
Универсалы Pontiac Star Safari 1955-1989: когда производитель размахнулся не на шутку
«Понтиак» – скромный американский машиностроитель, тихо проживавший под крылом могучего «Джи Эм». До окончательного банкротства 2010 года компания занимала в структуре корпорации положение между бюджетным «Шевроле» и дорогими «Бьюиком» и «Олдсмобилем».
Откровенно неудачных моделей «Понтиак» вспомнить трудно. Но есть линейка, сделавшая настоящую славу производителю. Это универсалы «Сафари». Построй этих красавцев в один ряд, зрелище вышло бы грандиозным.
Если строго следовать классификации автомобильных кузовов, то внедорожники и хетчбэки – универсалы. Но мы не о них, а о тех, кого называют «вагонами», «фургонами», «комби», «сараями», «шутинг брейками» или просто семейными (Familiare) автомобилями.
Pontiac Star Safari 1955. Фото: YouTube.com
В целом, это достаточно редкие узкоспециализированные грузопассажирские легковушки. Тип закрытого двухобъемного кузова практичен, удобен для коммерческих целей. До Второй мировой потребность в Station Wagon (североамериканское название универсалов) была невелика.
Автопроизводители не ставили такие машины на конвейеры. Спрос удовлетворяли мелкие частные фирмы. Для удешевления моделей борта изготавливали из дерева. Эта невероятно трогательная традиция существует до сих пор.
Положение дел в обществе неожиданно изменилось к 50-ым. Как только экономика США перешла на гражданские рельсы, народ зажил весело, сытно, счастливо. Многих вдруг потянуло из мегаполисов на природу. Начался процесс, обратный урбанизации, – субурбия. Толпам одичавшим, видимо, в «каменных джунглях» янки потребовались большущие, вместительные машины, чтобы перевозить добро в загородные дома.
«Сафари» 1957. Фото: YouTube.com
Городские «Маугли», резко полюбившие сельские прелести, были не бедными. Требования к транспортному средству сформировали конкретные. Автомобиль, мол, должен транспортировать кучу коробок с тщательно упакованными фарфоровыми статуэтками, фоторамками и прочими мелочами. А еще длинномерный материал из строительных супермаркетов. Ну, и комфорт обязан соответствовать, чай, не нищеброды.
Производители мгновенно кинулись исполнять хотелки горожан. В числе первых, изменив свой надежный, но скучный имидж, рванул «Понтиак». Так появилась линейка замечательных «сараев», красивых, богато укомплектованных машин.
С подачи Пола Гиллана, руководителя стайлинг-студии Pontiac, название автомобилю выбрали интригующее. Воображение рисует охотников в пробковых шлемах и костюмах цвета хаки. Видится африканский сеттинг: носороги, бегемоты, парочка гривастых под чахлым деревцем. И тут мчится такой длинный, весь модный и спортивный, сверкающий хромом «вагон» с эмблемой депо «Понтиак» на капоте.
Pontiac Star Safari 1959. Фото: YouTube.com
На самом деле он мчался в маркетинговую неизвестность. Ведь параллельным курсом шел бесподобный Bel Air Nomad от «Шевроле». Наш не победил: эти двое с результатом «ничья» остались лучшими образцами больших американских универсалов.
Chevrolet Bel Air Nomad 1955 – брат-близнец нашего героя. Фото: YouTube.com
К слову, «Nomad» с английского переводится, как «кочевник», а «Safari» с арабского – «путешествие». В креативе Джиэмовцам не откажешь. Еще бы! Начальником-то над обоими подразделениями был знаменитый Харли Эрл.
Ну, если быть совсем въедливыми (или честными), наш все же приотстал от «брата». Стоил на 500 баксов дороже: $3 046 против $2 571. И продавался хуже: за период 1955-1957 годы «Путешественников» купили 9 094 человек, «Кочевники» обрели 22 375 хозяев.
Под капотом «Сафари» мощный V8. Фото: YouTube.com
Пусть цифры говорят сами за себя, мы настаиваем на дружеской «ничьей»: в памяти потомков оба автомобиля оставили одинаково глубокий след. Эх! Поставить бы их рядом, да пальнуть из стартового пистолета…
Первые универсалы 1955 года были большими, тяжелыми, мощными и роскошными. «Понтиак» построил машины на полноразмерной заднеприводной платформе GM A. Уточним, это была база Chevrolet Corvette, обзор которого мы предлагали недавно. Но никакого плагиата: шаг был продиктован исключительно экономией на разработке. С «Корвета» сняли еще кое-какую оснастку: 3-ступенчатую механическую трансмиссию, двигатели. Но стиль придали уникальный.
