Универсалы Pontiac Star Safari 1955-1989: когда производитель размахнулся не на шутку
«Понтиак» – скромный американский машиностроитель, тихо проживавший под крылом могучего «Джи Эм». До окончательного банкротства 2010 года компания занимала в структуре корпорации положение между бюджетным «Шевроле» и дорогими «Бьюиком» и «Олдсмобилем».
Откровенно неудачных моделей «Понтиак» вспомнить трудно. Но есть линейка, сделавшая настоящую славу производителю. Это универсалы «Сафари». Построй этих красавцев в один ряд, зрелище вышло бы грандиозным.
Если строго следовать классификации автомобильных кузовов, то внедорожники и хетчбэки – универсалы. Но мы не о них, а о тех, кого называют «вагонами», «фургонами», «комби», «сараями», «шутинг брейками» или просто семейными (Familiare) автомобилями.
В целом, это достаточно редкие узкоспециализированные грузопассажирские легковушки. Тип закрытого двухобъемного кузова практичен, удобен для коммерческих целей. До Второй мировой потребность в Station Wagon (североамериканское название универсалов) была невелика.
Автопроизводители не ставили такие машины на конвейеры. Спрос удовлетворяли мелкие частные фирмы. Для удешевления моделей борта изготавливали из дерева. Эта невероятно трогательная традиция существует до сих пор.
Положение дел в обществе неожиданно изменилось к 50-ым. Как только экономика США перешла на гражданские рельсы, народ зажил весело, сытно, счастливо. Многих вдруг потянуло из мегаполисов на природу. Начался процесс, обратный урбанизации, – субурбия. Толпам одичавшим, видимо, в «каменных джунглях» янки потребовались большущие, вместительные машины, чтобы перевозить добро в загородные дома.
Городские «Маугли», резко полюбившие сельские прелести, были не бедными. Требования к транспортному средству сформировали конкретные. Автомобиль, мол, должен транспортировать кучу коробок с тщательно упакованными фарфоровыми статуэтками, фоторамками и прочими мелочами. А еще длинномерный материал из строительных супермаркетов. Ну, и комфорт обязан соответствовать, чай, не нищеброды.
Производители мгновенно кинулись исполнять хотелки горожан. В числе первых, изменив свой надежный, но скучный имидж, рванул «Понтиак». Так появилась линейка замечательных «сараев», красивых, богато укомплектованных машин.
С подачи Пола Гиллана, руководителя стайлинг-студии Pontiac, название автомобилю выбрали интригующее. Воображение рисует охотников в пробковых шлемах и костюмах цвета хаки. Видится африканский сеттинг: носороги, бегемоты, парочка гривастых под чахлым деревцем. И тут мчится такой длинный, весь модный и спортивный, сверкающий хромом «вагон» с эмблемой депо «Понтиак» на капоте.
На самом деле он мчался в маркетинговую неизвестность. Ведь параллельным курсом шел бесподобный Bel Air Nomad от «Шевроле». Наш не победил: эти двое с результатом «ничья» остались лучшими образцами больших американских универсалов.
К слову, «Nomad» с английского переводится, как «кочевник», а «Safari» с арабского – «путешествие». В креативе Джиэмовцам не откажешь. Еще бы! Начальником-то над обоими подразделениями был знаменитый Харли Эрл.
Ну, если быть совсем въедливыми (или честными), наш все же приотстал от «брата». Стоил на 500 баксов дороже: $3 046 против $2 571. И продавался хуже: за период 1955-1957 годы «Путешественников» купили 9 094 человек, «Кочевники» обрели 22 375 хозяев.
Пусть цифры говорят сами за себя, мы настаиваем на дружеской «ничьей»: в памяти потомков оба автомобиля оставили одинаково глубокий след. Эх! Поставить бы их рядом, да пальнуть из стартового пистолета…
Первые универсалы 1955 года были большими, тяжелыми, мощными и роскошными. «Понтиак» построил машины на полноразмерной заднеприводной платформе GM A. Уточним, это была база Chevrolet Corvette, обзор которого мы предлагали недавно. Но никакого плагиата: шаг был продиктован исключительно экономией на разработке. С «Корвета» сняли еще кое-какую оснастку: 3-ступенчатую механическую трансмиссию, двигатели. Но стиль придали уникальный.
