CitiCar – успешный «уродец» с электроприводом, побивший все рекорды продаж
В 1973 году автомобильная промышленность США, полностью зависящая от ДВС, столкнулась с достаточно серьезным вызовом – первым нефтяным кризисом десятилетия. Из-за острой нехватки топлива по всей стране автопроизводители были вынуждены быстро реагировать на сложившуюся ситуацию и импровизировать, в результате чего и началась эра некрасивых, маломощных американских автомобилей.
Смеем предположить, что наш сегодняшний герой – CitiCar, был одним из самых уродливых и малосильных из числа всех автомобилей, произведенных в то время в Америке. Но при этом, как неудивительно, этому микрокару с немудреным дизайном удалось преодолеть все трудности и первоначальные неудачи, и даже сыграть главную роль в вопросе возрождения электротранспорта. Как результат – электромобили на целое десятилетие вернулись в мейнстрим.
В то время как «большая тройка» Детройта боролась за разработку экономичных автомобилей, чтобы справиться с нефтяным кризисом 1973 года, более мелкие производители пытались вернуть электромобили. Самой успешной из числа последних была компания из Флориды – Sebring-Vanguard. Ее основателем был Боб Бомонт, бывший владелец дилерского центра Chrysler из северной части штата Нью-Йорк.
В какой-то момент он продал свой бизнес и некоторое время пытался работать с небольшими компаниями, которые специализировались на переоборудовании обычных автомобилей в электрические. Позже он переехал во Флориду – штат с наибольшим количеством полей для гольфа в стране. Вы спросите, какое это имеет отношение к электромобилям? Ответим – самое прямое. Именно на основе гольф-мобиля Бомонт, при сотрудничестве автомобильного дизайнера Джима Мюира, создал свои первые три полностью электрических прототипа.
Этот его проект в конечном итоге привел к появлению разрешенного к использованию на дорогах общего пользования автомобиля CitiCar, который впервые был представлен на симпозиуме по электромобилям в Вашингтоне в 1974 году. Машина изначально задумывалась как небольшой и дешевый городской транспорт, позволяющий сэкономить во время продолжающегося топливного кризиса. И, в отличие от сегодняшних электрокаров, никогда не претендовал на то, чтобы заменить обычные автомобили.
Самой ранней версией этого клиновидного микроавтомобиля стала модель Vanguard Coupe. Она не получила ожидаемого отклика, и тогда был представлен первый серийный вариант, получивший название SV-36. Эта модель приводилась в движение двигателем General Electric мощностью 2,5 л. с. (1,9 кВт) и оснащалась аккумулятором на 36 В, состоящим из 6 отдельных свинцово-кислотных батарей.
Этот двухместный автомобиль имел следующие габариты:
✅ длина – 2437 мм
✅ ширина – 1397 мм
✅ высота – 1524 мм
Вес модели составлял 1303 фунта (591 кг). Шасси было полностью изготовлено из алюминия, а кузов – из ударопрочного, так называемого закаленного пластика.
Как заявлял производитель, максимальная скорость СВ-36 может достигать от 25 до 28 миль в час (40 – 45 км/ч). Этот показатель зависит от различных факторов, таких как температура наружного воздуха или давление в шинах. Запас хода этого микромобиля составлял около 40 миль (65 км), а его аккумуляторную батарею можно было полностью зарядить от обычной домашней розетки примерно за 8 часов.
Новинка была представлена по довольно низкой цене – 2700 долларов. Это по сегодняшним меркам составляет порядка 14 951 долл. Но, несмотря на это, первоначальные продажи не обнадеживали. Поэтому производитель принял решение о проведении обширного обновления автомобиля. К слову сказать, на фоне падения спроса, начиная где-то с 1500 экземпляра, усовершенствования внедрялись чуть ли не в каждый двадцатый автомобиль.
А пока на подходе была следующая модернизированная версия под кодовым названием SV-48. Этот вариант, как становится ясно из названия, получил аккумуляторную батарею увеличенной емкости, номинал которой составил уже 48 В. Хотя это и не помогло значительно прибавить запас хода, зато способствовало заметному повышению мощности до 3,5 л. с. (2,6 кВт). Так что теперь максимальная скорость CitiCar составляла уже приличные 34–38 миль в час (55–61 км/ч).
