
Европейский лидер мотогонок 70-х в классе 50 кубов: Kreidler 50cc
С конца 40-х малокубатурные мотоциклы (по-нашему – просто мопеды) уверенно росли в популярности. Многие европейские мотостроительные компании завели в своей линейки такую модель. А часто – и не одну, а несколько.
В повседневной жизни такой процесс позволил обзавестись своим двухколесным транспортом даже людям с довольно низкими доходами. Очень важную роль они сыграли и в моторизации подрастающего поколения. Но имелся еще один немаловажный штрих в истории этого скромного сегмента.
Скромная гоночная техника Kreidler 50cc. Фото: youtube.com
Уже к следующему десятилетию организаторы различных соревнований вынуждены были признать, что появился новый сверхмалый класс – 50 куб. см. А его растущая популярность и доступность (по причине низкой стоимости) вывели мопеды едва ли не на ведущие позиции к концу 50-х.
Именно по этой причине появился ряд клубных шоссейных гонок на мопедах того времени. Первопроходцами в данном отношение выступили Италия и Великобритания, которые имели и налаженное внутреннее производство, и немалый спортивный опыт в разных дисциплинах.
Хотя многие очень скептично воспринимали зрелищность от таких мероприятий, постепенно пришло осознание перспективности и потенциала сверхмалого класса. К началу 60-х уже появилось несколько национальных чемпионатов, которые подтвердили развлекательную способность, дополненную прекрасной доступностью малокубатурной мототехники.
Они очень быстро и надолго стали доминирующей силой соревнований, почти всегда по умолчанию претендовавшей на высшие места пьедесталов. Для особого класса создали специальные условия: минимальную продолжительность заездов и правила/положения в согласии с Гран-при. Чтобы мотоциклам Kreidler Renn-Floretts придать динамики и других спортивных свойств, прибегли к нескольким доработкам:
✅ облегченные рамы
✅ специальные головка и барабан блока цилиндров
✅ два 16-миллиметровых карбюратора Bing
✅ более выносливая подвеска
✅ улучшенные тормоза
Со временем размер карбюратора вырос до 17 мм, а гоночной техники добавили аэродинамики, установив эффективные обтекатели. После этого она смогла показать удивительную прыть, вызывавшую уважение и восхищение. Вот характеристики мотоциклов:
✅ двухтактные двигатели объемом 50 куб. см
✅ четырехскоростная КПП
✅ мощность – 9 л. с
✅ скорость – 137 км/ч
Непосвященным может видеться чем-то из области фантастики такие показатели спидометра у легкого мотоцикла. Но мы имеем дело с подтвержденным фактом, которого немецким производителям удалось добиться благодаря описанным выше изменениям, внесенным в исходную конструкцию. Это и стало самым весомым аргументом в постоянной борьбе с конкурентами, ведущим к неизменным успехам марки.
50-кубовый мотор Kreidler. Фото: youtube.com
Почин положен еще в 1961 году, когда FIM впервые проводил Кубок европейских чемпионов в новом классе 50сс. Чтобы придать соревнования больший резонанс, водители мопедов выходят на самые престижные трассы: Золдер, Хоккенхайм и Зандворт. На старте известные марки того периода:
✅ Tomos
✅ Black
✅ Dukeson
Кажется, на трассе зрителей ожидает ожесточенная борьба за лидерство. Однако уже со старта всех сокрушает немецкий Kreidler. Находящийся за его рулем Ханс-Георг Аншайдт уверенно выигрывает половину из восьми раундов, а его соперникам остается лишь повоевать за места, находящиеся пониже чемпионского Олимпа.
Такой триумф привлекает неизменное внимание не только к победителю, но и к предприятию, изготовившему подобный чудесный аппарат. Каково же удивление, когда выясняется, что еще десять лет назад Kreidler являлась… обычной металлургической компанией из Штутгарта!
Но очень скоро немцы «повернули нос по ветру», почуяв перспективность сборки быстро набиравших массовую популярность мопедов. Именно в этом направлении брошены все производственные мощности, и к концу десятилетия достигнут поразительный результат: каждый третий из колесящих по Германии мотоциклов собран на заводе Антона Крейдлера. А его флагманской моделью является Kreidler Florett. Да-да, именно тот, который стал прототипом для успешной гоночной версии.
Гоночный руль и передняя панель. Фото: youtube.com
Интересен и другой факт. Сегодня может показаться, что немецкие специалисты смогли заглянуть в будущее. Ведь первый из заводских гоночных мотоциклов они полностью подготовили за пару лет до судьбоносного решения FIM. Но не стоит здесь искать мистику, просто предугадали направление дальнейшего развития событий и не побоялись сделать предупредительный шаг вперед. Да и последующие успехи спортсменов непосредственно связаны с материнской компанией, всегда оказывавшей им всестороннюю поддержку.
Первые грандиозные результаты в организации соревнований привели к появлению категории 50сс в Гран-при 1962 года. Это только увеличило конкуренцию на старте, даже удивительно было наблюдать такие жаркие страсти в столь скромном кубатурном классе. К делу подключились японцы в лице неизменных Honda и Suzuki, всегда стремящихся подсидеть и взять верх над европейцами (в данном случае – Kreidler). Добавляли интриги и испанские мопеды марки Derbi. Сможет ли хотя бы кто-то подвинуть немцев с их уверенных позиций?
Специалисты компании Kreidler прекрасно понимали, что те, кто просто почивают на лаврах – смогут это делать недолго. А вот чтобы закрепить начальные успехи понадобится усиленный инженерный мозговой штурм, с применением нестандартных решений. И они это сделали, добавив в конструкцию:
✅ высокую точность настроек
✅ сразу 12 скоростей в коробку передач
✅ увеличенную до 10 л. с мощность
Производитель из-за Рейна с немецкой педантичностью пытался сохранять максимальное сходство гоночных моделей с исходными коммерческими вариантами. Но японцы не были столь щепетильны в этом вопросе. Что и привело к новому витку технологического противостояния между Западом и Востоком.
Японцы, более свободные в своих решениях, постепенно завоевывали лидерство. Даже когда осталась одна лишь Suzuki, она стала уверенным победителем всех Гран-при конца 60-х, часто обгоняя своих ближайших конкурентов на целый круг.
Задние амортизаторы и выхлопная труба нижнего типа. Фото: youtube.com
Но в 1969 году вступили в силу новые технические ограничения, приведшие к отказу японской компании от участия в соревнованиях. Так что гегемония вновь вернулась к немецкой Kreidler. Сейчас сложно судить, кто бы в результате одержал окончательную победу, как это произошло в других категориях.
Ведь наступил 1983 год, и в паддоках автодрома Имола вечером последнего этапа гонщики мерно упаковывали свое оборудование. Многие размышляли о будущем сезоне и строили какие-то планы. Но только не участники в классах 350сс и 50сс. Для них это был конец.
Организаторы одним махом решили отказаться от двух массовых категорий. «Младшим» предложили повыситься, чтобы примкнуть к 80сс или 125сс. Но не для всех это оказалось возможным, а скромные гоночные мопеды и мокики все же вписали свою незабываемую страницу в историю чемпионатов мира по мотоспорту.
Популярные немецкие гоночные легкие мотоциклы привлекали и специалистов из других стран. Кто-то из них пытался создать свою версию мопеда-победителя. Так французский производитель гоночных байков Scrab Factory в 1972 году создал Kreidler Van-Vin Scrab.
Гоночный Kreidler 50cc во всей красе. Фото: youtube.com
Один из таких мотоциклов помог Джерарду Конрану выиграть французский этап Гран-при 1973 года. Всего подобных версий в период с 1970 по 1980 гг. было создано около 40 штук. Сегодня они являются однозначным ретро и представляют особый интерес для коллекционеров мотостарины.
В повседневной жизни такой процесс позволил обзавестись своим двухколесным транспортом даже людям с довольно низкими доходами. Очень важную роль они сыграли и в моторизации подрастающего поколения. Но имелся еще один немаловажный штрих в истории этого скромного сегмента.