Pontiac Star Safari 1965. Фото: YouTube.com
Средние стойки имели наклон вперед. Стекла пассажиров галерки открывались. Задняя дверь получила дополнительную хромированную отделку. Передний капот был бесконечно длинным и обрывался у монументального бампера и «пещеры» радиаторной решетки. Картину завершала со вкусом подобранная двухцветная окраска.
Размеры трех- и пятидверных машин:
✅ Длина – 5189 мм
✅ Ширина – 1950 мм
✅ Между осями – 3100 мм
✅ Снаряженная масса – 1699 кг
Двигатели стояли V8 объемом 4,7, 5,2 и 5,7 л. Моторы с 2-камерными карбюраторами выдавали 180 л. с., с 4-камерными – 200 л. с.
Уже в 1956-ом мощность силовых агрегатов составляла 216 и 285 «лошадей». Четырехскоростная автоматическая трансмиссия шла в стандартных комплектациях.
Модели универсалов Pontiac Star Safari с жесткой крышей современники назвали «богатой глазурью, когда-либо венчавшей радующий публику всеамериканский торт».
Третий ряд сидений «Понтиак Сафари» помещен в багажном отсеке, развернут против движения авто. Фото: YouTube.com
Каких только кузовов не увидели пользователи! Стреловидные боковые вставки, цельнометаллические корпуса и деревянные боковины. Кормовые «ракетные сопла», хитрая выштамповка на кузовных панелях, кожа и дорогой текстиль в салоне. Всякую ручку открывания двери или багажника производитель делал с выдумкой, а то и с секретным механизмом.
Взять заднюю дверь. Она могла быть сдвижная или раскладывающаяся с отдельными, независимо управляемыми компонентами. Стекло могло убираться вверх, куда-то в крышу, а нижняя часть откидывалась для перевозки длинномерных грузов.
Pontiac Star Safari 1973. Фото: YouTube.com
Управление дверью багажного отсека было ручным или электрическим с помощью переключателей на приборке. В какой-то момент владельцы закапризничали. Трудно, мол, рассаживаться и маневрировать внутри при двух боковых дверях. Руководство компании сняло с производства 3-дверные варианты, на рынок пошли 5-дверные «вагоны».
Выдержка из газетной статьи:
Чуть больше внимания уделим модели 1971-1978 годов.
При всей красоте и помпезности «вагоны» «Понтиак» оставались рабочими лошадками. В означенный период производитель размахнулся – дальше некуда.
Габариты Grand Safari при колесной базе 3226 мм:
✅ Длина – 5847, 5791, 5875 мм
✅ Ширина – 2019, 2022, 2017 мм
✅ Высота – 1468 мм
✅ Вес – 2300, 2400 кг
Это был самый большой автомобиль в истории марки. Дизайн разработал Билл Митчелл, которого машиностроительная индустрия благодарит за вневременные Chevrolet Bel Air, Cadillac Sixty Special и множество других жемчужин автопрома. В «Гранд Сафари» Митчелл устанавливал 2 и 3 ряда сидений на 6 и 9 пассажиров, а также заднюю дверь-«раскладушку».
«Понтиак Гранд Сафари» 1978. Фото: YouTube.com
Впервые в отрасли стекло багажного отделения было на электроприводе и поднималось на крышу. А нижний фрагмент двери сдвигался в нишу под полом отсека. Позднее «раскладушку» заменили трехстворчатой конфигурацией.
В стандартной комплектации шел 6,6-литровый двигатель V8. Опционально предлагали V8 с характеристиками:
✅ Объем – 7,5 л
✅ Мощность – 215 л. с. при 3,6 тыс. об/мин
✅ Пик момента силы – 475 Н*м при 2,4 тыс. об/мин
Привод на задние колеса подавала автоматическая 3-ступка.
Универсал Pontiac Star Safari 1988. Фото: YouTube.com
Тираж понтиаковских «вагонов» не был умопомрачительным. Девятиместных 3-рядных универсалов, например, создано порядка 25 тыс. шт. Тем ценнее становятся «сараи» упраздненной в 2010 году марки.
Откровенно неудачных моделей «Понтиак» вспомнить трудно. Но есть линейка, сделавшая настоящую славу производителю. Это универсалы «Сафари». Построй этих красавцев в один ряд, зрелище вышло бы грандиозным.
О больших американских универсалах
Если строго следовать классификации автомобильных кузовов, то внедорожники и хетчбэки – универсалы. Но мы не о них, а о тех, кого называют «вагонами», «фургонами», «комби», «сараями», «шутинг брейками» или просто семейными (Familiare) автомобилями.

