«ИЖ-Юпитер Ш 12» – один из последних гоночных «двухтактников» СССР
Все модели мотоциклов советских времен не блистали особыми характеристиками. Несмотря на это, на базе серийным образцов создавались довольно успешные гоночные версии двухколесной техники. Сказанное относилось и к «Минску», и к «Восходу», и к более мощных аппаратам производства завода ИЖ.
Большинство из них предназначалось для кольцевых гонок. Иногда создавались версии и для других спортивных дисциплин. Ижевский мотозавод к этому процессу подключился в конце 60-х. Именно тогда и появилась модель Ш 11. Ведь советских спортсменов больше не устраивал вариант штучной (едва ли не кустарной) сборки спортивных байков. Просто мотогонки в нашей стране стали массовыми и очень популярными.
Серпуховский завод, раньше выручавший их, к этому времени отошел в сторону, сосредоточившись на ином направлении. Поэтому замена требовалась срочно, и она должна была быть не единичным экземпляром, а тем, что могло пойти в мелкосерийное производство. Тут на выручку и поспешил Ижевский завод, создавший гоночный мотоцикл Ш 11.
На предприятии подошли к заданию очень ответственно, так что от хорошо знакомых нам серийных ИЖ в гоночной версии мало что осталось. Инженеры подготовили для нее (учитывая специфику будущего использования) усиленную раму, иную тормозную систему, другую модель колес и специальные гоночные задние амортизаторы. Родными остались лишь:
✅ картер
✅ элементы коробки передач
✅ рычаги и тросики
Изменились также цилиндры двигателя и передаточные числа в КПП. Роль генератора перепоручили аккумулятору, а нижние стаканы передней вилки укоротили на 4 см. Такой серьезный подход принес ожидаемые результаты. Надежный и хорошо продуманный мотоцикл прекрасно зарекомендовал себя во время гонок, что открыло перед производителем перспективы для создания новых спортивных версий.
Это позволило увеличить скоростные и мощностные характеристики мотоцикла. По последнему он повысил показатели дорожной версии почти на 30%. В первую очередь на это повлияло увеличение степени сжатия и другие доработки. В будущие годы он, также как и предшественник, успешно выступал в кольцевых гонках.
В конце 70-х и начале 80-х мотоцикл выпускался мелкосерийно. Очень быстро он стал героем статьи в профильном журнале. В ней, кроме черно-белого фото, содержалась подробная характеристика показателей гоночной техники. Так каждый советский любитель мотоспорта мог наглядно убедится, что и в нашей стране умеют делать достойные аппараты. Вот некоторые из приведенных там цифр:
✅ длина – 2 м
✅ ширина – 0,55 м
✅ высота – 1,15 м
✅ максимальная скорость – 180 км/ч или немного выше
Добиться такой резвости от техники позволил тот факт, что инженеры смогли зафиксировать ее общий вес на уровне 125 кг. Это не только выглядело намного «стройней», чем у конкурентов, но и давало неплохую фору. В свою очередь, облегчить конструкцию удалось благодаря расчетам специалистов. Они пришли к выводу, что во время соревнований рама мотоцикла не будет испытывать каких-либо сверхнагрузок, поэтому нашли возможным ее максимально облегчить.
Специалисты ИЖ даже оставили определенный запас, учитывающий возможность модификации двигателя. Спортивные шины, которыми снабдили Ш 12, теоретически могли выдерживать скорость до 200 км/ч. Для безопасности движения использованы 200-миллиметровые барабанные двухкулачковые тормоза.
