Советский трактор МТЗ-142 – преемник МТЗ-80, так и не ставший серийным
Трактор МТЗ-80 начали выпускать серийно с 1974 года. Модель оказалась мегапопулярной и разошлась огромными тиражами не только по всему Советскому Союзу, но и далеко за его пределами.
Кстати, МТЗ-80, как и полноприводная версия с индексом 82, выпускается до сих пор. Минский тракторный завод ведь сохранился и даже развивается.
В современной линейке МТЗ немало интересных моделей разных классов. Но в СССР с разнообразием были проблемы. Поэтому еще в конце 70-х советские тракторные предприятия получили задание выпустить новую, более мощную технику.
Так появился МТЗ-142 – трактор на 150 л. с. Вот про непростую и даже в чем-то трагичную судьбу данной модели мы сегодня и расскажем.
Конструкторы Минского тракторного завода еще в середине 1970-х понимали, что стране нужна новая техника. Но в те годы ярко сияла звезда успеха МТЗ-80 и его полноприводной версии МТЗ-82.
«Сверху» заданий не давали, но инженеры другого предприятия, Минского моторного завода, уже начали работать над новым тракторным двигателем с мощностью 150 л. с. В конце 1970-х еще точно не знали, куда именно он пойдет. Возможно, под капот МТЗ-82, а может планировали разработать новую модель.
В любом случае, было понятно, что рано или поздно придет задание, и это случилось в 1982 г. Именно тогда подписали программу продовольственного развития СССР до 1990 года. В ней прямо указали необходимость разработки новых моделей сельскохозяйственной техники.
Ответственным за мощный трактор стал Амельченко. В те годы он занимал должность главного конструктора МТЗ.
МТЗ-142 должен был стать мощнейшей моделью предприятия. Его главная особенность – новый мотор Д-260Т. Двигатель от ММЗ имел объем 7,1 литра и развивал мощность в 150 л. с.
Силовой агрегат работал в паре с механической коробкой передач. Она отличалась следующими особенностями:
✅ Наличием синхронизаторов
✅ 16 передних скоростей
✅ 8 задних передач
МТЗ-142 разрабатывался как целое семейство. Кроме полноприводной основной модификации, в него планировали включить версии для виноградарей, рисоводов, свекловодов. Обещали и МТЗ-140 – с задней ведущей осью.
Базовая модель МТЗ-142 должна была стать максимально универсальной. Она оснащалась как гидравлическими системами сзади и спереди, так и парой валов отбора мощности (ВОМ).
Над дизайном нового трактора инженеры и конструкторы особо не задумывались. Это же универсальная рабочая техника, в ее задачу в первую очередь входит эффективность. Поэтому стилистически МТЗ-142 похож на МТЗ-80/82.
Но если разбираться, окажется, что кабину для нового трактора разрабатывали специально. Механизаторы со стажем могут возразить, мол, она почти полностью идентична той, что устанавливалась на МТЗ-80. Вовсе нет – в первой половине 80-х серийный популярный трактор выпускался с узкой кабиной. А потом уже он получил новую – именно ту, что разрабатывалась для МТЗ-142.
Если не считать широкой кабины, внешне перспективный трактор отличался и более длинным капотом. Ведь двигатель Д-260Т куда габаритнее Д-240.
Еще больше различий оказалось внутри кабины. Она получила реверсивный пост управления. Это значит, что сиденье можно развернуть на 180 градусов, а руль переставить, соответственно, назад. И получалось без усилий полностью контролировать работу с задним навесным оборудованием, не выворачивая при этом шею.
Никто не сомневался, что МТЗ-142 пойдет в серийное производство. Поэтому после прохождения приемочных испытаний в 1983 году новый трактор получил ряд восторженных отзывов.
Производство модели планировали наладить сразу на трех заводах:
✅ МТЗ
✅ ЛТЗ
✅ КамТЗ
В последних двух случаях трактор назвали ЛТЗ-150 и КамТЗ-150 соответственно. Первым к производству должен был приступить Липецкий тракторный завод. В Минске для освоения новой модели не хватало места.
Перспективы для модели «рисовались» роскошные. Три завода должны были выйти на суммарную цифру в 150 тысяч экземпляров.
Вот только инженеры Липецкого тракторного завода имели собственную гордость. Они не желали выпускать чужой трактор, тем более, что к тому времени смогли разработать свою модель – ЛТЗ-145.
Поэтому, когда в 1983 году пришло распоряжение «сверху» наладить выпуск МТЗ-142, руководство предприятия долго сопротивлялось. Ничем хорошим это не закончилось. Чтобы про ЛТЗ-145 не вспоминали, три опытных трактора вывезли за территорию завода, проект свернули.
