Самый массовый чехословацкий автомобиль Skoda 100/110
974

Самый массовый чехословацкий автомобиль Skoda 100/110

Для любого автолюбителя из бывшей Чехословакии местная «Шкода» являлась такой же гордостью, как и «Жигули» для нас. Просто в условиях ограничений структуры организации СЭВ именно эти (и некоторые другие) марки являлись основными на территории ЧССР.


Конечно, у моделей производства ВАЗ имелось преимущество в отношении мощности двигателя и некоторых других характеристик. Но у чешского бренда Skoda с концепцией «все сзади» тоже имелись кое-какие козыри. А, главное, что для местных пользователей он был чем-то своим, родным.

Самый массовый чехословацкий автомобиль Skoda 100/110Skoda 100/110 появилась в 1969 году. Фото: youtube.com

Такое трепетное отношение к отечественной марке лучше всего выразил один чешский журналист, после того, как появился переднеприводный Favorit и другие более современные модели. Они уже собирались под знаменами VW, поэтому получили явные немецкие очертания в элементах дизайна.

Так вот, этот мужчина (поклонник чехословацкого ретро) с грустью заметил, что мы уже больше никогда не увидим автомобилей, имевших собственную изюминку. Сюда он отнес не только заднемоторность и скошенный дизайн задней части. Многим очень нравилось, что старые Skoda можно было легко отличить от других по специфическим элементам внешнего вида.

Да, прошла эпоха, а с ней и автомобили из 80-х. Но нынешнему концерну Skoda вряд ли можно сетовать и ностальгировать. Ведь именно немецкий капитал вывел его на недосягаемую прежде высоту, сделав одним из ведущих европейских брендов. Тем не менее иногда хочется вспомнить об успешных моделях прошлого, и сегодня мы с вами именно этим и займемся.

Новые модели – на современном оборудовании


В конце 50-х стало ясно, что морально устаревшая «Октавия» окончательно прошла свой зенит, и поэтому создали поистине необычный и щедрый по меркам социалистической экономики проект. В Млада-Болеславе построили новый завод с самым современным оборудованием.

Некоторые элементы Skoda 100/110 напоминают «Москвич». Фото: youtube.com

Это позволило весной 1964 года начать производство первого за тридцать лет совершенно нового автомобиля Skoda 1000 MB. Хотя она подвергалась постоянной модернизации, дизайнеры уже на момент начала выпуска думали о будущем. Поэтому стали создавать версии с более современным кузовом и менее округлыми формами.

Началом истории Skoda 100 стало 25 августа 1969 года. Тогда произошел общезаводской запуск автомобиля, ставшего первым чехословацким миллионником.


Конечно, в таком исполнении авто с литровым двигателем в задней части выпущено 819 787 экземпляров. Но параллельно началась сборка идентичной конструкции с мотором, имевшем увеличенный рабочий объем – 1,1 литра. Именно поэтому впоследствии модель позиционировалась как Skoda 100/110 и как раз в таком сочетании превысила миллионный тираж.

Кстати, по воспоминаниям очевидцев тех времен, начало выпуска автомобиля омрачил трехдневный пожар на вспомогательных производствах, случившийся двумя неделями ранее. Но заводчане смогли преодолеть все препятствия и вовремя начать выпуск модели, ставшей самой массовой в истории Чехословакии.

Первые версии легендарного автомобиля можно отличить по фирменной надписи названия бренда, расположенной посередине передней панели. Он получил несколько ноу-хау в своей конструкции, в том числе:

✅ передние дисковые тормоза от компании Autobrzdy Jablonec
✅ удлиненные переднюю и заднюю часть
✅ улучшенный охладитель двигателя

Новая тормозная система выпускалась в ЧССР по британской лицензии Dunlop. За семь с половиной лет на конвейере автомобиль завоевал всенародную популярность за свою надежность, и стал самым распространенным на местных дорогах.

Применение вентилятора стоило двигателю нескольких «лошадок», зато давало и свои преимущества. Первое – это возможность установки радиатора в носовой части с соединительными патрубками под днищем. Его опробовали также на спортивных 120 S и 130 RS, а затем – серийной Skoda 105. Вот как выглядели установленные на новинку силовые агрегаты (в скобках – показатели «110-й»):

✅ рабочий объем – 988 (1107) куб. см
✅ мощность – 42 (48) л. с
✅ простой карбюратор Jikov 32
✅ 4-ступенчатая коробка передач

Все элементы описанной конструкции располагались в задней части автомобиля. Хотя он и имел избыточную поворачиваемость, нагруженная корма обеспечивала лучшее сцепление с дорогой. Наиболее ярко это проявлялось на заснеженных горных участках, которых в Чехии имеется в избытке.

