CitiCar – успешный «уродец» с электроприводом, побивший все рекорды продаж
В 1973 году автомобильная промышленность США, полностью зависящая от ДВС, столкнулась с достаточно серьезным вызовом – первым нефтяным кризисом десятилетия. Из-за острой нехватки топлива по всей стране автопроизводители были вынуждены быстро реагировать на сложившуюся ситуацию и импровизировать, в результате чего и началась эра некрасивых, маломощных американских автомобилей.
Смеем предположить, что наш сегодняшний герой – CitiCar, был одним из самых уродливых и малосильных из числа всех автомобилей, произведенных в то время в Америке. Но при этом, как неудивительно, этому микрокару с немудреным дизайном удалось преодолеть все трудности и первоначальные неудачи, и даже сыграть главную роль в вопросе возрождения электротранспорта. Как результат – электромобили на целое десятилетие вернулись в мейнстрим.
В то время как «большая тройка» Детройта боролась за разработку экономичных автомобилей, чтобы справиться с нефтяным кризисом 1973 года, более мелкие производители пытались вернуть электромобили. Самой успешной из числа последних была компания из Флориды – Sebring-Vanguard. Ее основателем был Боб Бомонт, бывший владелец дилерского центра Chrysler из северной части штата Нью-Йорк.
В какой-то момент он продал свой бизнес и некоторое время пытался работать с небольшими компаниями, которые специализировались на переоборудовании обычных автомобилей в электрические. Позже он переехал во Флориду – штат с наибольшим количеством полей для гольфа в стране. Вы спросите, какое это имеет отношение к электромобилям? Ответим – самое прямое. Именно на основе гольф-мобиля Бомонт, при сотрудничестве автомобильного дизайнера Джима Мюира, создал свои первые три полностью электрических прототипа.
Этот его проект в конечном итоге привел к появлению разрешенного к использованию на дорогах общего пользования автомобиля CitiCar, который впервые был представлен на симпозиуме по электромобилям в Вашингтоне в 1974 году. Машина изначально задумывалась как небольшой и дешевый городской транспорт, позволяющий сэкономить во время продолжающегося топливного кризиса. И, в отличие от сегодняшних электрокаров, никогда не претендовал на то, чтобы заменить обычные автомобили.
Самой ранней версией этого клиновидного микроавтомобиля стала модель Vanguard Coupe. Она не получила ожидаемого отклика, и тогда был представлен первый серийный вариант, получивший название SV-36. Эта модель приводилась в движение двигателем General Electric мощностью 2,5 л. с. (1,9 кВт) и оснащалась аккумулятором на 36 В, состоящим из 6 отдельных свинцово-кислотных батарей.
Этот двухместный автомобиль имел следующие габариты:
✅ длина – 2437 мм
✅ ширина – 1397 мм
✅ высота – 1524 мм
Вес модели составлял 1303 фунта (591 кг). Шасси было полностью изготовлено из алюминия, а кузов – из ударопрочного, так называемого закаленного пластика.
Как заявлял производитель, максимальная скорость СВ-36 может достигать от 25 до 28 миль в час (40 – 45 км/ч). Этот показатель зависит от различных факторов, таких как температура наружного воздуха или давление в шинах. Запас хода этого микромобиля составлял около 40 миль (65 км), а его аккумуляторную батарею можно было полностью зарядить от обычной домашней розетки примерно за 8 часов.
Новинка была представлена по довольно низкой цене – 2700 долларов. Это по сегодняшним меркам составляет порядка 14 951 долл. Но, несмотря на это, первоначальные продажи не обнадеживали. Поэтому производитель принял решение о проведении обширного обновления автомобиля. К слову сказать, на фоне падения спроса, начиная где-то с 1500 экземпляра, усовершенствования внедрялись чуть ли не в каждый двадцатый автомобиль.
А пока на подходе была следующая модернизированная версия под кодовым названием SV-48. Этот вариант, как становится ясно из названия, получил аккумуляторную батарею увеличенной емкости, номинал которой составил уже 48 В. Хотя это и не помогло значительно прибавить запас хода, зато способствовало заметному повышению мощности до 3,5 л. с. (2,6 кВт). Так что теперь максимальная скорость CitiCar составляла уже приличные 34–38 миль в час (55–61 км/ч).
