализовать этот проект, по крайне мере самостоятельно. Поэтому они согласились привлечь кого-то со стороны для более свежего и творческого видения и, к их счастью, с ними согласился сотрудничать один из самых известных дизайнеров космического века – Ричард Арбиб. Он за свою карьеру создал немало шедевров: от автомобилей для GM, Cadillac и Henney-Packard, до часов для Hamilton Watches и Omega, и даже пылесосов и дирижаблей.
В итоге разработка проекта была доверена компании Richard Arbib Co. Inc, и весь процесс создания Astra-Gnome занял, по разным данным, от четырех до шести месяцев. Так что к намеченному событию они успели. Успех, как и ожидалось, был оглушительный. Автомобиль был очень хорошо принят публикой и широко освещался в средствах массовой информации, как в отраслевых изданиях, так и в популярных журналах, в том числе в Esquire и Newsweek.
То ли American Motors ошибся в своих предсказаниях относительного будущего автопрома, то ли по причине того, что компания изначально не планировала когда-либо запускать Astra-Gnome в производство, но они посчитали, что функциональность автомобиля отойдет на второй план после стиля и комфорта. Даже в пресс-релизе было заявлено, что автомобили будущего будут ориентированы не на скорость или производительность, а на невероятную эстетику и роскошные характеристики.
Под капотом Astra-Gnome скромный Nash Metropolitan. Фото: YouTube.com
Видимо поэтому не очень большим сюрпризом оказался тот факт, что под капотом такого инновационного и смелого концепта поместился довольно маленький и скромный Nash Metropolitan 1955 года выпуска в заводской комплектации. Никаких серьезных модификаций в этот силовой агрегат не вносилось, речь идет лишь о косметических доработках.
Кузов Astra-Gnome, который базировался на шасси модели Nash Metropolitan, полностью изготовлен из алюминия. Детали отливались вручную или обрабатывались инженерами Alcoa Aluminium из Нью-Йорка. Так что вес этой концептуальной модели, которая по размерам стала на 25% больше малолитражного донора, составил менее 2000 фунтов (около 907 кг).
Вот такой необычный шильдик у Astra-Gnome. Фото: YouTube.com
Габариты автомобиля, предназначенного для перемещения во времени и пространстве были следующие:
✅ длина – 4,2 м
✅ ширина – 1,8 м
Очевидно, что он был немного крупнее большей части своих современников и это умело использовали. Арбиб создал систему так называемого «интегрального багажа», что позволило разместить в автомобиле сразу шесть встроенных чемоданов. Они были изготовлены из кожи и помещены в «бесполезных» зонах внутри салона. Так что багажа в Astra-Gnome можно загрузить примерно столько же, сколько в средний полноразмерный седан.
У «Астра-Гнома» нет дверей, а доступ внутрь двухместной кабины осуществляется через куполообразную капсулу, изготовленную из оргстекла компанией Steiner Plastics. Прозрачная крыша оснащена электроприводом, благодаря чему поднималась и опускалась она одним нажатием кнопки, как снаружи, так и изнутри.
Колес Astra-Gnome не видно, кажется что он парит в воздухе. Фото: YouTube.com
Купол, как предполагалось, должен выполнять тройную функцию. Во-первых, водителю обеспечен беспрецедентный обзор – даже при парковке у обочины можно не пользоваться боковыми зеркалами. Во-вторых, можно получить настоящее удовольствие, как от вождения автомобиля с открытым верхом. В машине предусмотрен кондиционер, но зато нет таких недостатков кабриолета, как ветер и излишний шум. В-третьих, это идеальная форма для правильного звучания музыки, благо в «Астра-Гноме» предусмотрено встроенное радио и проигрыватель для пластинок.
У «космического» Astra-Gnome имелись хвостовые плавники, выдвижные подножки, полностью скрытые колеса, защита бампера по периметру и салон из натуральной кожи – темно-синяя на сиденьях, и черная на полу.
Приборная панель также была довольно футуристичной, а ее центральным элементом стали часы Hamilton Celestial Time Zone, которые также разработал Арбиб. Сегодня его часы Hamilton неправильной формы пользуются большой популярностью у коллекционеров. Но еще больше привлекают интерес его модели на космическую тематику. Часы, установленные в «Астра-Гноме», представляют собой один из двух существующих экземпляров, второй из которых является собственностью Арбиба.
На этих часах имеется планетарная карта и указатели небесных временных зон. Ходит даже легенда, что созвездия выложены из настоящих бриллиантов, которые подсвечены так, что они сверкают, как настоящие звезды. Но насколько эти слухи достоверны, сказать не беремся.
А это необычные космические часы Арбиба, установленные в Astra-Gnome. Фото: YouTube.com
Несмотря на то, что Astra-Gnome никогда не предназначался для серийного производства, он изначально представлял собой полностью функциональный прототип и кому-то, вероятно, даже довелось на нем ездить. Существует этот автомобиль и сегодня. Правда он в какой-то момент был потерян, и о нем ничего не было известно несколько лет. Но в 1980-х годах машину случайным образом обнаружили спрятанной в одном из высотных офисов Нью-Йорка.
Сейчас Astra-Gnome на постоянной основе находится в музее Metropolitan Pit Stop в Северном Голливуде, но в данный момент, на правах аренды, принимает участие в экспозиции Eyes on the Road в автомобильном музее Петерсена (Лос-Анджелес, США). Мероприятие длится с марта по ноябрь 2024 года.
Сегодня, оглядываясь назад на некоторые из этих проектов, можно искренне удивиться, но при этом даже иногда по-доброму усмехнуться над наивностью всех участников тех смелых экспериментов – от автопроизводителей и дизайнеров, до людей, для которых эти шедевры предназначались.
Astra-Gnome
Но, по правде говоря, реальность такова, что ретрофутуристские конструкции тех лет остаются одними из самых красивых творений мировой автомобильной промышленности. В их числе и наш сегодняшний герой «Астра-Гном», который по официальному представлению являлся «Машиной времени и пространства».

