
Уникальный трехколесный МАЗ МВУ-30 – был лучшим, но стал лишь мелкосерийным
Скопировать автомобиль или спецтехнику, а потом выпустить ей в своей стране – это популярная схема. Массово применять ее стали вовсе не китайцы, как может показаться на первый взгляд.
Ранний СССР так создавал свои популярные машины. Покупали модели в США или европейских странах, а потом на их основе разрабатывали свои, с учетом технологических возможностей.
И получалось, нужно отметить, отлично! Более того – процесс курировал лично Сталин, обожающий машины американского производства. Поэтому техника в СССР при этом руководителе выпускалась современная и красивая внешне.
МВУ-30 часто можно было увидеть в 1980-х. Фото: problembo.com
Сейчас в России собирают китайские автомобили. На первый взгляд, та же схема. Но по факту она в корне отличается. Собирают ведь из узлов и агрегатов, привезенных из Поднебесной. Много разговоров про импортозамещение, но своего все равно мало – шины, аккумуляторы и прочие мелочи.
Что поделать – особенности капитализма. Зачем вкладываться в развитие полноценного производства, когда сборка приносит в разы больше денег?
А вот китайцы копируют все, что им удается найти лучшего в мире. И пускай сразу новые машины уступают аналогам от именитых фирм, постепенно все улучшается.
Сегодня мы расскажем про уникальную советскую технику – МВУ-30, созданную на Минском автомобильном заводе (МАЗ). Она делалась в лучших канонах жанра – скопировали аналог из США, но сделали его своим.
МВУ-30 выпускали как с бункером, так и с бочкой. Фото: problembo.com
МВУ-30 – это машина внесения удобрений, где число в индексе является шириной разброса. В «народе» технику называли трехколесный МАЗ, потому, что выпускали ее на Минском автомобильном заводе.
Вот только по факту, выпустили всего 58 МВУ-30. Так что техника получилась мелкосерийной.
В середине 70-х в США приехала очередная советская делегация. В ее составе был и зампред совмина БССР Л. И. Хитрун. Проезжая мимо полей, он заметил странную трехколесную технику, похожую на вездеход. Оказалось, что это разбрасыватель удобрений BIG-2500A.
Так выглядит американский разбрасыватель удобрений BIG-2800. Фото: problembo.com
Расспросив американских специалистов, Леонид Хитрун решил, что такая техника нужна и сельскому хозяйству Советского Союза. На его взгляд, она обладала рядом преимуществ:
✅ Узкая специализация
✅ Проходимость
✅ Простота в обслуживании и ремонте
Плюс в СССР ничего подобного класса не производилось. Почему бы не наладить выпуск спецтехники в БССР? Тем более, что это сулило продвижение по службе и премии.
После возвращения домой, Хитрун подал заявление Машерову, который в те годы занимал пост первого секретаря ЦК КПБ. Тому идея понравилась и он, проведя совещание со специалистами, дал отмашку на реализацию проекта.
Сразу сложно понять, для чего именно предназначен МВУ-30. Фото: problembo.com
В качестве основного исполнителя выбрали Минский автомобильный завод. Там для этого создали конструкторскую группу из 35 человек. Чтобы проект поскорей реализовали, специалистам МАЗ дали в помощь сотрудников МТЗ и «Дормаш». На каждом из этих предприятий образовали по отделу. Там трудилось по 15 человек в каждом.
А чтобы работалось веселей и другим неповадно было, в помощь подключили еще несколько заводов и институтов. В общем, изначально казалось, что проект обречен на крупносерийное производство, как и задумывалось.
«Верха» следили за МВУ-30. Разработку технической документации закончили в мае 1977.
Первую партию из пяти машин планировали сделать в 1978 году. Никто и не думал скрывать тот факт, что техника скопирована с американской модели. Но у советской машины внесения удобрений была своя специфика. Конструкторам пришлось использовать автомобильные и тракторные узлы. Иных просто не существовало.
Процесс сборки МВУ-30 в одном из цехов МАЗ. Фото: problembo.com