Средние стойки имели наклон вперед. Стекла пассажиров галерки открывались. Задняя дверь получила дополнительную хромированную отделку. Передний капот был бесконечно длинным и обрывался у монументального бампера и «пещеры» радиаторной решетки. Картину завершала со вкусом подобранная двухцветная окраска.
Размеры трех- и пятидверных машин:
✅ Длина – 5189 мм
✅ Ширина – 1950 мм
✅ Между осями – 3100 мм
✅ Снаряженная масса – 1699 кг
Двигатели стояли V8 объемом 4,7, 5,2 и 5,7 л. Моторы с 2-камерными карбюраторами выдавали 180 л. с., с 4-камерными – 200 л. с.
Уже в 1956-ом мощность силовых агрегатов составляла 216 и 285 «лошадей». Четырехскоростная автоматическая трансмиссия шла в стандартных комплектациях.
Модели универсалов Pontiac Star Safari с жесткой крышей современники назвали «богатой глазурью, когда-либо венчавшей радующий публику всеамериканский торт».
Каких только кузовов не увидели пользователи! Стреловидные боковые вставки, цельнометаллические корпуса и деревянные боковины. Кормовые «ракетные сопла», хитрая выштамповка на кузовных панелях, кожа и дорогой текстиль в салоне. Всякую ручку открывания двери или багажника производитель делал с выдумкой, а то и с секретным механизмом.
Взять заднюю дверь. Она могла быть сдвижная или раскладывающаяся с отдельными, независимо управляемыми компонентами. Стекло могло убираться вверх, куда-то в крышу, а нижняя часть откидывалась для перевозки длинномерных грузов.
Управление дверью багажного отсека было ручным или электрическим с помощью переключателей на приборке. В какой-то момент владельцы закапризничали. Трудно, мол, рассаживаться и маневрировать внутри при двух боковых дверях. Руководство компании сняло с производства 3-дверные варианты, на рынок пошли 5-дверные «вагоны».
Выдержка из газетной статьи:
Чуть больше внимания уделим модели 1971-1978 годов.
При всей красоте и помпезности «вагоны» «Понтиак» оставались рабочими лошадками. В означенный период производитель размахнулся – дальше некуда.
Габариты Grand Safari при колесной базе 3226 мм:
✅ Длина – 5847, 5791, 5875 мм
✅ Ширина – 2019, 2022, 2017 мм
✅ Высота – 1468 мм
✅ Вес – 2300, 2400 кг
Это был самый большой автомобиль в истории марки. Дизайн разработал Билл Митчелл, которого машиностроительная индустрия благодарит за вневременные Chevrolet Bel Air, Cadillac Sixty Special и множество других жемчужин автопрома. В «Гранд Сафари» Митчелл устанавливал 2 и 3 ряда сидений на 6 и 9 пассажиров, а также заднюю дверь-«раскладушку».
Впервые в отрасли стекло багажного отделения было на электроприводе и поднималось на крышу. А нижний фрагмент двери сдвигался в нишу под полом отсека. Позднее «раскладушку» заменили трехстворчатой конфигурацией.
В стандартной комплектации шел 6,6-литровый двигатель V8. Опционально предлагали V8 с характеристиками:
✅ Объем – 7,5 л
✅ Мощность – 215 л. с. при 3,6 тыс. об/мин
✅ Пик момента силы – 475 Н*м при 2,4 тыс. об/мин
Привод на задние колеса подавала автоматическая 3-ступка.
Тираж понтиаковских «вагонов» не был умопомрачительным. Девятиместных 3-рядных универсалов, например, создано порядка 25 тыс. шт. Тем ценнее становятся «сараи» упраздненной в 2010 году марки.
