CitiCar – успешный «уродец» с электроприводом, побивший все рекорды продаж
В 1973 году автомобильная промышленность США, полностью зависящая от ДВС, столкнулась с достаточно серьезным вызовом – первым нефтяным кризисом десятилетия. Из-за острой нехватки топлива по всей стране автопроизводители были вынуждены быстро реагировать на сложившуюся ситуацию и импровизировать, в результате чего и началась эра некрасивых, маломощных американских автомобилей.
Смеем предположить, что наш сегодняшний герой – CitiCar, был одним из самых уродливых и малосильных из числа всех автомобилей, произведенных в то время в Америке. Но при этом, как неудивительно, этому микрокару с немудреным дизайном удалось преодолеть все трудности и первоначальные неудачи, и даже сыграть главную роль в вопросе возрождения электротранспорта. Как результат – электромобили на целое десятилетие вернулись в мейнстрим.
В то время как «большая тройка» Детройта боролась за разработку экономичных автомобилей, чтобы справиться с нефтяным кризисом 1973 года, более мелкие производители пытались вернуть электромобили. Самой успешной из числа последних была компания из Флориды – Sebring-Vanguard. Ее основателем был Боб Бомонт, бывший владелец дилерского центра Chrysler из северной части штата Нью-Йорк.
В какой-то момент он продал свой бизнес и некоторое время пытался работать с небольшими компаниями, которые специализировались на переоборудовании обычных автомобилей в электрические. Позже он переехал во Флориду – штат с наибольшим количеством полей для гольфа в стране. Вы спросите, какое это имеет отношение к электромобилям? Ответим – самое прямое. Именно на основе гольф-мобиля Бомонт, при сотрудничестве автомобильного дизайнера Джима Мюира, создал свои первые три полностью электрических прототипа.
Этот его проект в конечном итоге привел к появлению разрешенного к использованию на дорогах общего пользования автомобиля CitiCar, который впервые был представлен на симпозиуме по электромобилям в Вашингтоне в 1974 году. Машина изначально задумывалась как небольшой и дешевый городской транспорт, позволяющий сэкономить во время продолжающегося топливного кризиса. И, в отличие от сегодняшних электрокаров, никогда не претендовал на то, чтобы заменить обычные автомобили.
Самой ранней версией этого клиновидного микроавтомобиля стала модель Vanguard Coupe. Она не получила ожидаемого отклика, и тогда был представлен первый серийный вариант, получивший название SV-36. Эта модель приводилась в движение двигателем General Electric мощностью 2,5 л. с. (1,9 кВт) и оснащалась аккумулятором на 36 В, состоящим из 6 отдельных свинцово-кислотных батарей.
Этот двухместный автомобиль имел следующие габариты:
✅ длина – 2437 мм
✅ ширина – 1397 мм
✅ высота – 1524 мм
Вес модели составлял 1303 фунта (591 кг). Шасси было полностью изготовлено из алюминия, а кузов – из ударопрочного, так называемого закаленного пластика.
Как заявлял производитель, максимальная скорость СВ-36 может достигать от 25 до 28 миль в час (40 – 45 км/ч). Этот показатель зависит от различных факторов, таких как температура наружного воздуха или давление в шинах. Запас хода этого микромобиля составлял около 40 миль (65 км), а его аккумуляторную батарею можно было полностью зарядить от обычной домашней розетки примерно за 8 часов.
Новинка была представлена по довольно низкой цене – 2700 долларов. Это по сегодняшним меркам составляет порядка 14 951 долл. Но, несмотря на это, первоначальные продажи не обнадеживали. Поэтому производитель принял решение о проведении обширного обновления автомобиля. К слову сказать, на фоне падения спроса, начиная где-то с 1500 экземпляра, усовершенствования внедрялись чуть ли не в каждый двадцатый автомобиль.
А пока на подходе была следующая модернизированная версия под кодовым названием SV-48. Этот вариант, как становится ясно из названия, получил аккумуляторную батарею увеличенной емкости, номинал которой составил уже 48 В. Хотя это и не помогло значительно прибавить запас хода, зато способствовало заметному повышению мощности до 3,5 л. с. (2,6 кВт). Так что теперь максимальная скорость CitiCar составляла уже приличные 34–38 миль в час (55–61 км/ч).