Уже к следующему десятилетию организаторы различных соревнований вынуждены были признать, что появился новый сверхмалый класс – 50 куб. см. А его растущая популярность и доступность (по причине низкой стоимости) вывели мопеды едва ли не на ведущие позиции к концу 50-х.
Гонки на мопедах в мировом масштабе
Именно по этой причине появился ряд клубных шоссейных гонок на мопедах того времени. Первопроходцами в данном отношение выступили Италия и Великобритания, которые имели и налаженное внутреннее производство, и немалый спортивный опыт в разных дисциплинах.
Хотя многие очень скептично воспринимали зрелищность от таких мероприятий, постепенно пришло осознание перспективности и потенциала сверхмалого класса. К началу 60-х уже появилось несколько национальных чемпионатов, которые подтвердили развлекательную способность, дополненную прекрасной доступностью малокубатурной мототехники.
В 1961 году FIM объявила о создании The Coupe d' Europe. Он представлял собой серию международных заездов для мотоциклов с 50-кубовыми двигателями. Почти сразу здесь объявился свой явный фаворит – спортивные версии немецкого шоссейного Kreidler Florett.
Они очень быстро и надолго стали доминирующей силой соревнований, почти всегда по умолчанию претендовавшей на высшие места пьедесталов. Для особого класса создали специальные условия: минимальную продолжительность заездов и правила/положения в согласии с Гран-при. Чтобы мотоциклам Kreidler Renn-Floretts придать динамики и других спортивных свойств, прибегли к нескольким доработкам:
✅ облегченные рамы
✅ специальные головка и барабан блока цилиндров
✅ два 16-миллиметровых карбюратора Bing
✅ более выносливая подвеска
✅ улучшенные тормоза
Со временем размер карбюратора вырос до 17 мм, а гоночной техники добавили аэродинамики, установив эффективные обтекатели. После этого она смогла показать удивительную прыть, вызывавшую уважение и восхищение. Вот характеристики мотоциклов:
✅ двухтактные двигатели объемом 50 куб. см
✅ четырехскоростная КПП
✅ мощность – 9 л. с
✅ скорость – 137 км/ч
Непосвященным может видеться чем-то из области фантастики такие показатели спидометра у легкого мотоцикла. Но мы имеем дело с подтвержденным фактом, которого немецким производителям удалось добиться благодаря описанным выше изменениям, внесенным в исходную конструкцию. Это и стало самым весомым аргументом в постоянной борьбе с конкурентами, ведущим к неизменным успехам марки.

