Советский трактор МТЗ-142 – преемник МТЗ-80, так и не ставший серийным
Трактор МТЗ-80 начали выпускать серийно с 1974 года. Модель оказалась мегапопулярной и разошлась огромными тиражами не только по всему Советскому Союзу, но и далеко за его пределами.
Кстати, МТЗ-80, как и полноприводная версия с индексом 82, выпускается до сих пор. Минский тракторный завод ведь сохранился и даже развивается.
В современной линейке МТЗ немало интересных моделей разных классов. Но в СССР с разнообразием были проблемы. Поэтому еще в конце 70-х советские тракторные предприятия получили задание выпустить новую, более мощную технику.
Так появился МТЗ-142 – трактор на 150 л. с. Вот про непростую и даже в чем-то трагичную судьбу данной модели мы сегодня и расскажем.
Конструкторы Минского тракторного завода еще в середине 1970-х понимали, что стране нужна новая техника. Но в те годы ярко сияла звезда успеха МТЗ-80 и его полноприводной версии МТЗ-82.
«Сверху» заданий не давали, но инженеры другого предприятия, Минского моторного завода, уже начали работать над новым тракторным двигателем с мощностью 150 л. с. В конце 1970-х еще точно не знали, куда именно он пойдет. Возможно, под капот МТЗ-82, а может планировали разработать новую модель.
В любом случае, было понятно, что рано или поздно придет задание, и это случилось в 1982 г. Именно тогда подписали программу продовольственного развития СССР до 1990 года. В ней прямо указали необходимость разработки новых моделей сельскохозяйственной техники.
Ответственным за мощный трактор стал Амельченко. В те годы он занимал должность главного конструктора МТЗ.
МТЗ-142 должен был стать мощнейшей моделью предприятия. Его главная особенность – новый мотор Д-260Т. Двигатель от ММЗ имел объем 7,1 литра и развивал мощность в 150 л. с.
Силовой агрегат работал в паре с механической коробкой передач. Она отличалась следующими особенностями:
✅ Наличием синхронизаторов
✅ 16 передних скоростей
✅ 8 задних передач
МТЗ-142 разрабатывался как целое семейство. Кроме полноприводной основной модификации, в него планировали включить версии для виноградарей, рисоводов, свекловодов. Обещали и МТЗ-140 – с задней ведущей осью.
Базовая модель МТЗ-142 должна была стать максимально универсальной. Она оснащалась как гидравлическими системами сзади и спереди, так и парой валов отбора мощности (ВОМ).
Над дизайном нового трактора инженеры и конструкторы особо не задумывались. Это же универсальная рабочая техника, в ее задачу в первую очередь входит эффективность. Поэтому стилистически МТЗ-142 похож на МТЗ-80/82.
Но если разбираться, окажется, что кабину для нового трактора разрабатывали специально. Механизаторы со стажем могут возразить, мол, она почти полностью идентична той, что устанавливалась на МТЗ-80. Вовсе нет – в первой половине 80-х серийный популярный трактор выпускался с узкой кабиной. А потом уже он получил новую – именно ту, что разрабатывалась для МТЗ-142.
Если не считать широкой кабины, внешне перспективный трактор отличался и более длинным капотом. Ведь двигатель Д-260Т куда габаритнее Д-240.
Еще больше различий оказалось внутри кабины. Она получила реверсивный пост управления. Это значит, что сиденье можно развернуть на 180 градусов, а руль переставить, соответственно, назад. И получалось без усилий полностью контролировать работу с задним навесным оборудованием, не выворачивая при этом шею.
Никто не сомневался, что МТЗ-142 пойдет в серийное производство. Поэтому после прохождения приемочных испытаний в 1983 году новый трактор получил ряд восторженных отзывов.
Производство модели планировали наладить сразу на трех заводах:
✅ МТЗ
✅ ЛТЗ
✅ КамТЗ
В последних двух случаях трактор назвали ЛТЗ-150 и КамТЗ-150 соответственно. Первым к производству должен был приступить Липецкий тракторный завод. В Минске для освоения новой модели не хватало места.
Перспективы для модели «рисовались» роскошные. Три завода должны были выйти на суммарную цифру в 150 тысяч экземпляров.
Вот только инженеры Липецкого тракторного завода имели собственную гордость. Они не желали выпускать чужой трактор, тем более, что к тому времени смогли разработать свою модель – ЛТЗ-145.
Поэтому, когда в 1983 году пришло распоряжение «сверху» наладить выпуск МТЗ-142, руководство предприятия долго сопротивлялось. Ничем хорошим это не закончилось. Чтобы про ЛТЗ-145 не вспоминали, три опытных трактора вывезли за территорию завода, проект свернули.