В таком исполнении люди стали более оживленно интересоваться «Ситикаром», и продажи поползли вверх. Да так уверенно, что уже к 1976 году Sebring-Vanguard стала шестым по популярности американским производителем. Компания смогла опередить по показателю объема продаж такие компании, как Excalibur и Avanti Motors, и буквально дышала в спину гигантам автопрома – GM, Ford, Chrysler, AMC и Checker Motors Corporation.
В том же году CitiCar получил третье и последнее крупное обновление. Новая версия, выпущенная в середине модельного года, стала известна как Transitional. Тут производитель даже позаботился о повышении уровня безопасности и немного изменил схему трансмиссии. Практически в два раза выросла мощность, которая теперь составляла 6 л. с. (4,5 кВт).
Модернизации на этот раз подвергся и кузов. Появились полноценные двери с раздвижными окнами и улучшенными защелками, а также впускные отверстия обогревателя по бокам автомобиля. Кроме того, теперь открывалось и заднее окно, что значительно облегчало доступ к багажному отделению, объем которого составлял порядка 340 литров.
Но, как мы уже упоминали, спрос постепенно падал, и никакие нововведения, предпринятые в последующих моделях, кардинально изменить ситуацию не могли. Производство CitiCar продолжалось до 1977 года, и, как известно, за это время на заводе Sebring-Vanguard во Флориде было построено всего около 2300 единиц.
Позже, в том же году, Бомонт продал большую часть активов Фрэнку Флауэру, который основал новую компанию под названием Commuter Vehicles. Последний продолжал производить крошечный электромобиль в период с 1979 по 1982 год, но уже под маркой Comuta-Car. Почти идентичная Transitional CitiCar, обновленная модель все же имела незначительные модификации. Они были продиктованы меняющимися федеральными требованиями безопасности, поэтому выпускаемые версии получили удлиненный бампер.
Также выпускалась утилитарная версия с удлиненной колесной базой. Названый Comuta-Van, он оснащался двигателем мощностью 12 л. с. (8,9 кВт), аккумуляторной батареей на 72 В и трехступенчатой коробкой передач. Этот микровэн заинтересовал Почтовую службу США, и они стали основными заказчиками модели, правда, в немного модифицированном исполнении. Автомобиль имел правостороннее управление и раздвижные двери. По некоторым оценкам всего было построено около 2150 таких фургонов.
Вот так удачно сложилась история уродливого и маломощного CitiCar, который был выпущен никому не известным стартапом во времена, когда Илону Маску было всего три года. И да, он может похвастать тем, что опередил Tesla Roadster, и стал самым продаваемым электромобилем из произведенных в Америке в период с 1945 по 2013 год.
Смеем предположить, что наш сегодняшний герой – CitiCar, был одним из самых уродливых и малосильных из числа всех автомобилей, произведенных в то время в Америке. Но при этом, как неудивительно, этому микрокару с немудреным дизайном удалось преодолеть все трудности и первоначальные неудачи, и даже сыграть главную роль в вопросе возрождения электротранспорта. Как результат – электромобили на целое десятилетие вернулись в мейнстрим.
Скопировал идею
В то время как «большая тройка» Детройта боролась за разработку экономичных автомобилей, чтобы справиться с нефтяным кризисом 1973 года, более мелкие производители пытались вернуть электромобили. Самой успешной из числа последних была компания из Флориды – Sebring-Vanguard. Ее основателем был Боб Бомонт, бывший владелец дилерского центра Chrysler из северной части штата Нью-Йорк.
Аккумуляторы в CitiCar прятались под сиденьем. Фото: YouTube.com
В какой-то момент он продал свой бизнес и некоторое время пытался работать с небольшими компаниями, которые специализировались на переоборудовании обычных автомобилей в электрические. Позже он переехал во Флориду – штат с наибольшим количеством полей для гольфа в стране. Вы спросите, какое это имеет отношение к электромобилям? Ответим – самое прямое. Именно на основе гольф-мобиля Бомонт, при сотрудничестве автомобильного дизайнера Джима Мюира, создал свои первые три полностью электрических прототипа.
CitiCar
Этот его проект в конечном итоге привел к появлению разрешенного к использованию на дорогах общего пользования автомобиля CitiCar, который впервые был представлен на симпозиуме по электромобилям в Вашингтоне в 1974 году. Машина изначально задумывалась как небольшой и дешевый городской транспорт, позволяющий сэкономить во время продолжающегося топливного кризиса. И, в отличие от сегодняшних электрокаров, никогда не претендовал на то, чтобы заменить обычные автомобили.