Еще одним важным элементом стала приспособляемость гоночной техники к разным типам трасс и поверхности. Для этого Ш 12 снабдили сразу двумя комплектами шестеренок. Они имели отличия по передаточному числу, что давало возможность выбора оптимального варианта для конкретного участка гонок (от 1,00 до 1,81 либо от 1,00 до 2,22). Неплохо поработали и с силовым агрегатом:
✅ двухтактная версия
✅ количество цилиндров – 2
✅ рабочий объем двигателя – 347 куб. см
✅ мощность – 37 л. с
✅ при 7500-8500 об/мин
Создатели не только установили на него два карбюратора, но и решили не рисковать, выбрав надежную и проверенную фирму. Такой же тип применялся и на знаменитых чехословацких мотоциклах, его индекс – Jikov 2936. Диаметр диффузора составлял 32 мм. Запаса полного бака топлива при среднем темпе использования могло хватить на 130 километров трассы.
Большим плюсом для этой модели стал факт ее мелкосерийного производства. Конечно, это не давало возможности применения явных ноу-хау и сильно снижало вариативность характеристик техники. Зато обеспечивало необходимыми спортбайками постоянно растущую плеяду советских спортсменов.
В течение года предприятие выпускало от полусотни или немного больше мотоциклов «ИЖ Юпитер Ш 12». Это позволило заметно снизить их рыночную стоимость. Так в клубы ДОСААФ они поставлялись по цене 1,7 тыс. советских рублей. Что всего лишь в 2,4 выше, чем менее мощный 175-кубовый «Восход ШК 4».
Еще одной конструктивной особенностью модели можно считать отсутствие у нее заводной ножки. Производители решили, что во время кольцевых гонок мотоциклы заводятся с хода, поэтому подобный аксессуар можно считать необязательным. А вот передние и задние амортизационные элементы (вилки и регулируемая конструкция) позаимствованы у другого серийного мотоцикла завода – любимого многими ПС, правда ход у задних пришлось слегка уменьшить.
Все приведенные лестные эпитеты и характеристики оказались бы неполными, не получи они подтверждения на практике. Но Ш 12 на самом деле стал одним из любимых у советских гонщиков, выступавших в классе «350Б». Особенно он полюбился «горячим эстонским парням».
Местные спортсмены (в духе прибалтийской эстетики) даже придумали для техники своеобразное оформление, получившее название «эстонский обвес». Там присутствовали не только яркие и хорошо сочетающиеся краски, но и надписи латинскими буквами на эстонском языке. Местная фирма «Вихур» также выпускала баки и хвостовое оформление специально для мотоцикла «ИЖ Юпитер Ш 12».
На таком выступал и легенда советского мотоспорта, 20-кратный чемпион СССР Александр Григорьевич Московка. До сих пор ходят слухи о том, что для него каждый год на заводе готовился индивидуальный экземпляр гоночного мотоцикла. Конечно, чемпион мог себе позволить и такие вольности, однако, пока он не подтвердил, но и не опроверг эту информацию. Высокий статус модели поддерживает и то, что ее могли доверить только спортсменам категории не ниже «кмс».
Технического запаса конструкции хватило почти на десятилетие. Но даже в этот период элементы Ш 12 продолжали изменять и дорабатывать. К примеру, позже он получил бак немного меньших размеров и бесконтактную систему зажигания с двумя датчиками Холла.
Но уже к середине 80-х стало ясно, что конструкция мотоцикла окончательно устарела. Не помогла и коренная омологация, результатом которой оказалось появление в 1985 году новой модели ИЖ-6.217. К концу подходила эра двухтактной техники, и сама советская эпоха.
Но спустя десятилетия популярность Ш 12 приобрела новый виток. Достаточное количество собранных единиц, исчисляющееся несколькими сотнями, позволило многим из них дожить до сегодняшних дней. Поэтому современные любители мотостарины считают за честь обладать одним из экземпляров советских гоночных мотоциклов. Хранят их и некоторые спортсмены, прежде устанавливавшие на них рекорды и завоевывавшие медали соревнований. Иногда владельцы даже участвуют в любительских ретро-гонках.