Откровенно неудачных моделей «Понтиак» вспомнить трудно. Но есть линейка, сделавшая настоящую славу производителю. Это универсалы «Сафари». Построй этих красавцев в один ряд, зрелище вышло бы грандиозным.
О больших американских универсалах
Если строго следовать классификации автомобильных кузовов, то внедорожники и хетчбэки – универсалы. Но мы не о них, а о тех, кого называют «вагонами», «фургонами», «комби», «сараями», «шутинг брейками» или просто семейными (Familiare) автомобилями.
Pontiac Star Safari 1955. Фото: YouTube.com
В целом, это достаточно редкие узкоспециализированные грузопассажирские легковушки. Тип закрытого двухобъемного кузова практичен, удобен для коммерческих целей. До Второй мировой потребность в Station Wagon (североамериканское название универсалов) была невелика.
Автопроизводители не ставили такие машины на конвейеры. Спрос удовлетворяли мелкие частные фирмы. Для удешевления моделей борта изготавливали из дерева. Эта невероятно трогательная традиция существует до сих пор.
Дальнейшее развитие универсалов
Положение дел в обществе неожиданно изменилось к 50-ым. Как только экономика США перешла на гражданские рельсы, народ зажил весело, сытно, счастливо. Многих вдруг потянуло из мегаполисов на природу. Начался процесс, обратный урбанизации, – субурбия. Толпам одичавшим, видимо, в «каменных джунглях» янки потребовались большущие, вместительные машины, чтобы перевозить добро в загородные дома.
«Сафари» 1957. Фото: YouTube.com
Городские «Маугли», резко полюбившие сельские прелести, были не бедными. Требования к транспортному средству сформировали конкретные. Автомобиль, мол, должен транспортировать кучу коробок с тщательно упакованными фарфоровыми статуэтками, фоторамками и прочими мелочами. А еще длинномерный материал из строительных супермаркетов. Ну, и комфорт обязан соответствовать, чай, не нищеброды.
Производители мгновенно кинулись исполнять хотелки горожан. В числе первых, изменив свой надежный, но скучный имидж, рванул «Понтиак». Так появилась линейка замечательных «сараев», красивых, богато укомплектованных машин.
Pontiac Star Safari 1955-1989: обзор
С подачи Пола Гиллана, руководителя стайлинг-студии Pontiac, название автомобилю выбрали интригующее. Воображение рисует охотников в пробковых шлемах и костюмах цвета хаки. Видится африканский сеттинг: носороги, бегемоты, парочка гривастых под чахлым деревцем. И тут мчится такой длинный, весь модный и спортивный, сверкающий хромом «вагон» с эмблемой депо «Понтиак» на капоте.
Pontiac Star Safari 1959. Фото: YouTube.com
На самом деле он мчался в маркетинговую неизвестность. Ведь параллельным курсом шел бесподобный Bel Air Nomad от «Шевроле». Наш не победил: эти двое с результатом «ничья» остались лучшими образцами больших американских универсалов.
Chevrolet Bel Air Nomad 1955 – брат-близнец нашего героя. Фото: YouTube.com
К слову, «Nomad» с английского переводится, как «кочевник», а «Safari» с арабского – «путешествие». В креативе Джиэмовцам не откажешь. Еще бы! Начальником-то над обоими подразделениями был знаменитый Харли Эрл.
Ну, если быть совсем въедливыми (или честными), наш все же приотстал от «брата». Стоил на 500 баксов дороже: $3 046 против $2 571. И продавался хуже: за период 1955-1957 годы «Путешественников» купили 9 094 человек, «Кочевники» обрели 22 375 хозяев.
Под капотом «Сафари» мощный V8. Фото: YouTube.com
Пусть цифры говорят сами за себя, мы настаиваем на дружеской «ничьей»: в памяти потомков оба автомобиля оставили одинаково глубокий след. Эх! Поставить бы их рядом, да пальнуть из стартового пистолета…
Safari в А-кузове (1955-1957)
Первые универсалы 1955 года были большими, тяжелыми, мощными и роскошными. «Понтиак» построил машины на полноразмерной заднеприводной платформе GM A. Уточним, это была база Chevrolet Corvette, обзор которого мы предлагали недавно. Но никакого плагиата: шаг был продиктован исключительно экономией на разработке. С «Корвета» сняли еще кое-какую оснастку: 3-ступенчатую механическую трансмиссию, двигатели. Но стиль придали уникальный.