Astra-Gnome появилась на свет благодаря American Motors Corporation. Это именно они заказали ее для участия в Международном автосалоне Нью-Йорка в 1956 году. Им нужна была машина, которая произвела бы настоящий фурор, и они решили, что это должен быть автомобиль из будущего. А если точнее, то из 2000 года, и по стилю он должен был больше напоминать НЛО, чем обычный транспорт на дорогах.
Кроме того он планировался как максимально роскошный и просторный автомобиль, с набором функций, которых в то время еще не было. Вместо стандартного окрашивания решено было использовать сменные алюминиевые панели, анодированные в различные цвета для большего разнообразия.

Но на деле, как всегда, все оказалось не так просто. Проблемы со сборкой «космического корабля» на колесах начались буквально сразу – отдел дизайна сообщил руководству American Motors, что они не могут реализовать этот проект, по крайне мере самостоятельно. Поэтому они согласились привлечь кого-то со стороны для более свежего и творческого видения и, к их счастью, с ними согласился сотрудничать один из самых известных дизайнеров космического века – Ричард Арбиб. Он за свою карьеру создал немало шедевров: от автомобилей для GM, Cadillac и Henney-Packard, до часов для Hamilton Watches и Omega, и даже пылесосов и дирижаблей.
В итоге разработка проекта была доверена компании Richard Arbib Co. Inc, и весь процесс создания Astra-Gnome занял, по разным данным, от четырех до шести месяцев. Так что к намеченному событию они успели. Успех, как и ожидалось, был оглушительный. Автомобиль был очень хорошо принят публикой и широко освещался в средствах массовой информации, как в отраслевых изданиях, так и в популярных журналах, в том числе в Esquire и Newsweek.
Внутренняя начинка
То ли American Motors ошибся в своих предсказаниях относительного будущего автопрома, то ли по причине того, что компания изначально не планировала когда-либо запускать Astra-Gnome в производство, но они посчитали, что функциональность автомобиля отойдет на второй план после стиля и комфорта. Даже в пресс-релизе было заявлено, что автомобили будущего будут ориентированы не на скорость или производительность, а на невероятную эстетику и роскошные характеристики.

Видимо поэтому не очень большим сюрпризом оказался тот факт, что под капотом такого инновационного и смелого концепта поместился довольно маленький и скромный Nash Metropolitan 1955 года выпуска в заводской комплектации. Никаких серьезных модификаций в этот силовой агрегат не вносилось, речь идет лишь о косметических доработках.
Размер имеет значение
Кузов Astra-Gnome, который базировался на шасси модели Nash Metropolitan, полностью изготовлен из алюминия. Детали отливались вручную или обрабатывались инженерами Alcoa Aluminium из Нью-Йорка. Так что вес этой концептуальной модели, которая по размерам стала на 25% больше малолитражного донора, составил менее 2000 фунтов (около 907 кг).

Габариты автомобиля, предназначенного для перемещения во времени и пространстве были следующие:
✅ длина – 4,2 м
✅ ширина – 1,8 м
Очевидно, что он был немного крупнее большей части своих современников и это умело использовали. Арбиб создал систему так называемого «интегрального багажа», что позволило разместить в автомобиле сразу шесть встроенных чемоданов. Они были изготовлены из кожи и помещены в «бесполезных» зонах внутри салона. Так что багажа в Astra-Gnome можно загрузить примерно столько же, сколько в средний полноразмерный седан.
Особенности конструкции
У «Астра-Гнома» нет дверей, а доступ внутрь двухместной кабины осуществляется через куполообразную капсулу, изготовленную из оргстекла компанией Steiner Plastics. Прозрачная крыша оснащена электроприводом, благодаря чему поднималась и опускалась она одним нажатием кнопки, как снаружи, так и изнутри.

