.d-md-none .d-lg-block bibimot

CitiCar – успешный «уродец» с электроприводом, побивший все рекорды продаж

CitiCar – успешный «уродец» с электроприводом, побивший все рекорды продаж
В 1973 году автомобильная промышленность США, полностью зависящая от ДВС, столкнулась с достаточно серьезным вызовом – первым нефтяным кризисом десятилетия. Из-за острой нехватки топлива по всей стране автопроизводители были вынуждены быстро реагировать на сложившуюся ситуацию и импровизировать, в результате чего и началась эра некрасивых, маломощных американских автомобилей.


Смеем предположить, что наш сегодняшний герой – CitiCar, был одним из самых уродливых и малосильных из числа всех автомобилей, произведенных в то время в Америке. Но при этом, как неудивительно, этому микрокару с немудреным дизайном удалось преодолеть все трудности и первоначальные неудачи, и даже сыграть главную роль в вопросе возрождения электротранспорта. Как результат – электромобили на целое десятилетие вернулись в мейнстрим.

Скопировал идею


В то время как «большая тройка» Детройта боролась за разработку экономичных автомобилей, чтобы справиться с нефтяным кризисом 1973 года, более мелкие производители пытались вернуть электромобили. Самой успешной из числа последних была компания из Флориды – Sebring-Vanguard. Ее основателем был Боб Бомонт, бывший владелец дилерского центра Chrysler из северной части штата Нью-Йорк.

CitiCar – успешный «уродец» с электроприводом, побивший все рекорды продажАккумуляторы в CitiCar прятались под сиденьем. Фото: YouTube.com

В какой-то момент он продал свой бизнес и некоторое время пытался работать с небольшими компаниями, которые специализировались на переоборудовании обычных автомобилей в электрические. Позже он переехал во Флориду – штат с наибольшим количеством полей для гольфа в стране. Вы спросите, какое это имеет отношение к электромобилям? Ответим – самое прямое. Именно на основе гольф-мобиля Бомонт, при сотрудничестве автомобильного дизайнера Джима Мюира, создал свои первые три полностью электрических прототипа.

CitiCar


Этот его проект в конечном итоге привел к появлению разрешенного к использованию на дорогах общего пользования автомобиля CitiCar, который впервые был представлен на симпозиуме по электромобилям в Вашингтоне в 1974 году. Машина изначально задумывалась как небольшой и дешевый городской транспорт, позволяющий сэкономить во время продолжающегося топливного кризиса. И, в отличие от сегодняшних электрокаров, никогда не претендовал на то, чтобы заменить обычные автомобили.

Заряжался CitiCar дома, от обычной розетки. Фото:YouTube.com

Самой ранней версией этого клиновидного микроавтомобиля стала модель Vanguard Coupe. Она не получила ожидаемого отклика, и тогда был представлен первый серийный вариант, получивший название SV-36. Эта модель приводилась в движение двигателем General Electric мощностью 2,5 л. с. (1,9 кВт) и оснащалась аккумулятором на 36 В, состоящим из 6 отдельных свинцово-кислотных батарей.

Этот двухместный автомобиль имел следующие габариты:

✅ длина – 2437 мм
✅ ширина – 1397 мм
✅ высота – 1524 мм

Вес модели составлял 1303 фунта (591 кг). Шасси было полностью изготовлено из алюминия, а кузов – из ударопрочного, так называемого закаленного пластика.

Как заявлял производитель, максимальная скорость СВ-36 может достигать от 25 до 28 миль в час (40 – 45 км/ч). Этот показатель зависит от различных факторов, таких как температура наружного воздуха или давление в шинах. Запас хода этого микромобиля составлял около 40 миль (65 км), а его аккумуляторную батарею можно было полностью зарядить от обычной домашней розетки примерно за 8 часов.