Потом началась долгая война между министерствами и конструкторскими отделами МТЗ и ЛТЗ. Дело в том, что новый минский трактор должны были выпускать в Липецке. На МТЗ для него не нашлось свободных производственных мощностей.
В итоге до начала «Перестройки» трактор так и не пошел в серию. В Минске проект «заморозили» на неопределенное время, а в Липецке в итоге получили разрешение на производство собственного трактора – ЛТЗ-155, по сути, того самого, но доработанного ЛТЗ-145.
Вот только и этой машине не повезло. Сначала «Перестройка», потом экономический и политический кризисы, в итоге все завершилось развалом Советского Союза. А ЛТЗ-155 хоть и стал серийным, но выпускался недолго и небольшими партиями.
А вот Минский тракторный завод вернулся к своему проекту, хотя для этого понадобилось около 10 лет. В 1998 году началось серийное производство МТЗ-1221. Это именно та самая машина 2-го тягового класса, которой так не хватало Советскому Союзу в 80-х.
Белорусский трактор создан на базе МТЗ-142, только его основательно доработали. Машина предназначена в первую очередь для сельского хозяйства – пахоты, боронования, культивации, посева, возделывания и уборки.
Минский завод не стал отказываться еще от советской концепции, заложенной при создании МТЗ-142. Их новая модель выпускается в нескольких вариантах, отличающихся наличием или отсутствием реверсивного поста управления и разными двигателями.
Даже силовой агрегат трактора по сути остался тот же. Под капотом у МТЗ-1221 мотор ММЗ-260.2. Двигатель турбированнный, но имеет скромную мощность – всего 136 л. с. при рабочем объеме в 7,0 литра. Это трактор, там скорость не нужна, акцент смещен на тягу.
Модификации МТЗ-1221:
✅ 1221.2 – базовая модель
✅ 1221.В2 – с реверсивным постом управления и соответствующим навесным
✅ 1221.3 – с пластиковым капотом и дизельным двигателем Д-260.S2
✅ 1221.4 – с немецким мотором Deutz
Сейчас моторы зарубежного производство на тракторы МТЗ не ставят – экономические санкции затронули не только Россию, но и Беларусь.
Получается, что МТЗ-142 все-таки выпустили крупносерийно в Минске, пускай и в другом обличье. И он до сих пор собирается под индексом 1221. Модель давно уже зарекомендовала себя с лучшей стороны как в Беларуси, так и в других странах СНГ.
Россия – это главный партнер Минского тракторного завода. Большая часть МТЗ-1221 идет на экспорт именно туда.
Кстати, МТЗ-80, как и полноприводная версия с индексом 82, выпускается до сих пор. Минский тракторный завод ведь сохранился и даже развивается.
В современной линейке МТЗ немало интересных моделей разных классов. Но в СССР с разнообразием были проблемы. Поэтому еще в конце 70-х советские тракторные предприятия получили задание выпустить новую, более мощную технику.
Сколько было выпущено МТЗ-142, сказать сложно, но их немного. Фото: problembo.com
Так появился МТЗ-142 – трактор на 150 л. с. Вот про непростую и даже в чем-то трагичную судьбу данной модели мы сегодня и расскажем.
История
Конструкторы Минского тракторного завода еще в середине 1970-х понимали, что стране нужна новая техника. Но в те годы ярко сияла звезда успеха МТЗ-80 и его полноприводной версии МТЗ-82.
«Сверху» заданий не давали, но инженеры другого предприятия, Минского моторного завода, уже начали работать над новым тракторным двигателем с мощностью 150 л. с. В конце 1970-х еще точно не знали, куда именно он пойдет. Возможно, под капот МТЗ-82, а может планировали разработать новую модель.
В любом случае, было понятно, что рано или поздно придет задание, и это случилось в 1982 г. Именно тогда подписали программу продовольственного развития СССР до 1990 года. В ней прямо указали необходимость разработки новых моделей сельскохозяйственной техники.
Внешне МТЗ-142 ничем не примечателен. Фото: problembo.com
Ответственным за мощный трактор стал Амельченко. В те годы он занимал должность главного конструктора МТЗ.
Особенности
МТЗ-142 должен был стать мощнейшей моделью предприятия. Его главная особенность – новый мотор Д-260Т. Двигатель от ММЗ имел объем 7,1 литра и развивал мощность в 150 л. с.
Силовой агрегат работал в паре с механической коробкой передач. Она отличалась следующими особенностями:
✅ Наличием синхронизаторов
✅ 16 передних скоростей
✅ 8 задних передач
МТЗ-142 разрабатывался как целое семейство. Кроме полноприводной основной модификации, в него планировали включить версии для виноградарей, рисоводов, свекловодов. Обещали и МТЗ-140 – с задней ведущей осью.