Pontiac Star Safari 1965. Фото: YouTube.com
Средние стойки имели наклон вперед. Стекла пассажиров галерки открывались. Задняя дверь получила дополнительную хромированную отделку. Передний капот был бесконечно длинным и обрывался у монументального бампера и «пещеры» радиаторной решетки. Картину завершала со вкусом подобранная двухцветная окраска.
Размеры трех- и пятидверных машин:
✅ Длина – 5189 мм
✅ Ширина – 1950 мм
✅ Между осями – 3100 мм
✅ Снаряженная масса – 1699 кг
Двигатели стояли V8 объемом 4,7, 5,2 и 5,7 л. Моторы с 2-камерными карбюраторами выдавали 180 л. с., с 4-камерными – 200 л. с.
Уже в 1956-ом мощность силовых агрегатов составляла 216 и 285 «лошадей». Четырехскоростная автоматическая трансмиссия шла в стандартных комплектациях.
Safari в B-кузове (1957-1989)
Модели универсалов Pontiac Star Safari с жесткой крышей современники назвали «богатой глазурью, когда-либо венчавшей радующий публику всеамериканский торт».
Третий ряд сидений «Понтиак Сафари» помещен в багажном отсеке, развернут против движения авто. Фото: YouTube.com
Каких только кузовов не увидели пользователи! Стреловидные боковые вставки, цельнометаллические корпуса и деревянные боковины. Кормовые «ракетные сопла», хитрая выштамповка на кузовных панелях, кожа и дорогой текстиль в салоне. Всякую ручку открывания двери или багажника производитель делал с выдумкой, а то и с секретным механизмом.
Взять заднюю дверь. Она могла быть сдвижная или раскладывающаяся с отдельными, независимо управляемыми компонентами. Стекло могло убираться вверх, куда-то в крышу, а нижняя часть откидывалась для перевозки длинномерных грузов.
Pontiac Star Safari 1973. Фото: YouTube.com
Управление дверью багажного отсека было ручным или электрическим с помощью переключателей на приборке. В какой-то момент владельцы закапризничали. Трудно, мол, рассаживаться и маневрировать внутри при двух боковых дверях. Руководство компании сняло с производства 3-дверные варианты, на рынок пошли 5-дверные «вагоны».
Выдержка из газетной статьи:
Элегантный внутри; снаружи кричащий. Сафари действительно был сказочным универсалом для сказочных пятидесятых!
Чуть больше внимания уделим модели 1971-1978 годов.
«Понтиак Гранд Сафари»
При всей красоте и помпезности «вагоны» «Понтиак» оставались рабочими лошадками. В означенный период производитель размахнулся – дальше некуда.
Габариты Grand Safari при колесной базе 3226 мм:
✅ Длина – 5847, 5791, 5875 мм
✅ Ширина – 2019, 2022, 2017 мм
✅ Высота – 1468 мм
✅ Вес – 2300, 2400 кг
Это был самый большой автомобиль в истории марки. Дизайн разработал Билл Митчелл, которого машиностроительная индустрия благодарит за вневременные Chevrolet Bel Air, Cadillac Sixty Special и множество других жемчужин автопрома. В «Гранд Сафари» Митчелл устанавливал 2 и 3 ряда сидений на 6 и 9 пассажиров, а также заднюю дверь-«раскладушку».
«Понтиак Гранд Сафари» 1978. Фото: YouTube.com
Впервые в отрасли стекло багажного отделения было на электроприводе и поднималось на крышу. А нижний фрагмент двери сдвигался в нишу под полом отсека. Позднее «раскладушку» заменили трехстворчатой конфигурацией.