Потом началась долгая война между министерствами и конструкторскими отделами МТЗ и ЛТЗ. Дело в том, что новый минский трактор должны были выпускать в Липецке. На МТЗ для него не нашлось свободных производственных мощностей.
В итоге до начала «Перестройки» трактор так и не пошел в серию. В Минске проект «заморозили» на неопределенное время, а в Липецке в итоге получили разрешение на производство собственного трактора – ЛТЗ-155, по сути, того самого, но доработанного ЛТЗ-145.
Вот только и этой машине не повезло. Сначала «Перестройка», потом экономический и политический кризисы, в итоге все завершилось развалом Советского Союза. А ЛТЗ-155 хоть и стал серийным, но выпускался недолго и небольшими партиями.
А вот Минский тракторный завод вернулся к своему проекту, хотя для этого понадобилось около 10 лет. В 1998 году началось серийное производство МТЗ-1221. Это именно та самая машина 2-го тягового класса, которой так не хватало Советскому Союзу в 80-х.
Белорусский трактор создан на базе МТЗ-142, только его основательно доработали. Машина предназначена в первую очередь для сельского хозяйства – пахоты, боронования, культивации, посева, возделывания и уборки.
Минский завод не стал отказываться еще от советской концепции, заложенной при создании МТЗ-142. Их новая модель выпускается в нескольких вариантах, отличающихся наличием или отсутствием реверсивного поста управления и разными двигателями.
Даже силовой агрегат трактора по сути остался тот же. Под капотом у МТЗ-1221 мотор ММЗ-260.2. Двигатель турбированнный, но имеет скромную мощность – всего 136 л. с. при рабочем объеме в 7,0 литра. Это трактор, там скорость не нужна, акцент смещен на тягу.
Модификации МТЗ-1221:
✅ 1221.2 – базовая модель
✅ 1221.В2 – с реверсивным постом управления и соответствующим навесным
✅ 1221.3 – с пластиковым капотом и дизельным двигателем Д-260.S2
✅ 1221.4 – с немецким мотором Deutz
Сейчас моторы зарубежного производство на тракторы МТЗ не ставят – экономические санкции затронули не только Россию, но и Беларусь.
Получается, что МТЗ-142 все-таки выпустили крупносерийно в Минске, пускай и в другом обличье. И он до сих пор собирается под индексом 1221. Модель давно уже зарекомендовала себя с лучшей стороны как в Беларуси, так и в других странах СНГ.
Россия – это главный партнер Минского тракторного завода. Большая часть МТЗ-1221 идет на экспорт именно туда.
Кстати, МТЗ-80, как и полноприводная версия с индексом 82, выпускается до сих пор. Минский тракторный завод ведь сохранился и даже развивается.
В современной линейке МТЗ немало интересных моделей разных классов. Но в СССР с разнообразием были проблемы. Поэтому еще в конце 70-х советские тракторные предприятия получили задание выпустить новую, более мощную технику.
Сколько было выпущено МТЗ-142, сказать сложно, но их немного. Фото: problembo.com
Так появился МТЗ-142 – трактор на 150 л. с. Вот про непростую и даже в чем-то трагичную судьбу данной модели мы сегодня и расскажем.
История
Конструкторы Минского тракторного завода еще в середине 1970-х понимали, что стране нужна новая техника. Но в те годы ярко сияла звезда успеха МТЗ-80 и его полноприводной версии МТЗ-82.
«Сверху» заданий не давали, но инженеры другого предприятия, Минского моторного завода, уже начали работать над новым тракторным двигателем с мощностью 150 л. с. В конце 1970-х еще точно не знали, куда именно он пойдет. Возможно, под капот МТЗ-82, а может планировали разработать новую модель.
В любом случае, было понятно, что рано или поздно придет задание, и это случилось в 1982 г. Именно тогда подписали программу продовольственного развития СССР до 1990 года. В ней прямо указали необходимость разработки новых моделей сельскохозяйственной техники.
Внешне МТЗ-142 ничем не примечателен. Фото: problembo.com
Ответственным за мощный трактор стал Амельченко. В те годы он занимал должность главного конструктора МТЗ.
Особенности
МТЗ-142 должен был стать мощнейшей моделью предприятия. Его главная особенность – новый мотор Д-260Т. Двигатель от ММЗ имел объем 7,1 литра и развивал мощность в 150 л. с.
Силовой агрегат работал в паре с механической коробкой передач. Она отличалась следующими особенностями:
✅ Наличием синхронизаторов
✅ 16 передних скоростей
✅ 8 задних передач
МТЗ-142 разрабатывался как целое семейство. Кроме полноприводной основной модификации, в него планировали включить версии для виноградарей, рисоводов, свекловодов. Обещали и МТЗ-140 – с задней ведущей осью.