В таком исполнении люди стали более оживленно интересоваться «Ситикаром», и продажи поползли вверх. Да так уверенно, что уже к 1976 году Sebring-Vanguard стала шестым по популярности американским производителем. Компания смогла опередить по показателю объема продаж такие компании, как Excalibur и Avanti Motors, и буквально дышала в спину гигантам автопрома – GM, Ford, Chrysler, AMC и Checker Motors Corporation.
В том же году CitiCar получил третье и последнее крупное обновление. Новая версия, выпущенная в середине модельного года, стала известна как Transitional. Тут производитель даже позаботился о повышении уровня безопасности и немного изменил схему трансмиссии. Практически в два раза выросла мощность, которая теперь составляла 6 л. с. (4,5 кВт).
Модернизации на этот раз подвергся и кузов. Появились полноценные двери с раздвижными окнами и улучшенными защелками, а также впускные отверстия обогревателя по бокам автомобиля. Кроме того, теперь открывалось и заднее окно, что значительно облегчало доступ к багажному отделению, объем которого составлял порядка 340 литров.
Но, как мы уже упоминали, спрос постепенно падал, и никакие нововведения, предпринятые в последующих моделях, кардинально изменить ситуацию не могли. Производство CitiCar продолжалось до 1977 года, и, как известно, за это время на заводе Sebring-Vanguard во Флориде было построено всего около 2300 единиц.
Позже, в том же году, Бомонт продал большую часть активов Фрэнку Флауэру, который основал новую компанию под названием Commuter Vehicles. Последний продолжал производить крошечный электромобиль в период с 1979 по 1982 год, но уже под маркой Comuta-Car. Почти идентичная Transitional CitiCar, обновленная модель все же имела незначительные модификации. Они были продиктованы меняющимися федеральными требованиями безопасности, поэтому выпускаемые версии получили удлиненный бампер.
Также выпускалась утилитарная версия с удлиненной колесной базой. Названый Comuta-Van, он оснащался двигателем мощностью 12 л. с. (8,9 кВт), аккумуляторной батареей на 72 В и трехступенчатой коробкой передач. Этот микровэн заинтересовал Почтовую службу США, и они стали основными заказчиками модели, правда, в немного модифицированном исполнении. Автомобиль имел правостороннее управление и раздвижные двери. По некоторым оценкам всего было построено около 2150 таких фургонов.
Вот так удачно сложилась история уродливого и маломощного CitiCar, который был выпущен никому не известным стартапом во времена, когда Илону Маску было всего три года. И да, он может похвастать тем, что опередил Tesla Roadster, и стал самым продаваемым электромобилем из произведенных в Америке в период с 1945 по 2013 год.
Смеем предположить, что наш сегодняшний герой – CitiCar, был одним из самых уродливых и малосильных из числа всех автомобилей, произведенных в то время в Америке. Но при этом, как неудивительно, этому микрокару с немудреным дизайном удалось преодолеть все трудности и первоначальные неудачи, и даже сыграть главную роль в вопросе возрождения электротранспорта. Как результат – электромобили на целое десятилетие вернулись в мейнстрим.
Скопировал идею
В то время как «большая тройка» Детройта боролась за разработку экономичных автомобилей, чтобы справиться с нефтяным кризисом 1973 года, более мелкие производители пытались вернуть электромобили. Самой успешной из числа последних была компания из Флориды – Sebring-Vanguard. Ее основателем был Боб Бомонт, бывший владелец дилерского центра Chrysler из северной части штата Нью-Йорк.
Аккумуляторы в CitiCar прятались под сиденьем. Фото: YouTube.com
В какой-то момент он продал свой бизнес и некоторое время пытался работать с небольшими компаниями, которые специализировались на переоборудовании обычных автомобилей в электрические. Позже он переехал во Флориду – штат с наибольшим количеством полей для гольфа в стране. Вы спросите, какое это имеет отношение к электромобилям? Ответим – самое прямое. Именно на основе гольф-мобиля Бомонт, при сотрудничестве автомобильного дизайнера Джима Мюира, создал свои первые три полностью электрических прототипа.
CitiCar
Этот его проект в конечном итоге привел к появлению разрешенного к использованию на дорогах общего пользования автомобиля CitiCar, который впервые был представлен на симпозиуме по электромобилям в Вашингтоне в 1974 году. Машина изначально задумывалась как небольшой и дешевый городской транспорт, позволяющий сэкономить во время продолжающегося топливного кризиса. И, в отличие от сегодняшних электрокаров, никогда не претендовал на то, чтобы заменить обычные автомобили.