В таком исполнении люди стали более оживленно интересоваться «Ситикаром», и продажи поползли вверх. Да так уверенно, что уже к 1976 году Sebring-Vanguard стала шестым по популярности американским производителем. Компания смогла опередить по показателю объема продаж такие компании, как Excalibur и Avanti Motors, и буквально дышала в спину гигантам автопрома – GM, Ford, Chrysler, AMC и Checker Motors Corporation.
В том же году CitiCar получил третье и последнее крупное обновление. Новая версия, выпущенная в середине модельного года, стала известна как Transitional. Тут производитель даже позаботился о повышении уровня безопасности и немного изменил схему трансмиссии. Практически в два раза выросла мощность, которая теперь составляла 6 л. с. (4,5 кВт).
Модернизации на этот раз подвергся и кузов. Появились полноценные двери с раздвижными окнами и улучшенными защелками, а также впускные отверстия обогревателя по бокам автомобиля. Кроме того, теперь открывалось и заднее окно, что значительно облегчало доступ к багажному отделению, объем которого составлял порядка 340 литров.
Но, как мы уже упоминали, спрос постепенно падал, и никакие нововведения, предпринятые в последующих моделях, кардинально изменить ситуацию не могли. Производство CitiCar продолжалось до 1977 года, и, как известно, за это время на заводе Sebring-Vanguard во Флориде было построено всего около 2300 единиц.
Позже, в том же году, Бомонт продал большую часть активов Фрэнку Флауэру, который основал новую компанию под названием Commuter Vehicles. Последний продолжал производить крошечный электромобиль в период с 1979 по 1982 год, но уже под маркой Comuta-Car. Почти идентичная Transitional CitiCar, обновленная модель все же имела незначительные модификации. Они были продиктованы меняющимися федеральными требованиями безопасности, поэтому выпускаемые версии получили удлиненный бампер.
Также выпускалась утилитарная версия с удлиненной колесной базой. Названый Comuta-Van, он оснащался двигателем мощностью 12 л. с. (8,9 кВт), аккумуляторной батареей на 72 В и трехступенчатой коробкой передач. Этот микровэн заинтересовал Почтовую службу США, и они стали основными заказчиками модели, правда, в немного модифицированном исполнении. Автомобиль имел правостороннее управление и раздвижные двери. По некоторым оценкам всего было построено около 2150 таких фургонов.
Вот так удачно сложилась история уродливого и маломощного CitiCar, который был выпущен никому не известным стартапом во времена, когда Илону Маску было всего три года. И да, он может похвастать тем, что опередил Tesla Roadster, и стал самым продаваемым электромобилем из произведенных в Америке в период с 1945 по 2013 год.
Смеем предположить, что наш сегодняшний герой – CitiCar, был одним из самых уродливых и малосильных из числа всех автомобилей, произведенных в то время в Америке. Но при этом, как неудивительно, этому микрокару с немудреным дизайном удалось преодолеть все трудности и первоначальные неудачи, и даже сыграть главную роль в вопросе возрождения электротранспорта. Как результат – электромобили на целое десятилетие вернулись в мейнстрим.
Скопировал идею
В то время как «большая тройка» Детройта боролась за разработку экономичных автомобилей, чтобы справиться с нефтяным кризисом 1973 года, более мелкие производители пытались вернуть электромобили. Самой успешной из числа последних была компания из Флориды – Sebring-Vanguard. Ее основателем был Боб Бомонт, бывший владелец дилерского центра Chrysler из северной части штата Нью-Йорк.
Аккумуляторы в CitiCar прятались под сиденьем. Фото: YouTube.com
В какой-то момент он продал свой бизнес и некоторое время пытался работать с небольшими компаниями, которые специализировались на переоборудовании обычных автомобилей в электрические. Позже он переехал во Флориду – штат с наибольшим количеством полей для гольфа в стране. Вы спросите, какое это имеет отношение к электромобилям? Ответим – самое прямое. Именно на основе гольф-мобиля Бомонт, при сотрудничестве автомобильного дизайнера Джима Мюира, создал свои первые три полностью электрических прототипа.
CitiCar
Этот его проект в конечном итоге привел к появлению разрешенного к использованию на дорогах общего пользования автомобиля CitiCar, который впервые был представлен на симпозиуме по электромобилям в Вашингтоне в 1974 году. Машина изначально задумывалась как небольшой и дешевый городской транспорт, позволяющий сэкономить во время продолжающегося топливного кризиса. И, в отличие от сегодняшних электрокаров, никогда не претендовал на то, чтобы заменить обычные автомобили.