Дешево и сердито – пленка вместо окон в ранних моделях CitiCar. Фото:YouTube.com

Новинка была представлена по довольно низкой цене – 2700 долларов. Это по сегодняшним меркам составляет порядка 14 951 долл. Но, несмотря на это, первоначальные продажи не обнадеживали. Поэтому производитель принял решение о проведении обширного обновления автомобиля. К слову сказать, на фоне падения спроса, начиная где-то с 1500 экземпляра, усовершенствования внедрялись чуть ли не в каждый двадцатый автомобиль.

А пока на подходе была следующая модернизированная версия под кодовым названием SV-48. Этот вариант, как становится ясно из названия, получил аккумуляторную батарею увеличенной емкости, номинал которой составил уже 48 В. Хотя это и не помогло значительно прибавить запас хода, зато способствовало заметному повышению мощности до 3,5 л. с. (2,6 кВт). Так что теперь максимальная скорость CitiCar составляла уже приличные 34–38 миль в час (55–61 км/ч).

Лидер продаж


В таком исполнении люди стали более оживленно интересоваться «Ситикаром», и продажи поползли вверх. Да так уверенно, что уже к 1976 году Sebring-Vanguard стала шестым по популярности американским производителем. Компания смогла опередить по показателю объема продаж такие компании, как Excalibur и Avanti Motors, и буквально дышала в спину гигантам автопрома – GM, Ford, Chrysler, AMC и Checker Motors Corporation.

Панель управления CitiCar. Фото:YouTube.com

В том же году CitiCar получил третье и последнее крупное обновление. Новая версия, выпущенная в середине модельного года, стала известна как Transitional. Тут производитель даже позаботился о повышении уровня безопасности и немного изменил схему трансмиссии. Практически в два раза выросла мощность, которая теперь составляла 6 л. с. (4,5 кВт).

Модернизации на этот раз подвергся и кузов. Появились полноценные двери с раздвижными окнами и улучшенными защелками, а также впускные отверстия обогревателя по бокам автомобиля. Кроме того, теперь открывалось и заднее окно, что значительно облегчало доступ к багажному отделению, объем которого составлял порядка 340 литров.

Но, как мы уже упоминали, спрос постепенно падал, и никакие нововведения, предпринятые в последующих моделях, кардинально изменить ситуацию не могли. Производство CitiCar продолжалось до 1977 года, и, как известно, за это время на заводе Sebring-Vanguard во Флориде было построено всего около 2300 единиц.

Под новым брендом


Позже, в том же году, Бомонт продал большую часть активов Фрэнку Флауэру, который основал новую компанию под названием Commuter Vehicles. Последний продолжал производить крошечный электромобиль в период с 1979 по 1982 год, но уже под маркой Comuta-Car. Почти идентичная Transitional CitiCar, обновленная модель все же имела незначительные модификации. Они были продиктованы меняющимися федеральными требованиями безопасности, поэтому выпускаемые версии получили удлиненный бампер.

Двери в CitiCar распахивались очень широко. Фото:YouTube.com

Также выпускалась утилитарная версия с удлиненной колесной базой. Названый Comuta-Van, он оснащался двигателем мощностью 12 л. с. (8,9 кВт), аккумуляторной батареей на 72 В и трехступенчатой коробкой передач. Этот микровэн заинтересовал Почтовую службу США, и они стали основными заказчиками модели, правда, в немного модифицированном исполнении. Автомобиль имел правостороннее управление и раздвижные двери. По некоторым оценкам всего было построено около 2150 таких фургонов.

Вот так удачно сложилась история уродливого и маломощного CitiCar, который был выпущен никому не известным стартапом во времена, когда Илону Маску было всего три года. И да, он может похвастать тем, что опередил Tesla Roadster, и стал самым продаваемым электромобилем из произведенных в Америке в период с 1945 по 2013 год.

Автор:

Использованы фотографии: www.youtube.com

Как вам CitiCar?

Голосуем!

Мы в Мы в Яндекс Дзен
Картинг: как хобби американских летчиков стало массовым явлением в СССРБразильский автомобильный феномен – что это такое и как он выглядит