ЛТЗ-150 – липецкая копия МТЗ-142. Фото: problembo.com
Базовая модель МТЗ-142 должна была стать максимально универсальной. Она оснащалась как гидравлическими системами сзади и спереди, так и парой валов отбора мощности (ВОМ).
Внешность
Над дизайном нового трактора инженеры и конструкторы особо не задумывались. Это же универсальная рабочая техника, в ее задачу в первую очередь входит эффективность. Поэтому стилистически МТЗ-142 похож на МТЗ-80/82.
Но если разбираться, окажется, что кабину для нового трактора разрабатывали специально. Механизаторы со стажем могут возразить, мол, она почти полностью идентична той, что устанавливалась на МТЗ-80. Вовсе нет – в первой половине 80-х серийный популярный трактор выпускался с узкой кабиной. А потом уже он получил новую – именно ту, что разрабатывалась для МТЗ-142.
Если не считать широкой кабины, внешне перспективный трактор отличался и более длинным капотом. Ведь двигатель Д-260Т куда габаритнее Д-240.
МТЗ-142 доказывает свою эффективность в поле. Фото: problembo.com
Еще больше различий оказалось внутри кабины. Она получила реверсивный пост управления. Это значит, что сиденье можно развернуть на 180 градусов, а руль переставить, соответственно, назад. И получалось без усилий полностью контролировать работу с задним навесным оборудованием, не выворачивая при этом шею.
Перспективы
Никто не сомневался, что МТЗ-142 пойдет в серийное производство. Поэтому после прохождения приемочных испытаний в 1983 году новый трактор получил ряд восторженных отзывов.
Производство модели планировали наладить сразу на трех заводах:
✅ МТЗ
✅ ЛТЗ
✅ КамТЗ
В последних двух случаях трактор назвали ЛТЗ-150 и КамТЗ-150 соответственно. Первым к производству должен был приступить Липецкий тракторный завод. В Минске для освоения новой модели не хватало места.
А это опытный КамТЗ-150. Фото: problembo.com
Перспективы для модели «рисовались» роскошные. Три завода должны были выйти на суммарную цифру в 150 тысяч экземпляров.
Потенциальный конкурент
Вот только инженеры Липецкого тракторного завода имели собственную гордость. Они не желали выпускать чужой трактор, тем более, что к тому времени смогли разработать свою модель – ЛТЗ-145.
Эту технику уже успели протестировать вместе с МТЗ-142. Неожиданно новая модель оказалась более производительной. Вот только выглядела она не так солидно. Да и «верха» нацелились на минский трактор.
Поэтому, когда в 1983 году пришло распоряжение «сверху» наладить выпуск МТЗ-142, руководство предприятия долго сопротивлялось. Ничем хорошим это не закончилось. Чтобы про ЛТЗ-145 не вспоминали, три опытных трактора вывезли за территорию завода, проект свернули.
Потом началась долгая война между министерствами и конструкторскими отделами МТЗ и ЛТЗ. Дело в том, что новый минский трактор должны были выпускать в Липецке. На МТЗ для него не нашлось свободных производственных мощностей.
ЛТЗ-155 иногда называют лучшим советским трактором, хоте в серию он пошел уже в России. Фото: Youtube.com
В итоге до начала «Перестройки» трактор так и не пошел в серию. В Минске проект «заморозили» на неопределенное время, а в Липецке в итоге получили разрешение на производство собственного трактора – ЛТЗ-155, по сути, того самого, но доработанного ЛТЗ-145.
Вот только и этой машине не повезло. Сначала «Перестройка», потом экономический и политический кризисы, в итоге все завершилось развалом Советского Союза. А ЛТЗ-155 хоть и стал серийным, но выпускался недолго и небольшими партиями.
МТЗ-145 в новом обличье
А вот Минский тракторный завод вернулся к своему проекту, хотя для этого понадобилось около 10 лет. В 1998 году началось серийное производство МТЗ-1221. Это именно та самая машина 2-го тягового класса, которой так не хватало Советскому Союзу в 80-х.
Белорусский трактор создан на базе МТЗ-142, только его основательно доработали. Машина предназначена в первую очередь для сельского хозяйства – пахоты, боронования, культивации, посева, возделывания и уборки.
Если необходимо, то МТЗ-1221 можно использовать в качестве универсальной машины. Благодаря колесной формуле 4х4 трактор способен работать в любых условиях, включая коммунальную сферу.
Минский завод не стал отказываться еще от советской концепции, заложенной при создании МТЗ-142. Их новая модель выпускается в нескольких вариантах, отличающихся наличием или отсутствием реверсивного поста управления и разными двигателями.