Заряжался CitiCar дома, от обычной розетки. Фото:YouTube.com
Самой ранней версией этого клиновидного микроавтомобиля стала модель Vanguard Coupe. Она не получила ожидаемого отклика, и тогда был представлен первый серийный вариант, получивший название SV-36. Эта модель приводилась в движение двигателем General Electric мощностью 2,5 л. с. (1,9 кВт) и оснащалась аккумулятором на 36 В, состоящим из 6 отдельных свинцово-кислотных батарей.
Этот двухместный автомобиль имел следующие габариты:
✅ длина – 2437 мм
✅ ширина – 1397 мм
✅ высота – 1524 мм
Вес модели составлял 1303 фунта (591 кг). Шасси было полностью изготовлено из алюминия, а кузов – из ударопрочного, так называемого закаленного пластика.
Как заявлял производитель, максимальная скорость СВ-36 может достигать от 25 до 28 миль в час (40 – 45 км/ч). Этот показатель зависит от различных факторов, таких как температура наружного воздуха или давление в шинах. Запас хода этого микромобиля составлял около 40 миль (65 км), а его аккумуляторную батарею можно было полностью зарядить от обычной домашней розетки примерно за 8 часов.
Дешево и сердито – пленка вместо окон в ранних моделях CitiCar. Фото:YouTube.com
Новинка была представлена по довольно низкой цене – 2700 долларов. Это по сегодняшним меркам составляет порядка 14 951 долл. Но, несмотря на это, первоначальные продажи не обнадеживали. Поэтому производитель принял решение о проведении обширного обновления автомобиля. К слову сказать, на фоне падения спроса, начиная где-то с 1500 экземпляра, усовершенствования внедрялись чуть ли не в каждый двадцатый автомобиль.
А пока на подходе была следующая модернизированная версия под кодовым названием SV-48. Этот вариант, как становится ясно из названия, получил аккумуляторную батарею увеличенной емкости, номинал которой составил уже 48 В. Хотя это и не помогло значительно прибавить запас хода, зато способствовало заметному повышению мощности до 3,5 л. с. (2,6 кВт). Так что теперь максимальная скорость CitiCar составляла уже приличные 34–38 миль в час (55–61 км/ч).
Лидер продаж
В таком исполнении люди стали более оживленно интересоваться «Ситикаром», и продажи поползли вверх. Да так уверенно, что уже к 1976 году Sebring-Vanguard стала шестым по популярности американским производителем. Компания смогла опередить по показателю объема продаж такие компании, как Excalibur и Avanti Motors, и буквально дышала в спину гигантам автопрома – GM, Ford, Chrysler, AMC и Checker Motors Corporation.
Панель управления CitiCar. Фото:YouTube.com
В том же году CitiCar получил третье и последнее крупное обновление. Новая версия, выпущенная в середине модельного года, стала известна как Transitional. Тут производитель даже позаботился о повышении уровня безопасности и немного изменил схему трансмиссии. Практически в два раза выросла мощность, которая теперь составляла 6 л. с. (4,5 кВт).
Модернизации на этот раз подвергся и кузов. Появились полноценные двери с раздвижными окнами и улучшенными защелками, а также впускные отверстия обогревателя по бокам автомобиля. Кроме того, теперь открывалось и заднее окно, что значительно облегчало доступ к багажному отделению, объем которого составлял порядка 340 литров.
Но, как мы уже упоминали, спрос постепенно падал, и никакие нововведения, предпринятые в последующих моделях, кардинально изменить ситуацию не могли. Производство CitiCar продолжалось до 1977 года, и, как известно, за это время на заводе Sebring-Vanguard во Флориде было построено всего около 2300 единиц.
Под новым брендом
Позже, в том же году, Бомонт продал большую часть активов Фрэнку Флауэру, который основал новую компанию под названием Commuter Vehicles. Последний продолжал производить крошечный электромобиль в период с 1979 по 1982 год, но уже под маркой Comuta-Car. Почти идентичная Transitional CitiCar, обновленная модель все же имела незначительные модификации. Они были продиктованы меняющимися федеральными требованиями безопасности, поэтому выпускаемые версии получили удлиненный бампер.