Купол, как предполагалось, должен выполнять тройную функцию. Во-первых, водителю обеспечен беспрецедентный обзор – даже при парковке у обочины можно не пользоваться боковыми зеркалами. Во-вторых, можно получить настоящее удовольствие, как от вождения автомобиля с открытым верхом. В машине предусмотрен кондиционер, но зато нет таких недостатков кабриолета, как ветер и излишний шум. В-третьих, это идеальная форма для правильного звучания музыки, благо в «Астра-Гноме» предусмотрено встроенное радио и проигрыватель для пластинок.
У «космического» Astra-Gnome имелись хвостовые плавники, выдвижные подножки, полностью скрытые колеса, защита бампера по периметру и салон из натуральной кожи – темно-синяя на сиденьях, и черная на полу.
Уникальный циферблат
Приборная панель также была довольно футуристичной, а ее центральным элементом стали часы Hamilton Celestial Time Zone, которые также разработал Арбиб. Сегодня его часы Hamilton неправильной формы пользуются большой популярностью у коллекционеров. Но еще больше привлекают интерес его модели на космическую тематику. Часы, установленные в «Астра-Гноме», представляют собой один из двух существующих экземпляров, второй из которых является собственностью Арбиба.
На этих часах имеется планетарная карта и указатели небесных временных зон. Ходит даже легенда, что созвездия выложены из настоящих бриллиантов, которые подсвечены так, что они сверкают, как настоящие звезды. Но насколько эти слухи достоверны, сказать не беремся.

Несмотря на то, что Astra-Gnome никогда не предназначался для серийного производства, он изначально представлял собой полностью функциональный прототип и кому-то, вероятно, даже довелось на нем ездить. Существует этот автомобиль и сегодня. Правда он в какой-то момент был потерян, и о нем ничего не было известно несколько лет. Но в 1980-х годах машину случайным образом обнаружили спрятанной в одном из высотных офисов Нью-Йорка.
Сейчас Astra-Gnome на постоянной основе находится в музее Metropolitan Pit Stop в Северном Голливуде, но в данный момент, на правах аренды, принимает участие в экспозиции Eyes on the Road в автомобильном музее Петерсена (Лос-Анджелес, США). Мероприятие длится с марта по ноябрь 2024 года.
- Lilu
- www.youtube.com
Рекомендуем для вас

В России возрождают советский порт и железную дорогу к нему – есть ли перспективы?
Город должен был стать энергетическим и судоходным центром региона, но совокупность факторов не позволила этому случиться. Теперь о порте заговорили вновь и...

Второй Ил-96-400Т начал выполнять коммерческие полеты
Теперь важные грузы можно оперативно доставлять в отдаленные от центра регионы. Осталось наладить постоянные маршруты....

Tugella – все: в Белорусии начнут выпускать новый Belgee S50
Это глубоко локализованная версия Geely Emgrand. Планируют выйти на 5000 автомобилей в год....

Ан-12 против Airbus A400 – соревнования по красоте посадки
Современные крупные самолеты давно уже турбовентиляторные. Конечно, у большинства из них не реактивные силовые агрегаты. Но многие в этом все равно не...

Поставки российских двигателей ТВ7-117СТ-01 для Ил-114-300 начнутся уже в этом году
Первые 6-7 экземпляров отгрузят для статических и летных экземпляров. Ждать осталось немного....

Зачем в Мурманской области построили новый морской порт
Несмотря на то, что порт Мурманска считается недозагруженным, на противоположном берегу построили новую гавань для перевалки угля....

Одномоторный самолет E1000 AX демонстрирует впечатляющую производительность и может сесть без помощи человека
Даже место для посадки модель способна выбрать сама. Подробнее о новом проекте читайте в нашем материале....

«МотоВелоЗавод» начал выпускать патрульные мотоциклы для ГАИ
Теперь у МВД появилась отечественная модель для нужд мотобата. Правда, она имеет китайское происхождение....

Впервые в истории удалось обслужить спутник на орбите захоронения
Аппарат компании Northrop Grumman стал спасителем спутниковых устройств. Планируется запуск целой серии....

Новый российский серийный бульдозер Б11 Электро – превосходство технологий
Все давно привыкли, что бульдозеры, в том числе российские, оснащаются только дизельными двигателями. Гибридные модели если и делают, то это место явно...

ЛиАЗ-677: тяжелое восстановление спустя 25 лет простоя
Спустя почти полвека с момента выпуска легендарного ЛиАЗ-677 1976 года автор видео на YouTube-канале «Автобусная мастерская VegaBus» решается вдохнуть в него...

Верховина 7 Спорт – самый «крутой» львовский мопед для советских пацанов
Мопеды в позднем СССР были представлены в основном двух заводов – львовского и рижского. Одни считались похуже, другие получше, но в продаже последние...

На Камчатке достраивают первую в истории региона серию рыболовных судов
Два корабля введут в эксплуатацию уже в мае. Они займутся рыболовным промыслом....

Автобус КАВЗ-3976 – последняя советская «барбухайка»
Эта модель создана на шасси грузовика ГАЗ-3307. Несмотря на простоту конструкции, они выпускались 20 лет....

«Скучать не будем» – десяток китайских брендов покинет рынок России
Не каждый покупатель готов довериться «безымянному» китайскому бренду. Некоторые из них не смогли продать и 20 машин за последние три месяца....

Настоящий тяжеловес – в Архангельский авиапарк вернулся легендарный вертолет
Это одна из самых мощных машин в мире. Гражданская версия будет трудиться в сложных условиях грузовых и пассажирских сценариев....