В разработке участвовало множество советских предприятий. Например, электрооборудование поставляли заводы «Автоприбор», АТЭЗ и КЗАМЭ. Только 10% было собственного производства, плюс сборка.
Те же показатели и по сцеплению. Только его поставлял КамАЗ. Карданы разработали в Гродно, на местном предприятии. Но если задний был унифицирован на 90%, то с промежуточными пришлось помучиться. Гродненский завод смог обеспечить только 40%, остальное разрабатывали самостоятельно.
За коробки передач отвечал Ярославский моторный завод. Конечно, у них не было готовой модификации КПП. Ее разрабатывали общими силами. Но унификация с ярославской коробкой передач составляла 70%.
Гидротрансформаторы брали с Львовского автобусного завода. Впрочем, унификация составляла всего 60%. Остальное пришлось дорабатывать специалистам МАЗ.
Каждый МВУ-30 собран буквально вручную. Фото: problembo.com
А вот гидрооборудование поставляли с Кировоградского завода гидроагрегатов. Это предприятие серьезно отнеслось к задаче, поэтому их продукцию вообще дорабатывать не пришлось.
Несмотря на всеобщую унификацию, ряд деталей изготавливали с нуля. Ведь МВУ-30 стал техникой новой для СССР. Рулевое разрабатывал ряд белорусских автотракторных предприятий.
Управляемый мост делали на МТЗ. А вот оригинальную стальную раму поручили специалистам МАЗ, как и кабину. Последнюю решили оснащать тем же оборудованием, что и грузовики.
Приборная панель МВУ-30 больше похожа на автомобильную. Фото: problembo.com
Много вопросов был и с шинами. Подобные не выпускались в БССР, да и во всем Советском Союзе тоже. Пришлось заказывать заготовки в УССР, а по ним бобруйские шинники уже сделали нужные пресс-формы. Так решили вопрос с колесами.
Получается, что за один МВУ-30 отвечали десятки заводов. Никто не сомневался, что за новой техникой будущее и она будет выпускаться крупными тиражами.
В качестве мотора изначально предполагалось взять силовой агрегат ЯМЗ-238. Этот двигатель идеально подходил. Вот только министр В. Н. Поляков подобную схему не одобрил. Он считал, что ЯЗМ-238 нужнее для более востребованной техники.
Пришлось обратить взор на новый, еще как следует не проверенный силовой агрегат – КамАЗ-740. Конечно, конструкторы предпочли бы ярославский мотор, но ничего не поделаешь. Но у КамАЗ были свои проблемы. Все двигатели шли на грузовики, их не хватало, а «сверху» требовали больше автомобилей.
В работе МВУ-30 сразу же доказал свою высокую эффективность. Фото: problembo.com
Поляков не утвердил и КамАЗ-740. Получилось, что разработка МВУ-30 зашла в тупик. Оставался один путь – подготовить собственный двигатель. Вот только МАЗ никогда не делал моторы, а предприятиям смежникам это было не интересно.
Конструкторы пожаловались П. М. Машерову. Тот решал подобные проблемы радикально – обратился к секретарю ЦК КПСС Ф. Д. Кулакову. Последний сразу выдал указание – использовать двигатель КамАЗ-740. Данный силовой агрегат имел объем 10,8 литра и развивал мощность в 210 л. с.
Первый МВУ-30 изготовили в 1978 году. Испытания показали, что советская техника превосходит американскую по всем параметрам, включая грузоподъемность, объем кузова и скорость.
К сожалению, крупносерийным трехколесный МАЗ так и не стал. Фото: problembo.com
Тесты затянулись – их закончили только в 1982 году. Техника казалась перспективной, она облегчала труд аграриев.
Но увы – интерес к МВУ-30 пошел на спад. В итоге за три года МАЗ выпустил 58 экземпляров техники, а потом от нее и вовсе отказались.
Сейчас в России работают только иностранные разбрасыватели удобрений. А ведь на их месте могли быть МАЗы. Увы, история к МВУ-30 оказалась безжалостной.
Ранний СССР так создавал свои популярные машины. Покупали модели в США или европейских странах, а потом на их основе разрабатывали свои, с учетом технологических возможностей.
И получалось, нужно отметить, отлично! Более того – процесс курировал лично Сталин, обожающий машины американского производства. Поэтому техника в СССР при этом руководителе выпускалась современная и красивая внешне.