Большинство из них предназначалось для кольцевых гонок. Иногда создавались версии и для других спортивных дисциплин. Ижевский мотозавод к этому процессу подключился в конце 60-х. Именно тогда и появилась модель Ш 11. Ведь советских спортсменов больше не устраивал вариант штучной (едва ли не кустарной) сборки спортивных байков. Просто мотогонки в нашей стране стали массовыми и очень популярными.
«ИЖ-Юпитер Ш 12» – спортивная версия известного советского мотоцикла. Фото: youtube.com
Серпуховский завод, раньше выручавший их, к этому времени отошел в сторону, сосредоточившись на ином направлении. Поэтому замена требовалась срочно, и она должна была быть не единичным экземпляром, а тем, что могло пойти в мелкосерийное производство. Тут на выручку и поспешил Ижевский завод, создавший гоночный мотоцикл Ш 11.
Новые конструкции от Ижевского мотозавода
На предприятии подошли к заданию очень ответственно, так что от хорошо знакомых нам серийных ИЖ в гоночной версии мало что осталось. Инженеры подготовили для нее (учитывая специфику будущего использования) усиленную раму, иную тормозную систему, другую модель колес и специальные гоночные задние амортизаторы. Родными остались лишь:
✅ картер
✅ элементы коробки передач
✅ рычаги и тросики
Изменились также цилиндры двигателя и передаточные числа в КПП. Роль генератора перепоручили аккумулятору, а нижние стаканы передней вилки укоротили на 4 см. Такой серьезный подход принес ожидаемые результаты. Надежный и хорошо продуманный мотоцикл прекрасно зарекомендовал себя во время гонок, что открыло перед производителем перспективы для создания новых спортивных версий.
К 1977 году заводчане подготовили для советских спортсменов достойную смену – гоночный мотоцикл ИЖ-Ш 12. Для его конструкции базой послужила третья серийная модель предприятия. Чтобы приспособить ее к высоким требованиям, все узлы байка подвергли коренной модернизации.
Это позволило увеличить скоростные и мощностные характеристики мотоцикла. По последнему он повысил показатели дорожной версии почти на 30%. В первую очередь на это повлияло увеличение степени сжатия и другие доработки. В будущие годы он, также как и предшественник, успешно выступал в кольцевых гонках.
Рост популярности Ш 12
В конце 70-х и начале 80-х мотоцикл выпускался мелкосерийно. Очень быстро он стал героем статьи в профильном журнале. В ней, кроме черно-белого фото, содержалась подробная характеристика показателей гоночной техники. Так каждый советский любитель мотоспорта мог наглядно убедится, что и в нашей стране умеют делать достойные аппараты. Вот некоторые из приведенных там цифр:
✅ длина – 2 м
✅ ширина – 0,55 м
✅ высота – 1,15 м
✅ максимальная скорость – 180 км/ч или немного выше
Добиться такой резвости от техники позволил тот факт, что инженеры смогли зафиксировать ее общий вес на уровне 125 кг. Это не только выглядело намного «стройней», чем у конкурентов, но и давало неплохую фору. В свою очередь, облегчить конструкцию удалось благодаря расчетам специалистов. Они пришли к выводу, что во время соревнований рама мотоцикла не будет испытывать каких-либо сверхнагрузок, поэтому нашли возможным ее максимально облегчить.
Ш 12 в ином цветовом исполнении. Фото: youtube.com
Специалисты ИЖ даже оставили определенный запас, учитывающий возможность модификации двигателя. Спортивные шины, которыми снабдили Ш 12, теоретически могли выдерживать скорость до 200 км/ч. Для безопасности движения использованы 200-миллиметровые барабанные двухкулачковые тормоза.