В целом, это достаточно редкие узкоспециализированные грузопассажирские легковушки. Тип закрытого двухобъемного кузова практичен, удобен для коммерческих целей. До Второй мировой потребность в Station Wagon (североамериканское название универсалов) была невелика.
Автопроизводители не ставили такие машины на конвейеры. Спрос удовлетворяли мелкие частные фирмы. Для удешевления моделей борта изготавливали из дерева. Эта невероятно трогательная традиция существует до сих пор.
Дальнейшее развитие универсалов
Положение дел в обществе неожиданно изменилось к 50-ым. Как только экономика США перешла на гражданские рельсы, народ зажил весело, сытно, счастливо. Многих вдруг потянуло из мегаполисов на природу. Начался процесс, обратный урбанизации, – субурбия. Толпам одичавшим, видимо, в «каменных джунглях» янки потребовались большущие, вместительные машины, чтобы перевозить добро в загородные дома.

Городские «Маугли», резко полюбившие сельские прелести, были не бедными. Требования к транспортному средству сформировали конкретные. Автомобиль, мол, должен транспортировать кучу коробок с тщательно упакованными фарфоровыми статуэтками, фоторамками и прочими мелочами. А еще длинномерный материал из строительных супермаркетов. Ну, и комфорт обязан соответствовать, чай, не нищеброды.
Производители мгновенно кинулись исполнять хотелки горожан. В числе первых, изменив свой надежный, но скучный имидж, рванул «Понтиак». Так появилась линейка замечательных «сараев», красивых, богато укомплектованных машин.
Pontiac Star Safari 1955-1989: обзор
С подачи Пола Гиллана, руководителя стайлинг-студии Pontiac, название автомобилю выбрали интригующее. Воображение рисует охотников в пробковых шлемах и костюмах цвета хаки. Видится африканский сеттинг: носороги, бегемоты, парочка гривастых под чахлым деревцем. И тут мчится такой длинный, весь модный и спортивный, сверкающий хромом «вагон» с эмблемой депо «Понтиак» на капоте.

На самом деле он мчался в маркетинговую неизвестность. Ведь параллельным курсом шел бесподобный Bel Air Nomad от «Шевроле». Наш не победил: эти двое с результатом «ничья» остались лучшими образцами больших американских универсалов.

К слову, «Nomad» с английского переводится, как «кочевник», а «Safari» с арабского – «путешествие». В креативе Джиэмовцам не откажешь. Еще бы! Начальником-то над обоими подразделениями был знаменитый Харли Эрл.
Ну, если быть совсем въедливыми (или честными), наш все же приотстал от «брата». Стоил на 500 баксов дороже: $3 046 против $2 571. И продавался хуже: за период 1955-1957 годы «Путешественников» купили 9 094 человек, «Кочевники» обрели 22 375 хозяев.