Сейчас в России собирают китайские автомобили. На первый взгляд, та же схема. Но по факту она в корне отличается. Собирают ведь из узлов и агрегатов, привезенных из Поднебесной. Много разговоров про импортозамещение, но своего все равно мало – шины, аккумуляторы и прочие мелочи.
Что поделать – особенности капитализма. Зачем вкладываться в развитие полноценного производства, когда сборка приносит в разы больше денег?
А вот китайцы копируют все, что им удается найти лучшего в мире. И пускай сразу новые машины уступают аналогам от именитых фирм, постепенно все улучшается.
Сегодня мы расскажем про уникальную советскую технику – МВУ-30, созданную на Минском автомобильном заводе (МАЗ). Она делалась в лучших канонах жанра – скопировали аналог из США, но сделали его своим.

МВУ-30 – это машина внесения удобрений, где число в индексе является шириной разброса. В «народе» технику называли трехколесный МАЗ, потому, что выпускали ее на Минском автомобильном заводе.
МВУ-30 считается серийной. Изначально выпуск планировали довести до пяти тысяч единиц в год. Спецтехника должна была поставляться во все уголки огромного Советского Союза.
Вот только по факту, выпустили всего 58 МВУ-30. Так что техника получилась мелкосерийной.
Предпосылки к появлению
В середине 70-х в США приехала очередная советская делегация. В ее составе был и зампред совмина БССР Л. И. Хитрун. Проезжая мимо полей, он заметил странную трехколесную технику, похожую на вездеход. Оказалось, что это разбрасыватель удобрений BIG-2500A.

Расспросив американских специалистов, Леонид Хитрун решил, что такая техника нужна и сельскому хозяйству Советского Союза. На его взгляд, она обладала рядом преимуществ:
✅ Узкая специализация
✅ Проходимость
✅ Простота в обслуживании и ремонте
Плюс в СССР ничего подобного класса не производилось. Почему бы не наладить выпуск спецтехники в БССР? Тем более, что это сулило продвижение по службе и премии.
После возвращения домой, Хитрун подал заявление Машерову, который в те годы занимал пост первого секретаря ЦК КПБ. Тому идея понравилась и он, проведя совещание со специалистами, дал отмашку на реализацию проекта.

В качестве основного исполнителя выбрали Минский автомобильный завод. Там для этого создали конструкторскую группу из 35 человек. Чтобы проект поскорей реализовали, специалистам МАЗ дали в помощь сотрудников МТЗ и «Дормаш». На каждом из этих предприятий образовали по отделу. Там трудилось по 15 человек в каждом.
А чтобы работалось веселей и другим неповадно было, в помощь подключили еще несколько заводов и институтов. В общем, изначально казалось, что проект обречен на крупносерийное производство, как и задумывалось.
Начало работ и унификация
«Верха» следили за МВУ-30. Разработку технической документации закончили в мае 1977.
Первую партию из пяти машин планировали сделать в 1978 году. Никто и не думал скрывать тот факт, что техника скопирована с американской модели. Но у советской машины внесения удобрений была своя специфика. Конструкторам пришлось использовать автомобильные и тракторные узлы. Иных просто не существовало.

В разработке участвовало множество советских предприятий. Например, электрооборудование поставляли заводы «Автоприбор», АТЭЗ и КЗАМЭ. Только 10% было собственного производства, плюс сборка.
Тормозная система поставлялась заводами ПААЗ из Полтавы и УралАЗ из Миасса. Она оказалась унифицированной на 90%.
Те же показатели и по сцеплению. Только его поставлял КамАЗ. Карданы разработали в Гродно, на местном предприятии. Но если задний был унифицирован на 90%, то с промежуточными пришлось помучиться. Гродненский завод смог обеспечить только 40%, остальное разрабатывали самостоятельно.
За коробки передач отвечал Ярославский моторный завод. Конечно, у них не было готовой модификации КПП. Ее разрабатывали общими силами. Но унификация с ярославской коробкой передач составляла 70%.
Гидротрансформаторы брали с Львовского автобусного завода. Впрочем, унификация составляла всего 60%. Остальное пришлось дорабатывать специалистам МАЗ.

А вот гидрооборудование поставляли с Кировоградского завода гидроагрегатов. Это предприятие серьезно отнеслось к задаче, поэтому их продукцию вообще дорабатывать не пришлось.
Оригинальные узлы
Несмотря на всеобщую унификацию, ряд деталей изготавливали с нуля. Ведь МВУ-30 стал техникой новой для СССР. Рулевое разрабатывал ряд белорусских автотракторных предприятий.
Управляемый мост делали на МТЗ. А вот оригинальную стальную раму поручили специалистам МАЗ, как и кабину. Последнюю решили оснащать тем же оборудованием, что и грузовики.

Много вопросов был и с шинами. Подобные не выпускались в БССР, да и во всем Советском Союзе тоже. Пришлось заказывать заготовки в УССР, а по ним бобруйские шинники уже сделали нужные пресс-формы. Так решили вопрос с колесами.
Получается, что за один МВУ-30 отвечали десятки заводов. Никто не сомневался, что за новой техникой будущее и она будет выпускаться крупными тиражами.
Двигатель
В качестве мотора изначально предполагалось взять силовой агрегат ЯМЗ-238. Этот двигатель идеально подходил. Вот только министр В. Н. Поляков подобную схему не одобрил. Он считал, что ЯЗМ-238 нужнее для более востребованной техники.
Пришлось обратить взор на новый, еще как следует не проверенный силовой агрегат – КамАЗ-740. Конечно, конструкторы предпочли бы ярославский мотор, но ничего не поделаешь. Но у КамАЗ были свои проблемы. Все двигатели шли на грузовики, их не хватало, а «сверху» требовали больше автомобилей.