Заряжался CitiCar дома, от обычной розетки. Фото:YouTube.com
Самой ранней версией этого клиновидного микроавтомобиля стала модель Vanguard Coupe. Она не получила ожидаемого отклика, и тогда был представлен первый серийный вариант, получивший название SV-36. Эта модель приводилась в движение двигателем General Electric мощностью 2,5 л. с. (1,9 кВт) и оснащалась аккумулятором на 36 В, состоящим из 6 отдельных свинцово-кислотных батарей.
Этот двухместный автомобиль имел следующие габариты:
✅ длина – 2437 мм
✅ ширина – 1397 мм
✅ высота – 1524 мм
Вес модели составлял 1303 фунта (591 кг). Шасси было полностью изготовлено из алюминия, а кузов – из ударопрочного, так называемого закаленного пластика.
Как заявлял производитель, максимальная скорость СВ-36 может достигать от 25 до 28 миль в час (40 – 45 км/ч). Этот показатель зависит от различных факторов, таких как температура наружного воздуха или давление в шинах. Запас хода этого микромобиля составлял около 40 миль (65 км), а его аккумуляторную батарею можно было полностью зарядить от обычной домашней розетки примерно за 8 часов.
Дешево и сердито – пленка вместо окон в ранних моделях CitiCar. Фото:YouTube.com
Новинка была представлена по довольно низкой цене – 2700 долларов. Это по сегодняшним меркам составляет порядка 14 951 долл. Но, несмотря на это, первоначальные продажи не обнадеживали. Поэтому производитель принял решение о проведении обширного обновления автомобиля. К слову сказать, на фоне падения спроса, начиная где-то с 1500 экземпляра, усовершенствования внедрялись чуть ли не в каждый двадцатый автомобиль.
А пока на подходе была следующая модернизированная версия под кодовым названием SV-48. Этот вариант, как становится ясно из названия, получил аккумуляторную батарею увеличенной емкости, номинал которой составил уже 48 В. Хотя это и не помогло значительно прибавить запас хода, зато способствовало заметному повышению мощности до 3,5 л. с. (2,6 кВт). Так что теперь максимальная скорость CitiCar составляла уже приличные 34–38 миль в час (55–61 км/ч).
Лидер продаж
В таком исполнении люди стали более оживленно интересоваться «Ситикаром», и продажи поползли вверх. Да так уверенно, что уже к 1976 году Sebring-Vanguard стала шестым по популярности американским производителем. Компания смогла опередить по показателю объема продаж такие компании, как Excalibur и Avanti Motors, и буквально дышала в спину гигантам автопрома – GM, Ford, Chrysler, AMC и Checker Motors Corporation.
Панель управления CitiCar. Фото:YouTube.com
В том же году CitiCar получил третье и последнее крупное обновление. Новая версия, выпущенная в середине модельного года, стала известна как Transitional. Тут производитель даже позаботился о повышении уровня безопасности и немного изменил схему трансмиссии. Практически в два раза выросла мощность, которая теперь составляла 6 л. с. (4,5 кВт).
Модернизации на этот раз подвергся и кузов. Появились полноценные двери с раздвижными окнами и улучшенными защелками, а также впускные отверстия обогревателя по бокам автомобиля. Кроме того, теперь открывалось и заднее окно, что значительно облегчало доступ к багажному отделению, объем которого составлял порядка 340 литров.
Но, как мы уже упоминали, спрос постепенно падал, и никакие нововведения, предпринятые в последующих моделях, кардинально изменить ситуацию не могли. Производство CitiCar продолжалось до 1977 года, и, как известно, за это время на заводе Sebring-Vanguard во Флориде было построено всего около 2300 единиц.
Под новым брендом
Позже, в том же году, Бомонт продал большую часть активов Фрэнку Флауэру, который основал новую компанию под названием Commuter Vehicles. Последний продолжал производить крошечный электромобиль в период с 1979 по 1982 год, но уже под маркой Comuta-Car. Почти идентичная Transitional CitiCar, обновленная модель все же имела незначительные модификации. Они были продиктованы меняющимися федеральными требованиями безопасности, поэтому выпускаемые версии получили удлиненный бампер.