Пусть цифры говорят сами за себя, мы настаиваем на дружеской «ничьей»: в памяти потомков оба автомобиля оставили одинаково глубокий след. Эх! Поставить бы их рядом, да пальнуть из стартового пистолета…
Safari в А-кузове (1955-1957)
Первые универсалы 1955 года были большими, тяжелыми, мощными и роскошными. «Понтиак» построил машины на полноразмерной заднеприводной платформе GM A. Уточним, это была база Chevrolet Corvette, обзор которого мы предлагали недавно. Но никакого плагиата: шаг был продиктован исключительно экономией на разработке. С «Корвета» сняли еще кое-какую оснастку: 3-ступенчатую механическую трансмиссию, двигатели. Но стиль придали уникальный.

Средние стойки имели наклон вперед. Стекла пассажиров галерки открывались. Задняя дверь получила дополнительную хромированную отделку. Передний капот был бесконечно длинным и обрывался у монументального бампера и «пещеры» радиаторной решетки. Картину завершала со вкусом подобранная двухцветная окраска.
Размеры трех- и пятидверных машин:
✅ Длина – 5189 мм
✅ Ширина – 1950 мм
✅ Между осями – 3100 мм
✅ Снаряженная масса – 1699 кг
Двигатели стояли V8 объемом 4,7, 5,2 и 5,7 л. Моторы с 2-камерными карбюраторами выдавали 180 л. с., с 4-камерными – 200 л. с.
Уже в 1956-ом мощность силовых агрегатов составляла 216 и 285 «лошадей». Четырехскоростная автоматическая трансмиссия шла в стандартных комплектациях.
Safari в B-кузове (1957-1989)
Модели универсалов Pontiac Star Safari с жесткой крышей современники назвали «богатой глазурью, когда-либо венчавшей радующий публику всеамериканский торт».

Каких только кузовов не увидели пользователи! Стреловидные боковые вставки, цельнометаллические корпуса и деревянные боковины. Кормовые «ракетные сопла», хитрая выштамповка на кузовных панелях, кожа и дорогой текстиль в салоне. Всякую ручку открывания двери или багажника производитель делал с выдумкой, а то и с секретным механизмом.
Взять заднюю дверь. Она могла быть сдвижная или раскладывающаяся с отдельными, независимо управляемыми компонентами. Стекло могло убираться вверх, куда-то в крышу, а нижняя часть откидывалась для перевозки длинномерных грузов.

Управление дверью багажного отсека было ручным или электрическим с помощью переключателей на приборке. В какой-то момент владельцы закапризничали. Трудно, мол, рассаживаться и маневрировать внутри при двух боковых дверях. Руководство компании сняло с производства 3-дверные варианты, на рынок пошли 5-дверные «вагоны».
Выдержка из газетной статьи:
Элегантный внутри; снаружи кричащий. Сафари действительно был сказочным универсалом для сказочных пятидесятых!
Чуть больше внимания уделим модели 1971-1978 годов.
«Понтиак Гранд Сафари»
При всей красоте и помпезности «вагоны» «Понтиак» оставались рабочими лошадками. В означенный период производитель размахнулся – дальше некуда.
Габариты Grand Safari при колесной базе 3226 мм:
✅ Длина – 5847, 5791, 5875 мм
✅ Ширина – 2019, 2022, 2017 мм
✅ Высота – 1468 мм
✅ Вес – 2300, 2400 кг
Это был самый большой автомобиль в истории марки. Дизайн разработал Билл Митчелл, которого машиностроительная индустрия благодарит за вневременные Chevrolet Bel Air, Cadillac Sixty Special и множество других жемчужин автопрома. В «Гранд Сафари» Митчелл устанавливал 2 и 3 ряда сидений на 6 и 9 пассажиров, а также заднюю дверь-«раскладушку».

