.d-md-none .d-lg-block bibimot

Европейский лидер мотогонок 70-х в классе 50 кубов: Kreidler 50cc

Европейский лидер мотогонок 70-х в классе 50 кубов: Kreidler 50cc
С конца 40-х малокубатурные мотоциклы (по-нашему – просто мопеды) уверенно росли в популярности. Многие европейские мотостроительные компании завели в своей линейки такую модель. А часто – и не одну, а несколько.


В повседневной жизни такой процесс позволил обзавестись своим двухколесным транспортом даже людям с довольно низкими доходами. Очень важную роль они сыграли и в моторизации подрастающего поколения. Но имелся еще один немаловажный штрих в истории этого скромного сегмента.

Европейский лидер мотогонок 70-х в классе 50 кубов: Kreidler 50ccСкромная гоночная техника Kreidler 50cc. Фото: youtube.com

Уже к следующему десятилетию организаторы различных соревнований вынуждены были признать, что появился новый сверхмалый класс – 50 куб. см. А его растущая популярность и доступность (по причине низкой стоимости) вывели мопеды едва ли не на ведущие позиции к концу 50-х.

Гонки на мопедах в мировом масштабе


Именно по этой причине появился ряд клубных шоссейных гонок на мопедах того времени. Первопроходцами в данном отношение выступили Италия и Великобритания, которые имели и налаженное внутреннее производство, и немалый спортивный опыт в разных дисциплинах.

Хотя многие очень скептично воспринимали зрелищность от таких мероприятий, постепенно пришло осознание перспективности и потенциала сверхмалого класса. К началу 60-х уже появилось несколько национальных чемпионатов, которые подтвердили развлекательную способность, дополненную прекрасной доступностью малокубатурной мототехники.

В 1961 году FIM объявила о создании The Coupe d' Europe. Он представлял собой серию международных заездов для мотоциклов с 50-кубовыми двигателями. Почти сразу здесь объявился свой явный фаворит – спортивные версии немецкого шоссейного Kreidler Florett.


Они очень быстро и надолго стали доминирующей силой соревнований, почти всегда по умолчанию претендовавшей на высшие места пьедесталов. Для особого класса создали специальные условия: минимальную продолжительность заездов и правила/положения в согласии с Гран-при. Чтобы мотоциклам Kreidler Renn-Floretts придать динамики и других спортивных свойств, прибегли к нескольким доработкам:

✅ облегченные рамы
✅ специальные головка и барабан блока цилиндров
✅ два 16-миллиметровых карбюратора Bing
✅ более выносливая подвеска
✅ улучшенные тормоза

Со временем размер карбюратора вырос до 17 мм, а гоночной техники добавили аэродинамики, установив эффективные обтекатели. После этого она смогла показать удивительную прыть, вызывавшую уважение и восхищение. Вот характеристики мотоциклов:

✅ двухтактные двигатели объемом 50 куб. см
✅ четырехскоростная КПП
✅ мощность – 9 л. с
✅ скорость – 137 км/ч

Непосвященным может видеться чем-то из области фантастики такие показатели спидометра у легкого мотоцикла. Но мы имеем дело с подтвержденным фактом, которого немецким производителям удалось добиться благодаря описанным выше изменениям, внесенным в исходную конструкцию. Это и стало самым весомым аргументом в постоянной борьбе с конкурентами, ведущим к неизменным успехам марки.

50-кубовый мотор Kreidler. Фото: youtube.com

Почин положен еще в 1961 году, когда FIM впервые проводил Кубок европейских чемпионов в новом классе 50сс. Чтобы придать соревнования больший резонанс, водители мопедов выходят на самые престижные трассы: Золдер, Хоккенхайм и Зандворт. На старте известные марки того периода:

✅ Tomos
✅ Black
✅ Dukeson

Кажется, на трассе зрителей ожидает ожесточенная борьба за лидерство. Однако уже со старта всех сокрушает немецкий Kreidler. Находящийся за его рулем Ханс-Георг Аншайдт уверенно выигрывает половину из восьми раундов, а его соперникам остается лишь повоевать за места, находящиеся пониже чемпионского Олимпа.

Немецкий успех и японский ответ


Такой триумф привлекает неизменное внимание не только к победителю, но и к предприятию, изготовившему подобный чудесный аппарат. Каково же удивление, когда выясняется, что еще десять лет назад Kreidler являлась… обычной металлургической компанией из Штутгарта!