Почин положен еще в 1961 году, когда FIM впервые проводил Кубок европейских чемпионов в новом классе 50сс. Чтобы придать соревнования больший резонанс, водители мопедов выходят на самые престижные трассы: Золдер, Хоккенхайм и Зандворт. На старте известные марки того периода:
✅ Tomos
✅ Black
✅ Dukeson
Кажется, на трассе зрителей ожидает ожесточенная борьба за лидерство. Однако уже со старта всех сокрушает немецкий Kreidler. Находящийся за его рулем Ханс-Георг Аншайдт уверенно выигрывает половину из восьми раундов, а его соперникам остается лишь повоевать за места, находящиеся пониже чемпионского Олимпа.
Немецкий успех и японский ответ
Такой триумф привлекает неизменное внимание не только к победителю, но и к предприятию, изготовившему подобный чудесный аппарат. Каково же удивление, когда выясняется, что еще десять лет назад Kreidler являлась… обычной металлургической компанией из Штутгарта!
Но очень скоро немцы «повернули нос по ветру», почуяв перспективность сборки быстро набиравших массовую популярность мопедов. Именно в этом направлении брошены все производственные мощности, и к концу десятилетия достигнут поразительный результат: каждый третий из колесящих по Германии мотоциклов собран на заводе Антона Крейдлера. А его флагманской моделью является Kreidler Florett. Да-да, именно тот, который стал прототипом для успешной гоночной версии.

Интересен и другой факт. Сегодня может показаться, что немецкие специалисты смогли заглянуть в будущее. Ведь первый из заводских гоночных мотоциклов они полностью подготовили за пару лет до судьбоносного решения FIM. Но не стоит здесь искать мистику, просто предугадали направление дальнейшего развития событий и не побоялись сделать предупредительный шаг вперед. Да и последующие успехи спортсменов непосредственно связаны с материнской компанией, всегда оказывавшей им всестороннюю поддержку.
Первые грандиозные результаты в организации соревнований привели к появлению категории 50сс в Гран-при 1962 года. Это только увеличило конкуренцию на старте, даже удивительно было наблюдать такие жаркие страсти в столь скромном кубатурном классе. К делу подключились японцы в лице неизменных Honda и Suzuki, всегда стремящихся подсидеть и взять верх над европейцами (в данном случае – Kreidler). Добавляли интриги и испанские мопеды марки Derbi. Сможет ли хотя бы кто-то подвинуть немцев с их уверенных позиций?
Специалисты компании Kreidler прекрасно понимали, что те, кто просто почивают на лаврах – смогут это делать недолго. А вот чтобы закрепить начальные успехи понадобится усиленный инженерный мозговой штурм, с применением нестандартных решений. И они это сделали, добавив в конструкцию:
✅ высокую точность настроек
✅ сразу 12 скоростей в коробку передач
✅ увеличенную до 10 л. с мощность
Производитель из-за Рейна с немецкой педантичностью пытался сохранять максимальное сходство гоночных моделей с исходными коммерческими вариантами. Но японцы не были столь щепетильны в этом вопросе. Что и привело к новому витку технологического противостояния между Западом и Востоком.
Японцы, более свободные в своих решениях, постепенно завоевывали лидерство. Даже когда осталась одна лишь Suzuki, она стала уверенным победителем всех Гран-при конца 60-х, часто обгоняя своих ближайших конкурентов на целый круг.