Еще одним важным элементом стала приспособляемость гоночной техники к разным типам трасс и поверхности. Для этого Ш 12 снабдили сразу двумя комплектами шестеренок. Они имели отличия по передаточному числу, что давало возможность выбора оптимального варианта для конкретного участка гонок (от 1,00 до 1,81 либо от 1,00 до 2,22). Неплохо поработали и с силовым агрегатом:
✅ двухтактная версия
✅ количество цилиндров – 2
✅ рабочий объем двигателя – 347 куб. см
✅ мощность – 37 л. с
✅ при 7500-8500 об/мин
Создатели не только установили на него два карбюратора, но и решили не рисковать, выбрав надежную и проверенную фирму. Такой же тип применялся и на знаменитых чехословацких мотоциклах, его индекс – Jikov 2936. Диаметр диффузора составлял 32 мм. Запаса полного бака топлива при среднем темпе использования могло хватить на 130 километров трассы.
Другие технические особенности гоночного мотоцикла
Большим плюсом для этой модели стал факт ее мелкосерийного производства. Конечно, это не давало возможности применения явных ноу-хау и сильно снижало вариативность характеристик техники. Зато обеспечивало необходимыми спортбайками постоянно растущую плеяду советских спортсменов.
В течение года предприятие выпускало от полусотни или немного больше мотоциклов «ИЖ Юпитер Ш 12». Это позволило заметно снизить их рыночную стоимость. Так в клубы ДОСААФ они поставлялись по цене 1,7 тыс. советских рублей. Что всего лишь в 2,4 выше, чем менее мощный 175-кубовый «Восход ШК 4».
2-цилиндровый силовой агрегат Ш 12. Фото: youtube.com
Еще одной конструктивной особенностью модели можно считать отсутствие у нее заводной ножки. Производители решили, что во время кольцевых гонок мотоциклы заводятся с хода, поэтому подобный аксессуар можно считать необязательным. А вот передние и задние амортизационные элементы (вилки и регулируемая конструкция) позаимствованы у другого серийного мотоцикла завода – любимого многими ПС, правда ход у задних пришлось слегка уменьшить.
Все приведенные лестные эпитеты и характеристики оказались бы неполными, не получи они подтверждения на практике. Но Ш 12 на самом деле стал одним из любимых у советских гонщиков, выступавших в классе «350Б». Особенно он полюбился «горячим эстонским парням».
Местные спортсмены (в духе прибалтийской эстетики) даже придумали для техники своеобразное оформление, получившее название «эстонский обвес». Там присутствовали не только яркие и хорошо сочетающиеся краски, но и надписи латинскими буквами на эстонском языке. Местная фирма «Вихур» также выпускала баки и хвостовое оформление специально для мотоцикла «ИЖ Юпитер Ш 12».
Специфически короткий гоночный руль. Фото: youtube.com
На таком выступал и легенда советского мотоспорта, 20-кратный чемпион СССР Александр Григорьевич Московка. До сих пор ходят слухи о том, что для него каждый год на заводе готовился индивидуальный экземпляр гоночного мотоцикла. Конечно, чемпион мог себе позволить и такие вольности, однако, пока он не подтвердил, но и не опроверг эту информацию. Высокий статус модели поддерживает и то, что ее могли доверить только спортсменам категории не ниже «кмс».
Конец эпохи «двухтактников»
Технического запаса конструкции хватило почти на десятилетие. Но даже в этот период элементы Ш 12 продолжали изменять и дорабатывать. К примеру, позже он получил бак немного меньших размеров и бесконтактную систему зажигания с двумя датчиками Холла.
Но уже к середине 80-х стало ясно, что конструкция мотоцикла окончательно устарела. Не помогла и коренная омологация, результатом которой оказалось появление в 1985 году новой модели ИЖ-6.217. К концу подходила эра двухтактной техники, и сама советская эпоха.
Оставшиеся «ИЖ-Юпитер Ш 12» бережно хранятся их владельцами. Фото: youtube.com
Но спустя десятилетия популярность Ш 12 приобрела новый виток. Достаточное количество собранных единиц, исчисляющееся несколькими сотнями, позволило многим из них дожить до сегодняшних дней. Поэтому современные любители мотостарины считают за честь обладать одним из экземпляров советских гоночных мотоциклов. Хранят их и некоторые спортсмены, прежде устанавливавшие на них рекорды и завоевывавшие медали соревнований. Иногда владельцы даже участвуют в любительских ретро-гонках.