Но очень скоро немцы «повернули нос по ветру», почуяв перспективность сборки быстро набиравших массовую популярность мопедов. Именно в этом направлении брошены все производственные мощности, и к концу десятилетия достигнут поразительный результат: каждый третий из колесящих по Германии мотоциклов собран на заводе Антона Крейдлера. А его флагманской моделью является Kreidler Florett. Да-да, именно тот, который стал прототипом для успешной гоночной версии.

Гоночный руль и передняя панель. Фото: youtube.com

Интересен и другой факт. Сегодня может показаться, что немецкие специалисты смогли заглянуть в будущее. Ведь первый из заводских гоночных мотоциклов они полностью подготовили за пару лет до судьбоносного решения FIM. Но не стоит здесь искать мистику, просто предугадали направление дальнейшего развития событий и не побоялись сделать предупредительный шаг вперед. Да и последующие успехи спортсменов непосредственно связаны с материнской компанией, всегда оказывавшей им всестороннюю поддержку.

Первые грандиозные результаты в организации соревнований привели к появлению категории 50сс в Гран-при 1962 года. Это только увеличило конкуренцию на старте, даже удивительно было наблюдать такие жаркие страсти в столь скромном кубатурном классе. К делу подключились японцы в лице неизменных Honda и Suzuki, всегда стремящихся подсидеть и взять верх над европейцами (в данном случае – Kreidler). Добавляли интриги и испанские мопеды марки Derbi. Сможет ли хотя бы кто-то подвинуть немцев с их уверенных позиций?

Специалисты компании Kreidler прекрасно понимали, что те, кто просто почивают на лаврах – смогут это делать недолго. А вот чтобы закрепить начальные успехи понадобится усиленный инженерный мозговой штурм, с применением нестандартных решений. И они это сделали, добавив в конструкцию:

✅ высокую точность настроек
✅ сразу 12 скоростей в коробку передач
✅ увеличенную до 10 л. с мощность

Производитель из-за Рейна с немецкой педантичностью пытался сохранять максимальное сходство гоночных моделей с исходными коммерческими вариантами. Но японцы не были столь щепетильны в этом вопросе. Что и привело к новому витку технологического противостояния между Западом и Востоком.

Японцы, более свободные в своих решениях, постепенно завоевывали лидерство. Даже когда осталась одна лишь Suzuki, она стала уверенным победителем всех Гран-при конца 60-х, часто обгоняя своих ближайших конкурентов на целый круг.

Задние амортизаторы и выхлопная труба нижнего типа. Фото: youtube.com

Но в 1969 году вступили в силу новые технические ограничения, приведшие к отказу японской компании от участия в соревнованиях. Так что гегемония вновь вернулась к немецкой Kreidler. Сейчас сложно судить, кто бы в результате одержал окончательную победу, как это произошло в других категориях.

Ведь наступил 1983 год, и в паддоках автодрома Имола вечером последнего этапа гонщики мерно упаковывали свое оборудование. Многие размышляли о будущем сезоне и строили какие-то планы. Но только не участники в классах 350сс и 50сс. Для них это был конец.

Организаторы одним махом решили отказаться от двух массовых категорий. «Младшим» предложили повыситься, чтобы примкнуть к 80сс или 125сс. Но не для всех это оказалось возможным, а скромные гоночные мопеды и мокики все же вписали свою незабываемую страницу в историю чемпионатов мира по мотоспорту.

Небольшой постскриптум в виде спецверсии мотоцикла


Популярные немецкие гоночные легкие мотоциклы привлекали и специалистов из других стран. Кто-то из них пытался создать свою версию мопеда-победителя. Так французский производитель гоночных байков Scrab Factory в 1972 году создал Kreidler Van-Vin Scrab.

Гоночный Kreidler 50cc во всей красе. Фото: youtube.com

Один из таких мотоциклов помог Джерарду Конрану выиграть французский этап Гран-при 1973 года. Всего подобных версий в период с 1970 по 1980 гг. было создано около 40 штук. Сегодня они являются однозначным ретро и представляют особый интерес для коллекционеров мотостарины.

Автор:

Использованы фотографии: youtube.com

А вас впечатлила резвость Kreidler 50cc?

Голосуем!

Мы в Мы в Яндекс Дзен
Suzuki RGV500 Gamma (1988–2001)Третья в мировом рейтинге: 120-летняя велогонка Тур де Франс