ЛТЗ-150 – липецкая копия МТЗ-142. Фото: problembo.com
Базовая модель МТЗ-142 должна была стать максимально универсальной. Она оснащалась как гидравлическими системами сзади и спереди, так и парой валов отбора мощности (ВОМ).
Внешность
Над дизайном нового трактора инженеры и конструкторы особо не задумывались. Это же универсальная рабочая техника, в ее задачу в первую очередь входит эффективность. Поэтому стилистически МТЗ-142 похож на МТЗ-80/82.
Но если разбираться, окажется, что кабину для нового трактора разрабатывали специально. Механизаторы со стажем могут возразить, мол, она почти полностью идентична той, что устанавливалась на МТЗ-80. Вовсе нет – в первой половине 80-х серийный популярный трактор выпускался с узкой кабиной. А потом уже он получил новую – именно ту, что разрабатывалась для МТЗ-142.
Если не считать широкой кабины, внешне перспективный трактор отличался и более длинным капотом. Ведь двигатель Д-260Т куда габаритнее Д-240.
МТЗ-142 доказывает свою эффективность в поле. Фото: problembo.com
Еще больше различий оказалось внутри кабины. Она получила реверсивный пост управления. Это значит, что сиденье можно развернуть на 180 градусов, а руль переставить, соответственно, назад. И получалось без усилий полностью контролировать работу с задним навесным оборудованием, не выворачивая при этом шею.
Перспективы
Никто не сомневался, что МТЗ-142 пойдет в серийное производство. Поэтому после прохождения приемочных испытаний в 1983 году новый трактор получил ряд восторженных отзывов.
Производство модели планировали наладить сразу на трех заводах:
✅ МТЗ
✅ ЛТЗ
✅ КамТЗ
В последних двух случаях трактор назвали ЛТЗ-150 и КамТЗ-150 соответственно. Первым к производству должен был приступить Липецкий тракторный завод. В Минске для освоения новой модели не хватало места.
А это опытный КамТЗ-150. Фото: problembo.com
Перспективы для модели «рисовались» роскошные. Три завода должны были выйти на суммарную цифру в 150 тысяч экземпляров.
Потенциальный конкурент
Вот только инженеры Липецкого тракторного завода имели собственную гордость. Они не желали выпускать чужой трактор, тем более, что к тому времени смогли разработать свою модель – ЛТЗ-145.
Эту технику уже успели протестировать вместе с МТЗ-142. Неожиданно новая модель оказалась более производительной. Вот только выглядела она не так солидно. Да и «верха» нацелились на минский трактор.
Поэтому, когда в 1983 году пришло распоряжение «сверху» наладить выпуск МТЗ-142, руководство предприятия долго сопротивлялось. Ничем хорошим это не закончилось. Чтобы про ЛТЗ-145 не вспоминали, три опытных трактора вывезли за территорию завода, проект свернули.
Потом началась долгая война между министерствами и конструкторскими отделами МТЗ и ЛТЗ. Дело в том, что новый минский трактор должны были выпускать в Липецке. На МТЗ для него не нашлось свободных производственных мощностей.
ЛТЗ-155 иногда называют лучшим советским трактором, хоте в серию он пошел уже в России. Фото: Youtube.com
В итоге до начала «Перестройки» трактор так и не пошел в серию. В Минске проект «заморозили» на неопределенное время, а в Липецке в итоге получили разрешение на производство собственного трактора – ЛТЗ-155, по сути, того самого, но доработанного ЛТЗ-145.
Вот только и этой машине не повезло. Сначала «Перестройка», потом экономический и политический кризисы, в итоге все завершилось развалом Советского Союза. А ЛТЗ-155 хоть и стал серийным, но выпускался недолго и небольшими партиями.
МТЗ-145 в новом обличье
А вот Минский тракторный завод вернулся к своему проекту, хотя для этого понадобилось около 10 лет. В 1998 году началось серийное производство МТЗ-1221. Это именно та самая машина 2-го тягового класса, которой так не хватало Советскому Союзу в 80-х.
Белорусский трактор создан на базе МТЗ-142, только его основательно доработали. Машина предназначена в первую очередь для сельского хозяйства – пахоты, боронования, культивации, посева, возделывания и уборки.
Если необходимо, то МТЗ-1221 можно использовать в качестве универсальной машины. Благодаря колесной формуле 4х4 трактор способен работать в любых условиях, включая коммунальную сферу.
Минский завод не стал отказываться еще от советской концепции, заложенной при создании МТЗ-142. Их новая модель выпускается в нескольких вариантах, отличающихся наличием или отсутствием реверсивного поста управления и разными двигателями.