Двери в CitiCar распахивались очень широко. Фото:YouTube.com
Также выпускалась утилитарная версия с удлиненной колесной базой. Названый Comuta-Van, он оснащался двигателем мощностью 12 л. с. (8,9 кВт), аккумуляторной батареей на 72 В и трехступенчатой коробкой передач. Этот микровэн заинтересовал Почтовую службу США, и они стали основными заказчиками модели, правда, в немного модифицированном исполнении. Автомобиль имел правостороннее управление и раздвижные двери. По некоторым оценкам всего было построено около 2150 таких фургонов.
Вот так удачно сложилась история уродливого и маломощного CitiCar, который был выпущен никому не известным стартапом во времена, когда Илону Маску было всего три года. И да, он может похвастать тем, что опередил Tesla Roadster, и стал самым продаваемым электромобилем из произведенных в Америке в период с 1945 по 2013 год.
- Lilu
- www.youtube.com
Рекомендуем для вас
Ракетоплан «Аврора» совершил свой первый сверхзвуковой полет
Это первое подобное событие для гражданской авиации со времен «Конкорда». Подробнее обо всем читайте в нашем материале....
Революционный реактивный двигатель прошел первые огневые испытания и показал многообещающие результаты
Речь о новой турбоэлектрической установке, предназначенной для пассажирских реактивных самолетов. Подробнее о проекте читайте в нашем материале....
Из CR929 – С929: где Китай возьмет двигатели?
После выхода РФ из проекта CR929, китайцы продолжили строить самолет самостоятельно. Планер и электронное оборудование КНР по силам, но с двигателем –...
Стало известно, почему в России трудно строить самолеты
Существует несколько ключевых факторов, создающих проблемы. Но есть и положительная динамика. Все подробности читайте в нашем материале....
Импортозамещенный Ту-214 готов к первому полету
Казанский авиазавод установил отечественные навигационные системы, а также другое важное оборудование. Все подробности читайте в нашем материале....
АВТОВАЗу грозит банкротство – что об этом думают российские автолюбители
При этом объемы производства растут. Да и цены на автомобили регулярно повышают....
Вот почему современные автомобили быстро ломаются – основная причина
Современные автомобили сделаны так, что водителю практически не нужно знать их устройство. Максимум запомнить, где бачок для стеклоомывающей жидкости. Впрочем,...
Раскрыта стоимость флагманскоой модели «Москвич 8»
Также стала известна дата поступления в продажу. Все подробности и характеристики отечественного внедорожника читайте в нашем материале....
Илон Маск нашел революционную замену самолетам
Американский предприниматель хочет отправлять пассажиров на специально подготовленной ракете. Это позволит сократить время перелетов в 15 раз, опередив даже...
Дизельный УАЗ и дюжина новых моделей – компания Sollers провела грандиозную презентацию
Российская компания давно не проводила мероприятия таких масштабов. Бренд подготовил новые фургоны, пикапы, минивэн и внедорожник. Кроме того, улучшили и...
«Авиация Колымы» стала обладателем вертолетов-косаток
Уникальные машины вскоре отправятся в месте постоянной дислокации. По пути будет 11 остановок. Не исключено, что вам повезет их увидеть «вживую»....
Готовятся к серийному производству 13 моделей новых российских автомобилей
Компания Sollers еще пару лет назад обещала, что выпустит несколько новых моделей отечественных автомобилей. Не совсем российских, но зато в перспективе...
Вертолетное шасси – полозья или колеса?
Почему-то у американских вертолетов в основном полозья, а у советских, российских – колеса. А что лучше и надежнее? Это и будем выяснять....
Китайские партнеры заинтересовались нашими вертолетами
Российские машины среднего класса доминируют в Азиатском регионе. В сегменте тяжелых двухдвигательных вертолетов наши разработки занимают 30%, и продолжают...
Брянский автомобильный завод готовит к выпуску уникальные грузовики
Это будет пожарный автомобиль для аэродромов. Он заявлен как на 100% отечественный, но есть нюансы....
К-750 – советский мотоцикл, восстановленный по современным технологиям
Некоторые россияне и жители СНГ любят советские мотоциклы. Для многих это не единственная и бюджетная возможность передвигаться на двух колесах, а отдушина....