Но в 1969 году вступили в силу новые технические ограничения, приведшие к отказу японской компании от участия в соревнованиях. Так что гегемония вновь вернулась к немецкой Kreidler. Сейчас сложно судить, кто бы в результате одержал окончательную победу, как это произошло в других категориях.
Ведь наступил 1983 год, и в паддоках автодрома Имола вечером последнего этапа гонщики мерно упаковывали свое оборудование. Многие размышляли о будущем сезоне и строили какие-то планы. Но только не участники в классах 350сс и 50сс. Для них это был конец.
Организаторы одним махом решили отказаться от двух массовых категорий. «Младшим» предложили повыситься, чтобы примкнуть к 80сс или 125сс. Но не для всех это оказалось возможным, а скромные гоночные мопеды и мокики все же вписали свою незабываемую страницу в историю чемпионатов мира по мотоспорту.
Небольшой постскриптум в виде спецверсии мотоцикла
Популярные немецкие гоночные легкие мотоциклы привлекали и специалистов из других стран. Кто-то из них пытался создать свою версию мопеда-победителя. Так французский производитель гоночных байков Scrab Factory в 1972 году создал Kreidler Van-Vin Scrab.

Один из таких мотоциклов помог Джерарду Конрану выиграть французский этап Гран-при 1973 года. Всего подобных версий в период с 1970 по 1980 гг. было создано около 40 штук. Сегодня они являются однозначным ретро и представляют особый интерес для коллекционеров мотостарины.
- Иван Гончаров
- youtube.com
Рекомендуем для вас

В России возрождают советский порт и железную дорогу к нему – есть ли перспективы?
Город должен был стать энергетическим и судоходным центром региона, но совокупность факторов не позволила этому случиться. Теперь о порте заговорили вновь и...

Второй Ил-96-400Т начал выполнять коммерческие полеты
Теперь важные грузы можно оперативно доставлять в отдаленные от центра регионы. Осталось наладить постоянные маршруты....

Tugella – все: в Белорусии начнут выпускать новый Belgee S50
Это глубоко локализованная версия Geely Emgrand. Планируют выйти на 5000 автомобилей в год....

Ан-12 против Airbus A400 – соревнования по красоте посадки
Современные крупные самолеты давно уже турбовентиляторные. Конечно, у большинства из них не реактивные силовые агрегаты. Но многие в этом все равно не...

Поставки российских двигателей ТВ7-117СТ-01 для Ил-114-300 начнутся уже в этом году
Первые 6-7 экземпляров отгрузят для статических и летных экземпляров. Ждать осталось немного....

Зачем в Мурманской области построили новый морской порт
Несмотря на то, что порт Мурманска считается недозагруженным, на противоположном берегу построили новую гавань для перевалки угля....

Одномоторный самолет E1000 AX демонстрирует впечатляющую производительность и может сесть без помощи человека
Даже место для посадки модель способна выбрать сама. Подробнее о новом проекте читайте в нашем материале....

«МотоВелоЗавод» начал выпускать патрульные мотоциклы для ГАИ
Теперь у МВД появилась отечественная модель для нужд мотобата. Правда, она имеет китайское происхождение....

Впервые в истории удалось обслужить спутник на орбите захоронения
Аппарат компании Northrop Grumman стал спасителем спутниковых устройств. Планируется запуск целой серии....

Новый российский серийный бульдозер Б11 Электро – превосходство технологий
Все давно привыкли, что бульдозеры, в том числе российские, оснащаются только дизельными двигателями. Гибридные модели если и делают, то это место явно...

ЛиАЗ-677: тяжелое восстановление спустя 25 лет простоя
Спустя почти полвека с момента выпуска легендарного ЛиАЗ-677 1976 года автор видео на YouTube-канале «Автобусная мастерская VegaBus» решается вдохнуть в него...

Верховина 7 Спорт – самый «крутой» львовский мопед для советских пацанов
Мопеды в позднем СССР были представлены в основном двух заводов – львовского и рижского. Одни считались похуже, другие получше, но в продаже последние...

На Камчатке достраивают первую в истории региона серию рыболовных судов
Два корабля введут в эксплуатацию уже в мае. Они займутся рыболовным промыслом....

Автобус КАВЗ-3976 – последняя советская «барбухайка»
Эта модель создана на шасси грузовика ГАЗ-3307. Несмотря на простоту конструкции, они выпускались 20 лет....

«Скучать не будем» – десяток китайских брендов покинет рынок России
Не каждый покупатель готов довериться «безымянному» китайскому бренду. Некоторые из них не смогли продать и 20 машин за последние три месяца....

Настоящий тяжеловес – в Архангельский авиапарк вернулся легендарный вертолет
Это одна из самых мощных машин в мире. Гражданская версия будет трудиться в сложных условиях грузовых и пассажирских сценариев....