Заряжался CitiCar дома, от обычной розетки. Фото:YouTube.com
Самой ранней версией этого клиновидного микроавтомобиля стала модель Vanguard Coupe. Она не получила ожидаемого отклика, и тогда был представлен первый серийный вариант, получивший название SV-36. Эта модель приводилась в движение двигателем General Electric мощностью 2,5 л. с. (1,9 кВт) и оснащалась аккумулятором на 36 В, состоящим из 6 отдельных свинцово-кислотных батарей.
Этот двухместный автомобиль имел следующие габариты:
✅ длина – 2437 мм
✅ ширина – 1397 мм
✅ высота – 1524 мм
Вес модели составлял 1303 фунта (591 кг). Шасси было полностью изготовлено из алюминия, а кузов – из ударопрочного, так называемого закаленного пластика.
Как заявлял производитель, максимальная скорость СВ-36 может достигать от 25 до 28 миль в час (40 – 45 км/ч). Этот показатель зависит от различных факторов, таких как температура наружного воздуха или давление в шинах. Запас хода этого микромобиля составлял около 40 миль (65 км), а его аккумуляторную батарею можно было полностью зарядить от обычной домашней розетки примерно за 8 часов.
Дешево и сердито – пленка вместо окон в ранних моделях CitiCar. Фото:YouTube.com
Новинка была представлена по довольно низкой цене – 2700 долларов. Это по сегодняшним меркам составляет порядка 14 951 долл. Но, несмотря на это, первоначальные продажи не обнадеживали. Поэтому производитель принял решение о проведении обширного обновления автомобиля. К слову сказать, на фоне падения спроса, начиная где-то с 1500 экземпляра, усовершенствования внедрялись чуть ли не в каждый двадцатый автомобиль.
А пока на подходе была следующая модернизированная версия под кодовым названием SV-48. Этот вариант, как становится ясно из названия, получил аккумуляторную батарею увеличенной емкости, номинал которой составил уже 48 В. Хотя это и не помогло значительно прибавить запас хода, зато способствовало заметному повышению мощности до 3,5 л. с. (2,6 кВт). Так что теперь максимальная скорость CitiCar составляла уже приличные 34–38 миль в час (55–61 км/ч).
Лидер продаж
В таком исполнении люди стали более оживленно интересоваться «Ситикаром», и продажи поползли вверх. Да так уверенно, что уже к 1976 году Sebring-Vanguard стала шестым по популярности американским производителем. Компания смогла опередить по показателю объема продаж такие компании, как Excalibur и Avanti Motors, и буквально дышала в спину гигантам автопрома – GM, Ford, Chrysler, AMC и Checker Motors Corporation.
Панель управления CitiCar. Фото:YouTube.com
В том же году CitiCar получил третье и последнее крупное обновление. Новая версия, выпущенная в середине модельного года, стала известна как Transitional. Тут производитель даже позаботился о повышении уровня безопасности и немного изменил схему трансмиссии. Практически в два раза выросла мощность, которая теперь составляла 6 л. с. (4,5 кВт).
Модернизации на этот раз подвергся и кузов. Появились полноценные двери с раздвижными окнами и улучшенными защелками, а также впускные отверстия обогревателя по бокам автомобиля. Кроме того, теперь открывалось и заднее окно, что значительно облегчало доступ к багажному отделению, объем которого составлял порядка 340 литров.
Но, как мы уже упоминали, спрос постепенно падал, и никакие нововведения, предпринятые в последующих моделях, кардинально изменить ситуацию не могли. Производство CitiCar продолжалось до 1977 года, и, как известно, за это время на заводе Sebring-Vanguard во Флориде было построено всего около 2300 единиц.
Под новым брендом
Позже, в том же году, Бомонт продал большую часть активов Фрэнку Флауэру, который основал новую компанию под названием Commuter Vehicles. Последний продолжал производить крошечный электромобиль в период с 1979 по 1982 год, но уже под маркой Comuta-Car. Почти идентичная Transitional CitiCar, обновленная модель все же имела незначительные модификации. Они были продиктованы меняющимися федеральными требованиями безопасности, поэтому выпускаемые версии получили удлиненный бампер.