- Иван Гончаров
- youtube.com
Рекомендуем для вас
Подводный арктический газовоз «Пилигрим» заменит трубопроводы
Доставка углеводородов подводным газовозом, да еще под арктическими льдами – не фантастика ли? О проекте 2019-го года сегодня вспомнили не случайно. Реальная...
Lada Vesta в 2025 году станет не хуже иномарок – готовится глобальное обновление
Наконец дождемся? Или АвтоВАЗ просто вынужден модернизировать автомобили под напором китайских брендов?...
ПД-8 будут испытывать на летающей лаборатории
По сообщению главы Ростеха, ПД-8 проходит последние испытания на стенде и следующий этап – тестирование в полете на Ил-76ЛЛ. Затем двигатель установят на...
Зачем при взлете и посадке стюардессы просят открывать шторки иллюминаторов
Эта неожиданная просьба имеет под собой довольно веские основания, которые, возможно, помогут сберечь здоровье, а то и жизнь пассажиров. Неужели какие-то...
ЯМЗ-535: новая рядная «четверка», которая пестрит отечественными инновациями
В новом видео на YouTube-канале «Автомобильная Россия» представлен дизельный двигатель ЯМЗ-535, который стал улучшенной версией популярного мотора ЯМЗ-534. Это...
ОДК покажет прорывные технологии на примере авиадвигателей ПД-14 и ПД-35
Выставка пройдет в Москве с 23 по 25 декабря. Покажут лучшие достижения в авиастроении....
Новый комбайн от Ростсельмаш – революционное решение для полей
На выставке «Агросалон 2024» в подробностях продемонстрировали долгожданную новинку от завода Ростсельмаш. Ею стал кормоуборочный комбайн F-1500 с двигателем...
У экранопланов, похоже, открывается «второе дыхание»
И снова «в деле» фигурируют водородные технологии. О новых открывающихся перспективах этого надводного транспорта читайте в нашем материале....
Чиновники уточнили сроки производства МС-21-300 и SJ-100
Также стало известно, сколько уже готово единиц МС-21. А еще название лайнера SJ-100 хотят русифицировать. И его выход в серию напрямую зависит от ПД-8....
В России появятся «двойники» аэропортов
Система интерактивная и обеспечивает улучшенный мониторинг работы аэропорта и сопутствующей инфраструктуры. Также технология позволяет оптимизировать...
Hyundai объявляет «войну» мониторам в авто
Все уже привыкли к ярким экранам мультимедиа. Вот только немногие знают, как влияют на безопасность вождения эти устройства и есть ли им альтернатива....
Что будет, если с двигателя Жигулей «срезать» 8 кг запчастей?
Команда YouTube-канала «Гараж 54» пошла на очередной необычный эксперимент, до которого мало кто мог додуматься. Они продемонстрировали проект по созданию...
Первые подробности о красноярском вездеходе Visuva T8
Чтобы управлять этим «монстром» не нужно специальное обучение. В качестве руля – штурвал, а гусеницы изготовлены из композита, которые уменьшают давление на...
Многоосные шасси МЗКТ выходят на гражданский рынок – «Волат» для суровой эксплуатации
Минский завод колесных тягачей известен на просторах бывшего Советского Союза в первую очередь своими многоосными шасси для ракетовозов. Но уже давно...
Представлен «Чистогор» – грузовая новинка с логотипом «КАМАЗ»
Автомобиль создан при совместном сотрудничестве крупнейшего производителя грузовой техники и Центра водородных технологий АФК «Система». Подробнее о проекте...
КАМАЗ представил обновленное шасси К3: новый двигатель, кабина и не только
Благодаря изменениям серия К3 стала ближе к более дорогой линейке К5. Что именно улучшили?...