Поляков не утвердил и КамАЗ-740. Получилось, что разработка МВУ-30 зашла в тупик. Оставался один путь – подготовить собственный двигатель. Вот только МАЗ никогда не делал моторы, а предприятиям смежникам это было не интересно.
Конструкторы пожаловались П. М. Машерову. Тот решал подобные проблемы радикально – обратился к секретарю ЦК КПСС Ф. Д. Кулакову. Последний сразу выдал указание – использовать двигатель КамАЗ-740. Данный силовой агрегат имел объем 10,8 литра и развивал мощность в 210 л. с.
Испытания, показатели и крах
Первый МВУ-30 изготовили в 1978 году. Испытания показали, что советская техника превосходит американскую по всем параметрам, включая грузоподъемность, объем кузова и скорость.

Тесты затянулись – их закончили только в 1982 году. Техника казалась перспективной, она облегчала труд аграриев.
Но увы – интерес к МВУ-30 пошел на спад. В итоге за три года МАЗ выпустил 58 экземпляров техники, а потом от нее и вовсе отказались.
Сейчас в России работают только иностранные разбрасыватели удобрений. А ведь на их месте могли быть МАЗы. Увы, история к МВУ-30 оказалась безжалостной.
- Ульф
- problembo.com
Рекомендуем для вас

В России возрождают советский порт и железную дорогу к нему – есть ли перспективы?
Город должен был стать энергетическим и судоходным центром региона, но совокупность факторов не позволила этому случиться. Теперь о порте заговорили вновь и...

Scania и MAN не вернутся на российский завод – там готовятся к выпуску отечественных БАЗ
Российские грузовики идеальны для сложных условий эксплуатации. А серийная сборка моделей начнется уже этим летом....

РЖД начал работы по восстановлению значимых отрезков Транссибирской магистрали
Программа также затронет пути Свердловской и Тюменской областей, а также Пермского края. После сдачи объектов увеличится максимальная скорость грузовых и...

Второй Ил-96-400Т начал выполнять коммерческие полеты
Теперь важные грузы можно оперативно доставлять в отдаленные от центра регионы. Осталось наладить постоянные маршруты....

Tugella – все: в Белорусии начнут выпускать новый Belgee S50
Это глубоко локализованная версия Geely Emgrand. Планируют выйти на 5000 автомобилей в год....

«Днепры» против «Уралов» в грязи и на бездорожье – кто кого?
Когда в одной поездке сходятся «Днепры» и «Уралы», можно быть уверенным – легкой прогулки не будет. В этом видео на YouTube-канале «Oppozit moto Belarus»...

Ан-12 против Airbus A400 – соревнования по красоте посадки
Современные крупные самолеты давно уже турбовентиляторные. Конечно, у большинства из них не реактивные силовые агрегаты. Но многие в этом все равно не...

Зачем в Мурманской области построили новый морской порт
Несмотря на то, что порт Мурманска считается недозагруженным, на противоположном берегу построили новую гавань для перевалки угля....

Одномоторный самолет E1000 AX демонстрирует впечатляющую производительность и может сесть без помощи человека
Даже место для посадки модель способна выбрать сама. Подробнее о новом проекте читайте в нашем материале....

Впервые в истории удалось обслужить спутник на орбите захоронения
Аппарат компании Northrop Grumman стал спасителем спутниковых устройств. Планируется запуск целой серии....

«Машина времени» – Mercedes-Benz выпустил ретро-версию G-Class
Она призвана погрузить водителя в 80-е годы. В салоне будет уютно как дома, ведь, кроме прочего, там есть «плед». Впрочем, ценник тоже как за хорошие...

«Окская судоверфь» завершила постройку сухогруза «Леонид Багров»
Судно проекта RSD71 может курсировать и по рекам, и по морям. Оно стало развитием проекта RSD59....

«Скучать не будем» – десяток китайских брендов покинет рынок России
Не каждый покупатель готов довериться «безымянному» китайскому бренду. Некоторые из них не смогли продать и 20 машин за последние три месяца....

Российский авиамотор ПД-14 модернизируют на 14 млрд рублей
Сумма как-то подозрительно созвучна с индексом силового агрегата. Цель проекта – повышение конкурентоспособности двигателя....

Два новых пикапа и внедорожник на шасси Nissan появятся в России официально
Эти автомобили даже собираются на одном заводе с Ниссан. У нас их предложат под брендом Oting....

Стартовало мелкосерийное производство особой LADA Vesta
Вряд ли данная модификация будет пользоваться высоким спросом. Но некоторые с нетерпением ждали именно ее....