В стандартной комплектации шел 6,6-литровый двигатель V8. Опционально предлагали V8 с характеристиками:
✅ Объем – 7,5 л
✅ Мощность – 215 л. с. при 3,6 тыс. об/мин
✅ Пик момента силы – 475 Н*м при 2,4 тыс. об/мин
Привод на задние колеса подавала автоматическая 3-ступка.
Универсал Pontiac Star Safari 1988. Фото: YouTube.com
Тираж понтиаковских «вагонов» не был умопомрачительным. Девятиместных 3-рядных универсалов, например, создано порядка 25 тыс. шт. Тем ценнее становятся «сараи» упраздненной в 2010 году марки.
- Timofey
- youtube.com
Рекомендуем для вас
«Бетонки»: в России тоже хотят строить «вечные» дороги
Недавно из Краснодарского края пришло сообщение о введении в эксплуатацию опытного участки бетонной автодороги. Подобные покрытия в СССР и РФ почти не...
АВТОВАЗ выпустил партию карбюраторных двигателей – мнения водителей
Готовится глобальный «откат» к старым моделям? Или просто выпустят очень бюджетный автомобиль для страждущих?...
МС-21 получил еще одну важную деталь отечественного производства
Набор деталей успешно прошел тестирование на скорости свыше 600 км/час. До 2028 года ожидается увеличение поставок в 11 раз. Все подробности читайте в нашем...
Lada Niva получит новый мотор в 2025 году – более объемный и мощный, но простой и надежный
Этим двигателям планируют оснащать все модификации легендарного внедорожника. Похоже, от старого мотора решили отказаться....
Твердотельные аккумуляторы – 1200 км и 10 минут зарядки: когда будет массовое производство?
О производстве этих батарей говорят давно – а «воз и ныне там». Есть ли какие сдвиги в этом направлении сегодня?...
Boeing 737: посадки в исполнении современных пилотов или в СССР учили лучше
Авиалайнеры Boeing 737 считаются одними из самых массовых и удачных в мире. Выпускается семейство серийно с 1967 года. Неудивительно, что за это время...
Sollers Atlant – почти российский, но все еще недоработанный
Обзор нового легкого грузовика из Елабуги. Расскажем, почему его можно считать почти отечественным, и как отзываются о нем владельцы....
Отсоединять или нет клеммы АКБ при подзарядке
В холода многие подзаряжают аккумулятор: а нужно ли при этом снимать клеммы? Есть разные варианты ответа....
Наконец, дождались: УАЗ дизель с 6-МКПП
Уж сколько раз твердили любители внедорожников – УАЗ должен быть дизельным, экономичным и при этом скоростным. Но Ульяновский автомобильный завод отмахивался,...
Ждем в электромобилях – в Великобритании создали «вечную» батарею
Похоже, будущее наступило. Первый экземпляр создан, осталось дождаться серийного производства, и можно будет забыть о зарядных устройствах....
Audi 100 C2 против АЗЛК-2141 – модели бизнес-класса из разных стран и эпох
История автомобилей и их технические особенности. В итоге решим, какая модель лучше сейчас....
КАМАЗ-54902 в сравнении с предшественником: подробности
Запущенный в серийное производство КАМАЗ-54902 очень похож на предшественника. Но отличия есть: они касаются двигателя, кабины, некоторых иных узлов и деталей...
Стартовали продажи обновленного российского автобуса Вектор Next 8.8
Модель предлагают с двумя типами двигателей. А еще автобус получился бюджетным....
Самолет-телескоп Boeing 747SP: как навечно приземлили «звездолет Энтерпрайз»
Последняя в мире летающая обсерватория проекта SOFIA была закрыта в 2022 году. Что это за программа и почему ее не возобновляют?...
Реконструкция «Чуйского тракта» завершилась раньше срока
Проект должны были сдать в 2026 году. Слаженная работа и современные методики позволили ускорить процесс. Все подробности читайте в нашем материале....
Стартовало производство новых версий Lada Largus Cross
Купить такие автомобили у дилеров пока нельзя. Но скоро они появятся в продаже....