Впервые в отрасли стекло багажного отделения было на электроприводе и поднималось на крышу. А нижний фрагмент двери сдвигался в нишу под полом отсека. Позднее «раскладушку» заменили трехстворчатой конфигурацией.
В стандартной комплектации шел 6,6-литровый двигатель V8. Опционально предлагали V8 с характеристиками:
✅ Объем – 7,5 л
✅ Мощность – 215 л. с. при 3,6 тыс. об/мин
✅ Пик момента силы – 475 Н*м при 2,4 тыс. об/мин
Привод на задние колеса подавала автоматическая 3-ступка.

Тираж понтиаковских «вагонов» не был умопомрачительным. Девятиместных 3-рядных универсалов, например, создано порядка 25 тыс. шт. Тем ценнее становятся «сараи» упраздненной в 2010 году марки.
- Timofey
- youtube.com
Рекомендуем для вас

В России возрождают советский порт и железную дорогу к нему – есть ли перспективы?
Город должен был стать энергетическим и судоходным центром региона, но совокупность факторов не позволила этому случиться. Теперь о порте заговорили вновь и...

Scania и MAN не вернутся на российский завод – там готовятся к выпуску отечественных БАЗ
Российские грузовики идеальны для сложных условий эксплуатации. А серийная сборка моделей начнется уже этим летом....

РЖД начал работы по восстановлению значимых отрезков Транссибирской магистрали
Программа также затронет пути Свердловской и Тюменской областей, а также Пермского края. После сдачи объектов увеличится максимальная скорость грузовых и...

Второй Ил-96-400Т начал выполнять коммерческие полеты
Теперь важные грузы можно оперативно доставлять в отдаленные от центра регионы. Осталось наладить постоянные маршруты....

Tugella – все: в Белорусии начнут выпускать новый Belgee S50
Это глубоко локализованная версия Geely Emgrand. Планируют выйти на 5000 автомобилей в год....

«Днепры» против «Уралов» в грязи и на бездорожье – кто кого?
Когда в одной поездке сходятся «Днепры» и «Уралы», можно быть уверенным – легкой прогулки не будет. В этом видео на YouTube-канале «Oppozit moto Belarus»...

Ан-12 против Airbus A400 – соревнования по красоте посадки
Современные крупные самолеты давно уже турбовентиляторные. Конечно, у большинства из них не реактивные силовые агрегаты. Но многие в этом все равно не...

Зачем в Мурманской области построили новый морской порт
Несмотря на то, что порт Мурманска считается недозагруженным, на противоположном берегу построили новую гавань для перевалки угля....

Одномоторный самолет E1000 AX демонстрирует впечатляющую производительность и может сесть без помощи человека
Даже место для посадки модель способна выбрать сама. Подробнее о новом проекте читайте в нашем материале....

Впервые в истории удалось обслужить спутник на орбите захоронения
Аппарат компании Northrop Grumman стал спасителем спутниковых устройств. Планируется запуск целой серии....

«Машина времени» – Mercedes-Benz выпустил ретро-версию G-Class
Она призвана погрузить водителя в 80-е годы. В салоне будет уютно как дома, ведь, кроме прочего, там есть «плед». Впрочем, ценник тоже как за хорошие...

«Окская судоверфь» завершила постройку сухогруза «Леонид Багров»
Судно проекта RSD71 может курсировать и по рекам, и по морям. Оно стало развитием проекта RSD59....

«Скучать не будем» – десяток китайских брендов покинет рынок России
Не каждый покупатель готов довериться «безымянному» китайскому бренду. Некоторые из них не смогли продать и 20 машин за последние три месяца....

Российский авиамотор ПД-14 модернизируют на 14 млрд рублей
Сумма как-то подозрительно созвучна с индексом силового агрегата. Цель проекта – повышение конкурентоспособности двигателя....

Два новых пикапа и внедорожник на шасси Nissan появятся в России официально
Эти автомобили даже собираются на одном заводе с Ниссан. У нас их предложат под брендом Oting....

Стартовало мелкосерийное производство особой LADA Vesta
Вряд ли данная модификация будет пользоваться высоким спросом. Но некоторые с нетерпением ждали именно ее....