МТЗ-1221 выпускается до сих пор. Фото: Youtube.com
Даже силовой агрегат трактора по сути остался тот же. Под капотом у МТЗ-1221 мотор ММЗ-260.2. Двигатель турбированнный, но имеет скромную мощность – всего 136 л. с. при рабочем объеме в 7,0 литра. Это трактор, там скорость не нужна, акцент смещен на тягу.
Модификации МТЗ-1221:
✅ 1221.2 – базовая модель
✅ 1221.В2 – с реверсивным постом управления и соответствующим навесным
✅ 1221.3 – с пластиковым капотом и дизельным двигателем Д-260.S2
✅ 1221.4 – с немецким мотором Deutz
Сейчас моторы зарубежного производство на тракторы МТЗ не ставят – экономические санкции затронули не только Россию, но и Беларусь.
Опытный МТЗ-142ИТ явно скопирован с липецкого ЛТЗ-145. Фото: problembo.com
Получается, что МТЗ-142 все-таки выпустили крупносерийно в Минске, пускай и в другом обличье. И он до сих пор собирается под индексом 1221. Модель давно уже зарекомендовала себя с лучшей стороны как в Беларуси, так и в других странах СНГ.
Россия – это главный партнер Минского тракторного завода. Большая часть МТЗ-1221 идет на экспорт именно туда.
- Ульф
- problembo.com, youtube.com
Рекомендуем для вас
«Бетонки»: в России тоже хотят строить «вечные» дороги
Недавно из Краснодарского края пришло сообщение о введении в эксплуатацию опытного участки бетонной автодороги. Подобные покрытия в СССР и РФ почти не...
АВТОВАЗ выпустил партию карбюраторных двигателей – мнения водителей
Готовится глобальный «откат» к старым моделям? Или просто выпустят очень бюджетный автомобиль для страждущих?...
МС-21 получил еще одну важную деталь отечественного производства
Набор деталей успешно прошел тестирование на скорости свыше 600 км/час. До 2028 года ожидается увеличение поставок в 11 раз. Все подробности читайте в нашем...
Lada Niva получит новый мотор в 2025 году – более объемный и мощный, но простой и надежный
Этим двигателям планируют оснащать все модификации легендарного внедорожника. Похоже, от старого мотора решили отказаться....
С крыльями «назад» – странный и очень нестабильный самолет X-29
Речь о разработке NASA 1980-х годов – демонстраторе технологий обратного крыла EC90-039-4. Что это было – ошибка или большой скачок вперед? Попробуем...
Твердотельные аккумуляторы – 1200 км и 10 минут зарядки: когда будет массовое производство?
О производстве этих батарей говорят давно – а «воз и ныне там». Есть ли какие сдвиги в этом направлении сегодня?...
Boeing 737: посадки в исполнении современных пилотов или в СССР учили лучше
Авиалайнеры Boeing 737 считаются одними из самых массовых и удачных в мире. Выпускается семейство серийно с 1967 года. Неудивительно, что за это время...
Белорусский завод «Брестмаш» будет выпускать китайские семиместные минивэны
Стало известно, какую именно модель освоят. Она будет выпускаться под собственным брендом BMG....
Sollers Atlant – почти российский, но все еще недоработанный
Обзор нового легкого грузовика из Елабуги. Расскажем, почему его можно считать почти отечественным, и как отзываются о нем владельцы....
Отсоединять или нет клеммы АКБ при подзарядке
В холода многие подзаряжают аккумулятор: а нужно ли при этом снимать клеммы? Есть разные варианты ответа....
Наконец, дождались: УАЗ дизель с 6-МКПП
Уж сколько раз твердили любители внедорожников – УАЗ должен быть дизельным, экономичным и при этом скоростным. Но Ульяновский автомобильный завод отмахивался,...
Ждем в электромобилях – в Великобритании создали «вечную» батарею
Похоже, будущее наступило. Первый экземпляр создан, осталось дождаться серийного производства, и можно будет забыть о зарядных устройствах....
Audi 100 C2 против АЗЛК-2141 – модели бизнес-класса из разных стран и эпох
История автомобилей и их технические особенности. В итоге решим, какая модель лучше сейчас....
КАМАЗ-54902 в сравнении с предшественником: подробности
Запущенный в серийное производство КАМАЗ-54902 очень похож на предшественника. Но отличия есть: они касаются двигателя, кабины, некоторых иных узлов и деталей...
Стартовали продажи обновленного российского автобуса Вектор Next 8.8
Модель предлагают с двумя типами двигателей. А еще автобус получился бюджетным....
Самолет-телескоп Boeing 747SP: как навечно приземлили «звездолет Энтерпрайз»
Последняя в мире летающая обсерватория проекта SOFIA была закрыта в 2022 году. Что это за программа и почему ее не возобновляют?...