Двери в CitiCar распахивались очень широко. Фото:YouTube.com
Также выпускалась утилитарная версия с удлиненной колесной базой. Названый Comuta-Van, он оснащался двигателем мощностью 12 л. с. (8,9 кВт), аккумуляторной батареей на 72 В и трехступенчатой коробкой передач. Этот микровэн заинтересовал Почтовую службу США, и они стали основными заказчиками модели, правда, в немного модифицированном исполнении. Автомобиль имел правостороннее управление и раздвижные двери. По некоторым оценкам всего было построено около 2150 таких фургонов.
Вот так удачно сложилась история уродливого и маломощного CitiCar, который был выпущен никому не известным стартапом во времена, когда Илону Маску было всего три года. И да, он может похвастать тем, что опередил Tesla Roadster, и стал самым продаваемым электромобилем из произведенных в Америке в период с 1945 по 2013 год.
- Lilu
- www.youtube.com
Рекомендуем для вас
«Бетонки»: в России тоже хотят строить «вечные» дороги
Недавно из Краснодарского края пришло сообщение о введении в эксплуатацию опытного участки бетонной автодороги. Подобные покрытия в СССР и РФ почти не...
МС-21 получил еще одну важную деталь отечественного производства
Набор деталей успешно прошел тестирование на скорости свыше 600 км/час. До 2028 года ожидается увеличение поставок в 11 раз. Все подробности читайте в нашем...
Lada Niva получит новый мотор в 2025 году – более объемный и мощный, но простой и надежный
Этим двигателям планируют оснащать все модификации легендарного внедорожника. Похоже, от старого мотора решили отказаться....
Boeing 737: посадки в исполнении современных пилотов или в СССР учили лучше
Авиалайнеры Boeing 737 считаются одними из самых массовых и удачных в мире. Выпускается семейство серийно с 1967 года. Неудивительно, что за это время...
Остров Свободы получил новых «Патриотов»
Они помогут справиться с последствиями природных катаклизмов, а затем перейдут на службу в администрации провинций. Все подробности читайте в нашем материале....
Четыре иномарки и одна «россиянка»: выбраны 5 лучших автомобилей 2024 года
В интересное время живем, товарищи! Кому не лень, или нужен масштабный пиар раздают Национальные премии «Автомобиль года России». Только «нацию», похоже,...
Российский завод наладил производство деталей для Airbus A321
Пока отечественные самолеты готовятся к выпуску, новые детали помогут продлить срок службы оставшихся зарубежных. Все подробности читайте в нашем материале....
Audi 100 C2 против АЗЛК-2141 – модели бизнес-класса из разных стран и эпох
История автомобилей и их технические особенности. В итоге решим, какая модель лучше сейчас....
Реконструкция «Чуйского тракта» завершилась раньше срока
Проект должны были сдать в 2026 году. Слаженная работа и современные методики позволили ускорить процесс. Все подробности читайте в нашем материале....
Трактор Фордзон-Путиловец – корыстная помощь США раннему Советскому Союзу
В начале 1920-х годов Советский Союз стал восстанавливать экономику. Более того, планировалось не только выйти на прежний уровень развития, но и многократно...
«Нива» не оставила шансов Tesla Cybertruck и «китайцу» на бездорожье
Вот такого соревнования мы долго ждали. «Кибертрак» позиционируется, как универсальный автомобиль, который и по трассе едет с комфортом и на бездорожье что-то...
«Сапсаны» хотят ускорить
Технически это вполне выполнимая задача. В РЖД уже провели необходимые тесты, а все подробности в нашем материале....
Пристальный взгляд на самую «внедорожную» Газель
Российская автомобильная промышленность подготовила «ответ» китайским брендам в сегменте коммерческого и частного транспорта. Если быть более точным, то сразу...
План на следующую «пятилетку» – объявлен список трасс, которые построят и отремонтируют
Финансовые сметы уже одобрены Правительством. Также названы конкретные суммы под каждый проект. Все подробности читайте в нашем материале....
Стартовало производство новых версий Lada Largus Cross
Купить такие автомобили у дилеров пока нельзя. Но скоро они появятся в продаже....
Есть отзыв от владельца Lada Aura – премиальность экономичного формата
Только недавно флагманская модель АВТОВАЗа, Lada Aura, стала доступной для всех желающих, а автор канала «Клубный сервис» уже ее успел приобрести и...