Здесь они получали явное преимущество и над нашими «Жигулями», польскими копиями итальянских моделей, и даже переднеприводными малолитражками из ГДР. Ниже вы можете ознакомиться с показателями Skoda 100 (в скобках – отличие типа 110):

✅ снаряженная масса – 805 кг
✅ максимальная скорость – 125 (135) км/ч
✅ разгон до «сотни» – 24 (20) секунд
✅ расход топлива – 7,6 (8) л/100 км

Популярность автомобиля побудила производителя обеспечить максимальную вариативность оснащения: от стандартного до улучшенного и премиум. В последнем случае в моторный отсек устанавливался двухкарбюраторный двигатель от купе 110 R.

1,1-кубовый двигатель Skoda 110. Фото: youtube.com

Но верхом развития все же стали 120 S Stokus, получившие максимальный объем мотора в 1172 куб. см, выдававшего 59 л. с. Их выпустили сотенным тиражом, половина из которого предназначалась для нужд внутренних силовых структур.

А вот остальные попали в руки «кудесников» из Заармовских мастерских. Здесь их усиленно готовили к соревнованиям. Насколько усиленно можно судить хотя бы по тому факту, что конечная мощность спорткаров выросла до заоблачных 120 л. с.

Знаменитые модификации самого массового автомобиля


Мы уже упомянули о некоторых интересных модификациях типа 100/110. Но это – лишь верхушка айсберга, самое занимательное ждет нас впереди. Изначально при разработке дизайна инженеры предусматривали вариант двухдверной версии с жесткой крышей.

Skoda 110: вид сбоку. Фото: youtube.com

Удалось даже создать пару прототипов 717 T и T2. Может быть, они бы и получили мелкосерийное будущее, если б не случился неожиданный поворот. Им стало появление автомобиля, который многие называют самым элегантным серийным вариантом в истории Чехословакии – Skoda 110 R 1970 года. Эту «красотку» наделили 52-сильным мотором.

В 1973 году купе и седан 110 LS с одинаковыми двигателями получили новую переднюю часть, имеющую сразу четыре фары. Но основной гордостью и кульминацией развития линейки можно считать самое успешное чехословацкое купе 130 RS.

Этот автомобиль до сих пор помнят за высокие достижения в ралли. Кроме того, в 1981 году именно эта модель стала обладателем европейского титула в рейтинге марок во время кузовных соревнований. Интересно, что несмотря на исключительно спортивную природу автомобиля, существовали и его гражданские версии. Это доказывает редкое фото, сделанное в 1975 году во время Гран-при Брно. Правда, не ясно кто, когда и как их изготавливал.

Skoda 100/110 и сейчас изредка встречаются на дорогах. Фото: youtube.com

Лишним подтверждением максимальной унификации спортивного авто с серийными образцами служит один исторический факт. В те времена для участия в соревнованиях FIA требовала подтверждения сборки не менее тысячи автомобилей в течение года. Для контроля на завод в Млада-Болеславе прибыл представитель этой организации Поль Фрер. Но увидев на конвейере почти идентичные спортивным серийные 100/110, он лишь хитро прищурил глаза и больше не задавал никаких вопросов.

Skoda 110 стала основой ряда концепт-каров, а ее силовой агрегат выступил в качестве сердца первой формулы от Metalex, представленной в 1971 году. А 110 Super Sport даже преобразовали в киношный автомобиль Ferat. Каждый год выпускалось в среднем 150 тысяч единиц, что позволило серии 100/110 к 1976 году преодолеть миллионный тираж. Конечно, после этого прошло уже почти полвека, но и сегодня бессмертные Skoda 100/110 еще можно изредка встретить на извилистых чешских дорогах.
А вас впечатлила самая массовая чехословацкая Skoda 100/110?
Наши новостные каналы

Подписывайтесь и будьте в курсе свежих новостей и важнейших событиях дня.

Рекомендуем для вас
Для чего нужен режим N в АКПП

Для чего нужен режим N в АКПП

У многих новичков режим N в коробке-автомате вызывает недоумение: зачем это надо, если есть P? Однако нейтральное положение селектора зачастую необходимо....
Из ARJ21 «сделали» С909: поможет ли?

Из ARJ21 «сделали» С909: поможет ли?

С чем связано решение о переименовании самолета, разработанного 20 лет назад? Одни утверждают, что это чуть ли не гарантирует выход на международный рынок,...