МТЗ-1221 выпускается до сих пор. Фото: Youtube.com
Даже силовой агрегат трактора по сути остался тот же. Под капотом у МТЗ-1221 мотор ММЗ-260.2. Двигатель турбированнный, но имеет скромную мощность – всего 136 л. с. при рабочем объеме в 7,0 литра. Это трактор, там скорость не нужна, акцент смещен на тягу.
Модификации МТЗ-1221:
✅ 1221.2 – базовая модель
✅ 1221.В2 – с реверсивным постом управления и соответствующим навесным
✅ 1221.3 – с пластиковым капотом и дизельным двигателем Д-260.S2
✅ 1221.4 – с немецким мотором Deutz
Сейчас моторы зарубежного производство на тракторы МТЗ не ставят – экономические санкции затронули не только Россию, но и Беларусь.
Опытный МТЗ-142ИТ явно скопирован с липецкого ЛТЗ-145. Фото: problembo.com
Получается, что МТЗ-142 все-таки выпустили крупносерийно в Минске, пускай и в другом обличье. И он до сих пор собирается под индексом 1221. Модель давно уже зарекомендовала себя с лучшей стороны как в Беларуси, так и в других странах СНГ.
Россия – это главный партнер Минского тракторного завода. Большая часть МТЗ-1221 идет на экспорт именно туда.
- Ульф
- problembo.com, youtube.com
Рекомендуем для вас
Ракетоплан «Аврора» совершил свой первый сверхзвуковой полет
Это первое подобное событие для гражданской авиации со времен «Конкорда». Подробнее обо всем читайте в нашем материале....
Революционный реактивный двигатель прошел первые огневые испытания и показал многообещающие результаты
Речь о новой турбоэлектрической установке, предназначенной для пассажирских реактивных самолетов. Подробнее о проекте читайте в нашем материале....
Из CR929 – С929: где Китай возьмет двигатели?
После выхода РФ из проекта CR929, китайцы продолжили строить самолет самостоятельно. Планер и электронное оборудование КНР по силам, но с двигателем –...
Стало известно, почему в России трудно строить самолеты
Существует несколько ключевых факторов, создающих проблемы. Но есть и положительная динамика. Все подробности читайте в нашем материале....
Импортозамещенный Ту-214 готов к первому полету
Казанский авиазавод установил отечественные навигационные системы, а также другое важное оборудование. Все подробности читайте в нашем материале....
АВТОВАЗу грозит банкротство – что об этом думают российские автолюбители
При этом объемы производства растут. Да и цены на автомобили регулярно повышают....
Вот почему современные автомобили быстро ломаются – основная причина
Современные автомобили сделаны так, что водителю практически не нужно знать их устройство. Максимум запомнить, где бачок для стеклоомывающей жидкости. Впрочем,...
Раскрыта стоимость флагманскоой модели «Москвич 8»
Также стала известна дата поступления в продажу. Все подробности и характеристики отечественного внедорожника читайте в нашем материале....
Илон Маск нашел революционную замену самолетам
Американский предприниматель хочет отправлять пассажиров на специально подготовленной ракете. Это позволит сократить время перелетов в 15 раз, опередив даже...
Дизельный УАЗ и дюжина новых моделей – компания Sollers провела грандиозную презентацию
Российская компания давно не проводила мероприятия таких масштабов. Бренд подготовил новые фургоны, пикапы, минивэн и внедорожник. Кроме того, улучшили и...
«Авиация Колымы» стала обладателем вертолетов-косаток
Уникальные машины вскоре отправятся в месте постоянной дислокации. По пути будет 11 остановок. Не исключено, что вам повезет их увидеть «вживую»....
Готовятся к серийному производству 13 моделей новых российских автомобилей
Компания Sollers еще пару лет назад обещала, что выпустит несколько новых моделей отечественных автомобилей. Не совсем российских, но зато в перспективе...
Вертолетное шасси – полозья или колеса?
Почему-то у американских вертолетов в основном полозья, а у советских, российских – колеса. А что лучше и надежнее? Это и будем выяснять....
Китайские партнеры заинтересовались нашими вертолетами
Российские машины среднего класса доминируют в Азиатском регионе. В сегменте тяжелых двухдвигательных вертолетов наши разработки занимают 30%, и продолжают...
Брянский автомобильный завод готовит к выпуску уникальные грузовики
Это будет пожарный автомобиль для аэродромов. Он заявлен как на 100% отечественный, но есть нюансы....
К-750 – советский мотоцикл, восстановленный по современным технологиям
Некоторые россияне и жители СНГ любят советские мотоциклы. Для многих это не единственная и бюджетная возможность передвигаться на двух колесах, а отдушина....