Двери в CitiCar распахивались очень широко. Фото:YouTube.com
Также выпускалась утилитарная версия с удлиненной колесной базой. Названый Comuta-Van, он оснащался двигателем мощностью 12 л. с. (8,9 кВт), аккумуляторной батареей на 72 В и трехступенчатой коробкой передач. Этот микровэн заинтересовал Почтовую службу США, и они стали основными заказчиками модели, правда, в немного модифицированном исполнении. Автомобиль имел правостороннее управление и раздвижные двери. По некоторым оценкам всего было построено около 2150 таких фургонов.
Вот так удачно сложилась история уродливого и маломощного CitiCar, который был выпущен никому не известным стартапом во времена, когда Илону Маску было всего три года. И да, он может похвастать тем, что опередил Tesla Roadster, и стал самым продаваемым электромобилем из произведенных в Америке в период с 1945 по 2013 год.
- Lilu
- www.youtube.com
Рекомендуем для вас
Иркутский авиазавод назвал ежегодный тираж самолетов МС-21
На заводе сейчас проводят серьезную модернизацию. Она поможет ускорить процесс производства МС-21 в ожидаемом количестве экземпляров....
«Туполев» серьезно увеличит объем выпускаемых Ту-214
Завод модернизируют. Расширение производственных мощностей, в свою очередь, позволит увеличить тираж самолета....
Ждем на самолетах – ПД-14 успешно прошел сертификацию
Также стала известна дата первой поставки российского авиадвигателя ПД-8. Все подробности читайте в нашем материале....
Вертолет с российским двигателем ВК-650В впервые подняли в воздух
Первые испытания пройдены успешно. Отечественный вертолет смог опередить «Ансат» и Ка-226....
Новый двигатель ЯМЗ-770 выдает 620 л. с. и интересен не только этим
Выставка «Агросалон 2024» удивила посетителей новинками, среди которых особенно выделился турбодизель ЯМЗ-770. Этот новый двигатель от Ярославского моторного...
Lada Vesta в 2025 году станет не хуже иномарок – готовится глобальное обновление
Наконец дождемся? Или АвтоВАЗ просто вынужден модернизировать автомобили под напором китайских брендов?...
«Атлант 50» и «Атлант 65» – КАМАЗ собирается конкурировать с БЕЛАЗом
Выпускаемые Камским заводом новые карьерники отличаются большой грузоподъемностью и габаритами, не позволяющими ездить по ДОП. Модели все больше напоминают...
«Ленскому мосту» быть!
Запущено строительство моста через реку Лену. По предварительным подсчетам уникальный проект обойдется в 130 млрд рублей. Подробнее обо всем читайте в нашем...
ОДК покажет прорывные технологии на примере авиадвигателей ПД-14 и ПД-35
Выставка пройдет в Москве с 23 по 25 декабря. Покажут лучшие достижения в авиастроении....
Самосвалы БЕЛАЗ стали оснащаться российскими двигателями
Это проект в рамках тесного сотрудничества двух государств. Его цель – сделать БЕЛАЗы полностью импортозамещенными....
АвтоВАЗ сделает автомобили Lada еще быстрее
Для достижения этой цели проводятся работы по увеличению мощности 1,8-литрового двигателя....
В России появятся новые отечественные минивэн и легковой фургон – они будут полноразмерными
Выпускать новинки планирует компания «Соллерс». Уже примерно известно, когда автомобили поступят в продажу....
Автомобили для покорения Севера – на Чукотке такие можно найти даже бесплатно
Это только кажется, что чукчи до сих пор передвигаются на собачьих и оленьих упряжках, как и большинство жителей Чукотки. На самом деле, тут многие куда более...
Новый комбайн от Ростсельмаш – революционное решение для полей
На выставке «Агросалон 2024» в подробностях продемонстрировали долгожданную новинку от завода Ростсельмаш. Ею стал кормоуборочный комбайн F-1500 с двигателем...
XB-1: возвращение к гражданской сверхзвуковой авиации идет по плану
В октябре этого года прототип-демонстратор Boom XB-1 установил для себя новый рекорд скорости в 791 км/ч. Эта машина – платформа для создания полномасштабного...
Запущено серийное производство универсального минивэна Zeekr Mix, которого так долго ждали
«Прогрев» публики длился больше полугода, и удивить производителю на самом деле есть чем. Продажи автомобиля в Поднебесной стартуют уже завтра. Подробности в...